Адаптационно-поведенческая клиентоориентированность бизнеса как инструмент управления изменениями

Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Петриченко Г.С.1, Пахиев Р.А.1
1 Кубанский государственный технологический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С., Пахиев Р.А. Адаптационно-поведенческая клиентоориентированность бизнеса как инструмент управления изменениями // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 7. – С. 3731-3754. – doi: 10.18334/epp.14.7.121419.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568272

Аннотация:
Сфера услуг в условиях мобилизационной трансформации национальной экономики под воздействием пережитой пандемии и изменившейся геополитической и геоэкономической ситуации в системе международных отношений оказалась перед выбором рациональных решений, связанных с обеспечением ее эффективного функционирования и устойчивого конкурентного развития в контексте требований по адаптации маркетингового поведения субъектов бизнеса к новой экономической реальности. Развитие рекламно-маркетингового инструментария на новых коммуникационных платформах (с элементами искусственного интеллекта) при усилившемся влиянии мобилизационного фактора сказалось на характере адаптационных процессов в сфере услуг, что способствовало нарастанию структурно-функциональных изменений при построении субъектами бизнес-процессов на этом рынке. Возникла необходимость конструирования рациональных взаимодействий между участниками рынка сферы общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности), учитывающих изменившийся состав и характер факторов, определяющих конкурентоустойчивость ее субъектов в поле усилившегося действия эмоционально-поведенческого дубликатора и маркетингово-эмоционального локатора на процессы инновационных изменений и преобразований внутри самого бизнеса. Актуальность исследования определяется обоснованием необходимости построения таких адаптационных процессов в сфере ресторанного бизнеса, которые в ходе эффективного воплощения им внутреннего потенциала, маркетингово-поведенческой изменчивости, рациональных процессов по ресурсной декомпенсации, а также в результате совершенствования бизнес-модели способствовали бы реализации адекватных вызовам внешнего окружения инновационных изменений в векторе укрепления конкурентоустойчивости субъектов на уровне региональных образований и расширения возможностей национальной экономики в обретении необходимого суверенитета. Целью исследования является разработка модели управления адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта сферы общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности) в интересах укрепления им конкурентных позиций и наращивания экономического роста на этапе мобилизационных изменений. В рамках разработанной модели интегрируется взаимосвязь различных факторов, влияющих на развитие бизнеса и на экономический суверенитет в сфере общественного питания на уровне региональной экономики, что позволяет достигать мотивационной проницаемости субъектов на эффективную имплементацию инновационных изменений в их функционировании и развитии в интересах достижения конкурентоустойчивости бизнеса, повышения лояльности и доверия к нему со стороны потребителей и рыночных партнеров.

Ключевые слова: мобилизационная экономика, ресторанный бизнес, рекламно-маркетинговый инструментарий, ресурсный декомпенсатор, эмоционально-поведенческий дубликатор, поведенческая адаптивность, доверие, имиджустойчивость, адаптационно-поведенческая клиентоориентированность, конкурентоустойчивость

Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-классификация: M21, M31, M39



Введение

Экономика мобилизационного этапа развития России, проявившая себя наиболее отчетливо в результате изменившейся геополитической и геоэкономической обстановки после 2021 г. и последствий пережитой пандемии COVID-19, существенным образом сказалась на развитии торговли, туризма, ресторанного бизнеса, гостеприимства и т.д. [1]. Пандемия нанесла ощутимый ущерб ресторанной отрасли и заставила предпринимателей в этом секторе экономики по-новому посмотреть на архитектуру факторов, определяющих конкурентную устойчивость ресторанного бизнеса и, тем самым, попытаться им изменить свое маркетинговое и иное поведение, принимая во внимание уровень реальной адаптируемости бизнеса, который может определяться такими измерителями, которые отражают, с одной стороны, состояние потребительского спроса, с другой ‒ внутренний ресурс для оптимизации корпоративной стратегии, а с третьей – возможности использования имеющегося инновационного потенциала в ходе инвестиционных процессов [2].

Для конструирования процессов взаимодействия субъектов ресторанного бизнеса с потребителями, партнерами и иными игроками рынка следует выработать понимание того, какими средствами, методами и подходами надо руководствоваться, чтобы, с одной стороны, обеспечивать повышение уровня конкурентоустойчивости бизнеса, с другой ‒ выстраивать эффективным образом маркетингово-коммуникационные поля посредством адаптационных изменений и наращивания адаптационной состоятельности субъектов, а с третьей – интегрировать рациональным образом ресурсы, возможности и внутренний потенциал бизнеса на наиболее полное удовлетворение интересов клиентов во благо экономического роста на уровне территориальных образований и обретения страной технологического суверенитета.

