Адаптационно-поведенческая клиентоориентированность бизнеса как инструмент управления изменениями

Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Петриченко Г.С.1, Пахиев Р.А.1
1 Кубанский государственный технологический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568272

Аннотация:
Сфера услуг в условиях мобилизационной трансформации национальной экономики под воздействием пережитой пандемии и изменившейся геополитической и геоэкономической ситуации в системе международных отношений оказалась перед выбором рациональных решений, связанных с обеспечением ее эффективного функционирования и устойчивого конкурентного развития в контексте требований по адаптации маркетингового поведения субъектов бизнеса к новой экономической реальности. Развитие рекламно-маркетингового инструментария на новых коммуникационных платформах (с элементами искусственного интеллекта) при усилившемся влиянии мобилизационного фактора сказалось на характере адаптационных процессов в сфере услуг, что способствовало нарастанию структурно-функциональных изменений при построении субъектами бизнес-процессов на этом рынке. Возникла необходимость конструирования рациональных взаимодействий между участниками рынка сферы общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности), учитывающих изменившийся состав и характер факторов, определяющих конкурентоустойчивость ее субъектов в поле усилившегося действия эмоционально-поведенческого дубликатора и маркетингово-эмоционального локатора на процессы инновационных изменений и преобразований внутри самого бизнеса. Актуальность исследования определяется обоснованием необходимости построения таких адаптационных процессов в сфере ресторанного бизнеса, которые в ходе эффективного воплощения им внутреннего потенциала, маркетингово-поведенческой изменчивости, рациональных процессов по ресурсной декомпенсации, а также в результате совершенствования бизнес-модели способствовали бы реализации адекватных вызовам внешнего окружения инновационных изменений в векторе укрепления конкурентоустойчивости субъектов на уровне региональных образований и расширения возможностей национальной экономики в обретении необходимого суверенитета. Целью исследования является разработка модели управления адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта сферы общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности) в интересах укрепления им конкурентных позиций и наращивания экономического роста на этапе мобилизационных изменений. В рамках разработанной модели интегрируется взаимосвязь различных факторов, влияющих на развитие бизнеса и на экономический суверенитет в сфере общественного питания на уровне региональной экономики, что позволяет достигать мотивационной проницаемости субъектов на эффективную имплементацию инновационных изменений в их функционировании и развитии в интересах достижения конкурентоустойчивости бизнеса, повышения лояльности и доверия к нему со стороны потребителей и рыночных партнеров.

Ключевые слова: мобилизационная экономика, ресторанный бизнес, рекламно-маркетинговый инструментарий, ресурсный декомпенсатор, эмоционально-поведенческий дубликатор, поведенческая адаптивность, доверие, имиджустойчивость, адаптационно-поведенческая клиентоориентированность, конкурентоустойчивость

Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-классификация: M21, M31, M39



Введение

Экономика мобилизационного этапа развития России, проявившая себя наиболее отчетливо в результате изменившейся геополитической и геоэкономической обстановки после 2021 г. и последствий пережитой пандемии COVID-19, существенным образом сказалась на развитии торговли, туризма, ресторанного бизнеса, гостеприимства и т.д. [1]. Пандемия нанесла ощутимый ущерб ресторанной отрасли и заставила предпринимателей в этом секторе экономики по-новому посмотреть на архитектуру факторов, определяющих конкурентную устойчивость ресторанного бизнеса и, тем самым, попытаться им изменить свое маркетинговое и иное поведение, принимая во внимание уровень реальной адаптируемости бизнеса, который может определяться такими измерителями, которые отражают, с одной стороны, состояние потребительского спроса, с другой ‒ внутренний ресурс для оптимизации корпоративной стратегии, а с третьей – возможности использования имеющегося инновационного потенциала в ходе инвестиционных процессов [2].

Для конструирования процессов взаимодействия субъектов ресторанного бизнеса с потребителями, партнерами и иными игроками рынка следует выработать понимание того, какими средствами, методами и подходами надо руководствоваться, чтобы, с одной стороны, обеспечивать повышение уровня конкурентоустойчивости бизнеса, с другой ‒ выстраивать эффективным образом маркетингово-коммуникационные поля посредством адаптационных изменений и наращивания адаптационной состоятельности субъектов, а с третьей – интегрировать рациональным образом ресурсы, возможности и внутренний потенциал бизнеса на наиболее полное удовлетворение интересов клиентов во благо экономического роста на уровне территориальных образований и обретения страной технологического суверенитета.

