Технологический суверенитет как стратегический приоритет развития России: анализ и перспективы
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной экономической нестабильности и санкционного давления, технологический суверенитет становится ключевым элементом современной государственной политики, достижение технологической независимости необходимо для обеспечения национальной безопасности и экономического роста.
Анализ научных трудов российских исследователей демонстрирует различие выбора объекта и методов исследования. Так, например, работы А.А. Афансьева [7] (Afanasyev, 2022) фокусируются на изучении государственных механизмов регулирования наукоемких отраслей и анализе стратегий повышения конкурентоспособности отраслей промышленности, работы Т.Д. Степановой [20] (Stepanova, 2022) на юридических и экономических аспектах технологического суверенитета. Одни исследования предлагают конкретные индикаторы и метрики для оценки технологического суверенитета [17] (Kirichenko, 2022), [18] (Prikhodko, 2022), тогда как другие сосредоточены на общих концепциях и стратегиях [21] (Kvint, 2022), [9] (Goryacheva, 2023). Ряд исследований рассматривают глобальные процессы [8] (Valova, 2021), [22] (Terentyeva, 2022), другие ориентированы на национальные стратегии и политику России [24] (Faltsman, 2018), [25] (Yankovskaya, 2022). Однако, всех авторов объединяет общее сходство результатов исследований, к которым относят:
1) Необходимость достижения Россией технологической независимости и лидерства в условиях глобальной конкуренции;
2) Необходимость инновационного развития наукоемких технологий и модернизации промышленности;
3) Повышение значимости стратегического планирования и государственного вмешательства для стимулирования инноваций и обеспечения устойчивого роста экономики.
Анализ зарубежных источников литературы демонстрирует тенденцию к стремлению развитых и развивающихся стран к технологической независимости. [2] (Edler J., 2023), [3] (Blind K., 2025), [5] (Rossi M., 2023). Этот процесс обусловлен рядом ключевых причин, которые оказывают значительное влияние на мировую экономику, геополитическую обстановку и динамику технологического прогресса. Однако, если каждая страна начнет активно развивать собственные технологические мощности, это может привести к новому витку борьбы за перераспределение ресурсов, усилению борьбы за доступ к редкоземельным металлам и другим критически важным ресурсам, что также может привести к новым формам экономической зависимости.
В тоже время существует определенный научный пробел в понимании того, какими способами можно достигнуть технологического суверенитета и в каком направлении его необходимо достигать.
Целью исследования является синтез взглядов российских и зарубежных экспертов для создания целостного представления о способах достижения технологического суверенитета. Это включает объединение знаний из различных областей (НИОКР, образование, государственное регулирование и поддержка бизнеса), что позволяет сформировать интегральное решение проблемы технологической зависимости.
Новизна исследования заключается в разработке стратегий для перехода от состояния технологической зависимости к устойчивому инновационному развитию, при котором Россия становится лидером в критически важных отраслях. Это предполагает движение от текущего уровня к более высокому, что отражает эволюцию страны в контексте глобального технологического прогресса.
Гипотеза исследования заключается в том, каждый новый технологический уклад характеризуется повторяющейся моделью, включающей борьбу за ресурсы, перераспределение сфер влияния, разделение рынков и усиление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами. Развитые экономики, обладая преимуществами в инновациях и доступе к капиталу, стремятся укрепить свою доминирующую позицию, навязывая технологическую зависимость остальным странам. Это создает условия, при которых государства, не успевающие адаптироваться к новым технологическим условиям, становятся поставщиками сырья и дешевой рабочей силы. Изменить такую модель развития крайне затруднительно, что закрепляет существующее глобальное неравенство.
Для проверки гипотезы в рамках исследования использовался комплексный подход, включающий методы количественного и качественного анализа, подробно раскрыт теоретико-методологические аспекты и практические шаги для реализации технологического суверенитета в России, а также определены основные направления его укрепления, предложены рекомендации по формированию эффективных программ повышения технологической независимости Российской Федерации.
Теоретические основы технологического суверенитета
Авторы сходятся во мнении, что технологический суверенитет — это способность государства разрабатывать и внедрять критически важные технологии, обеспечивая независимость от внешних поставщиков. Константинов И.Б. и Константинова Е.П. подчеркивают, что эта концепция охватывает как техническую, так и институциональную самостоятельность, включающую развитие образования, науки и предпринимательства [14] (Konstantinov, Konstantinova).
