Стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 3 (Март 2025)
Введение. БРИКС+ – это расширенный формат сотрудничества, включающий в себя не только первоначальные пять стран, но и новых членов. В 2023 г. на саммите в Йоханнесбурге было принято решение о присоединении к БРИКС пяти новых стран (Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия) [5]. Перечисленные страны официально присоединились к БРИКС с 1 января 2024 г. Важно отметить, что процесс расширения БРИКС продолжается, и в будущем к нему могут присоединиться новые государства, заинтересованные в сотрудничестве в рамках данного формата.
Институционализация БРИКС имеет огромное значение и оказывает влияние на различные аспекты мировой политики и экономики, а именно:
– БРИКС+ способствует формированию многополярного мира, где влияние Запада, в частности США и стран Евросоюза, постепенно уменьшается [1]. Это позволяет развивающимся странам влиять на международные процессы;
– БРИКС+ предоставляет новые возможности для экономического сотрудничества между странами-участницами. Увеличение торгового оборота между странами БРИКС+ может снизить зависимость от доллара США и укрепить национальные валюты [10];
– БРИКС+ рассматривает создание альтернативных финансовых институтов, которыесмогут предоставлять кредиты и финансирование для проектов развития в странах-участницах, параллельно существующим международным финансовым институтам (например, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) [14];
– БРИКС+ становится платформой для координации политических позиций по ключевым международным вопросам (климатические изменения, борьба с терроризмом, реформа международных институтов и урегулирование региональных конфликтов);
– БРИКС+ стремится к укреплению сотрудничества между странами Глобального Юга, способствуя экономическому росту, социальному развитию и повышению уровня жизни в развивающихся странах;
– в условиях геополитической напряженности и санкций, БРИКС+ может способствовать диверсификации поставок энергоресурсов, продовольствия и других товаров, снижая риски стран-участниц.
Несмотря на значимость, БРИКС+ сталкивается с рядом вызовов:
– разнородность интересов: страны-участницы имеют разные политические системы, экономические модели и приоритеты, это может затруднять достижение консенсуса по отдельным вопросам;
– геополитическая нестабильность: напряженность в отношениях между некоторыми странами-участницами, например, между Индией и Китаем, может негативно влиять на сотрудничество;
– влияние внешних факторов: санкции и торговые войны, введенные против отдельных стран-участниц, могут создавать препятствия для экономического сотрудничества и развития.
В будущем БРИКС+ может стать более влиятельной группой и предложить альтернативный путь развития для многих стран. Успех БРИКС+ будет зависеть от способности стран-участниц преодолевать разногласия, находить общие интересы и эффективно координировать свои действия. Однако, чтобы БРИКС+ действительно реализовал свой потенциал, необходимо заложить прочный фундамент. Этим фундаментом, по сути является экономическая безопасность. И это не просто экономическая задача, а комплексная проблема, требующаяполитической воли, координации усилий и готовности к компромиссному взаимодействию.
Анализируя значимость экономической безопасности как фундамента международных отношений в рамках БРИКС+, необходимо углубиться в конкретные аспекты, формирующие этот фундамент. Недостаточно просто декларировать экономическую безопасность, требуется четкое понимание реализации конкретных мер [4]. Главными элементами экономической безопасности в контексте БРИКС+ выступают:
– диверсификация торговли и инвестиций: зависимость от одного или нескольких торговых партнеров создает уязвимость [11];
– финансовая стабильность и независимость: доминирование доллара США в мировой финансовой системе создает риски для стран, не входящих в эту систему;
– технологический суверенитет: зависимость от иностранных технологий может ограничивать экономический рост и создавать риски для коллективной безопасности;
– энергетическая безопасность: доступ к надежным и стабильным источникам энергии является критически важным для экономического развития [8];
– продовольственная безопасность: обеспечение населения продовольствием является основой стабильности.
Актуальность исследования:в условиях глобальной нестабильности, вызванной геополитическими конфликтами и экономическими кризисами, обеспечение экономической безопасности становится критически важным для всех стран, особенно для развивающихся экономик. Именно поэтому изучение подходов БРИКС+ к этой проблеме представляет значительный интерес.
Цельисследования: выявитьстратегические инициатив БРИКС+ в сфереэкономической безопасности.
Задачи исследования:
– рассмотреть ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности;
– предложить возможные сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности.
Практическая значимость работы.Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций для правительств стран БРИКС+, направленных на укрепление экономической устойчивости; улучшение координации и сотрудничества; снижение рисков; формирование новых институтов и механизмов.