Следует отметить, что выявление экономической природы процессов и явлений, возникающих в ходе функционирования и развития национальной экономики в режиме ее мобилизационной трансформации, а также систематизация содержательных характеристик мотивационно-поведенческих факторов, сдерживающих инновационные изменения в различных отраслевых сферах российского народного хозяйства в векторе обретения страной технологического и экономического суверенитета, напрямую связаны с раскрытием сути тех категорий и понятий, на которые могут и должны опираться адаптационные преобразования в бизнесе и во власти на этапе мобилизационной ориентации социально-экономической системы в целом. Авторами уделено особое внимание именно таким категориям и понятиям, которые определяют результативность усилий бизнеса, власти и человеческого ресурса в воплощении установок мобилизационного этапа изменений. Наиболее значимыми категориями в процессах таких изменений выступают «конкурентная устойчивость» и «адаптивность» (применительно к бизнесу, власти и трудовому ресурсу).

Можно выделить некоторый перечень подходов к пониманию конкурентоустойчивости [62] и адаптивности бизнеса, сформированных учеными, которые раскрывают в той или иной мере суть обозначенных понятий. Эти подходы отражены в следующих научных публикациях (табл. 1)

Таблица 1

Подходы к пониманию конкурентоустойчивости и адаптивности бизнеса

в публикациях отечественных и зарубежных ученых

Наименование
подхода
Ученые, раскрывающие сущность ключевых понятий в рамках тех или иных подходов
1. Стратегический
Фатхутдинов Р.А. (2020) [20]; Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. (2016) [4]; Полуянова Н.В. (2014) [5], Дорошенко Ю.А. (2013) [6]
2. Ресурсный подход
Рачек Л. Р. (2009) [7], Богданова Е.Н. (2015) [8], Чахарбаги К. (Chaharbaghi K.), Линч Р. (Lynch R.) (1999) [9], Барни Дж. Б., (Barney J. B.), Кларк Д.Н. (Clark D.N.) (2007) [10]
3. Маркетинговый подход
Чернега В. В. (2008) [11], Щепакин М.Б. (2023) [12]
4. Системный подход
Фионин В. В. (2004) [13], Максименко И.А. (2020) [14], Щепакин М.Б. (2024) [15]
5.Комплексный (интеграцион-ный) подход
Сімех Ю. А. (2009) [16], Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. (2015) [17], Емельянова И.Ф. (2019) [18], Путятина Л.М., Шароватов С.В. (2013) [19], Черкасов М.Н. (2016) [20], Максименко И.А. (2022) [21]
6.Компаративный (сравнитель-ный) подход
Долгов Д. И. (2015) [22], Тридiд О.М. (2003) [23]
7.Структурно-логический подход
Емельянова И.Ф. (2020) [24], Дикань В.Л. (1995) [25], Симех Ю.А. (2007) [26], Черная М.В. (2009) [27]
8. Финансово-экономический подход
Путятин А.Е. (2000) [28], Беспалько В.А., Григорьева Е.А., Долбня Н.В. (2016) [29]
9. Маркетингово-поведенчес-кий подход
Шальнова О.А. (2009) [30], Барыгина О.Н. (2009) [31], Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. (2024) [32]
10.Функционально-управленческий подход
Кобец С.П. (2014) [33], Малёв В.А. (2007) [34]
11. Динамический подход
Алексеев С.Б. (2019) [35], Тумаков Е.А. (2019) [36], Аржакова Н.В. (2004) [37], Воронов Д.С. [70]
12. Адаптационный подход
Алутина Е.В. (2016) [38], Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. (2019) [39], Кузнецова Н.А., Пукач Г.В. (2019) [40], Паничкина М.В., Масыч М.А. (2016) [41], Щепакин М.Б. (2023) [42], Хандамова Э.Ф. (2024) [43], Туменова С.А. (2022) [44], Казакова Т.В. и Горшкова Л.А. [67]
13. Статичный подход
Мохначев С.А. [66]; Рудычев А.А, Дубровина Т.А., Силаков А.В. [68], Зеленский А.А. [69]
Источник: составлено авторами

