Институты развития: новые приоритеты и вклад в обеспечение импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности
Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Доржиева В.В. Институты развития: новые приоритеты и вклад в обеспечение импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 789-800. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121443.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925474
Аннотация:
В России трансформация системы институтов развития в последние пять лет была связана с увязкой их целей деятельности с национальными целями развития и адаптацией государственных инструментов (мер, механизмов) поддержки реального сектора экономики к новым условиям и требованиям, в т.ч. связанных с санкционными ограничениями и необходимостью ускоренного импортозамещения и формирования технологического суверенитета в стратегически значимых отраслях, в т.ч. в фармацевтической промышленности. В этой связи стали очевидны с одной стороны, оправданность реформирования институтов развития и реализуемой в России политики импортозамещения в фармацевтической промышленности, а с другой – недостаточность достигнутых результатов, проявившихся в условиях усиления внешних ограничений. В статье проводится анализ изменений в целях и приоритетах деятельности институтов развития в связи с принятием документов, регламентирующих новую технологическую политику. Также в исследовании определены поддерживаемые институтами развития проекты фармацевтических компаний, которые могут быть включены в реестр/таксономию проектов технологического суверенитета.
Ключевые слова: институты развития, фармацевтическая промышленность, импортозамещение, проекты технологического суверенитета, приоритеты технологического развития
JEL-классификация: L32, L65, F51
Введение
В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию особую важность приобретает экономическая политика, ориентированная на обеспечение технологического суверенитета в стратегически значимых отраслях экономики [17]. В перечень приоритетных направлений по обеспечению формирования технологического суверенитета вошла и фармацевтическая промышленность, особенностью которой является то, что в отрасли, технологически отстающей от западных стран, очень медленно складывается слой инновационных производств [6, 7, 25] (Dorzhieva, 2023). Как следствие, необходима активизация технологической модернизации фармацевтической промышленности, требующей выработки целостной отраслевой политики и системы преференций, позволяющих ускорить создание собственного независимого от импорта производства лекарств по «полному циклу»: от научных разработок до производства готовых лекарственных препаратов. Объективная необходимость решения этой чрезвычайно сложной задачи требует и значительный объем инвестиций. Это указывает на важность участия в данном процессе финансовых институтов развития.
Следует отметить, что вопросы трансформации институтов развития в осуществлении экономической политики государства, их способности устранять провалы рынка, стимулировать экономический рост и инновационное развитие, а также оказывать содействие в обеспечении международной кооперации и сотрудничества были исследованы, например, в публикациях [13, 16, 22] (Nikitskaya, 2022; Lenchuk, 2022; Tyurina, 2024). Особенности текущего состояния российской фармацевтической отрасли и перспектив ее развития были отражены в публикациях [4, 9, 12, 25] (Gusev, Yurevich, 2024; Ivanova, Mammadyarov, 2022; Kuzminov, Simachev, 2023).
События последних двух лет показали, что проводимая политика импортозамещения и перенастройка приоритетов деятельности институтов развития оказались стратегически важными решениями экономической политики правительства. Вместе с тем, текущая геополитическая обстановка требует принципиально новых решений в научно-технологической и промышленной сфере. Введенные ограничения на инвестиции и экспорт технологий в Россию обуславливают необходимость при крайне ограниченных финансовых возможностях выработки четкого механизма реализации проектов технологического суверенитета.
В этой связи представляется необходимым изучение целей и приоритетов деятельности институтов развития на соответствие национальным новым целям технологического развития. Цель исследования – обобщить роль и вклад институтов развития в реализацию инвестиционных проектов по модернизации отечественных производств лекарственных препаратов, обеспечению импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности.
Результаты и обсуждение
В период с 2023 по 2024 год был принят ряд ключевых нормативных документов в научно-технологической и промышленной сферах, которые определили новые цели и приоритеты развития фармацевтической промышленности до 2030 года [11, 20, 21]. Также был разработан законопроект о технологической политике, в котором представлены нововведения по адаптации системы институтов развития для реализации проектов в соответствии с технологическими приоритетами [18]. Рисунок 1 показывает сравнительный анализ новых приоритетов деятельности институтов развития и условий финансирования проектов технологического суверенитета, определенных нормативными документами.
