Управление маркетингово-поведенческой адаптивностью бизнеса к требованиям инновационных изменений в условиях рисков разного характера
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)
Управление бизнесом без риска подобно достижению
успеха без желаемого результата
М. Щепакин
Введение
Мир, в котором происходят те или иные изменения, затрагивающие интересы, потребности, чувства, смыслы и духовные ценности многих участников социальных и экономических отношений, крайне противоречив в отображении событий, процессов и явлений, сопровождающих эти перемены, трансформацию локальных экономических систем и их адаптацию к инновационным вызовам. Реализуемые обществом трансформационные процессы характеризуют не только видимое состояние происходящих преобразований в отношениях между различными субъектами в социорыночном пространстве, но и отражают изменения, возникающие во внутреннем состоянии индивидов и в восприятии ими внешних сигналов и сопровождающих их событий. Субъекты отношений (физические и юридические лица) должны адекватно реагировать на формируемые различными обстоятельствами импульсы и воздействия из источников разного происхождения (на уровне государства, власти, общества, отдельных социумов, и тех представлений о морали и нравственности, которые сопровождают функционирование и развитие любой социально-экономической системы), направленные на обеспечение экономического роста и повышение социального благополучия граждан. И связано это с тем, что самоотстраниться от внешних условий преобразовательных процессов субъектам не удастся. Они вынуждены адаптироваться к ним и в своем поведении, и в своем участии, и в своем самовыражении, и в своем духовно-ценностном принятии или непринятии их на морально-нравственном уровне, и в своем нравственно-этическом измерении.
Исходной теоретической базой для настоящего исследования послужили разработки отечественных и зарубежных ученых по интерпретации экономической природы понятий, раскрывающих сущностное представление о процессах, связанных с устойчивым развитием и трансформацией российской социально-экономической системы [1-8, 45-48], а также с изменениями в функционировании субъектов и индивидов в контексте смены ценностных парадигм и целевых установок [9-15, 49-53]. Научные результаты, полученные институтами РАН и его подразделениями в ходе комплексного исследования проблем устойчивого развития на основе базовых документов, принятых ООН в 1992 г. [16] на основе традиционного метода научного анализа, дали толчок научному сообществу к использованию междисциплинарного подхода к оценке факторов, определяющих характер адаптационных процессов как в обществе, так и на уровне локальных территориальных образований и собственно в бизнесе к новым вызовам и требованиям мобилизационного этапа развития рыночных отношений.
Авторами использованы качественные методы исследования, категориальный анализ, метод группировок, метод сравнительного и индексного анализов, метод экспертных оценок факторов, определяющих преобразовательные процессы, а также системный подход к оценке мобилизационной устойчивости субъектов и метод матричного моделирования стратегий маркетингово-поведенческой адаптации. Ранее выполненные исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам устойчивого развития, можно считать ключевыми для разработки авторами предложенного подхода, базирующегося не только на диагностике и оценке ключевых факторов, связанных с ESG-трансформацией как исходной парадигмой устойчивого развития экономики России, но и на учете факторов, определяющих достижение системой и ее составляющими (на уровне региональных образований) маркетингово-поведенческой адаптивности и мобилизационной устойчивости.
Целью исследования является разработка риск-менеджерского подхода к управлению инновационными изменениями посредством маркетингово-поведенческой адаптации хозяйствующих субъектов в региональной экономике к условиям рисков разного характера
Методический подход к управлению маркетингово-поведенческой адаптивностью субъектов бизнеса к требованиям инновационных изменений
Рассматривая проблемы управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса и иных субъектов в социально-экономической системе [17, 18], следует считать необходимым дать сущностное толкование мобилизационной состоятельности как экономической категории, способной быть реализованной на разных уровнях управления: на уровне субъекта, на уровне отрасли, на уровне комплекса разного предназначения, на уровне региональной экономики и иного локального территориального образования, а также на уровне экономической системы в целом.
При понимании этой категории необходимо исходить из следующего: мобилизационная состоятельность субъекта (МСС) является интегративной характеристикой набора его свойств, которые отражают сбалансированность взаимосвязей и взаимозависимостей разных составляющих его деятельности (производственной, технологической, маркетингово-поведенческой, организационно-управленческой, логистической, , финансово-инвестиционной, трудонаполняющей и др.), реализуемых в рамках функционала субъекта при освоении им приоритетов инновационных изменений в границах формируемых маркетингово-коммуникационных полей. Последние предусматривают осуществление взаимодействий между разными участниками отношений (в частности, между бизнесоми и властью, между разноотраслевыми субъектами рынка, между государством и социальными институтами, между бизнесом и трудовым ресурсом внутри субъекта и во внешнем окружении и др.). МСС отражает мотивационную доминантность персонала на достижение поставленных целей и на решение текущих и стратегических задач в интересах обеспечения экономического роста, обретения необходимого уровня конкурентоустойчивости, а также получения прирастающего блага (в виде дохода, прибыли, увеличения доли рынка и т.п.), но при обязательном развитии субъекта в векторе обозначаемого обществом социального доминатора. Мобилизационная состоятельность субъекта достигается в процессе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и его звеньев (элементов) к требованиям мобилизационной ориентации экономики в социально-экономической системе, предполагающей обретение ею экономического и технологического суверенитета при наиболее полном творчески-созидательном воплощении инновационной способности личностей, выступающих носителями культурных кодов и их духовно-нравственных ценностей. Следует воспринимать МСС в контексте не только ресурсно-мотивационного подхода к разрешению противоречий в социально-экономической системе [19], но и с учетом положений широкого дискурса о развитии теории управления изменениями в условиях мобилизационной ориентации экономики [20]. Управление адаптационной состоятельностью бизнеса на уровне субъектов различных отраслевых сфер экономики [21, 22] следует рассматривать в векторе укрепления конкурентоустойчивости [23] и накопления имиджевого капитала [24] во всем многоцелевом воплощении установок мобилизационного этапа трансформации российской системы на ее качественный инновационный «скачок» в развитии [25, 26, 17].
