Модели совместного использования продовольствия
Сагинова О.В.1, Оришко Ю.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)
Цитировать:
Сагинова О.В., Оришко Ю.А. Модели совместного использования продовольствия // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 227-240. – doi: 10.18334/epp.11.2.111587.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745948
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье приводится анализ основных понятий и характеристик совместного использования продуктов питания. На пользующийся пока такой же популярностью, как каршеринг, фудшеринг направлен на решение общественно важных проблем – снижения отходов при производстве и продаже продуктов питания и перераспределения продовольствия, обеспечения нуждающихся. На основе анализа научной литературы, публикаций в деловой прессе и СМИ, сайтов существующих в России платформ фудшеринга выделены основные модели совместного использования продовольствия, описаны проблемы и возможные направления развития фудшеринга с учетом имеющегося международного опыта
Ключевые слова: фудшеринг, совместное потребление, экономика распределенного пользования, утилизация отходов продовольствия, устойчивое развитие
JEL-классификация: O31, Q01, L66
Введение
Концепция устойчивого развития и сопутствующие ей понятия социальной ответственности, ответственного потребления, безотходного производства, повторного использования и рециклинга постепенно меняют не только бизнес-модели производителей, дистрибуторов и других игроков рынка, но и влияют на поведение потребителей. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет потребителям реализовывать свою экономическую активность. Развиваются и становятся все более разнообразными одноранговые обмены (Р2Р peer-to-peer или С2С consumer-to-consumer), позволяющие передавать в собственность или предоставлять другим пользователям доступ к ненужным или временно неиспользуемым активам. На основе распространения одноранговых обменов и активизации экономической деятельности потребителей возникли и развиваются различные сервисы, соединяющие тех, кто владеет активами и ресурсами, с теми, кто в них нуждается. Экономика совместного использования оказывает положительное влияние на окружающую среду и общество. Это сокращает отходы, позволяет устанавливать новые социальные контакты, создает новые рабочие места и приводит к эффективному использованию ресурсов [13] (Görög Georgina, 2018).
Наибольшее развитие в настоящее время приобрели сервисы совместного использования автомобилей в виде каршеринга и ride-hailing, т.е. заказа автомобиля с водителем по требованию через мобильное приложение. Совместное потребление и одноранговый обмен продуктами питания и одеждой все еще не столь развиты и популярны. Однако именно эти направления развития шеринга вносят ощутимый вклад в сохранение природных ресурсов, популяризацию разумного потребления и ценностей устойчивого развития.
В данной статье проведена систематизация основных понятий, связанных с совместным потреблением продовольствия, проанализированы существующие модели и характеристики фудшеринга и определены социально значимые направления развития предпринимательских инициатив в этой сфере. Анализ проведен на основе открытых источников – изучения публикаций в научных и деловых изданиях и СМИ и сбора данных с сайтов действующих фудшеринговых сервисов в России.
Фудшеринг в экономике распределенного пользования
В деловых и научных публикациях предпринимаются попытки описания и научного осмысления новых моделей экономической активности и взаимодействия потребителей. При этом используются многочисленные термины для обозначения одинаковых или схожих понятий одноранговых обменов, передачи доступа к активам, совместного владения и использования этих активов [6] (Saginov, Zavyalov, Saginova, 2020). В рамках данной статьи остановимся только на понятиях, непосредственно связанных с распределением и обменом продовольственными товарами.
