Национальная оборона как базовый фактор обеспечения технологического суверенитета российской экономики
Шафранская А.М.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 20
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Шафранская А.М. Национальная оборона как базовый фактор обеспечения технологического суверенитета российской экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1359-1380. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119509.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929833
Аннотация:
Одной из приоритетных задач для российской экономики является достижение технологического суверенитета. Финансирование раздела федерального бюджета «Национальная оборона» является одним из базовых факторов достижения суверенитета в любой области, в том числе и в технологической. В исследовании анализируется связь национальной безопасности с достижением национальных интересов, а также такие понятия как технологический суверенитет и экономическая безопасность. Дается характеристика финансирования раздела «Национальная оборона» с 2021 по 2025 годы, позволяющая сделать вывод о связи оборонных расходов с достижением технологического суверенитета России
Ключевые слова: национальная оборона, федеральный бюджет, технологический суверенитет, экономическая безопасность
Введение. Обеспечение национальной безопасности во все времена является приоритетной задачей любого государства. Для России в нынешних геополитических условиях тщательное планирование и осуществление расходов на оборону становится не только приоритетной, но и в определенной степени экзистенциальной задачей. Государственная оборонная политика способствует достижению национальных интересов в сфере технологического суверенитета и экономической безопасности, являясь ключевым фактором сохранения лидирующих позиций России на мировой арене.
Цель исследования – обосновать влияние оборонных расходов на достижение технологического суверенитета российской экономики.
Задачи исследования:
– рассмотреть финансирование национальной обороны как предмет дискуссий в отечественной бюджетной политике;
– выявить проблемные аспекты финансирования ВПК РФ;
– раскрыть особенности развития стратегии бюджетного финансирования ВПК РФ в условиях гибридного противостояния.
Предметом исследования выступает взаимосвязь национальной безопасности с достижением национальных интересов в области технологического суверенитета и экономической безопасности.
Объектом исследования является государственная политика в области национальной безопасности.
Новизна исследования заключается в оценке степени и перспектив влияния финансирования обороны на достижение технологического суверенитета российской экономики.
В ходе исследования используются следующие методы научного исследования: диалектический метод, исторический и логический методы, сравнительный анализ, статистические методы.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации, официальной информацией министерств и государственных органов, а также научными статьями ведущих ученых-экономистов.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию экономической политики государства в области национальной обороны.
Финансирование национальной обороны как предмет дискуссий в отечественной бюджетной политике. Вопрос необходимого объема финансирования раздела федерального бюджета «Национальная оборона» в России всегда был предметом дискуссий. В геополитической ситуации первого десятилетия XXI века позиция необходимости наращивания вооружения зачастую подвергалась жесткой критике. Однако, события последних лет доказали несостоятельность мнения о том, что оборонными расходами можно пренебречь в угоду финансирования других сфер экономики.
Растущая нестабильность экономических систем, переход глобального рыночного пространства из стационарного состояния в чрезвычайный период в значительной степени сопровождаются обострением межрегиональной и межнациональной конкуренции за ресурсы и факторы расширенного воспроизводства [15].
Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была, и в силу последних обстоятельств заслуженно остается одной из главных в процессе государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности и технологического суверенитета, с успешным социально-экономическим развитием общества.
Содержание армии, обеспечение ее вооружением, продовольствием, обмундированием всегда являлось объективной государственной необходимостью, выраженной, как правило, в значительных финансовых затратах и, соответственно, одной из важнейших статей расходов государства. Обеспечение обороноспособности и безопасности государства – необходимое условие для развития страны. Чтобы не отстать от будущего, как это уже неоднократно случалось в нашей истории, следует инвестировать денежные средства в военно-промышленный комплекс (ВПК).
Новая реальность открывает перед нами новые возможности. У нас есть реальный шанс вернуть нашу экономику «в наши руки». Мы получили шанс установить национальный контроль над ключевыми механизмами воспроизводства экономики. Однако в нынешних условиях, когда перед страной жестко стоит вопрос обеспечения собственного суверенитета как в части территориальной целостности, так и в части развития технологий, на первый план выходит вопрос обороноспособности страны и ее финансового обеспечения за счет собственных ресурсов.
Под оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России традиционно понимается комплекс отраслей и предприятий, функционирующих для удовлетворения военных потребностей государства и, в то же время, являющихся ядром высокотехнологичного промышленного комплекса. В военную отрасль входят как предприятия научно-исследовательского направления, занимающиеся разработкой боевой техники, вооружения и боеприпасов, так и предприятия, занимающиеся непосредственно производством названной продукции [10]. Оборонные расходы в нынешней ситуации, несомненно, должны оказать положительное влияние на экономику в целом, так как восполнение технологических циклов, утраченных в стране в угоду подчинения процессам глобализации, становятся дополнительным двигателем науки и фактором создания новых рабочих мест.
