Конкуренция и создание стоимости в цифровых экосистемах на примере сервиса кикшеринга

Исаева А.В., Мошиашвили М.М., Ованесова Ю.С.1
1 Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Понятие «экосистема» не имеет сегодня точного определения ни в научном ни в бизнес сообществах. В данной статье приведены основные типы существующих экосистем и их отличительные характеристики. На основе обзора литературы авторами выделены основные отличия продуктовых экосистем. На рынке краткосрочной аренды самокатов (кикшеринга) России на данный момент наблюдается конкуренция среди крупных пяти игроков. Для проведения анализа в статье рассматривается кейс успешного взаимодействия экосистемы МТС и сервиса краткосрочной аренды самокатов Юрент. Для оценки эффективности данной сделки были применены контент и сравнительный анализ в сегменте экосистемы. Авторами проанализированы ключевые показатели успешной интеграции цифрового сервиса Юрент в экосистему МТС, предложены направления для дальнейших исследований в сфере развития цифровых технологий России. Данная статья может быть интересна бизнесу, ориентированному на цифровое развитие и научным сотрудникам, изучающий экосистему как новый экономический объект.

Ключевые слова: цифровые платформы, экосистемы, цифровая экономика, рынок кикшеринга, трафик клиентов



1. Введение.

1.1. Актуальность исследования

В современной экономике цифровая экосистема привлекает всё больше внимания: со стороны менеджмента крупных компаний - как перспективная бизнес-модель, со стороны потребителя - как возможность получить уникальный комплексный продукт, со стороны исследователей - как новый экономический объект изучения. За последние 10 лет цифровые экосистемы, созданные преимущественно на основе корпораций-лидеров IT и финансового секторов, которые возглавили рейтинг крупнейших компаний в мире по рыночной капитализации [1], а к 2025 году ожидается, что 30% мировых доходов будет приходиться на компании-экосистемы [2]. Это свидетельствует о том, что рынок постепенно меняет свою структуру и всё больше основывается на принципах конвергенции - сближения деятельности экономических субъектов. В свою очередь, конвергенция выступает как новый механизм повышения конкурентоспособности компаний [3], получив наиболее широкое применение в период активной цифровизации [4].

Уже сегодня на российском рынке прослеживается яркий тренд на создание множества новых бизнес-юнитов внутри компании, которые в совокупности формируют единую экосистему с многофункциональной цифровой платформой и бесшовным, интегрированным клиентским опытом. Рынок активно растёт и пополняется новыми участниками. Если в 2018 году только Яндекс был заметен на пути формирования собственной экосистемы, то сейчас конкурентную борьбу стимулируют Сбер, ВК, Т-Банк, МТС и другие крупные игроки.

Однако показатели, достигнутые российскими лидерами рынка, далеки от мирового бенчмарка. Экосистемы-мировые лидеры, представленные США и Китаем, генерируют объём выручки, превышающий российские показатели в 40 раз. Необходимо учесть, что в настоящих реалиях российским представителям экосистем достаточно сложно сокращать это отставание в условиях санкций и других специфических рисков [5]. Тем не менее, в России всё ещё остаётся возможность выйти на экосистемный рынок для новых игроков и значительный потенциал для развития существующих в силу действующего эффекта низкой базы.

Поскольку экосистемы постепенно завладевают российским рынком, участникам рынка (как потребителям, так и представителям других форм бизнеса) становится важно следить за изменениями рынка вследствие его цифровой и экосистемной трансформации: за конкурентной борьбой и за формированием цены на услуги.

1.2. Обзор литературы.

Понятие экосистемы.

Тема экосистем активно обсуждается в научных публикациях отечественных и зарубежных авторов. В 1993 году бизнес-стратег Джеймс Мур впервые применил термин «экосистема» в бизнес-контексте, описав бизнес-экосистему как сеть тесно взаимосвязанных и динамично развивающихся организаций, которые совместными силами, знаниями и возможностями внедряют инновации и создают уникальный продукт [6]. Сейчас формулировка «экосистема» в бизнес-среде и исследованиях стала более многогранной и приняла новые значения, вследствие чего не все «экосистемы» являются объектом настоящего исследования, и требуется их чёткое разграничение. Исследователи [7] выделяют основные 3 группы экосистем:

- бизнес-экосистема: объединение различных компаний (как правило, независимых), которые действуют в соответствии с так называемой конкурентной кооперацией, или «коопкуренцией» [8]: кооперируются для внедрения трудоёмких и дорогостоящих инноваций и создания совместного продукта, сервиса или услуги, но при этом продолжают своё развитие на рынке и индивидуально, в рамках собственной компании. Совместное создание ценности в данной модели является её ключевым конкурентным преимуществом в сравнении с традиционными подходами [9];

