Инновационный подход к развитию предпринимательства на основе использования неформальных коммуникаций (уникальный опыт одной из территорий Красноярского края)
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (72), Декабрь 2012
Цитировать:
Сумина Е.В., Дергунов В.Н., Толстихин Г.В. Инновационный подход к развитию предпринимательства на основе использования неформальных коммуникаций (уникальный опыт одной из территорий Красноярского края) // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 88-95.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245628
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрен инновационный подход к развитию территориального предпринимательства на основе технологий управления социальными коммуникациями, использования неформальных коммуникаций. Актуализированы факторы развития предпринимательства на территориях, влияющих на инновационную восприимчивость региональной экономики. Представлена структура инновационной модульной программы развития предпринимательской и инновационной деятельности на территориях Красноярского края. Продемонстрирован уникальный опыт применения нового подхода и разработки инновационной модульной программы вовлечения молодежи в предпринимательство, в частности, на территории Дзержинского района Красноярского края.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная среда, малый и средний бизнес, предпринимательская культура, инновационный подход, неформальные коммуникации, территории Красноярского края
Экономическое развитие территории невозможно без активного участия населения, активизации новых механизмов формирования бизнес-среды, инноваций. Инновационная экономика может существовать только при наличии предпринимательской среды, развития производственного сектора. Инновации открывают дорогу к новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям. Развитие предпринимательства на территориях имеет огромнейший потенциал, являясь в свою очередь и вектором решения социально-экономических проблем [1].
В чем выражается предпринимательский потенциал?
В результате наших исследований были выделены два основных фактора развития предпринимательства на территориях, влияющих на инновационную восприимчивость региональной экономикой и реализуемость нововведений: предпринимательская инновационная среда и предпринимательская культура.
Предпринимательская инновационная среда – необходимые условия, инфраструктура развития предпринимательской активности и воспроизводства изобретений, их практической реализации. Необходимо формирование действенных механизмов вовлечения населения территорий в предпринимательскую деятельность в приоритетных технологических направлениях.
Уровень предпринимательской культуры важно раскрыть, с нашей точки зрения, не только с позиции традиций, принципов, устойчивой системы норм, этических и нравственных правил ведения бизнеса в той или иной стране, а с позиции мотивации и отношения к риску, привлекательности образа предпринимателя для населения территории. В этой связи, с учетом российских реалий, необходимы дополнительные инструменты реализации предпринимательского инновационного потенциала территорий, формирование у населения стратегического мышления, «заряженного» на успех, заинтересованности в результатах работы как коммерческого продукта.
Управленческая культура в бизнес-среде
Управляющие воздействия в любых системах, в том числе и в рамках муниципального управления, невозможны без связующего коммуникационного ресурса, приобретающего особое значение в современных условиях.
Важную роль коммуникациям отводили представители школы социальных систем, эмпирической школы управления и других школ (Ч. Барнард, Э. Дэйл, С. Дэвис, Э. Петерсон и др.). Проблематика неформальных коммуникаций связана с новым этапом в развитии управленческих подходов, школой человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, К. Арджирис, Дж. Вудворд, Г. Саймон).
Социальная коммуникация связывает отдельные части социальных систем друг с другом, это механизм, посредством которого реализуется власть. В процессе социальных коммуникаций формируются определенные социальные стереотипы. Представляя предпринимательскую культуру как фактор, здесь можно говорить о социальных стереотипах: образе предпринимателя в сознании населения, определенном опыте предпринимательской деятельности с положительными и отрицательными оценками, предпринимательской инициативе. Актуальность и необходимость изучения данных процессов, использования социальных технологий в системе государственного и муниципального управления подвигли к исследованию возможностей неформальных коммуникаций в реализации задач повышения эффективности программ развития предпринимательства на территориях Красноярского края.
На уровне муниципалитетов содействие развитию малого предпринимательства, занятости населения, включая вопросы переподготовки кадров, закрепление молодежи на территориях и прочее требует тщательной программной проработки.
Например, на территории Дзержинского района Красноярского края Администрация района, заинтересованная в развитии молодежного предпринимательства, определяет следующие проблемы. Низкий процент участия молодых людей в создании предприятий малого и среднего бизнеса, а именно всего 12% предпринимателей в возрасте 18–35 лет, 80% предпринимателей – это категория от 36 до 50 лет, и 8% составляют руководители бизнеса в возрасте от 51 года и старше; низкий уровень бизнес-образования у начинающих предпринимателей на территории. Существует и информационный вакуум, в котором находятся многие молодые люди на территории, несмотря на большое количество программ информационной и консультационной поддержки предпринимательства в крае, что связано с их большей ориентированностью и доступностью для городского населения. Развитие молодежного предпринимательства для территорий Красноярского края – наиболее актуальный вопрос, ибо они обладают огромным неосвоенными человеческими ресурсами, и открытие своего дела является решением проблемы трудоустройства молодежи.
