Модель управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики

Щепакин М.Б.1, Ильенкова К.М.2
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Ильенкова К.М. Модель управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 9. – С. 2443-2462. – doi: 10.18334/epp.12.9.116146.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551705
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Обосновывается повышение роли торговли как одного из самых мощных факторов в обеспечении экономического роста в мобилизационной экономике. Аргументируется, что при построении маркетингово-поведенческих моделей управления субъектами розничной торговли надо исходить из состояния настраиваемых мотивационных, коммуникационных, социальных и поведенческих доминаторов субъектов тех отраслей, которые готовы вступать в сбалансированные по интересам партнерские отношения с розничной торговлей, реализуя инновационную стратегию развития посредством маркетингово-ресурсной адаптации бизнеса к вызовам агрессивного внешнего окружения и требованиям потребителей, ориентированных на решение их экзистенциальных проблем и на укрепление социального вектора развития общества в интересах рядового гражданина. Указывается, что реинжиниринг бизнес-процесов должен настраиваться на интеграцию имеющих ресурсов различных отраслевых сфер, на развитие маркетинговых сетей взаимодействующих партнеров в интересах достижения высокой конкурентоспособности национального хозяйства и наращивание социального благополучия. Предложена модель управления развитием розничной торговой сети на основе интеграции ресурсов субъектов различных отраслей, вовлекаемых в интересах осуществления инновационных преобразований разного характера посредством компенсационного маркетинга и расширения использования категорийного менеджмента при формировании ассортиментной политики в торговой сфере. Реализация модели позволяет создавать предпосылки к экономическому росту бизнеса на основе укрепления доверия к нему и к проводимым им преобразованиям, подкрепляемого воздействиями рекламно-маркетингового инструментария в условиях цифровизации коммуникационных взаимодействий.

Ключевые слова: розничная торговля, мобилизационная экономика, маркетингово-ресурсная адаптация, ресурсный круг, эмболизация ресурсных потоков, устойчивое равновесие, ассортиментная политика, категорийный менеджмент, рекламно-маркетинговая активность, инновациионно-технологическая платформа, реинжиниринг бизнес-процессов, доверие, модель управления развитием торговой сферы

JEL-классификация: L26, L81, O31, M31



Введение

Российская экономика на этапе геополитического и геоэкономического противостояния с Западом и в условиях проведения специальной военной операции на Донбассе столкнулась с необходимостью пересмотра своих стратегических ориентиров в структуризации отраслевого построения национальной экономики. До настоящего времени она интегрировалась в мировое хозяйство, осуществляя слабую диверсификацию производственной сферы, ориентируясь в основном на сырьевой экспорт [1, с. 6], что ослабляло ее конкурентные позиции в условиях кризисных процессов и явлений [2] и не соответствовало ее возможностям и потребностям в обеспечении устойчивого экономического роста. Зависимость экономики только от природных ресурсов сдерживает рост конкурентоспособности страны в ее многоаспектном отраслевом воплощении и искажает представление о ней мирового сообщества как об успешно развивающейся социально-экономической системе. Различные исследования подтверждают, что доля природных ресурсов в накоплении национального богатства отрицательно коррелирует с показателями валового объема внутренних инвестиций (в %) к ВВП и уровнем развития производственной и финансовой систем [1, c. 9]. Согласно статистике Федеральной таможенной службы основой российского экспорта в 2021 г. были продукты топливно-энергетического комплекса (54,3%). Рост индекса-дефлятора ВВП (авт. – это коэффициент, который предназначен для пересчета денежных экономических показателей базисного периода к уровню стоимости конкретного периода; отношение номинального ВВП к реальному) (+16,4%) был обусловлен ростом мировых цен на энергоресурсы, а увеличение индекса-дефлятора валовой добавленной стоимости отрасли «оптовая и розничная торговля» (+15,7%) сложилась в основном за счет роста цен оптовой торговли (+20,3%) преимущественно в результате торговли твердым, жидким и газообразным топливом. В частности, доля обрабатывающих производств в российском промышленном производстве в 2007 г. составляла 66%, а в 2017 г. – всего 32,4%. Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП по видам деятельности в 1 кв. 2022 г. составляла 13,4%, а доля оптовой и розничной торговли ‒ 12,4 %. Динамика вклада торговли (оптовой и розничной) в ВВП по годам следующая: 2011 г. – 17,4% , 2012 г. – 16,8%, 2013 – 16,2% 2014 г. – 14.1%, 2015 г. 14,2%, 2016 г. – 13,2 %, 2017 г. – 13,1%, 2018 г. – 12,8 %, 2019 г. – 14,2% 2020 г. – 134,0 %, 2021 г. – 13,0 %. Представленные цифры свидетельствуют об ухудшении состояния торговой сферы по самым разным причинам и обстоятельствам, в том числе и из-за усиления конкурентного давления крупного торгового бизнеса на малый и средний бизнес в интересах вытеснения последних с рынка и концентрации огромных денежных потоков под контролем крупных олигархов и владельцев торговых сетей.

