Ренессанс российско-монгольского научно-технического сотрудничества в контексте задач обеспечения технологического суверенитета

Доржиева В.В.1, Дадабаева З.А.1
1 Институт экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется опыт российско-монгольского научно-технического сотрудничества на основе изучения нормативно-правовых документов, официальных информационно-аналитических и статистических материалов. Выделены основные цели и ключевые направления двустороннего экономического взаимодействия в области развития новых технологий, науки и образования. Также отражены проблемные зоны, ограничивающие возможности для формирования технологического суверенитета и расширения потенциала двусторонних отношений стран в научно-технической сфере в современных условиях. Россия и Монголия значительно отстают и сильно зависят от технологически развитых стран. Преодоление технологической зависимости национальной экономики является приоритетной задачей для обеих стран, что находит отражение в государственной политике. Возрождение интереса к научно-техническому сотрудничеству опирается на богатую историю двустороннего экономического взаимодействия и прослеживается в стратегических программных документах как на международном, так и на национальном уровнях. В настоящее время сотрудничество реализуется через совместные научно-исследовательские проекты в различных отраслях экономики, создание совместных научных центров и запуск новых научных и образовательных программ. Эти программы интересны для обеих стран, особенно в области атомной энергетики, добычи редкоземельных металлов, высокотехнологичной промышленности и цифровой экономики. Сформированные в статье современные профили научно-технических потенциалов России и Монголии на основе данных международных и национальных статистических организаций наглядно демонстрируют, в каком направлении можно продолжить двустороннее сотрудничество для эффективного развития экономик обеих стран.

Ключевые слова: российско-монгольское сотрудничество в научно-технической сфере, технологический суверенитет, научно-технологическое развитие, научно-технический потенциал, экспорт образовательных услуг, Россия, Монголия

JEL-классификация: O30, O31, O33, D83



Введение

В условиях современной международной нестабильности и стремительных технологических изменений, расширение научно-технического сотрудничества между Россией и Монголией становится критически важным для обеспечения устойчивого развития и инновационного роста. Обе страны значительно отстают от технологических лидеров и нуждаются в повышении конкурентоспособности своих экономик на глобальном рынке. Процесс российско-монгольского сотрудничества в научно-технической сфере можно назвать своеобразным ренессансом, основанным на богатой истории взаимодействия и учитывающим современные геополитические реалии.

Анализ существующей научной литературы, проведенных исследований, стратегических нормативных документов и программ сотрудничества показывает, что российско-монгольское научно-техническое сотрудничество является важной и актуальной темой, но требующей дальнейшего углубления. Однако в современной российско-монгольской историографии недостаточно работ, которые освещают вопросы финансирования научных исследований и разработок, институциональные барьеры и другие причины недостаточной публикационной активности российских и монгольских ученых. Мало внимания, в статьях уделено анализу влияния проблем получения высшего образования монгольскими гражданами в России и российскими гражданами в Монголии на уровень инновационного потенциала и, следовательно, на социально-экономическое развитие стран в принципиально новых геополитических и геоэкономических условиях (замедление глобализации, геополитическая фрагментация, санкционные и торговые войны). Этот пробел и предлагают заполнить авторы статьи, чтобы подчеркнуть актуальность этих проблем и необходимость совместного решения обеими странами.

В этой связи целью данной статьи является анализ достигнутых результатов и оценка перспектив перезагрузки российско-монгольского экономического взаимодействия России и Монголии в научно-технической сфере. Для достижения поставленной цели авторы: провели анализ приоритетных направлений российско-монгольского научно-технического взаимодействия, закрепленных в соглашениях о сотрудничестве и других стратегических программных документах; сформировали на основе данных официальной статистики актуальные профили научно-технического потенциала России и Монголии, которые отражают уровень научно-технологического и инновационного развития обеих стран; выявили актуальные совместные проекты в сфере науки и высшего образования, способствующие достижению целей экономического сотрудничества в научно-технической сфере.

Генезис развития российско-монгольского экономического сотрудничества в научно-технической сфере

Имея глубокие исторические корни российско-монгольское научно-техническое сотрудничество прошло через несколько ключевых этапов, в рамках которых подписывались разные соглашения о намерениях и направлениях сотрудничества, а также принимались стратегические программные документы. Условно эти этапы можно разделить на: 1920-1990 гг. – советский период; 1991-1999 гг. – переходный период; 2000-н.вр. – период ренессанса (возрождения).

