Региональная трансформация напряженности на рынке труда: новые векторы
Забелина О.В.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1, Санкова Л.В.3
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
3 Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Россия, Саратов
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122444
Цитирований: 14 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Пандемия коронавируса COVID-19 осуществляет свое воздействие на рынок труда по многим направлениям: от закрытия предприятий и массовых увольнений до стимулирования использования новых форматов занятости и приобретения работниками новых компетенций. Данные процессы имеют существенную региональную дифференциацию в аспекте параметров и векторов трансформации напряженности рынков труда . В статье приводятся результаты исследований изменения напряжённости на региональных рынках труда вследствие влияния пандемии коронавируса и различных институционально-экономических трансформаций на рынке труда. Предлагается авторский подход к выявлению и оценке регионов «новой напряженности» на рынке труда» и сравнению их с территориями устойчиво-напряжённых рынков труда. Результаты исследования могут быть использованы органами исполнительной власти федерального уровня при подготовке законодательных инициатив в области регулирования рынков труда с напряженной ситуацией. Информационной базой исследования послужили данные официальной и ведомственной отчетности, нормативно-правовые документы, труды российских экспертов, а также данные Росстата.
Ключевые слова: напряжённость рынка труда; поиск работы; пандемия; уровень занятости; уровень безработицы; региональная трансформация
JEL-классификация: J21, J22, J64, R12
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия COVID-19 стала причиной новых трансформаций на рынках труда регионов и стран, определила новые векторы в развитии региональных рынков труда, спровоцировала и усилила разнонаправленную реаллокацию трудоспособного населения на рынке труда, в том числе простимулированную мерами государственной политики.
Во-первых, наряду с вызванным кризисом переливом части экономически активного населения из группы занятых в группу безработных усилились потоки безработного населения (идентифицированного по методологии МОТ) в сегмент регистрируемой безработицы. Названные процессы в определенной степени были обусловлены не только стремлением найти работу с помощью государственной службы занятости, но и институциональными изменениями. В частности, упрощением порядка регистрации статуса безработного, повышением размера пособий по безработице. Это предположение подтвердилось в дальнейшем существенным оттоком граждан из регистрируемой безработицы без трудоустройства на фоне неуклонного увеличения числа заявленных в службу занятости вакансий. Вместе с тем структурные диспропорции спроса и предложения на регистрируемом рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе, которые могли повлиять на такой поток, нуждаются в отельном изучении.
Во-вторых, требует особого внимания наметившееся с начала 2020 года перераспределение трудоспособного населения из состава рабочей силы в экономическую неактивность. Существенное уменьшение численности занятых лишь частично сохранило численность рабочей силы за счет перетока населения в состояние безработицы. Начавшийся к концу 2020 года отток населения из безработицы не сопровождается соответствующим восстановительным ростом численности занятых.
Неравномерность уровня и темпов социально-экономического развития регионов Российской Федерации, сложившаяся под воздействием различных факторов и усугубляющаяся на фоне очередных волн пандемии, находит отражение и в региональной дифференциации рынков труда. Одной из наиболее заметных и опасных форм проявления такой дифференциации являются различия в уровне напряженности ситуации на рынке труда.
Нерешенность проблем снижения напряженности на региональных рынках труда не только ограничивает возможности восстановления, но и устойчивого развития региональных экономик, обеспечения экономической и социальной безопасности регионов, повышения уровня жизни населения. Несмотря на высокий интерес к проблемам безработицы на фоне пандемии, в отечественной научной литературе отсутствуют комплексные исследования проблематики трансформации напряженности региональных рынков труда в новых условиях, отсутствуют сценарные прогнозы развития ситуации на региональных рынках труда. Целью исследования выступает выявление и анализ «новых» регионов с напряженной ситуацией на рынке труда; определение векторов и факторов асимметричных потоков на рынке труда в период пандемии и восстановления.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: определение ключевых потоков на российском рынке труда в период пандемии и на этапе восстановления и детерминирующих их факторов; выявление регионов «новой напряженности» на рынке труда; анализ разных темпов восстановления и изменения напряженности на рынках труда регионов; спецификация динамики неравенства на рынке труда (в разрезе социально-демографических групп).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проблемы эффективного регулирования рынка труда на восстановительном этапе с учетом общих трендов и специфики региональных стратегий выхода из пандемийного кризиса и векторов дальнейшего развития являются одними из ключевых для современной социально-экономической политики.
Проблематика оценки напряженности на региональных рынках труда находит отражение в ряде публикаций российских исследователей за 2001–2013 гг. [1–5] (Korel, Korel, 2001; Sigova, Pitukhin, Parikova, 2012; Kolesnikova, 2013; Tupikina, Kocheva, Matev, 2013; Simonova, Sankova, Mirzabalaeva, 2019) Интересным, на наш взгляд, является подход к определению сценариев решения управленческих задач за счет изменения соотношения затрат на активную и пассивную политику, роста количества заявленных вакансий, возрастания количественной оценки интегрального рейтинга субъектов РФ с максимальным количеством вакансий на востребованной профессионально-квалификационной основе [6] (Pashin, Elin, Kharkin, 2020). Данный подход дополнен исследователями в последующей работе, где дана оценка напряженности рынка труда, позволяющая прогнозировать изменение данного явления и определять соответствующие затраты на реализацию активной политики труда. При этом авторы определяют ключевые факторы, определяющие снижение напряженности на рынках труда, и т.д. [7] (Pashin, Voloshina, Kharkin, 2021).
