Новая функция международной региональной экономической интеграции: модератор к устойчивому развитию регионов
Сахвадзе Г.Г.1
1 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Аннотация:
Актуальность поднимаемой в статье тематики обусловлена переосмыслением роли международной региональной экономической интеграции, как объединения, в сегодняшнем быстро трансформирующемся в мире. Новизна авторского подхода заключается том, что если эти объединения первоначально выполняли исключительно экономическую функцию, то сейчас их следует рассматривать лишь в качестве успешных модераторов, например, между переходом на возобновляемые источники энергии и устойчивым развитием, или, между электронным правительством и устойчивым развитием. В данной работе даётся характеристика основным теоретическим направлениям, имеющим важные значения для оценки эффективности процессов международной региональной экономической интеграции. Вначале делается краткий исторический экскурс, а затем анализируется современное состояние вопроса. Отмечается, что повсеместный переход к использованию возобновляемых источников энергии и ресурсам электронного правительства имеет решающее значение для достижения целей устойчивого развития программы развития организации объединенных наций. Статья будет интересна научным и учебным организациям, а также профильным ведомствам, занимающихся проблематикой международной региональной экономической интеграции, в контексте устойчивого развития различных регионов мира
Ключевые слова: международная экономическая интеграция, эффективность, индикаторы, возобновляемые источники энергии, электронное правительство, устойчивое развитие
JEL-классификация: А13, B15, O20, O38
Введение
В течение последних десятилетий заметно возросла интенсивность международного сотрудничества в формате международной региональной экономической интеграции (МРЭИ). Согласно данным Всемирного банка [1], около трети мировой торговли осуществляется с учётом правил, принятых в рамках международных проектов экономической интеграции. Сегодня происходит быстрая цифровизация практически всех сфер народного хозяйства. В связи с этим, актуальность переосмысления роли МРЭИ, как объединения, обеспечивавшего устойчивое развитие регионов в сегодняшнем быстро трансформирующемся в мире, очевидна.
Одним из важнейших мотивов к участию стран в МРЭИ служит рост экономической эффективности в результате более тесного торгово-экономического сотрудничества, которое может привести к достижению масштабного эффекта, получению доступа к крупным рынкам, увеличению стимулов к накоплению капитала и расширению бизнеса [12, 13] (Butorina, Borko, 2022; Conti, 2014). Однако утверждение, что положительная взаимосвязь между интеграционными процессами и экономическим ростом обязательно имеет место, не является непререкаемой истиной в научном сообществе. Если большинство учёных указывают на положительную взаимосвязь интеграционных процессов и экономического роста [18] (Felbermayr, Gröschl, Heiland, 2018), то другие отмечают возможности возникновения неблагоприятных последствий участия страны в интеграционных объединениях [32] (Stockhammer, 2016).
Положительное влияние интеграционных процессов на экономические процессы может быть связано с такими факторами, как увеличение торговли, расширение рынков, повышение конкурентоспособности, возможность использовать новые технологии и инновации, а также снижение затрат на производство и потребление товаров и услуг [7, 8] (Bagwell, Staiger, 1999; Bahadir, 1978 ).
Тем не менее, МРЭИ также имеет уязвимые стороны. Среди них можно отметить возможность неравномерного распределения выгод от интеграции между участниками, риски усиления зависимости от внешних рынков, а также риски уменьшения национальной автономии в выборе экономической политики и риски ухудшения рыночного положения для конкретных секторов экономики [30] (Pomerlyan, Belitski, 2023).
В этой связи приобретает актуальность проблема оценки эффективности взаимодействия в рамках проектов международной экономической интеграции, при помощи которой заинтересованные стороны могут проводить более обоснованную политику для реализации своих целей.
Учёные выделяют множество факторов, оказывающих влияние на эффективность интеграционного взаимодействия. К ним относятся, в частности, географическое местоположение, уровень экономического развития стран и уровень развития бизнеса [25] (Misati, 2015). Также можно отметить, что эффективность МРЭИ зависит от поставленных целей и путей их реализации. Подходы к оценке эффективности интеграционного взаимодействия играют немаловажную роль в вопросах повышения его вклада в экономическое развитие.