Следует отметить, что выявление экономической природы процессов и явлений, возникающих в ходе функционирования и развития национальной экономики в режиме ее мобилизационной трансформации, а также систематизация содержательных характеристик мотивационно-поведенческих факторов, сдерживающих инновационные изменения в различных отраслевых сферах российского народного хозяйства в векторе обретения страной технологического и экономического суверенитета, напрямую связаны с раскрытием сути тех категорий и понятий, на которые могут и должны опираться адаптационные преобразования в бизнесе и во власти на этапе мобилизационной ориентации социально-экономической системы в целом. Авторами уделено особое внимание именно таким категориям и понятиям, которые определяют результативность усилий бизнеса, власти и человеческого ресурса в воплощении установок мобилизационного этапа изменений. Наиболее значимыми категориями в процессах таких изменений выступают «конкурентная устойчивость» и «адаптивность» (применительно к бизнесу, власти и трудовому ресурсу).

Можно выделить некоторый перечень подходов к пониманию конкурентоустойчивости [62] и адаптивности бизнеса, сформированных учеными, которые раскрывают в той или иной мере суть обозначенных понятий. Эти подходы отражены в следующих научных публикациях (табл. 1)

Таблица 1

Подходы к пониманию конкурентоустойчивости и адаптивности бизнеса

в публикациях отечественных и зарубежных ученых

Наименование
подхода
Ученые, раскрывающие сущность ключевых понятий в рамках тех или иных подходов
1. Стратегический
Фатхутдинов Р.А. (2020) [20]; Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. (2016) [4]; Полуянова Н.В. (2014) [5], Дорошенко Ю.А. (2013) [6]
2. Ресурсный подход
Рачек Л. Р. (2009) [7], Богданова Е.Н. (2015) [8], Чахарбаги К. (Chaharbaghi K.), Линч Р. (Lynch R.) (1999) [9], Барни Дж. Б., (Barney J. B.), Кларк Д.Н. (Clark D.N.) (2007) [10]
3. Маркетинговый подход
Чернега В. В. (2008) [11], Щепакин М.Б. (2023) [12]
4. Системный подход
Фионин В. В. (2004) [13], Максименко И.А. (2020) [14], Щепакин М.Б. (2024) [15]
5.Комплексный (интеграцион-ный) подход
Сімех Ю. А. (2009) [16], Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. (2015) [17], Емельянова И.Ф. (2019) [18], Путятина Л.М., Шароватов С.В. (2013) [19], Черкасов М.Н. (2016) [20], Максименко И.А. (2022) [21]
6.Компаративный (сравнитель-ный) подход
Долгов Д. И. (2015) [22], Тридiд О.М. (2003) [23]
7.Структурно-логический подход
Емельянова И.Ф. (2020) [24], Дикань В.Л. (1995) [25], Симех Ю.А. (2007) [26], Черная М.В. (2009) [27]
8. Финансово-экономический подход
Путятин А.Е. (2000) [28], Беспалько В.А., Григорьева Е.А., Долбня Н.В. (2016) [29]
9. Маркетингово-поведенчес-кий подход
Шальнова О.А. (2009) [30], Барыгина О.Н. (2009) [31], Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. (2024) [32]
10.Функционально-управленческий подход
Кобец С.П. (2014) [33], Малёв В.А. (2007) [34]
11. Динамический подход
Алексеев С.Б. (2019) [35], Тумаков Е.А. (2019) [36], Аржакова Н.В. (2004) [37], Воронов Д.С. [70]
12. Адаптационный подход
Алутина Е.В. (2016) [38], Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. (2019) [39], Кузнецова Н.А., Пукач Г.В. (2019) [40], Паничкина М.В., Масыч М.А. (2016) [41], Щепакин М.Б. (2023) [42], Хандамова Э.Ф. (2024) [43], Туменова С.А. (2022) [44], Казакова Т.В. и Горшкова Л.А. [67]
13. Статичный подход
Мохначев С.А. [66]; Рудычев А.А, Дубровина Т.А., Силаков А.В. [68], Зеленский А.А. [69]
Источник: составлено авторами

Важность адаптации проявляется в способности компаний быстро принимать решения, изменять стратегии, пересматривать бизнес-модели и операционные процессы. Быстро адаптироваться к новым требованиям рынка могут только те компании, которые способны находиться в режиме постоянных перемен и обладают внутренним потенциалом человекоцентричного ресурса на разработку инновационных решений, адекватных состояниям и вызовам внешнего окружения. Составляющими таких изменений могут быть: инновации и технологическое развитие, гибкость и агильность (авт. – основывается на принципах сотрудничества и партнерства, мониторинга, анализа данных и прогнозирования, постоянного обучения и развития сотрудников). К таким компаниям, которые руководствуются принципами гибкости и адаптивности можно отнести Netflix, Amazon, Airbnb [45]. Адаптационные изменения в системообразующих сегментах экономики и в жизнеобеспечивающих отраслях (и в том числе в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса) должна быть ориентирована на построение системы сбалансированных показателей (ССП, отражающих взаимосвязи факторов, определяющих различные перспективы: финансовые, клиентские, укрепления внутренних бизнес-процессов, обучения и развития, инновационных изменений и социального роста) [46]. Учеными, получившими интересные научные результаты в области адаптивной идентификации состояний субъектов и показателей ее характеризующих, являются следующие: Хакен Г. (1985) [47], Тинякова В.И (2008) [48], Туменова С.А. (2013) [49], Горшкова Л.А. (2022) [50].