Коленнникова О.А. акцентирует внимание на стратегиях поиска работы и на снижении зарплатных ожиданий безработных при дефиците вакансий [8] (Kolennnikova, 2020). Данная ситуация, бесспорно, влияет на снижение напряженности на рынке труда, вместе с тем она не всегда свидетельствует о трудоустройстве на достойные рабочие места и дальнейшей эффективности занятости.
В работе [9] (Blinova, Rusanovskiy, Markov, 2020) показано, что «специфические особенности региональных экономик значимо влияют на характер связи между изменением уровня безработицы и динамикой выпуска». Полученную зависимость необходимо принимать во внимание при оценке напряженности рынка труда в «новых» регионах и скорости восстановления рынков труда после шоков пандемии.
В работе [10] (Kondusova, Bakhina, 2019) напряженность на региональном рынке труда рассматривается через срез мониторинга рынка труда и показателей результативности региональной службы занятости.
Продуктивный подход к оценке напряженности на рынке труда предлагается в оригинальном исследовании ученых, которые рекомендуют использовать для характеристики напряженности на рынке труда число вынужденно работающих неполный рабочий день или неполное рабочее время, величину заработной платы и объем просроченной задолженности и другие [11] (Korovkin, Dolgova, Korolev, Sinitsa, 2020).
Среди зарубежных исследований влияние пандемии на рынок труда, а также значимость новых мер регулирования рассматривается в работах [12–15] (Jordà, Singh, Taylor, 2020; Campa, Roine, Strömberg, 2021; Hershbein, Holzer, 2021). Значительная межстрановая и внутристрановая дифференциация эффектов Covid-19 для рынков труда в Великобритании, США и Германии подчеркивается и в работах ряда зарубежных исследователей [16] (Adams-Prassl, Boneva, Golin, Rauh, 2020).
Анализ влияния пандемии на динамику рынка труда (уровень экономической активности, занятости, рабочее время, секторальные сдвиги в занятости и др.), динамику неравенства (по гендерным признакам, квалификации, заработной плате и др.) представлен в докладе МОТ [17]. В частности, указывается, что численность занятых, уровень участия в рабочей силе не полностью восстановились во многих странах. В докладах МОТ обосновывается необходимость широкомасштабных мер государственной политики по поддержке занятости и доходов, созданию рабочих мест.
Вместе с тем публикаций, анализирующих трансформацию параметров напряженности региональных рынков труда и обосновывающих меры регулирования в зависимости от специфики динамики и структуры рынков труда регионов, в настоящее время недостаточно, что и определяет предмет исследования статьи.
Проведем анализ «ковидного» влияния на рынок труда. Российский рынок труда в период «коронакризиса» 2020 года характеризовался переходом значительной доли трудоспособного населения из статуса занятых в статус безработных и экономическую неактивность. Особенно сильно негативная тенденция к снижению численности занятого населения проявилась в первом квартале 2020 года (на 1,5%) и продолжилась во втором квартале 2020 года (на 0,2%) (рис. 1) .
Как видно из рисунка 1, первый и второй кварталы 2020 года отличаются негативной динамикой показателей численности рабочей силы. Если данные изменения в первом квартале можно связать с сезонным фактором, то резкое снижение численности занятого населения во втором квартале (-1177,4 тыс. чел.) на фоне бурного роста численности безработных (+1004,3 тыс. чел.) является прямым следствием распространения пандемии и введения государственных мер по противостоянию распространению коронавируса.
Рисунок 1. Динамика численности рабочей силы, занятого и безработного населения в России за 2019–2020 гг.
Источник: рассчитано авторами по данным Росстата [18].
Аналогичные тенденции проявляются при анализе уровня занятости, безработицы и участия в рабочей силе в России за 2019–2020 гг. (рис. 2).
Рынок труда России, пройдя пик падения занятости и роста безработицы летом 2020 года, уже к осени 2020 года начал восстанавливаться. Вместе с тем риск ухудшения эпидемической ситуации и новых волн пандемии продолжал сдерживать экономическую активность населения в стране. Уровень занятости, как и уровень участия в рабочей силе, к концу 2020 года – началу 2021 года не восстановились до уровня 2019 года, в то время как уровень безработицы характеризуется более высокими (в сравнении с допандемическими) значениями.
Рисунок 2. Динамика уровня участия в рабочей силе, уровня занятости и безработицы в России за 2019–2020 гг.
Источник: составлено авторами по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 15.09.2021).
На наш взгляд, следует отметить ряд важных тенденций, генерируемых «коронакризисом» и требующих более глубокого исследования для разработки соответствующих мер регулирования (табл. 1):
Таблица 1
Динамика основных показателей рынка труда России за 2019–2020 гг.
