BRICS+ strategic initiatives in economic security

Vedernikova E.V.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the BRICS+ group's key strategic initiatives in economic security. It focuses on strengthening financial resilience, developing trade and investment, ensuring energy security, and guaranteeing food security. The article introduces the concept of BRICS+ strategic initiatives in economic security. The article substantiates the following characteristics of these initiatives: multilateral nature, strategic vector, practical orientation, and adaptability. The article considers possible scenarios for the development of these initiatives. The article concludes that BRICS+ strategic initiatives in economic security can develop according to various scenarios. Each scenario has its own advantages and risks. Nevertheless, successfully implementing these initiatives will require effective cooperation mechanisms, harmonization of economic interests, and structural reforms among participating countries.

Keywords: economic security, strategic initiatives, BRICS+, financial institution, food security, energy security, sovereignty, trade, investment

JEL-classification: E20, E22, F10



Введение. БРИКС+ – это расширенный формат сотрудничества, включающий в себя не только первоначальные пять стран, но и новых членов. В 2023 г. на саммите в Йоханнесбурге было принято решение о присоединении к БРИКС пяти новых стран (Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия) [5]. Перечисленные страны официально присоединились к БРИКС с 1 января 2024 г. Важно отметить, что процесс расширения БРИКС продолжается, и в будущем к нему могут присоединиться новые государства, заинтересованные в сотрудничестве в рамках данного формата.

Институционализация БРИКС имеет огромное значение и оказывает влияние на различные аспекты мировой политики и экономики, а именно:

– БРИКС+ способствует формированию многополярного мира, где влияние Запада, в частности США и стран Евросоюза, постепенно уменьшается [1]. Это позволяет развивающимся странам влиять на международные процессы;

– БРИКС+ предоставляет новые возможности для экономического сотрудничества между странами-участницами. Увеличение торгового оборота между странами БРИКС+ может снизить зависимость от доллара США и укрепить национальные валюты [10];

– БРИКС+ рассматривает создание альтернативных финансовых институтов, которыесмогут предоставлять кредиты и финансирование для проектов развития в странах-участницах, параллельно существующим международным финансовым институтам (например, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) [14];

– БРИКС+ становится платформой для координации политических позиций по ключевым международным вопросам (климатические изменения, борьба с терроризмом, реформа международных институтов и урегулирование региональных конфликтов);

– БРИКС+ стремится к укреплению сотрудничества между странами Глобального Юга, способствуя экономическому росту, социальному развитию и повышению уровня жизни в развивающихся странах;

– в условиях геополитической напряженности и санкций, БРИКС+ может способствовать диверсификации поставок энергоресурсов, продовольствия и других товаров, снижая риски стран-участниц.

Несмотря на значимость, БРИКС+ сталкивается с рядом вызовов:

– разнородность интересов: страны-участницы имеют разные политические системы, экономические модели и приоритеты, это может затруднять достижение консенсуса по отдельным вопросам;

– геополитическая нестабильность: напряженность в отношениях между некоторыми странами-участницами, например, между Индией и Китаем, может негативно влиять на сотрудничество;

– влияние внешних факторов: санкции и торговые войны, введенные против отдельных стран-участниц, могут создавать препятствия для экономического сотрудничества и развития.

В будущем БРИКС+ может стать более влиятельной группой и предложить альтернативный путь развития для многих стран. Успех БРИКС+ будет зависеть от способности стран-участниц преодолевать разногласия, находить общие интересы и эффективно координировать свои действия. Однако, чтобы БРИКС+ действительно реализовал свой потенциал, необходимо заложить прочный фундамент. Этим фундаментом, по сути является экономическая безопасность. И это не просто экономическая задача, а комплексная проблема, требующаяполитической воли, координации усилий и готовности к компромиссному взаимодействию.

Анализируя значимость экономической безопасности как фундамента международных отношений в рамках БРИКС+, необходимо углубиться в конкретные аспекты, формирующие этот фундамент. Недостаточно просто декларировать экономическую безопасность, требуется четкое понимание реализации конкретных мер [4]. Главными элементами экономической безопасности в контексте БРИКС+ выступают:

– диверсификация торговли и инвестиций: зависимость от одного или нескольких торговых партнеров создает уязвимость [11];

– финансовая стабильность и независимость: доминирование доллара США в мировой финансовой системе создает риски для стран, не входящих в эту систему;

– технологический суверенитет: зависимость от иностранных технологий может ограничивать экономический рост и создавать риски для коллективной безопасности;

– энергетическая безопасность: доступ к надежным и стабильным источникам энергии является критически важным для экономического развития [8];

– продовольственная безопасность: обеспечение населения продовольствием является основой стабильности.