Следует признать, что введение широкого набора западных санкций существенно осложнили рыночное состояние торговой сферы, лишившейся многих товаров, продуктов и услуг, которые ранее охотно приобретались российскими гражданами и закрывали их многие жизненные потребности и запросы. Следует признать, что перекос в потребительском портфеле рядового покупателя объясняется следующим: с одной стороны, определяется тем, что в течение последних тридцати лет были ликвидированы и закрыты самые разные предприятии в широком спектре успешно существовавших отраслевых производств (с 2005 г. было закрыто более 35000 крупных и средних производственных предприятий); они во многом обеспечивали потребительский рынок товарами самого разного назначения; с другой ‒ вызван инерционностью возрождения и развития обрабатывающих производств, усугубляется низкими темпами создания обслуживающих сфер и открытия новых товаропроизводящих предприятий (во всех сегментах потребительского спроса – продуктовом, промышленном, в сфере обслуживании и услуг и т.п.); а с третьей – слабым инструментарно-методическим обеспечением управления функционированием и развитием торговой сферы в условиях мобилизационной экономики, существенной нехваткой инвестиционных ресурсов, отсутствием мотивации субъектов предпринимательства на реализацию деловой активности и их инновационной способности в части создания перспективных, дорогостоящих и долгосрочных проектов (в условиях отстраненности государства от поддержки бизнеса в решении этих проблем).

Торговля, являясь одним из самых мощных факторов экономического роста, выступает значимым работодателем и одним из ключевых доноров ВВП и налоговых поступлений. Кроме того, торговые сети являются важнейшим звеном социально-экономической системы, обеспечивающим необходимый уровень продовольственной и товарной безопасности, а именно, поддерживающим экономическую и физическую доступность населению продовольственных и непродовольственных товаров. Следует признать, что ее состояние существенным образом влияет на социальные и экономические процессы в обществе, которые находятся на этапе «колебательных» кризисных явлений, усиливающихся и ослабевающих под действием различных факторов и обстоятельств, влияющих на конкурентные позиции национальной экономики. Текущее состояние российской экономики определяется нерешенностью целого ряда проблем, порождающих сдерживание ее развития и недостижение желаемого экономического роста и необходимого уровня конкурентоспособности бизнеса в мировом экономическом пространстве. Основные проблемы и некоторые причины их возникновения сводятся к следующим:

а) отсутствие экономической устойчивости в связи с невозможностью опираться на малый и средний бизнес, которые способны мобильно адаптироваться к изменяющимся рыночным вызовам и текущей ситуации, и которые мотивированы на освоение новых технологий и создание фундамента конкурентной национальной экономики [3];

б) преобладание монополий и олигополий крупного бизнеса, оказывающих разрушительное влияние на экономику РФ в интересах накопления личного капитала и присвоения большей части национального дохода;

в) административное давление, постоянно меняющееся и ужесточающее условия ведения бизнеса, подкрепляемое законодательно (выражается в отсутствии четких формулировок в законодательных актах, в высокой степени расширения спектра бюрократических процессов во взаимодействии розничных компаний и государства) [4];

г) нерациональное использование бюджетных средств и высокая степень бюрократизации процессов распределения денежных ресурсов, направляемых на развитие отраслевых сфер экономики;

д) недоиспользование в полной мере возможностей маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к изменениям рыночной ситуации (сопровождается снижением маркетинговой активности бизнеса, ведущее к нарастанию технологического отставания экономики и, как следствие, к снижению конкурентоспособности торговых компаний, девальвации рубля, росту инфляции);