Наименование показателей
|
2019
|
2020
|
Изменение 2020 к 2019 (% или пп.)
|
Численность
рабочей силы (тыс. чел.)
|
75397,90
|
74922,67
|
-0,63%
|
Численность
занятого населения (тыс. чел.)
|
71933,08
|
70601,39
|
-1,85%
|
Численность
безработного населения (тыс. чел.)
|
3464,82
|
4321,29
|
+24,72%
|
Коэффициент
напряженности на регистрируемом рынке труда
|
0,46
|
1,60
|
+247,8%
|
Производительность
труда (тыс. руб. в ценах 2016 г. на одного занятого) [1]
|
316,74
|
314,50
|
-0,71%
|
Уровень
участия в рабочей силе, %
|
62,28
|
62,00
|
-0,28
п. п.
|
Уровень
занятости, %
|
59,42
|
58,43
|
-0,99
п. п.
|
Уровень
безработицы, %
|
4,60
|
5,77
|
+1,17
п. п.
|
Уровень
регистрируемой безработицы, %
|
1,00
|
3,16
|
2,16
п. п.
|
Ø прирост масштабов регистрируемой безработицы преимущественно за счет перетока граждан из числа безработных и экономически неактивной части населения, а не из категории занятых;
Ø рост коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда при снижении производительности труда и спроса на рабочую силу в период действия коронавирусных ограничений;
Ø снижение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда не столько из-за роста спроса со стороны работодателей, сколько за счет оттока из регистрируемой безработицы;
Ø переток существенной части граждан из регистрируемой безработицы не в занятость, а в экономическую неактивность, приводящий к снижению численности рабочей силы по сравнению с «доковидным» периодом.
Увеличение коэффициента напряженности на рынке труда в 2020 году говорит о непропорциональном спросе работодателей (заявленной ими потребности в новых работниках) росту численности зарегистрированных безработных, вследствие чего на одну вакансию в 2020 году в среднем приходилось двое безработных. Активный рост регистрируемой безработицы в 2020 году был стимулирован введением антикризисных мер государственной поддержки доходов населения (в частности, существенным повышением пособия по безработице).
Указанные процессы в разной степени нашли проявление на региональных рынках труда, характеризуются разной устойчивостью. Рассмотрим напряженность на рынках труда регионов с учетом как «прошлой траектории» развития, комплекса мер регулирования, так и новых ограничений, накладываемых эпидемиологическими факторами.
В рамках государственного регулирования сложилась многолетняя практика мониторинга ситуации на рынке труда регионов для выявления неблагоприятных тенденций и проблем, требующих особого внимания. Минтруд России с 2000 года ежегодно формирует перечень регионов, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утверждает этот перечень по согласованию с Минэкономразвития России и направляет его в федеральные и региональные органы исполнительной власти для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда, разработки и реализации индивидуальных программ социально-экономического развития.
Используемая Минтрудом России методика оценки уровня напряженности на региональных рынках труда предполагает ретроспективный (за два предшествующих года) анализ комплекса показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда в целом и по каждому субъекту Российской Федерации: уровень занятости населения; уровень общей безработицы; уровень регистрируемой безработицы; доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах); коэффициент напряженности на рынке труда [2]. Регионы ранжируют по каждому включенному в оценку показателю и определяют общий показатель делением порядковых номеров всех показателей этой территории на число показателей. Регион относится к перечню территорий с напряженной ситуацией, если общий показатель по территории превышает общий показатель по России в целом более чем в 1,5 раза.
Поскольку описанная методика Минтруда России предполагает ретроспективный анализ показателей рынка труда, с ее помощью выявляются проблемные регионы с закрепившимися тенденциями негативных изменений в занятости, безработице, спросе на рабочую силу. Эти тенденции вызваны отставанием в социально-экономическом развитии территории и уровне жизни населения, поэтому их минимизация требует системных долгосрочных мер государственного воздействия. Перечень территорий с высокой напряженностью на рынке труда в последние 10 лет варьирует от 13 до 21 региона (из 85), но имеет относительно постоянное «ядро» (табл. 2).
Таблица 2
Перечень субъектов РФ с напряженной ситуацией на рынке труда в 2010–2020 гг.
Наименование
региона
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Республика Адыгея
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Алтай
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Карелия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Бурятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Дагестан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Ингушетия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Калмыкия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Тыва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чеченская Республика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алтайский край
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Забайкальский край
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курганская область
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика
Хакасия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика
Марий Эл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иркутская
область
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Томская
область
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еврейская
автономная область
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кемеровская
область (Кузбасс) [3]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пермский
край
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика
Коми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
13
|
15
|
15
|
18
|
19
|
19
|
19
|
20
|
21
|
19
|
18
|
|
|
Регионы, отнесенные к территориям с напряженной ситуацией на
рынке труда
|
Показатели, характеризующие напряженность на региональных рынках труда в 2018–2020 гг., представлены в таблице 3. Комплексная оценка ситуации на региональных рынках труда проводилась на основе анализа совокупности таких ключевых показателей, как уровень занятости, уровень безработицы, среднее время поиска работы и доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более. В Центральном ФО и Северо-Западном ФО рынки труда отличаются стабильно низким уровнем напряженности. Здесь расположены финансово-экономические центры (Москва и Санкт-Петербург), многие регионы имеют развитый сектор услуг и достаточно разнородную отраслевую специализацию.
