Инклюзивный бизнес в экономике распределенного пользования
Сагинова О.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114187
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
На основе систематизации имеющихся определений понятия инклюзивный бизнес в статье показана связь инклюзивного предпринимательства с характеристиками и возможностями экономики распределенного пользования. Более широкое толкование объекта, предмета и целевых аудиторий инклюзивного бизнеса позволяет увидеть в его развитии важную социальную функцию обеспечения занятости и предоставления равного доступа к необходимым товарам и услугам всем группам населения, включая неимущих и столкнувшихся с серьезными препятствиями в обеспечении своего благосостояния. В статье показана возможность использования цифровых платформ распределенного пользования для реализации инклюзивного бизнеса. Возможности таких платформ особенно в рамках местных сообществ могут быть использованы для расширения доступа уязвимых групп населения не только к потреблению необходимых товаров и услуг, но и к предпринимательским инициативам по их производству. Статья расширяет понимание инклюзивного бизнеса, показывая возможность различным группам населения участвовать в экономическом развитии и расширить социальные связи
Ключевые слова: ценности устойчивого развития, инклюзивный рост, инклюзивный бизнес, экономика распределенного пользования, цифровые платформы, шеринг
JEL-классификация: M21, O31, Q01
Введение
По мере того как экономики отдельных стран и мировая экономика в целом начинают постепенно выходить из кризиса, связанного с COVID-19, обсуждаемые правительствами и бизнесом решения выходят за рамки вопросов выживания и включают стратегические вопросы роста и развития. Положения Повестки-2030, сформулированные в документах Генеральной Ассамблеи ООН [1], отражены в формулировках 17 целей устойчивого развития, достижение которых позволило бы ликвидировать нищету, создать условия для получения образования на протяжении всей жизни, остановить влияние человеческой деятельности на существенное изменение климата, обеспечить переход к рациональным моделям потребления и производства.К числу предлагаемых шагов для решения проблемы перехода к устойчивому развитию относится и получившая широкую известность концепция инклюзивного роста, основные положения которой изложены в отчете Комиссии по росту и развитию Стратегии для устойчивого роста и инклюзивного развития [2]. В 2012 г. эти положения получили дальнейшее развитие в докладе экспертов Всемирного банка «Инклюзивный зеленый рост и дорога к устойчивому развитию» [3]. В 2017 году в рамках Всемирного экономического форума в Давосе был представлен новый показатель – индекс инклюзивного развития (Inclusive Development Index, IDI). Все эти документы указывают на три взаимодополняющие цели: рост, устойчивость и инклюзивность, которые должны подкреплять и усиливать друг друга, но действия по достижению которых, однако, не всегда реализуются в одном направлении. В связи с этим и в научной литературе, и в бизнес-практике обсуждается вопрос о том, как построить стратегию, обеспечивающую рост, устойчивость и инклюзивность, какие бизнес-модели устойчивого развития являются инклюзивными.
Рост, устойчивость и инклюзивность взаимосвязаны: без экономического роста нельзя достичь процветания и благополучия или финансировать переход экономики к более устойчивому и инклюзивному развитию [1] (Schoneveld, 2020). Без устойчивого развития нельзя обеспечить рост благосостояния сегодня и условия благополучия для будущих поколений. Без инклюзивности нет возможности обеспечить полноценную жизнь для всех граждан, а следовательно, необходимый спрос для стимулирования роста. Поэтому правительствам и бизнесу приходится решать все эти три проблемы одновременно, поскольку все они стоят сегодня особенно остро [2] (Ye Zhang, Kenny Han, 2018).
В развитых экономиках рост ВВП сократился до 1 процента в год [4]. В странах с развивающейся экономикой экономический рост в последнее время ниже, чем в начале 2000-х годов. Бедность по-прежнему является угрожающей: по данным Всемирного банка, перед пандемией, в начале 2020 года, 736 млн человек по всему миру, или 10% населения планеты, были бедными. Еще 100 миллионов человек присоединились к этой категории в результате пандемии COVID-19 [5]. Новой угрозой благополучию являются те технологические изменения, которые ускорила пандемия – по оценкам экспертов McKinsey, к 2030 году более 100 миллионам человек потребуется сменить профессию в странах с развитой и развивающейся экономикой [6]. Обеспечение устойчивого развития потребует значительных инвестиций: по оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году для снижения вредных выбросов могут потребоваться инвестиции в размере почти 5 триллионов долларов США ежегодно и 4,5 триллиона долларов в год к 2050 году [7].
