Региональный аспект технологического суверенитета – приоритетные векторы развития
Савченко Е.Е.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Савченко Е.Е. Региональный аспект технологического суверенитета – приоритетные векторы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 5105-5120. – doi: 10.18334/epp.14.9.121551.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162103
Аннотация:
Одним из базовых элементов достижения национальных целей развития, укрепления конкурентоспособности страны на мировом рынке разделения труда является обладание технологическим суверенитетом. Это сложное и многогранное понятие, формирующее действия государственного управления в зависимости от поставленных целей, стратегий, приоритетов развития. С этих позиций современные подходы укрепления национального технологического суверенитета, требуют методически обоснованных планируемых направлений развития.
Исследованы теоретические представления определения рассматриваемого понятия, государственное нормативно-правовое регулирование реализации «Концепции технологического развития на период до 2030 г.», с выделением двух основных форм обеспечения технологического суверенитета - исследования, разработка и внедрение сквозных технологий, и производство, на их основе, высокотехнологичной продукции.
Изучены показатели инновационной активности бизнеса, реализации инвестиционных проектов, численности персонала, объемов затрат на исследования и разработки в стране, что позволило сделать вывод о применении экстенсивной модели развития экономики России. Отмечено, что текущий уровень развития национальной экономики характеризуется ограниченным уровнем «технологического суверенитета».
Изложен краткий анализ ключевых причин, влияющих на существенное снижение технологического суверенитета.
Рассмотрены пути реализации концепции промышленного суверенитета, включая расширение области применения венчурных инвестиций и формирование региональных промышленных центров «глубокой специализации».
Статья представляет интерес для специалистов органов государственной власти и управления, занимающихся вопросами инвестиционной и инновационной политики
Ключевые слова: суверенитет, технологический суверенитет, региональная специфика экономики, конкурентные преимущества, стартап, фаундер стартапов, венчурный рынок
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение. Обязательным условием стабильного и поступательного развития любого государства, его конкурентоспособности на глобальном рынке капиталов, на позиционировании страны в мировом разделении труда, является обладание технологическим суверенитетом. Понятие «суверенитет» является очень емким и имплементируется в различные области развития государства. Одно из определений «суверенитета» (через нем. Souveränität от фр. Souveraineté [1] — это верховная власть, верховенство, господство [2]), suprema potestas [3] — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти [4]. Дополнительно имеется определение, что «суверенитет» (Souveraineté, suprema potestas) — верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе [3]. На начало XX столетия, с точки зрения международного права, «суверенитетом» было абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и право вступать с другими государствами во всевозможные соглашения [3]. Для обозначения этого понятия также используется термин государственный суверенитет [7] для отличия от понятий национального и народного суверенитета [9]. Учитывая рассмотрение термина «суверенитет» прежде всего в области государственного строительства, использование понятия «технологического суверенитета» как одного из основных элементов, обеспечивающих «государственный суверенитет», представим наиболее известные определения используемых терминов:
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права [15].
В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально присущим любой нации. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [6]. Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [14].
Согласно «Концепции технологического развития на период до 2030 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р, «технологический суверенитет» – это наличие в стране критических сквозных технологий, собственных линий разработки и условий производства продукции, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать национальных целей и реализовывать национальные интересы. Технологический суверенитет обеспечивается проведением научных исследований, разработкой и внедрением технологий, и, в итоге, – производством высокотехнологичной продукции. При этом созданию новых отраслей, рабочих мест и экономическому росту способствует внедрение зеленых технологий. (17 августа 2023, 10:50 / Наука и технологии; Технологический суверенитет и климатическая повестка: вызовы или возможности? Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова).
Научный пробел. Определяя «технологический суверенитет» одним из средств достижения национальных целей развития, ограничения негативного влияния турбулентных внешних факторов на экономику страны, большую гибкость для встраивания национальной экономики в глобальные процессы разделения труда, а также возможность внутренней генерации процессов «новой экономики» (в области новых материалов, микроэлектроники, зеленой энергетике, искусственного интеллекта, системотехники и др.), возникает проблема определения ключевых факторов требующих государственного регулирования, приоритетности реализуемых на федеральным и региональным управлением мероприятий и определение достигнутого уровня технологического суверенитета.