Советский период (1920-1990) российско-монгольских отношений, в основе которых лежали Соглашение между Правительством РСФСР и Народным Правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией (5.11.1921) и целый ряд других соглашений, заложивших правовые основы двусторонних отношений на долгие годы и сыгравших важную роль в экономическом и научно-техническом развитии Монголии. В целом этот период характеризовался интенсивным взаимодействием в различных и областях науки, активной поддержкой со стороны СССР научных и образовательных инициатив в Монголии, что способствовало становлению и развитию национальных научных кадров и инфраструктуры, а также значительными событиями в экономической сфере. В этот период в Монголии при поддержке СССР были созданы Ученый комитет (1921), переименованный в 1930 г. в Комитет наук и получивший в 1961 г. статус Монгольской академии наук, Монгольский государственный университет (1942) и сеть общеобразовательных учреждений. В экономической сфере одними из главных совместных российско-монгольских проектов стали создание автотранспортной компании «Монголтранс» (1929), крупного промышленного комбината легкой промышленности в г. Улан-Батор (1934), Улан-Баторской железной дороги (1949), медно-молибденового горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» (1974) [14] (Orlova, 2021).

Практически все авторы [1, 7, 12, 19] (Aktamov, Grigorieva, 2022; Dzhagaeva, Eshchenko 2021; Mitin, 2014; Yusupova, 2022) едины во мнении, что основой для развития научных связей стала Российская Академия наук, выступив инициатором совместных исследований, обмена научными материалами, подготовки научных кадров и др.

В результате произошедших в России и Монголии радикальных политических и экономических изменений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. начался переходный период (1991-1999) в развитии научно-технического сотрудничества, которое после распада СССР существенно ослабло и возобновилось только после 1993 г. Именно в этот период Монголия стала активно развивать научные связи с другими странами, в рамках которых большое место стала занимать международная безвозмездная помощь и сотрудничество с научными и образовательными организациями Китая, Японии, Южной Кореи, а также с европейскими странами и США. России пришлось восстанавливать научное сотрудничество с Монголией в конкуренции с более технологически развитыми странами. В этот период курирование вопросов, связанных с научно-техническим сотрудничеством и укреплением экономических и научных связей между двумя странами, было возложено на Межправительственную российско-монгольскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, созданную 12 июля 1993 г. в рамках нового Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве [1].

Большинство авторов [1-3, 5, 13, 16, 18, 19] (Aktamov, Grigorieva, 2022; Baatbar, 1996; Batbayar, 2006; Nyamdolzhin, 2018; Tungalag, 2014; Enkhtuvshin, 2016, Yusupova, 2022) солидарны в том, что восстановление российско-монгольских двусторонних отношений стало важным фактором возобновления научно-технического взаимодействия, включая обмен технологиями, научной информацией и взаимными консультациями. Особенностью российско-монгольских научных связей в рассматриваемый период стало более широкое развитие регионального аспекта, а, именно, взаимодействие между научными организациями Монголии и приграничных российских регионов Сибири и Дальнего Востока.

Этап ренессанса (2000-2024 гг.) в развитии российско-монгольских отношений в научно-технической сфере начался с момента визита президента Путина В.В. в Монголию в 2000-м г., когда был дан новый импульс российско-монгольским отношениям, а, соответственно, исследованиям ученых. Монголия вновь становится одним из важных международных стратегических партнеров России, и государство поощряет развитие научных связей. На современном этапе в российско-монгольских политических и экономических отношениях, по мнению исследователей монголоведов, окончательно ушла идеологическая составляющая, они строятся исключительно на национальных интересах. Контакты в научно-технической сфере являются интегральной частью международных отношений в целом [18] (Enkhtuvshin, 2016, С.9). Вместе с тем сильное влияние на научно-техническое сотрудничество оказало обнуление в 2016 г. Россией прежних связей в экономической сфере, когда Госкорпорацией «Ростех» была осуществлена сделка по продаже 49% доли в совместных горнодобывающих предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет». В результате на данный момент одними из значимых российских активов, формирующим потенциал экономического влияния на Монголию, являются активы РЖД.

Ключевые аспекты российско-монгольского сотрудничества в области науки и образования сегодня определяются соглашениями и договорами между Российской академией наук и Академией наук Монголии [2], российскими и монгольскими научно-исследовательскими институтами, университетами, а также совместной грантовой программой Министерства образования, культуры и науки Монголии и Российского научного фонда. Важную роль в этом процессе также играют совместные проекты и программы, поддерживаемые государственными и частными структурами обеих стран и направленные на развитие передовых технологий и высокотехнологичных производств.

