Цифровые платформы для инклюзивного бизнеса

Сагинова О.В.1, Стегарева Е.В.1, Сагинов В.Л.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Сагинова О.В., Стегарева Е.В., Сагинов В.Л. Цифровые платформы для инклюзивного бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 195-208. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114180.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333785

Аннотация:
Стратегические задачи устойчивого развития, инклюзивного роста и поддержки малого предпринимательства рассматриваются в статье через возможности, предоставляемые развивающейся моделью экономики распределенного пользования. Используя имеющиеся в документах ООН и Всемирного Банка определения инклюзивного бизнеса и концепции расширения прав потребителей (empowerment), авторы показывают соответствие функционального потенциала цифровых платформ распределенного пользования задачам развития инклюзивного бизнеса. В статье на основе анализа документов международных организаций, научных публикаций в международных наукометрических системах и собственных исследований авторов сформулированы принципы реализации инклюзивного бизнеса: доступность информации, иклюзия и соучастие, прозрачность и отчетность, инициатива и самоорганизация; и приведены необходимые условия развития инклюзивного предпринимательства на базе цифровых платформ распределенного пользования

Ключевые слова: Экономика распределенного пользования, инклюзивный бизнес, малое предпринимательство, расширение прав и возможностей потребителей, цифровые платформы, шеринговые сервисы

JEL-классификация: L26, M21, O31, O32, O33



Введение

Вопросы поддержки наиболее уязвимых слоев населения отражены в формулировках 17 целей устойчивого развития Генеральной Ассамблеи ООН [1], направленных на ликвидацию нищеты, создание условий для получения образования на протяжении всей жизни, минимизации негативного влияния человеческой деятельности на изменение климата, обеспечение перехода к рациональным моделям ответственного потребления и производства. Концепция инклюзивного роста, основные положения которой изложены в отчете Комиссии по росту и развитию «Стратегии для устойчивого роста и инклюзивного развития», [2] получила дальнейшее развитие в докладе экспертов Всемирного Банка «Инклюзивный зеленый рост и дорога к устойчивому развитию» и затем в новом показателе - индексе инклюзивного развития (Inclusive Development Index, IDI) [3]. Сегодня цели роста, устойчивости и инклюзивности рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости как направления, которые должны подкреплять и усиливать друг друга.

Развитие инклюзивного бизнеса связано с еще одной важной стратегической задачей российской экономики – задачей поддержки и развития малого предпринимательства, результаты решения которой в последние два десятилетия не удовлетворяют ни государство, ни предпринимательское сообщество [4]. Если рассматривать инклюзивный бизнес в широком смысле – как бизнес, который создает ценность для уязвимых групп, позволяя им выполнять деятельность, способствующую производству товаров или услуг в одном или нескольких узлах цепочки создания стоимости [5], то к целевым группам инклюзии можно отнести не только «pro poor», т.е. «бедных», «неимущих» или «группы с ограниченными доходами», «основания пирамиды», с которых началось обсуждение инклюзивного бизнеса, но и лиц или группы людей, попавших в трудные жизненные ситуации: молодежь, женщин, пенсионеров, инвалидов, этнические меньшинства, мигрантов, безработных, родителей-одиночек и т.п. Привлечение этих групп к предпринимательской деятельности и решение их экономических проблем не за счет государственных дотаций и субсидий, а через продуктивную экономическую деятельность позволяет развивать малый бизнес, повышать устойчивость и стабильность национальной экономики.

Таким образом объединение трех актуальных и социально значимых задач – достижение целей устойчивого развития, поддержка малого предпринимательства и развитие инклюзивного бизнеса – в единой программе действий представляется актуальной задачей как с научной, так и с практической точек зрения.

Цель и методы исследования

В статье предлагается концептуальная основа для такой программы на базе концепции расширения прав и возможностей потребителей (consumer empowerment) в экономике распределенного пользования. На основе анализа стратегических документов международных организаций, научных публикаций в международных наукометрических системах и собственных исследований авторов (опросов пользователей цифровых шеринговых сервисов и экспертных интервью) в статье сформулированы принципы развития инклюзивного предпринимательства на базе цифровых платформ распределенного пользования.