Цель исследования. Целью исследования является определение методических подходов к выработке приоритетных направлений государственного регионального регулирования при реализации концепции технологического развития на территории Российской Федерации и ее субъектов.
Научная новизна заключается в разработке государственных программ использования конкурентных преимуществ отдельных региональных производителей товаров и услуг, с обязательным реинвестированием получаемых дополнительных доходов в их развитие, с целью повышения специализации регионов, развития предпринимательской деятельности и более эффективного расходования низкого по объему национального рынка высококвалифицированного труда.
Авторская гипотеза. В современной научной литературе не выработано единого понимания и определения понятия «технологический суверенитет». Научная полемика, рассматривающая технологической суверенитет как одной, так и различных сфер экономических наук не позволяет определить и использовать критерии его достижения. В целях определения эффективности региональной политики промышленного развития исследуется влияние различных факторов на определение уровня технологического суверенитета.
Методология исследования построена на диалектическом методе познания, изучении взаимодействия внешних и внутренних особенностей деятельности современных предприятий.
Основная часть. Текущий уровень развития национальной экономики характеризуется ограниченным уровнем «технологического суверенитета», усиливаются тенденции технологического отставания от наиболее индустриально развитых стран, технологическая деградация производственных систем, обусловленная критической зависимостью от импортного оборудования и резким сокращением текущих поставок технологического оборудования, что существенно затрудняет реализацию программы по диверсификации экономики РФ. Реализация инвестиционных проектов в период с 2000г. по 2022г. недостаточно стимулировала локализацию машиностроительных производств и развитие научно-технологических центров по разработке передовых технологий. По показателю уровня инновационной активности бизнеса Российская Федерация отстает от большинства наиболее развитых стран, в 2021 году его величина составила 11,9 процента, в то время как в Канаде -79,3 процента, Федеративной Республике Германии - 68,8 процента, Соединенных Штатах Америки - 64,7 процента, Французской Республике - 54,8 процента, Японии - 54,2 процента, Великобритании - 47,3 процента, Китайской Народной Республике - 40,8 процента [2]. Индикатор, характеризующий инновационную активность бизнеса в Российской Федерации, существенно отстает от наиболее крупных экономик стран ЕС, так в 2021 году удельный вес инновационных товаров (услуг) в общем объеме отгруженных товаров (услуг) в Российской Федерации составил 5 %, в то время как в европейских странах превысил 15 %. [3] «Концепция технологического развития на период до 2030 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р п.
Основной причиной перечисленных негативных тенденций в экономике, является попытка национальной экономики встраиваться в мировую экономику на условиях «глобальных игроков», то есть возможность масштабного присутствия отечественных компаний на мировых рынках только с определенной нишевой номенклатурой товаров с минимальной добавленной стоимостью и долей высококвалифицированного труда, при этом в странах основных потребителей глобально снижается себестоимость производства за счет низкой стоимости сырья, полученная дополнительная рента капитализируется в технологическое развитие стран экспортёров. Результат данной экономической модели привел к исключительно экстенсивной форме развития экономики России за счет масштабирования природной ренты ресурсными отраслями, полученные структурные деформации национальной экономики отрицательно влияют на развитие инновационного сектора, потенциальные возможности глубокой локализации высокотехнологических производств в сотрудничестве с зарубежными партнерами по объективным причинам реализованы в недостаточном объеме. Производной причиной описанных негативных проявлений в экономике, является низкий по объему национальный рынок высококвалифицированного труда, как следствие массовый отток ценных сотрудников за рубеж [9]. Ввиду финансовых ограничений отечественных университетов в сравнении с зарубежными ведущими университетами, сотрудничающими с крупными мировыми корпорациями, генерация передовых технологий, а также носителей критически важных компетенций, недостаточна для закрытия потребности национальной экономики. Как пример масштаба развития предпринимательской деятельности, генерируемой мировыми научно-образовательными центрами по количеству успешно работающих фаундеров стартапов приведена статистика за 2021 г., что значительно превышает количество работающих фаундеров стартапов в сравнении с ведущими отечественными университетами (рисунок 1).
