О готовности современного вуза решать задачи экономического развития постиндустриального общества

Середкина И.М.1, Михальченко В.В.1
1 Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Россия, Кемерово

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568094

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы передачи знаний на разных этапах общественного развития. Показано, что приоритет и эффективность той или иной технологии передачи знаний определяется уровнем развития экономики общества. Предлагаемая к обсуждению идея настоящей статьи заключается в том, что в условиях постиндустриального развития высокую актуальность приобретает адаптивная технология передачи знаний, актуальных для решения задач не только текущего, но и перспективного развития экономики страны. Достижение указанной цели потребует от высшей школы осуществить, и структурные, и параметрические преобразования своей производственной системы. Последняя должна быть реорганизована таким образом, чтобы высшее учебное заведение могло быстро и гибко реагировать на происходящие изменения в бизнес-среде, буквально вытягивая требования к «продукту» у работодателей (потребителей «продукции высшей школы»), и осуществлять реорганизацию трудовых и материальных ресурсов, а также сам технологический процесс подготовки специалистов соответственно состоянию и тенденциями развития экономики. Результаты исследования будут интересны специалистам в области экономики труда, управления, руководителям и специалистам системы высшего образования при выработке решений по повышению качества подготовки и удовлетворенности запросов общества на специалистов высшей квалификации

Ключевые слова: высшее учебное заведение (ВУЗ), технология передачи знаний, решение задач экономического развития, постиндустриальное общество, адаптивность

JEL-классификация: I23, I25, I26, O33



Введение

Решение проблемы устойчивого развития требует системного и сбалансированного рассмотрения большого числа сложных и взаимосвязанных вопросов экономики, социологии и экологии. Рассмотрение задач данного уровня в определяющей степени зависит от уровня знаний общества, актуальности этих знаний и готовности высшей школы передать эти знания подрастающему поколению.

Президент России В. В. Путин, выступая на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации», отметил «... Мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра» [1].

В этой связи, представляется весьма актуальным рассмотрение вопроса о готовности современной высшей школы решать поставленные задачи.

В истории развития человеческого сообщества прослеживается ряд крупных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего не только «состоянием производительных сил» (людей, занятых изготовлением товаров и оказанием услуг, средствами труда, технологией) [2], расширением и формированием у общества новых требований к качеству жизни, но и скоростью обновления и появления новых знаний, технологией передачи последних.

Зарубежные исследователи [3, 4] выделяют три волны цивилизации – доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное и постиндустриальное (сверхиндустриальное) общество. «Вплоть до настоящего времени человечество пережило две огромных волны перемен, и каждая из них, в основном, уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни, который был непостижим для людей, живших ранее» [4].

Доиндустриальное общество характеризовалось отсутствием индустрии и тем, что подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Базисом системы производства выступала система ручного труда. Наука активно не участвовала в общественном производстве. Знания и технологии передавались от старшего поколения к младшему по принципу: «Делай как я».. Образование, по сути, было оторвано от рынка труда – молодежь изучала произведения философов, сведения о законах природы, небесных светилах, окружающем мире, а в средневековый период – и богословские догмы. Образование высшей ступени не имело прикладного значения.

Индустриальное общество зародилось в XVIII веке благодаря «талантливым механикам» [3] в процессе реализации первой промышленной революции. Отправным моментом данного процесса явилось изобретение парового двигателя, потенциал которого начал активно использоваться в промышленности. «Машины стали производить машины», что сделало возможным широко использовать дешевый малоквалифицированный труд. Работников достаточно было обучить элементарным навыкам по управлению машинами. Производственный процесс этого периода реализовывался на принципе: «Делай, как тебе говорят». Усилилась прикладная роль достижений высшей школы в общественном производстве. Вместе с тем, миссией высшей школы конца XVIII – начала XX века по-прежнему оставалось воспроизводство элиты. В центре образовательного процесса стояли знания: профессора давали знания и они же их и оценивали. Выпускники высшей школы были ориентированы на работу не на промышленных предприятиях, а, в основном, на работу в вузах или специализированных, финансируемых государством и/или меценатами, научных учреждениях.

Вторая промышленная (технологическая) революция развернулась в последней трети XIX века. Данный период сопровождался открытием новых форм энергии (электричества и углеводородов) и в последующем изобретением новых более производительных типов двигателей (электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания). Все это позволило значительно увеличить объемы выполняемых работ, что способствовало развитию предприятий-гигантов с тысячами наемных работников, реализующих технологию и эффект массового производства.