Рис. 1 Новые приоритеты деятельности институтов развития и их роль в финансировании проектов технологического суверенитета
Источник: составлено автором по [11, 18]
Как видим, правительством в рамках технологической политики технологического суверенитета предполагается «перенастройка» деятельности институтов развития с учетом новых задач технологического развития российской экономки. Этот курс прослеживается и в Указе Президента №309 [23], где одной из национальных целей предусматривается достижение технологического лидерства в фармацевтической сфере.
В свете новых задач, стоящих перед институтами развития, важно провести анализ текущего портфеля проектов, пересмотреть существующие меры поддержки и способы взаимодействия между институтами развития (такие как «бесшовность» и «инновационный лифт»). Также необходимо оценить уровень участия частного сектора, включая сотрудничество с крупными компаниями, в реализации поддерживаемых проектов и работе самих институтов развития. В последние десятилетия в России создавалась достаточно широкая система институциональных структур и организаций, целью которых является поддержка участникам процесса на всех стадиях инновационного цикла (от фундаментальных и прикладных исследований – НИОКР – до внедрения в производство) в целях формирования «бесшовного» контура всех действующих мер и механизмов стимулирования инновационной деятельности [24].
Схематично сформированную инфраструктуру взаимодействия институтов развития с участниками процесса по формированию устойчивого технологического суверенитета можно представить в виде линейной последовательности этапов жизненного цикла инноваций и переходов конкретных проектов от одного фонда к другому (Рис. 2).
Рис. 2. Взаимодействие институтов развития с участниками процесса по формированию устойчивого технологического суверенитета
Источник: Интерпретировано по [16] (Nikitskaya, 2022)
Рассматривая деятельность ключевых финансовых институтов развития в публикациях [8, 13] (Dorzhieva, 2023; Lenchuk, 2022), на которые делалась ставка с точки зрения активизации процессов структурной модернизации, инновационного развития и импортозамщения, к сожалению, приходится констатировать, что до сих пор институты развития были непродуктивны, а реализуемые ими инновационные проекты буксовали, в т.ч. в результате наличия «разрывов» в связке между наукой и промышленностью. Задача построения экосистемы национальной инновационной системы «замкнутого цикла» остается нерешенной. Отчасти, из-за отсутствия развитой промышленности, предъявляющей внутренний спрос на инновационные разработки и/или проекты технологического суверенитета. По сути, нет гарантии, что они не будут плохо реализовываться и в будущем. Не получились и попытки воссоздать полный цикл инновационного процесса внутри госкорпораций, несмотря на плотную кооперацию с фундаментальными и прикладными исследовательскими центрами, сильными корпоративными НИОКР и производственными площадками в отсутствие мощной национальной промышленности и масштабных проектов структурно-технологической индустриализации не дали ощутимого экономического результата в достижении технологической независимости.
Возможно, деятельность институтов развития может быть улучшена благодаря изменению технологических приоритетов в соответствии с новым экономическим курсом страны на технологическое лидерство, когда эти приоритеты должны быть сосредоточены на ВЭБ.РФ, который является национальным институтом развития и координатором большинства других институтов развития. Это позволит ему использовать собственные инвестиционные ресурсы, управленческие навыки, финансовую и экспертную поддержку других институтов, а также государственное финансирование для решения научно-технологических задач, определенных стратегиями и отраслевыми государственными программами [24].
Новый механизм государственной поддержки, введенный в 2023 г., – таксономия проектов технологического суверенитета, который направлен на расширение инструментов, предоставляемых финансовыми институтами развития, предполагает сформировать пакет из 10-15 приоритетных проектов для начала на базе проектов, уже имеющихся в институтах развития на разных стадиях реализации. Потребность в инвестициях таких проектов в фармацевтической промышленности, по оценкам ВЭБ.РФ, составляет более 900 млрд. руб. [1]. Этот механизм должен был помочь бизнесу в реализации крупных инвестиционных проектов полного цикла с привлечением заемного капитала. Однако, согласно информации от Торгово-промышленной палаты России, за два года реализации нового механизма общий объем инвестиций в рамках таксономии, направленных на реализацию мегапроектов, составил только 315 млрд. руб., что значительно отличается от ожидаемых показателей ВЭБ.РФ в размере 5–10 трлн руб. и от ожиданий Банка России и Минэкономразвития России, составлявших 10 трлн руб. [5].