В работе произведен анализ существующих теоретических подходов для оценки эффективности МРЭИ. На основе их рассмотрения выявлены группы индикаторов, с помощью которых успешно может осуществляться такая оценка. Особое внимание уделяется разработке сводных индексов интеграции для разных регионов. Отмечается, что на современном этапе происходит переосмысление роли МРЭИ. Если первоначально она выполняла исключительно экономическую функцию, сейчас акцент смещается в сторону перехода к устойчивому развитию и МРЭИ отводиться роль лишь успешного модератора. В качестве примера приводиться случай, когда МРЭИ выполняет роль модератора между переходом на возобновляемые источники энергии и устойчивым развитием. Другим примером служит роль модератора между электронным правительством и устойчивым развитием, и, очевидно, что такая тенденция в будущем будет только уписываться. Показывается, что переход к использованию возобновляемых источников энергии и ресурсов электронного правительства имеет решающее значение для достижения целей устойчивого развития (ЦУР) программы развития ООН.
Методы оценки эффективности международной региональной интеграции
Существуют различные методы оценки эффективности МРЭИ, охватывающие количественные, качественные и смешанные методологии. Каждый метод дает уникальную информацию об эффективности деятельности проектов международной экономической интеграции, при этом выбор конкретных показателей в решающей мере зависит от того, какой из рассмотренных выше теоретических концепций отдают предпочтение те или иные исследователи.
Количественные методы. Количественные методы в анализе эффективности региональной экономической интеграции помогают наглядно представить в численном выражении развитие процессов в областях, воздействие на которые оказывают интеграционные процессы [9, 35] (Balassa, 1961; Viner, 2014). Эти методы обеспечивают точность и систематичность к измерению и количественной оценке влияния интеграции на различные экономические переменные. Ниже обозначены главные количественные методы, используемые при оценке эффективности региональной экономической интеграции.
Вычислительные модели общего равновесия (Computable General Equilibrium models - CGE). Эти модели используются на государственном, региональном и глобальном уровнях. В контексте региональной экономической интеграции данные модели используются для моделирования влияния интеграционных процессов на экономическую политику в различных сферах [28] (Partridge, Rickman, 1998). Также эти модели отражают взаимосвязи между различными секторами экономики. Можно выделить 3 сферы, где использование CGE-моделей имеет особую популярность: анализ торговых потоков, фискальной политики и экологических проблем [3] (Зубарев, Казакова, Нестерова, 2018).
Гравитационные модели. Эти модели широко используются для анализа влияния региональной экономической интеграции на торговые потоки. Эти модели оценивают объем торговли между странами на основе таких факторов, как их экономический размер (величина ВВП), удаленность друг от друга и уровень интеграции. Сравнивая наблюдаемые торговые потоки с прогнозируемыми, можно оценить, какой эффект интеграция оказывает на торговлю.
Данный метод основан на простой и интуитивно понятной (но в то же время теоретически хорошо обоснованной) концепции, которая использует такие переменные, как размер экономик, участвующих в интеграционном взаимодействии, и расстояние между странами (как указатель на размер транспортных издержек), для прогнозирования уровня торговых потоков. Однако в научной среде подчеркивается тот факт, что гравитационная модель не учитывает множество социально-экономических факторов, которые могут оказывать влияние на торговлю [5] (Смирнов, 2020). Среди таких факторов можно выделить, например, демографические, финансовые, налоговые, природно-климатические и институциональные.
Таким образом, видим, что количественные методы предоставляют надежную основу для измерения и оценки эффективности региональной экономической интеграции. Используя эти методы, все заинтересованные стороны могут принимать решения, основанные на обоснованных данных, определять области успеха или неудач и разрабатывать политику, которая максимизирует выгоды от интеграции для всех участвующих стран.
Качественные методы. Качественные методы также играют важную роль в анализе эффективности региональной экономической интеграции. Каждый из существующих и применяемых качественных подходов может обеспечить многоаспектную оценку эффективности региональной экономической интеграции [10] (Baldwin, 2010). Ниже перечислены соответствующие методы и дано описание того, какие возможности и ограничения они имеют.
Анализ документов. Анализ документов является методом, который помогает осветить юридическое оформление интеграционных процессов. В рамках этого подхода имеет место изучение официальных документов, политических отчетов, соглашений и других текстов, имеющих отношение к интеграционным процессам [31] (Rivera-Batiz, Romer, 1991). Описываемый анализ позволяет получить представление об институциональных рамках, целях и стратегиях региональной интеграции.
