Трудовой потенциал безработного населения регионов с высокой безработицей: особенности и перспективы использования
Забелина О.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55927482
Аннотация:
В условиях нарастающего дефицита рабочей силы и достижения исторических минимумов безработицы, в ряде регионов России на протяжении многих лет сохраняется проблема недоиспользования трудового потенциала безработного населения. Проведенный автором анализ, результаты которого отражены в статье, позволил выявить ТОП-10 регионов с наиболее высоким уровнем безработицы и составить их проблемный профиль, включающий основные показатели напряженности рынка труда. Оценка трудового потенциала безработного населения проведена в разрезе половозрастных и социальных групп безработных, их образовательного уровня и опыта практической деятельности, в т.ч. в разрезе отраслей и групп занятий. Автор делает выводы о глубоком дисбалансе спроса и предложения на рынках труда проблемных регионов при несбалансированной структуре подготовки кадров и высокой доле молодежной безработицы; общем снижении качества трудового потенциала безработного населения как резерва рабочей силы и низкой готовности ищущего работу населения к трудовой мобильности (внутри и вне региона). В статье даны предложения по созданию возможностей использования кадрового потенциала регионов с высокой безработицей, которые могут быть интересны органам власти федерального и регионального уровней, а также научным работникам и экспертам, изучающим проблемы российского рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, регионы, уровень безработицы, зарегистрированные безработные, трудовой потенциал
JEL-классификация: J21, J64, J65
ВВЕДЕНИЕ
Выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2023, Президент России В.В. Путин обратил внимание Правительства России на регионы с высоким уровнем безработицы: «Обращаю внимание Правительства на ситуацию в регионах с высокой безработицей: а у нас, несмотря на то что в целом по стране она находится на историческом минимуме, всё-таки в отдельных регионах она остаётся и высокой. Здесь важно дать больше возможностей людям получать новую специальность, в том числе в сфере информационных технологий или по другим техническим направлениям, компетенции для работы в формате удалённой занятости – нужно наращивать это направление работы.» [1]
Различные аспекты дифференциации состояния и развития российского рынка труда затрагиваются в различных исследованиях российских ученых. Так, целевой проблемно-ориентированный анализ особенностей безработицы на российском рынке труда был подготовлен в 2021 году коллективом авторов НИУ ВШЭ под научной редакцией С. А. Солнцева, С. Ю. Рощина [2]. Коллектив авторов ЦСР (Сухоруков Д., Плешакова Е., Китаев А.) представил в 2022 году аналитический доклад о развитии региональных рынков труда в новых условиях [3].
В фокусе внимания ученых ИПН РАН (А. Г. Коровкин и др.) находятся методические проблемы оценки напряженности на рынке труда в региональном и отраслевом срезах [4], а научные работники ВНИИ труда (О.В. Забелина и др.) акцентируют проявляющиеся новые векторы региональной трансформации напряженности на рынках труда [5], а также новые тренды занятости в неформальном секторе [6]. В исследовании Архиповой Л.С. [7] миграционные процессы, характерные для регионов с высокой безработицей, рассматриваются в контексте пространственного развития и экономической безопасности.
Многие ученые, особенно региональных научных организаций и университетов, рассматривают в своих публикациях вопросы социально-экономического развития проблемных регионов, разработки индивидуальных программ их развития [8, 9, 10].
При этом в общем спектре работ, затрагивающих различные аспекты проблемы безработицы, крайне мало посвящено исследованию особенностей трудового потенциала безработного населения. Можно отметить статью ученого ИЭ РАН М.Е. Баскаковой, посвященную исследованию особенностей характеристик потенциальной рабочей силы [11], а также публикацию коллектива авторов ВНИИ труда (Г.В. Антонова и др.) о трансформации портрета безработного на регистрируемом рынке труда под влиянием институциональных и экономических факторов [12].
