Экономическая безопасность как фактор реализации инвестиционной политики в пищевой отрасли
Нгуен Тхи Винь1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)
Цитировать:
Нгуен Тхи Винь Экономическая безопасность как фактор реализации инвестиционной политики в пищевой отрасли // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2615-2628. – doi: 10.18334/ce.15.6.112205.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324022
Аннотация:
Концепция экономической безопасности направлена на усиление таких атрибутов, как конкурентоспособность, платежеспособность, предприимчивость, адаптивность пищевой отрасли. Механизм выявления и реагирования на реальные и потенциальные угрозы в системе обеспечения экономической безопасности в инвестиционной политике позволит сформулировать и применить систему мер по прогнозированию рисков; для предотвращения воздействий, ведущих к ослаблению внутренних и внешних угроз жизненным циклам инвестиционной политики на макро-, мезо- и микроуровнях. В статье исследуются направления экономической безопасности на основе «кругов Эйлера», отражающие разные уровни безопасности при реализации инвестиционной политики в пищевой отрасли.
Ключевые слова: экономическая безопасность, инвестиционная политика, пищевая отрасль, круги Эйлера, мезоуровень, турбулентность
JEL-классификация: D25, G31, Q18
Введение
Пищевая и перерабатывающая промышленность считается системообразующей сферой экономики страны, формирующей безопасность рынка сельскохозяйственных продуктов питания, продуктов питания и экономики.
Уровень конкурентоспособности пищевой промышленности и перспективы ее развития в контексте глобальной конкуренции напрямую влияют на уровень жизни в стране, стоимость потребительских корзин, а также на условия и качество восстановления рабочей силы в национальной экономике.
Таким образом, по состоянию на 2020 год общее количество пищевых компаний превышает 50 тысяч. При этом соотношение занятых в пищевой промышленности к общей численности занятого в обрабатывающей промышленности составляет 18,9% (2020 г.), что составляет около 2,6% от общей численности населения, занятого в экономике. Сегодня вопрос оптимизации инвестиций в пищевую промышленность становится актуальным, и нам нужна методическая поддержка для совершенствования инвестиционной политики и привлечения инвестиций в пищевую промышленность России.
Реализация любого проекта происходит в постоянно меняющейся среде. Изменения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ход работы. Риски являются неотъемлемой частью любого бизнеса, и инвестирование связано с высокими рисками, поэтому каждый проект уникален и ищет новые решения, различные варианты использования и комбинации для достижения своих целей. Управление стоимостью и рисками является наиболее важной задачей проектирования инвестиций. Это потому, что даже в самых благоприятных экономических условиях доход может быть потерян. Особенно актуальным процесс управления рисками является для сферы государственно-частного партнерства.
Основная задача инвесторов – максимально увеличить капитал к определенному периоду времени. Решая этот вопрос, следует иметь в виду, что в кризисных ситуациях инвестиционная деятельность происходит в несовершенных рыночных рамках. В пищевой промышленности инвестиционные проекты характеризуются высокими инвестиционными затратами и долгой окупаемостью инвестиций. Для этого требуется построение отдельной инвестиционной модели, которая определяет актуальность исследования.
Методология обеспечения экономической безопасности инвестиционной политики, которая включает механизм, инструменты и индикаторы, должна определяться такими характеристиками, как технология, производственные возможности, человеческие ресурсы, финансовая безопасность, перспективы рыночного положения, функциональные особенности.
Угрозы не являются статичным явлением, они появляются и исчезают, увеличиваются или снижаются на протяжении длительного периода времени.
Потеря стабильности и турбулентность инвестиционной политики определяют возникновение угрозы безопасности. Турбулентность предполагает возникновение существенных изменений как во внутренней, так и во внешней среде для бизнеса, что приводит к снижению эффективности и темпов роста экономики. При этом появляются узкие места, которые должны быть устранены в результате комплекса мероприятий.
Возникновение угроз определяет также появление возможностей для развития. При этом для пищевой отрасли актуальным является вопрос о разработке системы обеспечения экономической безопасности по отношению к проводимой в отрасли инвестиционной политике с учетом возможных угроз [1, с. 41] (Butsenko, Moskvina, 2018, р. 41).
