К разработке методологического подхода к инновационным изменениям посредством построения бизнесом сбалансированных по интересам маркетингово-коммуникационных полей (на примере сферы жилой недвижимости)

Щепакин М.Б., Хандамова Э Ф., Жаманкулова Д.С.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Хандамова Э Ф., Жаманкулова Д.С. К разработке методологического подхода к инновационным изменениям посредством построения бизнесом сбалансированных по интересам маркетингово-коммуникационных полей (на примере сферы жилой недвижимости) // Вопросы инновационной экономики. – 2025. – Том 15. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.15.1.121942.



Введение

Строительная индустрия, являясь комплексной отраслью, интегрирующей такой вид деятельности как «строительство» и «промышленное производство стройматериалов», определяет перспективы и возможности региональных экономик обеспечивать создание условий для совершения инновационного технологического скачка в системообразующих отраслях территориальных образований. Создание материально-технической базы строительной индустрии посредством расширения спектра разработок в области производства новых видов материалов и изделий, совершенствования технологий производства работ во всем многообразии реализуемых ею видов деятельности направлено на укрепление внутрисистемных связей субъектов бизнеса, занятых теми или иными видами деятельности. Но такое расширение взаимодействий между субъектами разных отраслевых сфер может идти в направлении создания благоприятных условий в сотрудничестве в области строительства и освоения программ по увеличению объема ввода жилья и введению безрисковых инструментов инвестирования в жилищное строительство [1], а также расширения возможностей по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем [2]. Такой подход к сотрудничеству и построению коммуникаций субъектов на уровне акторов отраслевых сфер предполагает вовлечение хозяйствующих субъектов в решение совместных задач по повышению удовлетворенности работников совершенствуемыми условиями их жизни и профессиональной деятельности. В частности, по уровню заработной платы, по обеспеченности качественными жилищными условиями, по развитию социальной инфраструктуры с участием субъектов разных отраслевых сфер, по расширению возможностей работников реализовывать своим притязания в части профессионального и интеллектуально-творческого развития личности и др. Такая профессионально-социализированная ориентация бизнеса и его топ-менеджмента на интересах работников становится важным фактором в создании условий для обеспечения опережающего экономического роста территориальных экономик. А это тот ресурс, который должен быть вовлечен в циклы инновационных преобразований на всех уровнях управления и во всех сферах экономики, и должен учитывать приоритетные интересы того или иного локального хозяйственного образования в рамках имеющегося у него потенциала для осуществления значимых инновационных изменений в производственной и социальной сферах.

Необходима разработка такого методологического подхода к управлению инновационными изменениями в границах создаваемых разноотраслевым бизнесом маркетингово-коммуникационных полей, который базировался бы на управлении профессионально-творческой активностью трудового ресурса (и его человекоцентричного звена) и собственно деловой активностью субъектов предпринимательства, но не силовыми методами и административными приемами, а посредством переговорных процессов, выстраиваемых властью и бизнесом для решения наиболее сложных и насущных проблем работающего человека. Суть нового методологического подхода должна сводиться к решению жизненных проблем рядового человека, и прежде всего в области повышения его удовлетворенности жилищными условиями, а также условиями профессионального функционирования и творческого самовыражения в инновационных разработках и в реализации социально-значимых проектов.

Для региональных экономик важными могут быть отрасли, обеспеченные ресурсами разного характера (прежде всего материальными, трудовыми, производственными, инфраструктурными и др.), которые по своим характеристикам могут являться системообразующими. Именно они характеризуют потенциал инновационного и производственно-технологического уровня того или иного регионального субъекта национального хозяйства. Развитие таких отраслей определяется обеспеченностью всех их видов деятельности нужным количеством и качеством трудового ресурса, который может характеризоваться различными показателями и из которого формируется ядро человекоцентричного ресурса [3, 4], нацеленного на осуществление требуемых обществом и национальной экономикой инновационных изменений.