К округам с наиболее неблагоприятным положением на рынке труда традиционно относятся Северо-Кавказский (СКФО), Сибирский (СФО) и Южный (ЮФО) федеральные округа, где на протяжении длительного периода времени общий уровень напряженности находится выше общероссийского уровня. В частности, в СКФО уровень безработицы с 10,6% вырос до 13,9% в 2021 году. Характерной особенностью указанных округов является существенная диспропорция между территориальными структурами спроса на рабочую силу и ее предложением, благодаря чему здесь складывается низкая занятость и высокая безработица. Застойная безработица является типичной проблемой этих регионов. В условиях пандемии можно констатировать дальнейшее углубление диспропорций на рынке труда в связи с шоками спроса и предложения. В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) одновременно со снижением занятости населения (с 65,1% в 2018 году до 60,2% в 2020 году) наблюдается повышение уровня безработицы с 6,3% в 2018 году до 6,5% в 2020 году. В результате уровень безработицы на Дальнем Востоке заметно превышает среднероссийский показатель. Вместе с тем наблюдается улучшение других показателей рынка труда (время поиска работы, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более).
Таблица 3
Показатели, характеризующие напряженность на региональных рынках труда в 2018–2020 гг. [5]
Наименование
региона
|
2018
|
2019
|
2020
| |||||||||||
Уровень занятости, %
|
Уровень безработицы,
% |
Среднее время поиска работы безработными,
месяцев
|
Доля безработных, ищущих работу
12 месяцев и более, %
|
Уровень занятости, %
|
Уровень безработицы,
% |
Среднее время поиска работы
безработными, месяцев
|
Доля безработных, ищущих работу
12 месяцев и более, %
|
Уровень занятости, %
|
Уровень безработицы,
% |
Среднее время поиска работы
безработными, месяцев
|
Доля безработных, ищущих работу
12 месяцев и более, %
| |||
РФ
|
65,6
|
4,8
|
7,4
|
28,6
|
59,4
|
4,6
|
6,9
|
23,8
|
58,4
|
5,8
|
6,3
|
18,8
| ||
ЦФО
|
69,3
|
2,9
|
6,9
|
25,0
|
62,3
|
2,9
|
6,4
|
19,0
|
61,3
|
3,9
|
5,7
|
13,9
| ||
СЗФО
|
67,8
|
3,9
|
7,1
|
27,8
|
61,6
|
3,6
|
6,4
|
22,4
|
60,3
|
5,0
|
5,3
|
15,3
| ||
ЮФО
|
63,1
|
5,6
|
7,4
|
27,1
|
56,5
|
5,3
|
6,5
|
19,2
|
56,2
|
6,1
|
6,0
|
15,1
| ||
СКФО
|
59,2
|
10,6
|
8,0
|
30,8
|
54,3
|
11,0
|
8,2
|
31,7
|
51,1
|
13,9
|
7,9
|
26,9
| ||
ПФО
|
64,7
|
4,4
|
7,0
|
25,7
|
58,1
|
4,2
|
6,6
|
23,5
|
57,4
|
5,2
|
6,0
|
16,7
| ||
УФО
|
65,8
|
4,7
|
7,2
|
27,6
|
60,7
|
4,3
|
6,1
|
19,6
|
59,7
|
5,5
|
6,0
|
15,0
| ||
СФО
|
62,6
|
6,5
|
7,8
|
33,6
|
57,5
|
5,9
|
7,1
|
25,7
|
56,2
|
7,3
|
6,7
|
23,8
| ||
ДФО
|
65,1
|
6,3
|
8,0
|
34,1
|
60,0
|
6,0
|
7,7
|
29,8
|
60,2
|
6,5
|
7,3
|
26,4
| ||
– улучшение показателя по сравнению с предыдущим годом |
– ухудшение показателя по сравнению с предыдущим годом | |||||||||||||
Источник: Ежеквартальный статистический бюллетень «Обследование рабочей силы» [Электронный ресурс] / ИИЦ «Статистика России», Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265, свободный (дата обращения: 28.11.2021 г.).
По показателю уровня напряженности [6] распределение федеральных округов в 2018–2020 гг. не изменилось: наиболее напряженная ситуация на рынке труда по совокупности показателей наблюдается Северо-Кавказском, Сибирском и Южном ФО. В то же время наиболее благоприятное состояние рынка труда (относительно среднероссийского показателя) отмечается в Центральном, Северо-Западном и Уральском ФО.
Таким образом, относительно неплохая ситуация с безработицей в среднем по стране скрывает за собой высокую межрегиональную дифференциацию показателей. При этом региональные различия в уровне безработицы стабильны в течение многих лет и во многом обусловлены отраслевой специализацией, инвестиционной активностью и развитостью сервисного сектора в экономике конкретного региона, а также влиянием специфических региональных факторов (демографических, природно-географических).
Так, наиболее высокие средние показатели общего уровня безработицы наблюдаются в сельскохозяйственных, добывающих и аграрно-промышленных регионах с низкой долей услуг в ВРП. А в сочетании со специфическими региональными факторами (например, с традиционно высокой рождаемостью и, соответственно, высокой долей молодежи, что характерно для сельскохозяйственных регионов Северо-Кавказского ФО) это обусловливает традиционно высокие уровни безработицы и высокий уровень напряженности на рынке труда в целом. Напротив, низкие покзаатели безработицы характерны для крупных агломераций, финансово-экономических центров с развитой сферой услуг.