Понятие цифровой экономики используется для обозначения хозяйственной деятельности, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме [14] (Hamari, Sjöklint, Ukkonen, 2016). Понятие платформенной экономики (platform economy) выделяет цифровые платформы как инструмент обеспечения взаимодействия между экономическими акторами. Термином гигономика (gig economy) определяют экономическую систему, в которой занятость реализуется на основе временных, проектных и гибких вариантов трудоустройства. Наличие на рынке предложения профессиональных услуг и компетенций фрилансеров, возможность использования этих услуг и компетенций не только организациями, но и физическими лицами реализуют одноранговые взаимодействия между физическими лицами, формируют одноранговую экономику (peer-to-peer economy), в которой индивид получает доступ к работе в электронном пространстве с возможностью одновременного исполнения основных экономических ролей: производителя, продавца и потребителя. Использование актива или ресурса вместо его приобретения является одной из характеристик экономики доступа (access economy). Системы обмена/продажи бывших в употреблении товаров (second-hand economy) обеспечивают обмен товаров, которые перераспределяются/перемещаются из места, где они больше не нужны, в место, где в них есть потребность. Совместное потребление (collaborative consumption) относится к ситуациям, когда люди со схожими потребностями или интересами собираются вместе, чтобы делиться и обмениваться как материальными, так и нематериальными активами, такими как время, пространство, информация и навыки.
Появление и развитие экономики распределенного пользования и рост устойчивого и совместного потребления привели к инновациям в бизнес-моделях, обеспечиваемым цифровыми технологиями [20] (Michelini, Principato, Iasevoli, 2018). Инновационные компании внедряют цифровые технологии для решения экологических, социальных и экономических проблем [7, 25] (Alfiero, Christofi, Bonadonna, 2019; Stangherlin, Duarte Ribeiro, Barcellos, 2019). В пищевой промышленности внедряются изменения для уменьшения потерь продуктов питания и отходов [4, 24] (Kazantseva, 2019; Rosenlund, Nyblom, Matschke Ekholm, Sörme, 2020). Одной из самых инновационных бизнес-моделей в пищевой промышленности являются веб-платформы для обмена продуктами питания и (или) мобильные приложения, которые помогают сократить количество пищевых отходов [2, 15] (Berketova, Volodina, 2020; Harvey, Smith, Goulding, Branco Illodo, 2020) и позволяют пользователям делиться едой и продуктами питания [3, 12] (Botalova, 2020; Falcone, Imbert, 2017).
По оценкам экспертов, треть мирового производства продовольствия (около 1,3 миллиарда тонн) ежегодно теряется или выбрасывается [1] [1, 16] (Agapkin, Ibragimova, 2019; Lamberton, Rose, 2012). В Европе объем пищевых отходов оценивается примерно в 88 миллионов тонн в год, а с неучтенными пищевыми отходами цифру можно увеличить на 30–40% [10, 22] (Caraher, Furey, 2018; Mourad, 2016). Эта проблема важна и для России, где 17 млн тонн продовольствия ежегодно отправляется в отходы, в то время как 13,5% (BBC, 2020) населения (около 20 миллионов человек) живут за чертой бедности [2] [2] (Berketova, Volodina, 2020). Учитывая высокий уровень нерационального использования продовольствия, а также в целях сокращения пищевых отходов и связанных с ними экологических, социальных и экономических проблем, фудшеринговые платформы обмена продовольствием критически важны для устойчивого развития, сокращения отходов и продвижения в обществе модели разумного потребления и ценностей устойчивого развития [3, 17, 18] (Botalova, 2020; Mackenzie, Davies, 2019; Mazzucchelli, Gurioli, Graziano, Quacquarelli, Aouina-Mejri, 2020).
Само понятие фудшеринга включает многообразные практики, направленные на сохранение и перераспределение продовольствия. Как и в экономике распределенного пользования, в целом фудшеринг включает как одноранговые, так и разноранговые обмены, источником продовольственных товаров могут быть сами потребители (P2P), коммерческие и некоммерческие организации (B2C), посредниками и агрегаторами выступают предпринимательские структуры, благотворительные фонды и общественные организации. Цели фудшеринга также разнообразны – от помощи неимущим, утилизации продуктов, срок годности которых подходит к концу, до совместного приготовления и дегустации блюд национальной кухни.
