Отечественный и зарубежный опыт интеграции бизнеса и науки: новые возможности и угрозы в эпоху Индустрии 4.0
Погребинская Е.А.1, Сидоренко В.Н.2, Сухова Е.И.2
1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Россия, Москва
2 Московский городской педагогический университет, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125304
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена изучению проблем и перспектив применения отечественного и зарубежного опыта интеграции науки и бизнеса в эпоху Индустрии 4.0
Методология.В рамках научного исследования рассматривается путем сравнительного анализа отечественный и зарубежный опыт формирования кооперации науки и бизнеса, ак-центируется внимание на национальные особенности такой кооперации и ожидаемые эффекты от их реализации. По итогам научного исследования автором сформирован вывод о наиболее перспективных инструментах повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом актуальных вызовов и угроз Индустрии 4.0.
Для изучения практик и механизмов интеграции науки и бизнеса автором применялись общенаучные методы (наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, метод логического рассуждения), при проведении аналитического исследования показателей инновационной активности науки и бизнеса в РФприменялиськонкретно-научные методы (статический анализ, экспертные оценки, графический метод). Обоснованность и достоверность результатов научного исследования обеспечивается корректностью и строгостью построения логики и схемы исследования.
В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были исполь-зованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере ин-новационного развития, цифровой экономики и государственного управления. Исходные цифровые данные для анализа взяты из открытыхстатистических сборников НИУ ВШЭ и Росстата.
Результаты.Как показало научное исследование, основными проблемных факторами сотрудничества науки и бизнеса являются дефицит финансирования у ВУЗов, НИИ и НИЦ для проведения R&D-проектов и их самостоятельного выведения на рынок (43,8 %), бюро-кратизм, ловушки налогообложения и учета совместных НМА (35,5 %), низкая защищен-ность прав на ОИС, неразвитость патентного права (34,5 %). Основными направлениями повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом лучших отечественных и зарубежных практик были определены следующие: 1) развитие практики нормотворчества, направленного на стимулирование интеграции науки и малого и среднего бизнеса; 2) развитие сети региональных и городских фондов финансирования проектов для нужд граждан (инновационный краудфандинг); 3) формирование пилотных международных программ привлечения молодых ученых из мировых научных центров; 4) стимулирование коммерциализации научных исследований отечественных научно-исследовательских учреждений; 5)включение в стратегии развития отраслей программ сотрудничества науки и бизнеса; 6) активизация сотрудничества науки и бизнеса путем вовлечения практиков в образовательный процесс; 7) формирование нового института профессиональных менеджеров для управления университетами поколения Индустрии 4.0; 8) развитие устойчивых сетевых форм сотрудничества научно-исследовательских учреждений с отечественными и зарубежными бизнесами; развитие практики формирования эндаумент-фондов, в т.ч. за счет растущей культуры спонсорства и меценатства.
Выводы / значимость. В рамках научного исследования было установлено, что обес-печение качественного экономического роста и развития России в цифровой экономике не-возможно без обеспечения продуктивного сотрудничества науки и бизнеса. С учетом прохо-ждения мировой экономической системой точки невозврата – наступлением эпохи Индуст-рии 4.0 – вопрос коммерчески взаимовыгодного партнерства науки и бизнеса становится новым приоритетом повестки завтрашнего дня.
Применение. Полученные в процессе научного исследования результаты изучения практики организации интеграции науки и бизнеса в Российской Федерации и за рубежом в эпоху Индустрии 4.0могут быть применены специалистами государственных институтов для совершенствования процессов управления реформами в научно-исследовательской сфере, представителями бизнеса – для формирования бизнес-стратегий с научно-исследовательской сферой и реализацией совместных инновационных проектов
Ключевые слова: Наука, бизнес, интеграция, коммерциализация знаний, инновации, совместные проекты, эндаумент-фонды, научные кадры, патенты, конкурентоспособность, цифровая экономика, государственные регуляторы, гражданские инициативы
JEL-классификация: O31, M21, I23, I25
Теория без практики мертва, практика без теории слепа. А.В. Суворов
Введение
Вопрос сотрудничества науки и бизнеса имеет исторический характер и сопровождает человечество на протяжении всего его существования, а генезис лежит в полярности мнений: с одной стороны, существует мнение, что наука является теоретической субстанцией и ее реальное сотрудничество с бизнесом практически невозможно, с другой стороны, научно-технический прогресс человечества был бы невозможен без достижений науки и тех представителей интеллектуальной элиты, которые в силу своего стремления к познанию нового и обогащения человечества новыми знаниями совершали открытия и изобретения чего-то нового. Переход человечества на новую ступень эволюции, именуемую Индустрией 4.0, более явно и остро поставил вопрос о необходимости глубокого переосмысления «диалога теоретиков и практиков» и придания ему исключительно конструктивного характера с ориентацией на будущую синергию интеллектуального капитала сторон: именно информация и формирующиеся на ней знания – «новая нефть» человечества, и от того, насколько продуктивным будет опыт интеграции бизнеса и науки, зависит будущее и мировое положение России на карте глобальных центров политических и экономических сил [ 4, 28, 29, 34] (Viktorova, Gorulev, 2018; Ovchinnikova, Topoleva, 2021; Ovchinnikova, 2018; Sidorova, 2019).