Следующей значимой тенденцией допандемийного этапа (2018 г.) выступает усиление конвергенции основных показателей региональных рынков труда относительно среднероссийской динамики за счет стабилизации или улучшения положения в одних регионах (Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа) и усиления напряженности на рынках труда других (Дальневосточный округ). В 2020 году показатели среднего времени поиска работы и длительной безработицы улучшились по всем округам (по сравнению с 2019 и 2020 годами).
Пандемия вируса COVID-19 в разной степени затронула российские регионы, хотя ее негативные последствия для экономики привели в 2020 году к неблагоприятному развитию ситуации на рынке труда практически во всех субъектах Российской Федерации.
В связи с этим отметим, что методика выделения Минтрудом России территорий с высокой напряженностью на рынке труда в силу своей специфики и целевой направленности не всегда точно отражает глубины падения регионального рынка труда в период «коронакризиса» и выделения наиболее пострадавших регионов. Поэтому мы предлагаем определить регионы «новой напряженности», исходя из минимума показателей-индикаторов рынка труда, быстро реагирующих на кризисные явления. В качестве таких показателей предлагается использовать численность занятого и численность безработного населения.
Для определения регионов «новой напряженности» нами был проведен расчет относительного изменения численности занятых и безработных в 2020 году по сравнению с «допандемийным» 2019 годом по всем 85 субъектам Российской Федерации. Каждому региону был присвоен ранг с 1 по 85-е место по изменению численности занятых от самого высокого роста до самого большого снижения; и численности безработных от самого большого снижения до самого высокого роста. Для каждого субъекта Российской Федерации был рассчитан средний ранг и составлен рейтинг от самого низкого среднего ранга до самого высокого. Последние 20 регионов (с 66 по 85-е место) были отнесены к регионам «новой напряженности».
Результаты сопоставления состава регионов, отнесенных по приказу Минтруда России от 04 июня 2020 г. № 306н к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (по «допандемийным» показателям за 2017–2019 гг.) с равным по количеству перечнем регионов «новой напряженности» представлены в таблице 4.
Из вновь выбранных проблемных регионов в «допандемийный» перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда входили следующие: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Чеченская Республика, Республика Хакасия, Томская область. Под влиянием «коронакризиса» перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда обновился 14 новыми регионами.
Таблица 4
Регионы «новой напряженности» на рынке труда
Регионы, отнесенные к перечню территорий с напряженной
ситуацией на рынке труда (2017–2019 гг.)
|
Регионы «новой напряженности»
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
Республика Северная Осетия – Алания
|
Республика Северная Осетия – Алания
|
Чеченская Республика
|
Чеченская Республика
|
Томская область
|
Томская область
|
Республика Хакасия
|
Республика Хакасия
|
Республика Карелия
|
Владимирская область
|
Республика Адыгея (Адыгея)
|
Ивановская область
|
Республика Калмыкия
|
Рязанская область
|
Республика Дагестан
|
Мурманская область
|
Республика Ингушетия
|
Новгородская область
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
Волгоградская область
|
Пермский край
|
Псковская область
|
Курганская область
|
Республика Марий Эл
|
Республика Алтай
|
Республика Мордовия
|
Республика Бурятия
|
Саратовская область
|
Республика Тыва
|
Ульяновская область
|
Забайкальский край
|
Челябинская область
|
Кемеровская область – Кузбасс
|
Красноярский край
|
Еврейская автономная область
|
Омская область
|
Проведенный анализ показал, что основными факторами, препятствующими восстановительному росту занятости в новых проблемных регионах, являются, во-первых, низкая нанимающая способность региона; во-вторых, миграционная убыль населения; в-третьих, снижение спроса на труд и преобладание в регионе непривлекательных вакансий; в-четвертых, снижение эффективности работы органов службы занятости в сфере содействия трудоустройству граждан.
Рассмотрим динамику коэффициента напряженности на рынке труда Российской Федерации в 2020 год (рис. 3).
Рисунок 3. Коэффициент напряженности на рынке труда в Российской Федерации за 2020 год
Источник: построено авторами на основе данных Росстата [18, 19] и Роструда (дата обращения: 12.07.2021).
Поскольку одним из наиболее чувствительных к изменению ситуации на рынке труда показателей, характеризующим соотношение предложения и спроса на рынке труда, является коэффициент напряженности, рассмотрим его детальнее. За период пандемии коэффициент напряженности по Российской Федерации в целом увеличился более чем в 4 раза.
Как правило, наиболее высоким коэффициентом напряженности характеризуются регионы с хронически депрессивной ситуацией на рынке труда (например, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Чеченская Республика). В период пандемии на фоне значительного притока безработных коэффициент напряженности существенно вырос и в ранее благополучных регионах, особенно в регионах с наибольшим числом заболеваний коронавирусом и развитым сектором услуг (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область) (табл. 5).
Таблица 5
Коэффициент напряженности в регионах Российской Федерации
Наименование
регионов
|
Коэффициент напряженности на январь 2020 г.
|
Рейтинг субъекта РФ по коэффициенту напряженности в январе 2020 г.
|
Коэффициент напряженности на сентябрь 2020 г.
|
Рейтинг субъекта РФ по коэффициенту напряженности в сентябре 2020 г.
|
Российская Федерация
|
0,48
|
-
|
2,08
|
-
|
Наиболее «благополучные» к началу пандемии регионы
| ||||
Еврейская
автономная область
|
0,09
|
1
|
0,44
|
4
|
Сахалинская
область
|
0,14
|
2
|
0,22
|
1
|
г.