Говоря о финансировании оборонного сектора с точки зрения безопасности, можно отметить, что данный вид расходов не только обеспечивает национальную безопасность страны, но и способствует поддержанию экономической безопасности. Так, В.К. Сенчагов исходил из широкого толкования экономической безопасности как состояния экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита соответствующих национальных интересов, социально направленное развитие страны, достаточный оборонный потенциал [11]. В развитии данного подхода И.В. Караваева определяет экономическую безопасность «как процесс устойчивого развития экономики, формирующий неоспоримую способность страны сопротивляться внешним и внутренним негативным воздействиям» [12].
Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации» на период до 2030 года, одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны [2].
Технологический суверенитет, в свою очередь, представляет собой независимость в области разработки, внедрения и развития технологий, а также технологического процесса социально-экономической деятельности, то есть, возможность реализации совершенствования предприятий полного цикла, что гарантирует государству независимость и безопасность собственной экономики, политики и обороной сферы от иностранных технологий [27].
Технологический суверенитет достигается за счет высокого уровня автономности функционирования технологической осферы страны и наличия разработок, обеспечивающих технологический паритет с ведущими державами мира. Решение проблем обеспечения устойчивого состояния технологического суверенитета сопряжено с результативностью научно-технического развития и суверенным контролем над решениями, определяющими его будущие траектории [6]. Достижение технологического суверенитета для России приобрело особое значение с началом санкционного давления в 2014 году и ещё большим его усилением после 24 февраля 2022 года [26]. В связи с этим, приобрела устойчивость тенденция к прекращению международного сотрудничества в ключевых отраслях промышленности с Россией и отечественным научным сообществом. Таким образом, была ограничена возможность развития наукоемких отраслей на основе результатов зарубежных научных исследований.
Наша страна не впервые сталкивается с подобной ситуацией. В аналогичных условиях начала XX века была проведена индустриализация, благодаря которой страна смогла стать одной из ведущих экономик мира. Проводимая тогда политика смогла доказать свою эффективность и обеспечить запас прочности, так необходимый России и сегодня.
Технологический суверенитет тесно связан с суверенитетом экономическим и также призван обеспечить базовые для страны потребности, главной из которых является обеспечение безопасности [14]. Сегодня каждая страна определяет для себя технологии, обладание которыми критически важно с точки зрения национальной безопасности. В США приоритетом остаются технологии, способствующие поддержанию экономического и военного господства в мире, а в странах, для которых существуют серьезные угрозы собственному суверенитету и безопасности, – это наукоемкие технологии, способствующие укреплению обороноспособности государства, его социально-экономической и политической независимости [16].
Стоит вспомнить, что в 1990-х и начале 2000-х годов поступление новых образцов вооружения в российские войска практически не осуществлялось, а большая часть военной техники, стоящей на вооружении, устарела как морально, так и физически. Таким образом, финансирование разработки современных высокотехнологичных образцов вооружений и начало их массового производства стало для государства неотъемлемой задачей.
Указом Президента РФ № 642 утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» [1]. Таким образом, было задекларировано, что развитие науки и технологий приобрело стратегический характер. Наиболее существенными и значимыми вызовами с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации были определены:
– исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями, и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
– демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;
– потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе [30];
– качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;
– новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности [13];
– необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики и ряд других [1; 7].
Проблемные аспекты финансирования ВПК РФ. Особое значение в современных условиях получили вопросы обеспечения технологической независимости в сфере развития критической инфраструктуры [4]. К объектам критической инфраструктуры отнесен, в частности, и ВПК.
В рамках современной стратегии научно-технологического развития Российской Федерации последовательно разрабатываются схемы управления и финансовые регуляторы, ориентированные на решение масштабных задач по модернизации российской экономики и ее переводу на инновационный путь развития, формируются стандарты экономики знаний, способной обеспечить обучение высококвалифицированных специалистов в области современных технологий и цифровых методов управления.
Однако, современный этап характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны. Одной из них является то, что при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок:
– доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9%%;
– инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах;
– доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4%;
– практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, что сдерживает развитие и использование технологий двойного назначения [1].
Нейтрализация отмеченных угроз национальной безопасности России в значительной степени связана с преодолением критической зависимости ВПК от импортных поставок электронной компонентной базы, программных и аппаратных средств вычислительной техники, построением и развитием единого цифрового пространства предприятий ВПК [8].