Рассмотрим несколько примеров, реализуемых при поддержке и сопровождении ВЭБ.РФ, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Фонда развития промышленности (ФРП), Сколково и других институтов развития инвестиционных проектов в фармацевтической промышленности, в т.ч. реализуемых в рамках политики импортозамещения:
- создание новых производств современных биотехнологических лекарственных препаратов на базе фармацевтического холдинга «Национальная Иммунобиологическая Компания» (АО «Нацимбио»), созданного в 2013 г. госкорпорацией «Ростех». На производственных площадках АО «Нацимбио» выпускается порядка 70% вакцин Национального календаря профилактических прививок [15], а в настоящее время становится единственным поставщиком централизованных закупок иммунобиологических препаратов для Национального календаря профилактических прививок (НКПП) [14];
- активно реализуемый РФПИ (дочка ВЭБ.РФ) инвестиционный проект по разработке, производству и продвижению на зарубежные рынки антиковидных вакцин «Спутник V» и «Спутник Лайт», а также диагностических тест-систем EMG для выявления коронавирусной инфекции и лекарственного препарата «Авифавир» для ее лечения. В настоящее время использование вакцины «Спутник V» разрешено в более чем 70 государствах мира, где проживает свыше 4 млрд человек – это составляет более половины населения мира [19];
- создание производств фармацевтических субстанций с общим бюджетом порядка 180 млрд руб. [3] и лекарственных препаратов во взаимодействии с ФРП. Только в рамках Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года с 2015 года ФРП поддержал 171 проект, объем выданных льготных займов составил 43,6 млрд руб. [2].
Следует отметить, что для фармацевтических компаний наибольший интерес представляют программы займов ФРП, например: Проекты развития; Лизинг, комплектующие изделия, Формирование компонентной и ресурсной базы Производительность труда, конверсия и маркировка лекарственных средств. Одним из базовых инструментов поддержки инвестиционных проектов Фонда является предоставление льготного заемного (от 1% до 5%) финансирования на создание, модернизацию и развитие современных, технологичных, конкурентоспособных промышленных производств.
В таблице 1 представлены основные характеристики инвестиционных проектов фармацевтических компаний, поддержанных ФРП и получивших наибольшее количество займов. Эти компании включают АО «Р-Фарм» (пять займов на общую сумму 2,3 млрд. руб.), ООО «Завод Медсинтез» (пять займов на сумму 942,2 млн. руб.) и ООО «Велфарм» (четыре займа на сумму 1,4 млрд. руб.). Займы были предоставлены в рамках финансовой поддержки стратегии «Фарма-2020» в период с 2015 по 2021 год.
Таблица 1
Российские производители фармацевтической продукции, получивших наибольше количество займов ФРП в рамках «Фарма-2020»
Источник: составлено автором по [10]
В целом вклад институтов развития в фармацевтическую отрасль заключается в государственной инициации финансовой поддержки рисковых инновационных проектов с последующим или одновременным вовлечением частного капитала. Вместе с тем на практике все государственные меры поддержки, в т.ч. в фармацевтической промышленности, действуют разрозненно, а в отсутствие на федеральном уровне структуры, аналогичной существующим госкорпорациям в других стратегически важных отраслях (таких как ГК «Ростех», ГК «Росатом» и др.), которая отвечала бы за реализацию программных документов и развитие фармацевтической индустрии, снижает их эффективность. Ни одно из ведомств (Минздрав России, Минпромторг России, Минобрнауки России, Росздравнадзор и др.) формально не отвечает за эту сферу в полном объеме, чтобы в рамках возложенных на них полномочий и функций регулирования обеспечивать интересы государства в фармацевтической отрасли, а значит обеспечить выполнение задач по обеспечению технологического суверенитета фармацевтической промышленности [10].
Заключение
В соответствии с новой технологической политикой определены новые цели и приоритеты деятельности институтов развития. Институты развития становятся неотъемлемым элементом и инструментом, обеспечивающим реализацию государственной политики по формированию технологического суверенитета в ключевых и критически значимых секторах реального сектора экономики, к которым относится и фармацевтическая промышленность. В рамках мер, осуществляемых институтами развития и государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на достижение технологического суверенитета, акцент смещается с привлечения частных инвестиций на использование заемных средств. Среди известных проектов, реализуемых при поддержке ВЭБ.РФ и других институтов развития, которые могут быть включены в реестр/таксономию проектов технологического суверенитета, можно выделить строительство фармацевтических заводов, разработку и производство противоковидных вакцин и лекарств, а также организацию выпуска активных фармацевтических субстанций на различных предприятиях.