По мнению Приходько И.И., Файкова Д.Ю. и Байдарова Д.Ю. суверенитет необходимо рассматривать в трех горизонтах планирования — от создания научного задела до внедрения и массового производства технологий. Это обеспечивает стратегическую устойчивость и конкурентоспособность страны. Технологический суверенитет определяется как способность государства самостоятельно разрабатывать, производить и внедрять критически важные технологии. Технологический суверенитет включает в себя несколько ключевых компонентов, обеспечивающих устойчивость и независимость национальной экономической и научно-технической систем: технологическая независимость, самодостаточность и научно-техническая безопасность [18, 23] (Prikhodko, 2022, Faykov, Baydarov, 2023).
Технологическая независимость подразумевает способность государства разрабатывать и внедрять собственные передовые технологии без критической зависимости от иностранных поставщиков. Это включает создание собственных производственных мощностей, разработку новых материалов, а также проектирование и тестирование продуктов. Технологическая независимость обеспечивает защиту от внешних экономических и политических рисков, таких как санкции или ограничения на экспорт технологий. Например, для России особое значение приобретают разработки в области микроэлектроники, авиации, программного обеспечения и энергетики, которые минимизируют зависимость от импорта и повышают конкурентоспособность российских компаний и их товаров и услуг на глобальном рынке.
Самодостаточность представляет собой способность страны производить критически важные товары и услуги на внутреннем рынке. Это включает развитие промышленных кластеров, создание цепочек добавленной стоимости и расширение научно-исследовательской базы. Примером может служить развитие оборонно-промышленного комплекса, который функционирует как закрытая система для обеспечения внутренней потребности в технологиях. Самодостаточность также подразумевает возможность оперативного реагирования на кризисы, такие как разрывы в глобальных цепочках поставок, путем быстрого развертывания производственных мощностей.
Научно-техническая безопасность рассматривается как основа технологического суверенитета. Она включает защиту научных разработок, инновационных идей и интеллектуальной собственности от утечки данных или несанкционированного доступа. Также важным аспектом является наличие квалифицированных специалистов, способных вести научные исследования и разработки на высоком уровне. Для этого необходимо развитие образовательных программ, создание исследовательских центров и поддержка научных грантов. Научно-техническая безопасность также связана с системой патентования и лицензирования, которая защищает результаты исследований и стимулирует их внедрение в производство. Технологический суверенитет объединяет в себе все вышеперечисленные компоненты, обеспечивая стабильность и независимость государства. Достижение технологического суверенитета требует координации между различными секторами экономики, науки и образования, а также разработки комплексной государственной политики, направленной на поддержку инновационного развития и создания устойчивых производственных систем. Успешная реализация этой концепции позволит России сохранить лидерство в ключевых технологических сферах и обеспечить экономическую безопасность.
Взаимосвязь технологического суверенитета и экономической безопасности.
Экономическая безопасность является базисом для обеспечения технологического суверенитета [20] (Stepanova, 2022). В современных условиях глобальной экономической нестабильности и санкционного давления защита экономической безопасности стала первоочередной задачей для государства. Экономическая безопасность включает в себя способность государства поддерживать стабильность своей финансовой системы, контролировать стратегические ресурсы и обеспечивать независимость ключевых отраслей промышленности. Технологический суверенитет тесно связан с экономической безопасностью, так как он обеспечивает устойчивость национальной экономики за счет минимизации зависимости от внешних поставщиков технологий, оборудования и сырья. Санкции и торговые ограничения, введенные против России, продемонстрировали необходимость создания устойчивых внутренних производственных цепочек, которые будут поддерживать экономику в условиях внешнего давления [6] (Afanasyev, 2022).
Переход к новым моделям устойчивого развития подразумевает модернизацию промышленных предприятий, внедрение инновационных технологий и развитие цифровой инфраструктуры. Важным направлением становится диверсификация экономической структуры, снижение зависимости от экспорта сырья и переход к производству наукоемкой продукции. Это позволит не только обеспечить экономическую безопасность, но и повысить конкурентоспособность России на мировом рынке. Для обеспечения экономической безопасности, требуется создание эффективной системы стратегического планирования и прогнозирования. Наиболее распространенные меры включают разработку программ поддержки высокотехнологичных секторов, защиту интеллектуальной собственности и внедрение стандартов кибербезопасности. Такие меры создают основу для формирования технологически независимой экономики, способной противостоять глобальным вызовам и угрозам. Технологический суверенитет и экономическая безопасность взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, создавая условия для долгосрочного устойчивого развития и укрепления позиций России на мировой арене.