В связи с этим, на наш взгляд, для решения поставленной Президентом России В.В. Путиным задачи создания условий для получения населением регионов с высоким уровнем безработицы нового образования, востребованных профессиональных навыков, необходимо оценить актуальный уровень трудового потенциала безработного населения.
Цель данного исследования – выявление особенностей трудового потенциала безработного населения российских регионов с высокой безработицей для оценки возможности его развития и использования в интересах удовлетворения кадровой потребности российской экономики.
Информационной базой исследования послужили научные публикации по изучаемой проблеме, а также данные обследований рабочей силы Росстата и ведомственной статистики Роструда.
РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
Несмотря на развитие региональных рынков труда в 2022-2023гг. в условиях вынужденной структурной перестройки и трансформации экономики в результате введенных недружественными странами санкций, ситуация с безработицей на общем и регистрируемом рынках труда в большинстве российских регионов далека от критической.
Роста уровня безработицы после сложного «постпандемического» этапа восстановления рынка труда Росстат не зафиксировал ни в одном регионе. В то же время, более благополучной ситуацией по достигнутому на апрель-июнь 2023 года уровню безработицы выделяются 5 федеральных округов из восьми: Уральский – 2,4%, Приволжский – 2,5%, Центральный -2,6%, Северо-Западный -2,6%, Южный – 2,9%. При этом Центральный ФО утратил свои лидерские позиции по сравнению в 2021 годом. Наиболее высокий уровень безработицы сложился в трех округах – Северо-Кавказском – 9,5%, Дальневосточном – 3,7% и Сибирском – 3,4% [13] Очевидно, наиболее «проблемным» по уровню безработицы остается Северо-Кавказский ФО, хотя нельзя не отметить устойчивую тенденцию к снижению уровня безработицы во всех субъектах данного округа.
В целом в апреле-июне 2023 года почти в половине субъектов РФ (42-х) Росстат зафиксировал уровень безработицы ниже среднероссийского. При этом в ТОП-10 регионов с наименьшим уровнем безработицы попали, наряду со столичными мегаполисами (Москва и Санкт-Петербург), регионы с ярко выраженной промышленной специализацией – Свердловская область, Самарская и Владимирская области, а также удаленные регионы – ЯМАО, Камчатский край, Ханты-Мансийский АО-Югра, Чукотский АО.
В ТОП-10 российских регионов с наибольшим уровнем безработицы (таблица 1) вошли шесть из семи регионов СКФО (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика), а также Республики Алтай, Тыва и Калмыкия, Забайкальский край.
Таблица 1 – Топ-10 регионов РФ с наибольшим уровнем безработицы, апрель-июнь 2023 года*
|
Уровень безработицы
апрель-июнь 2023 года, %
|
Разница между уровнем
безработицы в регионе и среднероссийским значением, п. п.
|
Российская Федерация
|
3,2
|
-
|
Республика Ингушетия
|
27,3
|
24,1
|
Республика Дагестан
|
11,2
|
8
|
Чеченская Республика
|
10,9
|
7,7
|
Республика Северная Осетия
- Алания
|
10,3
|
7,1
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
9,2
|
6
|
Республика Алтай
|
9,1
|
5,9
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
7,2
|
4
|
Республика Тыва
|
7,2
|
4
|
Забайкальский край
|
7
|
3,8
|
Республика Калмыкия
|
6,8
|
3,6
|
Ретроспективный анализ состава регионов, входящих в ТОП-10 по уровню безработицы, с «допандемийного» 2019 года по середину 2023 года, показывает наличие стабильного «проблемного ядра» субъектов РФ, в которых основные причины высокой безработицы вызваны не столько форс-мажорными факторами, сколько преимущественно внутренними, определяющими как состояние социально-экономического развития региона, так и трудовое поведение его населения.
Основные проблемы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с высоким уровнем безработицы имеют как схожие тенденции, так и отличительные особенности, связанные с расположением региона и уровнем его развития, традициями и ценностями населения.
