Исторический контекст становления экономики совместного потребления

Лясников Н.В.1, Милешина О.Ю.2, Лясникова Ю.В.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
3 Московский государственный областной университет

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Лясников Н.В., Милешина О.Ю., Лясникова Ю.В. Исторический контекст становления экономики совместного потребления // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 213-224. – doi: 10.18334/ecsoc.12.4.116654.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305213

Аннотация:
Большое влияние на возникновение шеринг-экономики оказали исторические предпосылки. Активные обсуждения идеи экономики совместного потребления начались еще в 1990-х годах, но окончательное ее формирование пришлось на этап развития цифровых технологий, интернета, виртуальных сообществ и социальных сетей. Цель статьи - детально рассмотреть историю возникновения современного Sharing. Выводы: Успех российских шеринговых онлайн-платформ всегда будет зависеть от того, как они себя зарекомендуют, насколько безопасными будут сделки и насколько надежным будет сервис. Такие сложности приходилось преодолевать шеринговым деловым проектам и на западных рынках, так что решение этой проблемы не является чем-то невозможным.

Ключевые слова: экономика совместного потребления, sharing-экономика, экономика участия, краткосрочная аренда, разумное потребление, совместное владение, совместное потребление, экономика деления



ВВЕДЕНИЕ. Первые предпосылки возникновения шеринг-экономики (sharing economy), или совместного пользования услугами и продуктами, появились на заре становления общественных отношений. Классические примеры шеринг-экономики – комиссионные магазины, пункты проката, библиотеки.

Шеринг-экономику часто называют экономикой совместного потребления (collaborative consumption). Совместное потребление актуально во многих сферах. Люди ежедневно сталкиваются с совместным потреблением (например, желая прокатиться на карусели, никто не идет покупать целый аттракцион). В повседневной практике прочно закрепились разные элементы шеринг-экономики: аренда жилья на краткосрочный период и сдача в прокат (автомобильного транспорта, инструмента, оборудования, костюмов, бытовой техники и пр.). Эти элементы шеринговой экономики присутствовали в общественно-экономических отношениях и в период Советского Союза.

Следует отметить, что сфера услуг в принципе является благоприятной почвой для развития шеринг-экономики. Несмотря на то, что сфера услуг существует столько же, сколько и человеческое общество, о шеринговой экономике как о самостоятельной экономической категории или отдельном направлении начали говорить только в последние 10–15 лет.

В научной литературе используются такие синонимы понятия шеринг-экономики: экономика участия, обмен, бартер, краткосрочная аренда, разумное потребление, совместное владение, совместное потребление, долевая экономика, экономика деления, разумное потребление [2, 7] (Veretennikova, 2021; Kireeva, Zavyalov, Zavyalova, Saginova, 2021).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Первой в практику вошла традиция обмениваться книгами, фильмами на DVD и CD-дисках, инструментом и предметами обихода. Сегодня насчитывается множество разных течений по обмену одеждой (dresscrossing), книгами (bookcrossing), различными вещами и предметами (предметами личного пользования, детскими товарами, игрушками, часами, украшениями, мебелью и пр.).

В Соединенных Штатах в эпоху комиссионных магазинов и секонд-хендов каждый человек мог приобрести там нужные вещи или сдать ненужные. Сбор вещей для бедняков начался еще раньше. В качестве главного организатора выступала церковь. В католических и христианских странах каждый мог пожертвовать приходу игрушки, одежду, обувь, деньги, которые затем передавались новым хозяевам. Аналогичная практика популярна до сих пор.

В самом начале прошлого века начали развиваться разного рода фонды помощи детям-сиротам. Богатые меценаты с готовностью оплачивали образование способным сиротам. Позднее был учрежден фонд Матери Терезы [13], призывавшей население стран первого мира к отправке средств в беднейшие страны мира с целью улучшения качества жизни людей. Благодаря этому африканские дети стали получать одежду из Германии и США. Волонтеры раздавали гуманитарную помощь на улицах бесплатно.