А принимая во внимание фактор пандемии COVID-19, который сформировал новый «коронавирусный мир», вопрос переформатирования архитектуры социально-экономической системы отношений потребителей, бизнеса и целых государств резко повышает роль науки в поиске и отладке новых моделей организации экономических цепочек производства и реализации продуктов и услуг и развития новых форм организации труда в условиях новой реальности.
Обзор литературы и исследований
Вопросы преодоления «эффекта Сагана» [42] и формирования продуктивного диалога науки и бизнеса активно изучается как отечественными учеными (Н.И. Иванова, Д.А. Кузнецов, Е. Я. Арапова, С.А. Шашнов, Г.П. Кузина, С.А. Степанова, В.А. Ларионова, А.А. Карасик) и представителями бизнеса (В.С. Мягков (аналитик E&Y), С.А. Левкин (HR-менеджер компании ATRIALtd.), И.В. Дроздов (председатель Правления Фонда «Сколково»), так и зарубежными представителями науки (Р. Нельсон, С. Уинтер., Б.Р. Кларк, Р. Браун, Ц. Масон) и бизнеса (Р. Пинто, технический аналитик MicrosoftEurope, А. Шлютер, председатель Союза фондов для развития науки в Германии, П.-Б. Руфини, председатель фонда научной дипломатии).
В современной научной литературе проблема сотрудничества науки и бизнеса не имеет единого определения, что обусловлено ее зависимостью от множества факторов, как микро- (заинтересованность ученых, университетов, научно-исследовательских центров в сотрудничестве с бизнесом), так и макроуровней (политика государства в отношении популяризации науки в обществе, поощрение и организационно-экономическое стимулирование инициатив сотрудничества бизнеса и науки). Основываясь на обзоре отечественной и зарубежной литературы, был сформирован вывод о рассмотрении сотрудничества науки и бизнеса в трех аспектах:
1. Источник финансирования инновационных проектов и интеллектуального капитала – благодаря сотрудничеству бизнеса и науки последние могут рассчитывать на получение финансовой поддержки инновационных проектов и развитие интеллектуального капитала за счет создания более привлекательных условий для привлечения новых кадров.
2. Механизм формирования совместных инновационно активных предприятий – научно-техническая кооперация бизнеса и науки позволяет коммерциализировать перспективные разработки, повысить практико-ориентированность научных трудов и в целом способствует формированию роста конкурентоспособности национальной экономики.
3. Инструмент защиты национальной интеллектуальной элиты от «утечки мозгов», необоснованной растраты результатов интеллектуальной собственности – продуктивное сотрудничество бизнеса и науки позволяет первому получать передовой технологический опыт и повышать эффективность собственной работы, а для вторых становится стоп-фактором к интеллектуальной эмиграции, а также источником дополнительных доходов [23] (Kekkonen, Sigova, 2016).
На следующем этапе проведем компаративный анализ стратегий формирования механизма сотрудничества науки и бизнеса в Российской Федерации и странах-лидерах по критериям инновационного развития и формирования кооперации теории и практики – США, ЕС, Великобритания, Китай (табл. 1).
Таблица 1
Компаративная характеристика стратегий формирования механизма сотрудничества науки и бизнеса в РФ и за рубежом (США, ЕС, Великобритания, Китай)
Критерии сравнения
|
РФ
|
Зарубежная практика (США, ЕС, Великобритания, Китай)
|
1.
Источник мотивации к формированию сотрудничества
|
Доминирование
административного рычага в виде государственных программ инновационного
развития национальной экономики: Экономическое развитие и
|
-
в США ключевым источником формирования сотрудничества являются
корпоративные R&D-программы (FAMGA; General Electric; ExxonMobil);
государственные фонды FFRDC, NFS, In-Q-Tel, DARPA [5];
|
Продолжение таблицы 1
Критерии сравнения
|
РФ
|
Зарубежная практика (США, ЕС, Великобритания, Китай)
|
|
инновационная
экономика (утв.15.04.2014 г. за № 316),
Цифровая экономика (утв. 28.07.2017 г. за № 1632-р), Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (утв. 15.04.2014 г. № 328) [1] |
-
в ЕС мотивация к сотрудничеству науки и бизнеса лежит преимущественно
через Директивы ЕС (например, Директива (ЕС) № 2019/790 об авторском
праве и смежных правах на едином цифровом рынке), рамочные программы
(Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020»;
European cooperation in science and technology (COST)) [ 26, 27] (Motovilova,
2019);
- в Великобритании вопрос сотрудничества бизнеса и науки координирует Лондонское королевское общество и Британский Совет; - в КНР значительную роль в организации сотрудничества науки и бизнеса играют государственные программы инновационного развития, формирования инновационной инфраструктуры и привлечения высококвалифицированных кадров (программы «Искра», «Факел», 1000 талантов; Проект 211) [19, 20] |
2.