Модели экономической трансформации экономики Российской Федерации.
Экономическая политика России в последние годы претерпела значительные изменения, продиктованные как внутренними вызовами, так и внешними ограничениями. Эти трансформации отражают поиск оптимального пути развития в условиях динамично меняющейся международной среды. Одним из ключевых подходов к осмыслению этих изменений является анализ этапов экономической эволюции страны, сформулированных в исследованиях Афанасьева А.А. [6] (Afanasyev, 2022), демонстрирующих логику и динамику трансформации российской экономики:
1. Импортозамещение (2014–2020 гг.). Этот этап был вызван введением международных санкций, что вынудило Россию переориентироваться на развитие внутреннего производства. Основной задачей стало замещение импортных товаров и технологий отечественными аналогами. Были разработаны программы поддержки промышленных предприятий и стимулирования локального производства в стратегически важных секторах, таких как сельское хозяйство, машиностроение и фармацевтика. Однако этот этап показал ограниченность ресурсной базы и необходимость дальнейшего углубления технологической независимости.
2. Промышленная политика на основе внутренних ресурсов (2020–2022 гг.). На втором этапе Россия сосредоточилась на укреплении научно-исследовательской и производственной инфраструктуры. Развивались программы поддержки высокотехнологичных компаний и стартапов, стимулировались научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР). Принятие мер по модернизации производственных мощностей и технологических кластеров позволило снизить зависимость от зарубежных поставок. Особое внимание уделялось созданию инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
3. Ограниченно открытая экономика суверенного типа (2022–н.в.). Текущий этап направлен на балансирование между внутренней самодостаточностью и внешней интеграцией. В условиях санкционного давления и ограничения международных связей Россия строит модель ограниченно открытой экономики, которая опирается на национальные ресурсы и экспортно-ориентированные отрасли. Это включает развитие партнерств с дружественными странами, формирование региональных экономических альянсов и использование новых торговых маршрутов. Особое внимание уделяется цифровой трансформации, локализации критических технологий и созданию устойчивых цепочек поставок [6, 7] (Afanasyev, 2022).
Основные направления политики технологического суверенитета Российской Федерации
Промышленная политика.
Промышленная политика России играет ключевую роль в достижении технологического суверенитета. Основное внимание уделяется поддержке высокотехнологичных отраслей, таких как микроэлектроника, авиация, ИТ-сектор, биотехнологии и энергетика [7, 23] (Afanasyev, 2022. Faykov, Baydarov, 2023). Государственные программы включают развитие кластеров, технологических платформ и научно-производственных центров, которые создают условия для внедрения инноваций.
Примеры успешных инициатив включают создание технопарков и специальных экономических зон, где предприятия получают налоговые льготы и доступ к передовой инфраструктуре. Программа «Цифровая экономика» [1] стимулирует цифровую трансформацию и развитие искусственного интеллекта. Индустриальные кластеры, такие как «Сколково» [2] и «Иннополис» [3], обеспечивают интеграцию науки, производства и бизнеса.
Также активно развиваются меры по локализации производства, включая поддержку импортозамещающих технологий и развитие экспортного потенциала. Программы субсидирования НИОКР и льготное кредитование создают условия для масштабного внедрения российских разработок. Эти инициативы помогают снизить зависимость от импорта, создать рабочие места и повысить международную конкурентоспособность России в ключевых отраслях.
Локализация производства.
Локализация производства является важнейшим механизмом для технологического суверенитета. Основная цель — минимизировать зависимость от импорта, создать устойчивые внутренние производственные цепочки и увеличить производство товаров с высокой добавленной стоимостью [10] (Dementyev, 2023). Программы локализации включают создание промышленных кластеров, ориентированных на выпуск критически важных товаров, таких как микроэлектроника, оборудование для энергетики, медицинские приборы и сельскохозяйственная техника. Важным шагом стало развитие специальных экономических зон, где компании получают налоговые льготы, доступ к инфраструктуре и поддержку в реализации инновационных проектов.
Локализация также предусматривает расширение научно-исследовательских центров и технологических платформ, что способствует разработке отечественных технологий и материалов. Примером служат проекты компаний ГК «Элемент», АО «ПКК Миландр» и АО «МЦСТ», которые занимаются производством российских полупроводников и микроэлектронных компонентов, направленные на замещение импорта из азиатских и западных стран.