Платформы компаний-интеграторов или разработанные ими мобильные приложения объединяют всех участников обмена, создавая вторичный рынок для перераспределения излишков продовольствия, упрощая процесс обмена, безвозмездной передачи и продажи продуктов питания. Совместное использование продуктов питания, или фудшеринг, можно рассматривать как устойчивую бизнес-модель экономики распределенного пользования [19] (Michelini, Grieco, Ciulli, Di Leo, 2019). Поскольку существенную роль в обмене играют потребители, которые создают ценность совместно с организациями и друг с другом, платформы обмена продуктами питания и особенно одноранговые (Р2Р) платформы приобретают популярность, так как полагаются на выгоды совместной деятельности и укрепления социального взаимодействия в сетях в сообществах [19] (Michelini, Grieco, Ciulli, Di Leo, 2019).
Фудшеринг как решение социально значимой проблемы
С ростом потребления и увеличением производства продуктов питания наше общество столкнулось с серьезной проблемой – расточительным отношением к продовольствию. В то время как некоторые люди не имеют достаточно денег на еду, другие покупают слишком много продуктов, что приводит к их нерациональному использованию и формированию остатков и отходов. Цель фудшеринга – обмен и перераспределение продуктов питания между людьми, передача неиспользованных продуктов из отелей, ресторанов, столовых и других предприятий общественного питания бесплатно или со значительной скидкой. Однако фудшеринг не ограничивается благотворительностью. Еще одна цель совместного использования продовольствия – это рациональное его использование, предотвращение отходов. Когда люди или компании покупают избыточное количество продуктов питания, которые они не могут потребить, они могут передать излишки кому-то другому, а не выбрасывать, нанося вред природе.
По правилам, неиспользованные продукты питания, срок использования которых истек, следует утилизировать. В Российской Федерации утилизацию неиспользованного продовольствия регулируют три закона:
1. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [3] определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами.
2. Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4] определяет санитарные требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
3. Кодекс «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ [5] устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических норм и правил при обращении с отходами, ответственность за загрязнение почвы и лесов промышленными и бытовыми отходами, предусматривает ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
По закону «О защите прав потребителей» [6] при истечении срока годности еда считается непригодной для использования и ее нельзя реализовывать, т.е. продавать и даже бесплатно раздавать кому-либо. По закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [7] остатки еды и готовые блюда нельзя просто выбросить в мусорный бак, их нужно утилизировать по правилам, заключив договор с компанией, у которой есть лицензия на утилизацию. Эти правила и законы показывают, что своевременное перераспределение излишков продовольствия через систему фудшеринга не только передает продукты нуждающимся, но и позволяет компаниям избежать затрат на утилизацию отходов.
Модели фудшеринга
Анализ сайтов фудшеринговых платформ и сервисов выявил три основные модели обмена продуктами питания [20] (Michelini, Principato, Iasevoli, 2018):
1. Обмен с денежной компенсацией.
2. Безвозмездная передача (благотворительность).
3. Обмен в рамках сообщества.
Первая модель (обмен с денежной компенсацией или продажа) включает как некоммерческий, так и коммерческий вид продаж. Такой обмен подразумевает, что продукты питания передаются с целью получения некоторой прибыли или хотя бы покрытия себестоимости продуктов. Это модель B2C: компании, которые производят или продают продукты питания (рестораны, гостиницы, пекарни и т. д.), предлагают продавать продукты, срок годности которых истекает в ближайшее время, по себестоимости или со значительной скидкой. Эти организации могут использовать онлайн-платформы (веб-сайты или приложения), где они могут ежедневно публиковать информацию о продуктах, которые готовы продать на таких условиях. Приложения обычно создаются организациями-агрегаторами, которые объединяют предложения различных компаний и поставщиков. Агрегаторы могут либо получать процент от каждой продажи либо взимать плату с организаций, которые используют приложение. Это выгодно всем участникам этого процесса: компании получают некоторый доход и не тратят на утилизацию остатков продовольствия, клиенты покупают еду намного дешевле, чем она обычно стоит, агрегаторы зарабатывают деньги на обеспечении возможности контакта покупателей и продавцов.