Среди достоинств данного метода, в контексте оценки эффективности международной экономической интеграции, можно отметить следующие моменты. Данный подход даёт возможность сопоставлять декларируемые цели интеграции с их фактическим достижением (например, определяя количество принятых и выполненных интеграционных решений). Особое значение данный метод имеет в рамках исследований, находящихся в рамках неоинституциональной теории [23] (Marinov, 2014). Помимо этого, анализ документов является экономичным с точки зрения поиска большого объема информации.
Среди слабых сторон этого метода можно отметить, что процесс анализа документов подвержен предвзятости в ходе отбора и интерпретации соответствующих документов, что может вызывать опасения по поводу объективности выводов. Также данный подход имеет ограничения с точки зрения отражения контекста принимаемых решений и точек зрения заинтересованных сторон.
Мониторинг интеграционных процессов и оценка их эффективности через систему индикаторов
В научной среде широко распространено мнение, что использование как количественных, так и качественных методов в тандеме приводит к более полному пониманию исследовательских проблем и сложных явлений, превосходя отдельные возможности каждого подхода [17] (Edwards, 2008). Использование комбинированного подхода в исследованиях может иметь решающее значение.
Мониторинг и оценка интеграционных процессов через систему индикаторов является примером подхода, сочетающего в себе количественные и качественные методы исследования, и охватывающего наибольшее количество аспектов, которые необходимо учитывать при оценке региональной экономической интеграции [6] (Aghion, Howitt, 1990). Используемые системы индикаторов, как правило, включают в себя многочисленные переменные, определяемые на основе количественных и качественных методов, и часто предусматривают применение определенных процедур агрегирования соответствующих переменных для получения сводных показателей эффективности интеграции.
Говоря о целях, которые могут преследовать мониторинг процессов интеграции по системе индикаторов, важно отметить, что подобный мониторинг может помочь в контроле за выполнением тех обязательств, которые были приняты в рамках региональной экономической интеграции. Также подобный мониторинг может помочь в разработке новой стратегии развития интеграционного процесса [14] (De Lombaerde, Acosta, 2017).
Под мониторингом в данном контексте понимают процесс сбора, обработки и распространения информации о процессах экономических изменений, происходящих под влиянием процессов региональной интеграции. Посредством этого инструмента можно контролировать, оценивать и корректировать процессы в рамках интеграционного взаимодействия. Качество институтов, включающее политические, экономические и социальные аспекты окружающей среды, может служить катализатором или препятствием для роста экономической эффективности [11, 22] (Bruszt at. al, 2020; Kraipornsak, 2018). Согласно выводам некоторых исследователей [20] (Hix, 2010), участие в интеграционных процессах может предполагать передачу определенного уровня управленческих полномочий наднациональным образованиям, лишенных влияния со стороны национальных элит. Передача власти на более высокие уровни может способствовать совершенствованию процессов принятия решений и усилить системы сдержек и противовесов внутри системы [16] (Dobler, 2011).
Если посмотреть на деятельность тех организаций, которые в разное время занимались мониторингом интеграции по системе индикаторов, можно заметить, что лишь немногим из них удавалось стабильно на протяжении длительного времени осуществлять подобный мониторинг. Система показателей внутреннего рынка ЕС, Система показателей Экономического сообщества АСЕАН и Система показателей экономической интеграции являются примерами подобных систем мониторинга [29] (Pollack, 2003).
Региональные интеграционные объединения характеризуются разной глубиной интеграции. В этой связи сложно разработать универсальную систему индикаторов, подходящую для любого интеграционного объединения. В научной литературе отмечается, что не все применяемые индикаторы действительно отражают эффективность интеграционного взаимодействия [15] (De Lombaerde, Pietrangeli, Weeratunge, 2008). Кроме того, процедуры агрегирования переменных для получения сводных показателей успешности интеграции справедливо подвергаются критике за их недостаточную научную обоснованность (особенно в тех случаях, когда веса соответствующих переменных определяются экспертным путем). Данная сфера научного исследования, по мнению многих экспертов в данной области, не является в достаточной мере разработанной.