Факты показывают, что против России как минимум с 2020 года коллективным Западом была начата необъявленная «гибридная война» [21]. Однако несмотря на объективные угрозы, нависавшие над страной многие годы, вплоть до начала 2022 года не утихали дискуссии как в обществе, так и в научном сообществе о необоснованности и нецелесообразности объемов бюджетных расходов на оборону.
В 2022 году «гибридная война» фактически перешла в открытое противостояние, итог которого несомненно окажет самое непосредственное влияние на развитие глобального миропорядка и перераспределение «центров силы» в современном обществе. В связи с этим задача укрепления обороноспособности в государственной военной и внутренней политике выходит в ряд базовых задач формирования национального технологического суверенитета и сохранения государственной самоидентичности.
В России сейчас рост оборонной промышленности вносит весомый вклад в рост ВВП. Рост внутреннего спроса связан в том числе с ростом оборонных расходов, что было отмечено помощником Президента М. Орешкины на Петербургском международном экономическом форуме-2023. Он отметил, что оборонный сектор сейчас не только помогает текущему росту, но и закладывает базу на будущее. М. Орешкин сравнил сегодняшнюю роль оборонного сектора в экономике России с США времен Второй мировой войны. США использовали военное время, чтобы восстановить свою экономику, главным образом собственное производство [22].
Президент России, на брифинге после заседания глав правительств СНГ 9 июня 2023 годам заявил, что в России пока существует определенная нехватка современных вооружений, но ОПК развивается быстро и все поставленные перед ним задачи будут выполнены. А ранее глава «Ростеха» сообщил, что после начала специальной военной операции (СВО) в России кратно увеличили производство военной продукции, в частности нарастили производство танков, ракет, дронов, систем ПВО и других ракетных комплексов. Предприятия оборонного сектора сегодня тоже находятся на своего рода передовой. По словам главы «Ростеха», объемы производства некоторой военной продукции увеличили более чем в 50 раз, а предприятия работают в 2, а иногда и в 3 смены. Также на ВПК стали работать сотни частных предприятий, которые раньше не имели отношения к выпуску военной техники. Именно военное производство предотвратило предрекаемый России промышленный спад и существенное снижение ВВП.
В начале 2023 года информационное агентство Bloomberg News опубликовало статью о том, что оборонный сектор помогает поддерживать российскую промышленность в рабочем состоянии [32]. Данная статья начиналась с утверждения, что рост военного производства помогает российской промышленности оставаться сильной, компенсируя большую часть ущерба, нанесенного международными санкциями и другими последствиями СВО.
Это при том, что в начале прошлого года, России предрекали глубокую экономическую рецессию. Так, рейтинговое агентство Moody's 6 марта 2022 года опубликовало прогноз, согласно которому ВВП России в 2022 году сократится на 7%. Всемирный банк тогда дал прогноз падения российского ВВП на 8,9%. Банк России в своем базовом прогнозе предрек падение ВВП страны на 8-10% [9]. Однако уже осенью прошлого года все первоначальные прогнозы по экономике России подверглись существенной корректировке [23; 29]. Тот же Всемирный банк в начале октября понизил оценку ожидаемого падения ВВП РФ до 4,5%, но и тут прогноз не оправдался. На заседании Правительства РФ 28 декабря 2022 года председатель правительства М. Мишустин сообщил, что по итогам 11 месяцев снижение ВВП на годовой основе (по сравнению с 11 месяцами 2021 года) составило лишь 2% [28].
Промышленность в целом лучше выдержала испытания прошлого года, чем другие сектора российской экономики и стала ее локомотивом. Оборонная промышленность показала уверенный прирост. Такой сегмент промышленности как «Готовые металлические изделия», включающий производство оружия, бомб и боеприпасов, вырос на 5% за первые 11 месяцев прошлого года. «Производство компьютеров, электронной и оптической продукции» – сегмент промышленности, включающий выпуск деталей для авиационных и ракетных двигателей, оптических прицелов и других систем – продемонстрировал рост на 4%. «Прочие транспортные средства и оборудование», включающие производство такой продукции как военные корабли, самолеты, бронетранспортеры и транспортные средства военного назначения, продемонстрировал «всплеск в конце года». Стоит также отметить, что большинство предприятий ОПК находится под санкциями с 2014 года.