Дополнительные меры включают государственную поддержку малых и средних предприятий, вовлеченных в производство комплектующих и узлов для высокотехнологичной продукции. Такие меры содействуют развитию новых цепочек поставок и создают устойчивую экосистему для развития товаров российского производства. Указанные инициативы не только способствуют укреплению внутреннего рынка, но и обеспечивают условия для выхода России на международные рынки с продукцией, обладающей высокой конкурентоспособностью, что подчеркивает стратегическую значимость процессов локализации для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического развития.
Цифровая трансформация.
Цифровая трансформация играет ключевую роль в достижении технологического суверенитета, обеспечивая модернизацию всех отраслей экономики. Основными направлениями являются развитие искусственного интеллекта (далее - ИИ), цифровых платформ и автоматизации производственных процессов [10] (Dementyev, 2023). Разработка ИИ включает создание алгоритмов машинного обучения, нейронных сетей и аналитических систем для прогнозирования и управления производственными циклами. Автоматизация производственных процессов повышает эффективность производства, снижая затраты и минимизируя влияние человеческого фактора.
Цифровые двойники — виртуальные модели физических объектов и процессов — используются для тестирования, мониторинга и оптимизации работы систем. Это позволяет проводить испытания в виртуальной среде, выявлять слабые места и устранять проблемы до внедрения реальных решений. Кроме того, развитие платформенных решений обеспечивает интеграцию данных и управление процессами в режиме реального времени. Такие платформы позволяют создавать экосистемы для совместной работы предприятий, поставщиков и исследовательских центров. Совокупность этих мер способствует повышению конкурентоспособности, развитию экспортного потенциала и формированию устойчивой цифровой инфраструктуры для технологической независимости.
Научное и образовательное развитие.
Развитие научного и образовательного потенциала является основой для технологического суверенитета. Государственные программы направлены на модернизацию инженерного образования, создание научно-исследовательских центров и поддержку стартапов [14, 20] (Konstantinov, Konstantinova, 2022, Stepanova, 2022). Современные университеты и исследовательские институты обеспечивают подготовку квалифицированных кадров, необходимых для работы в высокотехнологичных отраслях. Программы технологического предпринимательства способствуют внедрению инновационных разработок в производство и формируют культуру инноваций. Особый акцент делается на развитии сетевого взаимодействия между вузами, НИИ и промышленными предприятиями, что ускоряет внедрение результатов исследований в практику. Поддержка стартапов и грантовые программы стимулируют создание новых продуктов и технологий.
Инвестиции в инфраструктуру образовательных учреждений и создание центров компетенций позволяют обеспечить постоянное обновление знаний и навыков специалистов, адаптированных к современным вызовам экономики.
Проблемы и вызовы
Одним из ключевых препятствий к достижению технологического суверенитета является низкий уровень инновационной активности в России [9] (Goryacheva, Myzrova, 2023). Несмотря на принятые меры по поддержке НИОКР многие предприятия по-прежнему ориентированы на традиционные методы производства, избегая внедрения новых технологий. Недостаток инвестиций в научные исследования и ограниченный доступ к высококвалифицированным специалистам также замедляют темпы инновационного развития.
Еще одной проблемой является ограниченный доступ к критически важным технологиям [21] (Kvint, Novikova, Alimuradov, Sasaev, 2022). Многие компоненты и материалы, используемые в высокотехнологичных отраслях, зависят от импорта, что делает экономику уязвимой к санкционному давлению. Например, микроэлектроника и оборудование для машиностроения часто закупаются за рубежом. Недостаточное финансирование исследований и разработок ограничивает возможности для создания конкурентоспособных технологий, что оказывает отрицательное воздействие на уровень подготовки специалистов и развитии инфраструктуры для проведения научных экспериментов [25] (Yankovskaya, 2022).
Примеры Японии и Южной Кореи служат яркими иллюстрациями того, как целенаправленная государственная политика может привести к развитию высокотехнологичных производств и экспорта. В Японии, начиная с 1960-х годов, внедрялась стратегия «Keiretsu» [4], способствующая вертикальной интеграции промышленных гигантов и созданию устойчивых цепочек поставок. Эта модель привела к концентрации усилий в ключевых отраслях, таких как электроника и автомобилестроение, обеспечив Японии мировое лидерство.
