Оценка напряженности населения как инструмент скрининга социально-экономического состояния внегородских территорий
Олесиюк О.С.1,2
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Цитировать:
Олесиюк О.С. Оценка напряженности населения как инструмент скрининга социально-экономического состояния внегородских территорий // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 261-272. – doi: 10.18334/ppib.9.3.116316.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551689
Аннотация:
В статье приведена разработанная автором методика оценки уровня социально-экономической напряженности внегородских (сельских) территорий, с помощью которой можно проводить анализ текущего состояния и осуществлять прогноз дальнейшего развития ситуации. Освещены подходы к разработке указанной методики и обоснована ее практическая значимость для изучения социально-экономического развития территорий, в особенности, внегородских. Разработанная методика апробирована на примере Пермского края, на основе анализа статистических данных с 2010 по 2020 годы и соотнесения полученных результатов со среднероссийским показателем. Уникальность и универсальность разработанной методики оценки социально-экономической напряженности позволяет производить оценку данного феномена на любой территории, независимо от отнесения ее к сельской или городской, а также регионов и федеральных округов Российской Федерации, что выступает своеобразным скринингом социально-экономического состояния исследуемой территории.
Ключевые слова: внегородские территории, социально-экономическая напряженность, благополучие, оценка, фактор, показатель, индекс, методика
JEL-классификация: Q10, R11, R12, R13
Введение
На протяжении последних лет внегородские [18, 10] (Semin, 2021; Lylov, 2019) (сельские) территории России подвержены негативным изменениям в социальной, экономической, демографической и других сферах. Усугубляют эту ситуацию и многолетние санкции [22] (Kholodova, Podgorskaya, Krinichnaya, Egorova, 2020) в отношении нашей страны со стороны стран Запада. Все это обоснованно вызывает у населения внегородских территорий, чьи социально-экономические условия значительно отличаются от городских [17] (Putin, 2019), социально-экономическую напряженность.
В то же время на ситуацию можно воздействовать, измеряя данное явление и предпринимая своевременные меры реагирования, чем и обоснован выбор темы настоящей работы.
Проблемы социальной напряженности, которая сопровождает общество на всех этапах его развития, вызывали интерес многих исследователей. Среди них Муханова М.Н. [11] (Mukhanova, 1991), Давыдов А.А. [3, 4] (Davydov, Davydova, 1992; Davydov, 1995), Чорнобай П.Д. [23] (Chornobay, 1992), Янин С.В. [24] (Yanin, 1993), Плюснин Ю.М. [15] (Plyusnin, 1999), Тучков Е.В. [20] (Tuchkov, 2001), Пирогов И.В. [14] (Pirogov, 2002), Карпук И.В. [8] (Karpuk, 2006), Баранова Г.В. [1, 2] (Baranova, 2009; Baranova, Frolov, 2012), Голованов А.В. [5] (Golovanov, 2009), Грызлов И.Н. [6] (Gryzlov, 2012), Коваленко Е.Г. [9] (Kovalenko, 2012), Каира Ю.В. [7] (Kaira, 2017) и др.
Всех их объединяет восприятие феномена социальной напряженности как сложного явления, на которое оказывают влияние различные факторы, и что ее следует подвергать системному анализу, измерению в целях возможности оперативно влиять на ситуацию, объективно прогнозировать ее развитие, не допуская более тяжелых форм проявления негативных настроений, таких как конфликты, протесты, акции и митинги.
Разделяя вышеуказанную позицию, автором определены как детерминанты социально-экономической напряженности ряд факторов, обозначенных ниже, и предложена модель оценки уровня социально-экономической напряженности.
Сводная характеристика такого явления, как социальная напряженность, является латентной величиной и не поддается количественному измерению. Однако оценка этой характеристики зависит от ряда показателей, факторов, которые поддаются измерению и могут быть зафиксированы в определенный момент времени.
Для построения не поддающегося прямому измерению агрегатного сводного показателя, характеризующего степень социально-экономической напряженности в отдельном регионе, предлагается использовать экспертно-статистический метод. Его реализация базируется как на статистической обработке информации, так и на экспертных оценках. Как известно, данный метод имеет широкое применение в анализе социально-экономических явлений, поскольку позволяет объединить математико-статистические методы моделирования с экспертными знаниями сущности изучаемого явления [13, 16] (Petrovskiy, Royzenzon, 2008; Podinovskiy, 2019).