После начала СВО, США и европейские страны ввели ряд новых санкций против российского ОПК. В связи с новыми ограничениями ряд контрактов переносится, налицо проблемы с нехваткой судовых дизельных двигателей, импортозамещением вертолетных и самолетных двигателей, электроникой, заменой импортных комплектующих в танковых системах управления огнем, а также с ремонтом самолетов, говорят представители оборонных предприятий и военные эксперты [19]. Однако, как подчеркивают в «Ростехе» и Минпромторге, у промышленности нет задачи импортозаместить абсолютно все поставляемые товары. Ставка делается в том числе на параллельный импорт.
Среди принимаемых мер в «Ростехе» назвали следующие: проработка новых возможностей кооперации, смена базы поставщиков, ускорение программ импортозамещения по критически важным направлениям. Например, для авиации – это силовые установки как самолетные, так и вертолетные, бортовые системы, для промышленности – специализированное программное обеспечение.
Однако, как отмечают участники заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по ОПК, существует ряд барьеров, которые мешают развитию импортозамещения в оборонном секторе. По мнению экспертов РСПП, импортозамещение в оборонной промышленности сдерживается недостатком кадров, несовершенством мер поддержки и практик в сфере интеллектуальной собственности. Однако в целом отрасль была готова к новым санкциям [31].
Так, о том, что квалифицированных кадров в сфере ОПК недостаточно, говорят представители как бизнеса, так и власти. У российских компаний часто есть интересные технологические решения, но их решение предполагает наличие работников соответствующей квалификации.
Также стоит отметить, что предприятиям сложно разобраться в мерах поддержки, эффективные механизмы их координации сегодня во многом отсутствуют. Кроме того, несмотря на значительную часть бюджетных средств, которые отвлекаются на субсидирование процентных ставок, компании говорят о необходимости предоставления льготных кредитов на ряд целей, которые сейчас государством не поддерживаются. Это субсидирование процентной ставки в целях финансирования приобретения комплектующих и оборудования, используемых при производстве продукции двойного назначения, а также проектов, связанных с внедрением отечественного ПО, считают эксперты РСПП.
Одним из показателей уровня технологического суверенитета можно считать количество патентов, регистрирующихся в стране. Так, по данным директора Федерального института промышленной собственности О. Неретина, в России ежегодно подается около 30 тысяч заявок на патенты. Для сравнения в Китае эта цифра – 1,6 млн заявок, в США – 600 тысяч. Действует в России около 260 тысяч патентов, в то время как в Китае – 3,6 млн, в США – 3,3 млн, в Японии – 2 млн. А это именно те страны, чью продукцию мы хотим импортозаместить. Для успешной реализации программ импортозамещения нам необходимо, в том числе расширение научно-исследовательской работы и, как следствие, рост заявок на патенты. Однако стоит отметить, что в оборонном секторе существует своя специфика в области интеллектуальных прав. Исключительное право на научные исследования в сфере обороны, что закономерно с точки зрения национальности безопасности, принадлежат государству, но это снижает мотивацию авторов и организаций, а также перспективы развития. В связи с этим необходим поиск новых стимулов для ученых данной отрасли.
Но не стоит забывать, что военное производство наращивается в большинстве своем благодаря увеличению бюджетных расходов на оборону. Именно это накладывает определенные ограничения на развитие оборонного сектора, несмотря на существенный рост государственных расходов. Подтверждением этому служит динамика бюджетных расходов по разделу «Национальная оборона» (табл. 1).
Таблица 1. Расходы федерального бюджета в 2019-2022 гг.
по разделу «Национальная оборона», млрд. руб.
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
ВВП
|
109 242
|
106 967
|
124 438
|
133 328
|
Расходы федерального бюджета
|
18 214,5
|
22 821,6
|
23 431,9
|
23 694,2
|
Раздел «Национальная оборона»
|
2 997,4
|
3 168,8
|
3 381,4
|
3 510,4
|
%% к ВВП
|
2,7
|
3,0
|
2,7
|
2,6
|
%% к общему объему расходов
|
16,5
|
13,9
|
14,4
|
14,8
|
Существует устойчивая тенденция роста расходов на оборону; этот раздел расходов уступает росту ВВП и общим расходам бюджета. Несмотря на накаляющуюся международную обстановку, показатель расходов на оборону 2020 года по отношению к 2019 в общих расходах бюджета существенно снизился – более чем на 2,5%. И вплоть до 2022 года показатель так и не достиг прежнего уровня. По отношению к ВВП уровень финансирования раздела «Национальная оборона» в 2022 году снизился по сравнению с 2019 годом.
Таким образом, несмотря на рост оборонных расходов в количественном выражение, относительные показатели за последние 3 года сократились.