Достаточно интересная и долгая история у шеринга продуктов питания. В довоенные годы в Германии и странах Европы практиковалась так называемая зимняя помощь бедным (одежда, еда). Пищу обычно готовили непосредственно на улице в большом чане, а бездомные выстраивались в очередь в ожидании бесплатного хлеба и супа. Не исчезла такая практика и сегодня. К примеру, в Лос-Анджелесе ежедневно открываются пункты выдачи пищи бездомным и бедным. Люди без средств к существованию подходят друг к другу на улицах, чтобы узнать адреса кормления. В странах, где практикуется регулярное кормление бездомных, процент алкоголизма и разбоя среди этого контингента намного ниже.

Существует два основных направления шеринга – бесплатное и платное. Первое направление – это совместное использование или безвозмездный обмен вещами, а второе – купля-продажа или возмездный обмен.

Происхождение шеринг-экономики принято связывать с распространением новых стандартов потребления среди лиц, рожденных в период между 1980 г. и 2000 г. (т. е. поколения миллениалов). Самым старшим представителям этого поколения сегодня почти 40 лет, младшим ― едва исполнилось 20. Это достаточно большой пласт активной молодежи. Но желания и потребности молодежи не всегда совпадают с возможностями.

Современное общество является обществом потребления. Реклама призывает людей к использованию всех благ цивилизации. Эта реклама сыплется на людей отовсюду. При этом современная реклама не содержит прямых призывов к покупке. Главный посыл большинства рекламных роликов – «обладай, пользуйся, узнай, попробуй». В основном они рассчитаны на младший средний возраст (40 лет) и молодежь. В результате массированной рекламной атаки у общества порождаются новые желания и потребности. Но материальные возможности миллениалов намного скромнее, чем предыдущего поколения, так как им приходится оплачивать кредиты за обучение и жилье. Еще одна актуальная проблема современности – высокий уровень безработицы [12]. В России представители этого поколения полностью восприняли модель экономического поведения, существующую в западных странах, активно пользуясь кредитами на жилье, обучение и отдых. Всеобщая закредитованность населения обусловливает отсутствие свободных денег.

Всеобщее изобилие делает отказ от общественных благ практически невозможным. Соответственно, было найдено простое и достаточно эффективное решение. Речь идет о совместном использовании без необходимости уплаты полной стоимости покупки. При такой позиции обеспечивается защита от новых займов и кредитов (например, ипотеки или автокредитов), позволяя жить свободной и полноценной жизнью [6, 9] (Zabelina, Asaliev, Druzhinina, 2021; Levina, Dudin, 2020).

Отличительными чертами шеринга выступают:

- бесплатная или платная основа;

- дефицит финансовых ресурсов;

- широкая распространенность среди молодежи.

В различных формах обмен существовал всегда. Достаточно вспомнить натуральный обмен на заре становления человеческого общества; бартер в 1990-е годы; коллекционеров, которые обмениваются монетами, марками, раритетными вещами. В настоящее время совместное пользование услугами и обмен вещами превратились в настоящий шеринговый бизнес.

Сегодня широко распространена замечательная традиция ― «подвешенный кофе» [1] (Alasaniya, 2011) (итал. «un caffe sospeso»). Суть в том, что в ресторане или кафе, где практикуется такая программа, посетитель может оплатить напиток или блюдо для кого-либо из тех, кто посетит заведение позднее. Эта программа не является благотворительностью. Благодаря данной программе посетители заведений могут делиться, делая людям неожиданную приятность (кофе, чай, десерт) или выручая их (порция в столовой, хлеб в магазине).

Идеи шеринга начали развиваться с самого начала возникновения человеческого общества. Почему же тогда о шеринге говорят как о новом явлении? Речь идет о единстве концепции. В настоящее время все формы шеринга объединены в единую систему, подкрепляемую современными информационно-коммуникационными технологиями [10, 11] (Makarov, Drobot, Levchegov, 2020; Merzlov, 2021).