Развитие реального сектора экономики в различных «уголках» нашей страны во многом зависит от тех жизненных условий, в которых могут существовать и развиваться люди, настроенные на процветание своей страны, на обретение ею технологического и экономического суверенитета от западного окружения и от его ментального мироустройства, а также на саморазвитие и самоутверждение во всех составляющих их профессиональной и творческой деятельности в векторе укрепления социального доминатора [5]. Сегментом экономики, являющимся наиболее чувствительным к запросам рядового человека и крайне важным для его самоутверждения в системе социальных и иных отношений, становится сфера недвижимости. Недвижимость как экономическая категория наделена свойствами критически социально значимого фактора общественного воспроизводственного процесса [6], а также экономического блага (товара) [7, 8]. Жилищный вопрос для рядового гражданина является крайне важным и болезненным. Он тормозит многие процессы развития территорий: это связано и с возможностями привлечения высококвалифицированных работников в различные отраслевые сферы деятельности в рамках отдельных регионов, и отказа от мигрантов, которые создают серьезные проблемы в области безопасности, роста терроризма, ухудшения социально-экономического развития страны в части повышения нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру и создания неудобств в местах проживания местного населения. Кроме того, неправильно организованные миграционные процессы способствуют деформации исторически сложившейся культурной идентичности нашего государства [9]. Жилищный вопрос всегда был и остается в эпицентре интересов рядового человека. Его решение отвечает быстро возрастающим общественным и индивидуальным требованиям к качеству жизни. Он является «зеркалом» грамотно выстроенной организации улучшения среды обитания человека в целом.

Комментарий: В частности, по статистике, из 100 россиян 68 живут в отдельных квартирах, 29 ‒ в индивидуальных домах. При этом в городской местности в домах живут 16 человек из 100, а в сельской местности ‒ 67. Согласно опросу Аналитического центра НАФИ в 2019 г. свое нынешнее жилье арендуют 9% россиян, а по данным «Росгосстраха» конца 2020 г. ‒ 19,5%. Почти 2%, или 2,9 млн человек, живут в общежитиях. Коммунальные квартиры распространены на Дальнем Востоке: например, в Амурской области в них живет 7,8% населения региона. Это с большим отрывом самый высокий показатель в стране. В Приморском крае ‒ 4,3%, на Сахалине, в Хабаровском крае и Магаданской области около 1,5‒2%. Знаменитый своими коммуналками Санкт-Петербург занимает второе место в России: 4,4% населения, Москва ‒ седьмое: 1,6% [10].

Рынок недвижимости характеризуется неравномерным развитием по различным территориально-региональным сегментам экономики, недостаточной развитостью нормативно-правовой и законодательной базы, нестабильностью инфраструктуры и тех моделей и механизмов, которые обеспечивают рациональную адаптацию этого рынка и формирующих его субъектов к новым вызовам и изменяющимся запросам и требованиям потребителей [11, 12, 13]. К тем требованиям, которые отражают необходимость изменчивости содержательной компоненты и качественных характеристик реализуемых ею функций. Жилая недвижимость, выполняя ряд таких функций: как предмета потребления, как реального актива для извлечения прибыли, как условного финансового актива для последующей перепродажи, предъявляет качественно повышающиеся требования ко всему комплексу реализуемых бизнесом возможностей. И в части предоставления кредитов, и в реализации ипотечных сделок с альтернативными механизмами их предоставления, и в иных обстоятельствах воплощения интересов граждан в приобретении объектов жилой недвижимости на разных условиях. Влияние жилой недвижимости как источника внутреннего благополучия индивида в социуме на продуктивность труда работников разных сфер деятельности очевидно. Оно явно проецируется на масштаб воплощения инновационной способности наиболее его активного звена – человекоцентричного ресурса [4, 14]. Он очень чувствителен к малейшим деформациям по фактору соответствия заявляемого в разных аспектах его отображения видимому результату (по реальному и качественному состоянию того, что должно было быть обеспечено усилиями власти и бизнеса). Человекоцентричность как главнейший ресурс в модели инновационного прорыва общества в новое качество социально-экономической жизни человека является отражением отклика личности в многовекторном конструктивизме воплощения его творческого самовыражения через доверие к власти и бизнесу [15, 16, 17].