Переход к массовому производству сказался и на технологии передачи знаний. Высокие темпы производства XX века, усложняющиеся технологии и техника потребовали квалифицированных кадров в массовом объеме. Эти специалисты должны были знать используемые в текущий период времени технологии и эффективно ими управлять.

Для удовлетворения растущего на квалифицированных специалистов спроса ВУЗы выстроили систему передачи знаний на тех же принципах, что и промышленные предприятия, т.е. на принципах массового производства – поточная подготовка специалистов с унифицированными знаниями на основе технологии классно-урочной системы обучения. Высшую школу индустриального периода можно сравнить с «фабрикой», где обучающийся – это сырье, преподаватель – это рабочий, преобразующий сырье в готовый продукт, используемая технология – это конвейер. В целом производственную систему ВУЗа индустриальной эпохи можно охарактеризовать как «закрытую систему выталкивающего типа». Такие системы показывают свою эффективность в условиях стабильной внешней среды, когда «спрос» значительно превышает «производство» и, как в данном случае, на рынке труда недостаточно специалистов с высшим образованием и, соответственно, массово потребляется все, что производится.

Однако внешняя среда постиндустриальной экономики теряет свою стабильность и радикальным образом меняется до состояния трудной прогнозируемости. Если в 1960-1990-х гг. эксперты прогнозировали рост знаний и информации по геометрической прогрессии, то с начала 2000-х гг. эксперты все больше стали высказывать мнения об экспоненциальном характере роста. Опыт и знания предшествующих поколений обесценивается слишком быстро.

Если первая волна – сельскохозяйственная – просуществовала тысячелетия, то вторая волна – промышленная цивилизация – продлилась менее трех столетий. Современный период демонстрирует огромное ускорение и, вполне вероятно, что Третья волна пронесется через историю человечества и завершится в течение нескольких десятилетий. Э. Тоффлер отмечает, что становление цивилизации Третьей волны связано с невиданным до этого технологическим развитием [4].

Аналитики исследовательской компании IDC оценили количественные параметры приращения данных: человечество сформировало порядка 51 зеттабайта информации в 2020 году. К 2025 году объем этих данных вырастет до 175 зеттабайтов ежегодно [5].

Информация прирастает настолько быстро, что, по словам Хьюна Джуна Парка, главы и соучредителя Catalog, компании по хранению данных, «в самом ближайшем будущем мы получим огромный разрыв между объемом полезных данных и нашей способностью сохранять их с использованием традиционных носителей». При имеющихся технических возможностях можно будет сохранить только 12,5% всех производимых данных [6].

Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в Давосе, указывает на уже разворачивающуюся 4-ую промышленную революцию. «Нам еще только предстоит осознать всю полноту темпов развития и размаха новой революции… Многие из этих инноваций только зарождаются, но приближаются к тому переломному моменту, когда начнут развиваться, наслаиваясь и усиливая друг друга, представляя из себя переплетение технологий из мира физики, биологии и цифровых реалий… В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами…» [7].

Будущее человечества будет построено на знаниях, о которых оно сегодня не имеет представления, 65% сегодняшних учеников и студентов будут выполнять работу, которой еще не существует. По прогнозам футуролога Рэя Курцевейла уже «…к 2029 году компьютеры смогут доказать наличие у них разума. Это будет достигнуто путем компьютерной симуляции мозга человека. К 2038-2039 годам – появятся роботизированные люди, продукты трансгуманистических технологий. Наномашины будут вставляться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует какого-либо дополнительного оборудования. 2044 год – небиологический интеллект становится в миллиарды раз более умным, чем биологический. 2045 год – наступление технологической сингулярности (Земля превращается в один гигантский компьютер), которая к 2099 году распространяется на всю Вселенную…» [8].

Исследованию вопросов роли высшего образования на современном этапе общественного развития посвящены работы Бодровой Е.В. [9], Никитиной С.Б. [9], Майера Г.В. [10], Маковеевой В.В. [10], Белоцерковского А.В. [11], Зорина А.Л. [12], Виссемы Й. [13], Барбера М. [14],  Доннелли К. [14],  Ризви С. [14], Кумбса Ф. [15] и др.