Потребители и цифровые платформы в экономике распределенного пользования

Концепция устойчивого развития и понятия социальной ответственности, ответственного потребления меняют не только бизнес-модели производителей, но и влияют на поведение потребителей. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет потребителям реализовывать свою экономическую активность через разнообразными одноранговые обмены (Р2Р peer-to-peer), позволяющие передавать в собственность или предоставлять другим пользователям доступ к ненужным или временно не используемым активам [6]. На основе распространения одноранговых обменов и активизации экономической деятельности потребителей возникли и развиваются различные шеринговые сервисы, соединяющие тех, кто владеет активами и ресурсами, с теми, кто в них нуждается.

В рамках экономики распределенного пользования цифровые платформы являются инструментом обеспечения взаимодействия между экономическими акторами, которые получают доступ к работе в электронном пространстве с возможностью одновременного исполнения основных экономических ролей: производителя, продавца и потребителя [7]. Совместное потребление (collaborative consumption) описывает ситуации, когда люди со схожими потребностями или интересами взаимодействуют, чтобы делиться и обмениваться как материальными, так и нематериальными активами, такими как время, пространство, информация и навыки [6]. Платформы компаний-интеграторов или разработанные ими мобильные приложения объединяют всех участников, создавая рынок для обмена и перераспределения активов и ресурсов, упрощая процесс обмена, безвозмездной передачи и продажи [8].

Цифровые платформы в экономике распределенного пользования выполняют функции интерфейса, обеспечивающего доступ и взаимодействие участникам, определяют форматы взаимодействия, что может рассматриваться как вклад в процесс создания ценности [9]. Исследователи цифровых платформ и их роли в распределенном пользовании подчеркивают аспект социального взаимодействия и коллективного действия, стимулируемых цифровыми платформами [10]. Привлекая новых пользователей, обеспечивая простую и удобную связь между участниками, повышая доверие и безопасность действий, они объединяют людей, стимулируют их взаимодействие и социализацию [11].

Возможности экономики распределенного пользования, предоставляемые потребителям через разнообразные функции цифровых платформ, показывают, как концепция расширения прав и возможностей потребителей может стать основой для развития инклюзивного бизнеса.

Концепция расширения прав и возможностей потребителей

Концепция «consumer empowerment» – расширения прав и возможностей потребителей – по-разному трактуется в разном социально-экономическом контексте. С точки зрения психологии «empowerment» — это психическое состояние, обычно сопровождаемое физическим действием, которое позволяет потребителю или группе потребителей осуществлять свой собственный выбор, демонстрируя свои потребности, желания и требования при принятии решений [12]. С точки зрения маркетинга эта тенденция в поведении потребителей проявляется в их независимости и решимости активно участвовать в совместном создании ценности с производителями товаров и услуг [13]. В результате такого активного участия и сотрудничества потребители получают контроль над определенными аспектами, до сих пор принадлежавшими компаниям или брендами [14]. Кроме того, в результате активного взаимодействия с потребителями компании получают информацию и знания, позволяющие им реализовать кастомизацию и персонализацию предложения, настроить функциональные возможности интерфейсов и контента коммуникаций с потребителями в соответствии с требованиями пользователя [15, 16].

Концепция «consumer empowerment» уже применяется в управлении персоналом для улучшения рабочего климата [17, 18], укрепления чувства доверия и мотивации сотрудников [19]. Расширение прав и возможностей позволяет сотрудникам чувствовать, что им предоставляется больше свободы для принятия собственных решений и личной ответственности за эти решения [20]. Решение о расширении прав и возможностей также свидетельствует об уверенности менеджеров и возможностях сотрудников, что приводит к более высокому уровню воспринимаемого доверия [21].

В последние годы концепцию «consumer empowerment» используют в управлении здравоохранением, где здоровье человека рассматривается одновременно как гражданское право индивида, общественное благо и ресурс развития, поэтому пациентам должны быть предоставлены права на принятие решений на основе полной информации и обоснованного выбора предлагаемых услуг [22]. Исследователи использования этой концепции в области здравоохранения выделяют несколько видов «empowerment»: персональное (направленное на конкретного человека), групповое (направленное на сообщество или группу) и смешанное (направленное как на конкретных людей, так и на медицинские организации, предоставляющие им услуги) [23].

