Институты развития: новые приоритеты и вклад в обеспечение импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности

Доржиева В.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Доржиева В.В. Институты развития: новые приоритеты и вклад в обеспечение импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121443.



Введение

В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию особую важность приобретает экономическая политика, ориентированная на обеспечение технологического суверенитета в стратегически значимых отраслях экономики [17]. В перечень приоритетных направлений по обеспечению формирования технологического суверенитета вошла и фармацевтическая промышленность, особенностью которой является то, что в отрасли, технологически отстающей от западных стран, очень медленно складывается слой инновационных производств [6, 7, 25] (Dorzhieva, 2023). Как следствие, необходима активизация технологической модернизации фармацевтической промышленности, требующей выработки целостной отраслевой политики и системы преференций, позволяющих ускорить создание собственного независимого от импорта производства лекарств по «полному циклу»: от научных разработок до производства готовых лекарственных препаратов. Объективная необходимость решения этой чрезвычайно сложной задачи требует и значительный объем инвестиций. Это указывает на важность участия в данном процессе финансовых институтов развития.

Следует отметить, что вопросы трансформации институтов развития в осуществлении экономической политики государства, их способности устранять провалы рынка, стимулировать экономический рост и инновационное развитие, а также оказывать содействие в обеспечении международной кооперации и сотрудничества были исследованы, например, в публикациях [13, 16, 22] (Nikitskaya, 2022; Lenchuk, 2022; Tyurina, 2024). Особенности текущего состояния российской фармацевтической отрасли и перспектив ее развития были отражены в публикациях [4, 9, 12, 25] (Gusev, Yurevich, 2024; Ivanova, Mammadyarov, 2022; Kuzminov, Simachev, 2023).

События последних двух лет показали, что проводимая политика импортозамещения и перенастройка приоритетов деятельности институтов развития оказались стратегически важными решениями экономической политики правительства. Вместе с тем, текущая геополитическая обстановка требует принципиально новых решений в научно-технологической и промышленной сфере. Введенные ограничения на инвестиции и экспорт технологий в Россию обуславливают необходимость при крайне ограниченных финансовых возможностях выработки четкого механизма реализации проектов технологического суверенитета.

В этой связи представляется необходимым изучение целей и приоритетов деятельности институтов развития на соответствие национальным новым целям технологического развития. Цель исследования – обобщить роль и вклад институтов развития в реализацию инвестиционных проектов по модернизации отечественных производств лекарственных препаратов, обеспечению импортозамещения и технологического суверенитета в фармацевтической промышленности.

Результаты и обсуждение

В период с 2023 по 2024 год был принят ряд ключевых нормативных документов в научно-технологической и промышленной сферах, которые определили новые цели и приоритеты развития фармацевтической промышленности до 2030 года [11, 20, 21]. Также был разработан законопроект о технологической политике, в котором представлены нововведения по адаптации системы институтов развития для реализации проектов в соответствии с технологическими приоритетами [18]. Рисунок 1 показывает сравнительный анализ новых приоритетов деятельности институтов развития и условий финансирования проектов технологического суверенитета, определенных нормативными документами.

Рис. 1 Новые приоритеты деятельности институтов развития и их роль в финансировании проектов технологического суверенитета

Источник: составлено автором по [11, 18]

Как видим, правительством в рамках технологической политики технологического суверенитета предполагается «перенастройка» деятельности институтов развития с учетом новых задач технологического развития российской экономки. Этот курс прослеживается и в Указе Президента №309 [23], где одной из национальных целей предусматривается достижение технологического лидерства в фармацевтической сфере.

В свете новых задач, стоящих перед институтами развития, важно провести анализ текущего портфеля проектов, пересмотреть существующие меры поддержки и способы взаимодействия между институтами развития (такие как «бесшовность» и «инновационный лифт»). Также необходимо оценить уровень участия частного сектора, включая сотрудничество с крупными компаниями, в реализации поддерживаемых проектов и работе самих институтов развития. В последние десятилетия в России создавалась достаточно широкая система институциональных структур и организаций, целью которых является поддержка участникам процесса на всех стадиях инновационного цикла (от фундаментальных и прикладных исследований – НИОКР – до внедрения в производство) в целях формирования «бесшовного» контура всех действующих мер и механизмов стимулирования инновационной деятельности [24].

