Развитие азиатской экономической интеграции в условиях геополитических изменений (на примере Всеобъемлющего регионального экономического партнерства)
Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
В статье представлены содержательные характеристики функционирования Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Проанализированы основные показатели деятельности данного торгового блока. Выявлены ключевые тенденции развития: рост прямых иностранных инвестиций, снижение доли Всеобъемлющего регионального экономического партнерства в мировом ВВП, а также существенная зависимость от Китая, как доминирующего участника Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Особое внимание уделено противоречивым эффектам интеграции: несмотря на либерализацию торговли, геополитическую обстановку, структурные дисбалансы ограничивают потенциал соглашения. Идентифицированы ключевые риски функционирования Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Даны практические рекомендации, направленные на углубление цифровой интеграции и снижение нетарифных барьеров.
Статья представляет научный и практический интерес для экономистов, работников госаппарата и аналитиков в области международных отношений.
Ключевые слова: всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, экономическая интеграция, инвестиции, торговля
JEL-классификация: Q02, Q13, Q17
Введение. С 1 января 2022 года вступило в силу Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), которое было инициировано десятью странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Благодаря данному партнерству было создана зона свободной торговли с самым большим населением, торговым масштабом и потенциалом развития.
Целью создания Регионального всеобъемлющего экономического партнёрства является укрепление экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предполагается, что такое партнерство позволит участникам следующее:
¾ снизить торговые барьеры посредством снижения таможенных пошлин и упрощения процедур торговли;
¾ стабилизировать функционирование цепочек поставок;
¾ унифицировать правила торговли;
¾ стимулировать рост объемов торговли;
¾ усилить влияние на глобальную экономику.
Таким образом, создание Азиатского торгового блока направлено на усиление экономического сотрудничества в регионе, снижения зависимости от западных рынков, а также повышения конкурентоспособности его участников.
RCEP является прогрессивным шагом в развитии многосторонней и свободной торговли, а также в продвижении региональной экономической интеграции. Такое соглашение также вносит весомый вклад в развитие не только региональной, но глобальной торговли.
В настоящее время Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство является крупнейшим в мире соглашением о свободной торговле вне Всемирной торговой организации [1, 2].
Таким образом, данное партнерство считается гораздо более крупным в экономическом и демографическом отношении, чем Европейское экономическое сообщество ЕС, известное как первая региональная экономическая интеграция после Второй мировой войны. Однако в постпандемийный период, в условиях глобальной трансформации торговых цепочек, именно RCEP существенно опережает по охвату населения и вкладу в мировой валовой внутренний продукт.
Всемирный банк подтверждает, что данное торговое соглашение охватывает рынок, насчитывающий 2,31 миллиарда человек, представляющих одну треть населения мира [8, 9]. Экономическая деятельность RCEP может составлять почти 26 трлн долларов США или 30 % мирового ВВП, поток прямых иностранных инвестиций составил 31%. Для сравнения доля ЕС – менее 20% мирового ВВП [13].
Таким образом, такая интеграция является очень мощным фактором глобального экономического сдвига в Азиатско-Тихоокеанский регион, который в настоящее время находится в центре мировой экономической интеграции.
Углубление процессов взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содействие либерализации и упрощению процедур торговли и инвестиций всегда были приоритетами данных стран-участников.
Cоздание такого торгового пространства является важным воплощением экономической интеграции, а эффективная его реализация – одним из основных путей реализации экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Тематика научных исследований по RCEP не ограничивается только экономикой и коммерцией. Имеются также и исследования в области экологии, образования, окружающей среды, услуг и устойчивого развития [15].
Поскольку участники данного партнерства являются крупнейшим в мире торговым блоком, способность рынков капитала стран совместно противостоять рискам имеет решающее значение для восстановления мировой экономики после пандемии [14]. Эмпирически доказано положительное влияние соглашения RCEP на все государства-члены [3].
К. Тянь, Ю. Чжан, Ю. Ли считают, что именно RCEP обладает наиболее многообещающим потенциалом для восстановления мировой экономики [10].