Широкий разброс суждений в научном мире и в сфере практического функционирования бизнеса и анализа накопленного опыта построения рациональных рыночных отношений субъектами ресторанного сектора экономики с потребителями и иными агентами рынка позволяет говорить о неоднозначности группировки факторов, влияющих на экономический рост и на развитие всей сферы индустрии гостеприимства (и ресторанного бизнеса, в частности). Важной становится ориентация ресторанного бизнеса на интересы широкого спектра клиентов с запросами разного уровня и характера, реализация которых субъектами должна вестись в режиме адаптации их маркетингового и иного поведения к вызовам рынка и к требованиям обеспечения устойчивого развития не только той или иной конкретной сферы общественного питания, но и социально-экономической системы в целом. Такой подход позволяет «поставить» развитие всей системы общественного питания на рельсы создания благоприятных условий для перехода страны к технологическому и экономическому суверенитету. И человеческому капиталу в этом процессе отводится ключевая роль [65].

Необходимо учитывать научные взгляды различных ученых-исследователей в отношении категориально-понятийного аппарата метатеории управления изменениями, позволяющего формировать интеграционный подход к преобразованиям в развивающемся бизнесе в векторе его маркетингово-поведенческой адаптации при участии власти к турбулентным вызовам разного характера и к требованиям мобилизационной ориентации экономики [51]. Соединяя суждения в области представлений об адаптивности субъектов рынка и о сбалансированной системе показателей, характеризующих различные ее грани, а также в области трактовки понятий и возможностей решения проблем управления конкурентной устойчивостью субъектов, возможным становится построить рациональную модель управления изменениями под задачи мобилизационного этапа трансформации экономики применительно к сфере общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности).

Целью исследования является разработка модели управления адаптационно- поведенческой клиентоориентированностью субъекта сферы оказания услуг (на примере ресторанного бизнеса) в интересах ее экономического роста и конкурентоустойчивости. Методы исследования: метод глубинного интервью, системный подход к толкованию устойчивого развития, метод сравнительного и индексного анализа, метод группировок, экспертных оценок и метод моделирования взаимосвязей. Информационно-эмпирической базой исследования послужили результаты проведенных авторами полевых исследований факторов, определяющих состояние адаптивности бизнеса к новым вызовам, а также различные ресурсы сети Интернет.

На сферу общественного питания и разные виды деятельности в области оказания услуг различной отраслевой специфики оказывают влияние многообразные факторы (внешнего контура воздействий и внутреннего контура воздействий), которые могут быть интегрированы в единое маркетингово-коммуникационное поле субъектов, «подвижное» с позиций его изменчивости и турбулентности реализуемых в нем процессов (трансформирующихся под задачи того или иного этапа развития бизнеса и под требования власти в рамках реализуемых национальных проектов и инновационных программ).

Факторы, влияющие на уровень адаптационно-поведенческой клиентоориентированности субъекта общественного питания (на примере ресторанного бизнеса) и на принятие решений по изменению его функционирования под воздействием мобилизационного фактора, сгруппированы следующим образом:

1. Адаптационно-поведенческий блок: 1.1 ‒ способность субъекта бизнеса адаптироваться к внешним изменениям во внешнеполитической обстановке и к внутренним установкам на развитие территорий; 1.2 ‒ ориентация государственной власти и ее звеньев разного иерархического уровня на обеспечение регулирования в области защиты прав потребителей, поддержки малого и среднего бизнеса, а также в области изменений в системе выстраиваемых коммуникаций и контроля за адаптационными процессами; 1.3. ‒ реагирование бизнеса на установки, связанные с реализацией норм и ценностей при построении рациональных моделей поведения субъектов в новой экономической реальности; мотивационно-поведенческая проницаемость субъекта к удовлетворению потребностей клиентов в условиях изменяющегося влияния экономических факторов; 1.4 ‒ нацеленность субъекта на принятие решений по развитию бизнеса на основе интересов по накоплению репутационного капитала территории;

1.5 ‒ уровень рекламно-информационного и инструментарно-методического сопровождения для принятия решений по обеспечению роста лояльности потребителей.