Объект исследования – пищевая промышленность России.
Предметом исследования является экономическая безопасность как фактор реализации инвестиционной политики в пищевой отрасли.
Гипотеза исследования состоит в том, что экономическая безопасность является фактором реализации инвестиционной политики в пищевой отрасли.
Целью исследования является рассмотрение экономической безопасности как фактора реализации инвестиционной политики в сфере пищевой промышленности России.
Практическая значимость исследования. Подходы, предложенные в рамках исследования, позволяют проводить оценку эффективности инвестиционных проектов в условиях кризисных ситуаций с учетом обеспечения экономической безопасности.
Особенности финансового обеспечения пищевой инфраструктуры связаны с масштабностью объектов, их географической удаленностью, а также социальной значимостью, рассматриваемой в виде нерентабельного общественного блага. Общественное благо при этом обладает свойством неделимости и общего пользования.
Также в различных странах стоимость создания объектов пищевой инфраструктуры варьируется в зависимости от ряда причин – географических, климатических и т.п., что влияет на выбор инструмента финансирования пищевой инфраструктуры.
От правильного выбора источника и формы финансирования объекта пищевой инфраструктуры зависит то, насколько надежно он будет обеспечен ресурсами и какими будут затраты на эксплуатацию этих ресурсов. Так, существует несколько вариантов подобного финансирования:
1) бюджетное финансирование;
2) альтернативное финансирование
3) смешанное финансирование;
4) финансирование с использованием дорожных фондов.
1. Бюджетное финансирование проектов проводится, как правило, посредством включения данных затрат в целевые программы и посредством предоставления финансовой поддержки.
2. Смешанное финансирование может осуществляться в различных видах: проектное финансирование, государственно-частное партнерство, субсидирование.
Специфика проектного финансирования предполагает, что проекты реализуются на основе четырех принципов (рис. 1).
Неоптимальная структура капитала становится фактором повышения требований к уровню доходности проекта. Это означает, что в случае возникновения дополнительных негативных факторов проект станет очень уязвимым с низкой возможностью маневрирования. В настоящее время большинство теоретических подходов к выбору и обоснованию структуры источников финансирования строятся на сравнении соотношений собственного и заемного капиталов. Важным критерием является расчет чистого дохода от осуществляемых инвестиций. Среди прочих критериев выбора источников финансирования можно выделить следующие: допустимый уровень риска, максимальная возможность увеличения капитализации компании, привлечение как можно более дешевых финансовых ресурсов.
Проектное финансирование характеризуется тем, что для его осуществления целенаправленно формируется проектная компания. На начальных стадиях проекта практически отсутствуют какие-либо активы, способные стать обеспечением кредитных ресурсов.
Проектное финансирование следует выделить как один из наиболее перспективных методов финансового обеспечения инвестиционных проектов в современных условиях ограниченности доступа к капиталам. На сегодняшний день нечасто применяются схемы, когда основные риски принимают на себя кредитные организации. В этой связи возникает повышенная необходимость качественного управления рисками организацией, которая выступает инициатором проекта.
Проектное финансирование является непростой формой реализации инвестиционных проектов. Но в современных сложных экономических условиях она является одной из наиболее оптимальных.
Реальные и потенциальные угрозы могут быть обнаружены на основе реализации определенного сценария, варианты которого должны учитывать направления развития инвестиционной политики в будущем применительно к пищевой отрасли, а также взаимосвязь систем внутри отрасли. К оптимальным показателям обеспечения экономической безопасности можно отнести:
- изменение в положительном плане показателей эффективности в пищевой отрасли;
- рост инвестиционных возможностей;
- высокие экспертные оценки эффективности функционирования.
Следует отметить, что уровень турбулентности инвестиционной политики в пищевой отрасли определяет степень агрессивности реакции системы экономической безопасности на процесс снижения угроз [2, с. 19] (Bystrov, Tolstyh, Agaeva, 2020, р. 19).