Однако, в экономической научной литературе в центре внимания исследований данного этапа в основном находятся торгово-экономические отношения и инвестиционное сотрудничество стран, сопоставление макроэкономических показателей, характеризующих общее состояние национальных экономических систем, проблемы управления (менеджмента), сырьевой характер внешней торговли стран. Так, к примеру, российские и монгольские исследователи отмечают чрезмерную сырьевую зависимость и отсутствие внешнеторговой диверсификации Монголии, а взаимодействие в научно-технической сфере затрагивают вскользь, либо внимание не уделяют [4, 8, 10, 15, 17] (Batsaikhan, 2023; Dorzhieva, 2024; Egorov, Belonogova, 2024; Samarukha V., Samarukha A., Dorzhieva, 2024; Shurubovich, Pylin, 2021).

В последние два года наблюдается возрождение на уровне правительств стран интереса к российско-монгольскому научно-техническому сотрудничеству в контексте обеспечения технологического суверенитета обеих стран. Для России, например, важным теоретическим базисом для понимания современных тенденций служит Концепция технологического развития России до 2030 года [3], определяющая стратегические направления достижения технологического суверенитета и приоритеты международного сотрудничества в данной сфере. Для Монголии – Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050» [4].

В качестве одного из ключевых направлений российско-монгольского экономического сотрудничества в научно-технической сфере являются создание совместных предприятий и реализация инвестиционных проектов в традиционных отраслях, предусматривающих разработку и внедрение передовых технологий Индустрии 4.0, среди которых можно отдельно выделить ядерные технологии, композитные материалы информационные технологии и применение возобновляемых источников энергии (Рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные отрасли российско-монгольского экономического сотрудничества России и Монголии

Figure 1. Priority sectors of Russian-Mongolian economic cooperation between Russia and Mongolia

Источник: составлено авторами по данным нормативно-правовых документов

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время российско-монгольское научно-техническое сотрудничество становится ключевым инструментом для решения общих задач и проблем, способствует расширению доступа к научной инфраструктуре обеих стран, повышению исследовательской репутации, усиливает инновационную ориентированность стран и, в конечном итоге, влияет на их дальнейший научно-технологический потенциал и его развитие.

Основные характеристики научно-технического потенциала: профили России и Монголии

В условиях технологической гонки за лидерство и поиска новых конкурентных преимуществ развитые и многие развивающиеся страны акцентируют свое внимание на укреплении научно-технического потенциала, повышении эффективности национальных инновационных систем, выработке государственной научно-технологической политики и соответствующих инструментов ее реализации [8, 9, 11] (Dorzhieva, 2022; Dorzhieva, 2024; Lenchuk, 2021). Россия и Монголия в научно-технологическом и инновационном аспекте серьезно уступают странам – технологическим лидерам. Так, например, в соответствии с последним отчетом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «Глобальный инновационный индекс 2023», доступным на момент написания этой статьи, в рейтинге GII-2023 [5].

- Россия заняла 51-е место, ухудшив свою позицию по сравнению с 2022 г. (47 место) и 2021 г. (45 место). Эксперты ВОИС отмечают, что в 2023 г. Россия добилась лучших результатов в инновационной деятельности, но показатели инновационных ресурсов все еще оставляют желать лучшего [6]. При этом наилучшие результаты страна по-прежнему показывает в области человеческого капитала и научных исследований.

- Монголия заняла 68-е место из 132 стран, улучшив свою позицию по сравнению с 2022 г. (71 место). Она, в отличие от России, признана самой быстроразвивающейся страной за последние десять лет. Монголия также занимает 13-е место в Восточной Азии и Океании [7]. В этом регионе тройку лидеров этого региона в области технологий и инноваций составляют Сингапур (5-е место в рейтинге GII-2023) [8], Южная Корея (10-е место) [9] и Китай (12-е место) [10].

Рассмотрим актуальные профили научно-технических потенциалов России и Монголии на основе данных международных и национальных статистических организаций.

Согласно информации Института статистики ЮНЕСКО [11], за 2016-2022 гг. по России ухудшились к 2023 г. все показатели, характеризующие уровень развития сферы исследований и разработок: доля затрат на НИОКР снизилась на 15,1 %: с 1,1 % ВВП в 2016 г. до 0,94 % в 2022 г.; численность исследователей на 1 миллион населения – на 8,9 %: с 2960 человек в 2016 г. до 2697 человек в 2022 г. В Монголии, несмотря на увеличение численности исследователей, также наблюдаются проблемы, связанные с недостаточным уровнем финансирования НИОКР, что ограничивает возможности для развития научных исследований и указывает на недостаточное внимание со стороны государства к финансированию исследований и разработок (Табл. 1).

Таблица 1

Показатели развития сектора исследований и разработок России и Монголии в 2016-2022 гг.

Table 1.