2. Экономико-финансовый блок: 2.1 ‒ уровень реальных доходов населения и его покупательская способность; 2.2 ‒ состояние материально-технической базы субъекта и его логистические возможности для удовлетворения изменяющихся потребностей клиентов; 2 .3 ‒ состояние финансовой обеспеченности малого и среднего бизнеса для решения задач развития системы гостеприимства и туризма; 2.4 ‒ состояние совокупности факторов, влияющих на конкурентоспособность субъекта общественного питания (качество услуг, цены на услуги, уровень квалификации, технологический уровень производства продукции, насыщенность рынка и др.).

3. Ресурсообеспечивающий блок: 3.1 ‒ уровень информационно-коммуникационного диджиталобеспечивающего сопровождения предоставления услуг; 3.2 ‒ энергообеспечение инновационных проектов и функционирования бизнеса в контексте решаемых проблем импортозамещения; 3.3 ‒ уровень профессиональной квалификации персонала и его личных качеств и лояльности к компании; 3.4 ‒ состояние барьеров социокультурных взаимодействий в полиэтнической среде, определяющей логические, ментальные, языковые и психологические различия субъектов отношений в процессе осуществления оказания услуг.

4. Социально-ориентированный блок: 4.1 ‒ ориентация бизнеса и персонала на соблюдение экологических норм и требований к поддержанию здоровья граждан и сохранению качественного состояния внешней среды; 4.2 ‒ влияние социально-демографической компоненты на уровень восприятия оказываемых услуг (пол, возраст, образование, доход, род занятий, регион проживания, состав семьи, социальная группа и др.); 4.3 ‒ уровень сопутствующего сопровождения предоставляемых услуг (транспортного, интеллектуально-информационного, музыкального, по доставке блюд и др.); 4.4 ‒ способность субъекта и его персонала к предоставлению услуг по форматам предоставляемых блюд различных национальных кухонь и продуктовых новаций.

5. Рекламно-маркетинговый блок: 5.1 ‒ состояние рекламно-маркетингового инструментария, вовлекаемого бизнесом для повышения лояльности клиентов, и его мотивационная направленность; 5.2 ‒ уровень поведенческой достаточности в действиях персонала для получения позитивных откликов потребителей и роста доверия их к субъекту бизнеса; 5.3 ‒ состояние поведенческой адаптивности бизнеса общественного питания к требованиям обеспечения необходимого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности; 5.4 ‒ ориентация бизнеса на формирование необходимого уровня имиджустойчивости и брендосостоятельности; 5.5 ‒ информационно-коммуникационная поддержка обеспечения взаимодействий бизнеса, потенциальных клиентов и партнеров.

Рисунок 1 ‒ Управление адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания

Обозначения: 1 – поведенческая эмотивность; 2 – отклик потребителей на рекламно-маркетинговые воздействия бизнеса; 3 – отражение влияния адаптационно-поведенческих факторов в инструментарно-методическом обеспечении управления развитием бизнеса; 4 ‒ коммуникационные воздействия субъектов рынка на разработчиков инновационных решений; 5 – разработчики инновационных проектов; 6 – инфраструктурный компонент; 7 – сигналы нейромаркетингового происхождения, исходящие от потребителя; 8 – категории рейтинга субъекта ресторанного бизнеса; 9 ‒ тиражирование поведенческих шагов от субъектов ресторанного бизнеса; 10 – сигналы воздействия субъектов на принятие решений по развитию бизнеса; ЭПД ‒ эмоционально-поведенческий дубликатор.

составлено авторами

Нами разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания (рисунок 1), в рамках которой учтены обозначенные выше факторы и реализованы системно различные подходы к укреплению конкурентоустойчивости и маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса к новым условиям на этапе мобилизационных преобразований. Инновационный фактор находит свое отражение во многих составляющих выстраиваемых бизнес-процессов, видоизменяя используемый маркетинговый, рекламный, психологический, поведенческий и иной инструментарий, исходя из имеющихся ресурсов и обозначаемых собственниками и властью реперных установок на изменения. Ориентируясь на это, субъекты ресторанного бизнеса должны формировать рекламно-маркетинговый инструментарий [63, 64] с учетом новых тенденций и возможностей их использования в традиционных и онлайн-форматах ( в том числе с обширным охватом социальных сетей в интернете) для воздействий на всех участников рынка общественного питания (и потребителей, и клиентов, и партнеров, и инвесторов, и посредников и иных агентов, обеспечивающих сопровождение бизнеса по оказанию услуг разного характера).