Открытым остается вопрос, каким образом высшая школа должна выстраивать в новых экономических условиях свои производственные системы, которые бы отличались адаптивностью к происходящим изменениям внешней среды.

Методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов, а именно Тоффлера Э. [4], Михальченко В.В. [16], Рубаника Ю.Т. [16], Вумэка Дж. [17], Джонса Д. [17] и др.

Изложенное выше позволяет сформулировать гипотезу о том, что на разных этапах общественного развития меняется технология передачи знаний и приоритет и эффективность той или иной технологии передачи знаний определяется состоянием и уровнем развития экономики общества.

В этой связи возникает вопрос, способны ли ВУЗы настоящего периода обеспечить экономику нашей страны квалифицированными кадрами с адекватными происходящим изменениям знаниями, что и предопределило цель исследования – предложить путь преобразования высшей школы, реализация которого позволит успешно и эффективно решать указанную задачу.

Теория

Производственные системы современного периода, включая и системы подготовки специалистов высшей квалификации, функционируют в совершенно новых, по отношению к периоду индустриальной эпохи, условиях внешней среды. Эти условия характеризуются высокой динамичностью, высокой степенью неопределенности и трудной прогнозируемостью параметров деловой среды, высоким уровнем конкуренции. В указанных условиях сохранить жизнеспособность и быть успешными могут только высоко адаптивные системы, т.е. системы, которые способны изменять свою структуру и/или параметры со скоростью значительно большей, чем происходят изменения параметров внешней среды.

Добиться этого возможно только в том случае, если эти системы обладают свойствами адаптивности, т.е. соответствуют следующим двум условиям.

Первое условие – это условие прогнозируемости:

(1)

Выполнение условия (1), означает, что длительность интервалов планирования параметров производственной системы должна выбираться таким образом, чтобы всегда оставаться в пределах горизонта достоверного прогнозирования параметров внешней среды Tmin (управлять – значит предвидеть).

При этом на каждом i-м временном шаге управления предполагается не только планирование, но и реализация принятого решения, что требует определенного времени - . Данное время и будет характеризовать адаптационные возможности системы, т. е. ее инерционность. При этом совершенно очевидно, что выбирать шаг управления меньшим, чем время, характеризующее инерционность системы, не имеет смысла.

Отсюда следует ограничение на длительность периода реализации программы действий - система способна адаптироваться только в том случае, если уровень ее инерционности существенно меньше, чем период значимых изменений параметров внешней среды Tmin.

В соответствии с этим можно сформулировать второе условие адаптивности – условие управляемости системы:

,
(2)
т.е. система, и структурно, и параметрически должна быть способна изменяться быстрее, чем происходят изменение параметров внешней среды.

Таким образом, в соответствии с изложенным выше, при принятии управленческих решений по определению параметров производственной системы не должны использоваться характеристики параметров внешней среды, выходящие за пределы горизонта их достоверного прогнозирования (условие прогнозируемости), а сама производственная система должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее параметры или структура могли быть изменены быстрее, чем происходят изменения параметров внешней среды (условие управляемости) [16].

Рассмотренный подход к конструированию производственных систем через придание им свойств адаптивности, распространяемый, в том числе, и на ВУЗы, подтвердил свою высокую эффективность на практике. Опыт предприятий, лидеров мировой экономики, функционирующих в современных нестабильных и трудно прогнозируемых условиях внешней среды, показал, что использование указанных подходов, при построении производственных систем, обеспечивает последним высокую жизнеспособность и эффективность [16, 17].

Обсуждение

Успех в формировании у производственных систем свойств адаптивности в значительной, если не определяющей, степени зависит от уровня и качества знаний специалистов, их умения планировать и реализовывать проектные и управленческие решения на основе имеющихся знаний. Основным источником формирования данных знаний по-прежнему выступают ВУЗы. Соответственно ВУЗы, по выражению З. Бжезинского [18], становятся «мозговым центром» в решении вопросов политического планирования, социальных инноваций, экспериментов (в отличие от университета индустриального общества, который, по сути, является «башней из слоновой кости» – хранилищем важных, признанных, но невостребованных знаний).

Теоретическое осознание кризиса системы образования произошло в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, после выхода в свет книги английского ученого Ф. Кумбса «Кризис образования в современном мире» [15]. Современные студенты, которым предстоит работать с технологиями середины ХХI века, все еще учатся идеям и технологиям середины ХХ века.