R&D Sector Development Indicators in Russia and Mongolia in 2016-2022

Страна
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Валовые внутренние расходы на НИОКР в процентах от ВВП
Россия
1,10
1,11
0,99
1,04
1,09
0,96
0,94
Монголия
0,18
0,13
0,10
0,09
0,13
0,10
0,09
Численность исследователей в эквиваленте на один миллион населения
Россия
2960,0
2825,5
2787,2
2749,5
2724,9
2675,6
2697,9
Монголия
н/д
н/д
н/д
н/д
332,2
680,3
533,6
Источник: составлено авторами по данным Института статистики ЮНЕСКО. https://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3684

Россия и Монголия значительно уступают странам-лидерам по патентной активности. Показательно, что на их долю стран, входящих в Топ-10, приходится 91,6 % от общего числа патентных заявок в мире (Рис.2).

Рисунок 2. Рейтинг ВОИС: Топ-10 стран мира по патентной активности, 2022

Figure 2. WIPO Ranking: Top 10 Countries in the World by Patent Activity, 2022

Источник: Отчет IP Facts and Figures // WIPO Statistics Database, March 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/en/ipfactsandfigures/patents (дата обращения: 19.11.2024).

Как видим на рис. 2 несмотря на то, что Россия заняла в 2022 г. десятое место в рейтинге Топ-10 стран, она значительно отстает от Китая (более чем в 60 раз), США (в 22 раза), Японии (в 10,8 раза) и Республики Корея (в 8,8 раза). Кроме этого, если посмотреть данный показатель в динамике, то в 2013-2022 гг. по России фиксируется значительное снижение патентной активности (рис. 3). В 2022 г. российские исследователи представили 26 924 заявки, что на 13,1% меньше, чем в предыдущем году, и на 26,1% меньше, чем в 2013 г.

Рисунок 3. Статистический профиль России по интеллектуальной собственности – патентные заявки, 2022

Figure 3. The Russian Federation’s Intellectual Property Statistical Country Profile – patent applications, 2022

Источник: Russian Federation: Intellectual property statistical country profile 2022 // WIPO statistics database, 12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/en/ru.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

Что касается Монголии, то в 2022 г. она практически достигла уровня 2013-2014 гг. (Рис. 4). При этом растет количество патентов, зарегистрированных за рубежом. Всего в 2022 г. монгольские исследователи подали 138 заявок на патенты, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем году. На протяжении многих лет по количеству зарегистрированных патентов в области промышленной техники и технологий лидирует Монгольский государственный университет науки и технологии: 145 патентов, 361 свидетельство об авторских правах и 10 товарных знаков [12]. Важно отметить, что ему также принадлежит большинство опубликованных статей в журналах, индексируемых в системе Scopus [5] (Bayarhu, 2015).

Рисунок 4. Статистический профиль Монголии по интеллектуальной собственности – патентные заявки, 2022

Figure 4. Mongolia Intellectual Property Statistical Country Profile – Patent Applications, 2022

Источник: Mongolia: Intellectual property statistical country profile 2022 // WIPO statistics database, 12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/en/mn.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

Однако, в Монголии рост количества исследователей и публикационной активности не привел к улучшению позиций страны в рейтинге SCImago Institutions Rankings. В 2023 г. Монголия заняла 115 место, опустившись с 113 позиции в 2019 г. Аналогичная ситуация по России, где также отмечается негативная тенденция по всем параметрам рейтинга SCImago Institutions Rankings: число публикаций ученых уменьшилось на 15,9 %, а в рейтинге 2023 г. страна переместилась с восьмого места в 2019 г. на двенадцатое (Табл. 2).

Таблица 2. Публикационная активность России и Монголии, 2019-2023 гг.

Table 2. Publication activity of the Russian Federation and Mongolia, 2019-2023

Страна
2019
2020
2021
2022
2023
Позиция в рейтинге мира (из 232)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 235)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Россия
8
127284
8
133884
8
135223
12
115902
12
107056
Монголия
113
648
117
718
117
899
116
899
115
964
Источник: составлено авторами по данным Scimago Journal & Country Rank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scimagojr.com/countryrank.php (дата обращения: 19.11.2024).

Проведенный анализ научно-технических потенциалов России и Монголии показывает, что обе страны сталкиваются с рядом проблем, связанных в т.ч. с недостаточными инвестициями в НИОКР, низкой инновационной активностью компаний, дефицитом квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры для взаимодействия науки и реального сектора экономики. Без устойчивого роста этих показателей сложно говорить о технологическом суверенитете обеих стран и повышении конкурентоспособности их экономик.

Как в России, так и в Монголии, чтобы повысить международную конкурентоспособность, создать благоприятные условия для активизации инновационной деятельности и выведению научно-технологических и производственных компетенций на новый качественный уровень, были разработаны и утверждены долгосрочные программы, определяющие стратегические цели и ключевые направления политики в области научно-технологического развития. Так, к примеру:

- в России развитие международного научно-технического сотрудничества является приоритетом стратегии научно-технологического развития. Эта стратегия направлена на формирование модели международного сотрудничества и интеграции в области научных исследований и разработок, которая позволит защитить национальные интересы страны, сохранить уникальность российской науки и повысить ее эффективность благодаря взаимовыгодному международному взаимодействию [13].