Критерии для формирования рейтинга в ресторанном бизнесе (ассортимент кулинарной продукции, качество услуг, техническая оснащенность, методы и формы обслуживания, время и условия обслуживания потребителей, уровень квалификации персонала, обеспечение безопасности и здоровья потребителей, удобство подъездных путей, благоустройство территории, архитектурно-планировочные решения, стилевое единство интерьера, отзывы и др.) определяют восприятие воздействий субъектов этого рынка на ответные реакции потенциальных клиентов (потребителей) в отношении выбора того или иного ресторанаВажным элементом разработанной модели является информационно-манипуляционное поле, в котором формируются сигналы того или иного характера для воздействий на сознание потребителей и других рыночных агентов, вовлекаемых для сотрудничества и обслуживания различных составляющих деятельности ресторанного бизнеса (технического, ремонтного, дизайнерского и др.).

Нами проведена пилотная оценка структуры категорий рейтинга субъектов [52, c.140] ресторанного бизнеса в наиболее общем виде, показавшая следующие результаты: справедливая цена – 10% , забота о клиентах – 16%, внимательное обслуживание – 13%, качество – 33% , компетентность – 28%. Ресурсная компенсация в условиях действия мобилизационного фактора ориентирована на построение рациональных адаптационных процессов в ведении бизнеса и удовлетворение потребностей клиентов. На маркетингово-поведенческую адаптацию бизнеса оказывает существенное влияние мотивационная проницаемость субъектов на реализуемые инновационные изменения в соответствии с новыми реалиями запросов и потребностей потребителей. Поведенческая достаточность формируется чаще всего под воздействием эмоционально-поведенческого дубликатора [53] и маркетингово-эмоционального локатора [54]. Имеется положительный опыт построения российским бизнесом своих собственных бизнес-моделей [55, 56], которые расширяют спектр форматов адаптационных процессов и оказывают существенное влияние на внутренний потенциал бизнеса и сущностное воплощение принимаемых креативных решений, формируемых или самим бизнесом, или разработчиками инновационных проектов. Инструментарно-методическое обеспечение позволяет определять состояние бизнеса в контексте его адаптационно-поведенческой клиентоориентированности и обозначать те слабые места, которые требуют к себе пристального внимания для снижения их негативного влияния на результативность функционирования бизнеса и перспективы его экономического роста. Лояльность, формируемая инструментами нейромаркетинга [52] способствует повышению имиджустойчивости бизнеса и, в конечном счете, оказывает существенное влияние на доверие потребителей, выступающее индикатором эффективности всей совокупности рекламно-маркетинговых и иных воздействий субъектов бизнеса на целевые сегменты потребителей. Имиджустойчивость бизнеса в сфере ресторанных услуг определяется состоянием брендинга [57] в системе управления бизнесом и позицией самого бренда [58-61], формируемого в сознании потребителя в ходе адаптационных изменений в маркетинговых и поведенческих реакциях субъектов и их персонала на внешние воздействия и внутренние отклики работников в результате трансформации стратегических решений по развитию бизнес-процессов. Предлагаемая модель посредством активизации действия различных рычагов, включаемых для укрепления адаптационно-поведенческой клиентоориентированности, настраивается на повышение конкурентоустойчивости бизнеса и укрепление его позиций на уровне региональной экономики в интересах обретения страной экономического суверенитета.

Заключение.

1. Бизнес на этапе мобилизационной ориентации экономики становится площадкой для реализации новых возможностей (ресурсных, креативных, интеллектуально-созидательных, маркетинговых, поведенческих, инновационных) субъектов общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности), возникающих в условиях турбулентности внешнего окружения и изменения запросов и потребностей потребителей разных целевых аудиторий, в векторе укрепления ими конкурентоустойчивости и создания ими условий для активизации деятельности смежных с этой сферой отраслей по производству импортозамещающей продукции (технологического оборудования, продукции пищевой промышленности) и видов деятельности по оказанию услуг в индустрии гостеприимства. Цифровизация экономики способствует формированию благоприятных условий для конструирования новых маркетингово-коммуникационных платформ с расширяющимся диджитал-инструментарием в сфере общественного питания для усиления воздействия бизнеса на рациональное воплощение адаптационных бизнес-процессов и реализацию структурно-функциональных изменений на этом изменяющемся рынке.

2. Маркетинго-поведенческая адаптация бизнеса в сфере услуг (и ресторанного бизнеса, в частности), ориентированного на укрепление его конкурентных позиций в условиях действия мобилизационного фактора, предполагает активизацию, с одной стороны, поведенческой эмотивности потребителей, с другой – расширение зоны действия ресурсного декомпенсатора для придания инновационных процессам конструктивного воплощения на отечественном инвестиционном ландшафте с закреплением российских традиций в широком спектре индустрии услуг (общественного питания, медицинского обслуживания, санаторно-курортных услуг, гостеприимства, туризма и др.), с третьей – повышение мотивационной проницаемости на инновационные изменениями посредством вовлечения на взаимовыгодных условиях многих участников отношений (в том числе и субъектов из сопряженных с ним системообразующих отраслей на уровне региональных образований), вовлекаемых в циклы создания новых стоимостей (и в сфере услуг, и при разработке новых товаров, и при реализации высокотехнологичных проектов) под воздействием мобилизационного фактора и необходимости укрепления конкурентоустойчивости и суверенности национальной экономики.

3. Разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориенти-рованностью субъекта сферы услуг (на примере ресторанного бизнеса), в которой обозначена взаимосвязь и взаимовлияние разных групп факторов. Модель позволяет формировать, принимать и реализовывать рациональные решения по завоеванию субъектами ресторанного бизнеса выгодных конкурентных позиций и по наращиванию экономического роста на этапе мобилизационных изменений, когда значимость доверия, лояльности и имиджустойчивости бизнеса обретает, с одной стороны, свойства реального рычага для укрепления конкурентоустойчивости субъектов на уровне территориального образования в обозначенной сфере, а с другой ‒ свойства катализатора бизнес-процессов на своем функционально-иерархическом, а также отраслевом и межотраслевом уровнях, способствуя обретению страной в целом экономического суверенитета.


Источники:

1. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
2. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2000. – 312 c.
4. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. Конкурентоустойчивость хозяйствующих субъектов сферы исследований и разработок: сущность и основные элементы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. – 2016. – № 4. – c. 37-42. – doi: 10.18323/2221-5689-2016-4-37-42.
5. Полуянова Н.В. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия промышленности строительных материалов. / дисс. … канд. экон наук. - Белгород: БГТУ, 2014. – 230 c.
6. Дорошенко Ю.А., Полуянова Н.В. Анализ влияния факторов конкурентной устойчивости на предприятии промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 6. – c. 117-120.
7. Рачек Л. Р. Управление конкурентной устойчивостью предприятий машиностроения на основе добавленной ценности. / специальность 08.00.05: автореф.,.. канд. экон. наук. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2009. – 23 c.
8. Богданова Е.Н. Управление конкурентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 4. – c. 53-59. – doi: 10.18384/2310-6646-2015-4-53-59.
9. Chaharbaghi K., Lynch R. Sustainable competitive advantage: towards a dynamic resource-based strategy // Management Decision. – 2012. – № 1. – p. 45-50. – doi: 10.1108/00251749910252012.
10. Barney J. B., Clark D.N. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. / In book: Resource-Based Theory., 2007. – 49-75 p.
11. Чернега В. В. Конкурентостійкість підприємств та механізми її забезпечення. / монографія / В.В. Чернега. - К.: ІПК ДСЗУ, 2008. – 235 c.
12. Щепакин М.Б. Кумулятивный драйвер инновационного развития пищевой промышленности в регионе в условиях действия мобилизационного фактора // Известия вузов. Пищевая технология. – 2023. – № 2-3 (392). – c. 112-122. – doi: 10.26297/0579-3009.2023.2-3.18.
13. Фионин В. В. Организационно-экономические основы управления конкурентоустойчивостью предприятия: на примере промышленных предприятий. / специальность 08.00.05: автореф.,.. кандидата экон. наук. - Самара: Сам. гос. эконом. акад., 2004. – 23 c.
14. Максименко И.А. Систематизация подходов к пониманию дефиниции «конкурентная устойчивость» // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 160-165. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.
15. Щепакин М.Б. Инновационный трансформер как инструмент многомерного экономико-технологического преобразователя системного уровня // Известия вузов. Пищевая технология. – 2024. – № 1(395). – c. 134-144. – doi: 10.26297/0579-3009.2024.1.22.
16. Сімех Ю. А. Оцінювання конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі. / 08.00.04: автореф. … канд. економ. наук. - Харків: Харківський державний університет харчування та торгівлі, 2009. – 18 c.
17. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Конкурентоустойчивость – комплексная характеристика устойчивого функционирования промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 2. – c. 458-460.
18. Емельянова И.Ф. Сравнительный анализ понятий «конкурентоспособность» и «конкурентная устойчивость» предприятий // Вести автомобильно-дорожного института. – 2019. – № 3(31). – c. 61-69.
19. Путятина Л.М., Шароватов С.В. Комплексный подход к оценке конкурентной устойчивости предприятия // Экономика в промышленности. – 2013. – № 1. – c. 50-52.
20. Черкасов М.Н., Шароватов С.В. Формирование концепции «конкурентной устойчивости предприятия» // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 14. – c. 161-165.
21. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
22. Долгов Д. И. Направления управления конкурентоспособностью продукции вагоностроительных предприятий в рамках повышения ее конкурентоустойчивости // Общество: политика, экономика, право. – 2015. – № 3. – c. 26-30.
23. Тридiд О.М. Стратегiя рoзвиткy підприємства в умовах кризи. / автореф. дисс. …. д-ра екон. наук: 08.06.01. - Донецьк, 2003. – 31 c.
24. Емельянова И.Ф. Основные понятия теории конкурентоспособности предприятия: сущность, характер взаимосвязей, место в системе конкурентных отношений // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2020. – № 1. – c. 72-81.
25. Дикань В.Л. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятия. / монография. - Харьков: Основа, 1995. – 160 c.
26. Симех Ю.А. Определение понятия конкурентоустойчивости предприятия // Вестник международного славянского университета. Серия: Экономические науки. – 2007. – № 1. – c. 12-16.
27. Черная М.В. Взаимосвязь основных понятий конкурентоспособности // Вестник Сумского государственного университета. Серия: Экономика. – 2009. – № 2. – c. 186-191.
28. Путятин А.Е. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия. / дисс. ….. канд. экон. наук: 08..00.05. - М., 2000. – 216 c.
29. Беспалько В.А., Григорьева Е.А., Долбня Н.В. Конкурентная устойчивость как приоритет системы управления конкурентоспособностью современного предприятия // Экономика устойчивого развития. – 2016. – № 2. – c. 16-25.
30. Шальнова О.А. Формирование потребительской лояльности специализированному магазину. / автореф. дисс. … канд. экон наук: 08.00.05. - М., 2009. – 18 c.
31. Барыгина О.Н. Реализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг. / 08.00.05: автореф. дисс. …. канд. экон. наук. - Тольятти: Поволжский государственный университет, 2009. – 23 c.
32. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 503-526. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.
33. Кобец С.П. Конкурентная устойчивость промышленного предприятия: управленческий аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – № 2. – c. 29-31.
34. Малёв В.А. Обеспечение организационно-функциональной устойчивости предприятия в конкурентной среде. / автореф. дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2007. – 23 c.