Финансирование отдельных мероприятий поддержки предпринимательства в Красноярском крае актуализировалось в 2004 году. С 2006 года действуют краевые целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, объем выделенных средств постоянно растет, темпы роста численности субъектов предпринимательства в целом нормальные, но могут и ускориться [2].
Программа познается в эффективности
Администрация Дзержинского района, занимающаяся поиском новых механизмов вовлечения населения в активную экономическую деятельность района, инновационных подходов к развитию предпринимательства на территории муниципалитета вместе с группой авторов и разработчиков начала свою работу над проектом инновационной модульной программы развития предпринимательства на территориях Красноярского края, представляющей собой ежегодный цикл мероприятий (рис. 1). Программа направлена на решение основных проблем, влияющих на эффективность развития Дзержинского района, которые характерны и для остальных районов края.
Рис. 1. Инновационная модульная программа развития предпринимательства на территориях Красноярского края
В реализации механизма вовлечения населения территорий в предпринимательскую деятельность, являющегося основой нового подхода, в системе муниципального и регионального управления осуществляются следующие основные процессы (рис. 2):
- определение основных мотивов населения к занятию предпринимательской деятельностью, социально-экономическая проблематика развития территории;
- анализ существующих и формирование желаемых социальных стереотипов;
- определение дефицитов компетенций в области предпринимательской деятельности населения территории;
- разработка мероприятий по вовлечению населения территории в предпринимательскую деятельность на основе неформальных коммуникаций и неформальных лидеров.
Рис. 2. Механизм вовлечения населения территории в предпринимательскую деятельность
Основные механизмы модуля основаны на использовании неформальных коммуникаций в формировании мотивации и позитивного отношения населения территории к предпринимательской деятельности.
Начинается реализации механизма с выявления неформальных лидеров, социально активных жителей среди населения на территории муниципального образования, действующих предпринимателей как потенциальных участников мероприятий в рамках программы. Возможно проведение социально-политического значимого события (встреча с представителями местной и краевой власти с тематикой, посвященной социально значимым вопросам, качеству жизни на территории), активизация мотива «быть услышанным». Далее реализуются основные мероприятия по вовлечению выявленных социально-активных жителей территории в предпринимательскую деятельность, включая такой инновационный в данной проблематике инструментарий, как сторителлинг, с целью формирования общественного мнения и определенных социальных стереотипов (актуализируется мотив «следуй за лидером»).
В данных мероприятиях используются примеры успешных предпринимательских историй, проводятся встречи с неформальными лидерами с целью их подготовки к работе с населением, глубинные интервью, фокус группы, тренинги с основными участниками проекта – будущими предпринимателями. Работа неформального лидера на территории включает неформальное общение, распространение «слухов» как элемента неформальных коммуникаций, формирование позитивного социального стереотипа.
Обучающие мероприятия в рамках проекта включают выявление пробелов в области предпринимательской грамотности, устранение стереотипов о невозможности начать свое дело. Реализуется мотив «я знаю, что мне нужно». Общим итогом модуля является этап выбора комплекса обучающих программ. Данный этап позволяет участникам проекта из обучающих модулей сформировать свой курс подготовки с недостающими знаниями и умениями по организации и ведению собственного бизнеса (рис. 3).
Рис. 3. Основные направления компетенций участников обучающих программ по развитию предпринимательства
Выводы
Результатом мероприятий предварительного обучения являются разработанные компетентностные «паспорта» участников проекта, определяющие круг сформированных компетенций, возможные компетентностные пробелы в предпринимательской грамотности и умение их выявлять, строить траекторию собственного развития и становления как предпринимателя. Также итогом является сформированный набор бизнес-идей для каждого участника и его стратегия развития в области предпринимательской деятельности.
Реализация данного подхода позволяет снизить отток трудоспособного населения с территории муниципального образования, увеличить количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на территориях Красноярского края, создать дополнительные рабочие места, повысить уровень молодежного предпринимательства и эффективность существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Источники:
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / Пер. с англ. под научной редакцией О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
3. Материалы IV региональной конференции представителей малого и среднего бизнеса «Бизнес и Власть: направления движения» [Текст]. – Красноярск, 2011 г.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:06:30