Для рынка жилой недвижимости характерно разнообразие влияющих на стоимость его объектов [18, 19] факторов, а также на спектр подфакторов, проявляющих себя разнонаправленно в рамках различных аспектов проявления их действия. Для отдельных регионов набор этих факторов может меняться в силу различной их значимости в границах конкретно обозначаемых территорий. Управление жилой недвижимостью и управление удовлетворенностью ею в личном сознании социума, выступающего в роли работника в тех или иных сферах деятельности экономики региона, – это управление личным пространством человека и комплексом комфортности его проживания в тех или иных условиях. Управление удовлетворенностью индивида и его ближайшего окружения (семьи) тем жильем, в котором он формирует свой быт и свое личное пространство, выступает в определенной мере инструментом управления его внутренним состоянием, определяющим психоэмоциональные, поведенческие, профессионально-трудовые, коммуникационные и иные аспекты жизнедеятельности человека в конкретной социальной среде. Существует понятие «лиминального» (от англ. слова liminal, от латин. слова limеn — «порог», «граница», «предел») пространства, которое может быть перенесено в своем содержательном смысловом и функциональном наполнении на сферу жилой недвижимости. Оно может обозначать то место, в котором человек ощущает себя как бы в «переходном» состоянии своего жизненно-временного существования. А если человек сталкивается со стесненностью жилищных условий, тогда у него могут формироваться такие ощущения, которые могут вести к ограниченности его социального участия в тех или иных изменениях жизни. Это может выражаться в сниженной коммуникационной активности, может вести к фокусированию человека в большей мере на собственный внутренний мир и может способствовать снижению его творческо-созидательной продуктивности в достаточно широких пределах. Это те аспекты жизни человека, которые требуют самостоятельного исследования и глубокого анализа с позиций обретения им повышенной адаптационной активности ко всем изменениям и преобразованиям, которые формируют его эмоционально-поведенческие реакции в выстраиваемой им жизни. Это те составляющие существования и развития человека, которые могут сопровождаться изменениями в качестве его личного восприятия происходящего и того жизненного горизонта, который определяется возможностью и соответственно появляющейся его способностью (прежде всего материальной) удовлетворять жилищные потребности, проявляющиеся в условиях его бытия.

Целью исследования является разработка модели управления клиентоудовлетворенностью объектами жилой недвижимости в сфере строительной индустрии в контексте реализации нового методологического подхода к управлению инновационными изменениями, который интегрирует взаимосвязи и взаимовлияние различных факторов в рамках создаваемых субъектами разноотраслевых сфер экономики региона сбалансированных по интересам и мотивациям маркетингово-коммуникационных полей. Результатом реализации предлагаемой модели является создание благоприятных условий для вовлечения ресурсных возможностей субъектов различных отраслевых сфер в региональных экономиках для рационального использования адаптационного потенциала бизнес-сообщества в интересах экономического роста бизнеса и повышения его конкурентоустойчивости посредством эффективно выстраиваемых коммуникаций и ориентаций их на удовлетворение потребностей работников в благоустроенном жилье.

Методы исследования: социально-экономического анализа, факторного анализа, маркетингового анализа, сравнительного анализа, классификации, экспертных оценок, моделирования

Факторный подход к формированию адаптационного потенциала бизнеса в сфере строительной индустрии в векторе повышения удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости

Строительная индустрия в сфере жилищного сегмента экономики региона чувствительна

в своем развитии к воздействию различных факторов, определяющих потенциалы адаптационного роста бизнеса не только в бизнес-процессах этой сферы деятельности, но и в смежных с ней системообразующих отраслях национального хозяйства. Объясняется это прежде всего тем, что работающий человек адекватно реагирует в своей профессиональной деятельности на тот уровень жизни и на то благополучие, которые обеспечивают ему жилищные условия, сопровождающие его каждодневные ощущения защищенности и комфорта в созданном им личном пространстве. Адаптационный потенциал бизнеса в сфере строительства жилой недвижимости выступает тем компонентом в экономической деятельности субъектов предпринимательства, который интегрирует комплементарное взаимодействие всей совокупности потенциалов. Последние могут формироваться субъектами рынка в ходе их функционирования и развития. Такими потенциалами являются: технико-технологический, кадровый, фондовый, финансовый, управленческий, информационный, имиджевый (репутационный) [20, 21, 22], маркетинговый, инновационно-инвестиционный [23] и иные, включаемые бизнесом в реальную практику своей деятельности путем достижения определенного структурного баланса между ними для решения им задач экономического роста, укрепления конкурентоустойчивости в изменчивой рыночной среде в векторе удовлетворения разных потребностей потребителей и повышения социального благополучия в обществе. Многообразие элементов управления успешным развитием бизнеса на основе инновационных изменений в разных составляющих его деятельности не умаляет значимости фактора обеспеченности его трудового ресурса жильем, удовлетворяющим его потребности на уровне, достаточном для эффективного самовыражения творческого потенциала и профессионального мастерства персонала в интересах повышения эффективности самого бизнеса и благополучия общества в целом.