Важность адаптации проявляется в способности компаний быстро принимать решения, изменять стратегии, пересматривать бизнес-модели и операционные процессы. Быстро адаптироваться к новым требованиям рынка могут только те компании, которые способны находиться в режиме постоянных перемен и обладают внутренним потенциалом человекоцентричного ресурса на разработку инновационных решений, адекватных состояниям и вызовам внешнего окружения. Составляющими таких изменений могут быть: инновации и технологическое развитие, гибкость и агильность (авт. – основывается на принципах сотрудничества и партнерства, мониторинга, анализа данных и прогнозирования, постоянного обучения и развития сотрудников). К таким компаниям, которые руководствуются принципами гибкости и адаптивности можно отнести Netflix, Amazon, Airbnb [45]. Адаптационные изменения в системообразующих сегментах экономики и в жизнеобеспечивающих отраслях (и в том числе в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса) должна быть ориентирована на построение системы сбалансированных показателей (ССП, отражающих взаимосвязи факторов, определяющих различные перспективы: финансовые, клиентские, укрепления внутренних бизнес-процессов, обучения и развития, инновационных изменений и социального роста) [46]. Учеными, получившими интересные научные результаты в области адаптивной идентификации состояний субъектов и показателей ее характеризующих, являются следующие: Хакен Г. (1985) [47], Тинякова В.И (2008) [48], Туменова С.А. (2013) [49], Горшкова Л.А. (2022) [50].

Широкий разброс суждений в научном мире и в сфере практического функционирования бизнеса и анализа накопленного опыта построения рациональных рыночных отношений субъектами ресторанного сектора экономики с потребителями и иными агентами рынка позволяет говорить о неоднозначности группировки факторов, влияющих на экономический рост и на развитие всей сферы индустрии гостеприимства (и ресторанного бизнеса, в частности). Важной становится ориентация ресторанного бизнеса на интересы широкого спектра клиентов с запросами разного уровня и характера, реализация которых субъектами должна вестись в режиме адаптации их маркетингового и иного поведения к вызовам рынка и к требованиям обеспечения устойчивого развития не только той или иной конкретной сферы общественного питания, но и социально-экономической системы в целом. Такой подход позволяет «поставить» развитие всей системы общественного питания на рельсы создания благоприятных условий для перехода страны к технологическому и экономическому суверенитету. И человеческому капиталу в этом процессе отводится ключевая роль [65].

Необходимо учитывать научные взгляды различных ученых-исследователей в отношении категориально-понятийного аппарата метатеории управления изменениями, позволяющего формировать интеграционный подход к преобразованиям в развивающемся бизнесе в векторе его маркетингово-поведенческой адаптации при участии власти к турбулентным вызовам разного характера и к требованиям мобилизационной ориентации экономики [51]. Соединяя суждения в области представлений об адаптивности субъектов рынка и о сбалансированной системе показателей, характеризующих различные ее грани, а также в области трактовки понятий и возможностей решения проблем управления конкурентной устойчивостью субъектов, возможным становится построить рациональную модель управления изменениями под задачи мобилизационного этапа трансформации экономики применительно к сфере общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности).

Целью исследования является разработка модели управления адаптационно- поведенческой клиентоориентированностью субъекта сферы оказания услуг (на примере ресторанного бизнеса) в интересах ее экономического роста и конкурентоустойчивости. Методы исследования: метод глубинного интервью, системный подход к толкованию устойчивого развития, метод сравнительного и индексного анализа, метод группировок, экспертных оценок и метод моделирования взаимосвязей. Информационно-эмпирической базой исследования послужили результаты проведенных авторами полевых исследований факторов, определяющих состояние адаптивности бизнеса к новым вызовам, а также различные ресурсы сети Интернет.

На сферу общественного питания и разные виды деятельности в области оказания услуг различной отраслевой специфики оказывают влияние многообразные факторы (внешнего контура воздействий и внутреннего контура воздействий), которые могут быть интегрированы в единое маркетингово-коммуникационное поле субъектов, «подвижное» с позиций его изменчивости и турбулентности реализуемых в нем процессов (трансформирующихся под задачи того или иного этапа развития бизнеса и под требования власти в рамках реализуемых национальных проектов и инновационных программ).

