Концептуальные основы экономической интеграции в условиях глобализации и устойчивого развития региональной экономики

Губин А.М.1
1 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851253
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Эволюция интеграционных процессов и результатов применения межгосударственных, межрегиональных и внутрирегиональных соглашений и союзов свидетельствует о многогранности и управляемости со стороны исполнительной власти, политических элит и крупных хозяйствующих субъектов экономических систем процессов взаимодействия на площадке экономической интеграции. Теоретические основы формирования и развития интеграционных процессов, сопутствующей нормативной правовой базы, инфраструктуры и условий достижения общей эффективности имеют свои исторические особенности и влияют на современные многообразные, многоступенчатые интеграционные процессы как между отдельными государствами, так и между отдельными территориями внутри одной страны. Представленная оценка исторических и современных, актуальных для России тенденций в содержании и последствиях интеграционных процессов для национальных интересов и обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности позволил сделать вывод об актуальности интерпретации экономической интеграции как реакции на негативные для национальных и региональных экономических систем последствий глобализации и требований устойчивого развития (ESG-факторы корпоративного управления, принципы ответственного инвестирования и т.п.), в том числе для развивающихся стран и территорий. В статье предложен авторский подход к реализации многоаспектности экономической интеграции по этапам и фазам реализации (от базового к сложному и многоуровневому). Представлена характеристика способов и форм межрегиональной интеграции в рамках одного государства на примере ряда субъектов РФ

Ключевые слова: глобализация, экономическая интеграция, экономическая безопасность, межрегиональная интеграция, соглашение о экономическом сотрудничестве

JEL-классификация: Q01, R11, R12, R13



Введение

В условиях перманентно развивающихся процессов глобализации, локализации, смены экономических парадигм и пересмотра, актуализации экономических законов все больший интерес в исследовании противоречия курса глобализации национальной экономики и вопроса национальной экономической безопасности. В Стратегии экономической безопасности РФ [1] перечень вызовов и угроз экономической безопасности государства свидетельствует об усилении глобальной конкуренции между экономически развитыми странами мировой экономики и развивающимися, когда нарастает конфликтный потенциал в зоне экономических интересов и близи границ одного государства из-за действий межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений.

Цель исследования состоит в определении исторических особенностей формирования института экономической интеграции в мировой и национальной экономиках в условиях глобализации и устойчивого развития.

Новизна работы состоит в представлении экономической интеграции не как части или одной из сторон глобализации, а как реакцию государств или отдельных регионов на последствия глобализации, угрожающие национальным экономическим и экологическим интересам. Авторский подход к определению последовательности эволюции экономической интеграции по стадиям от базового, простого, к более сложному в разных вариантах итогового результата развития интеграционных процессов позволяет оценить многовариантность в построении и развитии интеграционных сообществ на межгосударственном уровне.

Определение и систематизация форм и направлений межрегиональной интеграции на примере субъектов РФ позволяет также видеть последовательность и разнообразие взаимодействия регионов одного государства для обеспечения роста экономической безопасности страны и социально-экономического выравнивания регионов-участников интеграции.

Авторская гипотеза исследования состоит в утверждении, что историческая эволюция международной экономической интеграции, определяемая тенденциями и направлениями трансформации глобализации мировой экономики и трендов устойчивого развития в повестке ответственного инвестирования, ESG-факторов управления и т.п., вышла на новую стадию своего «жизненного цикла» и сменила целевые ориентиры стран и регионов – участников интеграции на объединение с целью защиты от негативных последствий глобализации (в пользу отдельных стран, усиление различий в результатах глобализации для экономически развитых и экономически развивающихся стран и др.) для своей экономической безопасности.

Региональная экономическая интеграция в условиях глобализации и устойчивого развития мировой экономики

Говорить о первичности или вторичности заявленных процессов, свойственных современной экономической системе сложно, но необходимо определить концептуальные предпосылки современного восприятия как самой интеграции, так и сопутствующих и влияющих на нее процессов глобализации и устойчивого развития в мировой, национальной и региональной экономиках.