Стратегические инициативы БРИКС+ в контексте экономической безопасностиориентированы на создание справедливой и устойчивой мировой экономики. Сотрудничество в рамках группы формирует новые перспективы для роста и развития как для БРИКС+, так и для международного сообщества. Тем не менее, важно отметить: конкретные инициативы и приоритеты могут меняться в зависимости от текущей геополитической ситуации и экономических вызовов, поскольку БРИКС+ – это динамично развивающийся формат, и его повестка дня постоянно эволюционирует.
Ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности осуществляются по следующим направлениям (табл. 1).
Таблица 1.Ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере
экономической безопасности
Направление
|
Содержание
|
Укрепление
финансовой стабильности
|
1.
Развитие альтернативных платежных систем и механизмов расчетов.
2. Усиление сотрудничества в области валютного регулирования и обмена информацией о финансовых рисках. 3. Создание механизмов взаимной финансовой поддержки в случае кризисов. |
Развитие
торговли и инвестиций
|
1.
Устранение торговых барьеров и упрощение процедур торговли между странами
группы.
2. Содействие инвестициям в инфраструктурные проекты, энергетику, цифровые технологии и другие приоритетные секторы. 3. Развитие совместных проектов в области продовольственной безопасности и устойчивого развития. |
Энергетическая
безопасность
|
1.
Развитие сотрудничества в области энергетики.
2. Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов и диверсификация источников. 3. Разработка совместных проектов в области энергоэффективности. |
Продовольственная
безопасность
|
1.
Развитие совместных проектов в области сельского хозяйства и продовольствия.
2. Обеспечение доступа к продовольствию и борьба с голодом. 3. Развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства. |
В условиях глобальной экономической нестабильности страны БРИКС+ предпринимают активные действия по укреплению своей финансовой устойчивости. Ключевым направлением является разработка и реализация стратегической инициативы, направленной на снижение зависимости от традиционных финансовых институтов и повышение устойчивости к внешним шокам. Стратегическая инициатива «Укрепление финансовой стабильности» включает три основных компонента:
1. Развитие альтернативных платежных систем и механизмов расчетов: цель этого направления – создание независимой инфраструктуры международных расчетов между странами БРИКС+ и их партнерами. Это позволяет снизить зависимость от доллара США и других резервных валют и минимизировать влияние геополитических рисков на торговые операции. Разработка и внедрение цифровых валют, платформ на основе блокчейна и других инновационных решений обеспечивают более быстрые, дешевые и безопасные транзакции.
2. Усиление сотрудничества в области валютного регулирования и обмена информацией о финансовых рисках: для эффективного управления финансовыми рисками и предотвращения кризисов осуществляется тесное взаимодействие регуляторов стран БРИКС+ (гармонизация валютного регулирования, обмен информацией о потенциальных угрозах финансовой стабильности и координация действий в случае возникновения кризисных ситуаций) [3]. Регулярные консультации, совместные исследования и разработка единых стандартов способствуют созданию более стабильной и предсказуемой финансовой среды.
3. Создание механизмов взаимной финансовой поддержки в случае кризисов: создаются механизмы взаимной финансовой поддержки (резервные фонды, кредитные линии), позволяющие странам БРИКС+ оказывать друг другу помощь в случае кризисов, сдерживая распространение негативных последствий и минимизируя ущерб для их экономик.
Стратегическая инициатива БРИКС+ «Укрепление экономической безопасности через торговлю и инвестиции» делает ставку на развитие торговли и инвестиций как ключевой фактор стабильности стран-участниц [7]. Цель – создать более устойчивую и взаимовыгодную экономическую среду, способную противостоять глобальным вызовам.Для достижения этой цели БРИКС+ фокусируется на трех основных направлениях:
– устранение торговых барьеров и упрощение процедур торговли: снижение или полная отмена таможенных пошлин, гармонизация стандартов и технических регламентов, упрощение логистических процессов. Это позволяет значительно увеличить объемы торговли между странами БРИКС+,а упрощение процедур торговли снижает транзакционные издержки для бизнеса, стимулируя рост малого и среднего предпринимательства [6];
– содействие инвестициям в приоритетные сектора: привлечение инвестиций в ключевые отрасли экономики, такие как инфраструктура (транспорт, связь), энергетика (возобновляемые источники), цифровые технологии и другие сектора, имеющие стратегическое значение для устойчивого развития. Поддержка инвестиций осуществляется через создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление гарантий и льгот, а также через финансирование совместных проектов. Это позволит модернизировать экономику стран БРИКС+, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения;
– развитие совместных проектов в области продовольственной безопасности и устойчивого развития: учитывая растущую обеспокоенность продовольственной безопасностью и необходимостью устойчивого развития, БРИКС+ уделяет особое внимание сотрудничеству в этих областях (обмен опытом и технологиями в сельском хозяйстве, развитие устойчивых методов земледелия, создание резервных запасов продовольствия, реализация совместных проектов в области охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата). Подобное сотрудничество позволяет обеспечить продовольственную безопасность стран БРИКС+ и внести вклад в глобальные усилия по достижению целей устойчивого развития.