е) технологическая отсталость многих сфер экономики страны по причине отсутствия инвестиций в нужном объеме, утечки капиталов на Запад и слабой мотивированности собственников крупного бизнеса на вложение имеющихся у них средств в создание инновационных отечественных производств;

ж) отсутствие должного кредитования инвестиционной и инновационной деятельности бизнеса со стороны государства, что ведет к замораживанию маркетинговой активности бизнеса во всех сферах экономики, а также неэффективному использованию имеющегося ресурсного потенциала предприятий в связи с отсутствием поддержки со стороны государства; в частности, процентные ставки кредитования бизнеса наиболее крупными банками России (по состоянию на 05.08.2022 г.) колеблются в пределах от 10,75% до 15,5%, что является неприемлемым для создания предпосылок к устойчивому экономическому росту;

и) снижение платежеспособности населения из-за уменьшения реальных доходов граждан и запросов на более качественные товары и услуги;

к) усиление санкционного давления со стороны западных стран, связанное с ограничениями в области внешней торговли и запретом Запада на поставки в Россию высоких технологий в различных отраслевых сферах [5];

л) дисбаланс в отраслевой, производственной и ресурсной подсистемах народного хозяйства, несовершенство государственного и регионального управления развитием отдельных территорий и усиливающееся отставание в экономическом развитии ряда депрессивных регионов РФ [6];

м) низкий уровень инструментарно-методического обеспечения стратегического управления развитием предприятий в различных отраслевых сферах в условиях нестабильности экономики и отказ от включения мотивационно-ресурсного подхода к формированию сбалансированных по интересам субъектов интегрированных коммуникаций [7];

н) несоответствие адаптационного инструментария бизнеса текущим задачам и его ресурсным возможностям в различных сферах экономики, отличающихся своей отраслевой неоднородностью, обеспечивать эффективное импортозамещение и возрождение национальной производственной сферы в интересах укрепления потребительской сферы товарами высокого качества отечественного производства;

о) структурная несостоятельность реструктуризационных процессов [6, 8], протекающих в отечественной экономике в условиях новой экономической реальности.

Мобилизационная экономика предъявляет качественно иные требования к взаимодействию рыночных партнеров разных сфер деятельности. Она требует интеграции ресурсов, имеющихся потенциалов, когнитивно-инновационных возможностей разных участников рынка, синхронизации их маркетингового поведения при воплощении проектов трансформационного характера, затрагивающих структурные преобразования в рамках ограничений по факторам внешнего и внутреннего противодействия. При построении поведенческих моделей субъектов розничной торговли надо исходить из состояния настраиваемых мотивационных, коммуникационных социальных и поведенческих доминаторов субъектов [9] тех отраслей, которые по своему статусу могут быть отнесены или к системообразующим, или к иным отраслевым сферам экономики, которые готовы реализовывать стратегию «Новая модель роста – новая социальная политика», опираясь на вновь создаваемое высокое качество человеческого капитала как ключевого фактора обеспечения экономического роста, отражающего интересы креативного класса и тех слоев общества, которые способны реализовывать «дремлющий» в них потенциал инновационного развития. Устраняя критические препятствия, порождаемые внутренними противоречиями в обществе между стратификационными классами, фокусируя усилия субъектов на инновационном обновлении системообразующих отраслей, а также стимулируя трансформацию сферы торговли и оказания услуг в поле удовлетворения сбалансированных по выгодам интересов взаимодействующих сегментов экономики, возможным становится реализация сценариев оптимальных изменений. Включение разнообразного рекламно-маркетингового инструментария для удержания бизнесом выгодных конкурентных позиций на рынке [10], в том числе и в цифровом пространстве, облегчает построение эффективных коммуникационных полей даже при самых агрессивных воздействиях внешнего окружения. Создавая устойчивое равновесие во взаимодействии ключевых игроков стратегических отраслей экономики и потребительской сферы (в частности, оптовой и розничной торговли), государственный рычаг регулирующих воздействий на бизнес-структуры способен определять горизонты реального маркетингового фронтира для каждой отраслевой сферы на региональном уровне [11], тем самым видоизменяя картину социального благополучия, объективно принимаемую рядовыми гражданами как достигнутый рубеж благополучия.