По такой модели работает существующее в России приложение, позволяющее покупать продукты питания в ресторанах, кафе и пекарнях, Eatme [8], этот сервис позволяет приобретать дополнительные продукты питания со скидкой до 75%. Сервис был запущен в 2019 году в Москве, сейчас он также работает в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Хабаровске, Ульяновске и Владивостоке. Больше всего сервис используется в Санкт-Петербурге, где он включает в себя 231 ресторан, в Москве им пользуются 162 ресторана [9].
Модель монетизации данного сервиса основана на подписке: компании, желающие присоединиться к этой услуге, приобретают подписку стоимостью 399 рублей в месяц при покупке на 12 месяцев или 599 рублей в месяц при покупке на 1 месяц. Агрегатор получает 1,5% от стоимости заказа. Рестораны размещают информацию о блюдах самостоятельно, если у них есть еда со скидкой 50% или выше, сервис позволит им разместить все свое меню, чтобы привлечь новых клиентов [5] (Orishko, 2020).
Модель «безвозмездный обмен» или «благотворительность» обычно используется некоммерческими организациями, которые собирают продукты питания у компаний и домашних хозяйств и бесплатно раздают их нуждающимся. В некоторых случаях некоммерческие организации создают пункты пожертвования продуктов питания, куда любой желающий может принести лишние продукты. Эти пункты пожертвования продуктов питания могут быть организованы в супермаркетах, для которых такие партнерские отношения выгодны, так как люди порой специально покупают продукты в этих магазинах, чтобы пожертвовать их, что приводит к небольшому увеличению продаж. Это удобно и для тех, кто хочет пожертвовать свою дополнительную еду, потому что супермаркеты обычно расположены рядом с местами их проживания, поэтому им не нужно далеко ездить, чтобы передать еду на благотворительность. Эта модель полезна для общества: она обеспечивает продовольствием неимущих, уменьшает количество пищевых отходов и повышает осведомленность общества о проблеме бедности и экологических проблемах.
Первоначально по этой модели создавались так называемые продовольственные банки. Они впервые появились в США в XX веке [3, 23] (Botalova, 2020; Riches, 2018), а затем распространились и на другие страны. Сегодня они присутствуют во всем мире [9] (Caraher, Cavicchi, Wells, 2014). Первый продовольственный банк в России был создан в 2012 году, он называется «Фонд продовольствия «Русь». Сегодня организация входит в топ-5 благотворительных фондов России и работает с производителями, торговыми сетями и предприятиями общественного питания, которые регулярно передают свою продукцию с заводов и складов фонду по договорам дарения. Организации жертвуют излишки продукции, пригодной для потребления в соответствии с нормами действующего законодательства.
Третья модель (обмен в рамках сообщества) предполагает, что продукты питания обмениваются между членами сообщества. Такое сообщество может объединить людей, живущих в одном районе, или людей, озабоченных проблемой пищевых отходов. Группа людей может использовать веб-платформы для обмена продуктами питания. Например, две женщины-предпринимателя (Saasha Celestial-One и Tessa Clarke) из Великобритании в 2015 г. создали приложение Olio, с помощью которого любой человек может разместить информацию о продуктах, которые он готов передать. Согласно информации на сайте организации [10], за время ее существования более 2,5 миллионов человек использовали приложение и поделились почти 10 миллионами порций еды.
В России нет подобного приложения или сайта для обмена продуктами питания, однако в социальных сетях (ВКонтакте и Facebook) есть группы, посвященные обмену продуктами и приготовленными блюдами. Самая большая группа в России насчитывает более 70 000 человек из Москвы и Санкт-Петербурга [5] (Orishko, 2020).