Важнейшим элементом управления развитием субъектов предпринимательства в сфере жилищного строительства является ценообразование на рынке недвижимости. Ценообразующие факторы, оказывая влияние на состояние спроса и предложения на рынке жилищного строительства, находятся во взаимосвязи с инструментами маркетинга и рекламы. Они отражают действие объективных законов рыночной экономики, опираются на ключевые принципы конкуренции, полезности, сбалансированности интересов взаимодействующих сторон и принципы мотивированности субъектов на получение рациональных выгод и благ в ходе рыночных обменов. Ценообразующий фактор, являясь характеристикой объекта или же конкретного рынка, влияет на формирование рыночной цены объекта в процессе экономической оценки субъектами его потребительских свойств (в многообразном их воплощении – правовом, экономическом, видовом, физическом, пространственно-территориальном и т.п.). Ценообразующий фактор как показатель взаимосвязи ценообразования объекта от какой-либо его характеристики имеет устойчивую природу соотношений в интервалах своей шкалы и может долгосрочно сохранять эти зависимости. И поэтому вполне уместно ориентироваться на него при выборе решений по оптимизации управления жилой недвижимостью. Эксперты дифференцируют влияющие факторы по-разному, что имеет принципиальное значение при построении моделей управления экономическим ростом и конкурентоустойчивостью бизнеса [24] в рассматриваемой сфере.

Различные эксперты выделяют 4 группы факторов (элементов сравнения), которые относятся к ценообразованию и учитывают влияние внешних и внутренних подфакторов на состояние предпринимательской сферы в сегменте жилищного строительства:

1. Условия прав сделки и рынка. Экономические характеристики.

2. Вид использования. Межвидовые характеристики.

3. Местоположение – подфакторы, учитывающие пространственные характеристики

4. Физические и другие характеристики – подфакторы, учитывающие характеристики конкретных объектов, их параметрические характеристики, техническое состояние и возможности улучшения объекта.

Различные подходы к определению рыночной стоимости объектов жилой недвижимости базируются на различающихся друг от друга классификации факторов, которые влияют на устойчивое развитие экономики, а также на развитие сферы жилой недвижимости в контексте построения моделей рационального взаимодействия различных участников в этом сегменте национального хозяйства. Такие исследования нашли отражение в научных публикациях следующих известных ученых: А.Н Асаула [12], Г.Б. Клейнера [25], Р.С. Гринберга [26], Т.А. Акимовой [27], Л.Р. Браун [28], С.А. Астафьева [29], В.В. Бузырева [30], Н.А. Щербаковой [31], П.В. Грабового [32], С.В. Гриненко [33], А.Н. Ларионова [34], И.С. Степанова [35], Б.Б. Хрусталева [36], Старинского В.Н. и М.А. Асаула [37], Е.Г. Преображенской [13], И.А. Саенко [38]. Тенденции изменения основных показателей рынка жилой недвижимости и управления им рассмотрены в работах Оборина М.С. [39], Борисовой Л.А. [40], Анисимова А.Ю. и Водянникова М.В. [41], Павловой М.Э. [42], Довдиенко И.В. [43] и др.

В результате систематизации и обобщения ранее выполненных исследований нами выделены следующие группы факторов, оказывающих влияние на рыночную стоимость объектов жилой недвижимости, на возможность обеспечения устойчивого развития сферы жилищной недвижимости и на состояние конкурентоустойчивости ее субъектов. К ним можно отнести следующие факторы и подфакторы:

а) социально-культурные (подфакторы: уровень жизни, уровень безработицы и преступности, состояние образовательных трендов, уровень развития культуры, сохранение национально-этнических традиций, востребованность того или иного жилья, состояние миграционных процессов, социальные потребности в разных формах их проявления и др.);

б) экономические (подфакторы: состояние геоэкономического окружения, экономическая состояние в стране и в регионе, уровень доходов населения, инфляционные ожидания, доступность кредитных ресурсов и ставки процента по кредитам, наличие инвестиционных ресурсов для финансирования объектов строительства, платежеспособность граждан, уровень затрат на поддержание объектов жилой недвижимости в надлежащем состоянии, затраты на жилищно-коммунальные услуги и тенденции их изменения и др.) [38, c. 208-209];

в) политико-правовые (подфакторы: состояние геополитического окружения, политическая стабильность и безопасность, наличие достаточной законодательной базы в области операций с недвижимостью и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, наличие технических регламентов, состояние обоснованных строительных норм и правил, зонирование территорий, состояние жилищной, налоговой и финансовой политики в сфере управления развитием экономики и др.);

г) демографические (подфакторы: возрастные характеристики населения, семейное положение, род занятий, возраст, гендерные различия, образование, плотность заселения, продолжительность жизни, численность населения, национальность и др.);

д) природно-географические (подфакторы: сейсмические условия, наличие природных ресурсов и источников сырья, наличие источников энергии, состояние экологии, характеристике придомовой территории, жилищные условия населения);