Если говорить о военных расходах России в сравнении с мировыми показателями, то в 2020 году, ещё до начала СВО, расходы на оборону в мире составили почти два трлн. долл. США. Данный показатель оказался на 2,6% выше показателей предыдущего года, о чем свидетельствует доклад Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI [1]). В целом военные расходы составили 2,4% от мирового ВВП, в 2019 году было 2,2%. Лидерами по расходам на оборону стали США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. На указанные страны приходится 62% мировых затрат.
США традиционно являются страной с самыми высокими ежегодными военными расходами. В 2020 году этот показатель составил 778 млрд. долл. США. Расходы Китая – 252 млрд. долл. США, Индии – 72,9 млрд. долл. США. По данным SIPRI, военные расходы России, занявшей четвертое место, составили 61,7 млрд. долл. США, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году, расходы Великобритании – порядка 59,2 млрд. долл. США. Также отмечают значительный рост военных расходов в странах НАТО. По данным доклада SIPRI, 12 стран-членов организации направили на вооружение около двух или более процентов своего ВВП [33].
В 2022 году, уже после начала СВО, по оценкам того же SIPRI, мировые расходы на военные нужды установили новый рекорд, достигнув отметки 2,224 трлн. долл. США. Стоит отметить, что данные расходы увеличивались на протяжении последних 8 лет, а в 2022 году они показали рекордный рост – на 3,7%. Увеличение военных расходов объясняется, в первую очередь, обострением ситуации вокруг Украины.
Наиболее резкий рост обеспечила Европа, особенно страны Восточной и Центральной Европы, нарастившие оборонные расходы до рекордных значений со времен окончания холодной войны – на 13%, до 480 млрд. долл. США. Однако свои военные расходы увеличили и многие страны Азии и Океании. Эксперты пришли к выводу, что конфликт вокруг Украины и рост напряженности в Юго-Восточной Азии оказали значительное влияние на решения многих стран, касающиеся выделения средств на содержание армии. Сокращение оборонных расходов – на 5,3% – показал лишь Африканский континент [20].
В целом более 80% от общемировых военных затрат пришлось на 15 стран, а на страны-лидеры – США, Китай и Россию – больше половины (56%). При этом, США тратят на оборону в десять раз больше РФ. На первом месте по размеру военного бюджета, как и в предыдущие годы, оказались США с 887 млрд. долл. США, что составляет 39% от общих мировых оборонных расходов. Китай сохранил второй по величине военный бюджет – 292 млрд. долл. США. Российский военный бюджет, по оценкам, увеличился на 9,2% и достиг отметки 86,4 млрд. долл. США (4,1% ВВП). В SIPRI отмечают, что Россия потратила на «национальную оборону» на 34% больше средств, чем было ранее предусмотрено в бюджете, что позволило РФ стать третьей страной в мире по военным затратам, поднявшись за год на две строчки. При этом в докладе отмечается, что у экспертов института нет полной уверенности в том, что их оценки по России отражают реальную картину в силу закрытия информации об оборонных расходах.
В соответствии с положениями «Стратегии национальной безопасности РФ до 2025 года» основными угрозами национальным интересам России сегодня являются:
– стремление стран Запада сохранить свою гегемонию;
– кризис современных моделей и инструментов экономического развития;
– усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений;
– усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства;
– стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств, сопровождающееся обострением внутриполитических проблем;
– усиление межгосударственных противоречий;
– ослабление влияния международных институтов и снижение эффективности системы глобальной безопасности [17].
В своем выступление на Петербургском международном экономическом форуме-2022 Президент РФ дал характеристику перспектив развития российской экономики, среди которых: открытость, ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика, социальная справедливость, опережающее развитие инфраструктуры, технологический суверенитет. При этом особо было отмечено, что определяющую роль играет «сквозной, объединяющий нашу работу принцип развития – это достижение реального технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов» [24].
В Стратегии национальной безопасности, утвержденной в 2021 году, категория национальных интересов охватывает «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии» [3]. Технологический суверенитет, являясь характерной чертой становящейся модели ограниченно открытой экономики, неразрывно связан с построением и функционированием системы национальной безопасности. Сущность суверенитета, в том числе технологического, состоит в возможности беспрепятственной реализации соответствующего комплекса национальных интересов.
В нынешних условиях нестабильности внешней и внутренней среды на достижение национальных интересов накладываются определенные ограничения. Деструктивные внешние факторы через ряд опосредующих звеньев трансформируются во внутренние угрозы, что серьезно подрывает эффективность функционирования национальных экономик, систем государственного управления, существующих моделей и инструментов экономического развития [5]. Таким проявлением является неравномерность социально-экономического развития стран.