В последнее время набирает популярность направление социокультурной экономики, которая постулирует, что культура оказывает существенное влияние на эффективность экономических процессов [1] (Аузан, 2017). На глубоких стадиях интеграции рассмотрение социокультурных факторов является крайне важным, поскольку близость стран и народов в части ценностных факторов и норм человеческого взаимодействия существенно повышает вероятность выработки общей интеграционной политики.
В теории новой политической экономики подчеркивается взаимосвязь между политическими и экономическими факторами при анализе процессов выработки регуляторных решений в целом и политики международного экономического сотрудничества в частности, что приводит к многостороннему пониманию сложностей и вызовов, связанных с процессами экономической интеграции. Такой экономико-политический подход позволяет более детально оценить эффективность интеграции, принимая во внимание не только экономические, но и политические и институциональные аспекты [2] (Афонцев, 2010).
Основные группы индикаторов, используемые при оценке эффективности МРЭИ
При оценке эффективности МРЭИ используются разные индикаторы, которые отражают различные аспекты интеграционного взаимодействия [28] (Partridge, Rickman, 1998). Ниже перечислены обобщенные группы индикаторов, которые были выявлены и систематизированы в ходе изучения различных систем мониторинга и оценки эффективности региональной интеграции, о которых упоминалось выше.
Экономический рост. Ключевой тезис, который часто можно встретить в учредительных документах региональных интеграционных объединений, заключается в том, что целью региональной экономической интеграции является стимулирование экономического роста и развития [27] (Okorie, 2018). Чтобы отслеживать динамику экономического роста, можно использовать такие индикаторы, как темпы роста ВВП, а также показатели, отражающие доход на душу населения и динамику уровня занятости.
Торговые потоки. Неоклассическая теория роста подчеркивает, что важной задачей региональной экономической интеграции является содействие расширению торговли между странами-участницами. Для того, чтобы следить за успехами в данном направлении, можно использовать такие показатели, как объем внутрирегиональной торговли, экспорт и импорт стран-членов, торговый баланс, структура торговли и её динамика [3] (Зубарев, Казакова, Нестерова, 2018). При этом следует проанализировать не только глобальные торговые и финансовые потоки, а также – экологическую проблематику региона и вопросы миграции [26] (Monfreda, Ramankutty, Hertel, 2008).
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Прямые иностранные инвестиции являются важным индикатором, отражающим эффективность интеграционного взаимодействия. Такие показатели, как приток и отток прямых иностранных инвестиций, а также анализ статистики распределения притока и оттока инвестиций стран-участников интеграционного объединения между собой и со странами, не входящими в интеграционное объединение, позволяет дать оценку динамики привлекательности страны-участницы и в целом региона в инвестиционной сфере [24] (Mensbrugghe, 2005).
Рыночная интеграция. Для глубоких форм интеграции актуализируется вопрос об обеспечении свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этом блоке присутствуют такие индикаторы, как уровень гармонизации нормативных актов, простота ведения бизнеса в региональном пространстве и внутрирегиональная мобильность товаров, услуг и факторов производства. Последствия экономической политики оценивается через вычислительные модели общего равновесия [4] (Лаврентьев, Криничанский, 2016).
Сближение уровней жизни. На глубоких стадиях интеграции важной задачей становится «подтягивание» уровня жизни в экономически более бедных странах-участниках объединения к уровню богатых стран-участников. Тем самым сокращение неравенства также может являться важной целью регионального взаимодействия. Для мониторинга этого индикатора можно использовать такие сравнительные данные, как уровни бедности, показатели неравенства доходов и показатели социального развития в странах-членах объединения [19] (Hasebe, Shrestha, 2006).
Социальные и экологические последствия. Важной задачей регионального интеграционного взаимодействия также могут быть вопросы, касающиеся социальных и экологических аспектов развития. Для оценки этих аспектов можно использовать показатели, имеющие отношения к социальному благополучию, экологической устойчивости и сохранению культурного наследия.
Указанные группы показателей не учитывают некоторых сфер интеграционного взаимодействия, которые упоминаются в рамках основных экономических теорий, рассматривающих последствия интеграции. Среди таких показателей можно отметить защиту прав интеллектуальной собственности, уровни развития экономики знаний и человеческого потенциала, финансирование НИОКР, рассмотрение социокультурных факторов, достижение целей основных заинтересованных сторон на уровне стран-членов (например, компаний ключевых отраслей экономики). Рассмотрение соответствующих факторов в исследованиях эффективности интеграции не носит систематического характера, что может трактоваться как существенный недостаток данных исследований.
