Современные подходы к регулированию миграции в России: цифровизация, интеграция и международное сотрудничество
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Цитировать:
Зинич Л.В. Современные подходы к регулированию миграции в России: цифровизация, интеграция и международное сотрудничество // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/ecsoc.14.4.122162.
Введение
Миграционные процессы играют важную роль в демографическом, экономическом и социальном развитии России. С одной стороны, они помогают компенсировать нехватку рабочей силы и способствуют экономическому росту, с другой – несут в себе ряд вызовов и проблем [1].
Миграционная политика России является важной областью научных исследований в таких дисциплинах, как социология, демография, политология, экономика и право. Проблемы миграции и миграционной политики отражены в трудах таких отечественных ученых, как Зайончковская Ж.А. [2], Ноздрина Н.Н [2], Ивахнюк И.В. [3], Рязанцев С.В. [4], Брагин А.Д. [4], Чудиновских О.С. [5], Красинец Е.С. [6], Хазова В.Е. [7].Несмотря на значительное количество научных работ, вносящих вклад в понимание миграционных процессов и разработку рекомендаций по совершенствованию государственной миграционной политики России, современные изменения миграции требуют новых подходов, которые способствуют формированию эффективных стратегий для регулирования миграции, поддержания экономической стабильности и обеспечения социальной интеграции мигрантов.
Целью исследования является разработка современных подходов к регулированию миграции в России.
Научная новизна исследования заключается в учёте современных изменений миграционных процессов и предложении новых подходов к их регулированию и оптимизации.
Основная часть
Миграционные процессы играют важную роль в социально-экономическом развитии любой страны, и Россия не является исключением. В последние десятилетия миграция стала одной из ключевых сфер, требующей активного государственного вмешательства и регулирования. В условиях демографического спада и экономической нестабильности миграционная политика России направлена на решение целого ряда задач, начиная от привлечения трудовых мигрантов и заканчивая вопросами интеграции и социальной адаптации.
Особенности миграционного процесса в России:
Географическая специфика. Россия, будучи крупнейшей страной в мире, граничит с множеством государств, что делает её одной из ключевых транзитных и принимающих стран для мигрантов из стран СНГ и Азии. Основные потоки мигрантов идут из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины и других соседних государств.
Рабочая миграция. Основную часть миграционного потока составляют трудовые мигранты, приезжающие на временные работы. Россия является привлекательным местом для мигрантов, особенно в строительной, сельскохозяйственной и торговой сферах. Это объясняется разницей в уровне жизни и заработных платах, а также наличием сезонных вакансий, которые местные жители не всегда готовы занимать.
Этническое и культурное разнообразие. Большинство мигрантов приезжает из стран с близкими культурными и языковыми особенностями (например, бывшие советские республики), что облегчает их адаптацию. Однако также существует поток мигрантов из стран с иными культурными традициями, что иногда вызывает трения и проблемы интеграции.
Миграция из депрессивных регионов. Внутренняя миграция в России также значительна: из экономически слабых регионов (Дальний Восток, Северный Кавказ, некоторые регионы Сибири) население активно переезжает в крупные города и центральные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.
Политические и экономические факторы. Изменения в политической и экономической ситуации (санкции, кризисы, конфликты) существенно влияют на миграционные потоки. Например, введение визового режима или ужесточение миграционной политики может снизить количество приезжающих мигрантов.
Миграция в России остаётся сложным и многосоставным процессом, который оказывает значительное влияние на демографическую и экономическую ситуацию в стране. С одной стороны, мигранты способствуют экономическому развитию и восполняют дефицит рабочей силы, с другой – вызывают социальные и культурные вызовы, требующие активного вмешательства государства (рисунок 1).
Рисунок 1. Последствия миграции в России
Источник: составлено автором
Миграция в Россию представляет собой многоаспектный феномен, оказывающий значительное влияние на экономическое развитие страны. В последние годы общество и правительство все больше осознают важность иммигрантов как весомого фактора, способствующего устойчивому экономическому росту, заполнению дефицита рабочей силы и улучшению демографической ситуации. Одним из ключевых аспектов, подчеркивающих роль иммиграции в экономике России, является вклад трудовых мигрантов.
49,6% трудовых мигрантов в России – из Узбекистана, 30,5% – граждане Таджикистана. Оставшуюся часть делят между собой выходцы из Беларуси, Украины, Китая, Армении, Кыргызстана, Казахстана и Молдавии.