Задача системы высшего образования заключается в синхронизации знаний будущих специалистов с темпами меняющихся условий хозяйствования, развития техники и технологий. В системе взаимоотношений с рынком труда вузы должны позиционировать себя в качестве активных деловых партнеров – поставщиков трудовых ресурсов, приводя в соответствие их знания с текущими и перспективными потребностями рынка труда и экономики. Университет вступил в эпоху, когда он «создает конкретную ценность для общества и начинает сотрудничать с бизнесом» [19]. Иными словами университет должен выпускать на рынок специалистов, знания которых позволят им без дополнительной «доводки» со стороны работодателей работать в новых экономических условиях.

С этой целью ВУЗам предстоит перестроить свои производственные системы, которые, в конечном итоге, должны быть способны гибко реагировать на быстрые изменения в бизнес-среде, буквально «вытягивая требования к продукту» у потребителя и осуществлять реорганизацию трудовых и материальных ресурсов, а также сам технологический процесс подготовки специалистов соответственно меняющимися условиям и тенденциями развития внешней среды.

С технической точки зрения производственные системы университетов постиндустриальной экономики должны обеспечивать «серийное производство» специалистов под конкретные потребности. Данную мысль (относительно построения производственных систем в целом) высказывает и Э. Тоффлер: «…сущностью Третьей волны производства является короткая серия частично или полностью изготовленных на заказ изделий» [4].

Как представляется авторам настоящей статьи, «серийное производство» специалистов под заказ в условиях ВУЗа может быть реализовано в следующим образом.

Во-первых, необходимо, как было отмечено выше, придать технологии подготовки специалистов высшей квалификации свойство прогнозируемости. С этой целью, например, используя методику исследования удовлетворенности рынка труда качеством подготовки специалистов с высшим образованием [20] выявить параметры знаний специалистов, которые необходимы и будут значимы для работодателей в обозримом будущем.

Во-вторых, следует придать производственной системе ВУЗов свойство управляемости. С этой целью может быть исползована, например, методика «развертывании функции качества» (Quality Function Deployment) [21, 22, 23]. В этом случае исходной базой для выработки проектных и управленческих решений по оптимизации технологического процесса ВУЗа, являются результаты прогнозирования параметров внешней среды.

Однако следует осознавать, что образовательный процесс в условиях университета длителен (подготовка специалиста длится от 4 до 7 лет) и достаточно инерционен в силу наличия государственного регламентирования (которое выражается в форме утверждения государственных образовательных стандартов, государственного задания, профессиональных стандартов). Решение задачи по повышению управляемости производственной системы университета в обозначенных условиях видится в следующем. Действительно весь процесс подготовки специалиста инерционен, но данный процесс можно разделить на несколько этапов, каждый из которых может быть более «подвижен» с точки зрения соответствия требованиям внешней среды.

Первый этап – базовый (продолжительностью от 3 до 4 лет). На базовом этапе формируются профессионально значимые качества личности (коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, любознательность, инициативность, активность, исполнительность, и пр.), личностные качества (кругозор, упорство, трудолюбие, надежность, желание учиться и пр.). Формирование данных знаний и компетенций у специалистов не вызывает сомнения у работодателей и соответствует государственным стандартам. Как правило, за данный период времени обучаются бакалавры.

Второй этап – специализированный (продолжительностью от 2 до 3 лет). Данный этап необходимо реализовывать непосредственно в интересах работодателей и во взаимодействии с последними (выпуск специалистов «под заказ»). На этом этапе формируются такие значимые для работодателя характеристики специалистов, как наличие профессиональных знаний (знания современных технологий, умение работать со средствами поиска и обработки информации), незаурядное мышление (свежий взгляд на решение поставленных задач, на производство, инновационное мышление). Продолжительность данного этапа не выходит за пределы обозримых прогнозов появления инноваций, что делает знания каждого выпуска специалистов адекватными состоянию внешней среды.

Еще один уровень подготовки специалистов, который может быть осуществлен вузом, связан с реализацией программ дополнительного профессионального образования, разработанных и утвержденных вузом с учетом потребностей лиц или организаций, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, реализация предлагаемых подходов к реконструкции производственных систем ВУЗов будет способствовать формированию у высшей школы свойств адаптивности, как в плане «прогнозируемости», так и в плане «управляемости», что позволит, в конечном счете, успешно и эффективно решать задачи экономического развития нашей страны.