е) научно-технические (подфакторы: состояние материально-технической базы в сфере строительства и производства стройматериалов, наличие инновационных разработок в области технологий строительства, производства строительных материалов и вспомогательных орудий и средства труда, наличие патентов и изобретений и др.);

ж) организационно-технические (подфакторы: условия сделок в разных их аспектах – временных, правовых, мотивационных, морально-нравственных, процедурно-документальных, правовых; обеспеченность специализированными организациями на рынке жилья; транспортное обеспечение застраиваемых территорий; дорожные и транспортные развязки; принадлежность к тем или иным муниципальным образованиям и др.);

и) коммуникационные (подфакторы: деловая активность бизнеса в сфере недвижимости, коммуникационная проницаемость, мотивационная достаточность, охват участников отношений с вовлечением в сотрудничество субъектов различных сфер экономики в разных составляющих их конструктивной совместной деятельности, функционально-структурная интегративность, имиджсостоятельность, имиджустойчивость и др.);

к) маркетингово-поведенческие (подфакторы: рекламно-маркетинговое сопровождение с использованием интернет-инструментария [44, 45], эмоционально-поведенческое манипулирование [46, 47], интеллектуально-поддерживающее информирование, сдерживание девиантного поведения и проявлений теневого фактора в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства [48, 49, 50], адаптационная клиентоориентированность [51, 52], купирование мошеннических действий на рынке продажи недвижимости, ограничение действий «черных» риэлтеров и др.);

л) ресурсонаполняющие (подфакторы: по временному реперу; по месторасположению и размещению объекта по отношению к деловому центру (в том числе по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры) и транспортным развязкам; по административному ресурсу (компетентностный уровень органов управления, уровень мотивационной ориентированности работников жилищно-коммунальной сферы); по архитектурно-строительной характеристике объекта и участка (по архитектурно-планировочным решениям, по размеру участка, его форме, площади, благоустройству, озеленению, наличию игровых площадок и т.п., по состоянию инженерных сетей, по этажности, по количеству квартир, по функциональной пригодности конструкций, по внешнему виду и др.); по безопасности, комфорту и привлекательности; по внешнему виду соседних объектов недвижимости;

м) личностно-профессиональные (подфакторы: квалификационный уровень персонала, нравственно-этический «образ» работника [3], личностные качества работников [53], уровень вовлечения мигрантов в сфере строительства и обслуживания жилой недвижимости [54].

Представленная совокупность приведенных выше факторов является динамичной и по временным характеристикам и по характеру реакций работников на любые изменения, которые могут создавать возрастающий внутренний ресурс социума или же могут содействовать переходу жизни рядового человека в новое качество. Оно выражается, прежде всего, в том, что человек создает и «оформляет» свое личное пространство в месте своего проживания, которое он строит всю свою жизнь, наполняя смыслом, комфортом, привязанностями, удобствами разного характера и эмоциональными реакциями, способными создавать атмосферу благополучности и личностного удовлетворения в созданном им микроокружении на той территории, которая воспроизводит его устремления, поддерживает его жизненную активность (профессиональную, творческую, инновационную, бытовую и иную). Жилищное благополучие человека труда и удовлетворенность выстроенным им личным пространством («домом») создает потенциал той неисчерпаемой энергии, которая может эффективным образом использоваться обществом и государством в интересах их развития, процветания и социально-экономического роста.

Факторный подход к формированию адаптационного потенциала бизнеса в сфере строительной индустрии в векторе повышения удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости предполагает интеграцию усилий различных субъектов регионального рыночного пространства с их ресурсными возможностями (материальными, производственно-технологическими, маркетинговыми, коммуникационными, мотивационно-поведенческими, организационно-административными и др.) в направлении создания благоприятных условий для решения проблем обеспечения их сотрудников жильем высокого качества в доступном ценовом горизонте. В каждом конкретном случае формирования маркетингово-коммуникационных полей субъектами регионального рыночного пространства, функционирующих в разноотраслевых сегментах экономики, определяются зоны их совместной деятельности в интересах рационального использования имеющихся у них ресурсов и повышения адаптационного потенциала бизнеса в сфере строительства объектов жилой недвижимости. Управление жилой недвижимостью и удовлетворенностью ею в личном и общественном сознании социума, выступающего в роли работника в тех или иных сферах деятельности экономики региона, является целенаправленным процессом и функцией организованных систем, которые должны настраиваться на решение не только проблем их экономического роста и конкурентного выживания в изменившихся экономических условиях, но и на решение проблем трудового ресурса, эффективность труда которого зависит от комфортности его личного пространства и качества принадлежащей ему жилой недвижимости. Решая эти проблемы, бизнес и власть могут создавать благоприятные условия для инновационного прорыва в новое технологическое пространство усилиями российского трудового ресурса и отечественных товаропроизводителей, способных закрыть возникшие «бреши» в результате ухода с национального рынка западных компаний в товарно-продуктовом обеспечении населения в широком диапазоне номенклатурных групп различных товаров и продуктов.