Исходя из актуальности задачи согласования и взаимодействия трех задач современного развития – экономического роста, устойчивого развития и инклюзивности – необходимо рассмотреть понятие инклюзивного бизнеса в контексте достижения целей устойчивого развития в условиях формирования и развития экономики распределенного пользования.
Для российской экономики вопрос экономического роста и инклюзивного бизнеса связан с исключительно актуальной проблемой развития малого предпринимательства, которое за последние 30 лет по доле в ВВП и доле занятых ни разу не достигло уровня мировых лидеров (табл. 1), и показатели по годам не демонстрируют прирост (табл. 2).
Таблица 1
Сравнение стран по показателям развития малого и среднего предпринимательства данные на конец 2021 г.)
|
Доля
в ВВП %
|
Доля
занятых %
|
Россия
|
20,8
|
27,0
|
США
|
56,0
|
52,0
|
Германия
|
43,0
|
57,0
|
Китай
|
60,0
|
83,0
|
Япония
|
55,0
|
72,0
|
Малайзия
|
39,0
|
48,0
|
Вьетнам
|
40,0
|
50,0
|
Узбекистан
|
56,9
|
78,0
|
Израиль
|
62,3
|
68,7
|
ЮАР
|
42,0
|
47,0
|
Таблица 2
Показатели малого и среднего предпринимательства в России
|
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Доля МСП в ВВП %
|
19,9
|
19,9
|
21,6
|
21,9
|
20,2
|
20,8
|
19,8
|
Количество
занятых в МСП чел.
|
19,0
|
19,2
|
19,0
|
19,3
|
19,4
|
18,8
|
18,8
|
Доля занятых в
МСП %
|
27
|
28
|
26
|
27
|
27
|
26
|
27
|
Одним из выводов доклада уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 2021 г. было признание государством, что развитие МСП является не фискальной, а важной социальной функцией, вкладом в обеспечение занятости и в обеспечение населения доступными товарами и услугами. Именно эту социальную функцию воплощает инклюзивное предпринимательство, согласованное с принципами устойчивого развития и экономического роста.
В статье на основе анализа научных источников и аналитических материалов международных организаций и исследовательских агентств проведена систематизация понятий инклюзивного бизнеса, сопоставление его с характеристиками экономики распределенного пользования, выявлены возможности использования шеринговых платформ для развития устойчивого инклюзивного бизнеса. Научная новизна статьи состоит в расширении понимания инклюзивного бизнеса и демонстрации возможностей экономики распределенного пользования для расширения доступа уязвимых слоев населения к необходимым товарам и услугам. Исследовательская гипотеза состоит в использовании цифровых платформ распределенного пользования для включения представителей уязвимых групп к предпринимательской производительной деятельности, способствующей достижению целевых показателей развития малого бизнеса в России.
Инклюзивный рост и инклюзивный бизнес
Понятия инклюзивности, инклюзивного роста и инклюзивного бизнеса начали активно обсуждаться в научной литературе в начале 2000-х годов в связи с задачами перераспределения доходов и ликвидации бедности за счет развития бизнеса для «основания пирамиды» [3] (Prahalad, Stuart Hart, 2002), поиском жизнеспособного бизнес-обоснования корпоративной социальной ответственности [4] (Orlitzky, Schmidt, Rynes, 2003), непротиворечивости и взаимодополняемости целей корпоративной прибыли и социально значимых целей [5] (Porter, Kramer, 2011). В 2010-х годах инклюзивный рост превратился в самостоятельную концепцию развития, которая стала основой научного дискурса в области инклюзивного бизнеса [6] (Scheyvens, Banks, Hughes, 2016). Наибольшее внимание в научных публикациях получили вопросы недостаточности экономических показателей типа ВВП для оценки устойчивого роста [7, 8] (Kalaytanova, Vakhrusheva, 2018; Krasnokutskiy, Zmiyak, Yarovaya, 2018), содержание показателей инклюзивного роста [9, 10] (Barinova, Zemtsov, 2019; Pakhomova, Rikhter, Malyshkov, 2014), тогда как сами понятия инклюзивного бизнеса и инклюзивных бизнес-моделей до сих пор не имеют согласованных определений [1] (Schoneveld, 2020).Наиболее часто используемые определения инклюзивного бизнеса представлены в таблице 3. При их сравнении можно заметить, что более поздние определения инклюзивного бизнеса 2015, 2018 и 2020 гг. подчеркивают, что деятельность, способствующая инклюзивности, должна быть частью основного бизнеса и быть коммерчески жизнеспособной. То есть благотворительная деятельность или меценатство не могут сделать бизнес инклюзивным, если они не являются неотъемлемой частью общей бизнес-стратегии организации.