35. Алексеев С.Б. Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследований. – 2019. – № 2(14). – c. 28-34.
36. Тумаков Е.А. Формирование конкурентной устойчивости торгового предприятия в условиях кризиса. / 08.00.05: автореф. дисс. … канд экон наук. - Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли, 2019. – 24 c.
37. Аржакова Н.В. Модели анализа динамической устойчивости конкурентных отношений в рыночных экономических системах. / спец. 05.13.10: автореф. … канд. техн. наук. - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2004. – 20 c.
38. Алутина Е.В. Особенности обеспечения устойчивости предприятий // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 5(23). – c. 217-221.
39. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Методика оценки уровня адаптации деятельности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4(49). – c. 90-100.
40. Кузнецова Н.А., Пукач Г.В., Пукач А.М. Проблемы адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1363-1370. – doi: 10.18334/eo.9.2.40800.
41. Паничкина М.В., Масыч М.А. Развитие механизмов адаптации субъектов среднего малого предпринимательства в условиях неопределенности и повышенного риска // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – c. 678-682.
42. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 309-333. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
43. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Жаманкулова Д.С. Развитие коммуникационных сетей в условиях маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1025-1042. – doi: 10.18334/epp.14.4.120665.
44. Туменова С.А. Адаптивная устойчивость экономических систем: факторы и условия обеспечения роста // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2409-2420. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.
45. Адаптация к рыночным изменениям в бизнесе: истории успеха от бизнес-лидеров. Networking Camp. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://networking.camp/useful/advice/adaptation (дата обращения: 08.07.2024).
46. Дрок Т.Е., Шапарь Д.С. Система сбалансированных показателей как инструмент управления предприятиями агропромышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 673-688. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100927.
47. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. – 424 c.
48. Тинякова В.И. Адаптивно-рациональное прогнозирование экономических процессов: теоретические основы и прикладные аспекты. / 08.00.13: автореф. дисс. … докт. экон. наук. - СПб, 2008. – 40 c.
49. Туменова С. А. Адаптивная устойчивость экономических систем в условиях неопределенности // Устойчивое развитие: Проблемы, концепции, модели: Материалы международного симпозиума, посвященного 20-летию КБНЦ РАН. – Нальчик: КБНЦ РАН. Нальчик, 2013. – c. 290-294.
50. Казакова Т.В., Горшкова Л.А. Адаптивность, динамичность, гибкость – главные факторы обеспечения устойчивости организации в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1911-1924. – doi: 10.18334/ce.16.5.114693.
51. Щепакин М.Б. К дискурсу о развитии теории управления изменениями в условиях мобилизационной ориентации экономики // Journal of Economic Regulation. – 2024. – № 15(1). – c. 89-104. – doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.089-104.
52. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. / пер с англ. В. Рубинчик. – 2-е изд. - Минск: Попурри, 2015. – 336 c.
53. Щепакин М.Б. Мозаичный эмоционально-поведенческий дубликатор в адаптационном управлении развитием бизнеса в его мобилизационном формате // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 367-388. – doi: 10.18334/lim.10.2.117663.
54. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда – конструктор инновационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 1. – c. 107-113. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.
55. Селезнева А. И. Трансформация бизнес-моделей российских компаний в условиях интернационализации и институциональных изменений // Российский журнал менеджмента. – 2022. – № 20 (3). – c. 385–412. – doi: 10.21638/spbu18.2022.304.
56. Костин К.Б., Евдокимова Х.В. Выбор оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2611-2632. – doi: 10.18334/epp.13.8.117879.
57. Рожков И.Я. От брендинга к бренд-билдингу. / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмеришкин. - М.: Гелла-принт, 2004. – 320 c.
58. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 929-956. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
59. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Имиджевый резонатор субъекта в обеспечении экономического роста бизнеса в условиях турбулентности маркетингово-манипуляционных воздействий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4211-4236. – doi: 10.18334/epp.13.10.119036.
60. Щепакин М.Б. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / онография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин; Под ред. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
61. Хандамова Э.Ф. Бренд как инструмент управления маркетинговым поведением субъекта в условиях структурной модернизации производственной сферы // Креативная экономика. – 2019. – № 7. – c. 1357-1378. – doi: 10.18334/rp.20.4.40625.
62. Максименко И. А. Систематизация подходов к пониманию дефиниции «конкурентная устойчивость» // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 160–165. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.
63. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия вузов. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112-120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
64. Щепакин М.Б., Соболь А.В. К развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 2005-2026. – doi: 10.18334/epp.11.8.113119.
65. Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.
66. Мохначев С.А. Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг // Интеграция образования. – 2007. – № 3-4(48-49Ф). – c. 14-16.
67. Казакова Т.В., Горшкова Л.А. Адаптивность, динамичность, гибкость – главные факторы обеспечения устойчивости организации в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1911-1924. – doi: 10.18334/ce.16.5.114693.
68. Рудычев А.А., Дубровина Т.А., Силаков А.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе сценарного подхода // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5001-5024. – doi: 10.18334/epp.13.11.119768.
69. Рудычев А.А., Зеленский А.А. Повышение конкурентоспособности предприятий промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2006. – № 3. – c. 19-21.
70. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – c. 92 – 102.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 17:38:42