В основе успешной психологической адаптации лежит развитие личностью нужных государству адаптивных свойств [44], в том числе тех, которые немыслимы без системы ценностей, формирующей в личности ее способность решать задачи, стоящие перед обществом. Мобилизационная состоятельность, формируемая наращиваем инновационной компоненты в функционирующем бизнесе, характеризует такое состояние субъектов (отрасли, комплекса, единичного субъекта хозяйствования, локальной социально-экономической системы, региона и т.п.), в рамках которого могут осуществляться изменения преобразующего характера. Эти изменения затрагивают следующие составляющие их деятельности, касающиеся: а) свойств производимых ими товаров, продуктов и услуг; б) характера и содержания выстраиваемых ими коммуникаций во всем диапазоне разноуровневых возможностей и взаимодействий; в) маркетингового и иного поведения субъектов в ходе реализации ими разнопрофильных и разнофункциональных действий в изменяющемся экономическом и коммуникационном пространствах; г) свойств и характеристик человекоцентричного ресурса [27, 28], обретаемых им в ходе самовыражения, саморазвития и самоадаптации к требованиям модернизационных и мобилизационно-преобразующих изменений и в обществе, и во власти, и в самом человеке; д) корректировки социально-экономического вектора развития системы и ее элементов в направлении стабилизации их внутреннего состояния посредством ослабления влияния мотивационно-ресурсных и иных противоречий на характер «спирали» инновационных изменений; е) накопления человеческого капитала для активизации влияния инновационного фактора на характер мобилизационных изменений [29]; ж) совершенствования инструментарно-методического обеспечения управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса к новым реалиям функционирования системы в мобилизационном формате изменений как внутри нее, так и в межсубъектном пространстве, настраиваемом на реализацию принципа ресурсного рационализма при приоритете гуманистического консенсуса между взаимодействующими сторонами.
Предлагается следующее понимание маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса. Она представляет способность субъектов бизнеса: а) воспринимать и быть мотивационно-проницаемым к требованиям рынка; б) приспосабливаться к его изменениям и вызовам разного характера (геополитическим, геоэкономическим, внутрисистемным, межсубъектным, внутрисубъектным и т.п.) в разрезе составляющих его деятельности; в) реагировать на проявления внешних и внутренних факторов изменениями в своем поведении (в том числе в поведении его персонала) в формах и способах инновационных откликов; г) устанавливать такие коммуникации разноуровневого характера между субъектами рынка и внутри бизнеса, которые, с одной стороны, могут обеспечивать рациональное использование имеющихся и вовлекаемых извне ресурсов и формирование единого мотивационного вектора в поведении трудового ресурса взаимодействующих участников отношений в интересах мобилизационных преобразований, а с другой – могут способствовать созданию благоприятных условий для укрепления конкурентоустойчивости бизнеса в векторе наращивания им проявления социального доминатора.
В условиях перехода на новый технологический уклад повышается значимость цифровой трансформации [30], позволяющей бизнесу повышать объемы и качество экономической деятельности, укреплять его конкурентоспособность, снижать негативное влияние человеческого фактора, не игнорируя роли и значимости качества человеческого капитала. При этом следует пересматривать позиции бизнеса и общества в отношении укрепления нравственно-этических норм [31] и наращивания социальной ответственности государства и бизнеса в обеспечении благополучия в обществе и обретении его каждым отдельным гражданином. Принятие решений, представляющих интерес дkя общества и рядового гражданина должно осуществляться в соответствии с целями развития и теми ценностями [32], на которых строится инновационно-ориентированная экономическая система с приоритетным вектором роста социального благополучия [33].
Регулирующие и управляющие воздействия, формируемые на разных уровнях иерархии управления в социально-экономической системе для активизации предпринимательской, деловой и творческо-созидательной деятельности бизнеса и власти, предполагают повышение мотивационной проницаемости субъектов различных сфер деятельности на выстраивание их поведения в режиме рационального расходования вовлекаемых ресурсов для осуществления мобилизационных преобразований, необходимых обществу. В соответствии с этим возникает необходимость сформировать представление об экономической сущности такого понятия как мотивационно-инновационная проницаемость, столь важного для построения рациональной модели управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса к новым вызовам внешнего окружения и меняющимся требованиям широкого спектра участников отношений [34, 35].
Мотивационно-инновационная проницаемость (МИП) выступает:
а) свойством субъекта, отображающим его способность откликаться на различные воздействия (регулирующие, управленческие, эмоционально-психологические, нормативно-правовые, девиантные, рекламные, манипуляционные и иные) своим поведением (маркетинговым, коммуникационным, производственно-технологическим, психологическим, организационно-преобразующим и др.) таким образом, чтобы в условиях мобилизационных преобразований возможным было бы обеспечивать интегрирование усилий разноотраслевых и разносубъектных агентов рынка, а также действий собственного персонала на трансформацию функционально-производственного и технологического поля в направлении создания инновационных решений (проектов, программ во всем многообразии их воплощения). Таких решений, которые способны содействовать стабилизации экономического роста в системе, укреплению конкурентоустойчивости промышленно-производственных комплексов и выходу российского национального хозяйства на траекторию обретения технологического и экономического суверенитета;
б) инструментом, способным определять выбор им той или иной поведенческой модели (во всем многообразии ее маркетинговых, этических, нравственно-психологических, правовых, организационно-управленческих и иных проявлений), адекватно описываемых как паттерн-модель (авт. – представляет собой повторяемую архитектурную конструкцию в сфере создания и проектирования рациональных маркетингово-развивающихся систем на базе инновационных решений, которые могут тиражироваться в тех или иных ситуациях, проецирующих в этих моделях изменчивость воздействия различных факторов, в том числе факторов риска).