На первом этапе построения математико-статистической модели изучаемого явления необходимо определить статистические показатели, оказывающие наиболее существенное влияние на социально-экономическую напряженность.
При этом важно, чтобы все статистические показатели были сопоставимы по размерности и величине. Для этого необходимо обеспечить возможность приведения всех исходных показателей к безразмерному виду и величине, лежащей в пределах от нуля до единицы, где ноль соответствует наихудшему состоянию фактора, а единица – наилучшему.
Безразмерный показатель предлагается определять как отношение статистического показателя по исследуемому региону к базовому уровню. В качестве базового уровня предлагается использовать значение соответствующего показателя по РФ – :
. (1)
В случае, когда рассматриваемый показатель имеет обратный смысл, – чем меньше его значение, тем лучше – результат может быть представлен следующим образом:
. (2)
После выполнения такой нормировки абсолютные значения всех исходных показателей будут сопоставимы и определены на шкале оценки от 0 до 1, что позволит корректно оценить вклад каждого фактора в сводный показатель. При этом не исключаются отрицательные значения некоторых факторов, например, показатель миграционного прироста населения может иметь отрицательные значения в случае оттока населения из региона.
Далее из первоначального набора нормированных показателей необходимо выявить те показатели, которые оказывают наибольшее влияние на социально-экономическую напряженность. На данном этапе производится анализ и устранение мультиколлинеарности нормированных покателей, для чего необходимо сформировать и проанализировать матрицу парных коэффициентов корреляции для всех факторов: R .
Анализ матрицы парных корреляций позволит судить о наличии или отсутствии мультиколлинеарности в используемых исходных показателях.
Подтвердить вывод о мультиколлинеарности факторов, а также выделить наиболее информативные из них может исследование коэффициентов детерминации каждого из показателей по всем остальным .
Представляется верным, что сокращение размерности модели за счет исключения статистически незначимых факторов способствует простоте ее реализации. В то же время необходимо учитывать, что чрезмерное снижение этой размерности может недостаточно точно описывать исследуемое явление.
Для более понятной трактовки результата исследования и удобства оценки влияния всех факторов на итоговый показатель, который должен характеризовать степень социально-экономической напряженности на подвергаемой анализу территории, предлагается ввести понятие социально-экономического благополучия (СЭБ) – то есть состояния, обратного по значению социально-экономической напряженности (СЭН) – результат суммарного влияния оказывающих на нее влияние факторов, таких как уровень благосостояния, демографические показатели, факторы социального обеспечения, характеристики качества и уровня жизни, показатели криминогенной обстановки на исследуемой территории.
Для моделирования показателя социально-экономического благополучия предлагается использовать линейную модель вида:
, (3)
где IСЭБ – индекс социально-экономического благополучия;
xi – факторы, оказывающие влияние на результирующий показатель;
m – количество факторов в модели;
– коэффициент влияния i-го фактора на результат.
Непосредственно индекс социально-экономической напряженности может быть количественно определен на основе полученного индекса СЭБ как:
(4)
Предложенная модель оценки уровня социально-экономической напряженности была апробирована на примере Пермского края за период с 2010 по 2020 год.
В качестве детерминант-показателей, влияющих на уровень социально-экономического благополучия, были определены следующие сгруппированные по группам факторы [12] (Olesiyuk, 2021):
1. Демографические факторы:
- миграционный процесс (МП),
- коэффициент рождаемости (КР),
- численность пенсионеров (ЧП).
2. Факторы уровня социального обеспечения включают обеспеченность:
- общественными библиотеками (ЧОБ),
- организациями культурно-досугового типа (ЧОКД),
- больничными койками (ЧБК).
3. Факторы уровня качества жизни включают:
- продолжительность жизни (ПЖ),
- объем платных услуг (ОПУ),
- численность занятых (ЧЗНП).
4. Факторы уровня криминогенной обстановки определяются:
- количеством зарегистрированных преступлений (КП),
- количеством убийств (КУ),
- количеством лиц, свершивших преступления (КЛСП),
- количество преступлений, связанных с оборотом наркотических средств (КПОН),
- количеством самоубийств (КС).
5. Факторы уровня жизни включают:
- среднюю заработную плату (СЗП),
- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (ЧНсНД),
- уровень безработицы (УБ).