По мнению М. Зрейка, данное соглашение трансформирует мировую экономику [15]. Именно либерализация и упрощение процедур торговли являются основными принципами работы RCEP [7].
Некоторые ученые пришли к выводу, что подписание данного соглашения оказало значительное влияние на развитие судоходной отрасли. В частности, отмечается, что это будет способствовать увеличению контейнерных перевозок между китайскими прибрежными портами и Японией, Южной Кореей, АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией, а также снижению экспортных издержек [5].
Х. Ван отмечает, что снижение тарифов в рамках RCEP приводит к укреплению позиций в глобальных цепочках добавленной стоимости в краткосрочной и долгосрочной перспективе [12].
Страны получили значительные преимущества от участия в торговом партнерстве с момента его создания, однако именно Китай получил максимальный эффект от торговой интеграции по сравнению с другими.
Данная страна практически в одиночку стимулировала экономический рост всего RCEP, а его активная интеграция может стимулировать общее развитие всей региональной экономики.
Для обеспечения реализации экономических ожиданий такой интеграции необходимо обратить внимание на стабильность цепочек поставок и региональную безопасность. Существует мнение, что стабильность цепочки поставок относится к «способности цепочки поставок достигать ключевых целевых показателей на постоянной основе» [4].
Между тем стабильность цепочек поставок в значительной степени зависит от эффективности и результативности управления ими [11].
Безусловно, что региональная безопасность и геополитические вопросы также могут повлиять на достижение целей RCEP. Более того, региональная безопасность неразрывно связана со стабильностью цепочек поставок.
Роммель К. Банлаой отмечает, что одним из важнейших вопросов является продолжающееся соперничество между Китаем и США. Текущее состояние и будущее развитие китайско-американских отношений будут определять безопасность не только региона RCEP, но и международного сообщества. Следует отметить, что в настоящее время США обеспокоены растущим экономическим влиянием Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как ответная мера, в мае 2022 года США запустили свой собственный бренд региональной экономической интеграции в рамках Индо-Тихоокеанской экономической структуры (IPEF), которая включает Австралию, Бруней, Индию, Индонезию, Японию, Республику Корею, Малайзию, Новую Зеландию, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. На долю IPEF приходится 40 % мирового ВВП [11].
Таким образом, экономические интересы стран-участников пересекаются. Если конкуренция двух стран перерастет в военный конфликт, то это нарушит работу и RCEP, и IPEF. Поэтому с точки зрения дальнейших перспектив развития данных интеграций, крайне важно, чтобы Китай и США устанавливали между собой мирное взаимодействие.
Кроме того, в рамках региональной безопасности и стабильности цепочек поставок поддержание мира в Тайваньском проливе, Корейском полуострове имеет важное значение для RCEP.
Поэтому динамика и перспективы развития экономических отношений в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, а также его вклад и влияние на мировые процессы глобализации представляют собой актуальный научный и практический интерес.
Цель данной статьи - изучить динамику ключевых макроэкономических индикаторов (ВВП, торговля, инвестиции) деятельности Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, определить риски и перспективы дальнейшего развития интеграции в условиях геополитической нестабильности.
Научная новизна заключается в идентификации эмпирических эффектов RCEP (приток инвестиций и торговая динамика), выявлении зависимости между созданием RCEP и восстановлением инвестиционной привлекательности Китая; определением неравномерного распределения выгод от интеграции. Предложены практические рекомендации по углублению интеграции.
Материалы и методы. Исследование основано на использовании статистические данные Всемирного банка, Официальных отчетов RCEP и национальных правительств. Период исследования: 2019–2023 гг. В качестве ограничения следует отметить отсутствие полных данных по странам-участникам за 2024 г. Использована группировка, метод сравнения и контент-анализ.
Результаты. В основе взаимодействия в рамках RCEP лежат с одной стороны, торговые возможности стран-участников, а с другой – потребности экономик. Результаты систематизации интересов в рамках данной интеграции представлены рисунком 1.