Также немаловажен тот факт, что для интеграционных проектов на разных стадиях развития интеграционного взаимодействия будет актуален разный набор индикаторов мониторинга. Эти стадии варьируются от простой отмены торговых пошлин до гармонизации денежно-кредитной и бюджетной политики, что неизбежно предполагает, что невозможно оценивать интеграционные проекты с разной степенью институциональной проработки на основании единой системы показателей. Кроме того, выбор и спецификация показателей могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и задач региональной интеграции.
Социальные и экологические последствия МЭИ, помимо экономических, учитываются в концепции устойчивого развития, рассмотренной ниже.
Современное состояние международной региональной экономической интеграции
Одним их самых популярных на сегодняшний день подходом к оценке состояния МРЭИ является разработка сводных индексов интеграции для разных регионов. Рассмотрим в качестве примера особенности разработки сводного индекса Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сводный Индекс региональной интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона. Несколько лет назад был разработан Индекс региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Asia/Pacific Regional Integration Index – APRII) для оценки степени интеграции региона по различным социально-экономическим аспектам [21] (Hyeon-Seung Huh, Cyn-Young Park, 2018). Этот индекс широко применяется для анализа текущего состояния и прогнозирования будущего интеграционных объединений. Этот подход успешно был распространён и на другие регионы мира. APRII может оценивать степень интегрированности для каждой страны-участницы, выявлять сильные и слабые стороны процесса и отслеживать достигнутый прогресс на всеобъемлющей и систематической основе.
APRII объединяет 26 показателей по шести направлениям (подиндексам): торговая и инвестиционная интеграция, денежно-кредитная интеграция, региональная производственно-сбытовая цепочка, инфраструктура и связи, свободное передвижение людей, а также институциональная и социальная интеграция. Хотя эти 26 показателей не являются исчерпывающими, они адекватно отражают ключевые переменные региональной интеграции по шести вышеуказанным измерениям.
На рис. 1 показаны распределения 6-ти подиндексов APRII для 4-х регионов мира, расположенных почти во всех континентах (естественно, кроме Австралии). Как видим, Европейский Союз (ЕС) набирает самые высокие баллы по всем параметрам. Особенно заметен разрыв по институциональной и социальной интеграции, где ЕС многократно превосходит другие регионы. Азия имеет соизмеримые показатели с ЕС только по торговой и инвестиционной интеграции. Также видим, что Азия занимает второе место по денежно-кредитной интеграции и свободному передвижению людей. При этом Латинская Америка имеет более высокие показатели, чем Азия и Африка, по остальным аспектам: региональной производственно-сбытовой цепочке, инфраструктуре и связям, а также институциональной и социальной интеграции.
Рисунок 1. Распределения 6-ти подиндексов сводного индекса APRII по 4-м регионам мира.
Figure 1. Distribution of the 6 subindexes of the APRI composite index across 4 regions of the world.
Источник: [21] (Hyeon-Seung Huh, Cyn-Young Park, 2018).
На современном этапе развития происходит переосмысление роли МРЭИ. Первоначально она выполняла исключительно экономическую функцию. Сейчас акцент смещается в сторону перехода к устойчивому развитию и МРЭИ отводиться роль успешного модератора.
МРЭИ как модератор между переходом на возобновляемые источники энергии и устойчивым развитием. В настоящее время проводятся многочисленные исследования по изучению влияния перехода к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) на устойчивое развитие при участии региональной интеграции в качестве модератора [8] (Atta Ullah, 2024). В данной работе был проанализирован сбалансированный набор панельных данных по 64 странам, участвующим в Инициативе "Один пояс, один путь" (BRI), и трем субрегионам (Азия, Европа и Ближний Восток-Африка) за период с 2005 по 2020 год. Полученные результаты свидетельствуют о существенной взаимосвязи между переходом на возобновляемые источники энергии и устойчивым развитием во всех группах и субрегионах Инициативы. Примечательно, что взаимодействие региональной интеграции с переходом на возобновляемые источники энергии положительно влияет на устойчивое развитие в Азии и Европе, но отрицательно - в экономиках Ближнего Востока и Африки. Степень влияния зависит от состояния институциональной среды.