Также в большинстве определений подчеркивается, что инклюзивный бизнес включает людей и/или группы с низким уровнем дохода или находящихся в затруднительном положении в цепочке создания ценности. Причем в отличие от определения Прахалада и Харта [3] (Prahalad, Stuart Hart, 2002) это включение может быть не только в качестве потребителя, но и производителя или посредника.
Таблица 3
Определения понятия «устойчивый бизнес»
Источник
|
Определение
|
Отдел ООН по частному
сектору (United Nations Private Sector Division, UNDP), 2010 [11]
|
Инклюзивные
бизнес-модели включают бедных со стороны спроса в качестве клиентов и
заказчиков, а со стороны предложения – в качестве сотрудников, производителей
и владельцев бизнеса на различных этапах цепочки создания стоимости. Они
раскрывают взаимодействие между бизнесом и бедными слоями населения для
взаимной выгоды
|
Всемирный
деловой совет по устойчивому развитию (World Business
Council for Sustainable Development (WBCSD), 2011 [12]
|
Экономически
выгодная, экологически и социально ответственная предпринимательская
инициатива, которая объединяет сообщества с низким уровнем дохода в свою
цепочку создания стоимости для взаимной выгоды как компании, так и сообщества
|
Продовольственная
и сельскохозяйственная организация ООН (Food and
Agriculture Organization of the United Nations (FAO) , 2015 [13]
|
Инклюзивные
бизнес-модели способствуют интеграции мелких фермеров на рынки, в основе
которых лежит принцип взаимной выгоды для бедных фермеров и деловых кругов
|
Рабочая
группа G20 по развитию (G20
Development Working Group), 2015 [14]
|
Инклюзивные
предприятия предоставляют товары, услуги и средства к существованию на
коммерчески жизнеспособной и масштабируемой основе, людям, находящимся в «основании
экономической пирамиды», что делает их частью цепочки создания стоимости
основного бизнеса компаний в качестве поставщиков, дистрибьюторов, розничных
посредников или клиентов
|
Chamberlain,
W., Anseeuw, W., 2017 [15] (Chamberlain,
Anseeuw, 2017)
|
Инклюзивный
бизнес – это ориентированное на прибыль партнерство между коммерческим
бизнесом и сообществами или отдельными лицами с низким уровнем дохода, в
котором сообщество или отдельные лица с низким уровнем дохода интегрированы в
коммерческую цепочку поставок сельскохозяйственной продукции в качестве
поставщика земли, продукции или совместного использования рабочих мест с
конкретной целью развития своих бенефициаров
|
Международная
финансовая корпорация (International Finance Corporation IFC),
2018 [16]
|
Инклюзивные
бизнес-модели объединяют потребителей, поставщиков, розничных торговцев или
дистрибьюторов с низким уровнем дохода в их основной бизнес-операции на
коммерчески жизнеспособной основе
|
Азиатский банк развития
(Asian Development Bank (ADB), 2020 [17]
|
Инклюзивный
бизнес – это субъект предпринимательской деятельности, который генерирует
значительное влияние на развитие путем (I) повышения доступности товаров и
услуг для основания пирамиды населения (например, людей с низким уровнем
доходов); и/или (II) обеспечения доходов и/или возможности трудоустройства
для людей с низким доходом и производителей, поставщиков, дистрибьюторов,
работодателей и/или работников. Инклюзивный бизнес должен быть коммерчески
жизнеспособным
|
Анализ научной литературы по данной теме позволяет заключить, что инклюзивный бизнес следует рассматривать в разрезе трех направлений инклюзивности: объекта, предмета и целевых групп.