Текущая ситуация требует изменения маркетингового и иного поведения предприятий и государства, а также применения новых маркетинговых стратегий, адаптируемых к меняющимся потребностям покупателей, учитывающих, с одной стороны, возникновение дефицита и отсутствие доступа к зарубежным товарам и комплектующим на фоне разорванных логистических и производственных цепочек, а с другой – нерешенность задач по импортозамещению, поставленных еще в 2014 г. для выхода из сложившейся ситуации в отношениях с Западом. В рамках разрабатываемых бизнесом маркетинговых стратегий должен формироваться «коммуникационный запас» [12], который определяется способностью субъекта предпринимательства к более полному использованию внутренних ресурсов, а именно: а) трудовых – с их инновационной способностью к изменениям; б) материальных – с их возможностью полного ресурсопокрытия; в) производственных – с их потенциалом к «выходу» на нужный объем производства; г) технологических – с их адаптивностью к требованиям реализации инноваций на основе достижений научно-технического прогресса; д) мотивационных – с их потенциалом внутренней убежденности к совершению тех или иных правомерных действий (с позиций нравственных принципов и этических норм); е) поведенческих – с их социальной направленностью в отношении удовлетворения интересов государства, общества и рядового человека; ж) коммуникационных – с их ориентированностью на построение маркетингового поведения, способного рационально вовлекать имеющиеся у бизнеса ресурсы разного происхождения и др.

Целью исследования является разработка модели управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики, интегрирующей ресурсные возможности заинтересованных в сотрудничестве субъектов предпринимательства в процессе маркетингово-ресурсной адаптации к изменяющимся вызовам рынка и требованиям целевых потребителей к товарным предложениям.

Методы исследования: диагностики определяющих факторов, обобщения, категориального анализа, анализа и синтеза, системной оценки процессов и явлений, статистического и экономического анализа, экспертных оценок, моделирования взаимодействий участников рынка

Модель управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики

Управление развитием розничных и оптовых торговых сетей следует рассматривать в контексте формирования перспективных инновационных бизнес-моделей [4]. В условиях ограничений разного характера [14] и эмболизации ресурсных потоков [13] в результате геополитического давления Запада построение моделей управления развитием торговой сферы должно начинаться с создания мотивационного поля участников коммуникационного пространства, в котором ключевыми игроками смогут выступать субъекты предпринимательства системообразующих сфер экономики, заинтересованных в построении долгосрочных партнерских отношений с предприятиями торговли, ориентирующихся именно на продукцию отечественного товаропроизводителя в широком номенклатурном поле изделий.

Именно развитие промышленности, существенным образом расширяет количество и качество доступных потребителю благ, наполняя товарами разного качества полки магазинов розничной торговли, формируя личность с его представлением не только о значимости реальных ценностей, но символов этих ценностей [15, с. 14]. В рамках постиндустриальной экономики потребление превращается из использования товаров для удовлетворения нужд жизнедеятельности в собственно жизнедеятельность в процессе социального взаимодействия, становясь фактором конструирования идентичности. В сфере розничной торговли происходит процесс трансформации общества потребления, порождающей массовую потребность в расширении индивидуализации, требующей расширения наборов товаров в самых разных измерениях (в глубину, в ширину). Процесс трансформации потребления изменяет предъявляемые требования к номенклатурным и ассортиментным группам продуктов и товаров.

С приостановкой деятельности и уходом крупных западных игроков рынок ожидают большие перемены, поскольку продолжающийся процесс деглобализации затрагивает не только цепочки поставок [16], но и касается перестройки существующих вертикалей в системе управления розничной торговлей и ее взаимодействий с другими участниками коммуникаций, являющимися субъектами самых разных сфер деятельности. Главным приоритетом в новой экономической реальности становится способность бизнеса чутко реагировать на происходящие изменения. Включение режима самосохранения требует пересмотра отношения к маркетинговым сценариям развития бизнеса, к наполнению маркетинговых филлеров и к инструментарно-методическому обеспечению управления взаимоотношениями розничной торговли [10] с новыми игроками отечественного товаропроизводящего сегмента, не впитавшими в себя стандартов Запада, но желающими остаться в зоне конкурентоспособного звена национальной экономики.