 

 

Adaptive behavioral customer orientation of the business as a change management tool

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S., Pakhiev R.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 7 (July 2024)

Citation:

Abstract:
In the context of the mobilization transformation of the national economy under the influence of the pandemic and the changed geopolitical and geo-economic situation in the system of international relations, the service sector faced the choice of rational solutions related to ensuring its effectiveness and sustainable competitive development in the context of the requirements for adapting the marketing behavior of business entities to the new economic reality. The development of advertising and marketing tools on new communication platforms (with elements of artificial intelligence) with the increased influence of the mobilization factor affected the nature of adaptation processes in the service sector, which contributed to the growth of structural and functional changes in business processes of entities of this market. There was a need to design rational interactions between market participants in the catering sector (and the restaurant business, in particular), taking into account the changed composition and nature of the factors determining the competitiveness of its entities in the field of increased action of an emotional-behavioral duplicator and a marketing-emotional locator on the processes of innovative changes and transformations within the business itself. The relevance of the study is determined by the justification of the need to build such adaptation processes in restaurant business, which, in the course of effective implementation of their internal potential, marketing and behavioral variability, rational processes for resource decompensation, and as a result of improving the business model, would contribute to the implementation of innovative changes adequate to the challenges of the external environment in the vector of strengthening the competitiveness of the regional business entities and expanding the capabilities of the national economy in gaining the necessary sovereignty. The study was aimed at developing a model for managing the adaptive behavioral customer orientation of a public catering company (and, in particular, the restaurant business) in order to strengthen its competitive position and increase economic growth at the stage of mobilization changes. Within the framework of the developed model, the interrelation of various factors influencing business development and economic sovereignty in public catering at the regional level is integrated. This makes it possible to achieve motivational permeability of entities to effectively implement innovative changes in their activity and development in order to achieve business competitiveness, increase consumer and market partner loyalty. Funding: The article was prepared with the financial of the Russian National Fund, grant No. 24-28-00223 \\\"Marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the mobilization orientation of the economy\\\"

Keywords: mobilization economy, restaurant business, advertising and marketing tool, resource decompensator, emotional and behavioral duplicator, behavioral adaptability, trust, image stability, adaptive and behavioral customer orientation, competitiveness

Funding:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-classification: M21, M31, M39