Модель реализации сотрудничества и науки
|
Преобладает
формат крупных фундаментальных научных исследований по заказу государственных
корпораций или отраслевых регуляторов с жестким кругом участников и запретом
на тиражирование научных результатов. Узкий отраслевой срез сотрудничества:
нефтегазовый сектор, ВПК, АПК, металлургия
|
-
в США модель сотрудничества определяется индивидуально сторонами,
общее руководство происходит в рамках программы контрактации с субъектами МСП
или условиями эндаумент-фондов университетов;
- в ЕС координация и определение модели партнерства определяется гибридно: фондом-донором средств и отраслевым регулятором; - в Великобритании при заключении партнерства стороны руководствуются Законом о договорах (правах третьих лиц) и отдельными положениями английского контрактного права; - в Китае активно используется ГЧП-модель, при этом государство может выступать как донором средств, так и исключительным правообладателем на результаты партнерских исследований (например, в сфере ВПК, авиакосмической отрасли) |
3.
Источники финансирования
|
Финансирование
определяется моделью сотрудничества и ключевым донором. Наиболее
распространенные формы в РФ:
|
-
в США превалируют средства эндаумент-фондов крупнейших университетов
(средства эндаументов крупнейших десяти вузов США составляют 1% ВВП, или 6,3%
от всех инвестиций в основной капитал страны) и частные [2]
|
Критерии сравнения
|
РФ
|
Зарубежная практика (США, ЕС, Великобритания, Китай)
|
|
-
федеральный проект 5–100, направленный на повышение публикационной активности
университетов в наукометрических базах Scopus, Web of Science;
- гранты Фонда развития промышленности; - предоставление резидентства в технопарках, бизнес-инкубаторах; - средства эндаумент-фондов при университетах и образовательных консорциумах; - средства государственных венчурных компаний (ГК АО «РВК») |
корпоративные
фонды финансирования R&D-программ;
- в Великобритании превалирует модель региональных маркетплейсов – платформ для всестороннего администрирования кооперации науки и бизнеса (например, high-tech маркетплейс TechNation, включающий 3527 бизнесов и 14 университетов, и научно-исследовательских центров; городские инфраструктурные платформы LondonTech и NorthTech по развитию IT-индустрии – 40 000 IT-предпринимателей, 4000 стартап-проектов в области высоких технологий и 7 НИЦ в 12 городах Великобритании) [12, 37 ]); - в ЕС основное финансирование происходит за счет фондов рамочных программ отраслевого развития (фонды формируются за счет отчислений бизнесов в конкретной отрасли), также активную роль играют именные фонды развития кооперации науки и бизнеса (Фонд им. Фридриха Эберта – финансирование исследований в сфере трудовых отношений, миграции, кросс-культурных связей, Фонд им. Генриха Белля – финансирование R&D проектов в области экологии, энергетики и устойчивого социально-экономического развития, Фонд им. Розы Люксембург – финансирование научных исследований в области экономики, инвестиций) [38–40]; - в Китае финансирование носит смешанный характер и зависит от целей и типа программы развития сотрудничества науки и бизнеса [31] (Pogrebinskaya, Zhen Na, 2021) |
4.
Стратегические цели сотрудничества науки и бизнеса
|
-
повышение престижности и привлекательности института науки;
- развитие практико-ориентированного мышления менеджмента в объектах научно-исследовательской инфраструктуры; - коммерциализация знаний и компетенций ученых для интересов бизнеса и экономики; - повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере интеллектуальной собственности |
-
поддержание и сохранение мирового господства в сфере трансферта технологий и
ОИС (США);
- формирование альтернативного центра силы в сфере высоких технологий (ЕС, Великобритания); - формирование нового мирового лидера в сфере высоких технологий и усиление рыночного влияния (Китай) |
Как следует из результатов компаративного анализа стратегий формирования механизма сотрудничества науки и бизнеса в РФ и за рубежом, в первом случае речь идет преимущественно о восстановлении утраченных партнерских связей между наукой и бизнесом после распада СССР и ярко выраженной ориентацией руководства страны на автономность и технологическую независимость от западных стран (политика импортозамещения), особенно с учетом актуальных политико-экономических и военных вызовов и угроз на международной арене.
Во втором случае зарубежная практика достаточно сильно разнится: для США – это инструмент поддержания мирового лидерства и господства на рынке трансферта технологий и торговли лицензиями и патентами, для ЕС и Великобритании – инструмент формирования альтернативного центра силы и снижения зависимости от США, для Китая – реальный шанс построить новый центр мирового сосредоточения новейших технологий, патентов и лицензий, тем самым получив рычаги влияния на мировое торгово-промышленное сотрудничество [8, 43] (Vinslav, 2020; Yakutin, 2019).