Расширение спектра товаров и ассортиментных рядов продукции должно сопровождаться, с одной стороны, эффективным использованием вовлекаемых ресурсов в рамках ассортиментной политики субъектов, разрабатываемой под принимаемые стратегии развития бизнеса, а с другой ‒ расширением и развитием рекламно-маркетингового инструментария, сопровождаемого повышением соответствующей активности субъектов в среде Интернет (включая социальные сети), а также адаптацией инструментов к интересам субъектов, находящихся в состоянии спящего маркетинга или пассивного созерцания реакций потребителей на проявления маркетингового лицемерия. Развитие сетевых форм розничной торговли предполагает использование современных парадигм развития дистрибьюции на разных рынках, как на основе совершенствования маркетинга взаимоотношений, отражающего способность бизнеса формировать эффективные взаимодействия не только с потребителями, но и с другими рыночными игроками (партнерами, поставщиками, посредниками, структурами вспомогательного обслуживания и сопровождения и др.), так и повышения эффективности использования компенсационного маркетинга. Последний предусматривает создание перспективных инновационно-технологических платформ, активизирующих маркетингово-коммуникационные стабилизационные площадки и инструментарий антикризисного управления взаимоотношениями (недопускающего укрепления негативной маркетинговой симуляции) [17, с. 173-196, 221-239] при осуществлении реинжиниринга бизнес-процессов во всех составляющих создаваемых цепочек создания стоимостей.

Следует признать, что маркетингово-поведенческие «лекала» [2, с. 1956], формирующие стереотипы маркетингового поведения субъектов в разных состояниях рынка (в том числе и кризисных, санкционных, ресурсоограниченных и т.п.) не применимы в мобилизационной экономике, так как не учитывают внутренних состояний бизнеса, трудового ресурса, противоречий в обществе, а также потребности системы в концентрации усилий бизнеса на инновационное обновление всех сторон жизнедеятельности общества и на укрепление социального вектора преобразований. Необходимо понимание значимости разработки качественно иных моделей управления развитием розничной торговли с новым инструментарно-методическим аппаратом. Старые модели не применимы к моделям развития бизнеса, находящихся в условиях санкций, ограничений и новых требований к преобразованиям на основе интеграции ресурсов системообразующих сфер экономики и иных сфер, обслуживающих потребительские рынки, переориентированные на импортозамещение и продукцию отечественного товаропроизводителя.

Розничная торговля как звено единого народного хозяйства страны выступает так называемой «прокладкой», обладающей свойствами амортизатора любых возмущений в социально-экономической системе, способной сдерживать поток негативных воздействий со стороны недружелюбного окружения (извне и внутри общества), поскольку решает важнейшие насущные проблемы рядового человека, снимая напряжение в его реакциях на существующие противоречия в обществе.

Кроме того, торговая сфера обладает свойствами протектора, не допускающего возможного обострения негативных проявлений в системе отношений между стратификационными классами в результате «раскачивания» внешними неблагоприятными факторами (а по сути дела действиями скрытых врагов) взаимоотношений людей внутри общества с целью разрушения установившегося баланса между отдельными зонами системы целостной безопасности (общественной, экономической, политической, экологической, поведенческой, информационной, нравственной, безопасности личности [17] и т.п.). Безопасность личности общества и государства должна осуществляться не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Когда розничная торговля реализует свойства протектора в противостоянии интересов высших стратификационных классов и низших, она способна ослаблять внутренние противоречия между ними посредством предоставления товаров и услуг, решающих, пусть даже частично, ряд экзистенциальных проблем граждан, подверженных сильнейшему информационному воздействию со стороны Запада, преследующих свой интерес по осуществлению глубинной деформации человеческого общения. Розничная торговля, являясь ключевым элементом «проводника» ценностных установок Западного мира, отражает навязываемый им красочный «образ» общества потребления.

