Теневой сублиматор поведенческого доминатора в трансформирующемся инновационном пространстве

Щепакин М.Б.

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67925102

Аннотация:
Обозначена необходимость изменения масштаба маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к новым вызовам, а его социально-нравственного образа к требованиям государства, общества и рядового человека, которые не разрушали бы механизма рационального взаимодействия различных рыночных агентов при осуществлении инновационных преобразований, не «уводили» бы бизнес в зону теневой экономики и обеспечивали бы достижение баланса интересов взаимодействующих сторон при рас-пределении получаемых ими благ и выгод. Обосновывается, что расширение сферы влия-ния информационно-манипулятивного ресурса на общественное и индивидуальное созна-ние, включаемого различными силами внешнего и внутреннего контуров функционирования социально-экономической системы для доминирования в принимаемых решениях по широкому кругу проблем экзистенциального характера, требует пересмотра представлений о механизме управления экономической суверенизацией национальной экономики в приоритетных сферах ее развития и о составляющих его компонентах. Указано на разнонаправленность, разветвленность и разнохарактерность факторов, определяющих масштаб теневого сектора и формы его воплощения в различных отрасле-вых сферах экономических систем. Уточнен понятийный аппарат в области маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям инновационного обновления экономики и его имиджобразования с учетом нового понимания природы теневого фактора и его влияния на экономический рост. Предложена модель управления экономической суверенизацией в приоритетных сферах развития экономики посредством ослабления влияния теневого фактора на инновационные преобразования при реальной активизации действия определяющих их доминаторов.

Ключевые слова: инновационная экономика, субъекты предпринимательства, гибридный имидж, маркетингово-поведенческая адаптация, бифуркация в маркетинговом поле, мотивационно-коммуникационный иммунитет, симулятивная реальность, теневой сублиматор, мотивационно-поведенческий детандер, поведенческий доминатор, мотивационный доминатор, социальный доминатор, инновационный преобразователь, доверие, конкурентоустойчивость, экономический суверенитет

JEL-классификация: E26, J46, O17, M21, M31, O33

Источники:

1. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
2. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
3. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий. / Э.Ф. Хандамова, Е.В. Кривошеева [и др.]. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019. – 358 c.
4. Сафиуллин М.Р., Гафаров М.Р., Ельшин Л.А. Импортозамещение как инструмент обеспечения устойчивого развития экономики в условиях системных преобразований: регионально-отраслевой аспект // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 407-432. – doi: 10.18334/eo.12.3.115210.
5. Щепакин М.Б. Управление экономическим ростом бизнеса в агропромышленном комплексе посредством активизации кумулятивных антикризисных компонентов субъектов региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2357-2380. – doi: 10.18334/epp.11.10.113575.
6. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Антикризисный компонент как инструмент маркетинговой адаптации предприятия в условиях априорной нестабильности // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1133-1152. – doi: 10.18334/rp.20.4.40615.
7. Ермилина Д.А. Качество жизни в России : краткий обзор // Вестник университета. – 2022. – № 32. – c. 97-107.
8. Башкатова А. Россияне-2023 беднее россиян 2013 на 7,5%. Независимая. – 2023(9 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2023-02-09/1_8657_ncome.html (дата обращения: 21.07.2023).
9. Росстат отметил спад потребительской уверенности населения в IV квартале. Интерфакс. Экономика. ‒ 2022 (21 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/878105 (дата обращения: 28.07.2023).
10. Бойко А. Росстат оценил инфляцию по итогам 2022 года в 11,94%. Ведомости. – 2023 (13 января). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/13/959014-rosstat-otsenil-inflyatsiyu (дата обращения: 21.07.2023).
11. Путин спрогнозировал уровень инфляции по итогам года. Ведомости. – 2023 (13 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/06/13/980067-putin-inflyatsiya-po-itogam-goda (дата обращения: 21.07.2023).
12. Аганбегян А. Капитал 1-го ранга. Как выполнить указ президента о сокращении бедности в 2 раза // Аргументы и факты. Деловая среда. – 2020. – № 37. – c. 9.
13. Системообразующий фактор устойчивого развития. / монография / М.Б. Щепакин, Г.М. Мишулин, Е.А. Кожура. - М.: Изд. Академии Промышленной Экологии, 2005. – 224 c.
14. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 151-168. – doi: 10.18334/ce.15.1.111512.
15. Грандиозная иллюзия «западного единства» позволяет затягиварть конфликт на Украине. ИНОСМИ. – 2023 (14 апреля). [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20230414/zapad-262173586.html (дата обращения: 04.08.2023).
16. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
17. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / монография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин; Под ред. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
18. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
19. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография / Под общ. ред. В.И. Трысячного. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 173-196 c.
20. Ерохина Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях // Теневая экономика. – 2022. – № 2. – c. 85-104. – doi: 10.18334/tek.6.2.115197.
21. Измайлов М. К. Еневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 85-98. – doi: 10.17308/econ.2021.4/3663.
22. Буренко А.А. Влияние теневой экономики на отечественную экономическую безопасность // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 77. – c. 163-168.
23. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
24. Алешникова В. И., Бурцева Т. А. Инструменты противодействия теневой эконо-мике в регионах России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 28-34.
25. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
26. Кайбалина Н.Б. Влияние теневых экономических отношений на конкурентоспо-собность регионов // Теневая экономика. – 2018. – № 3. – c. 89-103.
27. Худайназаров А.К. Определение, виды и основные факторы теневой экономической деятельности: обобщение на основе обзора исследований // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 213-224.
28. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
29. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 145-160. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.
30. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда – конструктор ин-новационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 1. – c. 107-112. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.
31. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем // Теневая экономика. – 2023. – № 4. – doi: 10.18334/tek.7.4.118847.
32. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
33. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
34. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
35. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3(76-3). – c. 667-675.
36. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – c. 87-91.
37. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Личность как мишень в манипуляционных действиях бизнеса в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/lim.9.2.114581.
38. Щепакин М.Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2513-2536. – doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
39. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эф-фективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / монография / М.Б. Щепакин [и др.]; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. – 342 c.
40. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 123-142. – doi: 10.18334/lim.7.2.100887.
41. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Мисюрина А.Д. Гендерный фактор в формировании рационального маркетингового поведения субъектами бизнеса // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4927-4944. – doi: 10.18334/ce.15.12.113865.
42. Каткова О.В., Голубева О.В., Корнева Т.А., Мададова К.Х. Социально-экономические стимулы в профессиональной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2(36). – c. 32-38.
43. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 101-120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.
44. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
45. Щепакин М.Б. Мозаичный эмоционально-поведенческий дубликатор в адаптационном управлении развитием бизнеса в его мобилизационном формате // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 367-388. – doi: 10.18334/lim.10.2.117663.
46. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 929-956. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
47. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 381-404. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
48. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
49. Экономика труда. / учебник / М.Б. Щепакин, А.С. Молчан, Э.Ф. Хандамова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 400 c.
50. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.

Страница обновлена: 05.07.2025 в 02:21:47

 

 

Shadow sublimator of the behavioral dominator in the transforming innovation space

Shchepakin M.B.

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 1 (January-March 2024)

Citation:

Abstract:
There is a need to change the scale of marketing and behavioral adaptation of business to new challenges; and its socio-moral image must adapt to the requirements of the state, society and the average person, which would not destroy the mechanism of rational interaction of various market agents in the implementation of innovative transformations, would not lead business into the zone of the shadow economy and would ensure a balance of stakeholder interests in the distribution of benefits. The expansion of the sphere of influence of the information-manipulative resource on public and individual consciousness requires a revision of ideas about the mechanism of managing the economic sovereignization of the national economy in priority areas of its development and its constituent components. The information-manipulative resource includes various forces of the external and internal contours of the socio-economic system. It is used to control decisions on a broad range of existential problems. The factors determining the scale of the shadow sector and the forms of its implementation in various sectors of economic systems are multidirectional and brachigerous. The author of the article clarified the conceptual apparatus in the field of business marketing and behavioral adaptation to the requirements of innovative economic transformation and its image formation, taking into account a new understanding of the shadow factor and its impact on economic growth. The author proposes a model for managing economic sovereignty in priority areas of economic development by reducing the influence of the shadow factor on innovative transformations with the real activation of the dominators that determine them.

Keywords: innovative economy, business entities, hybrid image, marketing and behavioral adaptation, marketing field bifurcation, motivational and communication immunity, simulated reality, shadow sublimator, motivational and behavioral expander, behavioral dominator, motivational dominator, social dominator, innovative converter, trust, competitiveness, economic sovereignty

JEL-classification: E26, J46, O17, M21, M31, O33