Модель управления клиентоудовлетворенностью объектами жилой недвижимости

в сфере строительной индустрии в контексте решения проблем адаптационного поведения бизнеса к новой экономической реальности

Рассматривая проблемы развития бизнеса разноотраслевых сфер экономики в условиях изменяющегося рынка под воздействием санкционного геополитического и геоэкономического окружения, на первый план выдвигается в качестве приоритетной задача управления эффективным развитием субъектов жилой недвижимости в рамках формируемых разными участниками рынка сбалансированных маркетингово-коммуникационных полей в интересах обеспечения трудового ресурса комфортным и благоустроенным жильем, отвечающим современным потребностям граждан и социальным установкам развивающегося российского общества.

Нами разработана модель управления клиентоудовлетворенностью потребителей жилой недвижимости в условиях маркетингово-ресурсной адаптации разноотраслевого бизнеса к установкам правительства на осуществление инновационных преобразований разного характера (рис. 1). Предлагаемая модель базируется на интеграции отдельных положений теории личностных конструктов Дж. Келли [55] в методологический подход к управлению инновационными изменениями на базе построения сбалансированных маркетингово-коммуникационных полей различными субъектами разноотраслевых сфер деятельности, настраиваемых на достижение баланса интересов бизнеса, индивидов (выступающих трудовым ресурсом, воспроизводящим новое качество жизни и экономического развития общества) и власти, корректирующей поведение всех участников отношений в нужное русло адаптации их действий в интересах общества и государства. Вопросы формирования личностных конструктов в разных аспектах их трактовки в эпистемологическом, герменевтическом, семантическом и аксиологическом измерениях рассматриваются отечественными и зарубежными учеными в векторе социального конструктивизма через толкование смыслов, идей, ценностей и норм жизни [56 - 65].

В предлагаемой модели взаимоувязаны факторный и маркетингово-поведенческий подходы к формированию сбалансированных по ресурсам и интересам маркетингово-коммуникационных полей взаимодействующих субъектов на рынке жилой недвижимости в направлении адаптации совокупности участников рыночных отношений к требованиям инновационного вектора развития национальной экономики. Необходимость вовлечения имеющихся ресурсов различных отраслевых сфер в региональных экономиках на рациональное использование адаптационного потенциала бизнес-сообщества при построении ими сбалансированных маркетингово-коммуникационных полей становится тем источником накопления инновационного потенциала, который «насыщается» усилиями человекоцентричного ресурса. Именно этот ресурс создает и воплощает в реальную практику хозяйствования инновационные разработки в большей мере тогда, когда он не обременен жилищными проблемами и осознанно фокусирует свою профессионально-инновационную способность на укрепление конкурентоустойчивости бизнеса в условиях неблагоприятного действия внешних факторов и внутренних противоречий разной эпистемологической природы.

Формирование удовлетворенности потребителей строящимся жильем субъектами строительной индустрии предполагает вовлечение в этот процесс различных участников рыночных отношений, в том числе включающих: а) различные субъекты строительной индустрии, специализирующихся на объектах промышленной недвижимости и сферы жилищного строительства, а также включающих предприятия по производству строительных материалов; б) субъекты разных отраслевых сфер экономики, составляющих широкий спектр системообразующих звеньев экономики региона; в) фасилитаторов, представляющих собой специалистов (или их группы), участвующих в построении сбалансированных маркетинговых полей с эффективно выстраиваемыми при их участии коммуникациями между многими участниками рыночных отношений, адекватно реагирующими на проявления действий разнонаправленных факторов в сфере жилой недвижимости (в том числе имидж-маркетинговых, личностно-профессиональных и инновавационно-инвестиционных); они наделены свойствами проводника интересов разнофункциональных субъектов бизнеса, функционирующих и развивающихся в условиях маркетингово-ресурсной адаптации к требованиям власти по опережающему и эффективному освоению обозначенных приоритетов развития общества в векторе разрешения противоречий в болевых точках социального развития региона.