Рисунок 2. Концептуальная схема реализации перехода к возобновляемым источникам энергии для достижения целей устойчивого развития с помощью возможностей МРЭИ
Figure 2. A conceptual scheme for the implementation of the transition to renewable energy sources to achieve the goals of sustainable development using the capabilities of the IREI
Источник: составлено автором по данным: [34] (Ullah, Nobanee, Ullah, Iftikhar, 2024).
Кроме наличия желания властей перехода к ВИЭ для достижения целей устойчивого развития с помощью механизмов МРЭИ, необходимо и наличие 4-х важных т.н. управляющих факторов [34] (Ullah, 2024). Этими факторами являются: совокупность макроэкономических условий, совокупное институциональное качество, оптимальные государственные расходы и численность населения. На рис. 2 схематично показана концепция такого подхода.
МРЭИ как модератор между электронным правительством и устойчивым развитием. Существует однозначная взаимосвязь между электронным правительством и устойчивым развитием посредством МРЭИ [33] (Ullah at. Al., 2022). В данной работе показано, как использование ресурсов электронного правительства влияет на устойчивое развитие с помощью многомерного индекса региональной интеграции (MRII). Выборка составлена по данным за 2003-2018 годы для 64 стран "Пояса и пути". В исследовании используется неиспользованный потенциал MRII, который играет важную роль посредника между электронным правительством и устойчивым развитием. Результаты показали, что электронное правительство оказывает не значительное, но негативное влияние на устойчивое развитие, поскольку большинство стран BRI являются развивающимися или слабо развитыми. В то же самое время для более развитых региональных интеграционных объединений (ЕС, АСЕАН) ресурсы электронного правительства играют значительную позитивную роль на пути устойчивого развития. На рис. 3 схематично показана работа концепция такого подхода.
Рисунок 3.
Концептуальная схема реализации ресурсов электронного правительства для
достижения целей устойчивого развития с помощью возможностей МРЭИ
Figure 3. A conceptual scheme for the implementation of e-government resources to achieve sustainable development goals using the capabilities of the IREI
Источник: составлено автором по данным: [33] (Ullah at. Al., 2022).
Таким образом, повсеместный переход к использованию возобновляемых источников энергии и ресурсам электронного правительства имеет решающее значение для достижения целей устойчивого развития (ЦУР) программы развития ООН, которые представляют собой глобальные инициативы по преодолению экологических, социальных и экономических проблем. Например, ЦУР №7 подчеркивает важность доступа к недорогостоящим, устойчивым и современным источникам энергии; ЦУР № 12 обеспечивает устойчивые модели потребления и производства, а переход к возобновляемым источникам энергии способствует эффективному и устойчивому использованию ресурсов; ЦУР № 13 сосредоточена на неотложных действиях по борьбе с изменением климата, а переход к возобновляемым источникам энергии сокращает выбросы парниковых газов. Переход к чистой энергетике помогает достичь устойчивого экономического, социального и экологического развития, что является важнейшей составляющей обшей концепций по достижению всех ЦУР программы развития ООН к 2030-му году.
Заключение
Оценка эффективности международной экономической интеграции должна учитывать все ключевые факторы, которые оказывают влияние на интеграционный процесс. Подобный комплексный подход к оценке эффективности интеграции будет способствовать нахождению оптимальных путей её дальнейшего повышения.
Показано, что в настоящее время существует целый ряд качественных и количественных методов оценки эффективности процессов международной экономической интеграции, но, в силу разных ограничений, они не могут обеспечить учёт всех существенных факторов интеграции. Комплексный метод, сочетающий в себе количественные и качественные подходы, в наибольшей степени способен обеспечить этот учёт. Однако, на данном этапе вопросы сочетания обоих подходов изучены не в достаточной мере. Постоянный мониторинг системы индикаторов, который на данный момент является самым комплексным из существующих подходов, также имеет свои слабые стороны как в вопросах учёта всех ключевых факторов, так и в вопросах методологии сочетания используемых инструментов.
Отмечается, что в настоявший момент основным инструментом для оценки эффективности МРЭИ являются комплексные индексы региональной интеграции. Эти индексы широко применяется как для анализа текущего состояния, так и для прогнозирования будущего интеграционных объединений. Они также способны оценивать степень интегрированности для каждой страны-участницы, выявлять сильные и слабые стороны процесса и отслеживать достигнутый прогресс на всеобъемлющей и систематической основе.