На рис.1 представлен базовый алгоритм взаимодействия и влияния между заявленными элементами формирования внешней среды, определяющей потенциал и ограничения, в которой региональная экономика может получать положительные экономические эффекты без ущерба для свое экономической безопасности.

Традиционно под региональной экономикой понимается сложная и открытая система, элементы которой обладают свойствами создания добавленной стоимости и обеспечения местного и внешних рынков востребованным ассортиментов товаров, работ, услугу с учетом структуры и состава собственных производительных сил и кадрового обеспечения с учетом трудовой миграции территории.

В таблице 1 приведены основные подходы к определению региона в экономической теории и практике управления экономическими процессами. Для сравнения тех или научных позиций и подходов к определению данного термина представим трактовку «региона» в действующем нормативном правовом поле страны, речь про Указ Президента РФ от 16.01.2017г. №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» [2], в котором регион определен как часть территории РФ в границах территории субъекта РФ.

Таблица 1 – Систематизация основных определений термина «регион» в контексте региональной экономической интеграции

Определение региона
Применимость для экономической интеграции
Регион - это часть страны, отличающаяся от других частей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономических, географических и других особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения [37]
Территориально-географическая трактовка позволяет обеспечить максимальную экономическую целесообразность межрегиональной и других видов экономической интеграции на взаимовыгодных условиях
Регион представляет собой территориальное образование, которое имеет чётко очерченные административные граница, в пределах которых осуществляется воспроизводство социальных и экономических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, обусловленных местом региона в системе общественного разделения труда [12]
Преимущество административно-территориального подхода к определению региона как одной из сторон интеграции является полнота нормативного правового регулирования процессов интеграции и формальность всех других процедур в существующих территориальных и правовых границах, по полномочиям участников- представителей региона
Регион – это территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса [15]
Экономический подход позволяет максимально точно определить вклад каждого региона-участника интеграции и получаемые эффекты от такого взаимодействия и сотрудничества в любых формах и видах интеграции
Регион как часть народнохозяйственного комплекса страны, который отличается по географическим условиям и природно-ресурсной специализации. Он является относительно замкнутым в производственно-техническом и в экономическом отношениях [19]
Регион является социально-территориальной общностью, которая отражает целостную общественную систему, выступает как самостоятельная административная, хозяйственно-экономическая, социально-культурная единица и развивается в специфических жилищных, культурно [33]
Социальный подход позволяет учитывать социальные предпосылки и последствия экономической интеграции для населения территорий, задействованных в интеграционных процессах (продовольственная безопасность, уровень жизни и т.п.)
Регион – социально-экономическая целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчёта на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территории [5]
Социально-экономический (комплексный) подход обеспечивать максимальную сбалансированность интересов всех сторон интеграции
Регион представляет собой территорию, отличающуюся от других территорий рядом признаков и обладающую определенной целостностью и взаимосвязанностью ее элементов [11]
Системный подход реализует возможность максимально полноценно проводить планирование и оценку содержания и последствий экономической интеграции регионов с учетом их системных характеристик
Регион – это целостная система со своими структурой, функциями, связами с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения [6]
Источник: составлено автором по материалам статей [16], [31]

Для отечественной научной мысли наиболее типичным и формализованным является рассмотрение региона как административно-территориальной части страны, то есть как субъекта РФ. В данном исследовании будем придерживаться последней трактовки (см. рис.1).

Рисунок 1 – Составляющие внешней среды формирования региональной экономики: глобализация, интеграция и устойчивое развитие

Источник: составлено автором

Под интеграцией (от латинского «integer» – целый, восстановленный) следует понимать «состояние объединяющихся экономик территорий. Традиционное определение интеграции связано с объединением в целое каких-либо частей» [32, C.276]. В экономике интеграция понимается как процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни.

Следующим уровнем влияния можно считать содержание парадигмы устойчивой экономики и результаты внедрения ее основ в реальные экономические процессы и нормативное правовое регулирование таковых.