Нынешнюю концепцию шеринговой экономики и шеринга сформулировали Р. Роджерс и Р. Ботсман в 2010 году (соавторы книги под названием «What's Mine Is Yours: Rise Of Collaborative Consumption» – «Наступление эпохи общего потребления») [18] (Laurell, 2017). Основа данной концепции сформирована на ключевых постулатах генерального менеджмента (табл. 1).

Таблица 1

Основные постулаты формирования и развития концепции

sharing economy


Постулаты
Примеры
1
Экономия ресурсов и времени
Нет необходимости в покупке автомобиля для выезда за город раз в месяц-два
2
Выгоды
При предоставлении жилой площади в аренду снижаются затраты на содержание жилища
3
Рациональное потребление
Благодаря оптимальному пользованию транспортом снижаются вредные выбросы
4
Доверие
Доверие является тем фундаментом, на котором выстраиваются sharing-площадки. Главным строительным материалом является репутация, выстраиваемая постепенно – по кирпичикам
5
Использования информационно-коммуникационных технологий
В данном случае коммуникации рассматриваются в качестве ключевого драйвера шеринг-экономики. Популярность шеринга обусловливается развитием информационно-коммуникационных технологий. Важнейшим драйвером sharing-экономики выступает доступность сети Интернет и мобильной связи. Согласно данным МСС [5] (Gerasimenko, 2017), интернет сегодня доступен примерно половине населения планеты. По состоянию на 2018 год число интернет-пользователей достигает 3,5 миллиарда человек. Также можно говорить о закономерном росте количества сторонников пользования мобильных программ и приложений

По прогнозам PricewaterhouseCoopers, уже к 2025 году доход от сервисов совместного потребления превысит 335 млрд долларов США. К сравнению: в 2014 году доходы стран Евросоюза от туризма составили 422,6 млрд долларов США [4] (Geron, 2013).

Управлением экономики и статистики Министерства торговли США в июне 2016 года был опубликован доклад, в котором была предпринята попытка определения контура инновационного бизнес-сектора. Участники этого бизнес-сектора обозначены как компании, соединенные цифровым способом (англ. – digital matching firms).

В докладе сектор определен через такие ключевые характеристики [16]:

1. Во-первых, участники нового бизнес-сектора для облегчения одноранговых транзакций пользуются информационными ИТ-системами и ИКТ-технологиями, доступными через веб (например, мобильные приложения и программы).

2. Во-вторых, участники нового бизнес-сектора полагаются на пользователей исходя из рейтинговой системы контроля качества. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень доверия между поставщиками и потребителями услуг, взаимодействующими впервые.

3. В-третьих, участники нового бизнес-сектора предлагают рабочих, оказывающих услуги при помощи соединительных цифровых платформ.

4. В-четвертых, участники нового бизнес-сектора свободны в составлении графика работы. Они полагаются на ресурсы работников и собственные инструменты.

Шеринг-экономика не ограничивается одними только услугами такси, каучсерфингом и арендой жилья. Сферой совместного потребления охватываются разные виды услуг, отдельные люди и целые организации. Этому есть достаточно мощные предпосылки:

1. Рост населения планеты, что вызовет необходимость в совместном использовании услуг и ресурсов.

2. Социальные медиа, информационно-коммуникационные и мобильные технологии. С их помощью обеспечивается прямая коммуникация между пользователями. Это касается и компаний, и отдельных людей. В настоящее время в открытом доступе находится большое количество личных данных.

3. Увеличение экономического неравенства [8] (Kuznetsova, Osipova, 2021). Эта тенденция усиливается с каждым годом. Преподаватель Гарвардского университета С. Штраус отмечал, что в ближайшие годы движущей силой шеринг-экономики будет выступать разрыв между доходами бедных и богатых (как минимум для Соединенных Штатов).

В международном докладе от 2018 года «World Inequality Report 2018» («О неравенстве в мире – 2018»), подготовленном Всемирной лабораторией неравенства, говорится о том, что уровень экономического неравенства в Российской Федерации можно сопоставить с дореволюционным периодом.