Особо выделяется тот факт, что сейчас происходит переосмысление роли МРЭИ. Первоначально она выполняла исключительно экономическую функцию. Сейчас акцент смещается в сторону перехода к устойчивому развитию и МРЭИ отводиться роль лишь успешного модератора. Например, МРЭИ выполняет роль успешного модератора между переходом на возобновляемые источники энергии и устойчивым развитием. Однако проведенный анализ имеющихся в литературе данных показал, что такой переход положительно влияет на устойчивое развитие в Азии и Европе, но отрицательно - в экономиках Ближнего Востока и Африки. Кроме того, установлено, что МРЭИ также выступает в роли успешного модератора между электронным правительством и устойчивым развитием. Проведённый анализ показал, электронное правительство оказывает незначительное, но негативное влияние на устойчивое развитие в большинстве развевающихся или слабо развитых странах (объединениях). В то же самое время для более развитых региональных интеграционных объединений ресурсы электронного правительства играют значительную позитивную роль на пути устойчивого развития региона.
Таким образом, проведенный анализ выявил главную современную тенденцию развития регионов, что повсеместный переход к использованию возобновляемых источников энергии и ресурсам электронного правительства имеет решающее значение для достижения целей устойчивого развития (ЦУР) программы развития ООН посредством имеющихся механизмов МРЭИ.
[1] World development report 2020: Trading for development in the age of global value chains. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2020 (дата обращения: 03.03.2025).
Источники:
2. Афонцев С.А. Политические рынки и экономическая политика. - М.: КомКнига, 2010. – 380 c.
3. Зубарев А.В., Казакова М.В., Нестерова К.В. Мультирегиональная вычислимая модель общего равновесия с перекрывающимися поколениями для российской экономики и остального мира. - М.: Фонд Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2018. – 80 c.
4. Лаврентьев А.С., Криничанский К.В. Методы оценки влияния структурной политики на макроэкономические параметры: модели общего равновесия // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 432. – c. 98-112.
5. Смирнов И.С. Гравитационные модели для анализа международной торговли: тестирование теории подобия стран 50 лет спустя // Региональные исследования. – 2020. – № 2. – c. 52-62. – doi: 10.5922/1994-5280-2020-2-4.
6. Aghion P., Howitt P. A model of growth through creative destruction // National Bureau of Economic Research. – 1990. – doi: 10.3386/w3223.
7. Bagwell K., Staiger R.W. An economic theory of GATT // American Economic Review. – 1999. – № 1. – p. 215-248. – doi: 10.1257/aer.89.1.215.
8. Bahadir S. Problems of integration theory in relation to the developing countries // Intereconomics. – 1978. – № 7-8. – p. 174-178. – doi: 10.1007/BF02929189.
9. Balassa B. The Theory of Economic Integration. - USA. – Illinois: Homewood, 1961.
10. Baldwin R. Sequencing regionalism: Theory, European practice, and lessons for Asia // CEPR Discussion Paper. – 2010. – DP7852. Available at: https://ssrn.com/abstract=1640374 URL: https://ssrn.com/abstract=1640374.
11. Bruszt L., Lundstedt L., Munkácsi Z. Collateral benefit: the developmental effects of EU-induced state building in Central and Eastern Europe // Review of International Political Economy. – 2020. – № 5. – p. 1170-1191. – doi: 10.1080/09692290.2020.1729837.
12. Butorina O.V., Borko Y.A. Benefits of Regional Integration: Redefining the Concept // Herald of the Russian Academy of Sciences. – 2022. – № 2. – p. 105-112. – doi: 10.1134/S1019331622080020.
13. Conti M. The introduction of the Euro and economic growth: some panel data evidence // Journal of Applied Economics. – 2014. – № 2. – p. 199-211. – doi: 10.1016/S1514-0326(14)60009-X.
14. De Lombaerde P., Acosta E. Indicator-based monitoring of regional Economic Integration. - Springer, 2017. – 360 p.
15. De Lombaerde P., Pietrangeli G., Weeratunge C. Systems of indicators for monitoring regional integration processes: Where do we stand? // Integrated Assessment Journal. – 2008. – № 2. – p. 39-67.