Адекватное моделирование в каждой предметной области выступает в качестве важнейшей начальной стадии при выборе и определении того или иного паттерна. Смысл паттернов поведения как шаблонов для проектирования действий субъектов рынка (и его элементов) в условиях мобилизационной адаптации к вновь возникающим вызовам внешнего и внутреннего характера заключается в том, что они делают систему более устойчивой, способствуют стабилизации процессов устойчивого развития и содействуют смене требований и подходов к решению проблем противоречивого характера. Рациональная модель поведения субъектов [36] (будь то бизнес, или потребитель, или инвестор) должна соответствовать концепту «экономического человека», который всегда пытается рационально выстраивать свои действия для получения выгоды, в какой бы форме она не выражалась. Разработка инновационных моделей поведения, основывающихся на процессах самоорганизации и самовыражения личностей [37, 44] в творческом созидании ими прорывных решений разного характера (технико-технологических, производственных, маркетинговых, управленческих и т.п.), не может быть результативной без рационального воплощения коммуникационно-поведенческих технологий, определяющих возможные траектории развития систем [38, 39], которые обретают свойства приоритетов в преобразовательных процессах в обществе. Эти процессы настраиваются на эффективное использование всего спектра имеющихся и совершенствуемых ресурсов (в том числе информационно-интеллектуальных), способных определять масштаб позитивных воздействий на внешнюю социальную среду.
Мотивационно-инновационная проницаемость в системе развивающихся коммуникационных полей субъектов под воздействием «давления» мобилизационного фактора определяет степень необходимой согласованности мотивов, интересов и выгод различных участников рынка, вступающих во взаимодействие в границах конкретных территориальных образований для осуществления инновационных преобразований (модернизационных, трансформационных, структурно-отраслевых, маркетингово-поведенческих, ресурсо-распределительных, логистических и др.). Эти преобразования осуществляются в интересах укрепления тренда на устойчивое развитие системы, а также наращивания объемов получаемых в обществе социальных благ. Уровень мотивационной проницаемости субъектов в области изменений инновационного ландшафта в системообразующих сферах экономики позволяет оценивать перспективы в разработке и использовании новых концепций экономического роста и концепций маркетинга, ориентированных на аккумулирование и более полное воплощение потенциала бизнеса. Он должен настраиваться на такие действия и на такое поведение его субъектов, которые как в зеркале отражают ответный отклик потребительской сферы на предлагаемые бизнесом решения, адекватные требованиям времени, условиям и обстоятельствам жизни людей, эмоциональным потребностям разнопоколенческих групп населения, а также интересам государства и общества, в котором формируется новая ментальность более высокого гуманистического уровня.
Эмоционально-поведенческий локатор [40] в выстраиваемых моделях маркетингового поведения субъектов [41] в условиях обострения противоречий разного характера и происхождения (во внешнем и во внутреннем конутрах) должен быть скорректирован под задачи мобилизационного этапа трансформации экономики, но с учетом турбулентности воздействий и нарастания рисков разного характера и происхождения, сопровождающих мобилизационные изменения в рыночной системе отношений.
Нами предлагается риск-менеджерский подход к управлению инновационными и иными изменениями посредством маркетингово-поведенческой адаптации деятельности хозяйствующих субъектов к условиям рисков разного характера. Он предполагает, с одной стороны, сокращение потерь, убытков и недопущения необоснованного недополучение дохода, а с другой – получение выигрыша в виде дополнительного объема производства, в виде экономической или моральной выгоды. Принцип оптимального соотношения показателей «эффект-затраты-риск» может работать тогда, когда учитываются цели развития, а также критерии достижения задаваемого качества получаемого результата (в виде товара, определенного уровня конкурентоспособности/конкурентоустойчивости бизнеса [23], стабильности в системе отношений и др.). Он принимается во внимание для учета интегративного влияния различных факторов (экономических, политических, социальных, маркетингово-поведенческих и иных), действующих в рамках обозначаемых государством мобилизационных изменений при имплементации инновационных проектов в сфере реальной экономики. Для того, чтобы процессы преобразований обретали нужную траекторию в расширении зоны своего влияния на поступательный характер изменений в обществе и в социально-экономической системе в векторе укрепления действия социального доминатора, следует понятийный аппарат устойчивого развития распространить на определение и выбор нужной стратегии адаптации бизнеса к новым требованиям мобилизационного формата изменений. Здесь, в первую очередь, речь идет о выборе стратегии маркетингово-поведенческой адаптации субъектов хозяйствования к условиям трансформационного этапа перемен в системе, настраиваемой на рельсы мобилизационного движения. Предлагается формирование соответствующей матрицы, дающей представление о месте бизнеса в ее визуальном отображении на изменяющемся поле экономического пространства. Мобилизационные изменения предполагают импортозамещение в широком диапазоне отраслевых сфер национальной экономики, а также инновационное трансформирование системообразующих сфер деятельности (и прежде всего промышленно-производственных сегментов экономики) по фактору региональной принадлежности (по всей совокупности составляющих звеньев, определяющих лицо «региона»). Этот фактор должен учитывать: а) ресурсообеспеченность по ключевым составляющим выстраиваемых цепочек создания стоимостей; б) инновационную способность бизнеса и его персонала к разработке и реализации инновационных решений в разновекторных аспектах его деятельности; в) инновационно-инвестиционную резонируемость бизнеса в отношении решения задач развития и реализации проектов разной капиталоемкости; г) коммуникационную проницаемость бизнеса и его персонала на построение рациональных полей взаимодействия субъектов отношений; д) мотивационную емкость как критерий возможности выстраивать бизнесом рациональные отношения между субъектами в социально-экономической системе для решения задач преобразовательного характера; е) маркетингово-поведенческую адаптивность субъектов и их элементов (звеньев, персонала, собственников, посредников и др. к новому уровню инновационных изменений); ж) психологическую адекватность субъектов к вызову новых информационно-регулятивных сигналов, исходящих из разных источников их происхождения (в том числе симуляционно-манипуляционного характера); и) мотивационно-инновационную проницаемость субъектов на свершение действий по освоению новых рубежей в области инновационно-технологического продуцирования и др.