Если всех взрослых россиян упорядочить по уровню доходов и разделить на две части, то на одну группу будет приходиться 83% национального дохода, а на вторую – 17% (по данным 2016 года). По некоторым оценкам, доходы самых богатых 10% россиян составляют почти половину национального дохода (45,5%), что почти совпадает с ситуацией в 1905 году [14] (Usmanov, 2018).

4. Стихийные бедствия, ураганы, землетрясения и прочие чрезвычайные ситуации (засуха 2012 года; землетрясение в Японии и Чили; цунами).

5. Социальные, экологические и финансовые кризисы. После финансово-экономического кризиса 2008 года безработица, снижение уровня доходов и неуверенность в будущем распространились и в странах с развитой экономикой. Люди вынуждены более тщательно контролировать расходы.

6. Увеличение волатильности стоимости природных ресурсов. Между мировыми кризисами большим значением обладает увеличение уровня благосостояния людей в развивающихся странах. Это оказывает значительную нагрузку на природные ресурсы. Все более популярными и востребованными становятся альтернативные источники энергии.

7. Увеличение частоты социальных волнений, влекущих за собой новые испытания для общества и экономики, а также приводящих к стремительным переменам.

8. В последние годы наблюдается стремительный и устойчивый рост шеринговой экономики. В настоящее время тысячи организаций во всем мире позволяют людям арендовать, делиться, дарить и одалживать услуги, товары, информацию и различные навыки [16].

Такой экономической системе присущи определенные плюсы и минусы. Также она сопряжена с определенными рисками, о которых необходимо знать. Для того чтобы оставаться в курсе событий, необходимо знакомиться с отзывами, рейтингами и рекомендациями. К настоящему моменту сформировался целый рынок зарабатывания денег, конкурирующий с традиционной экономикой. Конкуренция уже дошла до того, что можно говорить о подрыве основ индустриальной модели индивидуального потребления и корпоративной собственности [3] (Gumennyy, 2014). Выходит, что в настоящее время у каждого человека имеется возможность одновременно и потреблять, и получать доход в качестве поставщика. В основу шеринговой экономики заложен натуральный обмен, и строится она исключительно на доверии. Шеринговая экономика – честная, понятная, человечная экономика. Рынок шеринг-экономики оценивается примерно в 26 млрд долларов США. При этом эксперты говорят о потенциале роста в 25%.

Основными движущими силами развития шеринговой экономики в настоящее время являются [17] (Botsman, 2010):

1. Технологии реального времени и пиринговые социальные сети, базирующиеся на равенстве всех участников, кардинально изменившие поведение большого числа людей.

2. Глобальный финансово-экономический кризис, заставивший население постепенно отходить от бездумного потребления.

3. Проблемы с экологией, оказывающие все более существенное воздействие на повседневную жизнь и экономику.

4. Возрожденная вера в значимость сообществ и переосмысление человечеством значения слов «соседи» и «друг». О высокой роли этого фактора неоднократно писала известный эксперт в сфере шеринговой экономики и социальный инноватор Рейчел Ботсман.

Постепенно люди проявляют больше доверия друг к другу. Помощь ближнему также становится более распространенной, чем раньше. По мнению сотрудников шеринг-экономики, в текущем десятилетии вышеуказанные движущие силы воздействуют одинаково. Цивилизация находится на этапе революционного перехода от сверхпотребления, свойственного ХХ веку, к тренду XIX столетия – общему (совместному) потреблению.

Целесообразно выделить основные особенности, составляющие сущность современной шеринг-экономики:

1. Наличие прямой связи между контрагентами и отсутствие посредников. При этом контрагенты все чаще – это частные лица.

2. Увеличение эффективности для всех сторон сделки. Эксперты обращают внимание на более высокие значения коэффициента полезного действия шеринговой экономики. Объясняется это более рациональным использованием ресурсов, времени и большим числом потребителей одних и тех же благ [15]. Соответственно, конечная стоимость для потребителей намного ниже.