Общество может сохранять относительное «спокойствие» в условиях неразрешенности целого ряда проблем разного характера, если будут удовлетворяться насущные и важнейшие потребности человека (в продуктах питания, в обеспечении лекарственными средствами, в одежде, в сохранении желаемого состояния морально-нравственной защищенности, психологического комфорта и др.), удовлетворение которых находится в зоне ответственности розничной торговли. Например, отсутствие многих продуктов и жизненно важных товаров, а также поставка товаров и продуктов от разных источников их получения, не отвечающих по своим характеристикам интересам общества, государства и человека, может вызвать обострение внутренних противоречий [18] и нежелательный социальный отклик. Торговая сфера как защитный экран предотвращает расшатывание устойчивости состояния отношений субъектов внутри общества со всеми вытекающими последствиями. Видимыми «следами» проявления действия торговой сферы является мотивационная проницаемость людей к поддержке воплощения таких инноваций, которые укрепляют доверие к преобразованиям государства и веру в достижение социальной справедливости в экономическом развитии общества. Перезагрузка общественного сознания в результате происходящих событий требует незамедлительного переформатирования взаимоотношений между отраслевыми сферами национальной экономики под стратегические ориентиры ее развития, обозначенные Президентом [19], предусматривающего (преобладания в рейтинге первейших задач) укрепление социального вектора роста и наращивание влияния фактора справедливости во всех процессах и явлениях, действующих в социально-экономической системе при осуществлении инновационных трансформаций в технико-технологическом звене российского народного хозяйства и в сфере институциональных преобразований в экономике, связанных с повышением ее конкурентоспособности.

Революция информационно-коммуникационных технологий приводит к появлению возможности продуцирования виртуальных реальностей, отображаемых в образах товаров и продуктов, предлагаемых потребителям в среде Интернет. Эти нереальные реальности воссоздаются техническими средствами симуляций, передаваемых человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения [15, c. 28]. Экономическая реальность такова, что крупнейшие розничные сети, имеющие тысячи магазинов по всей России, в настоящее временя остаются субъектами иностранной юрисдикции [1]. Их уход кардинально изменил взгляд на методическое управление построением и развитием торговых сетей и на их юридическую принадлежность.

Целесообразно применение такого методического подхода к оценке системного потенциала сетей и его реализации, который адекватен рыночному мотивационно-ресурсному подходу [9]. Он предусматривает стратегирование развития интегрированных торговых систем на основе организационного проектирования и построения моделей системного развития за счет ассоциирования и встраивания малых предприятий на принципах кооперирования и франчайзинга [20] в контексте механизма межотраслевой экспансии торговых систем на основе управления ассортиментом и товародвижением. Важным является переход на инновации в ритейле, которые отвечают требованиям времени и ресурсным возможностям российского бизнеса. В частности, использование следующих технологий: бесконтактного, дистанционного и виртуального управления; технологических коллабораций; экспресс-доставки и быстрого выхода в онлайн; бесконтактных сервисов; оплаты без касс, карт и наличности; технологии «оставаться на связи с покупателем»; применения новых форматов управления командой; ответственного потребления и др. [21].

Нами разработана модель управления развитием розничной торговой сети на

основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики (рисунок 1), в рамках которой устанавливаются взаимосвязи между участниками рыночных обменов, направленные на разработку и реализацию цепочек создания потребительских ценностей, адаптивно отвечающих вызовам изменяющегося рынка и требованиям инновационного обновления в ключевых звеньях народного хозяйства. В предлагаемой модели учитываются факторы, оказывающие влияние на экономический рост бизнеса, на конкурентоспособность национальной экономики, на состояние маркетинговых сетей в условиях вынужденного «разрастания» числа участников отношений, а также собственно на процесс построения сбалансированных по интересам коммуникационных полей взаимодействия различных рыночных агентов. Изменчивость ресурсного круга субъекта предпринимательства (в частности, розничной торговой сети) определяется набором составляющих его ресурсов, отражающих их специфические особенности (по характеру, объему, содержанию, направленности использования и т.п.) и адаптивно вовлекаемых бизнесом для решения стратегических и тактических задач в интересах структурных, модернизационных и иных преобразований на современной инновационно-технологической платформе, создаваемой в условиях цифровизации экономики. Модель позволяет решать проблемы развития всех участников цепочек создания потребительских ценностей за счет интеграции вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов разного характера и происхождения из источников разных отраслевых сфер, а также за счет повышения эффективности их использования в процессе достижения консенсуса по распределению получаемых выгод между всеми участниками взаимодействия (бизнес, государство, потребители, инвесторы и иные рыночные агенты). Получение совокупного синергетического эффекта в результате рыночных обменов в создаваемых субъектами коммуникационных полях может быть обеспечено ориентацией маркетингово-поведенческих реакций участников отношений на гармонизацию предпринимательской мотивации государства, общества и человека в единой приоритетной области развития российской социально-экономической системы, а также на укрепление социального вектора трансформационных преобразований.