- в Монголии развитие международного научно-технического сотрудничества регулируется законодательством о государственной политике в сфере науки, инноваций и технологий [14]. В соответствии с ним Правительством Монголии совместно с ЮНЕСКО разработало Генеральный план развития науки и технологий Монголии на 2007-2020 гг. [15], а в 2020 г. была утверждена Программа развития национальной инновационной системы на период 2020-2024 гг. [16]. Цель этой программы – развитие инфраструктуры национальной инновационной системы, наращивание кадрового потенциала и поддержка развития научного, инновационного и промышленного сотрудничества. Согласно долгосрочному стратегическому плану и новой политике возрождения, Монголия стремится превратить г. Улан-Батор в центр развития инновационной экономики. Также планируется создание высокотехнологичных индустриальных парков и технопарков, которые будут сотрудничать с международными партнерами и обмениваться научными достижениями в различных областях с российскими исследовательскими и инновационными организациями [17].

Развитие российско-монгольских программ и проектов в сфере науки и высшего образования как направление научно-технического сотрудничества

Совершенствование нормативно-правовой основы научно-технического взаимодействия между Россией и Монголией нацелено на реализацию научных и образовательных проектов, обладающих спецификой и потенциалом, но обычно связанных друг с другом. Одним из важных факторов, способствующих активизации сотрудничества, стало подписание программы совместной деятельности между Министерством науки и высшего образования России и Министерством образования, науки и культуры Монголии на 2022-2024 годы (2021) [18]. Этот документ направлен на укрепление связей между научными учреждениями и университетами обеих стран, организацию совместных экспедиций, исследовательских проектов и конкурсов. Анализ поддержанных грантовых проектов за 2023–2024 гг. показывает, что основные направления исследований, которыми занимаются международные коллективы, включают изучение истории и экосистем России, Монголии и Китая, разработку наноструктур и новых алгоритмов, исследование истории возникновения жизни и расселения людей на Алтае, а также изучение истории развития культуры и религии [19]. Тогда как, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать внимание на разработке и внедрении передовых технологий Индустрии 4.0 и реализации совместных высокотехнологичных проектов в реальном секторе экономики.

Рассмотрим некоторые совместные инициативы, реализуемые в сфере науки и высшего образования:

Инициативы в сфере науки. Взаимодействие между Российской академией наук (РАН) и Академией наук Монголии (МАН) имеет большое значение для развития партнерства в научно-технической сфере. Это сотрудничество включает совместные фундаментальные и прикладные исследования, научно-исследовательские экспедиции, обмен учеными и специалистами, а также организацию научных мероприятий [20]. В 2019 г. было актуализировано Соглашение о научном сотрудничестве [21], в рамках которого каждые пять лет утверждаются программы и тематические планы научного сотрудничества между РАН и МАН.

В качестве примера долгосрочного научного сотрудничества можно привести международные проекты Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), созданном по инициативе России, в которых Монголия уже много лет участвует. В настоящее время в лабораториях ОИЯИ постоянно работает девять монгольских специалистов. Кроме этого, ежегодно проводятся совместные совещания, обмен учеными для выполнения совместных исследовательских проектов и образовательные программы. Партнерами ОИЯИ в Монголии традиционно выступают Комиссия по ядерной энергии при Правительстве Монголии, Академия наук Монголии, Институт физики и технологии МАН, Монгольский государственный университет науки и технологий, Центр ядерно-физических исследований Монгольского государственного университета науки и технологий [22].

Следующим положительным примером является грантовая поддержка совместных научных исследований, которая возобновилась в 2023 г. под эгидой Российского научного фонда и Монгольского фонда науки и технологии. В результате конкурсного отбора определены семнадцать совместных научных коллективов, которые будут осуществлять научные исследования на 2024-2026 гг., в т.ч. в области разработки физико-химических технологий, биотехнологий и цифровых технологий [23].

Инициативы в сфере образования. Развитие российско-монгольского научно-технического партнерства во многом зависит от системы подготовки квалифицированных специалистов, студенческих обменов и взаимного изучения языков и культуры. Россия играет важную роль для Монголии в подготовке профессионалов в сфере транспорта, строительства, легкой промышленности, сельского хозяйства, земельных отношений, горнодобывающей отрасли, образования и внешней экономической деятельности в российских вузах как на территории Российской Федерации, так и в самой Монголии. Сейчас между российскими и монгольскими образовательными организациями действуют более 230 документов о сотрудничестве [24]. Нормативно-правовая база в сфере образования для профессиональной деятельности на территории обеих стран закреплена в Соглашении о взаимном признании образования [25].