*Источник: Количество фаундеров стартапов за 2021 г. среди выпускников бакалаврских программ предпринимательских университетов / Журнал Атомный эксперт. Экосистемы в вакууме НАУКА / #4-5_2022 /Н. Андреева / «Атомный эксперт» по данным агентства PitchBook (2021) https://atomicexpert.com/ecosystems_in_a_vacuum (дата обращения 05.08.2024 г.)
Рисунок 1 – Количество фаундеров стартапов за 2021 г. среди выпускников бакалаврских программ предпринимательских университетов, чел.
В целях более объективной характеристики сложившейся ситуации необходимо отметить, что количество занятого персонала исследованиями и разработками (в эквиваленте полной занятости), а также объем внутренних затрат на исследования и разработку в расчете по паритету покупательской способности Российская Федерация уверенно занимает 5-е и 9-е место соответственно в мировом рейтинге, а количество программ, стимулирующих развитие стартап проектов, в том числе на площадках университетов за последние 3-и года увеличилось (таблица 1-2).
Таблица 1 – Страны – лидеры по численности персонала, занятого исследованиями и разработками (в эквиваленте полной занятости), 2019*
Страна
|
Персонал, занятый исследованиями и
разработками (в эквиваленте полной занятости)
|
Из них исследователи
| ||||||
позиция страны
|
тыс. человеко-лет
|
позиция страны
|
на 10 000
занятых в экономике |
позиция страны
|
тыс. человеко-лет
|
позиция страны
|
на 10 000
занятых в экономике | |
Китай
|
1
|
4800,8
|
43
|
56
|
1
|
2109,5
|
49
|
24
|
США**
|
2
|
1554,9
|
33
|
98
|
2
|
1554,9
|
18
|
98
|
Япония
|
3
|
903,4
|
22
|
130
|
3
|
681,8
|
19
|
98
|
Россия
|
4
|
753,8
|
30
|
106
|
6
|
400,7
|
34
|
56
|
Германия
|
5
|
734,2
|
15
|
162
|
4
|
449,5
|
17
|
99
|
Индия
|
6
|
553,0
|
63
|
12
|
7
|
341,8
|
62
|
7
|
Республика Корея
|
7
|
525,7
|
5
|
194
|
5
|
430,7
|
1
|
159
|
Великобритания
|
8
|
486,1
|
17
|
148
|
8
|
317,5
|
20
|
97
|
Франция
|
9
|
463,7
|
13
|
163
|
9
|
314,1
|
10
|
110
|
Италия
|
10
|
355,4
|
20
|
140
|
11
|
160,6
|
33
|
63
|
Бразилия
|
11
|
316,5
|
53
|
34
|
10
|
180,0
|
53
|
19
|
Тайвань
|
12
|
271,6
|
1
|
236
|
12
|
159,2
|
5
|
138
|
Испания
|
13
|
231,4
|
29
|
114
|
14
|
144,0
|
29
|
71
|
Канада
|
14
|
229,2
|
25
|
122
|
13
|
158,9
|
24
|
85
|
Иран
|
15
|
183,9
|
38
|
76
|
17
|
119,0
|
37
|
49
|
** Данные о численности исследователей в эквиваленте полной занятости (данные о численности персонала, занятого ИР) в США не публикуются.
*** Источник Экспресс-информация «Наука, Технологии, Информация» Институт статистических исследований и экономики знаний https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/482453595.pdf (дата обращения 05.08.2024 г.)
Россия по состоянию на 2019 г. стабильно входит в десятку лидеров и по численности ключевой для науки категории персонала – исследователей. Тем не менее в последние годы данный показатель стабильно снижался (на фоне позитивного тренда практически во всех ведущих странах, особенно в Китае и США), в результате чего страна переместилась с 4-й на 6-ю позицию, пропустив вперед еще Германию и Республику Корея Экспресс-информация «Наука, Технологии, Информация» Институт статистических исследований и экономики знаний https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/482453595.pdf (дата обращения 05.08.2024 г.).