Развитие стратегии бюджетного финансирования ВПК РФ в условиях гибридного противостояния. В Стратегии национальной безопасности РФ сам термин национальной безопасности определяется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз. В связи с этим реализация национальных интересов должна находиться под постоянной, в том числе финансовой, защитой государства. Так, несмотря на все негативные внутренние и внешние факторы, расходы на обеспечение национальной обороны не могут подвергаться сокращению в силу их исключительного положения в достижении любого суверенитета страны.
Государственные расходы на федеральном уровне в Российской Федерации распределяются довольно неравномерно. Россия продолжала оставаться одним из немногих государств, которые по настоящее время наращивать военную мощь даже в период экономического спада. Военной отрасли уделяется большое внимание, и выделяются значительные средства из федерального бюджета.
Раздел 0200 «Национальная оборона» классификации расходов бюджетов включает расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.
В 2021 году расходы федерального бюджета по функциональному разделу «Национальная оборона» впервые с 2014 года опускаются ниже расходов по разделу «Национальная экономика». В отношении к ВВП оборонные расходы сократились до минимума с 2011 года. В 2021 году ассигнования на оборону планировались в объеме 3,11 трлн. руб. (14,5% от общих расходов бюджета), на национальную экономику – 3,37 трлн. руб. (15,7%). Стоит отметить, что в плановом периоде на 2021 год по разделу «Национальная экономика» было запланировано выделение средств на 400 млрд. руб. меньше, чем по разделу «Национальная оборона», однако в проекте бюджета на 2021 год и плановый период данный показатель был увеличен на полтриллиона рублей. Расходы на оборону, в свою очередь, в 2021 году сократились более чем на 100 млрд. руб. к плановым расходам и почти на 200 млрд. руб. по сравнению с 2020 годом.
В 2022 году ситуация выправилась и раздел «Национальная оборона» вновь вернул себе второе место по расходам федерального бюджета в финансовом эквиваленте, составив 3,5 трлн. руб., однако в отношении к ВВП процент продолжил падать – до 2,6% в 2022 и 2,5% в плановом периоде на 2023 и 2024 годы.
В такой ситуации бюджетирование подошло к 2022 году, но обострившаяся геополитическая обстановка, значительные расходы на проведение СВО заставили финансовый блок правительства существенно пересмотреть статью расходов на оборону не только на среднесрочный период, но и на 2022 год. В таблице 2 показаны расходы федерального бюджета в 2023-2025 гг. по разделу «Национальная оборона».
Таблица 2. Расходы федерального бюджета в 2023-2025 гг.
по разделу «Национальная оборона»
Наименования
разделов
|
2022 год
(оценка*)
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
| ||||||
Закон
№ 390-ФЗ |
Законопроект
|
Δ к закону, %
|
Закон
№ 390-ФЗ |
Законопроект
|
Δ к закону, %
|
Бюджетный прогноз**
|
Законопроект
|
Δ к Бюджетному прогнозу, %
| ||
1
|
2
|
3
|
4
|
5=4/3*100
|
6
|
7
|
8=7/6*100
|
9
|
10
|
11=10/9*100
|
ВСЕГО
|
27
614 091,0
|
25
241 076,0
|
29
055 564,3
|
115,1
|
26
354 401,3
|
29
432 476,4
|
111,7
|
26
040 016,2
|
29
243 748,6
|
112,3
|
Условно
утвержденные
|
|
631
026,9
|
|
|
1
317 720,1
|
735
811,9
|
|
|
1
462 187,4
|
|
%% к общему объему расходов
|
|
2,5
|
|
|
5,0
|
2,5
|
|
|
5,0
|
|
ВСЕГО (без
учета условно утвержденных)
|
27
614 091,0
|
24
610 049,1
|
29
055 564,3
|
118,1
|
25
036 681,3
|
28
696 664,5
|
114,6
|
26
040 016,2
|
27
781 561,1
|
106,7
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Национальная оборона
|
4 678
654,8
|
3
472 764,9
|
4
981 606,2
|
143,4
|
3
611 085,9
|
4
648 845,0
|
128,7
|
4
197 360,0
|
4
208 364,9
|
100,3
|
%% к ВВП
|
3,2
|
2,4
|
3,3
|
|
2,4
|
2,9
|
|
2,6
|
2,5
|
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно
утвержденных)
|
16,9
|
14,1
|
17,1
|
|
14,4
|
16,2
|
|
16,1
|
15,1
|
|
**в части базовых бюджетных ассигнований, распределенных по госпрограммам и непрограммным направлениям деятельности
Источник: [25].