Севастополь
|
0,17
|
3
|
0,87
|
14
|
г.
Москва
|
0,18
|
4
|
1,77
|
41
|
Белгородская
область
|
0,18
|
5
|
0,79
|
11
|
Наиболее «проблемные» к началу пандемии регионы
| ||||
Республика Северная Осетия (Алания)
|
4,26
|
81
|
19,52
|
82
|
Республика Тыва
|
4,89
|
82
|
16,23
|
80
|
Чеченская Республика
|
22,46
|
83
|
101,26
|
83
|
Республика Дагестан
|
28,18
|
84
|
124,66
|
84
|
Республика Ингушетия
|
285,38
|
85
|
185,2
|
85
|
Обращает на себя внимание тот факт, что в группе регионов с наибольшим значением коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда в начале 2020 года в условиях пандемии сложился его дальнейший рост, опережающий (за исключением Республики Тыва) среднероссийские показатели. Состав проблемных регионов с наибольшими значениями коэффициента напряженности практически не изменился.
Наиболее сложная ситуация проявилась к концу 2020 года в Республике Дагестан.
В группе наиболее благополучных к началу пандемии регионов только Сахалинская область отличается умеренным ростом напряженности на рынке труда, в результате чего она сместилась к сентябрю 2020 г. на 1-е место среди всех российских регионов. В то же время самый пострадавший от «коронакризиса» регион – г. Москва – в результате почти 10-кратного роста коэффициента напряженности упал в рейтинге к сентябрю с 4 на 41-е место. В трех других регионах, входивших до начала пандемии в «наиболее благополучные», темп роста коэффициента напряженности под влиянием пандемии превысил среднероссийский (например, Белгородская область с 5-го места в январе сместилась на 14-е в сентябре 2020 г.).
Исходя из приведенных данных, значение коэффициента напряженности в сентябре 2020 года варьирует по субъектам РФ от 0,22 до 185,2 чел. на 1 вакансию. Это вызвано многими причинами: лагом времени в распространении коронавирусной инфекции по стране и введении регионами антикризисных мер; дифференциацией отраслевой структуры экономики регионов и разной локализацией занятости в наиболее пострадавших от «коронакризиса» сферах.
Что касается изменений в отраслевых сегментах региональных рынков труда, то они вызваны, прежде всего, возможностью продолжения функционирования предприятий соответствующих видов деятельности в новых условиях и разной «эластичностью» спроса на труд по отношению к ограничительным мерам. Как и во всем мире, в России в период кризиса 2020 г. наиболее пострадавшей ожидаемо оказалась сфера услуг – в первую очередь туристические услуги, общественное питание, гостиничный бизнес, культура и спорт, прочие виды услуг населению, а также авиатранспорт и другие виды пассажирского транспорта.
Как видно из рисунка 4, начиная с марта 2020 года численность зарегистрированных безработных начинает расти высокими темпами вплоть до августа, после чего начинается резкий отток численности зарегистрированных безработных и возвращение регистрируемой безработицы на уровень, сопоставимый с допандемическим.
Рисунок 4. Динамика численности зарегистрированных безработных, получающих социальные выплаты за период 2018–2020 гг., %
Источник: составлено авторами по данным Росстата [19] и Роструда (дата обращения: 12.07.2021).
Следует отметить, что в сравнении с масштабным экономическим кризисом 2008–2010 гг. в 2020 г. отмечаются существенно более высокие темпы роста уровня регистрируемой безработицы (рис. 5). Так, уровень регистрируемой безработицы в 2020 году возрос в 3,2 раза по сравнению с предшествующим докризисным годом, а в 2009 – в 1,33 раза. При этом темп роста уровня безработицы на общем рынке труда в 2020 году (126,1% к 2019 году) оказался даже ниже, чем в 2009 году (138,3% к 2008 году). В результате в 2020 году наблюдается сокращение разрыва между общей и регистрируемой безработицей.
Отмеченное перераспределение населения на рынке труда существенно изменило структуру зарегистрированных безработных, усложнив работу органов службы занятости.
Рисунок 5. Уровень регистрируемой и общей безработицы в России за период 2005–2020 гг., %
Источник: составлено авторами по данным Росстата и Роструда (дата обращения: 23.09.2021 г.).
В 2020 году (в сравнении с 2019 годом) доля ранее не работавших граждан в численности зарегистрированных безработных увеличилась с 9,1% до 27%. В связи с этим выросла общая продолжительность поиска работы. Если в 2019 году 64,7% зарегистрированных безработных искали работу не более 4 месяцев, то в 2020 году уже 55,6% из них находились в официальном статусе безработного от 4 месяцев до года. Наибольший прирост безработных в 2020 году наблюдался среди городских жителей, женщин и лиц в возрасте от 30–49 лет. Также в 2020 году был отмечен рост доли лиц с высшим образованием в общей численности зарегистрированных безработных: с 37,9% в 2019 году до 39,5%.
