Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики
Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Петриченко Г.С.1
1 ФГБОУ ВО «КубГТУ»
Скачать PDF | Загрузок: 47
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903429
Аннотация:
Рассмотрено влияние отдельных составляющих в жизнедеятельности российского общества на процесс инновационных изменений, определяемых действием мобилизационного фактора. Указано на необходимость повышения инновационной активности бизнеса и его человекоцентричного ресурса посредством накопления человеческого капитала и включения его при под-держке государства и власти в преобразовательные процессы в системообра-зующих и смежных с ними отраслевых сферах региональных экономик и соци-ально-экономической системы в целом. Систематизированы причины иннова-ционного сдерживания адаптационных процессов в промышленно-производственном сегменте экономики в условиях ее мобилизационной ориен-тации. Расширен категориально-понятийный аппарат в области маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса, раскрывающий природу процессов и явлений, протекающих в ходе мобилизационного формата инновационных изменений, ориентированных на достижение российской социально-экономической системой экономического и технологического суверенитета. Проведено иссле-дование факторов, влияющих на изменение маркетингово-поведенческой адап-тивности субъектов хозяйствования в условиях мобилизационного формата из-менений. Предложена модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной экономики в формате реализации рациональных инновационных решений, интегрирующих взаимосвязи и взаимовлияние опре-деляющих факторов на обеспечение экономического роста и достижение кон-курентоустойчивости в ее развитии
Ключевые слова: мобилизационная экономика, маркетингово-поведенческая адаптивность, человеческий капитал, мобилизационно-инновационная проницаемость, инновационные преобразования, ресурсная компенсаторность, поведенческий демпфер, мотивационно-коммуникационный иммунитет, диверсификационная пирамида, экономический суверенитет
Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»
JEL-классификация: E24, J24, O15
Источники:
2. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
3. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 309-333. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
4. Соболь Т.С., Шарай А.И. Современное состояние экономики России в усвлоиях санкций и перспективы ее развития // Вестник Московского универ-ситета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2023. – № 1 (44). – c. 7-15.
5. Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Развитие инновационных промышленных проектов как стратегия импортозамещения // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 2(63). – c. 50–54. – doi: 10.25683/VOLBI.2023.63.594.
6. Dodgson M., Gann D. M., Salter A. The Management of Technological Innova-tion: Strategy and Practic. - OUP Oxford, 2008. – 408 p.
7. Utterback James M. Innovation in Industry and the Diffusion of Technology // Science. – 1974. – № 83(4125). – p. 620. – doi: 10.1126/science.183.4125.620.
8. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. - NewYork: Free Press, 2003. – 576 p.
9. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационным кластером. / монография. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. – 148 c.
10. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
11. Щепакин М.Б. Кумулятивный драйвер инновационного развития пище-вой промышленности в регионе в условиях действия мобилизационного фактора // Известия вузов. Пищевая технология. – 2023. – № 2-3 (392). – c. 112-122. – doi: 10.26297/0579-3009.2023.2-3.18.
12. Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.
13. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. / First Edition. - N.Y.: ColumbiaUniversityPress, 1964.
14. Кокуйцева Т.В., Шиманский А.А Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 233-248. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.
15. Jacob M. Human capital and economic growth // Economics of Education Review. – 1984. – № 3 (3). – p. 195-205.
16. Barro R.J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study // Nation Bureau of Economic Research.MIT Press Books, MIT Press. – 1996. – № 0262522543. – doi: 10.3386/w5698.
17. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Mon-etary Economics. – 1988. – № 1. – p. 3-42.
18. Davidsson P., Honig B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing. – 2003. – № 18(3). – p. 301-331.
19. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // The American Economic Review. – 1966. – № 56(1-2). – p. 69-75.
20. Hatch N. W., Dyer J. H. Human capital and learning as a source of sustaina-ble competitive advantage // Strategic Management Journal. – 2004. – № 25(12). – p. 1155-1178.
21. Национальная идея России: что это такое и зачем она нужна. Парламентская газета. – 2018 (22 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/nacionalnaya-ideya-rossii-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html (дата обращения: 03.01.2024).
22. Путин В. Запас прочности экономики РФ достаточный, чтобы идти вперед. OLD-PRESS.ru. – 2023 (14 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://old-press.ru/pressarazdels29.html (дата обращения: 02.01.2024).
23. Чего добилась Россия за 2023 год. Нам есть чем гордиться!. YouTube. –2023 (31 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/13970546565652561094? (дата обращения: 02.02.2024).