Концепция расширения прав и возможностей потребителей может быть теоретической базой для развития инклюзивного бизнеса в современных условиях цифровой экономики, когда платформы распределенного пользования позволяют потребителям не только выбрать из вариантов приобретения или доступа к товарам и услугам, но и получить доход от реализации собственных предпринимательских инициатив.

Принципы реализации инклюзивного бизнеса

Для реализации инклюзивного бизнеса на базе концепции расширения прав и возможностей потребителей необходимы 4 основных условия: (1) свободный доступ к информации, (2) иклюзия и соучастие, (3) прозрачность и отчетность, (4) возможность самоорганизации и проявления инициативы [12]. Эти условия являются принципами реализации инклюзивного бизнеса с использованием современных цифровых инструментов распределенного пользования.

Принцип доступа к информации предполагает двусторонние потоки информации между государством, бизнесом и потребителями. Информированные граждане и информированные потребители могут осознанно использовать появляющиеся возможности, товары и услуги. Современные ИКТ и Интернет вещей, искусственный интеллект и аналитика больших данных обеспечивают доступность информации через различные смарт-устройства и интерфейсы цифровых платформ. Информация о возможностях организации своего бизнеса и видах поддержки предпринимателей должна быть не просто доступна широкому кругу заинтересованных, но и совмещена на единой платформе с возможностями предпринять соответствующие действия, не тратя время, средства и дополнительные усилия на поиск и выбор соответствующих инструментов.

Принцип инклюзивности и соучастия позволяет ответить на два вопроса, связанных с привлечением в предпринимательскую деятельность тех, кто испытывает затруднения в обеспечении своего благополучия. Инклюзия – это ответ на вопрос «кто должен участвовать?», а соучастие – ответ на вопрос «как должно быть организовано их участие?» [12]. Задача развития инклюзивного бизнеса предполагает возможность для всех граждан, независимо от материального статуса, физических возможностей, национальной, культурной, половозрастной принадлежности или семейного положения организовать свой бизнес или принять участие в уже организованных предпринимательских инициативах в устраивающих их форматах. Для этого помимо доступа к информации необходимы механизмы и инструменты поддержки таких предпринимательских инициатив. Различные виды таких инструментов поддержки могут предоставляться через уже существующие цифровые платформы, обеспечивающие подбор и проверку участников обмена, техническую поддержку транзакций, предоставляющие сеть пунктов доставки и т.п.

Принцип прозрачности и отчетности предполагает возможность получить от всех участников процесса необходимую информацию о действиях без дополнительного бюрократического бремени и документооборота. Поскольку отчетность в социально значимых вопросах представляет собой многоуровневый и многомерный процесс, необходимы четкие правила регулирования и взаимодействия всех заинтересованных сторон процесса [24]. Единообразие требований и формата, возможность обмена, адресного подбора и проактивное одобрение заявок, обмена нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия позволят избежать дополнительных проверок и верификации, которые затрудняют работу малого бизнеса.

Принцип самоорганизации и инициативы предполагает возможность для представителей групп населения, относящихся к объектам инклюзии, проявлять инициативу и использовать имеющиеся цифровые платформы, электронные площадки и маркетплейсы разного уровня – от международных до локальных в рамках местного сообщества - для развития и реализации своих предпринимательских идей. В деловой прессе и на тематических сайтах в Интернет имеется масса разнообразных рекомендаций по использованию площадок электронной коммерции для предприятий малого бизнеса. Выделяются даже те функции, на которые при использовании предпринимателями электронных площадок типа Shopify, Square Online или Squarespace, следует обращать внимание [25].

Цифровые платформы для инклюзивного бизнеса

Бизнес активно использует онлайн каналы, и одним из популярных решений для предпринимателей становится размещение своих товаров на существующих цифровых платформах и маркетплейсах. Специальные программы Минэкономразвития России и Корпорации «Синергия» предлагают предпринимателям и заинтересованным лицам обучение правилам работы на маркетплейсах [26].