В контексте стратегической инициативы БРИКС+ по экономической безопасности – энергетическая безопасность занимает ключевое место, это обусловлено растущей взаимозависимостью стран-участниц в энергетическом секторе. Инициатива направлена на создание надежной и диверсифицированной энергетической системы, способной противостоять глобальным вызовам и колебаниям рынка энергоресурсов. Эта стратегическая цель конкретизируется по трем основным направлениям:
1. Развитие сотрудничества в области энергетики: активный обмен опытом, технологиями и лучшими практиками между странами БРИКС+ в сфере добычи, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов. Создаются платформы для диалога, совместных исследований и разработок, реализуются инициативы в области образования, направленные на повышение квалификации специалистов в энергетической отрасли.
2. Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов и диверсификация источников: ключевым элементом энергетической безопасности выступает гарантированный доступ к энергоресурсам. БРИКС+ стремится к созданию механизмов, обеспечивающих стабильные поставки энергоносителей между странами-участницами, а также к диверсификации источников энергии, включая развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и атомной энергетики [9]. Это позволяет снизить зависимость от отдельных поставщиков и повысить устойчивость энергетической системы в целом.
3. Разработка совместных проектов в области энергоэффективности: повышение энергоэффективности является важным инструментом для снижения энергоемкости экономики и сокращения выбросов парниковых газов. БРИКС+ планирует разрабатывать и реализовывать совместные проекты, ориентированные на внедрение энергосберегающих технологий в различных секторах экономики, включая промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Это позволяет не только снизить потребление энергии, но и повысить конкурентоспособность экономик стран-участниц.
Цель инициативы «Продовольственная безопасность» – создать устойчивую и надежную систему, гарантирующую доступ к достаточному и качественному продовольствию для всех стран-участниц и за их пределами [2].В рамках этой стратегической инициативы БРИКС+ предполагает концентрацию усилий в следующих ключевых областях:
– развитие совместных проектов в области сельского хозяйства и продовольствия: активное взаимодействие в сфере исследований и разработок, обмен новейшими технологиями и знаниями, коллективное инвестирование в проекты, направленные на увеличение урожайности, повышение качества сельскохозяйственной продукции и оптимизацию логистики. Эти процессы создают синергетический эффект, позволяющей странам БРИКС+ использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые [15].Такое взаимоотношение позволяет странам-участницам объединять свои ресурсы и возможности для достижения общих целей;
– обеспечение доступа к продовольствию и борьба с голодом: создание механизмов, гарантирующих доступ к продовольствию для наиболее уязвимых слоев населения, особенно в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. Это содержит в себе разработку программ продовольственной помощи, создание стратегических запасов продовольствия и поддержку местных производителей, обеспечивая стабильное и доступное снабжение продовольствием. Борьба с голодом рассматривается странами БРИКС как приоритетная задача, требующая скоординированных усилий и инновационных подходов [12];
– развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства: в условиях изменения климата и истощения природных ресурсов, переход к устойчивым методам ведения сельского хозяйства становится критически важным. В этом контексте БРИКС+ поддерживает внедрение экологически чистых технологий, рациональное использование водных ресурсов, сохранение биоразнообразия и развитие органического земледелия [13]. Это способствует повышению устойчивости сельского хозяйства к внешним воздействиям и обеспечивает долгосрочную продовольственную безопасность для будущих поколений.
Сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности.В условиях сложной экономической конъюнктуры и геополитической нестабильности вопросы обеспечения экономической безопасности приобретают приоритетное значение.В этом контексте, объединение БРИКС+ становится важной платформой для разработки и реализации стратегических инициатив, направленных на укрепление экономической устойчивости и защиту национальных интересов стран-участниц. В этой связи, автором предлагается определить «стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности» как комплекс мер, проектов и программ, разработанных и реализуемых странами-участницами с целью:
– снижения зависимости от доминирующих в международной системе экономических, торговых и финансовых систем;
– укрепления энергетической/продовольственной безопасности;
– защиты критической инфраструктуры;
– развития технологического суверенитета [1].