Таблица 2 – Страны – лидеры по объему внутренних затрат на исследования и разработки в расчете по паритету покупательной способности национальных валют, 2019*
Страна
|
Внутренние затраты на исследования и
разработки
| |||||
в расчете по паритету покупательной
способности
национальных валют |
к валовому внутреннему продукту
|
в расчете на 1 исследователя (в
эквиваленте полной занятости)
| ||||
позиция страны
|
млрд долл.
|
позиция страны
|
проценты
|
позиция страны
|
тыс. долл.
| |
США
|
1
|
657,5
|
9
|
3,07
|
2
|
390,7
|
Китай
|
2
|
525,7
|
14
|
2,23
|
10
|
249,2
|
Япония
|
3
|
173,3
|
5
|
3,24
|
9
|
254,1
|
Германия
|
4
|
147,5
|
8
|
3,18
|
3
|
328,2
|
Республика Корея
|
5
|
102,5
|
2
|
4,64
|
14
|
238,0
|
Франция
|
6
|
72,8
|
15
|
2,19
|
15
|
231,7
|
Индия
|
7
|
58,7
|
45
|
0,65
|
32
|
171,8
|
Великобритания
|
8
|
56,9
|
22
|
1,76
|
26
|
179,3
|
Россия
|
9
|
44,5
|
37
|
1,04
|
44
|
111,1
|
Тайвань
|
10
|
44,0
|
3
|
3,50
|
7
|
276,4
|
Италия
|
11
|
38,8
|
26
|
1,45
|
13
|
241,3
|
Бразилия
|
12
|
36,3
|
34
|
1,16
|
17
|
225,1
|
Канада
|
13
|
29,3
|
24
|
1,54
|
25
|
185,5
|
Испания
|
14
|
24,9
|
31
|
1,25
|
30
|
172,8
|
Турция
|
15
|
24,2
|
35
|
1,06
|
27
|
178,9
|
*** Источник Экспресс-информация «Наука, Технологии, Информация» Институт статистических исследований и экономики знаний https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/482453595.pdf (дата обращения 05.08.2024 г.)
Несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению темпов инновационно ориентированного экономического роста, как меры по восстановлению технологического суверенитета, ограниченность отечественного венчурного рынка останавливает процессы долгосрочного финансирования высокотехнологических инвестиционных проектов, потенциально имеющих повышенные риски. Значительные расходы на научно-исследовательские работы, рост государственного финансирования акселерационных программ студенческого предпринимательства не конвертируются в проекты, доведенные до стадии опытно-промышленных образцов или запуск промышленного производства из-за отсутствия механизма планового получения финансовых потерь в первую очередь компаниям с государственным участием. Попытка решения этой ключевой проблемы реализована в «Концепции технологического развития на период до 2030 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р, где определен «принцип признания права на риск, допускающий возможность недостижения запланированных результатов технологических работ, включая научно-исследовательские работы, при отсутствии умысла в таком недостижении». Зарубежная практика, когда крупные и средние корпорации финансируют значительное количество стартап проектов, в том числе из университетской среды, при этом получая результат до 10-15% успешно реализованных проектов, по 85-90% проектам фиксируют убытки, должна быть заимствована как на отечественных университетских площадках, так и на иных площадках, генерирующих подобные инвестиционные продукты. Подтверждением правильности подобного подхода является динамика развития «умной экономики», в основу которой были интегрированы стартап проекты (рисунок 2).
*Источник Савченко, Е. Е. Платформа университетского технологического предпринимательства как инновационный инструмент развития региональной экономики в условиях суверенизации РФBaikal Research Journal. – 2023. – Т. 14, № 3. – С. 882-895. – DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3) .882-895.
Рисунок 2 – Динамика изменения удельного веса «умной экономики» в структуре мировой экономики за 1980-2020 год, % [8]
Исходя из определения «технологический суверенитет», наличия базовых составляющих, таких как доступность образования, уровень заработной платы, обеспеченность ресурсами, перечисленные показатели в Российской Федерации имеют приемлемый уровень. Лидерство по ресурсному обеспечению в сочетании с 5-м местом в мире по количеству студентов (рисунок 3), а так же невысокий уровень средней заработной платы (рисунок 4) формирует потенциал конкурентоспособной национальной экономики, который необходимо реализовать с учетом специфики экономики страны и ее регионов.
*Источник Рейтинг стран по количеству студентов обучающихся в стране в 2022 году / Ведомости, 13 марта 2023, https://www.vedomosti.ru/society /articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (дата обращения 05.08.2024 г.)
Рисунок 3 – Рейтинг стран по количеству студентов обучающихся в стране в 2022 год, чел.