В таблице 2 представлены актуальные основные характеристики показателей напряженности по 10 российским регионам с наиболее высоким уровнем безработицы в 2023 году.
Таблица 2- Характеристики регионов с высоким уровнем безработицы по основным показателям напряженности на 1 квартал 2023 года*
|
Уровень занятости, в %
|
Уровень безработицы, в %
|
Среднее время поиска работы
безработными, месяцев
|
Доля безработных, ищущих работу 12
месяцев и более, в %
|
Место по значению признака среди
субъектов РФ
| |||
Уровень занятости
|
Уровень безработицы населения
|
Среднее время поиска работы
безработными
|
Доля безработных, ищущих работу 12
месяцев и более
| |||||
Республика Ингушетия
|
52,9
|
29,3
|
6,7
|
20,5
|
78
|
85
|
55
|
60
|
Республика Дагестан
|
51,3
|
12,8
|
7,1
|
17,0
|
81
|
84
|
60
|
45
|
Республика Северная Осетия-
Алания
|
52,2
|
11,9
|
6,2
|
17,4
|
79
|
83
|
45
|
46
|
Чеченская Республика
|
56,0
|
10,7
|
6,0
|
10,6
|
68
|
82
|
39
|
28
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
55,9
|
9,6
|
7,5
|
18,7
|
69
|
81
|
68
|
50
|
Республика Алтай
|
50,1
|
9,2
|
10,9
|
61,4
|
84
|
80
|
82
|
84
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
53,7
|
7,7
|
12,9
|
73,7
|
76
|
79
|
85
|
85
|
Республика Тыва
|
49,9
|
7,6
|
6,7
|
22,7
|
85
|
78
|
54
|
62
|
Забайкальский край
|
56,4
|
7,0
|
11,4
|
57,5
|
64
|
76
|
84
|
82
|
Республика Калмыкия
|
59,2
|
7,0
|
6,0
|
19,8
|
37
|
75
|
42
|
55
|
Напряженность ситуации на рынке труда регионов с высоким уровнем безработицы характеризуется не только высоким уровнем общей безработицы, но и показателями уровня занятости населения ниже среднероссийских (в 1 квартале 2023г.: от 59,2% в Республике Калмыкия до 49,9% в Республике Тыва). Проблема проявляется также в показателях, характеризующих регистрируемый рынок труда. Так, среднее время поиска работы безработными во всех регионах с высоким уровнем безработицы превышает полгода, а в Республике Алтай в 1 квартале 2023 года оно составило 10,9 месяцев, в Забайкальском крае- 11,4 месяца; в Карачаево-Черкесской Республике – свыше года (12,9 мес.). В перечисленных трех субъектах РФ на конец первого квартала сложилась критическая доля длительно (более года) безработных – от 57,5% в Забайкальском крае до 73,7% в Карачаево-Черкесской республике.
Трудности с трудоустройством в «родном» регионе вынуждают часть граждан выезжать на работу в другие субъекты РФ. По данным Росстата за 2022 год, наибольшее сальдо межрегиональной трудовой миграции отмечено по Республике Дагестан (-55 тыс. чел.), Кабардино-Балкарской Республике (-16,1 тыс. чел.) и Республике Калмыкия (-12,7 тыс. чел).
АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
Развитие и использование трудового потенциала безработного населения регионов с высокой безработицей возможны только при условии обращения граждан в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве.
Индикатором, характеризующим возможность органов государственной службы занятости влиять на ситуацию на рынке труда через содействие безработным в трудоустройстве, профориентацию и переобучение граждан, развитие их профессиональных навыков, является соотношение численности зарегистрированных безработных и численности безработных на общем рынке труда (таблица 3). Косвенно этот показатель также характеризует доверие населения к службе занятости и привлекательность обращения в центр занятости в ситуации безработицы (или поиска работы).