Объект инклюзивного бизнеса
Инклюзивный бизнес обычно занимается решением проблем, которые не может или не заинтересован эффективно решить рынок (так называемые провалы рынка) [18] (Chapman, Carbonetti, 2011). Именно такой вид бизнеса поддерживает концепция и маркировка «справедливой цены» (Fair Price), когда предприниматели, поддерживающие эту концепцию, за счет достойной оплаты продукции мелких производителей решают проблемы этих производителей, связанные с недостатком информации о рынке, ограниченностью доступа к необходимым ресурсам, несовершенством организации сбыта. Этот вид бизнеса можно считать инклюзивным, поскольку он решает проблемы, не решаемые рынком, и создает полезность/ценность лицам или группам с недостаточным уровнем дохода. Получаемую ценность в виде увеличенного дохода эти лица/группы могут использовать для улучшения своей жизни (более качественное питание, образование) или для расширения бизнеса.
Предмет инклюзивного бизнеса
В большинстве определений инклюзивного бизнеса подчеркивается, что такой бизнес «интегрирует» свои целевые группы в цепочку создания ценности. Дискурс инклюзивного роста также подчеркивает производительную занятость, участие или вовлеченность, т.е. группы с ограниченными доходами активно участвуют в экономическом развитии и вносят в него свой вклад, а не просто являются бенефициарами. Инклюзивный бизнес можно рассматривать как бизнес, который создает ценность для уязвимых групп, позволяя им выполнять деятельность, способствующую производству товаров или услуг в одном или нескольких узлах цепочки создания стоимости.
Целевые группы инклюзивного бизнеса
Продуктивное вовлечение малообеспеченных, бедных, уязвимых и/или маргинализированных групп занимает центральное место в инклюзивном бизнесе и в дискурсе инклюзивного роста и инклюзивного развития. При этом группы с низким уровнем дохода, бедные и малообеспеченные часто определяются в экономических терминах. Большинство стран и организаций, занимающихся вопросами развития, определяют бедное и малообеспеченное население как население с доходом ниже абсолютного прожиточного минимума. Методы определения национальных пороговых значений различаются между странами, а иногда даже внутри стран, поэтому использование национальных или государственных показателей для определения целевых групп инклюзивного бизнеса приводит к расхождениям и противоречивости результатов, и домохозяйства, находящиеся в аналогичном положении, могут считаться бедными в одной стране и небедными в другой.
В определениях инклюзивного бизнеса в последние годы происходит расширение понимания тех групп, на которые направляются усилия. От «pro-poor» – «бедных», «неимущих» или «групп с ограниченными доходами», «основания пирамиды», с которых собственно началось обсуждение инклюзивного бизнеса и его модели и на которые были направлены усилия пионеров инклюзивного бизнеса (таких как Мухаммад Юнус), дискурс перешел к уязвимым и маргинализированным группам. К ним относят лиц или группы, попавшие в трудные жизненные ситуации: молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды, этнические меньшинства, мигранты, безработные, заключенные, бездомные, родители-одиночки [6] (Scheyvens, Banks, Hughes, 2016).
Концепция инклюзивного бизнеса и инклюзивной экономики, безусловно, основывается на идеях роста в интересах бедных и инклюзивного роста, но она также опирается на другие области, такие как феминистская экономика, экологическая экономика, теории социального благополучия и экономического развития, которые подчеркивают аспекты экономики, не нашедшие отражения в традиционных экономических показателях [19] (Benner, Pastor, 2016). Поэтому инклюзивный бизнес сегодня понимают как экономическую деятельность, направленную на расширение возможности для совместного процветания, особенно для тех, кто сталкивается с серьезными препятствиями на пути повышения своего благосостояния [19] (Benner, Pastor, 2016).
Среди характеристик инклюзивной экономики выделяют справедливость, соучастие, устойчивый рост и стабильность. При этом можно заметить, что эти характеристики схожи с характеристиками экономики распределенного пользования или экономики совместного потребления, шеринга, развитие которой сегодня можно наблюдать в различных секторах экономики. Экономика распределенного пользования, особенно одноранговые обмены через цифровые платформы, делает доступ к различным товарам и услугам более дешевым и доступным для всех членов общества. Цифровой характер экономики распределенного пользования и повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий позволяют участвовать в рыночных обменах не только в качестве потребителя, но и как производитель и предприниматель. Экономика распределенного пользования эффективно способствует перераспределению и повторному использованию потребительских товаров, помогая снизить экологический след и сделать общество менее ресурсоемким [20] (Schor, Wengronowitz, 2017).