- платформенная экосистема: цифровая платформа, предоставляющая пространство для взаимодействия поставщиков и потребителей. В этом формате деятельности образовывается многосторонний рынок - концепция, при которой компания (платформа-организатор) взаимодействует сразу как со стороной спроса (потребители), так и со стороной предложения (поставщики) и устанавливает определённые правила взаимодействия на собственной платформе [10]. Драйвером развития экосистемы-цифровой платформы является сетевой эффект - чем больше пользователей у платформы, тем ценнее она становится для каждого из потребителей [11];

- продуктовая (цифровая) экосистема: объединение продуктов одной или нескольких компаний в комплексный сервис, который реализуется с помощью цифровых технологий и единой платформы. В текущем исследовании экосистемы рассматриваются именно с точки зрения продуктовых b2c-экосистем. Этот вектор активно развивается в России, а его представителями по праву можно назвать организаторов подписочных систем: Яндекс («Яндекс.Плюс»), Сбер («СберПрайм»), МТС (МТС Premium) и др.

Особенности продуктовой экосистемы как нового экономического субъекта.

Продуктовая экосистема как бизнес-модель сформировалась в соответствии со спросом на такой формат взаимодействия. В эпоху цифровизации обрела популярность такая метрика, как клиентский опыт - и это свидетельствует о восходящем тренде среди компаний на улучшение обслуживания своих клиентов, предоставление им дополнительных выгод и услуг, учащение точек прикосновения [12]. Одним из способов достижения этих целей как раз и является формирование экосистемы путём расширения границ основной деятельности и выхода на новые рынки - так, компания сможет создавать дополнительную ценность для своих текущих клиентов, повышая их лояльность, а за счёт присутствия на новых рынках - повышать узнаваемость, привлекая новых потребителей [13].

Для изучения деятельности цифровых экосистем также необходимо понимать их ключевые особенности и отличия от традиционного формата:

- смещение фокуса с мгновенного получения прибыли на увеличение клиентской базы на ранних этапах развития экосистемы [14];

- использование клиентских данных для составления портретов клиентов и выявления их предпочтений [15];

- заинтересованность в росте и развитии не только якорной (ключевой) компании в экосистеме, но и других участников, что в свою очередь приводит к успешной совместной деятельности [16].

Влияние экосистем на отраслевые рынки и трансформация конкурентной борьбы.

Феномен экосистем, несомненно, не остаётся незамеченным в экономике. Стоит начать с того, что появление экосистем вносит коррективы в поведение стороны спроса (потребителей) и стороны предложения (компаний) на рынке [17]:

- цена реже становится ключевым критерием потребительского выбора;

- предложение становится комплементарным, так как дополнительная ценность для потребителя образуется именно в комплексе продуктов (сервисов, услуг);

- присутствует риск, что экосистемы, обладая высоким уровнем лояльности клиентов, хорошей репутацией и большими возможностями для развития, нежели небольшие, специализирующиеся на одном профиле, компании, станут злоупотреблять рыночной властью и фактически монополизируют рынок, предлагая наиболее выгодные предложения и условия [18].

Все эти изменения приводят рынок в новое состояние, к которому многим компаниям и потребителям только предстоит адаптироваться.

Также, специфические характеристики экосистем как форм организации бизнеса порождают своеобразные конкурентные механизмы взаимодействия между ними. В исследовании [19] предлагается следующая сегментация уровней конкуренции: непосредственно на уровне экосистем (например, экосистемные подписки «СберПрайм» и «Яндекс.Плюс»), на уровне отраслевых сервисов (услуга открытия вклада в «МТС банке» и «Яндекс банке»), а также противостояние отраслевых сервисов экосистемы с традиционными игроками (онлайн-кинотеатр МТС «Kion» и «Иви»). Здесь стоит учитывать, что экосистемные сервисы могут выигрывать борьбу не только за счёт качества, но и вследствие предоставления пользователю дополнительных бонусов по программе лояльности.

Для успеха как отраслевых продуктов и сервисов, включённых в экосистему, так и всей экосистемы в целом, главной задачей компании-организатора экосистемы становится распространение положительных качеств традиционного продукта, уровня лояльности и доверия к нему на остальные элементы экосистемы. Только таким образом компания сможет обратить взор потребителя на комплементарные продукты, что и является первопричиной создания экосистемы [20].