Таблица 3 -Динамика соотношения численности зарегистрированных безработных в численности безработных на общем рынке труда (методология МОТ) в 2021-2023гг., %*
|
2021
|
2022
|
Январь-июнь 2023 года
|
Российская Федерация
|
21,4
|
19,1
|
20,1
|
Республика Калмыкия
|
14,2
|
20,0
|
15,8
|
Республика Дагестан
|
7,9
|
19,6
|
9,1
|
Республика Ингушетия
|
33,0
|
49,7
|
33,2
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
14,4
|
24,9
|
12,8
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
8,4
|
13,7
|
12,8
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
7,2
|
14,0
|
8,4
|
Чеченская Республика
|
54,7
|
72,1
|
73,4
|
Республика Алтай
|
17,1
|
29,8
|
25,8
|
Республика Тыва
|
31,6
|
88,8
|
59,8
|
Забайкальский край
|
11,5
|
18,0
|
20,9
|
В половине из 10 регионов с высоким уровнем безработицы соотношение численности безработных на регистрируемом и общем рынке труда в первом полугодии 2023 года меньше среднероссийского. При этом в Республике Северная Осетия-Алания (8,4%) только один из 12 безработных обращается в государственную службу занятости, в Республике Дагестан (9,1%) – только один из 11 безработных. В то же время в Чеченской Республике и Республике Тыва соотношение регистрируемой и общей безработицы гораздо более высокое – 73,4% и 59,8% соответственно.
Регистрация безработного населения в органах службы занятости позволяет оценить его кадровый потенциал для определения возможностей покрытия кадрового дефицита работодателей отдельных отраслей экономики и регионов РФ.
Таблица 4 - Структура зарегистрированных безработных по социальным группам лиц, испытывающих трудности при поиске работы в 1 полугодии 2023 гг., %*
|
Женщины
|
Предпенсионного возраста
|
Инвалиды
|
Многодетные родители
|
Российская Федерация
|
55
|
15%
|
5
|
3
|
Забайкальский край
|
38
|
13
|
3
|
4
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
54
|
14
|
7
|
5
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
53
|
12
|
8
|
5
|
Республика Алтай
|
34
|
7
|
2
|
9
|
Республика Дагестан
|
52
|
5
|
9
|
3
|
Республика Ингушетия
|
48
|
1
|
2
|
8
|
Республика Калмыкия
|
44
|
19
|
8
|
7
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
57
|
11
|
8
|
5
|
Республика Тыва
|
42
|
4
|
3
|
12
|
Чеченская Республика
|
52
|
1
|
0
|
0
|
Анализ актуальной социальной структуры зарегистрированных безработных в 10 субъектах РФ с повышенным уровнем общей безработицы (Таблица 4) выявил меньшую (по сравнению со среднероссийскими показателями) долю лиц предпенсионного возраста (за исключением Республики Калмыкия, где к этой группе относится примерно каждый пятый безработный – 19%). В 4 регионах из 10 заметно (в 1,6-1,8 раза) выше доля инвалидов (8-9%), но одновременно в 5 регионах – заметно ниже (0-3%). При этом в подавляющем большинстве регионов (8 из 10) выше среднероссийской доля многодетных родителей (4-12%), а в трех субъектах РФ она достигает 8-12%, что требует учета этой региональной специфики при разработке мер повышения экономической активности населения.
Анализ возрастной структуры безработных «проблемных регионов» (Таблица 5) акцентировал проблему молодежного сегмента региональных рынков труда. Если в целом по России доля молодежи 16-34 лет в составе зарегистрированных безработных составляет на середину 2023 года 25% , то в 6 из 10 «проблемных» регионов она находится в диапазоне от 30-35% (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан) до 38-46% (Республика Тыва, Чеченская Республика, Республика Ингушетия).