Схематично сформированную инфраструктуру взаимодействия институтов развития с участниками процесса по формированию устойчивого технологического суверенитета можно представить в виде линейной последовательности этапов жизненного цикла инноваций и переходов конкретных проектов от одного фонда к другому (Рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействие институтов развития с участниками процесса по формированию устойчивого технологического суверенитета

Источник: Интерпретировано по [16] (Nikitskaya, 2022)

Рассматривая деятельность ключевых финансовых институтов развития в публикациях [8, 13] (Dorzhieva, 2023; Lenchuk, 2022), на которые делалась ставка с точки зрения активизации процессов структурной модернизации, инновационного развития и импортозамщения, к сожалению, приходится констатировать, что до сих пор институты развития были непродуктивны, а реализуемые ими инновационные проекты буксовали, в т.ч. в результате наличия «разрывов» в связке между наукой и промышленностью. Задача построения экосистемы национальной инновационной системы «замкнутого цикла» остается нерешенной. Отчасти, из-за отсутствия развитой промышленности, предъявляющей внутренний спрос на инновационные разработки и/или проекты технологического суверенитета. По сути, нет гарантии, что они не будут плохо реализовываться и в будущем. Не получились и попытки воссоздать полный цикл инновационного процесса внутри госкорпораций, несмотря на плотную кооперацию с фундаментальными и прикладными исследовательскими центрами, сильными корпоративными НИОКР и производственными площадками в отсутствие мощной национальной промышленности и масштабных проектов структурно-технологической индустриализации не дали ощутимого экономического результата в достижении технологической независимости.

Возможно, деятельность институтов развития может быть улучшена благодаря изменению технологических приоритетов в соответствии с новым экономическим курсом страны на технологическое лидерство, когда эти приоритеты должны быть сосредоточены на ВЭБ.РФ, который является национальным институтом развития и координатором большинства других институтов развития. Это позволит ему использовать собственные инвестиционные ресурсы, управленческие навыки, финансовую и экспертную поддержку других институтов, а также государственное финансирование для решения научно-технологических задач, определенных стратегиями и отраслевыми государственными программами [24].

Новый механизм государственной поддержки, введенный в 2023 г., – таксономия проектов технологического суверенитета, который направлен на расширение инструментов, предоставляемых финансовыми институтами развития, предполагает сформировать пакет из 10-15 приоритетных проектов для начала на базе проектов, уже имеющихся в институтах развития на разных стадиях реализации. Потребность в инвестициях таких проектов в фармацевтической промышленности, по оценкам ВЭБ.РФ, составляет более 900 млрд. руб. [1]. Этот механизм должен был помочь бизнесу в реализации крупных инвестиционных проектов полного цикла с привлечением заемного капитала. Однако, согласно информации от Торгово-промышленной палаты России, за два года реализации нового механизма общий объем инвестиций в рамках таксономии, направленных на реализацию мегапроектов, составил только 315 млрд. руб., что значительно отличается от ожидаемых показателей ВЭБ.РФ в размере 5–10 трлн руб. и от ожиданий Банка России и Минэкономразвития России, составлявших 10 трлн руб. [5].

Рассмотрим несколько примеров, реализуемых при поддержке и сопровождении ВЭБ.РФ, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Фонда развития промышленности (ФРП), Сколково и других институтов развития инвестиционных проектов в фармацевтической промышленности, в т.ч. реализуемых в рамках политики импортозамещения:

- создание новых производств современных биотехнологических лекарственных препаратов на базе фармацевтического холдинга «Национальная Иммунобиологическая Компания» (АО «Нацимбио»), созданного в 2013 г. госкорпорацией «Ростех». На производственных площадках АО «Нацимбио» выпускается порядка 70% вакцин Национального календаря профилактических прививок [15], а в настоящее время становится единственным поставщиком централизованных закупок иммунобиологических препаратов для Национального календаря профилактических прививок (НКПП) [14];