Наличие на рынке достаточного числа активно работающих электронных площадок и маркетплейсов, с одной стороны, позволяют начинающим предпринимателям и самозанятым использовать существующие возможности организации бизнеса, но, с другой стороны, наличие на рынке компаний с высоким уровнем рыночной власти может стать значительным барьером для входа на рынок [27]. Малый бизнес, выходя на рынок, где присутствуют одна или несколько доминирующих цифровых платформ, могут сталкиваться с проблемами в привлечении инвестиций, поскольку венчурные инвесторы неохотно вкладываются в стартапы, конкурирующие с доминирующей платформой. При этом малый бизнес рискует даже за пределами ключевых для цифровых платформ рынков, поскольку они расширяют свой бизнес на смежные рынки и конкурируют на них [28]. Исследование Российской венчурной компании в 2020 году выявило наличие 50 цифровых компаний разного размера, которые работают над нейротехнологиями, системами искусственного интеллекта и использование больших данных и демонстрируют хорошие темпы роста [29]. Помимо цифровых малых и средних предприятий, российская цифровая экономика включает крупных игроков – Яндекс, Сбербанк и Мэйл.ру, Тинькофф и МТС, которые изначально возникли на разных рынках, но активно расширяются на смежные и новые рынки, конкурируя друг с другом на многих из них [29]. Яндекс, Сбербанк и Мэйл.ру также достаточно активно приобретают стартапы и малые предприятия, вызывая опасения о монополизации этого рынка [29].

На поддержку начинающих и малых предприятий, а также самозанятых направлен Федеральный проект «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами». Проект подразумевает создание единой цифровой экосистемы. Анализ паспорта национального проекта показал, насколько он соответствует основным принципам реализации инклюзивного бизнеса (Таблица 1).

Таблица 1 – Мероприятия национального проекта, реализующие принципы развития инклюзивного бизнеса

Мероприятия
свободный доступ к информации
иклюзия и соучастие
прозрачность и отчетность
возможность самоорганизации и инициативы
обеспечение дистанционного доступа к сформированному реестру оцифрованных региональных услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, органов власти, органов местного самоуправления и институтов развития;




создание мобильного приложения для доступа к сервисам Цифровой платформы;




предоставление условий для осуществления сбыта товаров, работ (услуг) с помощью цифрового сервиса – агрегатора маркетплейсов на Цифровой платформе;




осуществление подбора кадров, а также получение предложений от соискателей на трудоустройство, в том числе за счет интеграции с существующими сервисами подбора персонала и «Электронной трудовой книжкой»;




реализация механизма адресного подбора мер, сервисов и решений «жизненных ситуаций» и проактивного одобрения инструментов поддержки, обеспечивающего получение необходимого результата с минимальным набором действий




Источник: Составлено авторами по [30].

Хотя из таблицы видно, что все четыре принципа реализации инклюзивного бизнеса нашли отражение в инициативе национального проекта, мероприятия, направленные на второй принцип – инклюзию и соучастие - в основном касаются соучастия, т.е. показывают, как будет осуществляться привлечение участников; но не уточняют, какие группы будут привлекать. Возникает опасение, не останутся ли за бортом уязвимые группы, для которых включение в активную экономическую деятельность не просто жизненно необходимо сегодня, но и является основой возможного развития.

При этом проведенные исследования мотивации пользователей различных цифровых платформ распределенного пользования и шеринговых сервисов как индивидуальными потребителями, так и организациями [31, 32] показали значимость доступности и удобства цифровых платформ для реализации потребительского поведения, важности воспринимаемых ценностей устойчивого развития при оценке рациональности поведения, воспринимаемых равных возможностей для всех групп потребителей и организационных форм предприятий.

В рамках национального проекта в России стартует эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, самозанятым и гражданам, которые только собираются начать своё дело, на базе цифровой платформы МСП [32]. Новая система нацелена на максимальное упрощение предпринимателям процедур открытия, ведения и развития бизнеса. В рамках эксперимента сервисы для МСП планируется объединить в новой экосистеме на базе цифровой платформы, разработанной Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП. Через свой цифровой профиль пользователь платформы в зависимости от стадии развития и потребностей получит доступ к федеральным и региональным инструментам поддержки и сервисам. По сообщениям в прессе в задачи формируемой экосистемы входит решение распространённых проблем, с которыми часто сталкиваются предприниматели: недостаток информации о существующих мерах поддержки, необходимость для их получения отдельно регистрироваться на разных ресурсах, обязанность собирать новый пакет документов при каждом обращении. По результатам эксперимента, который планируется на 2022–2025 гг., будет понятно, способна ли создаваемая цифровая платформа обеспечить все группы потенциальных предпринимателей поддержкой для достижения трех актуальных и взаимосвязанных задач российской экономики - достижение целей устойчивого развития, поддержка малого предпринимательства и развитие инклюзивного бизнеса.