Таблица 5 - Возрастная структура зарегистрированных безработных в регионах с высоким уровнем безработицы на 1 полугодие 2023 года,%*
|
Всего безработных
|
16-24 года
|
25-29 лет
|
30-34 лет
|
35-49 лет
|
50 лет и старше
|
Российская Федерация
|
100
|
6
|
7
|
12
|
44
|
30
|
Забайкальский край
|
100
|
6
|
6
|
11
|
47
|
30
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
100
|
6
|
7
|
11
|
38
|
38
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
100
|
7
|
9
|
14
|
41
|
30
|
Республика Алтай
|
100
|
6
|
7
|
14
|
48
|
25
|
Республика Дагестан
|
100
|
13
|
10
|
12
|
33
|
32
|
Республика Ингушетия
|
100
|
18
|
14
|
14
|
37
|
17
|
Республика Калмыкия
|
100
|
4
|
6
|
12
|
38
|
40
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
100
|
8
|
11
|
14
|
40
|
27
|
Республика Тыва
|
100
|
9
|
12
|
17
|
47
|
16
|
Чеченская Республика
|
100
|
9
|
13
|
22
|
49
|
7
|
Такая ситуация требует выработки адаптированных к молодежи мер содействия занятости, в т.ч. на основе расширения программ трудовой мобильности с целью покрытия кадрового дефицита отдельных отраслей и российских регионов; предложения дистанционных рабочих мест работодателями других российских регионов; содействия самозанятости и предпринимательству молодежи.
Образовательная структура безработных в «проблемных» регионах значительно различается (таблица 6), что ставит перед органами службы занятости разные задачи. Если в Республиках Калмыкия и Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике доля лиц с профессиональным образованием выше среднероссийской (57-68%), и речь может идти об их переквалификации или повышении квалификации под имеющийся спрос в своем и других регионах, то в Чеченской республике 37% состоящих на учете не имеют даже основного общего образования, что затрудняет возможность их использования, либо предполагает использование только на неквалифицированных работах. Не имеют образование также 11% безработных в Республике Ингушетия и 7% в Республике Тыва.
Таблица 6 - Образовательная структура зарегистрированных безработных в регионах с высоким уровнем безработицы на 1 полугодие 2023 года, %*
|
Всего безработных
|
Высшее образование
|
Среднее профессиональное образование
|
Среднее общее образование
|
Основное общее образование
|
Не имеющие образования
|
Российская Федерация
|
100
|
26
|
30
|
23
|
14
|
6
|
Забайкальский край
|
100
|
9
|
17
|
32
|
38
|
3
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
100
|
23
|
31
|
32
|
14
|
1
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
100
|
32
|
25
|
38
|
5
|
0
|
Республика Алтай
|
100
|
16
|
29
|
30
|
25
|
1
|
Республика Дагестан
|
100
|
16
|
24
|
45
|
13
|
3
|
Республика Ингушетия
|
100
|
12
|
21
|
43
|
13
|
11
|
Республика Калмыкия
|
100
|
28
|
35
|
25
|
11
|
2
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
100
|
38
|
30
|
21
|
11
|
0
|
Республика Тыва
|
100
|
16
|
32
|
34
|
12
|
7
|
Чеченская Республика
|
100
|
9
|
11
|
33
|
11
|
37
|
Низким образовательным потенциалом характеризуется безработное население Забайкальского края (только 26% с профессиональным образованием); Республика Ингушетия (33%), Чеченская Республика (20%).
Отсутствие образования в ряде видов профессиональной деятельности может быть компенсировано производственным опытом и приобретенными навыками. Для трудоустройства важно и наличие у соискателя опыта работы, в том числе актуального. Анализ состава безработных «проблемных» регионов по опыту работы (таблица 7) показал значительную дифференциацию этой характеристики кадрового потенциала безработного населения.