3. Характер пользования благами – временный, но периодически повторяемый.

Заключение

Благодаря шеринг-экономике обеспечивается сокращение времени простоя транспорта, увеличение загрузки, сокращение стоимости пользования, повышение эффективности (далее – КПД) использования. Кроме того, для конечных пользователей обеспечивается экономия затрат, что в настоящее время является одним из существенных факторов.

Таким образом, главный вывод заключается в том, что шеринг сосредотачивается преимущественно в сфере услуг, предполагающих временное пользование какими-либо предметами и вещами, недоступными либо ненужными покупателю в повседневной жизни. По сути, речь идет о сочетании услуги и продукта. Привлекательность шеринга в том, что обеспечивается более эффективное и рациональное использование всех видов ресурсов (материальных, финансовых, временных). Намного выгоднее, быстрее и удобнее оплатить временный доступ к услуге или продукту, чем владеть ими всегда и безраздельно.


Источники:

1. Аласания З. «Подвешенный кофе», отложенный хлеб, открытая ладонь. Mediaport. [Электронный ресурс]. URL: http://solium.ru/forum/showthread.php?t=5009 (дата обращения: 06.07.2019).
2. Веретенникова А.Ю. Методический инструментарий оценки шеринг-экономики в городской среде на примере стран Европы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1971-1986. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113840.
3. Гуменный Д. Шеринговая экономика ― что это: конвейер идей, революция или подрывная модель традиционного бизнеса? // Стратегии. – 2014. – № 4.
4. Герон Т. Экономика будущего: как сервисы вроде Airbnb меняют потребительские привычки. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/internet-i-svyaz/233876-ekonomika-budushchego-kak-servisy-vrode-airbnb-menyayut-potrebite (дата обращения: 06.07.2019).
5. Герасименко А. 7 главных трендов этого года в шеринг-экономике. Rusbase. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/sharing-this-year.
6. Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 985-1002. – doi: 10.18334/et.8.9.113473.
7. Киреева Н.С., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 213-226. – doi: 10.18334/epp.11.2.111614.
8. Кузнецова Е.И., Осипова А.Н. Уровень развития человеческого потенциала как важная характеристика социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1167-1180. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113144.
9. Левина Е.В., Дудин М.Н. Проблема занятости молодежи в контексте глобальной цифровизации и использования сетевых технологий // Экономика труда. – 2020. – № 6. – c. 519-536. – doi: 10.18334/et.7.6.110209.
10. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Левчегов О.Н. Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 719-742. – doi: 10.18334/eo.10.3.110822.
11. Мерзлов И.Ю. Опыт стратегического управления цифровой трансформацией в Европейском союзе: текущие результаты и направления дальнейшего развития // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 713-724. – doi: 10.18334/eo.11.4.113695.
12. Millenials. Инфографика. Goldman Sachs Global Investment Research. Goldmansachs.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/millennials.
13. Официальный сайт благотворительного фонда «Святой Матери Терезы». [Электронный ресурс]. URL: http://holyteresa.org (дата обращения: 06.07.2009).
14. Усманов Д.И. Неравенство доходов как центральное ядро анализа экономического неравенства России // Выход из системной кризисной цикличности: проблемы и пути устойчивого экономического развития: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2018. – c. 182-187.
15. Шеринговая экономика. Makeyour.business. [Электронный ресурс]. URL: https://makeyour.business/theory/sheringovaya-ekonomika.
16. Uber, Airbnb and consequences of the sharing economy: Research roundup. Journalistsresource.org. [Электронный ресурс]. URL: https://journalistsresource.org/ studies/economics/business (дата обращения: 06.07.2019).
17. Botsman R. What’s Mine is Yours: How Collaborative Consumption is Changing the Way We Live. - London: HarperCollins UK, 2010. – 304 p.
18. Laurell C. Sandström. Sciencedirect.com. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162517307527? via% 3Dihub.

Страница обновлена: 26.07.2023 в 13:42:49