Экологический фактор, стоящий на повестке в вопросе включения его в систему менеджмента, в стандарты, обеспечивающие внедрение экологически безопасных технологий, сырья, производственных линий, все это уже активно внедряется не только в зарубежных, но и в российских условиях, но пока в большей степени на уровне федеральных органов исполнительной власти и крупнейших компаний страны (Русал и т.п.). И только в интеграции и ее процессах, результатах, возможностях, которые получают участники, можно говорить об инициативе, ожидаемой выгоде, в том числе, в стратегической перспективе развития отношений и сотрудничества на взаимовыгодных условиях.

На рис.1 под номером 1 представлена взаимосвязь между экономической интеграцией и глобализацией. В этом случае интеграцию можно рассматривать как реакцию отдельных экономических систем на процессы глобализации и необходимость за счет подобной формы экономического сотрудничества на долгосрочной и взаимовыгодной основе получения гарантий доступа к сырью, новым технологиям, обеспечения рынков сбыта и других положительных экономических эффектов. Позиция автора, что современная интеграция отдельных стран, предприятий, регионов должна рассматриваться как их реакция на процессы и последствия глобализации для локальных экономических систем, имеет схожую точку зрения в работах А.А. Ковалева: «на сегодняшнем этапе международных отношений конкуренция на уровне государств является уже не классическим значимым процессом. Конкуренция в современном периоде развития общества происходит на уровне международных финансовых групп, в лице глобальных монополий» [18].

Под номером 2 представлена взаимосвязь между устойчивым развитием и экономической интеграцией. Также, как и с глобализацией, в данном случае экономической интеграцию можно рассматривать как реакцию на внедряемые технологии и способы устойчивого развития, так как именно в интеграции возможно объединение средств, ресурсов, усилий, накопленного опыта и научного потенциала для создания прорывных технологий.

Под номером 3 представлена взаимосвязь между глобализацией и устойчивым развитием. В данном примере глобализация опять занимает исходные позиции в цепочке причинно-следственных связей, так как именно глобализация дала толчок для колоссального развития массового производства, разделения труда, всех тех процессов, из-за которых экологический фактор остается в большинстве видов экономической деятельности фактором, сдерживающим экономический рост и рентабельность, а ущерб, который был нанесен окружающей среде в период индустриального и постиндустриального развития, продолжает накапливаться и приводить к дефициту ресурсов в локальных экономических системах и усилению конкуренции за доступ к этим ресурсам, что также противостоит вопросам национальной, региональной экономической безопасности.

На рис.2 представлена данная последовательность в формировании и влиянии глобализации и устойчивого развития между собой и на интеграцию экономических систем как реакцию на подобное влияние.

Рисунок 2 – Последовательность влияния внешних факторов экономического развития на экономическую интеграцию

Источник: составлено автором

Формирование концепции международной экономической интеграции, ее принципов и видов

Сама история зарождения и эволюции интеграционных процессов в их современном понимании с учетом тенденций глобализации и устойчивого развития определяется серединой XX века, когда в фундаментальных и эмпирических трудах, а также материалах профильных международных организаций стали появляться результаты исследования о порядке и последствиях снятия барьеров для внешнеэкономических связей внутри объединения (примеры работ Б. Балассы [39], Я. Тинбергена [57], Я. Винера [58], Р. Манделла [48], [49] и др.). Концептуальные идеи по вопросам западноевропейской интеграции высказали видные политики, стоявшие у ее истоков: М. Шуман, Ж. Моннэ, К. Аденауэр, В. Халльштайн и др. Британские ученые (Дж. Мид [46], П. Стритен [56]) уже в 1950-е гг. приоб­рели международный авторитет как теоретики международной экономической интеграции [16, C.29]. А. Маршалл [45], Г. Мюрдаль [50], [51], [52], П. Стритен [56] и их последователи трактовали интеграционные процессы как катализатор структурных сдвигов в экономике [4, C.39]. Региональные аспекты экономической интеграции поставлены в центр исследований ученых неоинституциональной экономической школы (пример работы Р. Кеохейна [44]), а также таких направлений экономической мысли, как новый и открытый регионализм (К. Бергстен [40], Б. Хэттни [42] и др.).

Зарубежные исследователи проблем региональной экономики традиционно уделяют особое внимание оценке уровня экономической интеграции территорий. Базисом их научных исследований выступает теория конвергенции, разработкой которой в отношении социально-экономических систем различных уровней занимались такие известные зарубежные ученые, как Дж. Гэлбрейт [14], Р. Арон [38], Ф. Перру [54] и др.