Ключевыми характеристиками стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности выступают:
– многосторонний характер: инициативы разрабатываются и реализуются совместно странами-участницами, это позволяет объединить ресурсы и опыт для достижения единых целей;
– стратегический вектор: инициативы ориентированы на долгосрочные цели, на создание устойчивой экономической системы, способной противостоять внешним вызовам;
– практическая ориентация: целью инициатив является достижение практических результатов для стран-участниц посредством реализации конкретных проектов и программ;
– адаптивность: инициативы постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим условиям и новым вызовам.
На основе предложенного и обоснованного авторского определения целесообразнымбудет рассмотреть возможные сценарииразвития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности (табл. 2).
Таблица 2. Сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+
в сфере экономической безопасности
Стратегические
инициативы БРИКС+
в сфере экономической безопасности |
Сценарии
развития
|
Укрепление
финансовой стабильности
|
Сценарий
1: Углубление финансовой интеграции.
Сценарий 2: Координация макроэкономической политики. Сценарий 3: Развитие национальных финансовых рынков. |
Развитие
торговли и инвестиций
|
Сценарий
1: Создание зоны свободной торговли БРИКС+.
Сценарий 2: Развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Сценарий 3: Содействие диверсификации торговли. |
Энергетическая
безопасность
|
Сценарий
1: Развитие альтернативных источников энергии.
Сценарий 2: Укрепление сотрудничества в сфере энергетики. Сценарий 3: Диверсификация источников энергии. |
Продовольственная
безопасность
|
Сценарий
1: Увеличение сельскохозяйственного производства.
Сценарий 2: Создание стратегических запасов продовольствия. Сценарий 3: Развитие логистической инфраструктуры для продовольствия. |
Стратегическая инициатива «Укрепление финансовой стабильности»
Сценарий 1: Углубление финансовой интеграции. Этот сценарий предполагает развитие альтернативных платежных систем, независимых от западных институтов, содержащий расширение использования национальных валют во взаимной торговле, создание единой цифровой валюты БРИКС+ и укрепление Нового Банка Развития (НБР) как альтернативного источника финансирования инфраструктурных проектов. Возможными рисками выступают: сопротивление со стороны западных финансовых институтов, необходимость преодоления технических и регуляторных барьеров и обеспечение доверия к новым финансовым инструментам.
Сценарий 2: Координация макроэкономической политики. Этот сценарий фокусируется на обмене информацией и координации действий между центральными банками стран БРИКС+ для предотвращения финансовых кризисов и управления валютными рисками (создание механизмов раннего предупреждения о финансовых угрозах и разработку совместных стратегий реагирования на экономические шоки). Возможными рисками выступают: различия в экономических интересах и приоритетах стран-участниц, сложность достижения консенсуса по вопросам макроэкономической политики.
Сценарий 3: Развитие национальных финансовых рынков. Этот сценарий предусматривает укрепление национальных финансовых рынков стран БРИКС+ для снижения зависимости от внешнего финансирования (развитие внутреннего рынка облигаций, стимулирование инвестиций в национальные компании и создание благоприятной среды для развития финтех-компаний). Возможными рисками выступают: необходимость проведения структурных реформ, привлечение частных инвестиций и обеспечение прозрачности и эффективности финансовых рынков.
Стратегическая инициатива «Развитие торговли и инвестиций»
Сценарий 1: Создание зоны свободной торговли БРИКС+. Этот сценарий основывается на постепенном устранении торговых барьеров между странами БРИКС+ в рамках создания единого экономического пространства (увеличение объемов взаимной торговли и инвестиций, повышение конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке). Возможными рисками выступают: необходимость преодоления протекционистских мер, согласование торговых правил и стандартов, учет интересов различных отраслей экономики.
Сценарий 2: Развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Этот сценарий фокусируется на строительстве и модернизации транспортных коридоров, соединяющих страны БРИКС+ (сокращение время и стоимости доставки товаров, стимулирование развития приграничной торговли и инвестиций). Возможными рисками выступают: высокие затраты на инфраструктурные проекты, необходимость координации действий между различными странами и привлечение частных инвестиций.
Сценарий 3: Содействие диверсификации торговли. Этот сценарий предполагает расширение ассортимента товаров/услуг стран БРИКС+, поиск новых рынков сбыта (снижение зависимости от традиционных торговых партнеров, повышение устойчивости экономики к внешним шокам). К потенциальным рискам относятся: необходимость инвестиций в новые секторы экономики, развитие инноваций и конкурентоспособность продукции.
Стратегическая инициатива «Энергетическая безопасность»
Сценарий 1: Развитие альтернативных источников энергии. Этот сценарий предполагает инвестиции в возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая и гидроэнергетика). Это может снизить зависимость от ископаемого топлива и способствовать переходу к более устойчивой энергетической системе. К потенциальным рискам относятся: высокие первоначальные инвестиции, необходимость развития технологий хранения энергии и обеспечения стабильности энергосистемы.