Источники:
2. Гайва Е. Минпромторг: С 2022 года в России открыли более 10 фармпроизводств для импортозамещения. Российская газета. 28.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/09/28/minpromtorg-s-2022-goda-v-rossii-otkryli-bolee-10-farmproizvodstv-dlia-importozameshcheniia.html (дата обращения: 20.07.2024).
3. Гордеева К. ВЭБ.РФ помогает фармкомпаниям в реализации проектов на 180 млрд рублей. Ведомости. 16 октября 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/kapital/money/articles/2023/10/16/1000918-vebrf-pomogaet-farmkompaniyam (дата обращения: 20.07.2024).
4. Гусев А.Б., Юревич М.А. Фармацевтический суверенитет России: проблемы и пути достижения // Terra Economicus. – 2023. – № 3. – c. 17-31. – doi: 10.18522/2073-6606-2023-21-3-17-31.
5. Долженков А. Суверенитет под микроскопом. Монокль. 8.07.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://monocle.ru/monocle/2024/28/suverenitet-pod-mikroskopom/ (дата обращения: 20.07.2024).
6. Доржиева В.В. Развитие сектора исследований и разработок фармацевтической промышленности в условиях международных антироссийских санкций // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2269-2282. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119770.
7. Доржиева В.В. Фармацевтическая промышленность: последствия влияния международных санкций и результаты перезагрузки на технологическую независимость // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5595-5604. – doi: 10.18334/epp.13.12.120006.
8. Доржиева В.В., Ильина С.А. Финансовые институты развития как фактор структурной модернизации экономики. / Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2020. – 65 c.
9. Иванова Н.И., Мамедьяров З.А. Специфика развития российской фармацевтической отрасли // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 1(53). – c. 248-255. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-15.
10. Как обеспечивалась программа «Фарма 2020». GxP News. 19.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://gxpnews.net/2022/01/kak-obespechivalas-programma-farma-2020/ (дата обращения: 20.07.2024).
11. Концепция технологического развития на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 20.07.2024).
12. Кузьминов Я. И. и др. Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра: Аналитический доклад НИУ ВШЭ. / Я. И. Кузьминов, Ю. В. Симачев, М. Г. Кузык [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2023. – 272 c.
13. Ленчук Е.Б. и др. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы. / монография / под ред. Е.Б. Ленчук, Н.Ю. Ахапкина, В.И. Филатова [и др.]. - СПб.: Алетейя, 2022. – 276 c.
14. «Нацимбио» назначили единственным поставщиком вакцин на 2024-2025 годы. Vademec. 1.03.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://vademec.ru/news/2024/03/01/natsimbio-naznachili-edinstvennym-postavshchikom-vaktsin-na-2024-2025-gody-/ (дата обращения: 20.07.2024).
15. «Нацимбио»: 10 лет на страже здоровья. Ростех. 28.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rostec.ru/news/natsimbio-10-let-na-strazhe-zdorovya/ (дата обращения: 20.07.2024).
16. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Намгалаури А.Н. Адаптационные механизмы активизации инновационного процесса // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 785-802. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114461.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444820/ (дата обращения: 20.07.2024).
18. Проект федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142132 (дата обращения: 20.07.2024).
19. РФПИ объединяет лучшие российские и мировые технологии для борьбы с коронавирусной инфекцией. Рфпи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rdif.ru/COVID-19/ (дата обращения: 20.07.2024).
20. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28.02.2024 № 145. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (дата обращения: 20.07.2024).
21. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.06.2023 № 1495-р. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/ (дата обращения: 20.07.2024).
22. Тюрина Ю.Г. Роль институтов развития в механизме стимулирования инновационных процессов // Аудиторские ведомости. – 2024. – № 1. – c. 183-188. – doi: 10.24412/1727-8058-2024-1-183-188.
23. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=9 (дата обращения: 20.07.2024).
24. Экономика научно-технологического прорыва и суверенитета: Межведомственная рабочая группа по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию; Институт исследований и экспертизы ВЭБ: научный доклад. - Москва: РУДН, 2024. – 140 c.
25. Экономика России в условиях новых вызовов: от адаптации к развитию: Доклад. / Отв. ред. М.Ю. Головнин, Е.Б. Ленчук. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 132 c.
Страница обновлена: 30.09.2024 в 22:23:21