Нами предлагается ввести в научный оборот понятие маркетингово-поведенческая аутентичность субъектов в процессе мобилизационных преобразований. Она выступает их свойством отражать в достоверной форме, с высокой подлинностью и в оригинальном исполнении параметры и характеристики, которые присущи субъектам в текущий момент времени (без манипулятивно-симуляционного искажения информации о них под влиянием чьих-либо интересов). Эти характеристики в ходе имплементации инновационных решений (производственно-технологического, маркетингового, программно-интеллектуального, информационно-коммуникационного, ресурсозамещающего, компенсаторно-обеспечивающего и иного характера) при построении субъектами рациональных бизнес-процессов для создания качественных товаров (услуг) становятся носителями имиджобразующего «портрета» бизнеса в сознании не только потребителей, но и иных участников рыночного окружения [24]. Маркетингово-поведенческая аутентичность субъекта ослабляет эхо-эффект от действия того или иного риск-фактора, поскольку идентифицируется субъектами рынка в ореоле позитивного образа его маркетингово-поведенческой адаптивности в лавинообразном потоке воздействий разного характера.
Алгоритм оценки рисков, сопровождающих процесс мобилизационных изменений посредством маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к новым экономическим реалиям предполагает выполнение следующих этапов:
1. Первый этап – определение видов рисков и факторов, влияющих на адаптационные процессы.
2. Второй этап – определение удельного веса факторов по каждому виду риска.
3. Третий этап – оценка вероятности наступления риска.
4. Четвертый этап – отображение положения субъекта хозяйствования в стратегической матрице маркетингово-поведенческой адаптации его к вызовам и требованиям разных уровней (с учетом рисков разного характера).
Первый этап. Определение видов рисков и факторов, отрицательно влияющих на адаптационные процессы бизнеса в области маркетингового поведения к требованиям мобилизационных изменений (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика рисков, возникающих в процессе маркетингово-поведенческой
адаптации бизнеса к требованиям мобилизационных изменений в регионе в разрезе определяющих факторов
Вид риска
|
Фактор
|
Отрицательное влияние на
адаптацию бизнеса |
1.
Экономический
|
1.1.
Отсутствие государственной поддержки бизнеса
|
Государство
не принимает в расчет интересы бизнеса и не оказывает ему должной
материальной поддержки. Не создано благоприятных условий для
инновационно-мобилизационной адаптации бизнеса к требованиям региональной
экономики, отсутствие стимулов для развития новых технологий
|
1.2.
Низкий уровень инвестиций в промышленно-производственные сферы деятельности
|
Ограничивает
возможности бизнеса и региональной экономики в инновационном развитии
| |
1.3.
Слабоконтролируемое государством ценообразование продукции
|
Рост
инфляции в стране, высокая кредитная ставка Центробанка
| |
1.4.
Недостаток качественных трудовых ресурсов для решения мобилизационных задач
|
Низкая
производительность труда и нехватка высокопрофессиональных кадров
| |
1.5.
Неэффективное управление
|
Недостаточная
устойчивость региональной экономики, неспособность бизнеса адаптироваться к
изменяющимся условиям и возникшим проблемам, недостаточная прозрачность
процессов принятия решений
| |
2.
Политический
|
2.1.
Санкционный
|
Потеря
иностранных партнеров и их инвестиций из-за дестабилизации внешнеполитического
окружения, а также утрата прямых иностранных инвестиций при инерционном
процессе инновационных вложений со стороны отечественного
товаропроизводителя; непредвиденные действия органов власти разных уровней;
законодательные ограничения и противоречия; влияние международных событий;
коррупционная составляющая в деятельности бизнеса
|
2.2.
Дестабилизация международных отношений
|
Потери
возможности экспорта продукции и невозможность реализации рациональных
логистических поставок продукции; несбалансированное бремя налогов
| |
2.3
Киберугрозы манипулятивного
характера |
Кража или уничтожение интеллектуальной собственности; шпионаж;
вымогательство; широкомасштабные диверсии в отношении компаний, отраслей, правительственных
и общественных организаций
| |
3.
Социальный
|
3.1.
Нерациональное использование природных ресурсов и техногенные риски
|
Ухудшение
экологической обстановки и качества жизни населения
|
3.2.
Несбалансированность институциональной инновационной инфраструктуры
|
Снижение
качества образования, недостаточная поддержка системы финансирования
инновационной деятельности, неразвитость инфраструктуры в
научно-исследовательской деятельности
| |
3.3.
Рост неопределенности, сопровождающийся социальной нестабильностью, снижением
внутреннего спроса и потребления
|
Нестабильный
рост реальных доходов, коррупция, социальная напряженность, инфляция,
бедность, безработица, неравенство
| |
3.4
Несинхронность поведения субъектов, медленное формирование новых норм и алгоритмов
поведения бизнеса
|
Инерционность
в ответных реакциях бизнеса на мобилизационные требования импортозамещения и
инновационного обновления
| |
4.