16. Dobler C. The impact of formal and informal institutions on economic growth: A case study on the MENA region. - Peter Lang International Academic Publishers, 2011.
17. Edwards J. To prosper, organizational psychology should overcome methodological barriers to progress // Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. – 2008. – № 4. – p. 469-491. – doi: 10.1002/job.529.
18. Felbermayr G., Gröschl J., Heiland I. Undoing Europe in a new quantitative trade model. – 2018. – N. 250. Available at: https://hdl.handle.net/10419/176870 URL: https://hdl.handle.net/10419/176870.
19. Hasebe Y., Shrestha N. Economic Integration in East Asia: An International Input-Output Analysis // World Economy. – 2006. – p. 1709-1735. – doi: 10.1111/j.1467-9701.2006.00865.x.
20. Hix S. Institutional design of regional integration: Balancing delegation and representation. Asian Development Bank. – 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/28546/wp64-hix-institutional-design.pdf (дата обращения: 22.02.2025).
21. Hyeon-Seung Huh, Cyn-Young Park Asia-Pacific regional integration index: Construction, interpretation and comparison // Journal of Asian Economics. – 2018. – p. 22-38. – doi: 10.1016/j.asieco.2017.12.001.
22. Kraipornsak P. Good governance and economic growth: An investigation of Thailand and selected Asian countries // Economics Journal of Economics and Finance. – 2018. – № 1. – p. 93-106. – doi: 10.15604/ejef.2018.06.01.009.
23. Marinov E. Economic determinants of regional integration in developing counties // Proceedings of the 2nd Economics & Finance Conference. Vienna, 2014. – p. 363-383.
24. Mensbrugghe van der D. Linkage technical reference document
25. Misati R. N. Financial integration and economic growth in the COMESA and SADC regions // Journal of African Business. – 2015. – № 2. – p. 109-127. – doi: 10.1080/15228916.2015.1059157.
26. Monfreda C., Ramankutty N., Hertel T. // GTAP Working Paper. – 2008. – № 40. – p. 53-68. – url: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203882962-11/global-agricultural-land-use-data-climate-change-analysis-chad-monfreda-navin-ramankutty-thomas-hertel.
27. Okorie D. Assessment of Regional Economic Integration and the Nigerian Economy: a Case Study of ECOWAS // International Journal of Current Research. – 2018. – doi: 10.24941/ijcr.2016.
28. Partridge M. D., Rickman D. S. Regional Computable General Equilibrium Modeling: A Survey and Critical Appraisal // International Regional Science Review. – 1998. – № 3. – p. 205-248. – doi: 10.1177/016001769802100301.
29. Pollack M.A. The engines of European integration: delegation, agency, and agenda setting in the EU. Oxford. – 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.nl/books/about/The_Engines_of_European_Integration.html?id=w1Q5ZFSw-3YC&redir_esc=y (дата обращения: 25.02.2025).
30. Pomerlyan E., Belitski M. Ntegration-Growth relationship: A literature review and future research agenda using a TCCM approach // European Management Journal. – 2023. – № 6. – p. 1106-1118. – doi: 10.1016/j.emj.2023.10.003.
31. Rivera-Batiz L.A., Romer P.M. Economic integration and endogenous growth // The Quarterly Journal of Economics. – 1991. – № 2. – p. 531-555. – doi: 10.2307/2937946.
32. Stockhammer E. Neoliberal growth models, monetary union and the Euro crisis. A post-Keynesian perspective // New Political Economy. – 2016. – № 4. – p. 365-379. – doi: 10.1080/13563467.2016.1115826.
33. Ullah A., Pinglu Ch., Ullah S., Qaisar Z.H., Qian N. The dynamic nexus of E-Government, and sustainable development: Moderating role of multi-dimensional regional integration index in Belt and Road partner countries // Technology in Society. – 2022. – p. 101903. – doi: 10.1016/j.techsoc.2022.101903.
34. Ullah A., Nobanee H., Ullah S., Iftikhar H. Renewable energy transition and regional integration: Energizing the pathway to sustainable development // Energy Policy. – 2024. – p. 114270. – doi: 10.1016/j.enpol.2024.114270.
35. Viner J. The customs union issue. - Oxford: Oxford University Press, 2014. – 256 p.
Страница обновлена: 03.04.2025 в 16:25:47