Теневой сублиматор поведенческого доминатора в трансформирующемся инновационном пространстве

Щепакин М.Б.

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Щепакин М.Б. Теневой сублиматор поведенческого доминатора в трансформирующемся инновационном пространстве // Теневая экономика. – 2024. – Том 8. – № 1. – С. 103-132. – doi: 10.18334/tek.8.1.118899.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67925102

Аннотация:
Обозначена необходимость изменения масштаба маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к новым вызовам, а его социально-нравственного образа к требованиям государства, общества и рядового человека, которые не разрушали бы механизма рационального взаимодействия различных рыночных агентов при осуществлении инновационных преобразований, не «уводили» бы бизнес в зону теневой экономики и обеспечивали бы достижение баланса интересов взаимодействующих сторон при рас-пределении получаемых ими благ и выгод. Обосновывается, что расширение сферы влия-ния информационно-манипулятивного ресурса на общественное и индивидуальное созна-ние, включаемого различными силами внешнего и внутреннего контуров функционирования социально-экономической системы для доминирования в принимаемых решениях по широкому кругу проблем экзистенциального характера, требует пересмотра представлений о механизме управления экономической суверенизацией национальной экономики в приоритетных сферах ее развития и о составляющих его компонентах. Указано на разнонаправленность, разветвленность и разнохарактерность факторов, определяющих масштаб теневого сектора и формы его воплощения в различных отрасле-вых сферах экономических систем. Уточнен понятийный аппарат в области маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям инновационного обновления экономики и его имиджобразования с учетом нового понимания природы теневого фактора и его влияния на экономический рост. Предложена модель управления экономической суверенизацией в приоритетных сферах развития экономики посредством ослабления влияния теневого фактора на инновационные преобразования при реальной активизации действия определяющих их доминаторов.

Ключевые слова: инновационная экономика, субъекты предпринимательства, гибридный имидж, маркетингово-поведенческая адаптация, бифуркация в маркетинговом поле, мотивационно-коммуникационный иммунитет, симулятивная реальность, теневой сублиматор, мотивационно-поведенческий детандер, поведенческий доминатор, мотивационный доминатор, социальный доминатор, инновационный преобразователь, доверие, конкурентоустойчивость, экономический суверенитет

JEL-классификация: E26, J46, O17, M21, M31, O33

Источники:

1. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
2. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
3. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий. / Э.Ф. Хандамова, Е.В. Кривошеева [и др.]. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019. – 358 c.
4. Сафиуллин М.Р., Гафаров М.Р., Ельшин Л.А. Импортозамещение как инструмент обеспечения устойчивого развития экономики в условиях системных преобразований: регионально-отраслевой аспект // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 407-432. – doi: 10.18334/eo.12.3.115210.
5. Щепакин М.Б. Управление экономическим ростом бизнеса в агропромышленном комплексе посредством активизации кумулятивных антикризисных компонентов субъектов региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2357-2380. – doi: 10.18334/epp.11.10.113575.
6. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Антикризисный компонент как инструмент маркетинговой адаптации предприятия в условиях априорной нестабильности // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1133-1152. – doi: 10.18334/rp.20.4.40615.
7. Ермилина Д.А. Качество жизни в России : краткий обзор // Вестник университета. – 2022. – № 32. – c. 97-107.
8. Башкатова А. Россияне-2023 беднее россиян 2013 на 7,5%. Независимая. – 2023(9 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2023-02-09/1_8657_ncome.html (дата обращения: 21.07.2023).
9. Росстат отметил спад потребительской уверенности населения в IV квартале. Интерфакс. Экономика. ‒ 2022 (21 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/878105 (дата обращения: 28.07.2023).
10. Бойко А. Росстат оценил инфляцию по итогам 2022 года в 11,94%. Ведомости. – 2023 (13 января). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/13/959014-rosstat-otsenil-inflyatsiyu (дата обращения: 21.07.2023).
11. Путин спрогнозировал уровень инфляции по итогам года. Ведомости. – 2023 (13 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/06/13/980067-putin-inflyatsiya-po-itogam-goda (дата обращения: 21.07.2023).
12. Аганбегян А. Капитал 1-го ранга. Как выполнить указ президента о сокращении бедности в 2 раза // Аргументы и факты. Деловая среда. – 2020. – № 37. – c. 9.
13. Системообразующий фактор устойчивого развития. / монография / М.Б. Щепакин, Г.М. Мишулин, Е.А. Кожура. - М.: Изд. Академии Промышленной Экологии, 2005. – 224 c.
14. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 151-168. – doi: 10.18334/ce.15.1.111512.
15. Грандиозная иллюзия «западного единства» позволяет затягиварть конфликт на Украине. ИНОСМИ. – 2023 (14 апреля). [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20230414/zapad-262173586.html (дата обращения: 04.08.2023).
16. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
17. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / монография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин; Под ред. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
18. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
19. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография / Под общ. ред. В.И. Трысячного. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 173-196 c.
20. Ерохина Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях // Теневая экономика. – 2022. – № 2. – c. 85-104. – doi: 10.18334/tek.6.2.115197.
21. Измайлов М. К. Еневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 85-98. – doi: 10.17308/econ.2021.4/3663.
22. Буренко А.А. Влияние теневой экономики на отечественную экономическую безопасность // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 77. – c. 163-168.
23. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
24. Алешникова В. И., Бурцева Т. А. Инструменты противодействия теневой эконо-мике в регионах России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 28-34.
25. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
26. Кайбалина Н.Б. Влияние теневых экономических отношений на конкурентоспо-собность регионов // Теневая экономика. – 2018. – № 3. – c. 89-103.
27. Худайназаров А.К. Определение, виды и основные факторы теневой экономической деятельности: обобщение на основе обзора исследований // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 213-224.
28. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
29. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 145-160. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.
30. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда – конструктор ин-новационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 1. – c. 107-112. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.
31. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем // Теневая экономика. – 2023. – № 4. – doi: 10.18334/tek.7.4.118847.
32. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
33. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
34. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
35. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3(76-3). – c. 667-675.
36. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – c. 87-91.
37. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Личность как мишень в манипуляционных действиях бизнеса в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/lim.9.2.114581.
38. Щепакин М.Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2513-2536. – doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
39. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эф-фективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / монография / М.Б. Щепакин [и др.]; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. – 342 c.
40. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 123-142. – doi: 10.18334/lim.7.2.100887.
41. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Мисюрина А.Д. Гендерный фактор в формировании рационального маркетингового поведения субъектами бизнеса // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4927-4944. – doi: 10.18334/ce.15.12.113865.
42. Каткова О.В., Голубева О.В., Корнева Т.А., Мададова К.Х. Социально-экономические стимулы в профессиональной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2(36). – c. 32-38.
43. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 101-120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.
44. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
45. Щепакин М.Б. Мозаичный эмоционально-поведенческий дубликатор в адаптационном управлении развитием бизнеса в его мобилизационном формате // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 367-388. – doi: 10.18334/lim.10.2.117663.
46. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 929-956. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
47. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 381-404. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
48. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
49. Экономика труда. / учебник / М.Б. Щепакин, А.С. Молчан, Э.Ф. Хандамова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 400 c.
50. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.

Страница обновлена: 04.07.2024 в 15:32:58