Маркетингово-поведенческий
|
4.1.
Инновационный
|
Турбулентность
и ошибочность инновационно-технологических преобразований в системообразующих
сферах экономики в процессе действия мобилизационного фактора; возможность
финансовых потерь при инвестировании средств в производство товаров
|
4.2
Коммуникационный
|
Нарастание
когнитивных искажений, ослабление влияния поведенческих практик в системе построения
партнерских отношений в тренде иерархической архитектуры бизнеса и власти;
незаконные контакты (киберпреследования, мошенничество с использованием
социальных сетей, чатов, онлайн-мессенджеров, блогов и др.)
| |
|
4.3
Имидж-репутационный
|
Снижение
доверия к бизнесу и власти,
деформация поведения партнеров и клиентов, неправомерные и неэтичные действия сотрудников, ошибки в управлении, манипуляционные атаки конкурентов |
Второй этап. Определение удельных весов факторов для различных видов рисков. Алгоритм определения удельного веса каждого вида рисков будем проводить путем построения квадратичной матрицы и дальнейшей обработки суждений экспертов или лиц, принимающих решения [42, 43]. В табл. 2 представлена шкала относительной важности одного вида риска над другим.
Таблица 2
Шкала относительной важности одного вида риска над другим
Относительная
важность |
Определение
|
1
|
Равная важность
|
2
|
Незначительное
превосходство одного вида риска над другим
|
3
|
Ощутимое превосходство
одного вида рисков над другим
|
4
|
Значительное
превосходство одного вида рисков над другим
|
Обратные величины
приведенных выше чисел относительной важности
|
Если при
сравнении видов риска одного с другим получено значение 4, то при сравнении второго
с первым получим 1/4
|
В табл. 3 представлена матрица парных сравнений видов рисков (Er – экономический; Pr – политический; Sr – социальный; MPr – маркетингово-поведенческий). Матрица парных сравнений видов рисков заполняется по следующему правилу: в ней отражаются суждения экспертов, после этого определяется вектор каждого вида риска и вычисляется его удельный вес ( ).
Оценка экспертов по каждому виду рисков при парном сравнении определяется из выражения:
, (1)
где ; – экспертные оценки i и j видов рисков. Эксперт выставляет оценки при доминировании одного вида риска над другим, в соответствии с формулой (1). Вопросы, которые задают эксперты, попадают в одну из четырех категорий шкалы относительной важности (табл. 2).
В матрице парных сравнений видов рисков (табл. 3) сравнивается относительная важность каждого вида риска с рисками, представленными в верхней части таблицы. Если элемент слева доминирует над элементом верхней строки, то в таблицу заносится положительное целое число (от 1 до 4), в противном случае дробное число. Симметричные клетки матрицы автоматически заполняются дробными величинами. Относительная важность любого вида риска, сравниваемого с самим собой, равна 1.
Таблица 3
Матрица парных сравнений видов риска
Вид
риска
|
Er
|
Pr
|
Sr
|
MPr
|
|
|
Er
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2,21
|
0,37
|
Pr
|
1/2
|
1
|
3
|
2
|
1,57
|
0,263
|
Sr
|
1/3
|
1/3
|
1
|
2
|
1,19
|
0,199
|
MPr
|
1/4
|
1/2
|
1/2
|
1
|
1
|
0,168
|
Сумма
|
5,97
|
1
|
Определяем собственные вектора для каждого вида рисков по следующей формуле (как геометрическая средняя по строкам матрицы):
, (2)
где – собственный вектор i-го вида риска; n – количество видов риска; j – столбец по каждому виду риска.
После определения собственного вектора каждого вида риска определяем их удельные веса (нормализованное значение оценки вектора приоритетов). Удельный вес каждого вида рисков определяется на основании следующего выражения:
, (3)
где – удельный вес i-го вида риска.
На основании представленных выше формул определим удельные веса рисков по обозначенным в табл. 1 факторам. Сделаем предположение, что удельный вес каждой составляющей по каждому виду риска имеет равные значения внутри рассматриваемого вида риска. Данное предположение справедливо, если удельные веса факторов внутри каждого вида рисков не дифференцируются. Введем обозначение – удельный вес единичного фактора. Удельный вес фактора по каждому виду рисков будет определяться выражением:
, (4)
где n – количество факторов для каждого i-вида риска; m – вид каждого фактора для каждого вида рисков. В табл. 4 представлены удельные веса факторов по каждому виду рисков.
Таблица 4
Определение удельных весов различных видов рисков
Фактор риска, ,
|
Удельный вес
фактора риска
|
Удельный вес вида
риска
|
Экономический
риск
| ||
- Отсутствие государственной
поддержки бизнеса
|
|
|
- Низкий уровень инвестиций
|
| |
- Неконтролируемая государством
ценообразование продукции
|
| |
- Недостаток
трудовых ресурсов и их низкое качественное состояние
|
| |
- Неэффективное управление
|
| |
Политический
риск
| ||
- Санкционный
|
|
|
- Дестабилизация международных
отношений
|
| |
- Киберугрозы
|
| |
Социальный
риск
| ||
- Нерациональное использование
природных ресурсов
|
|
|
- Ухудшение качества
образования
|
| |
- Снижение внутреннего
потребления
|
| |
- Медленное формирование новых
норм и алгоритмов поведения бизнеса
|
| |
Маркетингово-поведенческий
риск
| ||
- Инновационный
|
|
|
- Коммуникационный
|
| |
- Имидж-репутационный
|
| |
ИТОГО
|
=
1,0
|
Третий этап. Оценка вероятности наступления риска. Методом экспертных оценок определяется вероятность наступления того или иного риска. При проведении работ по оценке общего риска при реализации решений (проектов) по маркетингово-поведенческой адаптации субъектов бизнеса к вызовам мобилизационной ориентации региональной экономики может быть привлечено от 7 до 10 экспертов, являющихся высокопрофессиональными специалистами в области управления изменениями. Экспертам предоставляется перечень рисков и предлагается оценить вероятность их наступления в баллах от 0 до 10, в соответствии с табл. 5.