Новым аспектом экономики распределенного пользования являются «транзакции с незнакомцами» [13], то есть обмены между людьми, которые не знают друг друга или не имеют общих связей. Благодаря этому социальные связи и сети значительно расширяются и усиливаются, создавая более прочные социальные связи и, следовательно, устойчивое и стабильное общество.
Френкен и Шор [7] (Kalaytanova, Vakhrusheva, 2018) еще в 2017 г. писали о необходимости преодолеть разрыв между совместным потреблением и совместным производством, а также между государственными и частными интересами и организовать сектор распределенного использования с платформами, принадлежащими и управляемыми их пользователями. Таким образом, более инклюзивная экономика распределенного пользования может быть достигнута путем интеграции шеринговых платформ, ориентированных на потребление, и производственной деятельности на уровне местных сообществ. Многие инициативы шеринговых сервисов зародились изначально в рамках местных сообществ: совместное использование оборудования, каршеринг, фуд-шеринг и т.д. [15] (Chamberlain, Anseeuw, 2017). Отдельным лицам как потребителям больше не нужно ждать помощи для получения необходимых им товаров или услуг, они могут использовать рынок для получения того, что им нужно, на приемлемых условиях, а также работать вместе как сообщество предпринимателей для производства товаров и услуг, разделяя ответственность и риски.
Согласно Френкену и Шору [21] (Frenken, Schor, 2017), на относительно небольшом локальном рынке формирующаяся экономика распределенного пользования может породить конкуренцию, которая может обеспечить не только новые рабочие места, но и более равный доступ к большему разнообразию товаров и услуг.
Заключение
Проведенный в статье анализ и систематизация определений понятия инклюзивного бизнеса и их сопоставление с характеристиками и преимуществами бизнес-модели экономики распределенного пользования показали сходство и согласованность их целей и возможностей. Более широкое понимание инклюзивного бизнеса через включение в качестве объекта решением проблем, которые не может эффективно решить рынок, в качестве предмета активное вовлечение уязвимых групп в производительную деятельность, нацеленность инклюзивного бизнеса на широкий ряд лиц или групп, столкнувшихся с серьезными препятствиями для повышения своего благосостояния, позволяет рассматривать инклюзивный бизнес как важную социальную функцию обеспечения занятости и предоставление уязвимым группам равного доступа к необходимым товарам и услугам.Развитие инклюзивного бизнеса с использованием платформ распределенного пользования в определенной местности позволяет раздвинуть границы экономики распределенного пользования и перейти от обычного перераспределения и повторного использования потребительских товаров к переработке пригодных для использования материалов из отходов и компонентов и использованию их для производства новых товаров инновационными способами.
Цифровые платформы распределенного пользования могут создать больше возможностей для расширения социальных связей и укрепления связей с сообществом. В результате отдельные люди, семьи и общины могут укрепить свой потенциал, стать устойчивыми к стрессам и трудностям и развить более высокий уровень уверенности в будущем.
[1] ООН: повестка дня в области устойчивого развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda (дата обращения: 11.01.2022).
[2] Репозиторий открытых знаний Всемирного Банка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6507 (дата обращения: 10.01.2022).
[3] ООН: платформа знаний о целях устойчивого развития «Инклюзивный зеленый рост» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sustainabledevelopment.un.org/index.php?page=view&type=400&nr=690&menu=35 (дата обращения: 10.01.2022).
[4] Международный Валютный фонд, «Перспективы мировой экономики» октябрь 2021 [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October (дата обращения: 10.01.2022).
[5] «Будущее после Covid-19», Исследование McKinsey [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/the-future-of-work-after-covid-19 (дата обращения: 10.01.2022).
[6] «Будущее после Covid-19», Исследование McKinsey [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/the-future-of-work-after-covid-19 (дата обращения: 10.01.2022).
[7] Международное энергетическое агентство Доклад «Net Zero by 2050», Электронный ресурс] Режим доступа https://www.iea.org/reports/net-zero-by-2050 (дата обращения: 12.01.2022).
Источники:
2. Ye Zhang, Kenny Han Han Teng Chen How inclusive is the sharing economy? And what is the implication for neighbourhood design? // Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Urban Design and Planning. – 2018. – № 171:6. – p. 247-257.