Заключение

Решение проблемы востребованности, эффективности и жизнеспособности высшей школы в условиях постиндустриальных преобразований требует принципиального изменения подходов к построению и эффективному управлению производственной системой ВУЗа и перехода к стратегии развития, которую можно назвать стратегией «экономически эффективной адаптации» [16]. Реализация данной стратегии предполагает целенаправленное изменение принципов построения производственных систем таким образом, чтобы и объект управления, и система управления могли изменять свои параметры и структуру с темпом большим, чем скорость изменения параметров внешней среды.

В условиях постиндустриальных изменений, непрерывных новаций и все более возрастающей конкурентной борьбы, роста экологических нагрузок и социального напряжения от готовности высшей школы к переменам, к непрерывным преобразованиям и активному воспроизводству новых знаний, от ее способности передавать их подрастающему поколению будет зависеть не только успех отдельных бизнес-систем и экономик целых стран, но и способность человеческого сообщества решать актуальные задачи своего устойчивого развития.


Источники:

1. Вступительное слово на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23502 (дата обращения: 27.09.2023).
2. K. Marx, Capital, Volume III International Publishers Co, Inc. (1967)
3. D. Bell, The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting, Basic Books, (2004)
4. A. Toffler, The Third Wave, AST (2010)
5. Рост объема информации - реалии цифровой вселенной. [Электронный ресурс]. URL: http://tssonline.ru/articles2/fix-corp/rost-obema-informatsii--realii-tsifrovoy-vselennoy (дата обращения: 19.06.2023).
6. Хижняк Н. Когда у нас закончится место для хранения цифровых данных, мы будем использовать. [Электронный ресурс]. URL: https://hi-news.ru/technology/kogda-u-nas-zakonchitsya-mesto-dlya-xraneniya-cifrovyx-dannyx-my-budem-ispolzovat-dnk.html (дата обращения: 19.06.2023).
7. K. Schwab, The Fourth Industrial Revolution, Crown Business, (2017)
8. R. Kurzweil, The future of the world: a forecast up to the year 2099 (2016) available from arth-chronicles.com/science/the-future-of-the-world-a-forecast-up-to-the-year-2099.html (дата обращения: 19.06.2023)
9. Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения: 29.06.2023).
10. Майер Г. В., Маковеева В. В. Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики // Проблемы управления в социальных системах. – 2009. – № 1.
11. Белоцерковский А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. – 2012. – № 7. – c. 3-9.
12. Ермольцев Д. Высшая школа как стандарт и фикция // Эксперт. – 2014. – № 35(363).
13. Виссема Й. Университет третьего поколения : управление университетом в переходный период. - Москва : Сбербанк, 2016. – 422 c.
14. Барбер М. ,  Доннелли К. ,  Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Высшее образование. – 2013. – № 3. – c. 152-236.
15. Ph. Coombs, The World Crisis in Education: The View from the Eighties, Paperback (1985)
16. V. Mikhalchenko, Y. Rubanik, Adaptive optimization as a design and management methodology for coal-mining enterprise in uncertain and volatile market environment - the conceptual framework, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol. 45, 1-7 (2016)
17. Womack J.P., Jones D.T. Ones, Lean Thinking. Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. - New York at al: Free Press, 2003.
18. Z. Brzezinski, Between Two Ages. America's Role in the Technetronic Era, The Viking Press (1970)
19. J. G. Wissema, Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition, Edward Elgar (2009)
20. V. Mikhalchenko, I. Seredkina, Evaluation of consumer satisfaction with the quality of training of young professionals by the universities for enterrises of coal-mining complex, E3S Web of Conferences 1, 04005 (2017), The 1st International Innovative Mining Symposium
21. V. Mikhalchenko, I. Seredkina, Improvement of the System of Training of Specialists by University for Coal Mining Enterprises, E3S Web of Conferences 21, 04006 (2017), The Second International Innovative Mining Symposium
22. L,P.Sullivan, Quality Function Deployment, June (1986), pp,39-50
23. James L. Brossert, Quality Function Deployment, Milwaukee. - WI: ASQ Quality Press, 1990.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:22