ы

Рисунок 1 – Управление клиентоудовлетворенностью объектами жилой недвижимости

в сфере строительной индустрии

Источник: разработано авторами

Обозначения: 1 – подфакторы, ограничивающие деятельность застройщиков; 2‒ подфакторы, связанные с уходом с российского рынка зарубежных компаний (поставщиков материалов, оборудования и технологий); 3 – подфакторы, определяющие состояние коммуникационной составляющей в бизнес-процессах и циклах создания стоимостей; 4 – подфакторы, формируемые демографическим состоянием локальной социально-экономической системы и возникающими в связи с этим рисками; 5 – подфакторы, определяющие состояние социально-культурной компоненты в рамках рассматриваемого территориального образования; 6 – эмоционально-поведенческий подфактор; 7 – инновационный подфактор; 8 – подфакторы, определяющие состояние природно-географической составляющей конкретного территориального образования; 9 – экологический компонент в системе рыночных отношений; 10 – рекламно-маркетинговый инструментарий (с преобладающей диджитал-составляющей и интеллектуализированной компонентой социальных и нейросетей); 11 – достижение трудовым ресурсом консенсуса с предпринимателями в реализации его инновационной способности в ходе переговорных процессов; 12 – влияние материально-технической базы на деловую активность субъектов сферы жилищного строительства; 13 ‒ государственно-нормативное и правовое регулирование в сфере жилищного строительства и управления недвижимостью; 14 ‒ управляющие сигналы по формированию мотивационно-коммуникационного иммунитета; 15 – воздействие различных факторов на деловую активность субъектов бизнес-сообщества сферы жилищного строительства; 16 – подфактор, определяющий наличие инновационных разработок в области технологий, материалов, оборудования и т.п.; 17 – подфакторы, определяющие обеспеченность бизнеса сырьем, материалами, трудовым ресурсом, техническими средствами и иными ресурсами разного предназначения в сфере жилищного строительства; 18 – подфакторы, определяющие качество человеческого капитала; 19 – воздействия потребителей на их лояльность к субъектам бизнеса в сфере жилищного строительства и эксплуатации жилой недвижимости; 20 ‒ обратные связи на изменение состояния факторов, определяющих клиентоудовлетворенность потребителей в сфере строительной индустрии; 21 ‒ выявление болевых точек в решении социальных проблем трудового ресурса; 22 ‒ влияние болевых точек в решении социальных проблем трудового ресурса на состояние бизнес-сообщества в сфере жилищного строительства и эксплуатации жилой недвижимости; 23 – организационно-управленческие сигналы по разработке методических аспектов в области оценки клиентоудовлетворенности потребителей; Ит ‒ информационный «туман».

Доверие, формируемое бизнесом и властью к принимаемым решениям в сфере жилищного строительства, ориентированное на повышение лояльности населения к предлагаемым проектам разного уровня в направлении реализации установок социального доминатора, создает реальные предпосылки для достижения успешности в осуществлении инновационных преобразований разного характера в приоритетных сферах развития экономики. Активируя способность разноотраслевого бизнеса к изменениям на основе его поведенческой адаптивности к новой экономической реальности, формируется мотивационный «ореол» в сфере укрепляемого мотивационно-коммуникационного иммунитета субъектов [66], участвующих в решении проблем наращивания национальным хозяйством технологического и экономического суверенитета. И в этом процессе отводится значительная роль субъектам строительной индустрии, обеспечивающих граждан современным и благоустроенным жильем, роль которого в решении социальных проблем творчески и профессионально работающих людей трудно переоценить.

Проведенные авторами пилотные исследования с привлечением представителей экспертного сообщества свидетельствуют о следующем: для 73% работников крайне важным является наличие собственного жилья и возможность создания комфортного личного пространства. Из них более 52% констатируют, что отсутствие благоприятных жилищных условий, отвечающих современному уровню его состояния, снижают профессиональную отдачу и творческо-созидательную (инновационную) активность работников в диапазоне от 25% до 33%.

На рис. 2 представлено креативное отображение процесса формирования маркетингово-коммуникационного поля взаимодействующих субъектов, вовлекаемых из различных отраслевых сфер национальной экономики региона, оказывающихся под воздействием различных факторов (в том числе и манипуляционных проявлений влияния информационного «тумана») при принятии ими решений о сотрудничестве для решения проблем обеспечения их работников жилой недвижимостью и повышения удовлетворенности ее качеством, отвечающим современным требованиям на текущем этапе экономического развития страны.