Все вышеперечисленные показатели, взятые из данных органов государственной статистики [19, 21], были приведены к безразмерному виду и соотнесены с показателями по Российской Федерации.
По итогу анализа коэффициентов парной корреляции было установлено, что наибольшее количество тесных линейных связей с другими имеет показатель количества преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, поэтому этот показатель был исключен из числа значимых модели. Также был исключен показатель количества убийств, который включен в общее количество зарегистрированных преступлений и тесно связан с показателем количества лиц, совершивших преступления, вследствие чего также был исключен из числа показателей, отобранных для построения модели индекса социально-экономического благополучия.
В качестве примера был произведен расчет индекса социально-экономического благополучия на территории Пермского края в 2020 году, представленный в таблице 1.
Таблица 1 Расчет индекса социального благополучия на территории Пермского края в 2020 году
Группа
факто-ров
|
Пока-затель
|
Показатель
по ПК
|
Показатель
по РФ
|
Безразмерный
показатель )
|
Коэффици-ент
влияния фактора (
|
Результат
( )
|
1. |
МП
|
-1,9501
|
0,7258
|
-2,6868
|
0,072
|
-0,1934
|
КР
|
9,8
|
9,8
|
1,0
|
0,072
|
0,0720
| |
ЧП
|
24,6
|
25,3
|
0,9723
|
0,072
|
0,0700
| |
2. |
ЧОБ
|
0,1663
|
0,2495
|
0,6665
|
0,075
|
0,0500
|
ЧОКД
|
0,2334
|
0,2837
|
0,8227
|
0,075
|
0,0617
| |
ЧБК
|
66,4
|
70,3
|
0,9445
|
0,075
|
0,0708
| |
3. |
ПЖ
|
69,6
|
71,5
|
0,9734
|
0,059
|
0,0574
|
ОПУ
|
0,0562
|
0,0597
|
0,9414
|
0,059
|
0,0555
| |
ЧЗНП
|
55,1
|
58,4
|
0,9435
|
0,059
|
0,0557
| |
4. |
КП
|
15,3894
|
13,6605
|
-0,1266
|
0,068
|
-0,0086
|
КЛСП
|
6,7972
|
5,8112
|
-0,1697
|
0,068
|
-0,0115
| |
КС
|
26,7
|
11,7
|
-1,3628
|
0,068
|
-0,0927
| |
5. |
СЗП
|
41958
|
51344
|
0,8172
|
0,060
|
0,0490
|
ЧНсНД
|
13,3
|
12,1
|
-0,0992
|
0,060
|
-0,0060
| |
УБ
|
5,0
|
2,9457
|
0,0721
|
0,060
|
0,0043
| |
IСЭБ (сумма
полученных результатов ( ))
|
0,234
|
Таким образом, были рассчитаны индексы социально-экономического благополучия ( ) по Пермскому краю за период с 2010–2020 гг., приведенные в таблице 2.
Таблица 2 Индекс социально-экономического благополучия на территории Пермского края с 2010 по 2020 год
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
0,460
|
0,499
|
0,498
|
0,555
|
0,555
|
0,511
|
0,516
|
0,440
|
0,338
|
0,499
|
0,234
|
Полученный индекс показывает ситуацию с социально-экономическим благополучием на территории Пермского края по отношению к аналогичному результату по Российской Федерации в целом. Из представленных в таблице данных следует, что социально-экономическое благополучие в Пермском крае значительно ниже, чем по стране в целом. При этом отмечаются лучшие результаты в 2013–2014 гг., а худший – в 2018 году. Также можно констатировать общий негативный тренд социально-экономического благополучия на территории Пермского края по сравнению с ситуацией в стране за последние годы.
Оценка уровня (индекса) социально-экономической напряженности рассчитывается на основе выражения (4) и, к примеру, в 2020 году составляет:
1–0,234 = 0,766.
Результаты оценки социально-экономической напряженности в Пермском крае по отношению к показателю по стране в целом представлены в таблице 3.
Таблица 3 Индекс социально-экономической напряженности в Пермском крае за 2010–2020 гг.
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
0,540
|
0,501
|
0,502
|
0,445
|
0,445
|
0,489
|
0,484
|
0,560
|
0,662
|
0,501
|
0,766
|
Как видно из данных таблицы, уровень социально-экономической напряженности в регионе по сравнению со средним по стране (который приравнен к единице) остается достаточно высоким и на протяжении последних лет в лучшую сторону не изменяется.