Под конвергенцией понимается «устойчивый во времени процесс сближения экономической структуры регионов, результатом которого является сокращение межрегиональных различий в экономических и социальных показателях» [4, C.39].

Из эволюции развития научной мысли в направлении формирования концепции международной экономической интеграции можно выделить следующие этапы в историческом развитии интеграции и ее восприятии участниками научного и эмпирического сообществ:

- в условиях традиционного противостояния классиков (неоклассиков) и кейнсианства (неокейнсианства) позиция либерализма шла в своей интерпретации интеграции от абсолютно рыночных, стихийных событий, в которых доминируют рыночные механизмы принятия решений на основе максимальной выгоды и получаемых преимуществ отдельных сторон сделки независимо от политики государств, национального и международного законодательства, и к восприятию интеграции как управляемого процесса (от простого к сложному) и состояния, достигнутого участниками в результате реализуемых экономических и политический процессов в их взаимодействии;

- достойное место, оправданное траекторией развития мировой экономики и возрастающей роли транснациональных компаний (ТНК) на уровне отдельных национальных экономик, занимает позиция корпорационализма;

- именно представители неокейнсианства заявляли о противостоянии двух направлений интеграции – с утратой суверенитета стран-участник и с максимальным сохранением национальной автономии;

- в рамках структурализма эволюцию интеграции связывали с крушением колониальной системы и получению конкурентных преимуществ в рамках глобализации и интеграции индустриально развитыми странами на фоне усиления экономического неравенства для слаборазвитых стран мира;

- представители дирижизма в противовес либерализму не признавали главенство рыночных механизмов в интеграционных процессах, ставя на первое место осознанный шаг государства по делегированию части своих суверенных полномочий межгосударственным структурам, созданным в процессе интеграции стран, то есть экономическая интеграция – это закономерный этап экономического развития, связанный с повышением эффективности использования ресурсов в хозяйственной деятельности.

Особенности моделей интеграционного взаимодействия XXI века представлены в исследованиях В. Молле [47], Т. Падоа-Скьоппа [53], А. Сапира [55] и др. (Европейский союз); Х. Блиде [41], Г. Хуфбауэра и Дж. Шотта [43], специалистов Института международных отношений Университета Вест-Индия и др. В современной отечественной науке можно представить работы Е.Ю. Винокурова и А.М. Либмана [9], Ю.В. Шишкова [35], [36], C. Кулик и др. [21]. Исследование проблем региональной экономической интеграции, вопросы развития нового формата мегарегиональных соглашений представлены в исследованиях П.А. Кадочникова и О.В. Пономаревой [17], В.М. Шавшукова и Д.А. Романюк [34], Г. Костюниной и В. Баронова [20] и др.

Вопрос классификации и признаков интеграции, отличающих ее от других схожих процессов и явлений в экономической, политической среде функционирования участников таких отношений, имеет большое значение для развития концептуальных основ экономической интеграции (см. рис.3).

Рисунок 3 – Принципы и типы интеграции экономических систем разного масштаба – от государства до предприятия

Источник: составлено автором на основе статей [7], [8].

В типологии интеграции представлено 6 ключевых классификаций интеграции по видам:

В первой группе классификаций перечислены виды интеграции, относящиеся к институциональному типу – когда затрагивается интеграция государств:

- классификация по охвату территории и институтов является ключевой для темы исследования, и включает в себя 3 вида интеграции

1) макроэкономическая интеграция (или региональная интеграция) – процесс объединения стран, который характеризуется сращиванием национальных рынков труда, капитала, товаров, формированием единого рыночного пространства с единой валютой, правовой системой, созданием наднациональных органов управления;

2) мезоэкономическая интеграция (или межрегиональная) – процесс создания из регионов одного или нескольких государств новой вышестоящей системы, которые бы взаимодействовали между собой в социально-экономических, политических и других сферах;

3) микроэкономическая интеграция (или локальная) – процесс слияния предприятий или отраслей одного региона или государства. Микроэкономическая интеграция осуществляется, например, для сокращения издержек или получения синергетического эффекта.