Актуальность исследования:в условиях глобальной нестабильности, вызванной геополитическими конфликтами и экономическими кризисами, обеспечение экономической безопасности становится критически важным для всех стран, особенно для развивающихся экономик. Именно поэтому изучение подходов БРИКС+ к этой проблеме представляет значительный интерес.

Цельисследования: выявитьстратегические инициатив БРИКС+ в сфереэкономической безопасности.

Задачи исследования:

– рассмотреть ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности;

– предложить возможные сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности.

Практическая значимость работы.Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций для правительств стран БРИКС+, направленных на укрепление экономической устойчивости; улучшение координации и сотрудничества; снижение рисков; формирование новых институтов и механизмов.

Стратегические инициативы БРИКС+ в контексте экономической безопасностиориентированы на создание справедливой и устойчивой мировой экономики. Сотрудничество в рамках группы формирует новые перспективы для роста и развития как для БРИКС+, так и для международного сообщества. Тем не менее, важно отметить: конкретные инициативы и приоритеты могут меняться в зависимости от текущей геополитической ситуации и экономических вызовов, поскольку БРИКС+ – это динамично развивающийся формат, и его повестка дня постоянно эволюционирует.

Ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности осуществляются по следующим направлениям (табл. 1).

Таблица 1.Ключевые стратегические инициативы БРИКС+ в сфере

экономической безопасности

Направление
Содержание
Укрепление финансовой стабильности
1. Развитие альтернативных платежных систем и механизмов расчетов.
2. Усиление сотрудничества в области валютного регулирования и обмена информацией о финансовых рисках.
3. Создание механизмов взаимной финансовой поддержки в случае кризисов.
Развитие торговли и инвестиций
1. Устранение торговых барьеров и упрощение процедур торговли между странами группы.
2. Содействие инвестициям в инфраструктурные проекты, энергетику, цифровые технологии и другие приоритетные секторы.
3. Развитие совместных проектов в области продовольственной безопасности и устойчивого развития.
Энергетическая безопасность
1. Развитие сотрудничества в области энергетики.
2. Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов и диверсификация источников.
3. Разработка совместных проектов в области энергоэффективности.
Продовольственная безопасность
1. Развитие совместных проектов в области сельского хозяйства и продовольствия.
2. Обеспечение доступа к продовольствию и борьба с голодом.
3. Развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства.
Источник: составлено автором.

В условиях глобальной экономической нестабильности страны БРИКС+ предпринимают активные действия по укреплению своей финансовой устойчивости. Ключевым направлением является разработка и реализация стратегической инициативы, направленной на снижение зависимости от традиционных финансовых институтов и повышение устойчивости к внешним шокам. Стратегическая инициатива «Укрепление финансовой стабильности» включает три основных компонента:

1. Развитие альтернативных платежных систем и механизмов расчетов: цель этого направления – создание независимой инфраструктуры международных расчетов между странами БРИКС+ и их партнерами. Это позволяет снизить зависимость от доллара США и других резервных валют и минимизировать влияние геополитических рисков на торговые операции. Разработка и внедрение цифровых валют, платформ на основе блокчейна и других инновационных решений обеспечивают более быстрые, дешевые и безопасные транзакции.

2. Усиление сотрудничества в области валютного регулирования и обмена информацией о финансовых рисках: для эффективного управления финансовыми рисками и предотвращения кризисов осуществляется тесное взаимодействие регуляторов стран БРИКС+ (гармонизация валютного регулирования, обмен информацией о потенциальных угрозах финансовой стабильности и координация действий в случае возникновения кризисных ситуаций) [3]. Регулярные консультации, совместные исследования и разработка единых стандартов способствуют созданию более стабильной и предсказуемой финансовой среды.

3. Создание механизмов взаимной финансовой поддержки в случае кризисов: создаются механизмы взаимной финансовой поддержки (резервные фонды, кредитные линии), позволяющие странам БРИКС+ оказывать друг другу помощь в случае кризисов, сдерживая распространение негативных последствий и минимизируя ущерб для их экономик.