Непродолжительный период работы Всеобъемлющего регионального экономического партнерства на данном этапе позволяет определить только промежуточные результаты работы.
В 2023 г. относительно 2019 г. текущий ВВП вырос на 13,8% и составил 29,5 трлн долл. США. Несмотря на положительную динамику показателя и его значимость в мировом масштабе, произошло снижение удельного веса с 29,4% до 27,8%. Резкий скачок ВВП в 2021 г. (+14,8% к 2020 г.) связан с постпандемическим восстановлением экономики, а его стагнация обусловлена геополитической обстановкой (санкции, логистические кризисы).
Рисунок 1. Состав и сфера экономических интересов по участникам RCEP
Источник: составлено автором
На рынке прямых иностранных инвестиций наблюдается некоторая волантильность. В частности, снижение данного показателя в 2020–2021 гг. (до -99,5 млрд долл. США) объясняется пандемией и оттоком капитала. Однако именно с началом функционирования RCEP произошел мощный рост притока иностранных инвестиций, как результата активизации цепочек поставок в Азии. В частности, в 2023 г. чистые прямые иностранные инвестиции составили 181,28 млрд долл. США или 20,9%, что на 25,1п.п. больше, чем в 2021 г. (до создания партнёрства) (таблица 1).
В 2023 г. по сравнению с 2019 г. экспорт товаров и услуг вырос на 24,9% и составил 8 млрд долл. США. Максимальное значение данного показателя было достигнуто в 2022 г. (8.36 трлн долл. США).
Таблица 1
Основные результаты функционирования RCEP
Показатель
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
ВВП текущий, трлн долл. США
|
25,92
|
26,03
|
29,88
|
29,42
|
29,49
|
Удельный вес текущего ВВП в мире, %
|
29,40
|
30,35
|
30,54
|
28,91
|
27,77
|
Чистые прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. США
|
78,82
|
-50,45
|
-99,75
|
94,79
|
171,83
|
Доля чистых прямых иностранных инвестиций в мире, %
|
4,06
|
-4,21
|
-4,18
|
5,19
|
20,94
|
Экспорт товаров и услуг, трлн долл. США*
|
6,42
|
6,17
|
7,72
|
8,36
|
8,02
|
Доля экспорта товаров и услуг в мире, %
|
25,75
|
27,39
|
27,29
|
26,37
|
25,78
|
Доля экспорта товаров и услуг в ВВП, %
|
51,79
|
50,39
|
56,16
|
59,52
|
55,67
|
Импорт товаров и услуг, трлн долл. США**
|
6,07
|
5,56
|
7,00
|
7,66
|
7,41
|
Доля импорта товаров и услуг в мире, %
|
24,96
|
25,41
|
25,77
|
24,88
|
24,50
|
Импорт товаров и услуг (% ВВП)
|
48,11
|
46,29
|
52,13
|
54,98
|
51,17
|
*, ** данные по Лаос, Мьянма отсутствуют при оценке показателей объема экспорта и импорта RCEP
Это связано с высоким спросом на электронику и товары после COVID-19. В 2023 г. удельный вес RCEP в мировом экспорте товаров и услуг составил 25,8%. Аналогичная динамика наблюдается по импорту товаров и услуг. В частности, наблюдается некоторое снижение данного показателя. Доля торговли в ВВП у данных стран-участников высокая. Это свидетельствует об использовании экспортно-ориентированной модели экономики RCEP.
Нельзя не отметить, что в данном партнёрстве роль Китая доминирует. Деятельность Азиатского торгового блока, а также его результаты зависят от данной страны.
В 2023 г. удельный вес Китая в ВВП RCEP составил 60,3%, а абсолютный размер достиг 17,8 трлн долл. США. Между тем, в динамике отмечается некоторое снижение размеров валового внутреннего продукта (рисунок 2).