– классификация по источникам инициации предлагает различать 2 вида интеграции:

1) интеграция «сверху» (авторитарная, традиционная) – сближение территорий на основе властного решения правительственных кругов. В данном случае предпосылки могут быть разные, в том числе связанные с обеспечением национальной безопасности;

2) интеграция «снизу» – создание нового союза, объединения, которое возникло на определенном этапе развития общества.

– деление интеграции на такие виды, как экономическая, политическая, социальная, культурная интеграция;

– такие виды интеграции, как (1) интеграция на принципах ассоциаций и (2) интеграция на принципах агломераций;

- классификация по особенностям проявления в обществе: (1) гетерогенная интеграция и (2) автономная интеграция, данное объединение более стабильно и устойчиво.

Во второй группе классификаций, представляющей частнокорпоративнй тип интеграции на уровне предприятий, различают 2 вида интеграции:

1) горизонтальная – объединение предприятий, действующих в одной отрасли. Основной целью является противостояние конкуренции;

2) вертикальная – объединение предприятий, которые работают в разных отраслях, но связаны между собой последовательными ступенями производства (пример кластеров).

Основные стадии эволюции интеграционных процессов в экономических системах

Переходя к детализации концептуальных основ экономической интеграции, отметим ряд точек зрения российских и зарубежных авторов на это явление в современной экономической системе, его истоки, проблемы и перспективы:

- традиционно сопоставляются процессы глобализации и регионализации и их взаимодействие, что и наполняет содержанием международную экономическую интеграцию;

- для зарубежной практики и в ряде отечественных исследований развитие процессов региональной интеграции основывается на процессах «срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями» [28];

- востребована точка зрения, что глобализация и интеграция – это одни и те же процессы, но осуществляемые в разных направлениях: «если глобализация – это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция – наивысшая ступень ее развития вглубь» [35, C.17];

- есть исследования, посвященные определению стадий (фаз) развития экономической интеграции, последовательность появления которых можно рассматривать как эволюцию интеграционных процессов и эффективность принимаемых управленческих решений в этой области, например: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок (единое экономическое пространство); экономический и валютный союз; полная интеграция [23, C.109].

На рис.4 представлен авторский вариант последовательного развития интеграционных процессов от зоны свободной торговли до полной интеграции, базирующийся на иерархии форм сотрудничества и зависимости качества и результатов одной формы от достигнутого состояния предшествующей, являющейся базовой основой для развития интеграционных процессов с учетом общемировых тенденций и направлений получения преимуществ от таких процессов для всех участников экономической интеграции.

Рисунок 4 – Варианты развития интеграционных процессов в экономике по иерархическому (от низшего к высшему) и многоступенчатому (от базового к вариантам усложнения) пути

Источник: составлено автором по материалам статей [22], [23]

Главное, что интеграционные процессы могут развиваться по свободной траектории в сторону усложнения с определенной закономерностью, так как присутствует логика последовательности развития экономических отношений между регионами, странами по нарастающей или участников интеграции может все устраивать на одной из фаз и быть достаточной, чтобы обеспечить ее функционирование. Вывод о том, что стадии региональной интеграции и их последовательность носят условный характер, поскольку в различных регионах модели интеграции могут не совпадать, имеет важное значение для понимания роли экономической интеграции в возможности региональной экономики обеспечить свое участие в нескольких интеграционных группировках и получать разные эффекты от разных форм и фаз экономической интеграции с разными странами, регионами, аттракторами.

Современные интеграционные процессы в региональной экономике России

Беря за основу интеграции на уровне региональной экономики в ее традиционном для российской практики исследования такой вид, как мезоэкономическая интеграция, отметим следующее:

- под мезоэкономической интеграцией будем понимать налаживание устойчивых экономических связей и взаимозависимостей между отдельными регионами страны (пример субъектов РФ, федеральных округов РФ), учитывающих экономические интересы хозяйствующих субъектов участников интеграции, социально-экономические интересы общества и общеполитические, социальные и экономические интересы исполнительной власти данных территорий;