Для проверки предложенной гипотезы используется статистический анализ и синтез онтологических подходов к инвестиционной политике. Раскрытие онтологии обеспечения экономической безопасности в условиях циклической трансформации целесообразно раскрыть с использованием поведенческой экономики и нейроэкономики. Однако в настоящее время экономическая безопасность трактуется как на уровне страны, так и на уровне хозяйствующего субъекта.
На макроуровне экономическая безопасность представлена как состояние экономической системы, которое характеризуется: 1) сопротивлением предполагаемым угрозам и способностью определять пути развития для защиты национальных интересов; 2) высоким уровнем защищенности производственных и социальных отношений хозяйствующего субъекта от негативного воздействия внутренних и внешних факторов, что свидетельствует о возможности повышения уровня благосостояния населения и развития экономики в целом [3, с. 62] (Ganin, Ganin, 2017, р. 62).
Представляются адекватной точкой зрения рассуждения о необходимости государственной защиты хозяйствующих субъектов как высокого уровня общественных отношений в правовом государстве, гарантирующего стабильность сфер воспроизводства экономики независимо от внутренних или внешних противоречий [5, с. 54] (Gikhman, Skorokhod, 2018, р. 54).
Таким образом, защита от угроз с привлечением целевого финансирования для минимизации рисков определяет уровень экономической безопасности, обеспечивающий устойчивое развитие экономической системы с минимальной вероятностью нежелательных изменений, так как: 1) постоянно поддерживается процесс устранения и предотвращения возможных негативных воздействий на экономические интересы субъекта; 2) обеспечивается защита человеческого и интеллектуального потенциала, информации, технологий и уровня прибыли; 3) цели и задачи поставлены и имеют внутреннюю контролируемую структуру; 4) определены сценарии маршрутов деятельности организации под воздействием факторов окружающей среды [4, с. 39] (Garnov, 2020, р. 39).
В настоящее время активно формируется институт экономической безопасности, который строится совместно с наукой, предполагающей выявление основных принципов и раскрывающей онтологию обеспечения экономической безопасности в условиях циклической трансформации:
1) институт экономической безопасности – это научная и методологическая сфера, в которой доктрина теорий написана гражданским обществом для своих социальных нужд и потребностей с точки зрения защиты;
2) институт экономической безопасности представляет собой научно-прикладную сферу, которая используется на протяжении всей жизни общества;
3) институт экономической безопасности является предметом теоретико-методологической составляющей, сформированной природой, определяющей направленность законов жизни и бытия;
4) институт экономической безопасности выявляет социальные риски, влияющие на экономическую систему [4, с. 40] (Garnov, 2020, р. 40);
5) институт экономической безопасности исследует, выявляет и нейтрализует влияние виртуальной экономики, в основе которой: игнорирование жестких мировых механизмов защиты собственности, обязательств, финансовых доходов; отсутствие стандартов оценки; превышение денежной массы над материальными нематериальными эквивалентами, оцененными по необоснованной стоимости;
6) институт экономической безопасности формируется на оценочных принципах аналитического проектирования [6, с. 124] (Glazev, 1997, р. 124); оценка – это анализ качественных и количественных характеристик, необходимых потребителям для удовлетворения их желаний (оценка может включать как дорогостоящую составляющую ресурса, так и потребительский спрос; оценка – это физическая мера, подчиняющаяся теоретическим законам физики);
7) институт экономической безопасности формируется по принципу контроля, который выявляет неточные оценки стоимости потребительского продукта, играет решающую роль в несбалансированности многих концептуальных направлений экономической науки;
8) институт экономической безопасности формируется по принципу согласованности, который вносит предложения по корректировке нормативной и творческой деятельности общества на основе выявленных искажений и неточных оценок.
Такой институциональный подход становится ключевым и осложняется необходимостью интеграции организаций пищевой отрасли в поле цифровых коммуникаций как условия раскрытия потенциала в быстро развивающихся технологических процессах [9, c. 240] (Tolstyh, Agaeva, 2020, р. 240).