Модель благотворительного обмена фудшеринга близка по целям движению фудсейвинга – экологическому движению по спасению продовольствия. В Москве и Санкт Петербурге активно работают десятки команд фудсейверов, которые пополняются новыми участниками, более опытные участники подключаются к организационным вопросам и помогают доносить информацию до новичков. В процессе развития в разных городах фудсейвинг приобрел некоторые индивидуальные черты: в Санкт-Петербурге волонтеры спасают тонны фруктов и овощей с овощебаз, а в Москве приоритет при распределении продуктов отдается нуждающимся. Главная и основная задача движения – спасти, вывезти и распределить максимальное количество еды, чтобы она не попала в мусорный бак [11].
Фудшеринг также включает модели, привлекательные для туристической отрасли [12]. Успешно развивается международный сервис EatWith, помогающий туристам найти компанию для ужина или дегустации блюд национальной кухни в чужой стране. Сейчас список международных локаций включает 28 стран, в том числе и Россию. Сервис работает на коммерческой основе: если вы хотите прийти к кому-то на ужин в чужом городе, необходимо заплатить сумму, обозначенную хозяином. Чтобы принимать гостей у себя, кандидат проходит процедуру отбора представителями сервиса в своей стране. EatWith решает одновременно несколько задач: помогает туристам познакомиться с местными жителями, попробовать блюда местной кухни, получить консультацию о том, как лучше провести время в их городе.
Проблемы и направления развития фудшеринга
Платформы обмена продуктами питания, и особенно P2P-платформы, становятся все более популярными и успешными, поскольку они основаны на формировании социальных сетей внутри сообществ [20] (Michelini, Principato, Iasevoli, 2018). Однако развитие фудшеринга происходит не без трудностей и проблем. Некоторые исследования показали [8] (Bielefeldt, Poelzl, Herbst, 2016), что даже если люди положительно относятся к системам распределенного пользования, многие не используют их, что указывает на существующее несоответствие между отношением и реальным поведением. Научные публикации указывают на то, что поведенческая реакция ориентируется главным образом на восприятие потребителями убеждений и ценностей, таких как устойчивость, экологическая осведомленность и корпоративная социальная ответственность [8, 16] (Bielefeldt, Poelzl, Herbst, 2016; Lamberton, Rose, 2012).
Совместное использование продуктов питания можно рассматривать как поведенческую реакцию на ценности устойчивого развития, экологической осведомленности и социальной справедливости, которая опирается на принципы корпоративной социальной ответственности, социальную поддержку сообщества и знакомство потребителей с платформами фудшеринга и их готовность использовать их. В связи с этим необходимо повысить осведомленность об услугах фудшеринга. Анализ литературы показал, что люди не понимают преимуществ и важности совместного использования продуктов питания. Кроме того, некоторые просто не знают о других вариантах использования продовольственных излишков, кроме их утилизации. Поэтому необходимо провести широкую информационную кампанию, где специалисты (например, владельцы услуг обмена) подробно объяснят, какие услуги по использованию излишков продуктов питания существуют, почему социально ответственное потребительское поведение является новым трендом и как оно поможет улучшить нашу жизнь.
Еще одной проблемой, выявленной в ходе анализа, является отсутствие доверия между покупателями/получателями и продавцами/поставщиками. Поставщики боятся, что передача излишков продовольствия будет сопряжена с дополнительными затратами времени и средств, получатели опасаются, что получат некачественный, испорченный товар. Причина здесь кроется в недостаточной информированности участников фудшеринга. Рестораны и другие поставщики продовольствия не публикуют информацию о датах производства и сроке годности продуктов, поэтому невозможно судить о качестве продукции. Компании-агрегаторы, с одной стороны, должны сделать обязательным для поставщиков указание всех обязательных сроков и дат, но с другой, это может отпугнуть потенциальных участников, особенно благотворительных сделок.
Еще одной проблемой развития фудшеринга в России является то, что россияне часто стыдятся покупать подержанную одежду или благотворительные продукты. Они верят в стереотип, что секонд-хенды и услуги аренды созданы для бедных. Волонтеры платформы Eatme описывают ситуации, когда действительно нуждающиеся люди стеснялись открыто брать бесплатные продукты питания. Для преодоления этого стереотипа следует популяризировать в целом совместное потребление и шеринг, показывая его преимущества и последствия для экологии и общества.