Южная Корея также стала примером стремительного экономического роста благодаря стратегии «Chaebol» [5] — поддержке крупных корпораций, таких как Samsung и Hyundai. Государство активно инвестировало в образование, науку и инфраструктуру, а также внедряло механизмы защиты внутреннего рынка на ранних этапах развития. Эти примеры показывают, что ключевыми факторами успеха стали долгосрочное планирование, инвестиции в НИОКР и тесное взаимодействие между государством и частным сектором. Для России это может стать основой для создания собственных механизмов поддержки технологического суверенитета и роста экспортного потенциала.
Рекомендации и перспективы
Для достижения технологического суверенитета необходимо усиление государственной поддержки в сфере НИОКР и стартапов [21] (Kvint, Novikova, Alimuradov, Sasaev, 2022). Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок создает основу для появления новых технологий, а также для их последующего внедрения в промышленное производство. Программы грантов и субсидий позволяют малым и средним инновационным предприятиям преодолевать барьеры, связанные с высокими стартовыми затратами. Программы льготного кредитования дают возможность стартапам и предприятиям, работающим в высокотехнологичных отраслях, получать доступ к капиталу на более выгодных условиях, что приводит к снижению финансовых рисков и ускоряет внедрение инноваций в экономику. Поддержка инвестиций в НИОКР должно сопровождаться созданием инфраструктуры для технологического предпринимательства, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и акселерационные программы. Такие структуры обеспечивают доступ к лабораториям, экспертам и образовательным ресурсам, необходимым для развития инновационных идей. Опыт успешных экономик, таких как Южная Корея и Япония, показывает, что комплексные меры государственной поддержки являются ключом к развитию технологий. Их модели могут быть адаптированы в России для ускорения темпов технологического развития.
Развитие критических технологий является ключевым элементом стратегии достижения технологического суверенитета. По мнению Файкова Д.Ю. и Байдарова Д.Ю. [23] (Faykov, Baydarov, 2023), первым шагом на этом пути должна стать систематизация перечня критических технологий. Это позволит государству сосредоточить ресурсы на наиболее перспективных и жизненно важных направлениях, таких как микроэлектроника, квантовые технологии, искусственный интеллект и биоинженерия. Планирование их развития требует создания единого механизма мониторинга научно-технического прогресса, а также оценки зависимости от зарубежных поставок. Данный подход позволит оперативно реагировать на глобальные вызовы и санкционное давление. Особое внимание следует уделять формированию стратегий для перехода от импортозамещения к опережающему развитию собственных технологий.
Примером эффективной политики может служить программа «Национальная технологическая инициатива», ориентированная на поддержку критических отраслей. В рамках этой программы Россия уже развивает платформы для анализа данных, нейросетевые алгоритмы и системы кибербезопасности. Развитие критических технологий должно сочетаться с комплексным подходом, включая исследовательскую деятельность, финансирование НИОКР и стимулирование кооперации между государством, бизнесом и научными институтами.
Развитие цифровой инфраструктуры является важным элементом обеспечения технологического суверенитета, поскольку оно создает основу для обработки данных, управления производственными процессами и обеспечения информационной безопасности. По мнению Дементьева В.Е., ключевыми направлениями в данной области являются создание национальных платформ для управления данными и развитие систем цифровой безопасности. Создание платформенных решений позволяет интегрировать данные из различных источников, обеспечивая единую среду для анализа и прогнозирования. Это особенно важно для управления промышленными процессами, мониторинга поставок и прогнозирования потребностей рынка. Примеры включают платформы для мониторинга логистических цепочек и управления складскими запасами, которые уже внедряются в рамках национальных программ [10] (Dementyev, 2023).
Цифровая безопасность занимает центральное место в инфраструктуре, так как современные угрозы требуют защиты данных на всех уровнях — от персональной информации до критически важных систем управления. В связи с этим, приоритетом становится разработка отечественного программного обеспечения для защиты данных и создания защищенных каналов связи. Кроме того, создание дата-центров и облачных хранилищ данных способствует развитию безопасной среды для хранения и обработки информации. Подобные центры уже строятся в рамках программ «Цифровая экономика» и «Безопасный город», которые направлены на повышение устойчивости национальной инфраструктуры.
Развитие образования и науки является фундаментом для создания устойчивой системы технологического суверенитета и подчеркивает, что инвестиции в инженерное образование и научные программы способствуют подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для реализации технологических инициатив [14] (Konstantinov, Konstantinova, 2022).