Результаты
Изучение результатов опыта интеграции науки и бизнеса в Российской Федерации начинается с анализа динамики количественных показателей участия науки и бизнеса в совместных проектах за 2015–2020 гг. (табл. 2). Как следует из приведенных ниже данных, в РФ отмечается устойчивый рост вовлечения науки в кооперацию с бизнесом, при этом ближе к 2020 г. пропорция меняется в пользу университетов (до 2019 г. превалировали НИИ, НИЦ и иные научно-исследовательские учреждения, отличные от университетов).
Смена локомотива может быть объяснена следующими причинами:
– во-первых, благодаря усилиям по популяризации идеи коммерциализации научных исследований растет число вузов, создающих малые инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы на базе собственных учреждений (по данным за 2018 г., их количество составило 91 ед.) [22];
– во-вторых, вузам стали доступны программы доступа к инфраструктуре поддержки научно-исследовательской деятельности (программа 5–100, обеспечивающая финансирование публикаций в наукометрических базах Scopus / Web of Science);
– в-третьих, вузы стали активно вовлекаться в отдельные проекты и мероприятия федеральных программ (например, «Современная цифровая образовательная среда») [36], что позволило им начать использование такого инструмента, как эндаумент-фонды для финансирования инновационных проектов.
Таблица 2
Количественные показатели интеграции науки и бизнеса в РФ за 2015–2020 гг. (оценка) [14–18] (Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021)
Показатели
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г. (оценка)
|
1.
Удельный вес учреждений и организаций сферы науки и образования,
осуществляющих кооперативные связи с бизнесом, в %.
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
-
университеты, отраслевые НИИ и НИЦ
|
17,9
|
12,4
|
19,5
|
18,4
|
39,3
|
41,2
|
-
иные организации и учреждения, осуществляющие профессиональную
научно-исследовательскую деятельность
|
24,9
|
27,8
|
50,0
|
40,0
|
26,7
|
33,6
|
2.
Количество совместных проектов науки и бизнеса, ед.
|
12812
|
12032
|
13944
|
15120
|
22059
|
19746
|
3.
Объем финансирования совместных проектов организаций сферы науки и
образования и бизнеса, млн руб.
|
88142,2
|
84649,2
|
99729,6
|
88543,4
|
101957
|
102669
|
Окончание таблицы 2
Показатели
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г. (оценка)
|
4.
Объем произведенной наукоемкой продукции в рамках совместных проектов
организаций сферы науки и образования и бизнеса, млн руб.
|
78962
|
94890
|
161642
|
160854
|
225509
|
230148
|
5.
Показатели эффективности кооперативных связей науки и бизнеса:
|
|
|
|
|
|
|
-
уровень доходности совместных проектов науки и бизнеса, %
|
7,9
|
12,6
|
14,3
|
18,8
|
16,1
|
17,5
|
-
уровень коммерциализации (успешности) разработанных продуктов и технологий в
рамках совместных проектов науки и бизнеса, в % от общего объема
инновационной продукции
|
17,4
|
20,2
|
25,7
|
32,2
|
37,5
|
38,6
|
-
экономическая продуктивность совместных проектов науки и бизнеса, к-т (стр.4
/ стр.3)
|
0,90
|
1,12
|
1,62
|
1,82
|
2,21
|
2,24
|
-
уровень патентной активности совместных проектов науки и бизнеса, в % от
общего количества патентов
|
4,2
|
5,1
|
7,9
|
8,3
|
6,9
|
7,4
|
В абсолютном измерении также отмечается устойчивый рост количества проектов интеграции науки и бизнеса и объема финансирования таких совместных инициатив, при этом важно отметить, что уровень коммерциализации (успешности) разработанных продуктов и технологий в рамках совместных проектов науки и бизнеса за 2015–2019 гг. увеличился с 17,4% до 37,5% и в 2020 г. оценочно составит 38,6 %, показатель продуктивности совместных проектов науки и бизнеса также вырос за анализируемый период с 0,9 до 2,2.
Наименьшую положительную динамику показал индикатор патентной активности совместных проектов науки и бизнеса: за 2015–2019 гг. он увеличился с 4,2% до 6,9%, что обусловлено ориентацией совместных проектов на решение конкретных бизнес-задач и гораздо реже – на придание полученным результатам правовой защиты в форме лицензий или патентов.
На следующем этапе рассмотрим структуру основных представителей бизнеса, участвующих в интеграции научно-исследовательской сферы в совместных проектах, что позволит оценить нам уровень зрелости процессов интеграции сторон и глубину таких связей (рис. 1). Так как совместные проекты включают, как правило, более одного участника, сумма по годам не тождественна 100%.
Рисунок 1. Основные бизнес-участники совместных проектов с научно-исследовательской сферой в 2015–2020 г. (оценка), в %
Источник: составлено авторами с использованием [3, 9, 14–18, 43] (Bezuevskaya, Kosenok, 2019; Vasilenko, Kostenko, Nazaretyan, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021; Yakutin, 2019).