Рисунок 2. ВВП Китая
Источник: составлено автором и с использованием [13]
Следовательно, замедление роста данного показателя будет оказывать существенно влияние на результаты деятельности Всеобъемлющего регионального экономического партнерства.
Удельный вес экспорта данной страны за исследуемый период составил в среднем 44%. Поэтому Китай также является ключевым экспортером блока.
В 2023 г. объем внешнего товарооборота данной страны составил 3,5 трлн долл. США.
Между тем в 2023 г. относительно 2021 г. наблюдается некоторое снижение экспорта (-1,1%). Это связано с негативным влиянием внешних (спад мирового спроса на товары и услуги, геополитические ограничения, перенос некоторых производств в Индию, Вьетнам и Мексику) и внутренних факторов (логистические сбои, ослабление юаня, кризис в строительном секторе) на экономику Китая (рисунок 3).
Кроме того, следует отметить и изменения в товарной структуре экспорта. В 2023 г. по отношению к 2021 г. произошло сокращение доли медицинских товаров (-34%), электроники (-12%) и текстиля (-8%).
Рисунок 3. Экспорт Китая
Источник: составлено автором и с использованием [13]
Создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства способствовало восстановлению инвестиционной привлекательности Китая (рисунок 4).
Рисунок 4. Приток чистых прямых иностранных инвестиций Китая
Источник: составлено автором и с использованием [13]
Это обусловлено улучшением инвестиционного климата: снижением тарифных барьеров (отмена 90% пошлин для участников RCEP) и гармонизацией таможенных процедур. Имеются и статистические корреляции, подтверждающие, что пик оттока инвестиций совпал с предварительным этапом RCEP (2021 г.), а его рост начался сразу после вступления соглашения в силу (2022 г.). Основной приток направлен в сектора, получившие максимальные преференции от участия в RCEP: автомобильная промышленность (+1,2 раза инвестиций) и электронная коммерция (+85%). Положительное влияние оказали и региональные эффекты в рамках данного торгового блока. В частности, произошло усиление взаимодействия внутри производственных цепочек Китай-АСЕАН и рост трансграничных инвестиций внутри RCEP.
Однако геополитические риски, обусловленные ограничениями США на высокотехнологичные инвестиции, сохраняются.
Выводы. На современном этапе развития RCEP сохраняет роль глобального экономического центра, однако происходит снижение доли в мировом ВВП. Это обусловлено существующей конкуренцией с США и ЕС.
Результаты исследования показывают, что данная интеграция станет важным драйвером роста региональной торговли.
В 2023 г. RCEP показал противоречивые результаты: рекордные размеры инвестиций при одновременном сокращении объемов товарооборота. Следовательно, намечается переход от процессов глобализации к регионализации экономик. Это обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого роста посредством наращивания внутреннего спроса и повышения уровня технологической кооперации.
Торговля является основой RCEP, но на фоне протекционизма и санкций рост ограничивается. В качестве угроз отметим торговые войны (ограничения ЕС/США на импорт из Азии) и долговые кризисы в развивающихся странах-участниках (Лаос, Мьянма).
Китай является ключевым экспортером блока и главным реципиентом инвестиций. Поэтому изменения ключевых показателей данной страны, а также его геополитические риски будут оказывать существенное влияние на работу Азиатского торгового блока.
Такое экономическое неравенство между учатниками может вызывать дисбалансы.
В качестве рисков следует также отметить ухудшение экономики менее развитых стран (например, Камбоджа), неравномерное развитие цифровой и институциональной инфраструктуры, замедление глобального роста, формирование тенденции деглобализации, рост разногласий между участниками торгового блока и давление со стороны западных торговых блоков (USMCA, CPTPP).
Для дальнейшего развития отношений в рамках RCEP можно рекомендовать следующее:
1. Углубление процессов экономической интеграции (упрощение нетарифных барьеров - стандартов, санитарных норм, создание единой цифровой платформы для таможенных процедур).