Помимо этого, формируются российско-монгольские университетские консорциумы для реализации сетевых совместных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области инженерии и технологий при участии промышленных и энергетических компаний России и Монголии. В качестве примера можно привести: Консорциум «Московские Университеты в Монголии», в который вошли Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»), Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Московский государственный университет леса [26]. Российско-Монгольский консорциум технических университетов, созданный в соответствии с Соглашением между НИУ «МЭИ» и Монгольским государственным университетом науки и технологии [27].

Исторически сложилось, что монгольские абитуриенты выбирают российское образование, и многие предпочитают учиться в России, несмотря на существование филиалов российских вузов в Монголии, например, таких как РЭУ им. Г. В. Плеханова и Иркутский государственный университет путей и сообщений [6] (Beregovaya, Bobrova, Yurchenko, 2023). Монгольских студентов привлекает высокое положение российских вузов в международных рейтингах (хотя в последнее время ситуация ухудшилась) и относительно низкая стоимость обучения, особенно для тех, кто не смог воспользоваться квотами. В 2023 г. стоимость обучения в России составляла в среднем 184 500 руб. Например, в США стоимость обучения достигала 30 000 долл. в год (примерно 3 млн руб.). Согласно официальным данным, к 2023 г. количество монгольских студентов, окончивших российские вузы, превысило 60 тысяч человек [28]. Ежегодно Правительство РФ предоставляет гарантированное количество бюджетных мест для обучения монгольских абитуриентов в высших учебных заведениях страны, постепенно увеличивая их число (Рис. 5).

Рисунок 5. Динамика предоставленных квот для монгольских абитуриентов в российских вузах

Figure 5. Dynamics of quotas provided for Mongolian applicants in Russian universities

Источник: составлено по данным Минобрнауки России

На рис. 5 видно, что с 2004 г. количество финансируемых Россией мест постепенно увеличивается, и к 2024 г. количество квот выросло в 3,1 раза. В 2022–2023 учебном году образовательные квоты для граждан Монголии составляли 600 мест, в 2021–2022 гг. – 550 мест, а в 2017–2018 гг. – 450 мест [29]. Также наблюдается положительная динамика в количестве монгольских студентов, обучающихся в российских вузах на контрактной основе [30].

Наиболее популярными направлениями среди монгольских студентов являются медицина, юриспруденция, международные отношения, экономика. Как отметила руководитель Россотрудничества в Монголии Кильпякова В.В.: «для Монголии большее значение имеют сельскохозяйственные специальности, сейчас аграрная и животноводческая сферы экономики испытывают огромный дефицит кадров» [31]. Увеличивается количество желающих пройти обучение по направлению «Психология». В последние годы все более популярными становятся IT и инженерные направления.

Строительство и последующий запуск газопровода «Союз Восток» увеличат спрос на специалистов в области электроэнергетики, нефтегазового дела и автоматизации технологических процессов. Например, Томский политехнический университет (ТПУ) планирует начать принимать и обучать студентов из Монголии по этим направлениям уже в 2024–2025 гг. [32]. При активном участии Русского дома в г. Улан-Батор ТПУ подготовил более 300 монгольских специалистов. Кадровые потребности для газопровода, маршрут которого проходит через территорию Монголии, могут возникнуть в ближайшее время, предоставляя монгольской молодежи возможность получить престижные и востребованные профессии [33].

* * *

Российско-монгольское научно-техническое сотрудничество, как показало проведенное исследование, является важным элементом для укрепления технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности обеих стран в условиях глобальных экономических вызовов. Преодоление технологической зависимости национальных экономик является первоочередной задачей для России и Монголии и находит отражение в государственной политике и стратегических программных документах. Важную роль в активизации национальных инновационных систем и внедрении передовых технологических достижений играют совместные проекты и программы, реализуемые в различных технологических областях (космические технологии, возобновляемые источники энергии, информационные технологии, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, медицина, гуманитарные и технические науки).

[1] Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 г. // Правовой департамент МИД России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48322/ (дата обращения: 19.11.2024).

[2] Распоряжение президиума Российская академия наук «О сотрудничестве Российской академии наук с Академией наук Монголии» № 10107-629 от 06.07.2011 // РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=8176890a-52d1-461f-9f07-2f2ad919f1af (дата обращения: 19.11.2024).

[3] Концепция технологического развития на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 19.11.2024).

[4]«Алсын хараа – 2050» Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого [Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050»]. [Vision-2050” long-term development policy of Mongolia (In Mong.)]. [Электронный ресурс]. URL: http://vision2050.gov.mn (accessed 26.08.2024).