Факторы, влияющие на уровень адаптационно-поведенческой клиентоориентированности субъекта общественного питания (на примере ресторанного бизнеса) и на принятие решений по изменению его функционирования под воздействием мобилизационного фактора, сгруппированы следующим образом:

1. Адаптационно-поведенческий блок: 1.1 ‒ способность субъекта бизнеса адаптироваться к внешним изменениям во внешнеполитической обстановке и к внутренним установкам на развитие территорий; 1.2 ‒ ориентация государственной власти и ее звеньев разного иерархического уровня на обеспечение регулирования в области защиты прав потребителей, поддержки малого и среднего бизнеса, а также в области изменений в системе выстраиваемых коммуникаций и контроля за адаптационными процессами; 1.3. ‒ реагирование бизнеса на установки, связанные с реализацией норм и ценностей при построении рациональных моделей поведения субъектов в новой экономической реальности; мотивационно-поведенческая проницаемость субъекта к удовлетворению потребностей клиентов в условиях изменяющегося влияния экономических факторов; 1.4 ‒ нацеленность субъекта на принятие решений по развитию бизнеса на основе интересов по накоплению репутационного капитала территории;

1.5 ‒ уровень рекламно-информационного и инструментарно-методического сопровождения для принятия решений по обеспечению роста лояльности потребителей.

2. Экономико-финансовый блок: 2.1 ‒ уровень реальных доходов населения и его покупательская способность; 2.2 ‒ состояние материально-технической базы субъекта и его логистические возможности для удовлетворения изменяющихся потребностей клиентов; 2 .3 ‒ состояние финансовой обеспеченности малого и среднего бизнеса для решения задач развития системы гостеприимства и туризма; 2.4 ‒ состояние совокупности факторов, влияющих на конкурентоспособность субъекта общественного питания (качество услуг, цены на услуги, уровень квалификации, технологический уровень производства продукции, насыщенность рынка и др.).

3. Ресурсообеспечивающий блок: 3.1 ‒ уровень информационно-коммуникационного диджиталобеспечивающего сопровождения предоставления услуг; 3.2 ‒ энергообеспечение инновационных проектов и функционирования бизнеса в контексте решаемых проблем импортозамещения; 3.3 ‒ уровень профессиональной квалификации персонала и его личных качеств и лояльности к компании; 3.4 ‒ состояние барьеров социокультурных взаимодействий в полиэтнической среде, определяющей логические, ментальные, языковые и психологические различия субъектов отношений в процессе осуществления оказания услуг.

4. Социально-ориентированный блок: 4.1 ‒ ориентация бизнеса и персонала на соблюдение экологических норм и требований к поддержанию здоровья граждан и сохранению качественного состояния внешней среды; 4.2 ‒ влияние социально-демографической компоненты на уровень восприятия оказываемых услуг (пол, возраст, образование, доход, род занятий, регион проживания, состав семьи, социальная группа и др.); 4.3 ‒ уровень сопутствующего сопровождения предоставляемых услуг (транспортного, интеллектуально-информационного, музыкального, по доставке блюд и др.); 4.4 ‒ способность субъекта и его персонала к предоставлению услуг по форматам предоставляемых блюд различных национальных кухонь и продуктовых новаций.

5. Рекламно-маркетинговый блок: 5.1 ‒ состояние рекламно-маркетингового инструментария, вовлекаемого бизнесом для повышения лояльности клиентов, и его мотивационная направленность; 5.2 ‒ уровень поведенческой достаточности в действиях персонала для получения позитивных откликов потребителей и роста доверия их к субъекту бизнеса; 5.3 ‒ состояние поведенческой адаптивности бизнеса общественного питания к требованиям обеспечения необходимого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности; 5.4 ‒ ориентация бизнеса на формирование необходимого уровня имиджустойчивости и брендосостоятельности; 5.5 ‒ информационно-коммуникационная поддержка обеспечения взаимодействий бизнеса, потенциальных клиентов и партнеров.

Рисунок 1 ‒ Управление адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания

Обозначения: 1 – поведенческая эмотивность; 2 – отклик потребителей на рекламно-маркетинговые воздействия бизнеса; 3 – отражение влияния адаптационно-поведенческих факторов в инструментарно-методическом обеспечении управления развитием бизнеса; 4 ‒ коммуникационные воздействия субъектов рынка на разработчиков инновационных решений; 5 – разработчики инновационных проектов; 6 – инфраструктурный компонент; 7 – сигналы нейромаркетингового происхождения, исходящие от потребителя; 8 – категории рейтинга субъекта ресторанного бизнеса; 9 ‒ тиражирование поведенческих шагов от субъектов ресторанного бизнеса; 10 – сигналы воздействия субъектов на принятие решений по развитию бизнеса; ЭПД ‒ эмоционально-поведенческий дубликатор.

