Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики

Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Петриченко Г.С.1
1 ФГБОУ ВО «КубГТУ»

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 503-526. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.

Аннотация:
Рассмотрено влияние отдельных составляющих в жизнедеятельности российского общества на процесс инновационных изменений, определяемых действием мобилизационного фактора. Указано на необходимость повышения инновационной активности бизнеса и его человекоцентричного ресурса посредством накопления человеческого капитала и включения его при под-держке государства и власти в преобразовательные процессы в системообра-зующих и смежных с ними отраслевых сферах региональных экономик и соци-ально-экономической системы в целом. Систематизированы причины иннова-ционного сдерживания адаптационных процессов в промышленно-производственном сегменте экономики в условиях ее мобилизационной ориен-тации. Расширен категориально-понятийный аппарат в области маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса, раскрывающий природу процессов и явлений, протекающих в ходе мобилизационного формата инновационных изменений, ориентированных на достижение российской социально-экономической системой экономического и технологического суверенитета. Проведено иссле-дование факторов, влияющих на изменение маркетингово-поведенческой адап-тивности субъектов хозяйствования в условиях мобилизационного формата из-менений. Предложена модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной экономики в формате реализации рациональных инновационных решений, интегрирующих взаимосвязи и взаимовлияние опре-деляющих факторов на обеспечение экономического роста и достижение кон-курентоустойчивости в ее развитии

Ключевые слова: мобилизационная экономика, маркетингово-поведенческая адаптивность, человеческий капитал, мобилизационно-инновационная проницаемость, инновационные преобразования, ресурсная компенсаторность, поведенческий демпфер, мотивационно-коммуникационный иммунитет, диверсификационная пирамида, экономический суверенитет

Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-классификация: E24, J24, O15

Источники:

1. Литвиненко В. Что значит для России переход на мобилизационную модель экономики. RG.RU. – 2022 (09 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/06/09/chto-znachit-dlia-rossii-perehod-na-mobilizacionnuiu-model-ekonomiki.html (дата обращения: 08.02.2024).
2. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
3. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 309-333. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
4. Соболь Т.С., Шарай А.И. Современное состояние экономики России в усвлоиях санкций и перспективы ее развития // Вестник Московского универ-ситета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2023. – № 1 (44). – c. 7-15.
5. Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И. Я. Развитие инновационных промышленных проектов как стратегия импортозамещения // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 2(63). – c. 50–54. – doi: 10.25683/VOLBI.2023.63.594.
6. Dodgson M., Gann D. M., Salter A. The Management of Technological Innova-tion: Strategy and Practic. - OUP Oxford, 2008. – 408 p.
7. Utterback James M. Innovation in Industry and the Diffusion of Technology // Science. – 1974. – № 83(4125). – p. 620. – doi: 10.1126/science.183.4125.620.
8. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. - NewYork: Free Press, 2003. – 576 p.
9. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационным кластером. / монография. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. – 148 c.
10. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
11. Щепакин М.Б. Кумулятивный драйвер инновационного развития пище-вой промышленности в регионе в условиях действия мобилизационного фактора // Известия вузов. Пищевая технология. – 2023. – № 2-3 (392). – c. 112-122. – doi: 10.26297/0579-3009.2023.2-3.18.
12. Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.
13. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. / First Edition. - N.Y.: ColumbiaUniversityPress, 1964.
14. Кокуйцева Т.В., Шиманский А.А Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 233-248. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.
15. Jacob M. Human capital and economic growth // Economics of Education Review. – 1984. – № 3 (3). – p. 195-205.
16. Barro R.J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study // Nation Bureau of Economic Research.MIT Press Books, MIT Press. – 1996. – № 0262522543. – doi: 10.3386/w5698.
17. Lucas R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Mon-etary Economics. – 1988. – № 1. – p. 3-42.
18. Davidsson P., Honig B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing. – 2003. – № 18(3). – p. 301-331.
19. Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // The American Economic Review. – 1966. – № 56(1-2). – p. 69-75.
20. Hatch N. W., Dyer J. H. Human capital and learning as a source of sustaina-ble competitive advantage // Strategic Management Journal. – 2004. – № 25(12). – p. 1155-1178.
21. Национальная идея России: что это такое и зачем она нужна. Парламентская газета. – 2018 (22 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/nacionalnaya-ideya-rossii-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html (дата обращения: 03.01.2024).
22. Путин В. Запас прочности экономики РФ достаточный, чтобы идти вперед. OLD-PRESS.ru. – 2023 (14 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://old-press.ru/pressarazdels29.html (дата обращения: 02.01.2024).
23. Чего добилась Россия за 2023 год. Нам есть чем гордиться!. YouTube. –2023 (31 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/13970546565652561094? (дата обращения: 02.02.2024).
24. Патрушев Н. К чему призвал готовиться глав регионов и руководителей фе-деральных органов секретарь Совбеза РФ?. SakhaNews. ‒ 2023 17 ноября). [Электронный ресурс]. URL: https://1sn.ru/k-cemu-prizval-gotovitsya-glav-regionov-i-rukovoditelei-federalnyx-organov-sekretar-sovbeza-rf (дата обращения: 10.03.2024).
25. Каптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). / 2-е изд. - М.: Издательство «Академия», Иркутск: РИЦ ГП «Облин-формпечать», 2000. – 460 c.
26. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития. / монография / Г.Б. Клейнер; предисл. акад. В.Л. Макарова. - М.: Издательский дом «Научная биб-лиотека», 2021. – 746 c.
27. Иншаков О.В., Степочкина Е.А. Рутина и новация: институциональный, организационный и эволюционный аспекты взаимодействия. - Волгоград: ВолГУ, 2003. – 60 c.
28. Kleiner G. От теории предприятия к теории стратегического управления // Russian Management Journal. – 2003. – № 1. – p. 31-56.
29. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» − ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 61-86. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111623.
30. Измайлова М. А. Устойчивое развитие как новая составляющая корпоративной социальной ответственности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2021. – № 2. – c. 100–113.
31. Savitz A.W., Weber K. Talent, Transformation, and the Triple Bottom Line: How Companies Can Leverage Human Resources to Achieve Sustainable Growth. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2013. – 416 p.
32. Savitz A.W., Weber K. Talent, Transformation, and the Triple Bottom Line: How Companies Can Leverage Human Resources to Achieve Sustainable Growth. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2013. – 416 p.
33. Родионов В.Г. Современный социально-экономический кризис как бифуркация нелинейной динамической системы // Креативная экономика. – 2014. – № 12. – c. 3-12.
34. Шестакова Е.В. Самоорганизующиеся социально-экономические системы: теория, методология, механизмы. - М.: Креативная экономика, 2016. – 354 c.
35. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и пред-принимательство. – 2016. – № 11-3(76-3). – c. 667-675.
36. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
37. Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Com-petitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. – 2018. – № 5. – p. 865–876.
38. Денисова И. В. Уточнение понятия «диверсификация» // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 6.
39. Gort M. Introduction to "Diversification and Integration in American Industry". National Bureau of Economic Research. 1962. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/books/gort62-1 (дата обращения: 13.03.2024).
40. RumeltR.P. Diversification strategy and profitability // Strategic Manage-ment Journal, Wiley Blackwel. – 1982. – № 3(4). – p. 359-369.
41. МаштаковА.И., ЩепакинМ.Б.,Облогин М.В. Диверсификация как инстру-мент управления устойчивым развитием бизнеса в региональной экономике // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-1(77-1). – c. 410-417.
42. Трысячный В.И. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 344 c.
43. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
44. Hatch N. W., Dyer J. Human capital and learning as a source of sustainable com-petitive advantage // Strategic Management Journal. – 2004. – № 25(12). – p. 1155-1178.
45. Milost F. Net value added monetary model for evaluating human capital // European scientific journal. – 2014. – № 1. – p. 1-16.
46. Щепакин М.Б., Щепакина П.М. Модель управления человеческим капиталом в региональной экономике в условиях активизации действия инновационного фактора в формате мобилизационных изменений // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 175-204. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
47. Slavyanov A.S. Intellectual capital in the production function // International Journal. – 2020. – № 12.
48. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.

Страница обновлена: 18.06.2024 в 19:54:54