Ресурсный круг позволяет перераспределять имеющуюся совокупность разных ресурсов (когнитивного, производственно-технологического, поведенческого, инвестиционного, информационно-креативного, мотивационного, коммуникационного и трудового) в тех комбинациях, которые настраиваются на изменение цепочек поставок, на улучшение материально-технического снабжения, на преобразования в технологических составляющих бизнеса под цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов, реализуемых посредством ресурсной декомпенсации, а также использования инструментов компенсационного маркетинга в рамках создаваемых маркетингово-коммуникационных стабилизационных площадок и инновационно-технологических платформ (использующих обширный рекламно-маркетинговый инструментарий в виртуальной среде взаимодействия субъектов отношений).

Рисунок 1 – Модель управления развитием розничной торговой сети на основе

инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики

Источник: составлено авторами

Обозначения: 1 ‒ когнитивный ресурс; 2 ‒ производственно-технологический ресурс; 3 – трудовой ресурс; 4 – поведенческий ресурс; 5 – инвестиционный ресурс; 6 – информационно-креативный ресурс (в том числе интернет-ресурс, включая социальные сети); 7 – мотивационный ресурс; 8 – коммуникационный ресурс; 8.1 – коммуникационная деятельность (цепочки поставок, внешняя и внутренняя логистика, договорная деятельность разной направленности и т.п.); 9 – материально-техническое снабжение; 10 – организация технологических процессов; 11 – управление человеческими ресурсами (обучение, обслуживание, управление продажами и т.п.); 12 – планирование во всем спектре действующего функционала; 13 – аналитическая работа (по рынку потребителям, поставщикам, конкурентам, инвесторам, партнерам, товарному спросу и др.); 14, 15, 16, 17 – управляющие воздействия из внешних источников; 18 – сигналы обратной связи; ИР – информационный ресурс во всем многообразии представления; 19 – воздействие розничной торговли на активизацию предпринимательской активности субъектов рынка системообразующих отраслей; 20 – воздействие реинжиниринга бизнес-процессов в торговой сфере на преобразования в системообразующих отраслях экономики; Ресурс 1 ‒ симуляционная информационная составляющая.

Когнитивный ресурс (от лат. cognitiо «познание») как один из важнейших элементов ресурсного круга представляет собой это набор элементов и средств, используемых компанией в процессе обработки и переработки информации разного уровня сложности, которые позволяют получать запланированный результат (в виде выгоды разного характера). В частности, применение такого ресурса дает возможность торговой компании формировать разумные потребности, которые смогут удовлетворять платежеспособные запросы покупателей и давать ориентир для достижения новых рубежей в создании инновационных производственно-технологических ресурсов даже в жестких границах мобилизационной экономики. В основе развития производственно-технологического ресурса должны лежать новые технологии и инновационные технологические решения на базе интеграционного маркетингово-поведенческого подхода, с одной стороны, предусматривающего адаптацию всего комплекса составляющих бизнеса к новой экономической реальности [16], а с другой ‒ настраиваемого на процесс разработки и производства новых товаров и услуг с новыми более высокими потребительскими свойствами с вовлечением для этого новых рыночных игроков. На этом фоне могут появляться новые компании, выстраиваемые как компьютерные вендоры, вторгающиеся в экономическое пространство торговой сферы, заявляя о себе как о структуре, способной конкурировать с традиционными бизнес-структурами отраслевых сфер.

Доверие к бизнесу и участникам взаимодействий (партнеры, посредники, инвесторы и т.п.) выступает важнейшим инструментом экономического роста у всех участников цепочки создания потребительской ценности. Доверие является продуктом лояльности потребителей к предложениям торговых и товаропроизводящих компаний. Оно формирует позитивные долгосрочные отношения потребителей с участниками взаимодействий в конкретных маркетингово-коммуникационных полях. Именно в доверии воплощается многообразие нативных обращений, формирующих «картину» маркетингового поведения каждого из участников, отображающего как в зеркале соответствующую оценку отношения партнеров (выступающих в тех или иных договорных отношениях с инициатором посылаемых сигналов) к предлагаемым характеристикам товарных предложений бизнеса, а также «рисующего» реакцию потребителей на рекламно-маркетинговую активность субъектов розничной торговой сферы. В современном мире уровень доверия отражает потенциал успешного развития бизнеса во всех преобразовательных процессах, ориентированных обратной связью на отклики получателей товаров и услуг.