составлено авторами

Нами разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания (рисунок 1), в рамках которой учтены обозначенные выше факторы и реализованы системно различные подходы к укреплению конкурентоустойчивости и маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса к новым условиям на этапе мобилизационных преобразований. Инновационный фактор находит свое отражение во многих составляющих выстраиваемых бизнес-процессов, видоизменяя используемый маркетинговый, рекламный, психологический, поведенческий и иной инструментарий, исходя из имеющихся ресурсов и обозначаемых собственниками и властью реперных установок на изменения. Ориентируясь на это, субъекты ресторанного бизнеса должны формировать рекламно-маркетинговый инструментарий [63, 64] с учетом новых тенденций и возможностей их использования в традиционных и онлайн-форматах ( в том числе с обширным охватом социальных сетей в интернете) для воздействий на всех участников рынка общественного питания (и потребителей, и клиентов, и партнеров, и инвесторов, и посредников и иных агентов, обеспечивающих сопровождение бизнеса по оказанию услуг разного характера).

Критерии для формирования рейтинга в ресторанном бизнесе (ассортимент кулинарной продукции, качество услуг, техническая оснащенность, методы и формы обслуживания, время и условия обслуживания потребителей, уровень квалификации персонала, обеспечение безопасности и здоровья потребителей, удобство подъездных путей, благоустройство территории, архитектурно-планировочные решения, стилевое единство интерьера, отзывы и др.) определяют восприятие воздействий субъектов этого рынка на ответные реакции потенциальных клиентов (потребителей) в отношении выбора того или иного ресторанаВажным элементом разработанной модели является информационно-манипуляционное поле, в котором формируются сигналы того или иного характера для воздействий на сознание потребителей и других рыночных агентов, вовлекаемых для сотрудничества и обслуживания различных составляющих деятельности ресторанного бизнеса (технического, ремонтного, дизайнерского и др.).

Нами проведена пилотная оценка структуры категорий рейтинга субъектов [52, c.140] ресторанного бизнеса в наиболее общем виде, показавшая следующие результаты: справедливая цена – 10% , забота о клиентах – 16%, внимательное обслуживание – 13%, качество – 33% , компетентность – 28%. Ресурсная компенсация в условиях действия мобилизационного фактора ориентирована на построение рациональных адаптационных процессов в ведении бизнеса и удовлетворение потребностей клиентов. На маркетингово-поведенческую адаптацию бизнеса оказывает существенное влияние мотивационная проницаемость субъектов на реализуемые инновационные изменения в соответствии с новыми реалиями запросов и потребностей потребителей. Поведенческая достаточность формируется чаще всего под воздействием эмоционально-поведенческого дубликатора [53] и маркетингово-эмоционального локатора [54]. Имеется положительный опыт построения российским бизнесом своих собственных бизнес-моделей [55, 56], которые расширяют спектр форматов адаптационных процессов и оказывают существенное влияние на внутренний потенциал бизнеса и сущностное воплощение принимаемых креативных решений, формируемых или самим бизнесом, или разработчиками инновационных проектов. Инструментарно-методическое обеспечение позволяет определять состояние бизнеса в контексте его адаптационно-поведенческой клиентоориентированности и обозначать те слабые места, которые требуют к себе пристального внимания для снижения их негативного влияния на результативность функционирования бизнеса и перспективы его экономического роста. Лояльность, формируемая инструментами нейромаркетинга [52] способствует повышению имиджустойчивости бизнеса и, в конечном счете, оказывает существенное влияние на доверие потребителей, выступающее индикатором эффективности всей совокупности рекламно-маркетинговых и иных воздействий субъектов бизнеса на целевые сегменты потребителей. Имиджустойчивость бизнеса в сфере ресторанных услуг определяется состоянием брендинга [57] в системе управления бизнесом и позицией самого бренда [58-61], формируемого в сознании потребителя в ходе адаптационных изменений в маркетинговых и поведенческих реакциях субъектов и их персонала на внешние воздействия и внутренние отклики работников в результате трансформации стратегических решений по развитию бизнес-процессов. Предлагаемая модель посредством активизации действия различных рычагов, включаемых для укрепления адаптационно-поведенческой клиентоориентированности, настраивается на повышение конкурентоустойчивости бизнеса и укрепление его позиций на уровне региональной экономики в интересах обретения страной экономического суверенитета.

Заключение.