Таблица 5
Диапазоны изменения вероятности наступления рисков и
соответствующие им баллы, которые могут выставляться экспертами
Диапазон
балльных оценок |
Состояние
риска
|
Вероятность
наступления риска
|
От 0 до 2
|
Незначительное
проявление риска
|
от
0 до 0,2
|
От 2 до 5
|
Сдержанное
проявление риска
|
от
0,2 до 0,5
|
От 5 до 8
|
Наиболее
вероятное проявление риска
|
от
0,5 до 0,8
|
От 8 до 10
|
Высокая
вероятность проявления риска
|
от
0,8 до 1,0
|
Результаты работы экспертов оформляются итоговой табл., где эксперты (от Э1 до Э7) присваивают балльную оценку каждому фактору рисков в разрезе их видов по признаку «состояние риска». Определение итогового значения фактора риска по всем видам рисков производится в соответствии с выражением:
, (5)
где n – общее число факторов риска; – удельный вес фактора риска; – среднее значение баллов, набранных экспертами по каждому фактору риска.
В табл. 6 приведено значение факторов рисков с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион А).
Таблица 6
Определение интегрального индекса риска с учетом весовых
коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона А)
Фактор риска |
Балл
эксперта
|
Среднее
значение баллов
|
Удельный
вес фактора риска
|
Значение фактора
риска Ri с учетом весового коэффициента * ,
в баллах | ||||||
Э1
|
Э2
|
Э3
|
Э4
|
Э5
|
Э6
|
Э7
| ||||
Экономический
риск
| ||||||||||
|
5
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
6
|
5,57
|
0,074
|
0,41
|
|
7
|
7
|
6
|
7
|
7
|
7
|
7
|
6,86
|
0,074
|
0,51
|
|
3
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3,29
|
0,074
|
0,24
|
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
5,14
|
0,074
|
0,38
|
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
6
|
4,71
|
0,074
|
0,35
|
Политический
риск
| ||||||||||
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
6
|
4,86
|
0,087
|
0,42
|
|
5
|
7
|
8
|
6
|
5
|
8
|
9
|
6,86
|
0,087
|
0,60
|
|
6
|
8
|
7
|
9
|
8
|
10
|
7
|
7,86
|
0,087
|
0,68
|
Социальный
риск
| ||||||||||
|
4
|
5
|
4
|
6
|
7
|
8
|
6
|
5,71
|
0,05
|
0,29
|
|
6
|
7
|
6
|
8
|
9
|
6
|
7
|
7,00
|
0,05
|
0,35
|
|
3
|
6
|
5
|
5
|
4
|
7
|
3
|
4,71
|
0,05
|
0,24
|
|
5
|
6
|
7
|
5
|
6
|
8
|
8
|
6,43
|
0,05
|
0,32
|
Маркетингово-поведенческий риск
| ||||||||||
|
6
|
8
|
7
|
5
|
9
|
7
|
7
|
7,00
|
0,056
|
0,39
|
|
7
|
3
|
4
|
5
|
6
|
3
|
4
|
4,57
|
0,056
|
0,26
|
|
6
|
5
|
7
|
6
|
6
|
7
|
8
|
6,43
|
0,056
|
0,36
|
Итого
|
1
|
R
= 5,80
|
Риск маркетингово-поведенческой адаптации региона А, сопровождающий реализацию инновационно-инвестиционных решений, определяется в долях для диапазона балльной оценки риска от 5 до 8, что соответствует 0,58.
В табл. 7 приведено значение факторов риска с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион Б).
Таблица 7
Определение интегрального индекса риска с учетом весовых
коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона Б)
Фактор риска |
Балл
эксперта
|
Среднее значение баллов |
Удельный вес фактора риска |
Значение фактора риска Ri с учетом весового коэффициента * , в баллах | ||||||
Э1
|
Э2
|
Э3
|
Э4
|
Э5
|
Э6
|
Э7
| ||||
Экономический
риск
| ||||||||||
|
4
|
5
|
4
|
3
|
5
|
5
|
2
|
4,00
|
0,074
|
0,30
|
|
5
|
6
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
5,29
|
0,074
|
0,39
|
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3,29
|
0,074
|
0,24
|
|
4
|
4
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4,29
|
0,074
|
0,32
|
|
3
|
4
|
3
|
2
|
4
|
3
|
2
|
3,00
|
0,074
|
0,22
|
Политический
риск
| ||||||||||
|
5
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
5,86
|
0,088
|
0,52
|
|
5
|
6
|
5
|
6
|
5
|
5
|
5
|
5,29
|
0,088
|
0,47
|
|
5
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
5,86
|
0,088
|
0,52
|
Социальный
риск
| ||||||||||
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,29
|
0,05
|
0,21
|
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4,71
|
0,05
|
0,24
|
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3,57
|
0,05
|
0,18
|
|
6
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
5,29
|
0,05
|
0,26
|
Маркетингово-поведенческий
риск
| ||||||||||
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3,86
|
0,056
|
0,22
|
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3,57
|
0,056
|
0,20
|
|
3
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,00
|
0,056
|
0,22
|
Итого
|
1
|
R
= 4,50
|
Вероятность наступления интегрального риска при маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса для региона Б, сопровождающей реализацию инновационно-инвестиционных решений, составляет 0,45.