1.3. Цель исследования.

Цель данного исследования: на примере реального кейса на российском рынке проанализировать, каким образом меняется позиционирование компании на рынке после её включения в экосистему, а также оценить финансовые и нефинансовые результаты интеграции в отношении компании-организатора экосистемы и присоединившегося в неё участника.

2. Методы и материалы.

Предметом исследования является недавно состоявшаяся на российском рынке сделка слияния и поглощения - приобретение компанией-экосистемой МТС контроля над сервисом краткосрочной аренды электросамокатов Юрент. Основными источниками данных по теме послужили отчёт исследовательского агенства Spektr по рынку цифровых экосистем в России [21] и исследование рынка кикшеринга консалтинговой компанией Б1 [22]. Были применены контент- и сравнительный анализ.

3. Результаты и обсуждение.

3.1.Исследование отраслевого рынка.

В первую очередь стоит рассмотреть структуру и общие результаты компании “МТС Юрент” на своём внутреннем рынке - рынке кикшеринга, или микромобильности.

Рынок кикшеринга - новый и динамично развивающийся сегмент на рынке городской мобильности. Среди различных услуг микромобильности, в которые входят краткосрочная аренда велосипедов, электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, кикшеринг (аренда электросамокатов) растёт наиболее активно: с 2021 по 2026 гг. ожидается рост в среднем на 60% в год.

3.2. Мировой опыт: тенденции развития рынка кикшеринга.

Несмотря на успех рынка кикшеринга на внутреннем российском рынке, в сравнении с мировыми объёмами у внутреннего рынка виден ещё большой потенциал роста. Сейчас суммарная выручка российского рынка кикшеринга составляет примерно 1% от мировой выручки сервисов аренды электросамокатов.

Стоит отметить, что большая часть объёма мирового рынка (56%) распределена среди пяти крупнейших операторов кикшеринга (между собой они имеют приблизительно одинаковые доли). Основными принципами их роста и развития являются крупные инвестиции для расширения и усовершенствования парка самокатов, а также интеграции с экосистемами (например, абсолютный лидер рынка - сервис Lime - тесно сотрудничает с крупной экосистемой Uber и привлекает от неё финансирование).

3.3.Структура рынка кикшеринга в РФ и положение компании Юрент на нём.

На российском рынке краткосрочной аренды самокатов отчётливо выделяются трое лидеров: Whoosh, МТС Юрент и Яндекс. Стоит заметить, что по совокупной выручке они занимают 96% рынка, практически не оставляя места конкурентам.

Абсолютный лидер – компания Whoosh, занимающая практически половину рынка по выручке и количеству поездок. Драйвером её активного роста выступил её своевременный выход на рынок Москвы ещё в 2019 году (в то время как Юрент появился в Москве только полтора года спустя, а сервис Яндекса появился ещё позже – в 2021 году). Так Whoosh задал тренд на электросамокаты как вид городского транспорта и очень успешно развивается до сих пор.

Очень показательно, что новую, динамично развивающуюся и трендовую нишу рынка мобильности в виде кикшеринга захватили экосистемы – Юрентом (доля рынка – 33%) владеет МТС, а самокаты Яндекса (доля рынка – 17%) – это проект собственной экосистемы ЯндексGo.

Из особенностей рынка стоит выделить и то, что мелким игрокам (Карусель, lite, e-motion – доля совокупной выручки менее 5%) всё сложнее выдерживать конкуренцию с лидерами отрасли из-за эффекта масштаба, низких операционных издержек, продвинутой аналитики, более сильного GR-ресурса и поддержки материнских компаний (в случае шерингового сервиса Яндекса и МТС Юрент).

Однако, в 2020 году (рис.1) ситуация ещё не была настолько однозначна: кратное отставание других сервисов от лидеров стало особенно заметно в 2021 году. Причиной кратного роста Whoosh и Юрент является привлечение крупного финансирования, которое позволяет расширять парк и следить за его состоянием. В 2022 году обе компании заняли более уверенные позиции – Юрент стал частью МТС и привлёк 1,4 млрд рублей, а Whoosh провёл IPO, в ходе которого ему удалось привлечь 2,1 млрд рублей на развитие.

Рис.1 Динамика выручки российских сервисов кикшеринга, млрд рублей, составлено авторами.

Источник: [22].