Как следует из приведенного графика, основными участниками процессов интеграции в части бизнеса выступили потребители продуктов и услуг – в среднем на эту группу пришлось 48,9% всех совместных проектов, на втором месте среди бизнеса – организации, принадлежащие бизнес-группе (группа компаний, холдинг, консорциум, ассоциация и др.) – 35,5%. Вместе с тем доминирующая роль остается за участием в совместных исследованиях с другими НИИ, НИЦ, вузами – на их долю приходится 72,4% и 43,8% всех исследований соответственно, то есть наука по-прежнему работает достаточно анклавно, замкнуто внутри самой себя.
На следующем этапе рассмотрим структуру продуктов, полученных в результате реализации совместных проектов науки и бизнеса, что позволит нам оценить степень вовлеченности академических кругов в решение практических задач бизнеса (рис. 2).
Рисунок 2. Структура продуктов, полученных в результате реализации совместных проектов науки и бизнеса в 2015–2020 гг. (оценка), в %
Источник: составлено авторами с использованием [14–18]; 24, 41] (Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021; Macfarlane, 2017; Huotary, Keranen, Suorsa, 2020).
Как следует из приведенного выше графика, основными продуктами совместных проектов науки и бизнеса являются: права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений – 41,4% (среднее значение), результаты исследований и разработок – 60,8%, ноу-хау, соглашения на передачу технологий – 14,8%.
Важно отметить, что благодаря государственным инструментам популяризации науки и повышения практико-ориентированности вузов, например, финансовая поддержка через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; комплексная система поддержки кооперации науки и бизнеса «Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2017–2024 гг.»; «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», происходит активизация академических кругов в сторону взаимодействия с бизнесом [21].
На следующем этапе рассмотрим направление приложения результатов совместных проектов российской науки и бизнеса с позиции влияния на его финансово-хозяйственные показатели (рисунок 3, присутствует множественный ответ).
Как следует из приведенного ниже графика, основной вклад совместных проектов науки и бизнеса приходится на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам – 35,4% (среднее значение за 2015–2020 гг.), расширение ассортимента товаров, работ, услуг – 22,1%, повышение эффективности бизнес-процессов – 18,9%, снижение себестоимости продукции – 17,4%.
В данном аспекте следует отметить, что участие науки в расширении продуктовой линейки преимущественно происходило на государственных предприятиях, например, в военно-промышленном комплексе, нефтегазовой сфере, когда холдинги заказывали конкретные научные исследования.
Рисунок 3. Структура приложения результатов совместных проектов российской науки и бизнеса в 2015–2020 гг., в %
Источник: составлено авторами [14–18] (Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021).
Например, ГК «Ростех» инициировал создание специальных программ для магистратуры в сфере промышленного дизайна и IoT-сетей: ОАО «Газпром Нефть» пошло по пути создания Лиги университетов для подготовки кадров для энергетического холдинга [30].
В заключение научного исследования проведем анализ проблемных факторов, тормозящих интеграцию науки и бизнеса (рис. 4).
Рисунок 4. Структура проблемных факторов, тормозящих интеграцию науки и бизнеса в 2015–2020 гг., в %
Источник: составлено авторами [14–18] (Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021).
Как следует из приведенного выше графика, основное место среди проблемных факторов занимают: дефицит финансирования у вузов, НИИ и НИЦ для проведения R&D-проектов и их самостоятельного выведения на рынок – 43,8 %, бюрократизм, ловушки налогообложения и учета совместных НМА – 35,5 %, низкая защищенность прав на ОИС, неразвитость патентного права – 34,5 %. Далее рассмотрим основные показатели международных сопоставлений эффективности совместных проектов науки и бизнеса в РФ, США, ЕС и Азии в 2015–2020 гг. (оценка) (рис. 5).
Рисунок 5. Международные сопоставления эффективности совместных проектов науки и бизнеса в РФ, США, ЕС и Азии в 2015–2020 гг. (оценка)
Источник: составлено авторами [14–18] (Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2017; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2018; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2020; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy, 2021).
Как следует из приведенного рисунка, российская практика значительно отстает от мировых лидеров по основным критериям сравнения эффективности совместных проектов науки и бизнеса, что требует принятия незамедлительных мер по ее улучшению. В заключение исследования рассмотрим основные направления повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом лучших отечественных и зарубежных практик (табл. 3).