Сценарий 2: Укрепление сотрудничества в сфере энергетики. Этот сценарий фокусируется на обмене технологиями, совместной разработке энергетических проектов и создании единого энергетического рынка, предусматривая обеспечение энергетической безопасности стран БРИКС+ и снижение их зависимости от внешних поставщиков. К потенциальным рискам относятся: различия в энергетических интересах и приоритетах стран-участниц, необходимость согласования регуляторных норм и обеспечение прозрачности энергетических рынков.
Сценарий 3: Диверсификация источников энергии. Этот сценарий предполагает расширение спектра используемых источников энергии, включая ядерную энергетику, газ и уголь (снижение зависимости от одного источника энергии и повышение устойчивости энергетической системы к перебоям в поставках. К потенциальным рискам относятся: экологические риски, необходимость обеспечения безопасности ядерных объектов и утилизации отходов.
Стратегическая инициатива «Продовольственная безопасность»
Сценарий 1: Увеличение сельскохозяйственного производства. Этот сценарий предполагает инвестиции в сельское хозяйство, развитие современных технологий и повышение урожайности, обеспечение продовольственной независимости стран БРИКС+, а также сокращение их зависимости от импорта продовольствия. Возможными рисками выступают: необходимость проведения земельной реформы, обеспечение доступа к финансированию для фермеров и защита окружающей среды.
Сценарий 2: Создание стратегических запасов продовольствия. Этот сценарий предполагает создание резервов продовольствия для обеспечения населения в случае чрезвычайных ситуаций, таких как засухи, наводнения, военные конфликты, что может снизить уязвимость стран БРИКС+ к продовольственным кризисам. Возможными рисками выступают: высокие затраты на хранение и управление запасами, необходимость обеспечения качества и безопасности продовольствия.
Сценарий 3: Развитие логистической инфраструктуры для продовольствия. Этот сценарий фокусируется на строительстве и модернизации хранилищ, транспортных сетей и портов для обеспечения эффективной доставки продовольствия от производителей к потребителям. Это может снизить потери продовольствия и повысить его доступность для населения. К потенциальным рискам относятся: высокая стоимость инфраструктурных проектов, необходимость координации действий между разными странами и привлечения частных инвестиций.
Стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности могут развиваться по различным сценариям, каждый из которых имеет свои преимущества и риски. Успешная реализация этих инициатив потребует эффективных механизмов сотрудничества между странами-участницами, согласования экономических интересов и проведения структурных реформ. Важно учитывать, что эти сценарии не являются взаимоисключающими и могут быть реализованы одновременно, формируя комплексный подход к обеспечению экономической безопасности БРИКС+. Выбор конкретного сценария или их комбинации будет зависеть от политической воли, экономических возможностей и геополитической обстановки.
Заключение
В условиях глобальной экономической нестабильности, вызванной геополитическими факторами, инфляцией, ростом цен и сбоями в цепочке поставок БРИКС+ предлагает альтернативный подход. Эта группа крупнейших стран с развивающейся экономикой разрабатывает стратегические инициативы по повышению уровня экономической безопасности не только для своих членов, но и всего мирового сообщества.Стратегические инициативы БРИКС+ оказывают значительное влияние на глобальную экономическую безопасность, способствуя:
Снижению системных рисков. Диверсификация финансовых потоков, развитие альтернативных платежных систем и создание резервных фондов снижают зависимость от доминирующих экономик и валют, уменьшая вероятность глобальных финансовых кризисов.
Повышению устойчивости к внешним шокам. Развитие торговли и инвестиций между странами БРИКС+ и другими развивающимися экономиками создает более устойчивые цепочки поставок и снижает зависимость от отдельных рынков, делая международную торговлю менее уязвимой к геополитическим и экономическим шокам.
Стимулированию экономического роста. Инвестиции в инфраструктуру, энергетику и технологии, развитие цифровой экономики способствуют экономическому росту в развивающихся странах, формируя новые рынки и возможности для бизнеса.
Обеспечению продовольственной безопасности. Увеличение производства продовольствия, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры и сотрудничество в сфере сельскохозяйственных технологий способствуют обеспечению продовольственной безопасности для населения, особенно в развивающихся странах, снижая риск голода и социальной напряжённости.
Укреплению многополярности. БРИКС+ способствует формированию многополярного мира, в котором развивающиеся страны играют более активную роль в глобальном управлении и принятии решений. Это создает справедливую и устойчивую глобальную экономическую систему.
[1] Авторское определение.
Страница обновлена: 04.04.2025 в 14:02:51