Сервис Юрент активно развивается последние несколько лет, что позволило ему продемонстрировать следующие результаты: почти в 33% оценивается его рыночная доля, он содержит крупнейший парк электросамокатов в 127 тысяч штук и присутствует в 150 городах. 2023 год стал важной вехой в развитии сервиса - он был полностью интегрирован в экосистемную подписку «МТС Premium», а также компания начала работу над уникальным проектом - «зарядные шкафы» для электросамокатов.

3.4. Ценообразование в лидирующих сервисах кикшеринга.

Необходимо рассмотреть предлагаемый сервис и по ценовому фактору. Оплата краткосрочной аренды самокатов содержит фиксированную оплату за старт и поминутную оплату за каждую минуту поездки.

Для постоянных пользователей (ими является более 50% целевой аудитории) предусмотрены тарифы, предоставляющие бесплатный старт. Тарифы и их описание представлены в таблице 1.

Компания
Whoosh
МТС Юрент
Яндекс Go
Стоимость
399 рублей / месяц
249 рублей / месяц
399 рублей / месяц
Описание предложения
· 0 рублей за старт
· Бесплатный тестовый период
· Бесплатная бронь самоката на 20 минут
· 0 рублей за старт
· Кешбэк с поездок, который можно потратить внутри экосистемы
· Скидка 10% на каршеринг BelkaCar
· Возможность добавить 3-х пользователей в подписку
· Бесплатный доступ к сервисам: KION, МТС Музыка, Строки
· 50 ГБ интернета для абонентов
· 0 рублей за старт
· Кешбэк 5% баллами Плюса, который можно потратить внутри экосистемы
· Возможность бесплатно поставить поездку на паузу на 15 минут
· Возможность бронировать до 3-х самокатов (с бесплатным стартом)
Таблица 1. Сравнение тарифов на услуги краткосрочной аренды самокатов крупнейшими кикшеринговыми операторами в РФ, составлено авторами.

Источники: составлено автором

Можно заметить, что пользователи кикшеринговых сервисов, входящих в состав экосистем, получают дополнительную выгоду в виде кешбэка, который можно потратить внутри экосистемы. Сервис МТС Юрент объективно имеет лучшее ценностное предложение на рынке, которое выражается в наименьшей стоимости подписки, возможности подключить дополнительно 3-х пользователей в подписку и бесплатном доступе к экосистемным сервисам и продуктам. Безусловно, такое преимущество над конкурентами привлекает новых активных пользователей в сервис.

4. Исследование рынка экосистем.

В этой части исследования акцент будет сделан на рассмотрении российского рынка b2c-экосистем и позиции МТС на этом рынке.

4.1. Структура рынка экосистем в РФ.

Лидерами рынка сейчас выделяют такие компании, как Сбер, Яндекс, ВК, МТС и Т-банк - именно они продемонстрировали заинтересованность в создании дополнительных бизнес-вертикалей. Базовыми вертикалями российских экосистем выступают такие отрасли, как банкинг, IT, телеком и медиа.

На данный момент оценить занимаемые компаниями доли рынка представляется сложной задачей, так как не все из упомянутых организаций раскрывают информацию о результатах экосистемы, а также компании сосредоточены на развитии своих экосистем в разных, не всегда совпадающих отраслях. Поэтому, главными критериями отбора лидеров рынка выступили: охват аудитории, количество охваченных бизнес-вертикалей, цифровая инфраструктура и фокус на развитие единой платформы.

Текущий этап развития российских экосистем можно описать следующим образом:

- Появились лидирующие компании, которые активно наращивают своё влияние на экосистемном рынке;

- Подавляющую долю выручки и прибыли по-прежнему составляют базовые вертикали, а многие экосистемные сервисы хоть и показывают рост, но ещё не генерируют прибыль, поэтому убыточны;

- Наиболее популярными вертикалями для развития экосистем стали медиа, образование, покупки, здоровье и мобильность.

4.2. Позиция компании МТС на рынке экосистем.

МТС показывает себя как уверенного конкурента для таких гигантов российского экосистемного рынка, как, например, Яндекс и Сбер. В последние 2 года МТС проводил трансформацию бизнеса, запустив и обновив множество сервисов. Компания присутствует на многих популярных среди экосистем вертикалях - медиа, путешествия, финансы - и интенсивно там развивается, а приобретение контроля в сервисе Юрент позволило успешно начать освоение рынка мобильности.