[5] Глобальный инновационный индекс 2023 // Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/ (дата обращения: 19.11.2024).

[6] Russian Federation ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/russian-federation (дата обращения: 19.11.2024).

[7] Mongolia ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/mongolia (дата обращения: 19.11.2024).

[8] Singapore ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/singapore (дата обращения: 19.11.2024).

[9] Republic of Korea ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/republic-of-korea (дата обращения: 19.11.2024).

[10] China ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/china (дата обращения: 19.11.2024).

[11] Институт статистики ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: https://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3684 (дата обращения: 19.11.2024).

[12] ОЮУНЫ ӨМЧ // ШУТИС, Эрдэм шинжилгээний мэдээллийн нэгдсэн систем. [Интеллектуальная собственность, Интегрированная научно-информационная система Монгольского государственного университета науки и технологий] [Электронный ресурс]. URL: https://research.must.edu.mn/page/15 (дата обращения: 19.11.2024).

[13] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28.02.2024 №145. // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (дата обращения: 19.11.2024).

[14] Шинжлэх ухаан, технологийн тухай. Монгол Улсын Их Хурлын, 2006. [Закон Монголии «О науке и технологиях»]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/94 (дата обращения: 19.11.2024).

"Инновацийн Тухай" Хууль. Монгол Улсын Их Хурлын, 2012. [Закон Монголии «Об Инновации»]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/8668 (дата обращения: 19.11.2024).

[15] Монгол улсын засгийн газрын тогтоол «Шинжлэх ухаан, технологийг 2007-2020 онд хөгжүүлэх мастер төлөвлөгөөний тухай», 3 января 2007 г. [Science And Technology Master Plan Of Mongolia 2007-2020. Ministry of Education, Culture, Science and Sports, retrieved on January 9, 2020]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/5604/2/202222 (дата обращения: 19.11.2024).

[16] Правительство Монголии утвердило программу развития национальной инновационной системы на 2020-2024 гг. // Синьхуа. 29.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.news.cn/2020-01/29/c_138741691.htm (дата обращения: 19.11.2024).

[17] «Алсын хараа – 2050» Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого [Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050»]. [Vision-2050” long-term development policy of Mongolia (In Mong.)].: [Электронный ресурс]. URL: http://vision2050.gov.mn (accessed 19.11.2024).

[18] Россия и Монголия договорились о сотрудничестве в сфере науки и высшего образования до 2024 года // Минобрнауки России, 16.12.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/45091/ (дата обращения: 19.11.2024).

[19] Научный фонд РФ и Минобр Монголии поддержали 17 проектов российских и монгольских ученых // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: tass.ru (дата обращения: 19.11.2024).

[20] Распоряжение президиума Российская академия наук «О сотрудничестве Российской академии наук с Академией наук Монголии» № 10107-629 от 06.07.2011 // РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=8176890a-52d1-461f-9f07-2f2ad919f1af (дата обращения: 19.11.2024).

[21] Академии наук Монголии и России подписали Соглашение о научном сотрудничестве // Монголия сейчас. 07.09.2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mongolnow.com/akademii-nauk-mongolii-i-rossii-podpisali-soglashenie-o-nauchnom-sotrudnichestve/ (дата обращения: 19.11.2024).

[22] Государства-члены Объединенного института ядерных исследований // ОИЯИ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jinr.ru/posts/map_maps/mongoliya/ (дата обращения: 19.11.2024).

[23] Перечень поддержанных проектов по итогам конкурса по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (MES) // Российский научный фонд (РНФ), 8 мая 2024г. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/upload/iblock/49f/a66jkt924orlrytj077rpdrx9dqw0iz1.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

[24] Россия и Монголия развивают образовательное сотрудничество и подготовку высококвалифицированных кадров // Минобрнауки России. 26.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73453/ (дата обращения: 19.11.2024).

[25] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях // Бюллетень международных договоров, 2006, №12. 62с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/46208/ (дата обращения: 19.11.2024).

[26] Образовательный центр МЭИ в Монголии // НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mpei.ru/internationalactivities/jubilee/form/edu-mongolia/Pages/default.aspx (дата обращения: 19.11.2024).

[27] Российско-монгольский консорциум технических университетов // НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mpei.ru/internationalactivities/partnership/Pages/rmktu.aspx (дата обращения: 19.11.2024).

[28] Монгольские студенты на российской стипендии. Двустороннее сотрудничество в образовании и науке [Электронный ресурс]. URL: https://babr24.com/?IDE=251627 02.10.2023 (дата обращения:19.11.2024).

[29] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).