Важными последствиями пандемии являются обострение структурной безработицы, вызванной неравномерным спросом и предложением по различным видам профессиональной деятельности на фоне низкой профессиональной мобильности безработных граждан; усиление неравенства различных социально-демографических групп на рынке труда; асимметричность эффектов, порождающих новую напряженность на рынках труда регионов. Разные эффекты пандемии для рынка труда молодежи, пожилых работников, мигрантов, женщин широко исследуются в настоящее время в работах зарубежных авторов.
Отмеченная выше дифференциация напряженности на региональных рынках труда сказывается на возможности трудоустройства граждан, относящихся к социально уязвимым группам. Так, проведенный нами анализ показателя средней продолжительности поиска работы в разрезе федеральных округов показал, что наибольший срок поиска работы у безработных женщин (5,2 мес.) сложился в Северо-Западном и Уральском федеральных округах; у молодежи и инвалидов – в Северо-Кавказском федеральном округе (4,9 мес. и 5,9 мес. соответственно). Наиболее благоприятная ситуация с продолжительностью поиска работы среди социально уязвимых групп отмечается в Сибирском и Приволжском федеральных округах (табл. 6).
Таблица 6
Средняя продолжительность поиска работы по социально уязвимым группам в разрезе федеральных округов
Наименование региона
|
Средняя продолжительность поиска работы, мес.
| |||||
Женщины
|
Молодежь
|
Инвалиды
| ||||
2019
|
2020
|
2019
|
2020
|
2019
|
2020
| |
Российская Федерация
|
4,5
|
5
|
4
|
4,6
|
5,5
|
5,4
|
Центральный ФО
|
4,5
|
5,1
|
3,4
|
4
|
5,8
|
5,4
|
Северо-западный ФО
|
4,3
|
5,2
|
3,3
|
4,8
|
6,2
|
5,6
|
Южный ФО
|
3,8
|
5,1
|
3,1
|
4,8
|
4,7
|
5,6
|
Северо-Кавказский ФО
|
5,8
|
5
|
5,8
|
4,9
|
6,2
|
5,9
|
Приволжский ФО
|
4,2
|
4,8
|
3,1
|
4,4
|
5
|
5
|
Уральский ФО
|
4,2
|
5,2
|
3,2
|
4,8
|
5,4
|
5,7
|
Сибирский ФО
|
4,1
|
4,7
|
3,2
|
4,4
|
5
|
4,8
|
Дальневосточный ФО
|
4,9
|
5
|
3,8
|
4,6
|
6,3
|
5,7
|
Таким образом, в целом анализ влияния пандемии на российский рынок труда показал, что его сложившаяся модель оказалась достаточно устойчивой в ситуации воздействия форс-мажорных факторов. Рынок труда России, пройдя пик падения занятости и роста безработицы летом 2020 года, уже к осени 2020 года начал постепенно восстанавливаться. Это позволило поставить на государственном уровне задачу восстановления к концу 2021 года численности занятых в регионах страны до допандемических значений 2019 года. Вместе с тем можно отметить разную скорость восстановления региональных рынков труда, разную устойчивость к шокам спроса и разную эффективность регионального менеджмента в реализации мер регулирования на рынке труда. Также отметим, что постоянно присутствующий риск ухудшения эпидемической ситуации продолжает сдерживать экономическую активность в стране и консервирует структурные диспропорции на ряде региональных рынков труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выявлены новые проблемные поля и риски для восстановления и устойчивого развития региональных рынков труда и российского рынка труда в целом, требующие разработки и реализации адекватных мер государственной политики:
Ø перераспределение трудоспособного населения из рабочей силы в экономическую неактивность. Существенное уменьшение в 2020 году численности занятых лишь частично сохранило численность рабочей силы за счет перетока населения в состояние безработицы. Начавшийся к концу 2020 года отток населения из безработицы не сопровождается соответствующим восстановительным ростом численности занятых;
Ø увеличение потока граждан из общей безработицы в сегмент регистрируемой безработицы наряду с кризисным переливом населения из группы занятых в группу безработных; активный рост регистрируемой безработицы в 2020 году был стимулирован введением антикризисных мер государственной поддержки доходов населения (в частности, существенным повышением пособия по безработице);
Ø усложнение в период коронакризиса ситуации на рынке труда в регионах, традиционно относящихся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, а также возникновение группы регионов «новой напряженности» по глубине падения численности занятых и росту численности безработных;
Ø отсутствие устойчивого восстановительного роста занятости к концу 2020 года в ряде секторов экономики, относящихся к наиболее пострадавшим от пандемии;
Ø рост общего коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда во всех российских регионах и коэффициента напряженности в разрезе определенных профессиональных групп; снижение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда происходит не столько за счет роста спроса со стороны работодателей, сколько за счет оттока граждан из регистрируемой безработицы;
Ø перераспределение населения на рынке труда существенно изменило структуру зарегистрированных безработных (заметно возросла доля ранее не работавших лиц, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе; доля лиц, не имеющих профессионального образования; доля безработных из социально уязвимых групп: родителей, имеющих несовершеннолетних детей, женщин и молодежи), что требует разработки комплекса мер активной политики, ориентированной на данный сегмент рынка;
Ø одновременно с ростом численности зарегистрированных безработных и изменением их структуры, снижением и медленным восстановительным ростом спроса на рабочую силу снизились (относительно 2019 года) показатели эффективности работы органов государственной службы занятости в сфере содействия трудоустройству (уменьшилась доля снятых с учета в связи с трудоустройством по направлению органов служб занятости, особенно в социально уязвимых группах безработных граждан – молодежь, женщины с малолетними детьми);
Ø непрерывный рост количества вакансий на портале службы занятости «Работа в России» не сопровождается соответствующим ростом уровня трудоустройства безработных, что свидетельствует как о профессионально-квалификационном дисбалансе спроса и предложения, так и о дефиците привлекательных с точки зрения граждан рабочих мест с достойной оплатой и условиями труда.