МТС фокусируется на развитии подписочной системы, которая стремительно развивается благодаря большой 80-миллионной базе абонентов. Основной продукт экосистемы - подписка МТС Premium - динамично совершенствуется. Так, в феврале 2021 года она содержала в себе 4 основных собственных сервиса и была предложена клиентам за 199 рублей в месяц, а с 2022 года её стоимость увеличилась до 249 рублей, но теперь она включает в себя 7 собственных сервисов (включая и Юрент), а также набор партнёрских сервисов.

В контексте ценообразования на рынке цифровых подписок в России, стоит отметить, что подписка МТС Premium находится в среднем ценовом диапазоне, но при этом превышает стоимость подписок в банках-экосистемах: Сбер и Т-Банк, которые являются основными конкурентами компании на рынке экосистем. МТС делает ставку на предоставление действительно полезных сервисов и выгодных предложений по подписке, которые нивелируют относительно высокую стоимость. Это позволяет компании привлекать и удерживать клиентов внутри экосистемы, несмотря на высокую конкуренцию.

5. Заключение.

После успешной интеграции в МТС, сервис Юрент продемонстрировал впечатляющие результаты. С начала 2021 года количество поездок на электросамокатах Юрент увеличилось более, чем в 4 раза. Ежегодный прирост составил более 120 процентов, что, несомненно, демонстрирует высокую динамику развития сегмента.

Благодаря полученному от МТС финансированию, Юрент смог значительно расширить географию своего присутствия. В частности, количество городов, в которых предоставляются услуги компании, удвоилось. Это расширение географии не только позволило сервису увеличить клиентскую базу, но и сделало его более узнаваемым на рынке. Однако Юрент не ограничился исключительно расширением географии. Сервис также активно инвестировал в ряд проектов, направленных на улучшение велопешеходной инфраструктуры, повышение культуры вождения и инновационные разработки.

Действия компании свидетельствуют о стремлении МТС Юрент к долгосрочному и устойчивому росту и развитию. Интеграция с МТС дала сервису кикшеринга новые возможности и перспективы, которые он успешно использует для улучшения своего бизнеса.

Экосистемный сегмент МТС также продемонстрировал положительные результаты. Относительно размера компании МТС, сделка с Юрент не считается настолько крупной, чтобы от неё стоило ожидать моментального изменения улучшения финансовых показателей для всей группы компаний. Однако, в долгосрочной перспективе МТС интересно привлечение новых клиентов и их удержание, чему и способствует данная интеграция. Динамика количества экосистемных клиентов показала заметный рост в 2022 году (когда в подписку был включён Юрент) по сравнению с 2021 годом, увеличившись на 153%. Стоит учесть, что влияние на такой стремительный рост оказало и развитие других сервисов. При этом, аналитики МТС отметили сервис аренды электросамокатов как один из наиболее популярных сервисов по подписке.

В годовом отчёте компания МТС отметила, что в 2022 году число пользователей более одного сервиса МТС Premium выросло в 3 раза. Это произошло, вероятно, не без влияния сервиса МТС Юрент, который стал новой интеграцией в подписку в 2022 году.

Ещё одним результатом объединения стало проникновение МТС в отрасль передвижения по городу. Так, подписка МТС Premium становится более полноценной и предлагает своим клиентам широкий спектр услуг, охватывая всё больше аспектов городской жизни.

Подводя итог, данную интеграцию можно описать как покупку активно развивающейся и быстро растущей компании Юрент на столько же активно развивающейся экосистемой МТС. Практически с нулевыми ценовыми изменениями компании смогли привлечь внимание целевой аудитории друг друга, создавая уникальное предложение для своих пользователей: те, кто активно пользуются услугами кикшеринга, получают дополнительную выгоду от использования подписки МТС Premium, а действующие пользователи экосистемных продуктов МТС получили значительный стимул использовать кикшеринг.

Полученные в ходе исследования результаты показали: благодаря сделке слияния и поглощения компании произвели обмен целевой аудиторией и знаниями, а также начали работу в сфере инноваций, что подтверждает идею, описанную в [23]. Более того, было продемонстрировано, что интеграция в экосистему помогает отраслевым компаниям усилить свои конкурентные преимущества и занять уверенную позицию на рынке.

6. Направления дальнейших исследований.

В дальнейших исследованиях актуальным может стать дополнительное рассмотрение экосистем с точки зрения их привлекательности на фондовом рынке. Также, в продолжение текущего исследования вызывает интерес более детальное изучение сделок M&A в процессе экстенсивного расширения экосистем.