В табл. 8 приведено значение факторов риска с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион В).
Таблица 8
Определение интегрального индекса риска с учетом весовых
коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона В)
Фактор риска |
Балл
эксперта
|
Среднее значение баллов |
Удельный вес фактора риска |
Значение фактора риска Ri с учетом весового коэффициента * , в баллах | ||||||
Э1
|
Э2
|
Э3
|
Э4
|
Э5
|
Э6
|
Э7
| ||||
Экономический
риск
| ||||||||||
|
7
|
7
|
8
|
8
|
9
|
7
|
8
|
7,71
|
0,074
|
0,57
|
|
7
|
8
|
7
|
8
|
8
|
8
|
8
|
7,71
|
0,074
|
0,57
|
|
5
|
6
|
5
|
6
|
6
|
5
|
5
|
5,43
|
0,074
|
0,40
|
|
6
|
7
|
6
|
7
|
5
|
7
|
6
|
6,29
|
0,074
|
0,47
|
|
7
|
7
|
7
|
7
|
8
|
6
|
8
|
7,14
|
0,074
|
0,53
|
Политический
риск
| ||||||||||
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
6
|
5,29
|
0,087
|
0,46
|
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
8
|
9
|
7,29
|
0,087
|
0,63
|
|
8
|
8
|
7
|
8
|
8
|
9
|
9
|
8,14
|
0,087
|
0,71
|
Социальный
риск
| ||||||||||
|
5
|
5
|
6
|
6
|
7
|
8
|
7
|
6,29
|
0,05
|
0,31
|
|
8
|
7
|
8
|
8
|
9
|
8
|
7
|
7,86
|
0,05
|
0,39
|
|
7
|
6
|
7
|
6
|
6
|
7
|
7
|
6,57
|
0,05
|
0,33
|
|
7
|
8
|
7
|
7
|
7
|
8
|
8
|
7,43
|
0,05
|
0,37
|
Маркетингово-поведенческий
риск
| ||||||||||
|
8
|
8
|
7
|
7
|
7
|
8
|
8
|
7,57
|
0,056
|
0,42
|
|
7
|
8
|
7
|
8
|
7
|
8
|
4
|
7,00
|
0,056
|
0,39
|
|
8
|
8
|
7
|
8
|
7
|
9
|
8
|
7,86
|
0,056
|
0,44
|
Итого
|
1
|
R
= 7,0
|
Вероятность наступления интегрального риска при маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса для региона В к вызовам разного характера составляет 0,70.
Комментарий. Регион А характеризуется недостаточной развитостью промышленно-производственной сферы в блоке ключевых отраслей национального хозяйства, разветвленной сферой услуг, наличием субъектов сельского хозяйства и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, недостаточной обеспеченностью инновационных разработок на базе современных технологических платформ, слабой научно-исследовательской инфраструктурой и недостаточной мобилизационной проницаемостью к инновационным разработкам.
Регион Б характеризуется развитой промышленно-производственной базой в системообразующем сегменте национальной экономики, наличием профессионально подготовленного трудового ресурса, обширной сетью коммуникационных пространств в бизнес-сообществе, повышенной мобилизационно-инновационной проницаемостью к реализации высокотехнологичных проектов.
Регион В характеризуется депрессивной экономикой с присущей ей несбалансированностью ресурсов, производственных мощностей, а также недостаточным уровнем трудового потенциала применительно к задачам мобилизационного этапа преобразований.
Мобилизационная состоятельность ( ) определяется по формуле:
, (6)
где – мобилизационная состоятельность;
– коэффициент поведенческой мотивированности субъекта;
– значение маркетингово-поведенческой адаптивности.
Значение маркетингово-поведенческой адаптивности определяется с учетом вероятности наступления риска и определяется из выражения:
, (7)
где – вероятность наступления интегрального риска.
Поведенческая мотивированность субъекта ( ) на разработку и осуществление мобилизационных преобразований в функционировании и развитии бизнеса характеризует его способность откликаться своим маркетинговым и иным поведением на требования власти, общества и государства в том направлении, которое может обеспечить ему обретение нужной конкурентоустойчивости в границах определенных территориальных образований, а также содействовать наращиванию экономического и технологического суверенитета в социально-экономической системе в целом. Поведенческая мотивированность субъекта представляет собой его способность фокусировать мотивации персонала на решение инновационно-инвестиционных задач, быть восприимчивым к новым вызовам и настраивать свое поведение как на обеспечение экономического роста, так и на обретение конкурентоустойчивости в условиях различных ограничений и рисков, возникающих в ходе мобилизационной ориентации экономики. Она имеет аналогичный смысл, как для юридических лиц, так и физических. Поведенческая мотивированность субъекта определяется по результатам исследований, выполненных в ходе анкетирования топ-менеджеров различных субъектов предпринимательства разных сфер деятельности, и может изменяться в пределах от 0 до 1,0 (см. табл. 9). Корректирующий коэффициент определяется из указанной таблицы по конкретному значению , соответствующему тому или иному состоянию хозяйствующего субъекта (в разрезе рассматриваемых регионов А, Б и В).