- принято различать внутрирегиональную интеграцию (между предприятиями одного региона), межрегиональную интеграцию (между регионами одного государства) и межгосударственную интеграцию (например, регион иностранного государства – регион государства);

- экономическое пространство региона (субъекта РФ) формируется за счет пространства работников (физических лиц) и пространства предприятий [30, C.35];

- регионы тесно взаимодействуют между собой, реализуя совместные проекты и программы, предприятия региона укрепляют связи друг с другом, создаются различные ассоциации, союзы, а пришедшие на региональные рынки международные предприятии и организации сотрудничают с местными производителями и потребителями товаров, работ, услуг. Регионы страны устанавливают экономические связи с другими государствами или их отдельными территориальными образованиями [10, C.65];

- укрепление и развитие взаимодействия между субъектами РФ позволяет создавать благоприятные условия для сглаживания различий в уровне экономического развития регионов, сформировать единое экономическое пространство, эффективно взаимодействующее в условиях внешних экономических санкций и растущих угроз для внешнеэкономической деятельности, именно от внутрирегиональной и межрегиональной интеграции зависит устойчивость договорных отношений между хозяйствующим субъектами, исполнительной властью, и в целом национальная и экономическая безопасность территории.

Межрегиональное сотрудничество субъектов РФ, рассматриваемое как взаимодействие между регионами по всем направлениям жизнеобеспечения административно-территориальных единиц государства, предполагает наличие механизмов управления системой внешних связей региона внутри страны [3, C.73].

Основным способом реализации межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации остаются соглашения между регионами об экономическом сотрудничестве. Сторонами соглашения о межрегиональном сотрудничестве могут быть два региона Российской Федерации либо их высшие государственные органы исполнительной власти [24, C.144].

У многих регионов доступны реестры подобных соглашений о сотрудничестве, на примере Мурманской области [27], относящейся к Арктической зоне России и имеющей свои особенности экономического развития, демографической и миграционной политики, в таком реестре представлены как многосторонние, так и двусторонние соглашения, при этом в списке бессрочных соглашений можно видеть регионы всех федеральных округов России и период заключения соглашений варьируется от 1997 года до 2021 года включительно, что позволяет увидеть траекторию развития такого способа межрегиональной интеграции. В практике развития многих регионов России существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, примеры таких можно привести в рамках деятельности «Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение»», образованной еще в 1990 году и имеющей свои органы управления, нормативную базу, отражающей, в том числе принципы и задачи такой ассоциации [26].

Большое значение для экономической безопасности страны в современных условиях введенных ограничений на внешнеэкономическое сотрудничество России и ее регионов с зарубежными партнерами имеет внутреннее развитие и формирование инфраструктурных комплексов (в том числе транспортных) под эгидой объединения интересов нескольких субъектов РФ, что можно считать положительной тенденцией формирования территориальных «полюсов роста» экономики не только отдельного региона, но и всей страны.

С учетом особенностей развития региональной экономики в России, когда высоки исторические особенности промышленного развития, ресурсного обеспечения и транспортных узлов, поменялись статусы многих территорий на приграничные после распада СССР, большую инвестиционную привлекательность имеют совместные межрегиональные проекты по возведению новых предприятий и кластеров, все эти направления межрегиональной интеграции и укрепления своих хозяйственных связей с заинтересованными регионами отражаются в концепциях и стратегиях их социально-экономического развития, так как ожидаемые эффекты от подобной межрегиональной интеграции будут влиять на достижение целей и задач социально-экономического развития субъекта РФ. Это соответствует и концепции «саморазвития регионов», которая была разработана под руководством академика А.И. Татаркина, в основе которой тезис о том, что стабильность России должна основываться на интеграции и кооперации ее территорий. Этот постулат прописан и в Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года», в которой уровень экономической интеграции субъектов РФ представлен как один из показателей состояния экономической безопасности страны (гл.IV, п.27).