Так, по оценке, расходы бюджета за 2022 год по разделу «Национальной обороны» составляют более 4,5 трлн. руб. или 3,2% ВВП, что на 1 трлн. руб. или 0,6% больше, чем принятые в проекте бюджета показатели. Необходимость такого увеличения обусловлена внешними факторами, а его возможность – увеличением общего объема расходной части бюджета на 4 трлн. руб. Таким образом, доля оборонных расходов в общем объеме бюджета составляет почти 17% против запланированных на 2022 год 15%.
Что касается 2023 и 2024 гг., то здесь стоит отметить, что в сравнении с плановыми показателями на указанные года, расходы на национальную оборону увеличились на 1,5 и 1 трлн. руб. соответственно.
На нынешний, 2023 год в проекте бюджета запланировано почти 5 трлн. руб., что составляет 3,3% ВВП и порядка 17% от общих расходов бюджета. Однако на плановый период в законопроекте предусмотрено снижение расходов по данному разделу. Это происходит несмотря на увеличение общего объема бюджета на 2024 год по сравнению с 2023 годом. Запланировано общее снижение расходов на оборонный сектор – по 1% от общих расходов бюджета в год, в то время как в показателях планового периода бюджета на 2022 год данный показатель имел тенденцию к росту.
Таким образом, существенное увеличение расходов бюджета по статье «Национальная оборона» в 2022 и 2023 гг. полностью отвечает вызовам времени, однако сложно разделить оптимизм составителей бюджетной росписи на 2024-2025 гг., когда финансирование оборонных расходов сокращается как в абсолютном, так и относительном выражении, несмотря на разнонаправленные тенденции в отношении наполняемости бюджета.
В нынешней ситуации на повестку дня выходят вопросы не только восполнения запасов вооружения, расходование которых происходит в зоне проведения СВО, но и увеличение числа армии и вооружения в целях защиты, в том числе и вновь присоединенных к России территорий. Очевидно, что решение этих вопросов потребует продолжительного количества времени и дополнительного финансирования. Данные стратегические цели сложно коррелируются с началом сокращения оборонного бюджета уже в следующем 2024 году.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения в 2023 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи является распределение зарезервированных в составе утвержденных статьей федерального бюджета. В статье 21 «Особенности исполнения федерального бюджета в 2023 году» проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в части, касающейся подраздела «Другие вопросы в области национальной обороны» раздела «Национальная оборона», указан ряд пунктов.
В подразделе «Другие вопросы в области национальной обороны» классификации расходов бюджетов отражены расходы на управление, разработку общей политики, бюджетов, связанных с обороной, оборонным заказом, а также расходы на вопросы национальной обороны, не отнесенные к другим подразделам. Часть расходов данного подраздела, как и всего раздела «Национальная оборона» находятся в засекреченных приложениях к федеральному бюджету.
Так, в рамках бюджетных ассигнований на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в объеме, согласно секретным приложениям к проекту бюджета выделяются средства по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны» раздела «Национальная оборона» на реализацию решений Президента и Правительства по обеспечению специального инфраструктурного проекта и отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, развития ОПК. Общий объём бюджетных средств, выделяемых на данное направление в разрезе нескольких бюджетных разделов, должен составить 100 млрд. руб. в 2023 году и порядка 140 млрд. руб. в 2024-2025 гг.
Увеличение финансирование раздела «Национальная оборона» способствует, с одной стороны, восполнению и увеличению запасов новейших видов вооружения, а, с другой стороны, открывает возможность для разработки новых передовых видов вооружения и для усовершенствования уже имеющихся, а успешная их апробация в рамках СВО позволяет потенциальным покупателям оценить вооружение в рамках реальных боевых действий.
В нынешней нестабильной ситуации на мировом энергетическом рынке все это способствует продвижению российского вооружения в мире, и способно приносить стране ощутимый доход. В связи с этим, сложно говорить о целесообразности как отставания оборонных расходов от общих расходов бюджета и ВВП, так и в принципе существенного снижения финансирования данной области, запланированного на плановый период 2024-2025 гг. Ведь не стоит забывать, что предприятия ВПК производят продукцию не только для обеспечения внутренних военных и оборонных нужд, выполняя государственный оборонный заказ, но и в рамках международных договоренностей для иностранных государств, поэтому в столь турбулентной геополитической и геоэкономической ситуациях передовое вооружение может стать единственной стабильной «валютой» на мировом рынке.
Заключение
Опираясь на представленные исследование, можно сделать вывод, что Российская Федерация, будучи мировой державой, уделяет особое внимание обеспечению собственной эффективной обороноспособности.