Больше всего мигрантов за I полугодие 2022 года прибыло в Россию из Таджикистана и составило 82,7 тысячи человек. За последние 3 года (включая допандемийный 2019 год) – это самый высокий показатель. Количество приезжих из остальных стран составило:Украина – 57,9;Армения – 30,9;Казахстан – 30,6;Киргизия – 27,9;Узбекистан – 25,0;Азербайджана – 16,3;Молдавия – 11,1;Белоруссия – 9,0;Другие страны – 3,6.Увеличилось в 2022 году число приезжих из Китая – 3045 человек (2478 в 2021 году) и из Индии – 2575 (2102 человек в 2021 году).
Среди поставленных на миграционный учет по месту пребывания иностранцев в 2022 году на первом месте – граждане Узбекистана (37,9%). Затем идут в порядке убывания граждане Таджикистана (26,4%), Киргизии, Украины, Армении, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Молдавии и Китая [1].
На первом месте по числу иностранцев, которые получили российское гражданство – Украина. Ее граждане получили 260 500 российских паспортов. На втором месте – Таджикистан, гражданам которого выдали 119 600 паспортов РФ. Это в 2 раза больше, чем в 2021 году [8].
Миграция сейчас – единственный способ сохранить численность населения в России. Если прогноз Росстата сбудется и рождаемость начнет расти, коэффициент суммарной рождаемости к 2045 году достигнет лишь 1,7 рождений на одну женщину. Этого недостаточно, чтобы компенсировать убыль населения.
Значительная часть работников родом из-за рубежа сконцентрировано в Москве и Подмосковье. В 2022 году в столице находилось около 40% всех трудовых мигрантов – 1,23 миллиона человек. На втором месте (12,4%) – Санкт-Петербург и область (383,7 тысяч человек) [1].
Еще около миллиона трудовых мигрантов находится в остальных регионах России (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение трудовых мигрантов по регионам России
Область/край
| Численность
| % от общего числа
|
Краснодарский
| 86,2
| 2,8
|
Иркутская
| 75,2
| 2,4
|
Свердловская
| 69,3
| 2,2
|
Приморский
| 57,4
| 1,8
|
Амурская
| 54
| 1,7
|
Самарская
| 51,8
| 1,7
|
Красноярский
| 50,6
| 1,6
|
Наименее популярны у иностранных работников Ненецкий автономный округ, Марий-Эл, Калмыкия, Тыва, Чечня, Еврейская автономная область, Чувашия, Хакасия, Северная Осетия и Чукотка. В этих регионах количество зарегистрированных иностранцев не превышает 3 тысяч человек.
До 2022 года число мигрантов в России росло, но так и не достигло показателей, как в период до коронавирусной инфекции.
Таблица 2 –Численность мигрантов в России
Год
| Количество приезжих, тыс. чел. в год
|
2020
| 3 979
|
2021
| 1 117
|
2022
| 2 598
|
2023
| 3 469
|
Министерство труда прогнозирует, что к 2030 году число иностранных работников вырастет до 3,5 миллиона человек. Ожидается, что доля трудовых мигрантов в российских компаниях вырастет до 4,7%. В то же время рабочая сила должна вырасти до 74,4 миллиона человек.
Для решения проблем, связанных с миграцией, в России активно разрабатываются и внедряются различные меры. Государственная политика направлена на упрощение процедур легализации мигрантов, борьбу с нелегальной миграцией и улучшение условий интеграции. Основные направления:
- ужесточение контроля за миграционными потоками и усиление пограничного контроля;
- введение квот и патентной системы для трудовых мигрантов;
- разработка программ интеграции и социальной адаптации, включая языковое обучение и культурные курсы;
- поддержка внутренней миграции с целью равномерного распределения рабочей силы по регионам.
Миграция остаётся одним из ключевых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие России. В последние годы наблюдаются значительные изменения в структуре и объемах миграционных потоков, что требует разработки новых подходов к регулированию миграционных процессов. Учитывая экономические, демографические и геополитические вызовы, Россия вынуждена адаптировать свою миграционную политику и разрабатывать современные методы управления миграцией [9, 10, 11, 12].
Перед российской миграционной политикой стоят следующие ключевые вызовы [13]:
1. Демографический спад и старение населения. Низкая рождаемость и рост числа пожилых людей создают дефицит рабочей силы, особенно в экономически активных регионах.
2. Изменение структуры миграционных потоков. В последние годы наблюдается увеличение притока мигрантов из стран Средней Азии и уменьшение числа трудовых мигрантов из Европы и стран СНГ. Это связано с изменениями в экономической ситуации и визовой политике России.