По итогам 2022 г. Россия занимает 6-е место в мире по количеству иностранных студентов, привлекая к обучению 6% от общего числа «мобильных студентов», следует из данных исследовательского проекта Project Atlas, который распространяет сопоставимые данные о мобильности студентов, а также проводит исследования по академической миграции и интернационализации высшего образования (Журнал Ведомости / 13.03.2023 г. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov).
*Источник Студенческая плотность, количество студентов на тысячу человек в 2022 году / Ведомости, 13 марта 2023, https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (дата обращения 05.08.2024 г.)
Рисунок 3 – Студенческая плотность, количество студентов на 1000 человек в 2022 году, %
Стоит отметить, что зарплаты в России продолжают расти второй год подряд. Согласно данным Росстата, в период с января по май 2024 года среднемесячная начисленная заработная плата россиян увеличилась на 10,1% по сравнению с предыдущим годом. В мае номинальный размер составил почти 86,4 тыс. рублей (ТАСС 31.07.2024 г. https://tass.ru/ekonomika/ 21500137).
Наибольшее увеличение зарплат наблюдается в строительном секторе — рост составил 36%, и средняя зарплата здесь достигла 85 305 рублей в месяц, согласно данным специалистов «Авито Работы». Далее по темпам роста следуют (ТАСС 06.02.2024 г. https://tass.ru/ekonomika/19908197):
- автомобильная отрасль — 86 183 рубля в месяц (+16%);
- транспорт и логистика — 80 681 рубль в месяц (+15%);
- фитнес и салоны красоты — 64 161 рубль в месяц (+14%);
- производство, сырьевой сектор и сельское хозяйство — 64 588 рублей в месяц (+14%).
Рост зарплат в этих сферах обусловлен нехваткой рабочей силы.
Кроме того, Всемирный банк обновил классификацию стран по уровню душевого валового национального дохода на 2024 финансовый год (с 1 июля 2023 года по 30 июня 2024 года). Россия была переведена в категорию стран с высокими доходами, где доход на душу населения превышает 14 тыс. долларов. Ранее банк относил Россию к странам с доходом выше среднего. Перевод России в новую категорию объясняется увеличением оборонных расходов, восстановлением активности в торговле и финансовом секторе, а также ростом в строительной отрасли. (Журнал Коммерсант / Экономика 02.07.2024 г. https://www.kommersant.ru/doc/ 6805117).
Кроме того, по данным Росстата, уровень бедности в России находится на исторически низком уровне: за чертой бедности (с месячным доходом до 14 339 рублей) проживают 13,5 миллиона россиян, что составляет 9,3% от общего числа населения. При этом уровень безработицы в России в июне 2024 года снизился до рекордных 2,4%, по сравнению с 2,6% месяцем ранее (TАСС 06.03.2024 г. https://tass.ru/obschestvo/20175053).
*Источник Рейтинг стран по уровню среднемесячной заработной платы в долларах США / https://www.nur.kz/nurfin/economy/2057533-zarplaty-v-shveytsarii-i-kazahstane-sravnili-eksperty / Numbeo.com (дата обращения 05.08.2024 г.)
Рисунок 5 – Рейтинг стран по уровню среднемесячной заработной платы, январь 2024, в долларах США
Учитывая реализуемые мероприятия по восстановлению технологического суверенитета за счет увеличения расходов на НИОКР, принятию государственных программ льготного кредитования и иных форм экономических преференций для реального сектора, а также программ, стимулирующих граждан к вовлечению стартап предпринимательству для реализации комплексного подхода восстановления технологического суверенитета, необходимо учитывать региональную специфику каждого субъекта Федерации.
Заключение. Таким образом, наиболее рациональным подходом является использование конкурентных преимуществ отдельных региональных производителей товаров и услуг с обязательным реинвестированием получаемых дополнительных доходов в развитие сектора – «донора» для обретения больших компетенций. Как пример, в Красноярском крае получаемую дополнительно природную ренту за счет конъюнктурного увеличения на внешних рынках стоимости сырья, инвестировать исключительно в производство более глубокой переработки сырья. Существующие ограничения по экспорту необработанной древесины должны принять форму поэтапной региональной программы, включающей меры поддержки, стимулируя развитие переработки и одновременно обязывающей производителей генерировать конечный продукт с нормативной величиной «прибавочной стоимости». Данный подход должен охватывать все отрасли региона, отгружающие на экспорт сырьевую номенклатуру товаров, параллельно необходимо формировать платформу, обеспечивающую компетенции в научно-исследовательских областях, а также образовательную деятельность с учетом специфики региона.