1. Бизнес на этапе мобилизационной ориентации экономики становится площадкой для реализации новых возможностей (ресурсных, креативных, интеллектуально-созидательных, маркетинговых, поведенческих, инновационных) субъектов общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности), возникающих в условиях турбулентности внешнего окружения и изменения запросов и потребностей потребителей разных целевых аудиторий, в векторе укрепления ими конкурентоустойчивости и создания ими условий для активизации деятельности смежных с этой сферой отраслей по производству импортозамещающей продукции (технологического оборудования, продукции пищевой промышленности) и видов деятельности по оказанию услуг в индустрии гостеприимства. Цифровизация экономики способствует формированию благоприятных условий для конструирования новых маркетингово-коммуникационных платформ с расширяющимся диджитал-инструментарием в сфере общественного питания для усиления воздействия бизнеса на рациональное воплощение адаптационных бизнес-процессов и реализацию структурно-функциональных изменений на этом изменяющемся рынке.

2. Маркетинго-поведенческая адаптация бизнеса в сфере услуг (и ресторанного бизнеса, в частности), ориентированного на укрепление его конкурентных позиций в условиях действия мобилизационного фактора, предполагает активизацию, с одной стороны, поведенческой эмотивности потребителей, с другой – расширение зоны действия ресурсного декомпенсатора для придания инновационных процессам конструктивного воплощения на отечественном инвестиционном ландшафте с закреплением российских традиций в широком спектре индустрии услуг (общественного питания, медицинского обслуживания, санаторно-курортных услуг, гостеприимства, туризма и др.), с третьей – повышение мотивационной проницаемости на инновационные изменениями посредством вовлечения на взаимовыгодных условиях многих участников отношений (в том числе и субъектов из сопряженных с ним системообразующих отраслей на уровне региональных образований), вовлекаемых в циклы создания новых стоимостей (и в сфере услуг, и при разработке новых товаров, и при реализации высокотехнологичных проектов) под воздействием мобилизационного фактора и необходимости укрепления конкурентоустойчивости и суверенности национальной экономики.

3. Разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориенти-рованностью субъекта сферы услуг (на примере ресторанного бизнеса), в которой обозначена взаимосвязь и взаимовлияние разных групп факторов. Модель позволяет формировать, принимать и реализовывать рациональные решения по завоеванию субъектами ресторанного бизнеса выгодных конкурентных позиций и по наращиванию экономического роста на этапе мобилизационных изменений, когда значимость доверия, лояльности и имиджустойчивости бизнеса обретает, с одной стороны, свойства реального рычага для укрепления конкурентоустойчивости субъектов на уровне территориального образования в обозначенной сфере, а с другой ‒ свойства катализатора бизнес-процессов на своем функционально-иерархическом, а также отраслевом и межотраслевом уровнях, способствуя обретению страной в целом экономического суверенитета.


Источники:

1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
2. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2000. – 312 c.
4. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. Конкурентоустойчивость хозяйствующих субъектов сферы исследований и разработок: сущность и основные элементы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. – 2016. – № 4. – c. 37-42. – doi: 10.18323/2221-5689-2016-4-37-42.
5. Полуянова Н.В. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия промышленности строительных материалов. / дисс. … канд. экон наук. - Белгород: БГТУ, 2014. – 230 c.
6. Дорошенко Ю.А., Полуянова Н.В. Анализ влияния факторов конкурентной устойчивости на предприятии промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 6. – c. 117-120.
7. Рачек Л. Р. Управление конкурентной устойчивостью предприятий машиностроения на основе добавленной ценности. / специальность 08.00.05: автореф.,.. канд. экон. наук. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2009. – 23 c.
8. Богданова Е.Н. Управление конкурентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 4. – c. 53-59. – doi: 10.18384/2310-6646-2015-4-53-59.
9. Chaharbaghi K., Lynch R. Sustainable competitive advantage: towards a dynamic resource-based strategy // Management Decision. – 2012. – № 1. – p. 45-50. – doi: 10.1108/00251749910252012.
10. Barney J. B., Clark D.N. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. / In book: Resource-Based Theory., 2007. – 49-75 p.
11. Чернега В. В. Конкурентостійкість підприємств та механізми її забезпечення. / монографія / В.В. Чернега. - К.: ІПК ДСЗУ, 2008. – 235 c.
12. Щепакин М.Б. Кумулятивный драйвер инновационного развития пищевой промышленности в регионе в условиях действия мобилизационного фактора // Известия вузов. Пищевая технология. – 2023. – № 2-3 (392). – c. 112-122. – doi: 10.26297/0579-3009.2023.2-3.18.
13. Фионин В. В. Организационно-экономические основы управления конкурентоустойчивостью предприятия: на примере промышленных предприятий. / специальность 08.00.05: автореф.,.. кандидата экон. наук. - Самара: Сам. гос. эконом. акад., 2004. – 23 c.
14. Максименко И.А. Систематизация подходов к пониманию дефиниции «конкурентная устойчивость» // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 160-165. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.
15. Щепакин М.Б. Инновационный трансформер как инструмент многомерного экономико-технологического преобразователя системного уровня // Известия вузов. Пищевая технология. – 2024. – № 1(395). – c. 134-144. – doi: 10.26297/0579-3009.2024.1.22.
16. Сімех Ю. А. Оцінювання конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі. / 08.00.04: автореф. … канд. економ. наук. - Харків: Харківський державний університет харчування та торгівлі, 2009. – 18 c.
17. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Конкурентоустойчивость – комплексная характеристика устойчивого функционирования промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 2. – c. 458-460.
18. Емельянова И.Ф. Сравнительный анализ понятий «конкурентоспособность» и «конкурентная устойчивость» предприятий // Вести автомобильно-дорожного института. – 2019. – № 3(31). – c. 61-69.
19. Путятина Л.М., Шароватов С.В. Комплексный подход к оценке конкурентной устойчивости предприятия // Экономика в промышленности. – 2013. – № 1. – c. 50-52.
20. Черкасов М.Н., Шароватов С.В. Формирование концепции «конкурентной устойчивости предприятия» // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 14. – c. 161-165.
21. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
22. Долгов Д. И. Направления управления конкурентоспособностью продукции вагоностроительных предприятий в рамках повышения ее конкурентоустойчивости // Общество: политика, экономика, право. – 2015. – № 3. – c. 26-30.
23. Тридiд О.М. Стратегiя рoзвиткy підприємства в умовах кризи. / автореф. дисс. …. д-ра екон. наук: 08.06.01. - Донецьк, 2003. – 31 c.
24. Емельянова И.Ф. Основные понятия теории конкурентоспособности предприятия: сущность, характер взаимосвязей, место в системе конкурентных отношений // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2020. – № 1. – c. 72-81.
25. Дикань В.Л. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятия. / монография. - Харьков: Основа, 1995. – 160 c.
26. Симех Ю.А. Определение понятия конкурентоустойчивости предприятия // Вестник международного славянского университета. Серия: Экономические науки. – 2007. – № 1. – c. 12-16.
27. Черная М.В. Взаимосвязь основных понятий конкурентоспособности // Вестник Сумского государственного университета. Серия: Экономика. – 2009. – № 2. – c. 186-191.
28. Путятин А.Е. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия. / дисс. ….. канд. экон. наук: 08..00.05. - М., 2000. – 216 c.
29. Беспалько В.А., Григорьева Е.А., Долбня Н.В. Конкурентная устойчивость как приоритет системы управления конкурентоспособностью современного предприятия // Экономика устойчивого развития. – 2016. – № 2. – c. 16-25.
30. Шальнова О.А. Формирование потребительской лояльности специализированному магазину. / автореф. дисс. … канд. экон наук: 08.00.05. - М., 2009. – 18 c.
31. Барыгина О.Н. Реализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг. / 08.00.05: автореф. дисс. …. канд. экон. наук. - Тольятти: Поволжский государственный университет, 2009. – 23 c.
32. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 503-526. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.
33. Кобец С.П. Конкурентная устойчивость промышленного предприятия: управленческий аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – № 2. – c. 29-31.
34. Малёв В.А. Обеспечение организационно-функциональной устойчивости предприятия в конкурентной среде. / автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2007. – 23 c.
35. Алексеев С.Б. Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследований. – 2019. – № 2(14). – c. 28-34.
36. Тумаков Е.А. Формирование конкурентной устойчивости торгового предприятия в условиях кризиса. / 08.00.05: автореф. дисс. … канд экон наук. - Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли, 2019. – 24 c.