С учетом представленных данных также можно произвести прогнозные расчеты, которые целесообразно будет использовать в практическом применении.
Заключение
Таким образом, предложенная методика построения индексов социально-экономического благополучия и напряженности позволяет выполнить не только анализ или скрининг социально-экономического состояния территорий, но и прогнозирование развития ситуации с социально-экономической напряженностью на исследуемой территории на перспективу, что может оказать помощь руководству территории в принятии управленческих решений относительно дальнейшего развития тех или иных социально-экономических процессов, влияющих на уровень социально-экономической напряженности, поддержания или изменения тенденции тех или иных социально-экономических факторов, которые включены в модель.
Преимуществом данной методики являются экономичность и простота использования, а универсальность заключается в том, что ее можно использовать не только применительно к территории Пермского края в целом, но и на территориях конкретных муниципальных образований региона, независимо от того, относятся они к городским или внегородским, а также на любой территории России. При этом нормирование показателей модели можно производить не только по отношению к соответствующим показателям по стране, но и относительно статистических показателей в краевом или областном центре, а также в другом регионе или федеральном округе.
Необходимость применения методики в первую очередь на внегородских территориях обусловлена существенным разрывом в условиях и уровне жизни по сравнению с городами, что, несомненно, сказывается на оценке социума.
Источники:
2. Баранова Г. В., Фролов В. А. Методология и методика измерения социальной напряженности // Социологические исследования. – 2012. – № 3(335). – c. 50-65.
3. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение социальной напряженности. / Институт социологии РАН. - Москва, 1992. – 32 c.
4. Давыдов А.А. Индекс социального неблагополучия // Социологические исследования. – 1995. – № 10. – c. 118-128.
5. Голованов А. В. Социальная напряженность общества переходного периода. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Саранск, 2009. – 22 c.
6. Грызлов И.Н. Методика обработки статистической информации для оценки индексов социальной напряженности в регионе. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Москва, 2012. – 28 c.
7. Каира Ю. В. Методика исследования социальной напряженности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2017. – № 3.
8. Карпук И.В. Новые тенденции проявлений социальной напряженности и социальных конфликтов в современной России. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Ростов-на-Дону, 2006. – 23 c.
9. Коваленко Е.Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-3. – c. 687-690.
10. Лылов А.С. Программно-целевое управление развитием сельских территорий. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Екатеринбург, 2019. – 28 c.
11. Муханова М.Н. Социальная напряженность: региональный аспект. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Москва, 1991. – 19 c.
12. Олесиюк О.С. Современное развитие внегородских территорий через призму оценки социальной напряженности // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3207-3218. – doi: 10.18334/ce.15.8.112802.
13. Петровский А. Б., Ройзензон Г. В. Многокритериальный подход к построению интегральных показателей // Таврический вестник информатики и математики. – 2008. – № 2. – c. 143–150.
14. Пирогов И.В. Социальная напряженность: теория, методология и методы измерения. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Иваново, 2002. – 177 c.
15. Плюснин Ю.М. Социальная напряженность в Новосибирске. - Новосибирск: ЦСА, 1999.
16. Подиновский В.В. Идеи и методы теории важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений. - М.: Наука, 2019. – 103 c.
17. Путин В.В. Заседание Государственного совета по вопросам сельхозпроизводства и развития села, 26.12.2019. [Электронный ресурс]. URL: 7428731 (дата обращения: 01.09.2022).
18. Семин А. Н. Развитие внегородских территорий: перспективные типы поселений. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «КОЛ ЛОК», 2021. – 248 c.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru/ (дата обращения: 01.09.2022).
20. Тучков Е. В. Социальная напряженность в регионах центра России: механизмы диагностики и регулирования. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Москва, 2001. – 24 c.
21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: gks.ru (дата обращения: 01.09.2022).
22. Холодова М.А., Подгорская С.В., Криничная Е.П., Егорова О.В. Реализация программно-целевого подхода в решении ключевых проблем развития сельского хозяйства. / монография. - п. Рассвет ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2020. – 120 c.
23. Чорнобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. – 1992. – № 7. – c. 94-98.
24. Янин С. В. Комплексный анализ феномена социальной напряженности в российских Вооруженных Силах. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Москва, 1993. – 24 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:13:44