3. Нелегальная миграция и проблемы легализации. Несмотря на внедрение патентной системы и ужесточение миграционного контроля, проблема нелегальной миграции остаётся актуальной. Нелегальные мигранты часто работают без документов, что приводит к экономическим и социальным последствиям.
4. Социальная напряжённость и культурные различия. Приток мигрантов в крупные города может вызывать недовольство местного населения и усиливать культурные конфликты.
Для решения вышеперечисленных проблем государство внедряет современные методы и механизмы регулирования миграционных потоков:
1. Цифровизация миграционного контроля. Цифровизация миграционных процессов – это один из ключевых направлений развития миграционной политики. Внедрение новых технологий позволяет значительно упростить процесс регистрации и учёта мигрантов, а также повысить прозрачность миграционных потоков.
- Единая цифровая платформа. Разработка единой цифровой платформы для учёта мигрантов, которая объединит данные из различных источников, таких как пограничная служба, налоговые органы и полиция. Это позволит государству лучше контролировать передвижение и трудоустройство мигрантов, а также минимизировать случаи нелегальной работы.
- Электронные визы и патенты. Введение электронных виз и патентов на работу ускоряет процесс оформления документов для мигрантов, снижает уровень бюрократии и уменьшает риск коррупции.
2. Гибкое квотирование и патентная система. Традиционные квоты на привлечение иностранных рабочих не всегда отвечают текущим потребностям рынка труда. В связи с этим Россия переходит к более гибкой системе квотирования и расширяет использование патентов для трудовых мигрантов.
- Гибкие квоты. Установление квот на трудовую миграцию теперь основывается на реальных потребностях экономики и запросах работодателей, что позволяет точнее регулировать численность иностранных работников в стране.
- Расширение патентной системы. Введение патентов на работу для мигрантов из стран с безвизовым режимом позволяет упростить легализацию трудовых мигрантов и увеличить налоговые поступления в бюджет.
3. Интеграционные программы и культурная адаптация. Успешная интеграция мигрантов в российское общество является важным аспектом миграционной политики. Государство внедряет различные программы, направленные на социальную и культурную адаптацию мигрантов.
- Языковое обучение. Организация курсов русского языка для мигрантов помогает преодолеть языковой барьер и ускорить процесс адаптации.
- Культурные программы. Проведение мероприятий, направленных на ознакомление мигрантов с российской культурой и традициями, позволяет снизить уровень ксенофобии и укрепить межкультурное взаимодействие.
- Поддержка семейной миграции. Введение специальных программ для поддержки мигрантов, приезжающих с семьями, способствует более стабильной интеграции и снижению социальной напряжённости.
4. Международное сотрудничество и региональная координация. Для эффективного управления миграционными потоками Россия активно развивает международное сотрудничество и координирует свои действия с соседними странами.
- Сотрудничество с государствами СНГ. Разработка совместных программ по регулированию миграционных потоков, обмен данными и координация усилий помогают снизить уровень нелегальной миграции и улучшить условия труда для трудовых мигрантов.
- Взаимодействие с международными организациями. Россия активно сотрудничает с такими международными организациями, как Международная организация по миграции (МОМ) и Международная организация труда (МОТ), для разработки эффективных политик и обмена опытом в области регулирования миграции.
5. Поддержка внутренней миграции и перераспределение трудовых ресурсов. Внутренняя миграция также становится важным элементом государственной политики. Для равномерного распределения трудовых ресурсов и снижения миграционного давления на крупные города вводятся программы поддержки внутренней миграции.
- Программы переселения. Государственные программы стимулируют переселение населения из депрессивных регионов в экономически активные, такие как Дальний Восток и Сибирь.
- Развитие региональной инфраструктуры. Увеличение инвестиций в развитие инфраструктуры и создание рабочих мест в регионах способствует снижению оттока населения в мегаполисы.
Заключение
Миграционная политика России находится на этапе активного реформирования и адаптации к современным вызовам. Новые подходы к регулированию миграционных процессов включают цифровизацию, гибкость в квотировании, развитие интеграционных программ и международное сотрудничество. Эти меры направлены на повышение эффективности управления миграцией, снижение уровня нелегальной миграции и улучшение условий интеграции мигрантов в российское общество. Грамотная реализация этих инициатив позволит минимизировать риски и использовать потенциал миграции для устойчивого развития страны [14, 15, 16]. Статья будет интересна представителям государственного и муниципального управления в решении вопросов, связанных с эффективным управлением миграцией, улучшением интеграции мигрантов в российское общество, а также развитием цифровых и международных механизмов миграционного регулирования.
Страница обновлена: 21.11.2024 в 14:46:03