Анализ международной практики фудшеринга показывает расширение сферы совместного использования. Помимо обмена продуктами питания и приготовленными блюдами фудшеринговые платформы предоставляют информацию о возможности сбора излишков урожая фруктов и овощей, предоставляют пространства (как общественные, так и частные) для выращивания пригодных для питания растений, обучают выращиванию овощей и фруктов, организуют обмен принадлежностями для приготовления блюд, обучение приготовлению, возможность дегустации блюд национальной кухни, приготовленных местными жителями [11] (Davies, Legg, 2018).
Заключение
Экономика совместного пользования имеет высокий потенциал для роста и развития. Людей интересуют концепции совместного потребления, и они готовы в них участвовать. Обзор литературы показал, что в целом потребители более активно участвовали бы в обмене продуктами питания, если бы они были удобно организованы, а информация об их социальной значимости и благоприятном влиянии на окружающую среду распространялась бы более широко и активно.
Общее представление о фудшеринге как о бесплатных продуктах для неимущих существенно ограничивает возможности распространения таких сервисов и привлечения к ним как потребителей, так и поставщиков.
Более широкое информирование о выгодах фудшеринга для производителей и поставщиков продуктов питания может существенно сократить не только их отходы, но и затраты на утилизацию отходов, чем внесет вклад в сохранение природных ресурсов.
Результаты анализа российских приложений и сайтов фудшеринговых сервисов свидетельствуют о том, что население страны мало осведомлено о существовании этих сервисов. Большинство из них представлены только в Москве и Санкт Петербурге и не продвигают свои услуги как среди поставщиков продовольствия, так и среди потребителей.
[1] Данные программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) UNEP Worldwide food waste // UNEP – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.unenvironment.org/thinkeatsave/get-informed/worldwide-food-waste (дата обращения: 12.01.2021)
[2] Русская служба BBC Росстат: число бедных россиян резко выросло - их стало почти 20 миллионов // BBC – 2019. [Электронный документ]. Режим доступа: URL: https://www.bbc.com/russian/news-54213159 (дата обращения: 12.01.2021)
Сухорукова Е. Эксперты оценили стоимость выброшенных россиянами продуктов в ₽1,6 трлн // РБК – 2019. [Электронный документ]. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/business/04/10/2019/5d94824e9a7947147992cf07 (дата обращения: 12.01.2021)
[3] Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 15.01.2021)
[4] Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 15.01.2021)
[5]Кодекс «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.01.2021)
[6] Закон «О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 15.01.2021)
[7] Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 15.01.2021)
[8] Мобильное приложение Eatme. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://eatmeapp.ru/ (дата обращения: 17.01.2021)
[9] Чернянский Р. Сервис по продаже лишней еды из ресторанов начал работать в Москве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.the-village.ru/food/food-news/365415-eatme-v-moskve (дата обращения: 17.01.2021)
[10] Бесплатное приложение шеринга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://olioex.com/about/our-impact/ (дата обращения: 17.01.2021)
[11] Движение «Фудшеринг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://foodsharing.ru/partners/ (дата обращения: 17.01.2021)
[12]Васенкова Н. Едящие вместе: Как работает проект EatWith в России и мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.the-village.ru/food/food/136533-eat-with (дата обращения: 17.01.2021)
Источники:
2. Беркетова Л.В., Володина С.С. Фудшеринг - как экологичный способ использования продуктов питания // Бюллетень науки и практики. – 2020. – № 1. – c. 253-259.
3. Боталова А.И. Фудшеринг: экономические, экологические и социальные аспекты явления // Вектор экономики. – 2020. – № 1(43). – c. 69.
4. Казанцева С.Ю. Фудшеринг в торговле продуктами здорового питания // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 10 (111). – c. 665-667.
5. Оришко Ю. А. Услуги фудшеринга в России // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2020. – № 4(34). – c. 125-127.