Таблица 9
Диапазоны изменения корректирующего коэффициента по фактору «поведенческая мотивированность субъекта»
Поведенческая
мотивированность субъекта |
Диапазон изменения показателя
| ||||
1,0-0,8
|
0,8-0,6
|
0,6-0,4
|
0,4-0,2
|
0,2-0,0
| |
Высокий
уровень
мотивации |
Рациональный
уровень
мотивации |
Нейтральный
уровень
мотивации |
Низкий
уровень мотивации
|
Несостоятельный
уровень
мотивации | |
|
1,2-1,0
|
1,0-0,8
|
0,8-0,55
|
0,55-0,3
|
0,3-0,1
|
Четвертый этап. Построение матриц для управления развитием бизнеса в условиях рисков разного характера на основе его маркетингово-поведенческой адаптации к требованиям мобилизационной ориентации экономики:
а) построение матрицы «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность», представленной на рис. 1, по параметрам вероятности наступления рисков для каждой группы влияющих факторов (Er , Pr , Sr, MPr ) применительно к рассматриваемым регионам (А, Б и В);
б) определение интегральных индексов риска по совокупности определяющих факторов (применительно к регионам А, Б, В), возникающих в ходе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной экономики, производится по формуле:
, (7)
где – интегральный индекс риска по i виду риска; n – количество факторов каждого вида риска; – значение j-го фактора риска с учетом весового коэффициента по i-му виду риска;
в) определение интегрального индекса риска для региона А по экономическому риску, формируемому совокупностью различных факторов, влияющих на внутреннее состояние региона.
(8)
Аналогично, находим интегральный индекс риска для региона Б и В. Результаты интегральных показателей для регионов А, Б и В для каждого вида рисков представлен в матрице «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность» (рис. 1).
Рис. 1. Матрица «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность»
Обозначения: А, Б, B – регионы, отличающиеся своим внутренним потенциалом и мобилизационно-инновационной проницаемостью к преобразованиям
мобилизационного этапа развития экономики
Источник: разработано авторами
г) построение стратегической матрицы «поведенческая мотивированность-мобилизационная состоятельность» для регионов А, Б, В с учетом параметров интегральных индексов рисков, полученных по совокупности составляющих его видов рисков (экономического Er, социального Sr, политического Pr и маркетингово-поведенческого MPr). В матрице выделены 4 квадранта, получивших следующие наименования: авантюрист – соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта более 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; консерватор ‒ соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; борец – соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; ленивец ‒ соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности более 0,5.
На рис. 2 представлена ESGM-cтратегическая матрица «поведенческая мотивированность-мобилизационная состоятельность» для регионов А, Б и В по результатам выполненного исследования по оценке рисков разного характера, учитываемых при определении мобилизационной состоятельности для каждого из рассматриваемых регионов. Матрица дает визуальное представление о нахождении каждого из регионов в какой-либо зоне мобилизационной состоятельности, которая соответствует той или иной совокупности характерных для них свойств и характеристик. В полученной ESGM-стратегической матрице отражается уровень мобилизационной состоятельности каждого региона по фактору «поведенческой мотивированности».
Рис. 2. ESGM-cтратегическая матрица «поведенческая
мотивированность-мобилизационная состоятельность»
Источник: разработано авторами
Она позволяет определять вектор усилий власти региона, бизнеса и его персонала, а также иных мотивированных на сотрудничество потенциальных партнеров на осуществление преобразований разного характера (модернизационных, инновационных, реструктуризационных и иных) и определение их масштаба (в зависимости от объемов имеющихся и потенциально возможных к привлечению инвестиционных, трудовых и интеллектуальных ресурсов).
Стратегическая матрица дает визуальное представление о том, куда необходимо «двигаться» субъектам бизнеса региона в своей мобилизационной деятельности для обретения экономикой региона желаемого уровня конкурентоустойчивости при всем многообразии меняющихся условий внешнего окружения и внутреннего состояния бизнеса и власти посредством ослабления проявлений (действий) рисков разного характера.
Заключение.
1. Проведенное исследование свидетельствует о существенной турбулентности откликов бизнеса и власти к требованиям мобилизационной ориентации экономики, когда наблюдаются следующие процессы: а) повышается неопределенность поведенческий реакций субъектов на внешние вызовы и на внутренние «колебания» в сознании индивидов и управленческих звеньев на разных уровнях выстроенных в системе иерархий; б) снижается скорость перемен в отдельных звеньях отраслевых цепочек создания инновационных продуктов, производств и технологий; в) усложняется система коммуникационных связей, сдерживающих реализацию конструктивных начинаний и решений по самым разным основаниям; г) дестабилизируются механизмы планирования внутри крупных производственных комплексов в разрезе разномотивированных субъектов региональных экономик на долгосрочную перспективу.
2. Перестройка стратегических механизмов управления развитием экономик регионального уровня и инновационными преобразованиями на отдельных территориях в бизнес-сообществах в интересах обретения государством и обществом экономического и технологического суверенитета наталкивается на ценностно-нравственный барьер, который должен быть преодолен в ходе отказа от внешне навязываемых морально-нравственных ориентиров для встраивания в реализуемые модели социально-экономического роста на принципах устойчивого развития, скорректированных под задачи мобилизационного формата изменений.
3. Авторами предложен методический подход к управлению маркетингово-поведенческой адаптацией субъектов бизнеса в рамках региональных экономических образований, ориентированный на обретение ими мобилизационной состоятельности. Он позволяет формировать рациональный инструментарий для минимизации рисков и управлять инновационно-инвестиционной активностью бизнеса посредством изменения поведенческой мотивированности власти и субъектов бизнес-сообщества в интересах обеспечения устойчивого развития региональных экономик, реализуя рациональным образом ESGM-стратегии в трансформационном векторе инновационных перемен.
4. Полученные результаты демонстрируют возможности субъектов бизнеса наращивать маркетингово-поведенческую адаптивность бизнеса, повышая мотивационную и коммуникационную проницаемость собственников капиталов, управленческих звеньев разных уровней и человекоцентричного трудового ресурса на обретение нужного обществу и государству уровня мобилизационной состоятельности на основе гармонизации интересов государства, бизнеса, власти и общества в процессе инновационных преобразований и повышения качества человеческого капитала.
Страница обновлена: 14.01.2025 в 11:51:22