Таблица 3
Основные направления повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом лучших отечественных и зарубежных практик
Наименование направления
|
Характеристика ожидаемого
положительного эффекта
|
I. Уровень государственных
регуляторов
| |
1. Развитие практики
нормотворчества, направленного на стимулирование интеграции науки и малого и
среднего бизнеса
|
Регулятивные институты: Минобрнауки, Рособрнадзор,
Минпромторг, АО «Корпорация МСП», Федеральная налоговая служба
Объекты влияния: научно-исследовательские учреждения, субъекты МСП, объекты инновационной инфраструктуры. Механизм реализации: формирование целостной системы мотивации развития кооперации науки и МСП-субъектов на базе объектов инновационной инфраструктуры для реализации совместных инновационных проектов с соответствующими налоговыми и регистрационными преференциями |
2. Развитие сети региональных и
городских фондов финансирования проектов для нужд граждан (инновационный
краудфандинг)
|
Регулятивные институты: Минобрнауки,
ГК «ВЭБ.РФ», Министерство финансов, Администрации регионов и городов.
Объекты влияния: общественные организации граждан по проблемам развития города, научно-исследовательские учреждения архитектуры и благоустройства, частные компании различных профилей. Механизм реализации: формирование алгоритма вовлечения гражданского общества, науки и бизнеса в решение актуальных проблем города, экологии, инфраструктуры, безопасности и формирования безбарьерной среды с помощью специальных местных фондов [1] финансирования инновационных социальных проектов [31] (Pogrebinskaya, Zhen Na, 2021) |
3. Формирование пилотных международных
программ привлечения молодых ученых из мировых научных центров
|
Регулятивные институты: Минобрнауки,
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в
научно-технической сфере.
Объекты влияния: молодые ученые в возрасте до 35–40 лет, занимающиеся научными исследованиями в приоритетных для РФ научных сферах (энергетика, нанотехнологии, авиакосмические технологии, сельское хозяйство). Механизм реализации: организация трансфера ученых в РФ с последующим трудоустройством, сопровождением всех регистрационных формальностей и полным материально-техническим обеспечением научно-исследовательской работы [13] (Ilyina, Andrianov, Vasileva, Malakhov, Rebrova, Pokrovskiy, 2020) |
4. Стимулирование коммерциализации
научных исследований отечественных вузов, НИИ, НИЦ
|
Регулятивные институты: Минобрнауки,
Рособрнадзор, Минпромторг, АО «Корпорация МСП», Федеральная налоговая служба
(ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Объекты влияния: патентная и изобретательская деятельность вузов, НИИ, НИЦ. Механизм реализации: налоговое и административное поощрение приобретения бизнесом патентов и изобретений, созданных |
Наименование направления
|
Характеристика ожидаемого положительного эффекта
|
|
отечественными
вузами, НИИ, НИЦ с целью повышения защищенности национального рынка
интеллектуальной собственности
|
II. Уровень
рыночной саморегуляции
| |
1.
Включение в стратегии развития отраслей программ сотрудничества науки и
бизнеса
|
Регулятивные
институты:
Минпромторг, рыночные саморегулирующиеся организации в сфере промышленности,
торговли, высоких технологий.
Объекты влияния: малые инновационные проекты и предприятия, созданные при НИИ (НИЦ), университетах, инновационно-активные субъекты МСП. Механизм реализации: формирование в рамках стратегии развития отрасли специального раздела, посвященного целенаправленному развитию кооперации науки и бизнеса с возможностью финансовой поддержки за счет средств участников СРО, подачи запроса в банк или фонды (Банк МСП, специальные ЗПИФы) |
2.
Активизация сотрудничества науки и бизнеса путем вовлечения практиков в
образовательный процесс
|
Регулятивные
институты: Минобрнауки,
Рособрнадзор, отраслевые СРО.
Объекты влияния: ВУЗы технической и экономической направленности, инновационно активный бизнес. Механизм реализации: включение в учебные программы специальные модули или дисциплины, преподаваемые практиками от бизнеса или развитие практики реализации финансируемых научно-исследовательских тем (работ, проектов), направленных на решение реальных проблем бизнеса |
III.
Уровень конкретного субъекта науки (НИИ, НИЦ, вуза)
| |
1.
Формирование нового института профессиональных менеджеров для управления
университетами поколения Индустрии 4.0
|
Регулятивные
институты:
Минобрнауки, Рособрнадзор, СРО менеджеров.
Объекты влияния: администрация вузов, НИИ, НИЦ и иных объектов инновационной инфраструктуры. Механизм реализации: принятие на уровне вуза решения о назначении на должности ректоров и проректоров профессиональных управляющих, прошедших специальные курсы и сдавшие квалификационный экзамен |
2.
Развитие устойчивых сетевых форм сотрудничества научно-исследовательских
учреждений с отечественными и зарубежными бизнесами
|
Регулятивные
институты:
Минобрнауки, Рособрнадзор, администрация научно-исследовательских учреждений.
Объекты влияния: администрация вузов, НИИ, НИЦ и иных объектов инновационной инфраструктуры; профессорско-преподавательский состав, студенческое научное общество. Механизм реализации: инициирование администрацией организации сетевых форм сотрудничества: ассоциаций, консорциумов, членства в кластерах с целью повышения вовлеченности профессорско-преподавательского состава и студенческого научного общества в решение практических задач реального бизнеса |
3.