Но быстрой интеграции в цифровую сферу в России не происходит. Учитывая огромные размеры и разнообразие российских территорий, а также разнообразие традиций, определяющих потребности населения, в качестве государственной инициативы по продвижению инноваций целесообразно формировать цифровое информационно-коммуникационное поле. Инициатива государства в секторах экономики (особенно в деловой среде) сопровождается рисками в продвижении инноваций. Именно поэтому вопросы обеспечения экономической безопасности в цифровой экономике становятся особенно актуальными [7, с. 88] (Grinkevich, Sagaydachnaya, Kazakov, Ryumina, 2017, р. 88).
Функциональные элементы механизма выявления реальных и потенциальных угроз и реагирования на них в системе обеспечения экономической безопасности в инвестиционной политике включают:
1) выявление информации о критических точках экономической безопасности информационной стратегии электронно-цифрового управления организациями пищевой отрасли;
2) формирование информации о механизмах экономической безопасности в стратегии информационной интеграции организаций пищевой отрасли в электронно-цифровом поле;
3) формирование информации о механизмах экономической безопасности, противодействующих мошенничеству, киберпреступности, коррупции, провокации виктимного поведения предпринимателей организаций пищевой отрасли в интернет-пространстве и других цифровых технологиях;
4) формирование информации об ошибках в системе экономической безопасности на микроуровне в цифровой экономике [10, c. 60] (Tolstyh, Agaeva, 2020, р. 60).
Механизм обеспечения стратегической экономической безопасности инвестиционной политики организаций пищевой отрасли формируется под влиянием следующих факторов:
1) благоприятные: стимулировать эффективный динамический рост показателей в цифровой экономике; обеспечивать потребности пользователей Интернета в космической и электронной цифровой технике и технологиях; повысить конкурентоспособность на внешних рынках; обеспечить защиту от различных угроз и потерь;
2) неблагоприятные: стагнация производственных процессов электронно-цифровых услуг и продуктов; снизить достигнутый уровень, что провоцирует напряженность в системе управления цифровой экономикой в стратегии информационной интеграции электронно-цифровой экономики; определить угрозу сбалансированному существованию [8, c. 240] (Gusakov, 2018, р. 240).
Глубокое исследование обеспечения экономической безопасности позволит построить оптимальную модель выбора варианта эксплуатации долгосрочных относительно постоянных факторов (fi), трендового (ft), стохастического (fs), флуктуирующего (fk).
Исследования показывают, что научные методы обеспечения экономической безопасности могут быть определены в условной модели, построенной с учетом фундаментальных законов. Результат такого количества может быть отмечен SESec (Sphere of economic security based on the "Euler circles" – сфера экономической безопасности на основе кругов Эйлера).
В модели обеспечения стратегической экономической безопасности целесообразно выделить четыре фактора, которые накапливают или повышают уровень экономической безопасности. Такие факторы могут иметь как положительные эффекты, обеспечивающие уровень экономической безопасности, так и отрицательные, приводящие к банкротству [11, c. 126] (Tolstyh, Shmeleva, Agaeva, 2020, р. 126).
Для простоты и согласованности расчетов предлагается выделить четыре области, к которым можно отнести факторы:
1) fi – относительно постоянные коэффициенты;
2) ft – коэффициенты тренда;
3) fs – стохастические факторы;
4) fk – изменяющиеся факторы.
Очевидно, что факторы обеспечения экономической безопасности (Fpes) будут представлены знаком «+», а знаком «-» будут отражены факторы несостоятельности экономической безопасности (-Fies) (табл. 1).
Таблица 1
Классификация факторов экономической безопасности
Группы факторов,
обеспечивающих экономическую безопасность (Fpes)
|
Группы факторов
несостоятельности экономической безопасности (-Fies)
|
fc – относительно постоянные
коэффициенты
|
-fc – относительно постоянные
коэффициенты
|
ft – коэффициенты тренда
|
-ft – коэффициенты тренда
|
fs – стохастические факторы
|
-fs – стохастические факторы
|
ff – изменяющиеся факторы
|
-ff – изменяющиеся факторы
|
Выявленные факторы, влияющие на экономическую безопасность, ранжированы по четырем направлениям. Для обеспечения экономической безопасности выбираются факторы, повышающие экономическую безопасность, а затем факторы, снижающие уровень экономической безопасности.