Таблица 7 - Доля граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и граждан, впервые ищущих работу, в общей численности зарегистрированных безработных в регионах с высоким уровнем безработицы на 1 полугодие 2023 года*
|
Всего безработных,чел.
|
Доля граждан, стремящихся возобновить
трудовую деятельность после длительного перерыва в общей численности
зарегистрированных безработных, %
|
Доля граждан впервые ищущие работу в общей численности
безработных, %
|
Российская Федерация
|
509494
|
12
|
10
|
Забайкальский край
|
7107
|
10
|
5
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
5311
|
23
|
27
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
2116
|
10
|
14
|
Республика Алтай
|
2144
|
8
|
8
|
Республика Дагестан
|
15741
|
12
|
53
|
Республика Ингушетия
|
26296
|
7
|
70
|
Республика Калмыкия
|
1456
|
14
|
3
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
3071
|
33
|
15
|
Республика Тыва
|
5480
|
16
|
22
|
Чеченская Республика
|
51645
|
13
|
9
|
Если в целом по России доля впервые ищущих работу составляет 10%, и в 6 субъектах РФ с высоким уровнем безработицы она либо ниже (5-9%), либо некритично выше (14-15%), то в Кабардино-Балкарской Республике -27%, в Республике Тыва -22%. Наиболее серьезная ситуация – в Республиках Дагестан (53%) и Республике Ингушетия (70%).
Наряду с впервые ищущими работу, значительную долю в составе безработных отдельных проблемных регионов составляют граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, т.е. не обладающие актуальными навыками (или утратившие их). В республике Северная Осетия – Алания к такой категории безработных относится каждый третий (33%), в Кабардино-Балкарской Республике – почти каждый четвертый безработный (23%).
Оценка кадрового потенциала безработных, имевших опыт работы в определенных отраслях, в целях его использования в интересах покрытия кадровой потребности отраслей и регионов России, показала локализацию ресурсов рабочей силы по сфере обрабатывающих производств – в Республике Ингушетия (9900 чел на 100 вакансий); Республике Тыва (1544,4 чел. на 100 вакансий) и Чеченской республике (6761,1 тыс. чел. на 100 вакансий). В сфере сельского хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства избыток кадров локализован прежде всего в Чеченской республике (2973,5 чел. на 100 вакансий), Республиках Тыва (1082,4 чел. на 100 вакансий) и Ингушетия (454,4 чел. на 100 вакансий). В сфере добычи полезных ископаемых кадровым источником является Кабардино-Балкария (2300 чел. на 100 вакансий), Республика Дагестан (1433,3 чел. на 100 вакансий) и Чеченская Республика (3266,7 чел. на 100 вакансий).
В разрезе профессиональных групп - групп занятий по ОКЗ избыточные кадровые ресурсы квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий сосредоточены в Республике Ингушетия (17800 чел. на 100 вакансий), Чеченской республике (3248,1 чел. на 100 вакансий), Республике Дагестан (216 чел. на 100 вакансий); Операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей – в Республике Ингушетия (2953,8 чел. на 100 вакансий); Чеченской Республике (1368,6 чел. на 100 вакансий), а также в Республике Алтай (489чел на 100 вакансий); Республиках Дагестан (374,6 чел. на 100 вакансий) и Тыва (338,5 чел. на 100 вакансий).
Наибольшим по объему в регионах с высокой безработицей является потенциал неквалифицированной рабочей силы: Республика Ингушетия (49733,3 чел. на 100 вакансий), Чеченская Республика (23148,0 чел. на 100 вакансий), Республика Дагестан (697,2 чел. на 100 вакансий) и Республика Тыва (686,4 чел. на 100 вакансий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показал, что в России сформировалось стабильное «проблемное ядро» регионов, в которых основные причины высокой безработицы вызваны не столько внешними, форс-мажорными для рынка труда, а преимущественно внутренними факторами:
- отставание ряда региональных показателей экономического развития от уровня показателей по другим субъектам РФ; несбалансированная структура воспроизводства кадров;
- глубокий количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения на региональных рынках труда;
- характеристики кадрового потенциала безработного населения.