Развитие практики формирования эндаумент-фондов, в т.ч. за счет растущей
культуры спонсорства и меценатства
|
Регулятивные
институты:
Минобрнауки, Рособрнадзор, ФНС, ФАС, администрация научно-исследовательских
учреждений
Объекты влияния: эндаумент-фонды, доноры финансовых средств, распорядители-управленцы. Механизм реализации: привлечение внимания к проблеме дефицита финансирования научно-исследовательской работы в научно-исследовательских учреждениях в СМИ, формирование пула меценатов и спонсоров с получением гарантий налоговых льгот и иных преференций от ФНС и ФАС, реализация практико-ориентированных научных исследований за счет средств фонда и последующей коммерческой реализацией результатов |
Как следует из приведенной выше таблицы, в России необходимо проводить системную и целостную работу по интеграции науки и бизнеса. В настоящее время же имеет место достаточно точечный характер такой работы, что приводит к сравнительно низкой эффективности совместных проектов по сравнению с зарубежной практикой.
Заключение
Задача повышения эффективности национальной экономики России неразрывно связана с научно-техническим прогрессом в обществе, который в первую очередь обеспечивается грамотной и продуктивной политикой в отношении научно-исследовательской сферы. В настоящее время вопрос организации эффективного сотрудничества между наукой и бизнесом – приоритетная задача как государственных регуляторов в сфере науки, так и самого бизнеса: качественное экономическое развитие в цифровой экономике невозможно без развития интеллектуального базиса и стимулирования научных кругов к решению острых социально-экономических задач.
Как показало научное исследование, основными проблемными факторами сотрудничества науки и бизнеса являются дефицит финансирования у вузов, НИИ и НИЦ для проведения R&D-проектов и их самостоятельного выведения на рынок (43,8%), бюрократизм, ловушки налогообложения и учета совместных НМА (35,5%), низкая защищенность прав на ОИС, неразвитость патентного права (34,5%).
Основными направлениями повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом лучших отечественных и зарубежных практик были определены следующие: 1) развитие практики нормотворчества, направленного на стимулирование интеграции науки и малого и среднего бизнеса; 2) развитие сети региональных и городских фондов финансирования проектов для нужд граждан (инновационный краудфандинг); 3) формирование пилотных международных программ привлечения молодых ученых из мировых научных центров; 4) стимулирование коммерциализации научных исследований отечественных научно-исследовательских учреждений; 5) включение в стратегии развития отраслей программ сотрудничества науки и бизнеса; 6) активизация сотрудничества науки и бизнеса путем вовлечения практиков в образовательный процесс; 7) формирование нового института профессиональных менеджеров для управления университетами поколения Индустрии 4.0; 8) развитие устойчивых сетевых форм сотрудничества научно-исследовательских учреждений с отечественными и зарубежными бизнесами; развитие практики формирования эндаумент-фондов, в том числе за счет растущей культуры спонсорства и меценатства.
Источники:
2. Анализ деятельности эндаументов университетов и научных организа-ций в россии и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://riep.ru/upload/iblock/9aa/Broshyura_Endaumenty.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
3. Безуевская В. А., Косенок С.М. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 595-604.
4. Викторова Е.В., Горулев Д.А. Европейский опыт взаимодействия вузов и работодателей в условиях экономики знаний // Инновации. – 2018. – № 7. – c. 91 – 102.
5. Военные инновации США. Инфраструктура и проекты (11.09.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/186786-voennye-innovacii-infrastruktura-i-proekty.html (дата обращения: 25.11.2021).
6. Blanco J. D., Castro-Abancens I., Cepeda-Carrion G. Antecedents of success in a research and development consortium // International Journal of Innovation Management. – 2021. – № 1. – p. 1-29.
7. Bergan S. The European higher education area: a road to the future or at Way's end? // Tuning Journal for Higher Education. – 2019. – № 2. – p. 23-49.
8. Винслав Ю. Б. Об условиях повышения инновационной активности ор-ганизаций // Профессиональное образование и общество. – 2020. – № 4 (36). – c. 257-266.
9. Василенко Н. В., Костенко А. А., Назаретян К. А. Коллаборация в выс-шем образовании: организационные перспективы консорциумов // Вопросы управления. – 2017. – № 1(44). – c. 196-204.
10. Гусев В.В., Гусева Я.В. Государственно-частное партнерство в ин-новационной сфере как основа консолидированного управления современной экономикой // Вопросы управления. – 2016. – № 3. – c. 53 – 59.
11. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российские Концепции международ-ного научно-технического сотрудничества: смена драйверов развития // Социология науки и технологий. – 2020. – № 4. – c. 51 – 69.
12. Завтрашняя экономика Британии – план правительства (04.05.2018). [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/zavtrashnyaya-ekonomika-britanii-plan-pravitelstva.html (дата обращения: 15.03.2021).
13. Ильина И. Е., Андрианов В. Л., Васильева И. Н., Малахов В. А., Реброва Т. П., Покровский Д. С. Формы и модели международного научно-технического сотрудничества в России. - М.: IMG Print, 2020. – 48 c.
14. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. / статистический сборник/ Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. ис-след. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 211 c.
15. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2018. / статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. ис-след. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 225-227 c.
16. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2019. / статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. ис-след. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 153-155 c.
17. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2020. / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. ис-след. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 132-134 c.
18. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2021. / статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. ис-след. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 196-198 c.
19. Инновационная система Китая (23.07.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/flood/273200-innovacionnaya-sistema-kitaya (дата обращения: 23.09.2021).
20. Инновационные системы стран БРИК. Часть вторая: Китай (16.08.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177845179.html (дата обращения: 23.09.2021).
21. Изменения Российского законодательства в научно-технической сфере за 2019 год: Москва 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://riep.ru/upload/iblock/884/8847c9d85e53fffaaeea9c235b406d59.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
22. Карта акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oneup.ru/analytics/innomap (дата обращения: 20.12.2021).
23. Кекконен А.Л., Сигова С.В. Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: Европейский и Российский опыт // Инновации. – 2016. – № 3. – c. 82 – 88.
24. Macfarlane B The paradox of collaboration: a moral continuum // Higher Education. – 2017. – № 3. – p. 472-485.
25. Медынская И.В. Евразийская интеграция образования, науки и бизнеса в условиях цифровизации – драйвер инновационного развития. / Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.:, 2021. – 244 –247 c.
26. Международные фонды и программы. [Электронный ресурс]. URL: https://zf.ranepa.ru/about/intercooperation/ intercoop_fonds_prog.php (дата обращения: 02.11.2021).
27. Мотовилова А.Д. Ключевые положения Директивы (ЕС) N 2019/790 об авторском праве и смежных правах на едином цифровом рынке // Журнал Суда по интеллектуальным правам. – 2019. – № 26. – c. 106-120.
28. Овчинникова А. В., Тополева Т. Н. Научно-образовательные кон-сорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях не-оэкономики // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 9 (124). – c. 80-96.
29. Овчинникова Н. Э. Взаимодействие региональных университетов с промышленностью: новые возможности бизнес-инкубирования // Вопросы управления. – 2018. – № 5. – c. 84 – 96.
30. ПАО "Газпром нефть" создало "лигу вузов", куда вошли МФТИ, СПбГУ, ТЮМГУ, УГНТУ и другие университеты (24.05.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tek-all.ru/news/id7631-pao-gazprom-neft-sozdalo-ligu-vuzov-kuda-voshli-mfti-spbgu-tumgu-ugntu-i-drugie-universiteti/ (дата обращения: 29.11.2021).
31. Погребинская Е.А., Жен На Л. Управление развитием мобильной платежной платформы в коммерческих банках // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 2. – c. 135-143. – doi: 10.18334/evp.2.2.111145.
32. Pogrebinskaya E.A., Rybina G.A., Kuznetsova V.V., Tishkina N.P. Cluster Model in Medicine, Healthcare and Pharmacy as a Platform for Public-Private Partnership. In: Popkova E., Sergi B. (eds) Scientific and Technical Revolu-tion: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 129. Springer, Cham. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_26
33. Постановление Правительства РФ "Об утверждении государствен-ной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 15 апреля 2014 г. N 328 (31.03.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 26.11.2021).
34. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 290 – 302.
35. Сидорова А.А. Система поддержки сотрудничества университетов и бизнеса в условиях глобальной нестабильности // Государственное управле-ние. Электронный вестник. – 2021. – № 86. – c. 220 – 235.
36. Современная цифровая образовательная среда. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 27.11.2021).
37. Цифровая экономика Британии – состояние и планы развития (21.05.2018). [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/tsifrovaya-ekonomika-britanii-sostoyanie-i-plany-razvitiya.html (дата обращения: 16.03.2021).
38. Фонд имени Фридриха Эберта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fes-russia.org/o-nas/fond-imeni-fridrikha-ehberta/ (дата обращения: 16.03.2021).
39. Фонд имени Генриха Бёлля. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.boell.org/ (дата обращения: 15.03.2021).
40. Фонд Розы Люксембург. [Электронный ресурс]. URL: https://financial-helper.ru/alphabetical_index_all/alphabetical_index_ru/f_ru/fond-ozy-lyuksemburg.html (дата обращения: 12.03.2021).
41. HuotaryM.-L., Keranen T., Suorsa A. Knowledge Management in a re-search consortium: What impact stories tell about tackling a contemporary societal problem such as transforming an energy system? // Informaatiotutkimus. – 2020. – № 2-3. – p. 76-79.
42. «Эффект Сагана»: как связать науку и бизнес (22.10.2018). [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/368247-effekt-sagana-kak-svyazat-nauku-i-biznes (дата обращения: 26.11.2021).
43. Якутин Ю. В. Параметры выхода на траекторию опережающего социально-экономического развития России // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2019. – № 3. – c. 160-189.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 01:16:12