- активно реализуемый РФПИ (дочка ВЭБ.РФ) инвестиционный проект по разработке, производству и продвижению на зарубежные рынки антиковидных вакцин «Спутник V» и «Спутник Лайт», а также диагностических тест-систем EMG для выявления коронавирусной инфекции и лекарственного препарата «Авифавир» для ее лечения. В настоящее время использование вакцины «Спутник V» разрешено в более чем 70 государствах мира, где проживает свыше 4 млрд человек – это составляет более половины населения мира [19];

- создание производств фармацевтических субстанций с общим бюджетом порядка 180 млрд руб. [3] и лекарственных препаратов во взаимодействии с ФРП. Только в рамках Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года с 2015 года ФРП поддержал 171 проект, объем выданных льготных займов составил 43,6 млрд руб. [2].

Следует отметить, что для фармацевтических компаний наибольший интерес представляют программы займов ФРП, например: Проекты развития; Лизинг, комплектующие изделия, Формирование компонентной и ресурсной базы Производительность труда, конверсия и маркировка лекарственных средств. Одним из базовых инструментов поддержки инвестиционных проектов Фонда является предоставление льготного заемного (от 1% до 5%) финансирования на создание, модернизацию и развитие современных, технологичных, конкурентоспособных промышленных производств.

В таблице 1 представлены основные характеристики инвестиционных проектов фармацевтических компаний, поддержанных ФРП и получивших наибольшее количество займов. Эти компании включают АО «Р-Фарм» (пять займов на общую сумму 2,3 млрд. руб.), ООО «Завод Медсинтез» (пять займов на сумму 942,2 млн. руб.) и ООО «Велфарм» (четыре займа на сумму 1,4 млрд. руб.). Займы были предоставлены в рамках финансовой поддержки стратегии «Фарма-2020» в период с 2015 по 2021 год.

Таблица 1

Российские производители фармацевтической продукции, получивших наибольше количество займов ФРП в рамках «Фарма-2020»

Источник: составлено автором по [10]

В целом вклад институтов развития в фармацевтическую отрасль заключается в государственной инициации финансовой поддержки рисковых инновационных проектов с последующим или одновременным вовлечением частного капитала. Вместе с тем на практике все государственные меры поддержки, в т.ч. в фармацевтической промышленности, действуют разрозненно, а в отсутствие на федеральном уровне структуры, аналогичной существующим госкорпорациям в других стратегически важных отраслях (таких как ГК «Ростех», ГК «Росатом» и др.), которая отвечала бы за реализацию программных документов и развитие фармацевтической индустрии, снижает их эффективность. Ни одно из ведомств (Минздрав России, Минпромторг России, Минобрнауки России, Росздравнадзор и др.) формально не отвечает за эту сферу в полном объеме, чтобы в рамках возложенных на них полномочий и функций регулирования обеспечивать интересы государства в фармацевтической отрасли, а значит обеспечить выполнение задач по обеспечению технологического суверенитета фармацевтической промышленности [10].

Заключение

В соответствии с новой технологической политикой определены новые цели и приоритеты деятельности институтов развития. Институты развития становятся неотъемлемым элементом и инструментом, обеспечивающим реализацию государственной политики по формированию технологического суверенитета в ключевых и критически значимых секторах реального сектора экономики, к которым относится и фармацевтическая промышленность. В рамках мер, осуществляемых институтами развития и государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на достижение технологического суверенитета, акцент смещается с привлечения частных инвестиций на использование заемных средств. Среди известных проектов, реализуемых при поддержке ВЭБ.РФ и других институтов развития, которые могут быть включены в реестр/таксономию проектов технологического суверенитета, можно выделить строительство фармацевтических заводов, разработку и производство противоковидных вакцин и лекарств, а также организацию выпуска активных фармацевтических субстанций на различных предприятиях.


Страница обновлена: 22.07.2024 в 12:08:37