Стратегическая инициатива БРИКС+ «Укрепление экономической безопасности через торговлю и инвестиции» делает ставку на развитие торговли и инвестиций как ключевой фактор стабильности стран-участниц [7]. Цель – создать более устойчивую и взаимовыгодную экономическую среду, способную противостоять глобальным вызовам.Для достижения этой цели БРИКС+ фокусируется на трех основных направлениях:

– устранение торговых барьеров и упрощение процедур торговли: снижение или полная отмена таможенных пошлин, гармонизация стандартов и технических регламентов, упрощение логистических процессов. Это позволяет значительно увеличить объемы торговли между странами БРИКС+,а упрощение процедур торговли снижает транзакционные издержки для бизнеса, стимулируя рост малого и среднего предпринимательства [6];

– содействие инвестициям в приоритетные сектора: привлечение инвестиций в ключевые отрасли экономики, такие как инфраструктура (транспорт, связь), энергетика (возобновляемые источники), цифровые технологии и другие сектора, имеющие стратегическое значение для устойчивого развития. Поддержка инвестиций осуществляется через создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление гарантий и льгот, а также через финансирование совместных проектов. Это позволит модернизировать экономику стран БРИКС+, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения;

– развитие совместных проектов в области продовольственной безопасности и устойчивого развития: учитывая растущую обеспокоенность продовольственной безопасностью и необходимостью устойчивого развития, БРИКС+ уделяет особое внимание сотрудничеству в этих областях (обмен опытом и технологиями в сельском хозяйстве, развитие устойчивых методов земледелия, создание резервных запасов продовольствия, реализация совместных проектов в области охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата). Подобное сотрудничество позволяет обеспечить продовольственную безопасность стран БРИКС+ и внести вклад в глобальные усилия по достижению целей устойчивого развития.

В контексте стратегической инициативы БРИКС+ по экономической безопасности – энергетическая безопасность занимает ключевое место, это обусловлено растущей взаимозависимостью стран-участниц в энергетическом секторе. Инициатива направлена на создание надежной и диверсифицированной энергетической системы, способной противостоять глобальным вызовам и колебаниям рынка энергоресурсов. Эта стратегическая цель конкретизируется по трем основным направлениям:

1. Развитие сотрудничества в области энергетики: активный обмен опытом, технологиями и лучшими практиками между странами БРИКС+ в сфере добычи, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов. Создаются платформы для диалога, совместных исследований и разработок, реализуются инициативы в области образования, направленные на повышение квалификации специалистов в энергетической отрасли.

2. Обеспечение стабильных поставок энергоресурсов и диверсификация источников: ключевым элементом энергетической безопасности выступает гарантированный доступ к энергоресурсам. БРИКС+ стремится к созданию механизмов, обеспечивающих стабильные поставки энергоносителей между странами-участницами, а также к диверсификации источников энергии, включая развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и атомной энергетики [9]. Это позволяет снизить зависимость от отдельных поставщиков и повысить устойчивость энергетической системы в целом.

3. Разработка совместных проектов в области энергоэффективности: повышение энергоэффективности является важным инструментом для снижения энергоемкости экономики и сокращения выбросов парниковых газов. БРИКС+ планирует разрабатывать и реализовывать совместные проекты, ориентированные на внедрение энергосберегающих технологий в различных секторах экономики, включая промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Это позволяет не только снизить потребление энергии, но и повысить конкурентоспособность экономик стран-участниц.

Цель инициативы «Продовольственная безопасность» – создать устойчивую и надежную систему, гарантирующую доступ к достаточному и качественному продовольствию для всех стран-участниц и за их пределами [2].В рамках этой стратегической инициативы БРИКС+ предполагает концентрацию усилий в следующих ключевых областях:

– развитие совместных проектов в области сельского хозяйства и продовольствия: активное взаимодействие в сфере исследований и разработок, обмен новейшими технологиями и знаниями, коллективное инвестирование в проекты, направленные на увеличение урожайности, повышение качества сельскохозяйственной продукции и оптимизацию логистики. Эти процессы создают синергетический эффект, позволяющей странам БРИКС+ использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые [15].Такое взаимоотношение позволяет странам-участницам объединять свои ресурсы и возможности для достижения общих целей;

– обеспечение доступа к продовольствию и борьба с голодом: создание механизмов, гарантирующих доступ к продовольствию для наиболее уязвимых слоев населения, особенно в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций. Это содержит в себе разработку программ продовольственной помощи, создание стратегических запасов продовольствия и поддержку местных производителей, обеспечивая стабильное и доступное снабжение продовольствием. Борьба с голодом рассматривается странами БРИКС как приоритетная задача, требующая скоординированных усилий и инновационных подходов [12];

– развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства: в условиях изменения климата и истощения природных ресурсов, переход к устойчивым методам ведения сельского хозяйства становится критически важным. В этом контексте БРИКС+ поддерживает внедрение экологически чистых технологий, рациональное использование водных ресурсов, сохранение биоразнообразия и развитие органического земледелия [13]. Это способствует повышению устойчивости сельского хозяйства к внешним воздействиям и обеспечивает долгосрочную продовольственную безопасность для будущих поколений.

Сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности.В условиях сложной экономической конъюнктуры и геополитической нестабильности вопросы обеспечения экономической безопасности приобретают приоритетное значение.В этом контексте, объединение БРИКС+ становится важной платформой для разработки и реализации стратегических инициатив, направленных на укрепление экономической устойчивости и защиту национальных интересов стран-участниц. В этой связи, автором предлагается определить «стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности» как комплекс мер, проектов и программ, разработанных и реализуемых странами-участницами с целью:

– снижения зависимости от доминирующих в международной системе экономических, торговых и финансовых систем;

– укрепления энергетической/продовольственной безопасности;

– защиты критической инфраструктуры;

– развития технологического суверенитета [1].

Ключевыми характеристиками стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности выступают:

– многосторонний характер: инициативы разрабатываются и реализуются совместно странами-участницами, это позволяет объединить ресурсы и опыт для достижения единых целей;

– стратегический вектор: инициативы ориентированы на долгосрочные цели, на создание устойчивой экономической системы, способной противостоять внешним вызовам;

– практическая ориентация: целью инициатив является достижение практических результатов для стран-участниц посредством реализации конкретных проектов и программ;

– адаптивность: инициативы постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим условиям и новым вызовам.

На основе предложенного и обоснованного авторского определения целесообразнымбудет рассмотреть возможные сценарииразвития стратегических инициатив БРИКС+ в сфере экономической безопасности (табл. 2).

Таблица 2. Сценарии развития стратегических инициатив БРИКС+

в сфере экономической безопасности

Стратегические инициативы БРИКС+
в сфере экономической безопасности
Сценарии развития
Укрепление финансовой стабильности
Сценарий 1: Углубление финансовой интеграции.
Сценарий 2: Координация макроэкономической политики.
Сценарий 3: Развитие национальных финансовых рынков.
Развитие торговли и инвестиций
Сценарий 1: Создание зоны свободной торговли БРИКС+.
Сценарий 2: Развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Сценарий 3: Содействие диверсификации торговли.
Энергетическая безопасность
Сценарий 1: Развитие альтернативных источников энергии.
Сценарий 2: Укрепление сотрудничества в сфере энергетики.
Сценарий 3: Диверсификация источников энергии.
Продовольственная безопасность
Сценарий 1: Увеличение сельскохозяйственного производства.
Сценарий 2: Создание стратегических запасов продовольствия.
Сценарий 3: Развитие логистической инфраструктуры для продовольствия.
Источник: составлено автором.

Стратегическая инициатива «Укрепление финансовой стабильности»

Сценарий 1: Углубление финансовой интеграции. Этот сценарий предполагает развитие альтернативных платежных систем, независимых от западных институтов, содержащий расширение использования национальных валют во взаимной торговле, создание единой цифровой валюты БРИКС+ и укрепление Нового Банка Развития (НБР) как альтернативного источника финансирования инфраструктурных проектов. Возможными рисками выступают: сопротивление со стороны западных финансовых институтов, необходимость преодоления технических и регуляторных барьеров и обеспечение доверия к новым финансовым инструментам.

Сценарий 2: Координация макроэкономической политики. Этот сценарий фокусируется на обмене информацией и координации действий между центральными банками стран БРИКС+ для предотвращения финансовых кризисов и управления валютными рисками (создание механизмов раннего предупреждения о финансовых угрозах и разработку совместных стратегий реагирования на экономические шоки). Возможными рисками выступают: различия в экономических интересах и приоритетах стран-участниц, сложность достижения консенсуса по вопросам макроэкономической политики.

Сценарий 3: Развитие национальных финансовых рынков. Этот сценарий предусматривает укрепление национальных финансовых рынков стран БРИКС+ для снижения зависимости от внешнего финансирования (развитие внутреннего рынка облигаций, стимулирование инвестиций в национальные компании и создание благоприятной среды для развития финтех-компаний). Возможными рисками выступают: необходимость проведения структурных реформ, привлечение частных инвестиций и обеспечение прозрачности и эффективности финансовых рынков.