24. Патрушев Н. К чему призвал готовиться глав регионов и руководителей фе-деральных органов секретарь Совбеза РФ?. SakhaNews. ‒ 2023 17 ноября). [Электронный ресурс]. URL: https://1sn.ru/k-cemu-prizval-gotovitsya-glav-regionov-i-rukovoditelei-federalnyx-organov-sekretar-sovbeza-rf (дата обращения: 10.03.2024).
25. Каптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). / 2-е изд. - М.: Издательство «Академия», Иркутск: РИЦ ГП «Облин-формпечать», 2000. – 460 c.
26. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития. / монография / Г.Б. Клейнер; предисл. акад. В.Л. Макарова. - М.: Издательский дом «Научная биб-лиотека», 2021. – 746 c.
27. Иншаков О.В., Степочкина Е.А. Рутина и новация: институциональный, организационный и эволюционный аспекты взаимодействия. - Волгоград: ВолГУ, 2003. – 60 c.
28. Kleiner G. От теории предприятия к теории стратегического управления // Russian Management Journal. – 2003. – № 1. – p. 31-56.
29. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» − ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 61-86. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111623.
30. Измайлова М. А. Устойчивое развитие как новая составляющая корпоративной социальной ответственности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2021. – № 2. – c. 100–113.
31. Savitz A.W., Weber K. Talent, Transformation, and the Triple Bottom Line: How Companies Can Leverage Human Resources to Achieve Sustainable Growth. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2013. – 416 p.
32. Savitz A.W., Weber K. Talent, Transformation, and the Triple Bottom Line: How Companies Can Leverage Human Resources to Achieve Sustainable Growth. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2013. – 416 p.
33. Родионов В.Г. Современный социально-экономический кризис как бифуркация нелинейной динамической системы // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 3-12.
34. Шестакова Е.В. Самоорганизующиеся социально-экономические системы: теория, методология, механизмы. - М.: Креативная экономика, 2016. – 354 c.
35. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и пред-принимательство. – 2016. – № 11-3(76-3). – c. 667-675.
36. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
37. Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Com-petitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. – 2018. – № 5. – p. 865–876.
38. Денисова И. В. Уточнение понятия «диверсификация» // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 6.
39. Gort M. Introduction to "Diversification and Integration in American Industry". National Bureau of Economic Research. 1962. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/books/gort62-1 (дата обращения: 13.03.2024).
40. RumeltR.P. Diversification strategy and profitability // Strategic Manage-ment Journal, Wiley Blackwel. – 1982. – № 3(4). – p. 359-369.
41. МаштаковА.И., ЩепакинМ.Б.,Облогин М.В. Диверсификация как инстру-мент управления устойчивым развитием бизнеса в региональной экономике // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-1(77-1). – c. 410-417.
42. Трысячный В.И. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 344 c.
43. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
44. Hatch N. W., Dyer J. Human capital and learning as a source of sustainable com-petitive advantage // Strategic Management Journal. – 2004. – № 25(12). – p. 1155-1178.
45. Milost F. Net value added monetary model for evaluating human capital // European scientific journal. – 2014. – № 1. – p. 1-16.
46. Щепакин М.Б., Щепакина П.М. Модель управления человеческим капиталом в региональной экономике в условиях активизации действия инновационного фактора в формате мобилизационных изменений // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 175-204. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
47. Slavyanov A.S. Intellectual capital in the production function // International Journal. – 2020. – № 12.
48. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
Страница обновлена: 10.09.2025 в 14:40:11
Download PDF | Downloads: 47
Basic model of business marketing and behavioral adaptation to the mobilization economy
Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (April-June 2024)
Abstract:
The influence of individual components in the life of the Russian society on the process of innovative changes determined by the action of the mobilization factor is considered. Currently, there is a need to increase the innovative activity of business and its human-centered resource through the accumulation of human capital and its inclusion, with the support of the state and government, in transformative processes in the system-forming and related sectoral spheres of regional economies and the socio-economic system as a whole.
The reasons for the innovative containment of adaptation processes in the industrial and production segment of the economy in the context of its mobilization orientation are systematized. The categorical and conceptual apparatus in the field of business marketing and behavioral adaptation has been expanded. This apparatus reveals the nature of processes and phenomena occurring in the mobilization format of innovative changes aimed at achieving economic and technological sovereignty of the Russian socio-economic system. The study of the factors influencing the change of business marketing and behavioral adaptability in the conditions of the mobilization format of changes fas been carried out. The model of business marketing and behavioral adaptation to the mobilization economy in the format of implementation of rational innovative solutions, including the interrelations and mutual influence of determining factors to ensure economic growth and achieve competitive sustainability in its development, is proposed.
Keywords: mobilization economy, marketing and behavioral adaptability, human capital, innovative transformation, behavioral damper, motivational and communication immunity, diversification pyramid, economic sovereignty
Funding:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»
JEL-classification: E24, J24, O15