Для моделирования механизма выявления и реагирования на реальные и потенциальные угрозы в системе обеспечения экономической безопасности в инвестиционной политике предлагается использование «кругов Эйлера». Такие диаграммы впервые ввел Леонард Эйлер в своей работе. Круги Эйлера обеспечивают наглядность в процессе решения сложных проблем, делая ответы очевидными. На рисунке 1 представлены факторы и отражены области наиболее высокого уровня экономической безопасности.
Рисунок 2. Сфера экономической безопасности на основе «кругов Эйлера», отражающая достаточно высокий уровень
Источник: составлено автором на основе [1–3] (Butsenko, Moskvina, 2018; Bystrov, Tolstyh, Agaeva, 2020; Ganin, Ganin, 2017).
Представленные на рисунке 1 факторы приведены в таблице 1.
Такое четырехкратное или трехкратное пересечение свидетельствует об усилении контроля над уровнем обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Заключение
В заключение определена целесообразность стратегического управления в обеспечении экономической безопасности, что является важным инновационным способом обеспечения успешной деятельности. Текущее состояние пищевой отрасли существенно трансформируется под влиянием санкционной политики в области пищевых ограничений для РФ. Эти изменения за последние пять лет одновременно действовали в противоположных направлениях. С одной стороны, российские санкции расширяют возможности для отечественных производителей, что уже отражается на росте производства товаров пищевой промышленности.
С другой стороны, антироссийские санкции приводят к повышению процентных ставок по кредитам для российских производителей. Повышение процентных ставок по кредитам существенно влияет на интенсивность инвестиционной политики в сфере пищевой отрасли в регионах России. Совершенно очевидно, что продовольственная безопасность государства не может быть гарантирована без решения проблемы импортозамещения в ресурсном отношении. Следует учитывать, что это комплекс не столько отраслевых и аграрных трудностей, сколько межсистемных, межотраслевых и макроэкономических, а также связан с проблемой взаимодействия управленческих и финансовых структур.
Анализ уровня экономической безопасности должен проводиться на основе суждения о пересечении факторных областей обеспечения экономической безопасности. Это означает, что чем больше пересекающихся областей и часто повторяющихся факторов в разных группах, тем выше уровень экономической безопасности.
Источники:
2. Быстров А.В., Толстых Т.О., Агаева А.М. Модель экосистемных рисков экономической безопасности предприятий промышленной экосистемы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 2(34). – c. 14-28. – doi: 10.21685/2227-8486-2020-2-2 .
3. Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасность государства: генезис, сущность и содержание понятия // Ars Administrandi. – 2017. – № 1. – c. 61-84.
4. Гарнов А.П. Анализ экономической безопасности транспортного комплекса // Логистика и управление цепями поставок. – 2020. – № 1(96). – c. 39-46.
5. Гихман И.И., Скороход А.В. Введение в теорию случайных процессов. - М.: Наука, 2018. – 180 c.
6. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – № 1. – c. 123-129.
7. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы России. / Учебное пособие. - Москва: КНОРУС, 2017. – 560 c.
8. Гусаков Н.П. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Инфра-М, 2018.
9. Толстых Т.О., Агаева А.М. Факторы угроз экономической безопасности при реализации инновационных проектов на принципах экосистемности // Vii международная научно-практическая конференция «Промышленность россии сквозь призму национальных проектов»: В сборнике: Проблемы и перспективы развития промышленности России. Сборник материалов шестой международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 239-244.
10. Толстых Т.О., Агаева А.М. Проблемы экономической безопасности в условиях цифровой трансформации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 59-67.
11. Толстых Т.О., Шмелева Н.В., Агаева А.М. Методика оценки уровня зрелости экономической безопасности предприятий в промышленных экосистемах // Регион: системы, экономика, управление. – 2020. – № 4(51). – c. 126-143. – doi: 10.22394/1997-4469-2020-51-4-126-143 .
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:11:34