В условиях скатывания коалиции стран западного блока ко все более архаичным механизмам передела территорий и собственности, а также все более жесткой борьбы за приоритетное использование природных, энергетических и кадровых ресурсов на глобальном уровне, достижение национального (ровно, как и экономического и технологического) суверенитета возможно исключительно при переходе к суверенному развитию науки и технологий, главным образом, в оборонной сфере. И если еще несколько лет назад подобная стратегическая установка могла носить рекомендательный характер, то сегодня для России реализация данной стратегии является экзистенциальной задачей.
[1] SIPRI является аналитическим центром, основанным в 1966 году и занимающимся исследованиями конфликтов, вооружений, контроля над вооружением и разоружением.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/?ysclid=lnsxjj4935410590375 (дата обращения: 16.10.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальные сетевые ресурсы Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 16.10.2023).
4. Указ Президента Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Режим доступа: (дата обращения 16.10.2023)
5. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394.
6. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2193-2212.
7. Бракк Д. Г., Лещенко Ю.Г. Анализ показателей функционирования Группы ПАО «Газпром» в контексте воздействия на экологическую систему арктической зоны России // Развитие и безопасность. – 2023. – № 1(17). – c. 59-73.
8. Братченко А.И., Бутусов И.В., Романов А.А. О проблемах обеспечения технологической независимости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Военная мысль. – 2018. – № 6. – c. 25-35.
9. Военное производство предотвращает промышленный спад в России. [Электронный ресурс]. URL: https://zavtra.ru/blogs/voennoe_proizvodstvo_predotvrashaet_promishlennij_spad_v_rossii (дата обращения: 16.10.2023).
10. Глазкова В.В. Состояние и основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // E-Management. – 2021. – № 4. – c. 16-23.
11. Губин Б.В., Павлов В.И., Иванов Е.А. Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - Москва: Издательство Дело, 2005. – 895 c.
12. Караваева И. В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – c. 27-42.
13. Новые вызовы экономической безопасности России (обзор выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения. Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 3. – c. 177-193.
14. Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924.
15. Квинт В.Л., Новикова И.В., Алимурадов М.К., Сасаев Н.И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики // Управленческое консультирование. – 2022. – № 9(165). – c. 57-67.
16. Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития Российской экономики // Вестник поволжской академии государственной службы. – 2022. – № 5.
17. Лев М. Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614.
18. Министерство Финансов РФ. Бюджет для граждан. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/10/main/BDG_proekt_2022-2024.pdf (дата обращения: 16.10.2023).
19. Оборонные компании назвали основные трудности из-за новых санкций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/05/2022/628d1bf19a794772b1d3feca (дата обращения: 16.10.2023).
20. Оборонный марш. Мировые затраты на военные нужды бьют рекорды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5952361 (дата обращения: 16.10.2023).
21. Ольштынский Л.И. Нарастание военной угрозы и укрепление обороноспособности государства. опыт истории России // Военная мысль. – 2022. – № 4. – c. 67-78 .
22. Орешкин сравнил роль оборонки в экономике с США времен Второй мировой. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/06/2023/648c84bd9a7947a41e43274f (дата обращения: 16.10.2023).
23. Караваева И. В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676.
24. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Официальный сетевые ресурсы Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/68669 (дата обращения: 10.10.2023).
25. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 10.10.2023).
26. Сикачев Н. К., Лещенко Ю.Г. Санкционная политика в отношении России на уровне международных организаций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 775-792.
27. Сироткина А.И. Технологический суверенитет России и либеральная социально-экономическая система // Свободная мысль. – 2023. – № 1 (1697). – c. 65-78.
28. Снижение ВВП составило около двух процентов за 11 месяцев, заявил Мишустин. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221228/vvp-1841930300.html (дата обращения: 16.10.2023).
29. Караваева И. В., Казанцев С. В., Лев М. Ю., Коломиец А. Г., Быковская Ю. Г., Шафранская А. М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50.
30. Шафранская А. М. Обеспечение продовольственной безопасности в контексте социально-экономического развития России // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 10. – c. 75-77.
31. Эксперты РСПП назвали барьеры для импортозамещения в сфере ОПК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/12/2022/63989e559a79470f210f9901 (дата обращения: 16.10.2023).
32. Putin’s War Machine Helps Keep Russian Industry Humming. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-02-01/putin-s-war-machine-helps-keep-russian-industry-humming (дата обращения: 16.10.2023).
33. SIPRI: Россия вошла в пятерку лидеров по объемам военных расходов. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/04/26/sipri-rossiia-voshla-v-piaterku-liderov-po-obemam-voennyh-rashodov.html (дата обращения: 16.10.2023).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:22:17