Стратегическая инициатива «Развитие торговли и инвестиций»

Сценарий 1: Создание зоны свободной торговли БРИКС+. Этот сценарий основывается на постепенном устранении торговых барьеров между странами БРИКС+ в рамках создания единого экономического пространства (увеличение объемов взаимной торговли и инвестиций, повышение конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке). Возможными рисками выступают: необходимость преодоления протекционистских мер, согласование торговых правил и стандартов, учет интересов различных отраслей экономики.

Сценарий 2: Развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Этот сценарий фокусируется на строительстве и модернизации транспортных коридоров, соединяющих страны БРИКС+ (сокращение время и стоимости доставки товаров, стимулирование развития приграничной торговли и инвестиций). Возможными рисками выступают: высокие затраты на инфраструктурные проекты, необходимость координации действий между различными странами и привлечение частных инвестиций.

Сценарий 3: Содействие диверсификации торговли. Этот сценарий предполагает расширение ассортимента товаров/услуг стран БРИКС+, поиск новых рынков сбыта (снижение зависимости от традиционных торговых партнеров, повышение устойчивости экономики к внешним шокам). К потенциальным рискам относятся: необходимость инвестиций в новые секторы экономики, развитие инноваций и конкурентоспособность продукции.

Стратегическая инициатива «Энергетическая безопасность»

Сценарий 1: Развитие альтернативных источников энергии. Этот сценарий предполагает инвестиции в возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая и гидроэнергетика). Это может снизить зависимость от ископаемого топлива и способствовать переходу к более устойчивой энергетической системе. К потенциальным рискам относятся: высокие первоначальные инвестиции, необходимость развития технологий хранения энергии и обеспечения стабильности энергосистемы.

Сценарий 2: Укрепление сотрудничества в сфере энергетики. Этот сценарий фокусируется на обмене технологиями, совместной разработке энергетических проектов и создании единого энергетического рынка, предусматривая обеспечение энергетической безопасности стран БРИКС+ и снижение их зависимости от внешних поставщиков. К потенциальным рискам относятся: различия в энергетических интересах и приоритетах стран-участниц, необходимость согласования регуляторных норм и обеспечение прозрачности энергетических рынков.

Сценарий 3: Диверсификация источников энергии. Этот сценарий предполагает расширение спектра используемых источников энергии, включая ядерную энергетику, газ и уголь (снижение зависимости от одного источника энергии и повышение устойчивости энергетической системы к перебоям в поставках. К потенциальным рискам относятся: экологические риски, необходимость обеспечения безопасности ядерных объектов и утилизации отходов.

Стратегическая инициатива «Продовольственная безопасность»

Сценарий 1: Увеличение сельскохозяйственного производства. Этот сценарий предполагает инвестиции в сельское хозяйство, развитие современных технологий и повышение урожайности, обеспечение продовольственной независимости стран БРИКС+, а также сокращение их зависимости от импорта продовольствия. Возможными рисками выступают: необходимость проведения земельной реформы, обеспечение доступа к финансированию для фермеров и защита окружающей среды.

Сценарий 2: Создание стратегических запасов продовольствия. Этот сценарий предполагает создание резервов продовольствия для обеспечения населения в случае чрезвычайных ситуаций, таких как засухи, наводнения, военные конфликты, что может снизить уязвимость стран БРИКС+ к продовольственным кризисам. Возможными рисками выступают: высокие затраты на хранение и управление запасами, необходимость обеспечения качества и безопасности продовольствия.

Сценарий 3: Развитие логистической инфраструктуры для продовольствия. Этот сценарий фокусируется на строительстве и модернизации хранилищ, транспортных сетей и портов для обеспечения эффективной доставки продовольствия от производителей к потребителям. Это может снизить потери продовольствия и повысить его доступность для населения. К потенциальным рискам относятся: высокая стоимость инфраструктурных проектов, необходимость координации действий между разными странами и привлечения частных инвестиций.

Стратегические инициативы БРИКС+ в сфере экономической безопасности могут развиваться по различным сценариям, каждый из которых имеет свои преимущества и риски. Успешная реализация этих инициатив потребует эффективных механизмов сотрудничества между странами-участницами, согласования экономических интересов и проведения структурных реформ. Важно учитывать, что эти сценарии не являются взаимоисключающими и могут быть реализованы одновременно, формируя комплексный подход к обеспечению экономической безопасности БРИКС+. Выбор конкретного сценария или их комбинации будет зависеть от политической воли, экономических возможностей и геополитической обстановки.