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- формирование и развитие концептуальных основ экономической интеграции тесно переплетено с развитием экономических теорий и научных школ, интерпретирующих интеграционные процессы, позволяет проследить эволюцию трактовок экономической интеграции до современного рассмотрения особенностей межрегионального взаимодействия отдельных стран, регионов, территорий с определением ожидаемых экономических, социальных, политических эффектов;

- стадии развития экономической интеграции имеют многоуровневую последовательность с возможностью выбора наиболее подходящего для того или иного формата межрегионального взаимодействия, от базовой фазы интеграции до наиболее сложной и многоаспектной в получаемых результатах;

- обосновано утверждение, что современные формы экономической интеграции можно рассматривать как реакцию ряда стран, регионов на последствия глобализации, угрожающие суверенитету и экономической безопасности этих территорий;

- направления реализации межрегиональной экономической интеграции на примере субъектов РФ имеют разные институционализированные формы, имеющие многолетнюю историю развития с 1990-х годов и весьма современные, отвечающие современным потребностям межрегионального сотрудничества, обеспечения регионов востребованными инфраструктурными объектами и инвестиционными ресурсами.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 25.07.2022г.).
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017г. №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/ (дата обращения: 25.07.2022г.).
3. Баженов Ю.Н., Подшувейт О.В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Международные отношения. – 2012. – № 1. – c. 70–80.
4. Беляевская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Подходы к оценке уровня экономической интеграции регионов в системе национальной экономической безопасности // Экономические науки. – 2017. – № 151. – c. 39–42.
5. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калининград, 1998. – 316 c.
6. Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. / Регионы и регионализм в странах Запада и России: сб. научных трудов. Ин-т всеобщей истории РАН; Отв. ред. Р.Ф. Иванов. - М.:, 2001. – 7-15 c.
7. Бутова Т.В., Тамразян Д.А., Ядоян В.О. Основные признаки и виды интеграций территорий // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 9. – c. 13-17.
8. Буторина О. Понятие региональной интеграции: новые подходы // Космополис. – 2005. – № 3(13). – c. 136-145.
9. Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Евразийская континентальная интеграция. - СПб.: ЕАБР, 2012.
10. Герасимова В.В. Интеграционные процессы в регионах Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2009. – № 2(19). – c. 63-71.
11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. / Учебник для вузов; Гос. ун-т Высшая школа экономики. 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 492 c.
12. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 173 c.
13. Гущян А.Ф. Основные концепции международной экономической интеграции // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2009. – № 6(55). – c. 370-372.
14. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1979. – 406 c.
15. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1977. – 127 c.
16. Доронина Ф.Х. Современные подходы к определению понятия регион // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 1(16). – c. 72-77.
17. Кадочников П.А., Пономарева О.В. Формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства: перспективы и последствия // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – № 10. – c. 3–10.
18. Ковалев А. А. Евразийская интеграция как пример современного интеграционного процесса в условиях нестабильности // Управленческое консультирование. – 2017. – № 6. – c. 40-46.
19. Кожурин В.Д. Совершенствование регионального управления. - М.: Знание, 1990. – 61 c.
20. Костюнина Г., Баронов В. Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект // Международная жизнь. – 2016. – № 2. – c. 90–112.
21. Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И. Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ. - М.: Экон-Информ, 2010. – 120 c.
22. Курбанов Р.А. Современные формы региональной интеграции сквозь призму Евразийского права // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 5. – c. 449-457.
23. Курбанов Р.А. Экономическая интеграция: понятие, теории и виды // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 2. – c. 107-111.
24. Ларионова Н.А. Соглашения о сотрудничестве между субъектами РФ как механизм государственного регулирования межрегиональных связей // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 7. – c. 142-152.
25. Мальцева В.А., Чупина Д.А. Региональные и мегарегиональные торговые соглашения: торговля сельскохозяйственной продукцией в Транстихоокеанском партнерстве // Вестник международных организаций. – 2017. – № 1. – c. 43-65.