Подобный подход необходимо реализовывать на законодательном уровне с принятием региональной программы, целью которой станет повышение специализации регионов в сфере промышленности и услуг. Формирование региональных промышленных центров «глубокой специализации» позволит более эффективно расходовать ограниченные финансовые ресурсы, снизить конъюнктурную зависимость от цен на сырье на внешних рынках.
Источники:
2. Hall Robert Ernest and Jones Charles Irving. Why Do Some Countries Produce So Much More Output Per Worker Than Others? // The Quarterly Journal of Economics. – February 1999. – 1. – pp. 83–116. (дата обращения 05.08.2024 г.)
3. Концепции технологического развития на период до 2030 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р. [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/technological-2023.pdf (дата обращения: 05.08.2024).
4. Демьяненко Ю.А. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации в контексте федеративного строительства страны // Вестник Псковского государственного университета. – 2013. – № 3. – c. 295-303.
5. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - Москва : Гелиос АРВ, 2002.
6. Кузнецова О.В. Межрегиональное сотрудничество в России: перспективы кооперации региональных властей // Региональные исследования. – 2019. – № 1. – c. 16–25.
7. Национальные счета России в 2013-2020 годах. / Стат. сб./ H35 Росстат. - M., 2021. – 429 c.
8. Савченко Е. Е. Платформа университетского технологического предпринимательства как инновационный инструмент развития региональной экономики в условиях суверенизации РФ // Baikal Research Journal. – 2023. – № 3. – c. 882-895. – doi: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).882-895.
9. Самаруха А.В., Савченко Е. Е. Перспективные аспекты экономического развития промышленности в сибирских регионах России // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – c. 3. – doi: 17150/2411-6262.2021.12(4).3.
10. Соколова Л. Г., Савченко Е. Е., Яркова С. А. Динамика показателей трудового фактора для оценки возможностей стратегического развития экономики регионов России // Экономика труда. – 2023. – № 10. – c. 1503-1516.
11. Соколова Л. Г., Савченко Е.Е., Толстихина Е.И. Влияние цифровизации на позиции стран по развитию региональных потребительских рынков // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2721-2732.
12. Статистический сборник Регионы России
13. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) \"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации\", Статья 44
14. Бачек Ю.А., Яркова С.А., Кутузова А.В., Анисимова Н.А., Якимова Л.Д. Формирование системы опережающего обучения персонала // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 703-716. – doi: 10.18334/et.9.3.114354.
15. Яркова С.А., Мельникова Е.В., Якимова Л.Д., Лубнин А.О. Оценка реализации целевой модели компетенций в условиях технологических изменений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2295-2318. – doi: 10.18334/epp.12.8.115103.
16. Куракова Н.Г., Еремченко О.А., Зинов В.Г. Технологическое предпринимательство в университетах России: факторы сдерживания и ускорения. - Москва : Дело, 2021. – 76 c.
17. Николаева М.А. Зеленоград как экосистема для молодежного технологического предпринимательства // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. Пенза, 2022. – c. 193–196.
18. Полозков М.Г., Андреев Е.В., Жарницкий В.Я., Баюк О.А. Технологическое предпринимательство как инструмент перехода на инновационный тип развития экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 5. – c. 67–77. – doi: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-67-77.
19. Антонов А.А., Халецкая И.Н., Бузимов А.Ю. Условия развития студенческого технологического предпринимательства в Томской области // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти: материалы междунар. науч.-метод. конф. Томск, 2022. – c. 3-7.
20. Макурина Д.С. Развитие инновационно-технологического предпринимательства в Пермском крае // ВУЗ и реальный бизнес. – 2019. – c. 44–51.
21. Жирнова Е.А. Роль стандартизации в развитии предпринимательства: проблемы и перспективы // Байкал 2018: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2018. – c. 18–21.
Страница обновлена: 24.10.2024 в 10:08:33