К последним можно отнести: общее снижение качества трудового потенциала безработного населения; несоответствие уровня и профиля образования безработных граждан предлагаемым вакансиям; отсутствие опыта практической работы (в т.ч. по полученной специальности); нежелание безработных граждан трудоустраиваться по предлагаемым вакансиям; низкая готовность к трудовой мобильности (внутри и вне региона) - как территориальной, так и профессиональной, и межотраслевой.
Вызовом для дальнейшего развития регионов с высоким уровнем безработицы является недоиспользование трудового потенциала молодежи и ее миграционный отток. При этом приходится констатировать недостаточную эффективность взаимодействия органов государственной службы занятости с населением и работодателями своего и других регионов России, а также ограниченные возможности граждан быстро пройти обучение, переподготовку по востребованным программам, в т.ч. для работы в дистанционном формате.
На наш взгляд, для создания возможностей использования кадрового потенциала регионов с высокой безработицей необходимо:
- предусмотреть обязательную оценку последствий для регионального рынка труда (в части выбытия и введения новых рабочих мест, в профессионально-квалификационном разрезе) при разработке и реализации инвестиционных проектов и программ с государственным участием в регионах с повышенным уровнем безработицы;
- проработать на федеральном уровне вопрос о мерах развития территориальной мобильности населения трудоизбыточных регионов для удовлетворения кадровой потребности экономики, об использовании инструмента организованного набора и ресурсов частных агентств занятости для расширения возможностей трудовой миграции;
- дополнить Долгосрочную программу содействия занятости молодежи мерами, ориентированными на молодежь российских регионов с высоким уровнем безработицы.
Источники:
2. Солнцев С.А., Емелина Н., Лопатина М.В. Особенности безработицы на российском рынке труда. / Информационный бюллетень. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 51 c.
3. Региональные рынки труда в новых экономических условиях. Фонд «Центр стратегических разработок». [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/346/427t0sggji8w6cuuw7263hy1mna08jlm.pdf (дата обращения: 27.09.2023).
4. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Синица А.Л. Оценка напряженности на рынке труда: региональный и отраслевой аспекты // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2020. – № 18. – c. 449-465. – doi: 10.47711/2076-318-2020-449-465.
5. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И., Санкова Л.В. Региональная трансформация напряженности на рынке труда: новые векторы // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 137-160. – doi: 10.18334/lim.9.1.114287.
6. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Новые тренды занятости в неформальном секторе как вызовы политике формализации российского рынка труда // Экономика труда. – 2023. – № 2. – c. 263-278. – doi: 10.18334/et.10.2.117222.
7. Архипова Л.С., Горохова И.В. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность и пространственное развитие России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2022. – № 3(123). – c. 119-133. – doi: 10.21686/2413-2829-2022-3-119-133.
8. Ерохина Е.В., Гретченко А.И. Проблемы развития промышленного и кадрового потенциала Северо-Кавказского федерального округа // Вестник НГУЭУ. – 2021. – № 2. – c. 140-152. – doi: 10.34020/2073-6495-2021-2-140-152.
9. Монгуш С.П., Кылгыдай А.Ч. Индивидуальные программы социально-экономического развития проблемных регионов Российской Федерации // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2022. – № 3. – c. 45-72. – doi: 10.24866/1813-3274/2022-3/45-72.
10. Санкова Л.В., Мирзабалаева Ф.И. Региональная асимметрия рынков труда и вызовы политике занятости // Проблемы развития территории. – 2018. – № 4(96). – c. 104-123. – doi: 10.15838/ptd.2018.4.96.7.
11. Баскакова М.Е. Потенциальная рабочая сила современной России: социально-демографический портрет и уровень образования // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 3(48). – c. 105-117. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-105-117.
12. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Трансформация портрета безработного на регистрируемом рынке труда под влиянием институциональных и экономических факторов // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 693-712. – doi: 10.18334/et.7.8.110781.
13. Итоги выборочного обследования рабочей силы. II квартал 2023 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: 27.09.2023.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:30