3. Prahalad C.K., Stuart L. Hart The fortune at the bottom of the pyramid // Strategy+Business. – 2002. – № 26. – p. 1-14. – doi: 10.19177/reen.v1e220081-23.
4. Orlitzky M., Schmidt F.L., Rynes, S.L. Corporate Social and Financial Performance: A Meta-Analysis // Organization Studies. – 2003. – № 24. – p. 403 - 441.
5. Porter M.E., Kramer M.R. Creating Shared Value // Harvard Business Review. – 2011. – № 89 (1-2). – p. 62-77.
6. Scheyvens R., Banks G., Hughes E. The private sector and the SDGs: the need to move beyond ‘business as usual // Sustainable Development. – 2016. – № 24 (6). – p. 371-382.
7. Калайтанова Д.В., Вахрушева А.И. Индекс инклюзивного развития как показатель благосостояния государства. / Современные тенденции развития экономики России в условиях глобализации: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 2018. – 17-20 c.
8. Краснокутский П. А., Змияк С. С., Яровая Н. С. Концепция инклюзивного роста: новые возможности или осознанная необходимость? // Теоретическая экономика. – 2018. – № 6(48). – c. 77-86.
9. Баринова В. А., Земцов С. П. Инклюзивный рост и устойчивость регионов России // Регион: Экономика и Социология. – 2019. – № 1. – c. 23-46. – doi: 10.15372/REG20190102.
10. Пахомова, Н. В., Рихтер, К. К., & Малышков, Г. Б. Инклюзивный устойчивый рост: приоритеты, индикаторы, Международный опыт, потенциал согласования с моделью реиндустриализации // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – c. 15-24.
11. Отдел ООН по частному сектору (United Nations Private Sector Division, UNDP) «Brokering Inclusive Business Models» (2010). [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/publications/brokering-inclusive-business-models (дата обращения: 12.01.2022).
12. Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development (WBCSD). «Inclusive Business: Creating Value in Latin America. SNV and WBCSD, Netherlands». [Электронный ресурс]. URL: https://www.wbcsd.org/Programs/People-and-Society/Tackling-Inequality/Resources/Inclusive-Business-Creating-Value-in-Latin-America (дата обращения: 12.01.2022).
13. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). «Inclusive Business Models e Guidelines. FAO, Rome». [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/3/i5068e/i5068e.pdf (дата обращения: 12.01.2022).
14. Рабочая группа G20 по развитию (G20 Development Working Group). Inclusive Business Framework, Ankara. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/esa/ffd/ffd3/wp-content/uploads/sites/2/2015/10/G20-B20-Workshop-on-Inclusive-Business-in-Ankara.pdf (дата обращения: 12.01.2022).
15. Chamberlain W., Anseeuw W. Inclusive Businesses in Agriculture. AFRICAN SUN MeDIA, Stellenbosch. [Электронный ресурс]. URL: https://www.2017.iasc-commons.org/wp-content/uploads/2017/06/9F_Wytske-Chamberlain.pdf (дата обращения: 12.01.2022).
16. Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation IFC). «Inclusive business overview». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/topics_ext_content/ifc_external_corporate_site/inclusive+business/resources/publications (дата обращения: 12.01.2022).
17. Азиатский банк развития (Asian Development Bank (ADB). «Inclusive Business». [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org/publications/inclusive-business-apec (дата обращения: 12.02.2022).
18. Chapman A., Carbonetti B. Human rights protections for vulnerable and disadvantaged groups: the contributions of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights // Human Rights Quarterly. – 2011. – № 3. – p. 682-732.
19. Benner C., Pastor M. Inclusive Economy Indicators: Framework and Indicator Recommendations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/314282424_Inclusive_Economy_Indicators_Framework_and_Indicator_Recommendations (дата обращения: 07.01.2022).
20. Schor J.B. Wengronowitz R. The new sharing economy: enacting the eco-habitus. In Sustainable Consumption and Social Change. / (Cohen MJ, Brown HS and Vergragt P.J. (eds)). - Routledge, London, UK, 2017. – 25–42 p.
21. Frenken K., Schor J.B. Putting the sharing economy into perspective // Environmental Innovation and Societal Transitions. – 2017. – p. 3-10.
Страница обновлена: 23.11.2024 в 23:21:05