26. Материалы официального сайта Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sibacc.ru/mass/ (дата обращения: 06.09.2022г.).
27. Материалы официального сайта Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/foreign_activity/sub02/sub01/reestr/ (дата обращения: 06.09.2022г.).
28. Мисько О.Н. Международная экономическая интеграция. / Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2015. – 174 c.
29. Обуховский В.В. Теории международной экономической интеграции // Экономика XXI века. – 2007. – № 1. – c. 27-46.
30. Полякова А.Г., Герасимова В.В. Интеграционные процессы в экономическом пространстве регионов // Известия УрГЭУ. – 2011. – № 1(33). – c. 34-39.
31. Савельев А.В. Обзор подходов к определению понятия «регион» // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2013. – № 6(84). – c. 146-148.
32. Лехина И.В., Петрова Ф.Н. Словарь иностранных слов. / 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГИС, 1954. – 856 c.
33. Черкашин Г.В. Региональные проблемы социальной политики. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 156 c.
34. Шавшуков В.М., Романюк Д.А. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: спасение Европы или вторая Атлантида? // Экономические науки. – 2015. – № 1(122). – c. 107–124.
35. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М., НП «III тысячелетие», 2001. – 478 p.
36. Шишков Ю.В. СНГ: полтора десятилетия тщетных усилий // Вопросы экономики. – 2007. – № 4. – c. 113–126.
37. Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р. Региональная экономика. / учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2018. – 230 c.
38. Aron R. Problems of European Integration. Lyods Dank Rewiew. 1953. April. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciepub.com/reference/105341 (дата обращения: 06.09.2022г.).
39. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc. 1961. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/theoryofeconomic0000bala (дата обращения: 06.09.2022г.).
40. Bergsten C. F. A Renaissance for U. S. trade policy? // Foreign Affairs. N. Y. – 2002. – № 6. – p. 86-98.
41. Blyde J.S., Fernandez-Arias E., Giordano P. Deepening Integration in MERCOSUR: Dealing with Disparities. Washington: Inter-American Development Bank. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.iadb.org/publications/english/document/Deepening-integration-in-MERCOSUR-Dealing-with-Disparities.pdf (дата обращения: 06.09.2022г.).
42. Hettne B., Söderbaum F. Theorising the rise of regionness // New Political Economy. – 2000. – № 3. – p. 457-472.
43. Hufbauer G., Schott J. NAFTA Revisited: Achievements and Challenges. Washington, DC: Institute for International Economics. 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/227441504_NAFTA_Revisited_Achievements_and_Challenges (дата обращения: 06.09.2022г.).
44. Keohane R. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton University Press. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/243721473_After_Hegemony_Cooperation_and_Discord_in_World_Political_Economy (дата обращения: 06.09.2022г.).
45. Marshall A. The pure theory of foreign trade and the pure theory of domestic values. - Clifton [N.J.] A.M. Kelley, 1974.
46. Meade J.E. The Theory of International Economic Policy – The Balance of Payments London Volume 1. Oxford University Press 1960. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/theoryofinternat0001mead (дата обращения: 06.09.2022г.).
47. Molle W. The Economics of European Integration: Theory, Practice, Theory. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd.2006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/333209503_The_economics_of_European_integration_Theory_practice_policy (дата обращения: 06.09.2022г.).
48. Mundell R.A. International Economics. - New York: Mac Millan, 1968. – 178 p.
49. Mundell R.A. Theory of Optimum Currency Areas // American Economic Review. – 1961. – p. 657–665.
50. Myrdal G. An International Economy: Problems and Prospects. - Routledge & Kegan Paul, 1978. – 381 p.
51. Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped regions. - London: Duckworth, 1957. – 167 p.
52. Myrdal G. The Political Element in the Development of Economic Theory. - Cambridge, 1954.
53. Padoa-Schioppa T. The Euro and Its Central Bank: Getting United after the Union. Cambridge, Massachusetts. - London, England: The MIT Press, 2004.
54. Perroux F. L’Europe sans rivages. Grenoble. - Presses universities de Grenoble, 1954. – 859 p.
55. Sapir A., Aghion P., Bertola G., Hellwig M., Pisani-Ferry J., Rosati D., Vinals J., Wallace H. An Agenda for a Growing Europe. / The Sapir Report. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2004.
56. Streeten P. Integration, interdependence and globalization // Finance A. development. Wash. – 2001. – № 2. – p. 34-37.
57. Tinbergen I. International Economic Integration. - Amsterdam; Brussels, 1954.
58. Viner J. The Customs Union Issue. - New York: The Carnegie Endowment for International Peace, 1950.

Страница обновлена: 13.11.2024 в 12:04:06