Заключение

В условиях глобальной экономической нестабильности, вызванной геополитическими факторами, инфляцией, ростом цен и сбоями в цепочке поставок БРИКС+ предлагает альтернативный подход. Эта группа крупнейших стран с развивающейся экономикой разрабатывает стратегические инициативы по повышению уровня экономической безопасности не только для своих членов, но и всего мирового сообщества.Стратегические инициативы БРИКС+ оказывают значительное влияние на глобальную экономическую безопасность, способствуя:

Снижению системных рисков. Диверсификация финансовых потоков, развитие альтернативных платежных систем и создание резервных фондов снижают зависимость от доминирующих экономик и валют, уменьшая вероятность глобальных финансовых кризисов.

Повышению устойчивости к внешним шокам. Развитие торговли и инвестиций между странами БРИКС+ и другими развивающимися экономиками создает более устойчивые цепочки поставок и снижает зависимость от отдельных рынков, делая международную торговлю менее уязвимой к геополитическим и экономическим шокам.

Стимулированию экономического роста. Инвестиции в инфраструктуру, энергетику и технологии, развитие цифровой экономики способствуют экономическому росту в развивающихся странах, формируя новые рынки и возможности для бизнеса.

Обеспечению продовольственной безопасности. Увеличение производства продовольствия, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры и сотрудничество в сфере сельскохозяйственных технологий способствуют обеспечению продовольственной безопасности для населения, особенно в развивающихся странах, снижая риск голода и социальной напряжённости.

Укреплению многополярности. БРИКС+ способствует формированию многополярного мира, в котором развивающиеся страны играют более активную роль в глобальном управлении и принятии решений. Это создает справедливую и устойчивую глобальную экономическую систему.

[1] Авторское определение.


References:

Kheyfets B. (2024). BRICS plus is a natural outcome of cumulative integration in the context of geopolitical fragmentation of the world economy. Society and economics. (1). 109-121. doi: 10.31857/S0207367624010093.

Leshchenko Yu.G. (2020). Adaptive Economic Security Policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic Organizations Science and innovation: modern concepts. 23-27.

Lev M.Yu. (2024). The evolution of the conceptual and categorical apparatus of economic security in regulatory and technical aspects. Economic security. 7 (11). 2709-2730. doi: 10.18334/ecsec.7.11.122184.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Brics economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect. Economic security. 7 (1). 123-154. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.

Li B. (2024). Trade and economic relations between the BRICS countries and their impact on the global trading system. Sustainable Development Economics. (3(59)). 107-111.

Lissovolik Ya.D. (2023). BRICS-Plus: the New Force in Global Governance Journal of International Analytics. (1). 138–148. doi: 10.46272/2587–8476–2023–14–1-138–148.

Medvedeva M.B., Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Trade and economic sanctions against Russia and their compatibility with WTO law: scenarios for ensuring the economic security of the state. Economic security. 6 (4). 1561-1590. doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Economic security and Russia's interests in BRICS. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1295-1312. doi: 10.18334/eo.10.4.111398.

Rudenko M.N. (2024). Dynamics of ensuring energy security in the BRICS countries. Economic security. 7 (11). 2823-2840. doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.

Rudenko M.N. (2024). Prospects for a global reserve currency in the context of a comparison of BRICS strategic alternatives, the position of the US dollar and bitcoin. Banking services. (10). 38-46. doi: 10.36992/2075-1915_2024_10_38.

Rudenko M.N. (2025). BRICS+ in the new contours of international trade. Economic security. 8 (1). 61-88. doi: 10.18334/ecsec.8.1.122495.

Sakharov A.G., Dorokhina K.M. (2023). The BRICS sustainable development index: the results. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. 18 (1). 75-106. doi: 10.17323/1996-7845-2023-01-03.

Vedernikova E.V. (2024). BRICS economic security strategy amidst global competition. Economic security. 7 (12). 3051-3068. doi: 10.18334/ecsec.7.12.122348.

Vedernikova E.V. (2025). Institutional imperatives of the BRICS countries in the context of economic security Current problems of economics, management, accounting and auditing in the digital industry. 116-122.

Vedernikova E.V., Rudenko M.N. (2024). Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order. Economic security. 7 (8). 1983-1998. doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.

Страница обновлена: 17.06.2025 в 23:55:03