Источники:

1. Иванов А.Л., Шустова И.С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 655-670. – doi: 10.18334/ce.14.5.110151.
2. Hirt M. ‘If You’re not Building an Ecosystem, Chances Are Your Competitors Are’. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/strategy-and-corporate-finance/our-insights/the-strategy-and-corporate-finance-blog/if-youre-not-building-an-ecosystem-chances-are-your-competitors-are (дата обращения: 05.09.2024).
3. Халин В.Г., Чернова Г.В., Калайда С.А. Экономические экосистемы и их классификация // Управленческое консультирование. – 2021. – № 2. – c. 38-54. – doi: 10.22394/1726-1139-2021-2-38-54.
4. Калайда С.А. Экосистема «Сбер» как институционально-организационная форма межсекторной финансовой конвергенции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 823-838. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.111945.
5. Андрюшин С.А., Григорьев Р.А. Экосистемные банки: формы, риски и методы регулирования // Terra Economicus. – 2021. – № 4. – c. 51-65. – doi: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-51-65.
6. Moore, J.F. Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review. – 1993. – № 3. – p. 75-86.
7. Jacobides, M.G., Cennamo, C., Gawer, A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. – 2018. – № 8. – p. 2255-2276. – doi: 10.1002/smj.2904.
8. Riquelme-Medin M., Stevenson M., Barrales-Molina V., Llorens-Montes F.J. Coopetition in business Ecosystems: The key role of absorptive capacity and supply chain agility // Journal of Business Research, Elsevier. – 2021. – p. 464-476. – doi: 10.1016/j.jbusres.2022.03.071.
9. Cenk Aksoy. Digital Business Ecosystems: An Environment Of Collaboration, Innovation, And Value Creation In The Digital Age // Journal of Business and Trade. – 2023. – № 2. – p. 156-180. – doi: 10.58767/joinbat.1358560.
10. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf (дата обращения: 05.09.2024)).
11. Попова К.А., Зверев А.В. Конкуренция цифровых финансовых экосистем в современных условиях // Статья в сборнике трудов конференции. 2021. – c. 242-248.
12. Lipkin M., Heinonen K. Customer ecosystems: exploring how ecosystem actors shape customer experience // Journal of Services Marketing. – 2022. – № 9. – p. 1-17. – doi: 10.1108/jsm-03-2021-0080.
13. Асаул В.В., Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 533-548. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100025.
14. Экосистемы: подходы к регулированию. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
15. Кулапов М.Н., Переверзева Е.И., Кириллова О.Ю. Бизнес-экосистемы: определения, типологии, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1597-1612. – doi: 10.18334/vinec. 12.3.115234.
16. Cobben D., Ooms W., Roijakkers N., Radziwon. Ecosystem types: A systematic review on boundaries and goals // Journal of Business Research. – 2022. – № 3. – p. 138-164. – doi: 10.1016/j.jbusres.2021.12.046.
17. Орехова С.В., Ярошевич Н.Ю. Экосистемы и новая конкуренция: феномен «яйца и курицы» // Вопросы управления. – 2022. – № 2. – c. 34-48. – doi: 10.22394/2304-3369-2022-2-34-48.
18. Денисенко Е.С. Экосистемы в бизнесе как новый вид монополии. Проблемы и перспективы развития промышленности России // VIII Международная научно-практическая конференция «Экономика промышленности в условиях ограничений»: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Экономика промышленности в условиях ограничений». 2020. – c. 93-97.
19. Кобылко А.А. Перспективы развития бизнес-экосистем: конкуренция, сотрудничество, специализация // Russian Journal of Economics and Law. – 2022. – № 4. – c. 728-744. – doi: 10.21202/2782-2923.2022.4.728-744.
20. Виханский О.С., Каталевский Д.Ю. Конкурентное преимущество в эпоху цифровизации // Российский журнал менеджмента. – 2022. – № 1. – c. 5-27. – doi: 10.21638/spbu18.2022.101.
21. Крупнейшие российские экосистемы 2023-2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets-global.website-files.com/654b88d46d88c15f2b58ee8f/658aa80edd7c62ee2cc11fcc_Spektr%20Экосистемы%202023-2024.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
22. Обзор рынка кикшеринга в России. Подготовлено Б1. [Электронный ресурс]. URL: https://b1.ru/local/assets/surveys/b1-kicksharing-survey-2022 (дата обращения: 05.09.2024).
23. Waßenhoven A., Block C., Rennings M., Bröring S. Analyzing an emerging business ecosystem through M&A activities: The case of the Bioeconomy // Business Strategy & Development. – 2020. – № 8. – doi: 10.1002/bsd2.149.

Страница обновлена: 17.12.2024 в 00:03:15