Заключение

Среди характеристик инклюзивной экономики выделяют справедливость, соучастие, устойчивый рост и стабильность. Эти характеристики актуальны и значимы и для экономики распределенного пользования, развитие которой сегодня можно наблюдать в широком использовании цифровых платформ. Экономика распределенного пользования, особенно одноранговые обмены через цифровые платформы, расширяет доступ к различным товарам и услугам для всех членов общества. Цифровой характер экономики распределенного пользования и повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий позволяют участвовать в рыночных обменах не только в качестве потребителя, но и как производитель и предприниматель, а это открывает новые возможности реализации предпринимательских инициатив для всех, включая уязвимые группы населения.

Большей инклюзии предпринимательства можно достичь путем интеграции цифровых платформ распределенного пользования и предпринимательской деятельности с соблюдением выделенных в статье четырех принципов инклюзивного бизнеса для обеспечения доступа к информации, равного участия всех заинтересованных лиц и групп, прозрачной и необременительной отчетности и возможности проявления собственной инициативы.

Последние инициативы Правительства по созданию единой цифровой платформы для поддержки малого предпринимательства расширяют возможности для более успешного и менее затруднительного включения в предпринимательскую деятельность, но не дают уверенности в возможность привлечения к этому процессу все нуждающиеся группы населения.

Проведенный анализ документов и научных публикаций позволил сформировать концептуальную основу для развития инклюзивного бизнеса на базе существующих цифровых платформ распределенного пользования. Дальнейшие исследования могут быть направлены на выявление особых потребностей определенных групп и их сопоставление с предлагаемыми цифровыми платформами возможностями.


Источники:

1. ООН: повестка дня в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda (дата обращения: 11.01.2022).
2. Репозиторий открытых знаний Всемирного Банка. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6507 (дата обращения: 10.01.2022).
3. ООН: платформа знаний о целях устойчивого развития «Инклюзивный зеленый рост». [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/index.php?page=view&type=400&nr=690&menu=35 (дата обращения: 10.01.2022).
4. Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей специальный доклад президенту Российской Федерации — 2021 МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2021.html (дата обращения: 10.01.2022).
5. Schoneveld G. C. Sustainable business models for inclusive growth: Towards a conceptual foundation of inclusive business // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 124062.
6. Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. Методологические аспекты управления устойчивым развитием предприятий в сфере товарного обращения // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 251-266. – doi: 10.18334/epp.11.2.111583.
7. Ritzer G, Dean P, Jurgenson N. The Coming of Age of the Prosumer // American Behavioral Scientist. – 2012. – № 56(4). – p. 379-398. – doi: 10.1177/0002764211429368.
8. Сагинов Ю.Л., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. Экономика распределенного пользования: основные понятия, определения, характеристики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1403-1424. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110726.
9. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology // Harvard Business Review. – 2004. – № 82:3. – p. 68–78.
10. Barnes S. J., Mattsson J. Understanding current and future issues in collaborative consumption: A four-stage Delphi study // Technological Forecasting and Social Change. – 2016. – p. 200-211.
11. Pee L.G., Koh E., Goh M. Trait motivations of crowdsourcing and task choice: A distal-proximal perspective // International Journal of Information Management. – 2018. – p. 28-41.
12. Narayan, Deepa. 2002. Empowerment and Poverty Reduction : A Sourcebook. Washington Narayan, Deepa. 2002. Empowerment and Poverty Reduction : A Sourcebook. Washington,. DC: World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/15239 License: CC BY 3.0 IGO (дата обращения: 25.01.2022).
13. Сагинова О.В. Концепция просвещенного маркетинга как развитие теории совместного создания ценности // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2020. – № 1. – c. 6-13.
14. Brennan P. F., Safran C. Empowered consumers. - Springer NewYork: In Consumer Health Informatics, 8.
15. Pappas I.O., Kourouthanassis P.E., Giannakos M.N., Chrissikopoulos V. Shiny happy people buying: the role of emotions on personalized e-shopping // Electronic Markets. – 2014. – № 24 (3). – p. 193–206.
16. Park J.-H. The effects of personalization on user continuance in social networking sites // Information Processing and Management. – 2014. – № 50(3). – p. 462–475.
17. Flaherty K. K., Pappas J. M. The role of trust in salesperson—sales manager relationships // Journal of Personal Selling and Sales Management. – 2000. – № 20(4). – p. 271–278.
18. DeConinck J. B. The effect of organizational justice, perceived organizational support, and perceived supervisor support on marketing employees’ level of trust // Journal of Business Research. – 2014. – № 63(12). – p. 1349–1355.
19. Legood A., Thomas G., Sacramento C. A. Leader trustworthy behavior and organizational trust: The role of the immediate manager for cultivating trust // Journal of Applied Social Psychology. – 2016. – № 46(12). – p. 673–686.
20. Dirks K. T., Ferrin D. L. Trust in leadership: Meta-analytic findings and implications for research and practice // Journal of Applied Psychology. – 2002. – № 87(4). – p. 611–628.
21. Searle R., Den Hartog, D. N., Weibel A., Gillespie N., Six F., Hatzakis T. Trust in the employer: The role of high-involvement work practices and procedural justice in European organizations // International Journal of Human Resource Management. – 2011. – № 22(5). – p. 1069–1092.
22. WHO Global strategy on Digital Health 2020-2025. [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/documents/gs4dhdaa2a9f352b0445bafbc79ca799dce4d.pdf?sfvrsn=f112ede5_75 (дата обращения: 25.01.2022).
23. Bergsma J. Empowerment education: the link between media literacy and health promotion // American Behavioral Scientist. – 2004. – № 48 (2). – p. 152– 164.
24. Chapman A., Carbonetti B. Human rights protections for vulnerable and disadvantaged groups: the contributions of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights // Human Rights Quarterly. – 2011. – № 3. – p. 682-732.
25. The best e-commerce platforms for a successful online store. [Электронный ресурс]. URL: https://ecommerce-platforms.com/ru/ecommerce-resources/best-ecommerce-platform-for-small-business (дата обращения: 25.01.2022).
26. База знаний Министерства экономического развития РФ. Маркетплейсы – площадки для малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/knowledge/vebinar-marketpleysy-ploshchadki-dlya-malogo-i-srednego-biznesa-12-avgusta (дата обращения: 25.01.2022).
27. МСП и цифровизация: антимонопольное регулирование и перспективы для региона СНГ. Доклад для регионального диалога ЮНКТАД - ЕЭК ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://ild.hse.ru/data/2021/03/24/1384960110/Background.pdf (дата обращения: 25.01.2022).
28. Competition Issues in the Digital Economy. Note by the UNCTAD Secretariat (2019). Para 18. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ciclpd54_en.pdf (дата обращения: 06.01.2021).
29. Top-5- Developing Companies in the Digital Economy. Analystical Survey of Micro, Small, Medium and Large Enterprises. Russian Venture Company (2020). [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.rvc.ru/upload/iblock/d53/Top50_digital_economy_company.pdf (дата обращения: 06.01.2021).
30. Паспорт федерального проекта. Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/bcbfd3eeb0b45702a329c69c0794a1cf/FP_Cifrovaya_platforma_MSP.pdf (дата обращения: 25.01.2022).
31. Saginova O., Tsenina E., Saginov Y., Zavyalov D. Values of sustainable development as motives for sharing Innovative Technologies // In Science And Education (ITSE-2020) E3S: Web of Conferences 8th Annual International Scientific and Practical Conference on Innovative Technologies in Science and Education (ITSE) AUG. 2020. – p. 19-30.
32. Сагинова О.В., Ценина Е.В. Новая нормальность: использование платформ совместного пользования предприятиями // Лизинг. – 2021. – № 1. – c. 51-57.
33. Правительство одобрило проведение эксперимента по предоставлению услуг малому и среднему бизнесу на базе цифровой платформы МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44249/ (дата обращения: 25.01.2022).

Страница обновлена: 13.05.2022 в 18:41:05