[30] Россия и Монголия развивают образовательное сотрудничество и подготовку высококвалифицированных кадров // Минобрнауки России. 26.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73453/ (дата обращения: 19.11.2024).

[31] Баатырев Э. Россия в поисках монгольских студентов: о ежегодном форуме российских вузов в Улан-Баторе // Babr24 [Электронный ресурс]. URL: https://babr24.com/?IDE=251879 (дата обращения: 19.11.2024).

[32] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).

[33] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).


Источники:

1. Актамов И.Г., Григорьева Ю.Г. Сотрудничество России и Монголии в научно-гуманитарной сфере: основные вехи (к столетию установления дипломатических отношений) // Монголоведение (Монгол судлал). – 2022. – № 1. – c. 65-82. – doi: 10.22162/2500-1523-2022-1-65-82.
2. Баатбар Б. XX зууны Монгол, нуудэл суудал, гарз, олз [Монголия в XX в. кочевничество, потери, выгоды]. - Улаанбаатар: Улсын гэрэл зургийн газар, 1996. – 532 c.
3. Батбаяр Ц. Монгол ба их гурнууд ХХ зууны эхний хагас [Монголия и великие державы в первой половине XX века]. - Улаанбаатар, 2006.
4. Батсайхан И. Монголия и Россия: перспективные направления экономического и инновационного сотрудничества // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 3(1365). – c. 125-134. – doi: 10.36871/ekup.p.r.2023.03.01.012.
5. Баярхуу Г. Проблемы регулирования инновационной деятельности в Монголии // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 2(97). – c. 232-236.
6. Береговая О.А., Боброва А.С., Юрченко М.А. Развитие российско-монгольского сотрудничества в сфере высшего образования на современном этапе // Дискурс. – 2023. – № 5. – c. 86-97. – doi: 10.32603/2412-8562-2023-9-5-86-97.
7. Джагаева О.А., Ещенко Ю.Г. Советско-монгольское научное сотрудничество в 1920-х – начале 1950-х гг // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2021. – № 3(68). – c. 72-78. – doi: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-072-078.
8. Доржиева В.В. Научно-технологический контур: основные характеристики, институциональные условия и факторы формирования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1199-1210. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114213.
9. Доржиева В.В. Новая индустриализация промышленного комплекса Монголии как национальный приоритет стратегии. / В сборнике: Монголо-российские экономические отношения: текущие проблемы и новые возможности. - М.: ИЭ РАН, 2024. – 198 c.
10. Егоров В.Г., Белоногова А.А. Российско-монгольские отношения: новый этап // Геоэкономика энергетики. – 2024. – № 1. – c. 61-79. – doi: 10.48137/26870703_2024_25_1_61.
11. Ленчук Е. Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – № 4. – c. 72-91. – doi: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5.
12. Митин В.В. Научные связи СССР и МНР в 1920-1950 гг. Академия наук СССР и Монгольский ученый комитет // Метаморфозы истории. – 2014. – № 5. – c. 111-133.
13. Нямдолжин А. Монгол-Оросын боловсролын салбарын хамтын ажиллагаа, хэтийн төлөв [Монголо-российское сотрудничество в области образования и его перспективы] // Олон улс судлал. – 2018. – № 1(108). – c. 41-51. – doi: 10.5564/jis.v0i1.1121.
14. Орлова К.В. Россия – Монголия: век дружбы и сотрудничества (к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений) // Oriental Studies. – 2021. – № 5. – c. 888-899. – doi: 10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899.
15. Самаруха В., Самаруха А., Доржиева В. Новые реалии экономического сотрудничества России и Монголии // Общество и экономика. – 2024. – № 7-8. – c. 137-147. – doi: 10.31857/S0207367624070101.
16. Тунгалаг Д. Үндэсний эдийн засгийн аюлгүй байдалын онол, практийн зарим асуудал. [Теория национальной экономической беспомощности, некоторые практические проблемы]. - УБ.: Тагнуулын Ерөнхий Газар, 2014. – 281 c.
17. Шурубович А.В., Пылин А.Г. Роль России в экономике и внешнеторговых связях Монголии в современных условиях // Эко. – 2021. – № 4(562). – c. 172-192. – doi: 10/30680/ECO0131-7652-2021-4-172-192.
18. Энхтувшин Б. Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки. / В сборнике: Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика и наука. Т. 6. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2016. – 17-25 c.
19. Юсупова Т.И. Российско-монгольское научное сотрудничество в 1920–1960-е годы: особенности, контексты, персоналии к 100-летию ученого комитета Монголии // Вестник Российской академии наук. – 2022. – № 3. – c. 275-286. – doi: 10.31857/S0869587322030112.

Страница обновлена: 25.12.2024 в 10:11:07