2. Укрепление инвестиционного сотрудничества (совершенствование механизмов защиты инвесторов, создание фондов для поддержки проектов в менее развитых странах-участницах).
3. Расширение сотрудничества в сфере услуг и цифровой экономики (гармонизация правил электронной коммерции и защиты данных, развитие трансграничных платежных систем.
4. Привлечение новых участников для расширения сферы деятельности торгового блока, в том числе сотрудничество с другими интеграциями (АСЕАН, CPTPP, ЕАЭС).
Таким образом, RCEP обладает значительным потенциалом, но требует значительных усилий по развитию. В долгосрочной перспективе роль Всеобъемлющего регионального экономического партнерства будет возрастать по мере углубления интеграции.
Источники:
2. Томилов М.В. Современные тренды в международной торгово-экономической интеграции стран азиатско-тихоокеанского региона // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 3(100). – c. 33-41. – doi: 10.22394/1818-4049-2022-100-3-33-41.
3. Nasr Ahmed Y., Delin H., Giovanni Reeberg B., Shaker V. Is the RCEP a cornerstone or just collaboration? regional general equilibrium model based on GAMS // Journal of Korea Trade. – 2020. – № 1. – p. 171-207. – doi: 10.35611/jkt.2020.24.1.171.
4. Banlaoi Rommel C. RCEP And Regional Economic integration: supply chain stability and regional security. Eurasiareview.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurasiareview.com/22052023-rcep-and-regional-economic-integration-supply-chain-stability-and-regional-security-analysis/ (дата обращения: 02.05.2025).
5. Li J., Zhao H., Xu B. Optimization of container shipping network reconfiguration under RCEP // Journal of Marine Science and Engineering. – 2022. – № 7. – p. 873. – doi: 10.3390/jmse10070873.
6. Regional Comprehensive Economic Partnership. Rcepsec.org. [Электронный ресурс]. URL: https://rcepsec.org (дата обращения: 25.04.2025).
7. Shi Y. China’s shipping market supervision system under the RCEP: Influence, challenges and countermeasures. Frontiersin.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/marine-science/articles/10.3389/fmars.2023.1155452/full (дата обращения: 02.05.2025).
8. Siddharth C. Seeking Supply Chain Stability in an Era of Volatility. Ascm.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ascm.org/making-an-impact/research/supply-chain-stability-index/sept-2022-p01/#:~:text=ii%20Stability%20is%20defined%20as,and%20downs%20of%20market%20volatility (дата обращения: 02.05.2025)
9. Siddharth C. High-level Forum for RCEP Economic and Trade Cooperation. V.qq.com. [Электронный ресурс]. URL: https://v.qq.com/x/page/t33495b0q4b.html (дата обращения: 03.05.2025).
10. Tian K., Zhang Yu., Li Yu., Ming X., Jiang Sh., Duan H., Yang C., Wang Sh. Regional trade agreement burdens global carbon emissions mitigation // Nature Communications. – 2022. – № 1. – p. 1-12. – doi: 10.1038/s41467-022-28004-5.
11. Tips for Maintaining Supply Chain Stability. Polysource.net. [Электронный ресурс]. URL: https://polysource.net/tips-for-maintaining-supply-chain-stability/ (дата обращения: 02.05.2025).
12. Wang X. Online personal data protection and data flows under the RCEP: A nostalgic new start? // Journal of World Trade. – 2022. – p. 657-692. – doi: 10.54648/trad2022027.
13. World Development Indicator. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/indicator/(датаобращения: (дата обращения: 02.05.2025).
14. Zhang W., Cao S., Zhang X., Qu X. Covid-19 and Stock Market Performance: Evidence from the Rcep Markets // Social Science Research Network. – 2022. – doi: 10.2139/ssrn.4108988.
15. Zreik M. The regional comprehensive economic partnership (RCEP) for the Asia-Pacific region and world // Journal of Economic and Administrative Sciences. – 2022. – doi: 10.1108/JEAS-02-2022-0035.
Страница обновлена: 07.06.2025 в 10:10:51