Указанные процессы подчеркивают необходимость разработки комплекса мер регулирования региональных рынков труда, учитывающих разные темпы восстановления и стратегии развития региональных экономик, эластичность спроса на труд в регионах, соотношение краткосрочных и долгосрочных целей и эффектов; новые векторы деятельности государственных служб занятости.
[1] Производительность труда рассчитывалась как отношение ВВП в ценах 2016 года к численности занятого населения
[2] Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. № 875) [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://base.garant.ru/182711/#ixzz79MtZ9IcJ (дата обращения: 19.10.2021).
[3] Изменения внесены в Приказ от 4 июня 2020 года № 306н
[4] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 мая 2011 г. № 407н «Об утверждении Перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2011 году» ; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 апреля 2012 г. № 423н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2012 году»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2016 г. № 200н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2014–2015 годов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 мая 2017 г. № 449н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2015–2016 годов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2018 г. № 316н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2016–2017 годов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 мая 2019 г. № 369н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2017–2018 годов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2020 г. № 306н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2018–2019 годов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 мая 2021 г. № 343н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2019–2020 годов».
[5] Население в возрасте 15–72 лет
[6] Уровень напряженности в федеральном округе рассчитывается как отношение суммы рангов федерального округа по отдельным показателям, характеризующим напряженность на рынке труда, к сумме рангов по РФ в целом
Источники:
2. Сигова С.В., Питухин Е.А., Парикова Н.В. Прогнозирование модифицированного коэффициента напряженности на российском рынке труда для определения потребности в иностранных работниках // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-1. – c. 237-242.
3. Колесникова О.А. О некоторых подходах к оценке напряженности на рынке труда и определению уровня естественной безработицы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 1. – c. 101-104.
4. Тупикина Е.Н., Кочева Е.В., Матев Н.А. Разработка методики оценки степени напряженности на региональном рынке труда // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2013. – № 4(68). – c. 20-31.
5. Simonova M.V., Sankova L.V., Mirzabalaeva F.I. Differentiation of Regional Labor Markets: New Risks and Opportunities for smoothing, Contradictions in the Era of Digitalization and Globalization // Contributions to Economics. – 2019. – p. 259-274. – doi: 10.1007/978-3-030-11754-2_20 .
6. Пашин Н.П., Елин А.М., Харькин В.В. Прогнозно-ориентированные элементы снижения напряженности рынков труда: теоретические и методические особенности // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 2(39). – c. 42-56. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-42-56 .
7. Пашин Н.П., Волошина И.А., Харькин В.В. Решение проблем оценки и регулирования напряженности на рынке труда: практика и современные подходы // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 1(42). – c. 8-23. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-8-23 .
8. Коленнникова О.А. Длительность поиска работы и зарплатные ожидания безработных // Народонаселение. – 2020. – № 3. – c. 169-181. – doi: 10.19181/population.2020.23.3.15.
9. Блинова Т.В., Русановский В.А., Марков В.А. Оценка реакции циклической безработицы на экономический спад и восстановительный рост в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 6. – c. 184-198. – doi: 10.15838/esc.2020.6.72.11 .
10. Кондусова В.Б., Бахина В.А. Напряженность на рынке труда: региональный разрез // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 1. – c. 12-17. – doi: 10.25198/2077–7175-2019-1-12.
11. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Синица А.Л. Оценка напряженности на рынке труда: региональный и отраслевой аспекты // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2020. – № 18. – c. 449-465. – doi: 10.47711/2076-318-2020-449-465 .
12. Coibion O.Y. Gorodnichenko and M Weber Labour markets during the Covid-19 crisis: A preliminary view. NBER Working Paper. 2020. - No. 27017
13. Jordà O., Singh S., Taylor A. The longer-run economic consequences of pandemics. VoxEU.org. [Электронный ресурс]. URL: https://voxeu.org/article/longer-run-economic-consequences-pandemics.
14. Campa P., Roine J., Strömberg S. Unemployment Inequality in the Pandemic: Evidence from Sweden. CEPR Discussion Paper No. DP16330. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3886816.
15. Hershbein B.J., Holzer H.J. The COVID-19 Pandemic's Evolving Impacts on the Labor Market: Who's Been Hurt and What We Should Do // Upjohn Institute Working Paper. – 2021. – doi: 10.17848/wp21-341.
16. Adams-Prassl A., Boneva T., Golin M., Rauh C. Inequality in the impact of the coronavirus shock: evidence from real time surveys // Journal of Public Economics. – 2020. – p. 104245. – doi: 10.1016/j.jpubeco.2020.104245.
17. Monitor: COVID-19 and the world of work. Eighth edition Updated estimates and analysis. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/briefingnote/wcms_824092.pdf.
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
19. Итоги выборочного обследования. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/1326.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 18:47:03