6. Сагинов Ю.Л., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. Экономика распределенного пользования: основные понятия, определения, характеристики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1403-1424. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110726.
7. Alfiero S., Christofi M., Bonadonna A. Street food traders, farmers and sustainable practice to reduce food waste in the Italian context // British Food Journal. – 2019. – № 122(5). – p. 1361–1380.
8. Bielefeldt J., Poelzl J., Herbst U. What’s mine Isn’t yours–barriers to participation in the sharing economy // Die Unternehmung. – 2016. – № 70(1). – p. 4–25.
9. Caraher M., Cavicchi A., Wells R. UK print media coverage of the food bank phenomenon: from food welfare to food charity? // British Food Journal. – 2014. – № 116(9). – doi: 10.1108/BFJ-03-2014-0123.
10. Caraher M., Furey S. The economics of emergency food aid provision: a financial, social, and cultural perspective. - Palgrave Pivot, London, UK, 2018.
11. Davies A.R., Legg R. Fare sharing: interrogating the nexus of ICT, urban food sharing, and sustainability // Food, Culture & Society. – 2018. – № 8014. – p. 1–22.
12. Falcone P. M., Imbert E. Bringing a sharing economy approach into the food sector: The potential of food sharing for reducing food waste // In Food waste reduction and valorisation. – 2017. – p. 197–214.
13. Görög Georgina The Definitions of Sharing Economy: A Systematic Literature Review // Management, University of Primorska, Faculty of Management Koper. – 2018. – № 13(2). – p. 175-189.
14. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2016. – № 9. – p. 2047-2059.
15. Harvey J., Smith A., Goulding J., Branco Illodo I. Food sharing, redistribution, and waste reduction via mobile applications: A social network analysis // Industrial Marketing Management. – 2020. – p. 437-448.
16. Lamberton C. P., Rose R. L. When is ours better than mine? A framework for understanding and altering participation in commercial sharing systems // Journal of Marketing. – 2012. – № 76(4). – p. 109–125.
17. Mackenzie S.G., Davies A.R. SHARE IT: Co-designing a sustainability impact assessment framework for urban food sharing initiatives // Environmental Impact Assessment Review. – 2019. – № 79. – p. 106300.
18. Mazzucchelli A., Gurioli M., Graziano D., Quacquarelli B., Aouina-Mejri C. How to fight against food waste in the digital era: Key factors for a successful food sharing platform // Journal of Business Research. – 2020. – № 124. – p. 47–58. – doi: 10.1016/j.jbusres.2020.11.055.
19. Michelini L., Grieco C., Ciulli F., Di Leo A. Uncovering the impact of food sharing platform business models: A theory of change approach // British Food Journal. – 2019. – № 122(5). – p. 1437–1462.
20. Michelini L., Principato L., Iasevoli G. Understanding food sharing models to tackle sustainability challenges // Ecological Economics. – 2018. – № 145. – p. 205–217.
21. Morone P., Falcone P. M., Imbert E., Morone M., Morone A. New consumers behaviours in the sharing economy: an experimental analysis on food waste reduction. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctreballeco.uji.es/wpficheros/Morone_et_al_11_2016.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
22. Mourad M. Recycling, recovering and preventing “food waste”: Competing solutions for food systems sustainability in the United States and France // Journal of Cleaner Production. – 2016. – № 126. – p. 461–477.
23. Riches G. Food banks and the welfare crisis. – James Lorimer & Company, 1986. Savers ® State of reuse report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.savers.com/sites/default/files/reuse_report_2018-savers.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
24. Rosenlund J., Nyblom Å., Matschke Ekholm H., Sörme, L. The emergence of food waste as an issue in Swedish retail // British Food Journal. – 2020. – № 122(11). – p. 3283–3296.
25. Stangherlin I. do C., Duarte Ribeiro J. L., Barcellos M. Consumer behaviour towards suboptimal food products: a strategy for food waste reduction // British Food Journal. – 2019. – № 121(10). – p. 2396–2412.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:59:41