37. Аржакова Н.В. Модели анализа динамической устойчивости конкурентных отношений в рыночных экономических системах. / спец. 05.13.10: автореф. … канд. техн. наук. - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2004. – 20 c.
38. Алутина Е.В. Особенности обеспечения устойчивости предприятий // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 5(23). – c. 217-221.
39. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Методика оценки уровня адаптации деятельности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4(49). – c. 90-100.
40. Кузнецова Н.А., Пукач Г.В., Пукач А.М. Проблемы адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1363-1370. – doi: 10.18334/eo.9.2.40800.
41. Паничкина М.В., Масыч М.А. Развитие механизмов адаптации субъектов среднего малого предпринимательства в условиях неопределенности и повышенного риска // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – c. 678-682.
42. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 309-333. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
43. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Жаманкулова Д.С. Развитие коммуникационных сетей в условиях маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1025-1042. – doi: 10.18334/epp.14.4.120665.
44. Туменова С.А. Адаптивная устойчивость экономических систем: факторы и условия обеспечения роста // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2409-2420. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.
45. Адаптация к рыночным изменениям в бизнесе: истории успеха от бизнес-лидеров. Networking Camp. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://networking.camp/useful/advice/adaptation (дата обращения: 08.07.2024).
46. Дрок Т.Е., Шапарь Д.С. Система сбалансированных показателей как инструмент управления предприятиями агропромышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 673-688. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100927.
47. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. – 424 c.
48. Тинякова В.И. Адаптивно-рациональное прогнозирование экономических процессов: теоретические основы и прикладные аспекты. / 08.00.13: автореф. дисс. … докт. экон. наук. - СПб, 2008. – 40 c.
49. Туменова С. А. Адаптивная устойчивость экономических систем в условиях неопределенности // Устойчивое развитие: Проблемы, концепции, модели: Материалы международного симпозиума, посвященного 20-летию КБНЦ РАН. – Нальчик: КБНЦ РАН. Нальчик, 2013. – c. 290-294.
50. Казакова Т.В., Горшкова Л.А. Адаптивность, динамичность, гибкость – главные факторы обеспечения устойчивости организации в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1911-1924. – doi: 10.18334/ce.16.5.114693.
51. Щепакин М.Б. К дискурсу о развитии теории управления изменениями в условиях мобилизационной ориентации экономики // Journal of Economic Regulation. – 2024. – № 15(1). – c. 89-104. – doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.089-104.
52. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. / пер с англ. В. Рубинчик. – 2-е изд. - Минск: Попурри, 2015. – 336 c.
53. Щепакин М.Б. Мозаичный эмоционально-поведенческий дубликатор в адаптационном управлении развитием бизнеса в его мобилизационном формате // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 367-388. – doi: 10.18334/lim.10.2.117663.
54. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда – конструктор инновационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 1. – c. 107-113. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.
55. Селезнева А. И. Трансформация бизнес-моделей российских компаний в условиях интернационализации и институциональных изменений // Российский журнал менеджмента. – 2022. – № 20 (3). – c. 385–412. – doi: 10.21638/spbu18.2022.304.
56. Костин К.Б., Евдокимова Х.В. Выбор оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2611-2632. – doi: 10.18334/epp.13.8.117879.
57. Рожков И.Я. От брендинга к бренд-билдингу. / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмеришкин. - М.: Гелла-принт, 2004. – 320 c.
58. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 929-956. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
59. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Имиджевый резонатор субъекта в обеспечении экономического роста бизнеса в условиях турбулентности маркетингово-манипуляционных воздействий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4211-4236. – doi: 10.18334/epp.13.10.119036.
60. Щепакин М.Б. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / онография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин; Под ред. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
61. Хандамова Э.Ф. Бренд как инструмент управления маркетинговым поведением субъекта в условиях структурной модернизации производственной сферы // Креативная экономика. – 2019. – № 7. – c. 1357-1378. – doi: 10.18334/rp.20.4.40625.
62. Максименко И. А. Систематизация подходов к пониманию дефиниции «конкурентная устойчивость» // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 160–165. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.
63. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия вузов. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112-120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
64. Щепакин М.Б., Соболь А.В. К развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 2005-2026. – doi: 10.18334/epp.11.8.113119.
65. Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.
66. Мохначев С.А. Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг // Интеграция образования. – 2007. – № 3-4(48-49Ф). – c. 14-16.
67. Казакова Т.В., Горшкова Л.А. Адаптивность, динамичность, гибкость – главные факторы обеспечения устойчивости организации в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1911-1924. – doi: 10.18334/ce.16.5.114693.
68. Рудычев А.А., Дубровина Т.А., Силаков А.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе сценарного подхода // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5001-5024. – doi: 10.18334/epp.13.11.119768.
69. Рудычев А.А., Зеленский А.А. Повышение конкурентоспособности предприятий промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2006. – № 3. – c. 19-21.
70. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – c. 92 – 102.

Страница обновлена: 12.08.2024 в 21:44:06