Программы модернизации вузов и создание исследовательских центров обеспечивают доступ к современному оборудованию и лабораториям, что позволяет вести передовые разработки. Важное место занимает поддержка технологического предпринимательства, в том числе стартапов, которые способствуют коммерциализации научных идей. Афанасьев А.А отмечает, что сотрудничество между университетами и промышленными предприятиями формирует экосистему для трансфера технологий, что включает интеграцию научных открытий в производственные процессы и развитие совместных проектов [6,7] (Afanasyev, 2022). Кроме того, внедрение современных образовательных стандартов и программ обмена с ведущими мировыми университетами способствует обмену знаниями и развитию глобальных научных связей. Финансирование грантов и стажировок стимулирует молодых ученых к работе в перспективных отраслях.
Таким образом, инвестиции в образование и науку не только укрепляют кадровый потенциал, но и создают условия для устойчивого технологического развития России.
Заключение
Данное исследование подчеркивает, что концепция технологического суверенитета стала неотъемлемой частью стратегического курса России в современных условиях. Проблемы глобальной нестабильности, санкционного давления и ужесточения международной конкуренции требуют новых подходов к обеспечению независимости страны в критически важных отраслях. Ключевым аспектом является создание устойчивой системы, способной разрабатывать и внедрять передовые технологии с минимальной зависимостью от внешних поставщиков.
Результаты исследования показали, что технологический суверенитет требует координации усилий в области инновационного развития, модернизации промышленности, цифровизации экономики и укрепления научно-образовательной базы. Важное место занимают меры по локализации производства, стимулированию импортозамещения и созданию высокотехнологичных продуктов, способных конкурировать на мировых рынках.
Особое внимание в исследовании уделяется взаимосвязи технологического суверенитета и экономической безопасности. Устойчивость национальной экономики во многом зависит от способности страны контролировать стратегические ресурсы, обеспечивать независимость ключевых отраслей промышленности и минимизировать уязвимость к внешним ограничениям. Примеры международного опыта, такие как развитие технологий в Японии и Южной Корее, показывают, что государственная поддержка играет центральную роль в создании конкурентоспособных производств.
Проведенный анализ также подчеркивает необходимость инвестиций в научные исследования и разработки, которые являются основой для создания новых технологий. Это включает развитие национальной инфраструктуры для проведения НИОКР, поддержку стартапов, внедрение современных образовательных стандартов и стимулирование сотрудничества между университетами, научными центрами и промышленными предприятиями.
Вместе с тем исследование акцентирует внимание на вызовах, препятствующих достижению технологического суверенитета Российской Федерации. К ним относятся низкий уровень инновационной активности, ограниченный доступ к критическим технологиям, недостаточное финансирование науки и образования, а также зависимость от импортных материалов и компонентов. Для их преодоления требуется разработка комплексной стратегии, направленной на долгосрочное развитие всех элементов технологической экосистемы.
В исследовании формулированы рекомендации для укрепления технологического суверенитета России. В их числе — усиление государственной поддержки НИОКР, создание механизмов финансирования инновационных предприятий, развитие критически важных технологий, таких как микроэлектроника, ИИ, биоинженерия и квантовые технологии. Также предложены меры по развитию цифровой инфраструктуры, обеспечению кибербезопасности и формированию национальных платформ управления данными.
Реализация предложенных мер позволит России достичь технологической независимости, укрепить экономическую безопасность и обеспечить устойчивое развитие. Это создаст условия для лидерства страны в ключевых технологических областях и повысит ее конкурентоспособность на глобальном уровне.
[1] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года №7.
[2] Кластер передовых промышленных технологий является центром компетенций фонда сколково в области технологий «индустрии 4.0».
[3]Индустриальный кластер «Иннополис» включает Технопарк в сфере высоких технологий «ИнноПарк». Он предназначен для реализации проектов в сферах робототехники, беспилотных аппаратов, новых материалов, электроники и микроэлектроники.
[4] Кэйрэцу (Keiretsu) в Японии — это японская модель корпоративной структуры, которая характеризуется тесным сотрудничеством и взаимозависимостью между крупными компаниями, обычно в рамках одного сектора или отрасли. Это форма организации деловых отношений, которая развилась в Японии после Второй мировой войны и стала основой для многих крупных японских корпораций.
[5] Чеболь (Chaebol) — крупная, семейная, многопрофильная корпоративная группа, характерная для Южной Кореи. В отличие от японской keiretsu, chaebol представляет собой массивные корпорации, которые часто включают в себя десятки или даже сотни дочерних компаний, работающих в самых различных отраслях экономики. Эти группы компаний обладают огромным влиянием на экономику страны и являются важными игроками на международной арене.
Страница обновлена: 29.01.2025 в 12:29:19