Рисунок 2 – Маркетингово-коммуникационное поле взаимодействия субъектов на рынке жилой недвижимости в условиях их адаптации к требованиям мобилизационного этапа

развития экономики

Источник: разработано авторами

Современные социологи констатируют тезис о социальной природе эмоций и их нацеленности на конструктивные взаимодействия разного характера [67]. В трудовом ресурсе, живущем в замкнутом личном пространстве с низкой удовлетворенностью имеющимся у него жильем, не отвечающем возросшим потребностям человека труда в фокусе восприятия им реального состояния экономического пространства и наблюдаемого им достигнутого уровня качества жизни, велика доля людей с низкой адаптационной способностью к изменениям инновационного характера. Так, доля трудового ресурса с пониженной мотивацией на эффективное профессиональное самовыражение (по результатам пилотных исследований) составляет от 33% до 39% (в зависимости от региона проживания). В человекоцентричном ресурсе, живущем в аналогичном вышесказанному замкнутом личном пространстве, доля работников с низкой адаптационной и инновационной способностью составляет порядка 17-21%. Здесь срабатывает эмоциональный компонент личностей как функция их готовности к действиям, направленным на реализацию присущей им инновационной способности, и потребности к проявлению творческого мышления, позволяющего встраиваться в социальное пространство, проявляя присущие ему культурные символы, нормы и ценности. Направляя эмоционально-поведенческое восприятие работников, обеспечиваемых бизнесом качественной и комфортной жилой недвижимостью, в русло высокопрофессионального самовыражения в инновационных преобразованиях, возможным становится достижение ощутимого экономического роста во всех сферах российской социально-экономической системы.

Заключение

1. Рынок жилищного строительства в региональном аспекте его участия в решении проблем экономического роста национальной экономики и обретения ею технологического и экономического суверенитета обретает свойства драйвера в социально-экономической адаптации бизнеса и власти к новой экономической реальности. Сфера жилищного строительства выступает системообразующим звеном трансформируемого национального хозяйства и требует особого внимания со стороны участников многоотраслевых сфер экономики и органов власти в ходе имплементации ими адаптационных процессов в различных составляющих цепочек создания стоимостей как ответных откликов на внешние вызовы (угрозы) и внутренние противоречия в локальных социально-экономических системах посредством более полного использования внутреннего потенциала человеческого капитала в интересах повышения качества и уровня жизни людей.

2. Управление недвижимостью – это управление личным пространством человека труда и комплексом его комфортности. Минимальное (пороговое) состояние этого пространства может вести к ограниченности не только социально позитивных действий человека, но и к снижению профессионально-творческого участия человека труда в инновационных преобразованиях общества. Неблагополучность в состоянии обеспеченности жильем рядовых работников, выступающих важнейшим звеном трудового ресурса в бизнес-процессах функционирующего и развивающегося бизнеса в разных отраслевых сферах экономики, может способствовать снижению его деловой, коммуникационной, инновационно-созидательной и профессиональной активности. Управление удовлетворенностью жилой недвижимостью как источником личного пространства человека труда трансформируется в управление его адаптационной способностью к инновационным изменениям и к росту профессиональной самоотдачи.

3. Предложен методологический подход к управлению инновационными изменениями в границах создаваемых разноотраслевым бизнесом сбалансированных по ресурсам и мотивациям маркетингово-коммуникационных полей, базирующийся на управлении профессионально-творческой и инновационной активностью трудового ресурса (и его человекоцентричного звена) и собственно деловой активностью субъектов предпринимательства посредством решения насущных проблем этого ресурса в отношении повышения его удовлетворенности жилищными условиями, а также условиями его профессионального функционирования и инновационно-творческого самовыражения.

4. Предложенная модель управления клиентоудовлетворенностью объектами жилой недвижимости в сфере строительной индустрии интегрирует взаимосвязи и взаимовлияние факторов, определяющих человекоориентированное развитие трансформируемой национальной экономики на уровне региональных образований в векторе достижения установок социального доминатора на повышение удовлетворенности работающего человека качеством объектов жилой недвижимости. Решение проблемы удовлетворенности жилой недвижимостью граждан на региональном уровне должно осуществляться усилиями бизнеса и власти (с привлечением их ресурсов и иных коммуникационных возможностей), что отразится в позитивном плане как на инновационной активности человекоцентричного ресурса и эффективности разрешения противоречий разного характера в болевых точках социально-экономического роста, так и на эффективности воплощения инновационного потенциала в региональных экономиках в векторе обретения страной технологического и экономического суверенитета.


Страница обновлена: 24.10.2024 в 13:00:09