Категорийный менеджмент [22, 23, 24] в рамках построения номенклатурных и ассортиментных линеек предлагаемых товаров, с одной стороны, влияет на стратегический подход к управлению ассортиментной политикой компаний, лежащей в основе реализации стратегии развития розничной компании, а с другой ‒ определяет наполнение инструментария при формировании инновационно-технологических платформ, перестраиваемых под задачи цифровизации экономики и интеллектуализацию инструментария в среде Интернет для укрепления конкурентного статуса российской экономики. Механизмы маркетинговой регрессии и самореференции в маркетингово-поведенческом подходе к построению взаимодействий бизнеса с потребителями способствуют синхронизации поведенческих усилий субъектов бизнес-сообщества, государства и общества для достижения целей мобилизационной экономики, предусматривающей разработку мер по повышению эффективности модернизационных и реструктуризационных изменений во всех составляющих цепочек создания стоимостей.

Предлагаемая модель позволяет наращивать совокупный синергетический эффект от взаимодействия участников разных отраслевых сфер экономики в процессе создания ими потребительских ценностей за счет реализации системного подхода к использованию всех имеющихся и вовлекаемых ресурсов (на принципе «ресурсно-компенсационная достаточность»), а также маркетингово-ресурсного подхода [25] к рационализации бизнес-процессов на инновационной основе при построении бизнесом долгосрочных партнерских отношений с субъектами потребительской сферы и предприятиями различных отраслевых сегментов.

Заключение

1. Торговля является одним из самых мощных факторов экономического роста, а торговые сети являются важнейшим звеном социально-экономической системы, обеспечивающим необходимый уровень продовольственной и товарной безопасности, приобретающим особую значимость в условиях санкционного давления Запада, а также необходимости активизации процессов импортозамещения с использованием ресурсов системообразующих отраслей страны, модернизируемых и реструктурируемых под задачи мобилизационной экономики. Торговая сфера является активным прокси-звеном в системе конструктивных преобразований в коммуникационном строительстве рыночных отношений.

2. Розничная торговля как звено единого народного хозяйства страны выступает, с одной стороны, так называемой «прокладкой», наделенной свойствами амортизатора любых возмущений в социально-экономической системе, который «гасит» негативные воздействия со стороны внешнего агрессивного окружения и ослабляет влияние внутренних противоречий в обществе, поскольку решает насущные проблемы рядового человека в удовлетворении экзистенциальных потребностей, а с другой ‒ протектором, предотвращающим возможность обострения негативных проявлений в системе отношений между различными стратификационными классами в российском обществе.

3. Предложена модель управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики, базирующаяся, с одной стороны, на построении инновационно-технологических платформ, видоизменяющих маркетингово-ресурсную адаптацию бизнеса к требованиям рынка, а с другой – на категорийном менеджменте, определяющем наполнение ассортиментной политики сети и требующем вовлечения широкого спектра ресурсов в границах имеющегося ресурсного круга для создания предпосылок к экономическому росту бизнеса. Ключевым элементом этих предпосылок является доверие к собственно бизнесу различных субъектов рыночных отношений и к реализуемым ими преобразованиям, декларируемым посредством вовлечения для этого разнообразного рекламно-маркетингового инструментария (в том числе и в интернет-пространстве). Реализация предлагаемой модели позволяет ослабить негативное проявление эмболизации ресурсных потоков из-за санкций и различных ограничений и «обратить» ее в рычаг, способный обеспечить качественно новый производственно-технологический «скачок» в конкурентном противостоянии Западу.

[1] Комментарий. В частности, обозначенные ниже розничные сети зарегистрированы на территории западных стран и в оффшорных зонах: 1. «Ашан» (Франция); 2. «О'кей» (Люксембург); 3. «Пятёрочка» (Нидерланды); 4. «Перекресток» (Нидерланды); 5. «Карусель» (Нидерланды); 6. «MetroCash&Carry» (Германия); 7. «Лента» (Британские Виргинские острова); 8. «Глобус» (Кипр); 9. «Билла» (Австрия); 10. «Зельгрос» (Германия); 11. «Leroy Merlin» (Франция); 12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.); 13. «Копейка» (Нидерланды); 14. «Мы» (Нидерланды); 15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды); 16. «Корзинка» (Нидерланды»; 17. «Патэрсон» (нидерланды); 18. «Народный» (Нидерланды); 19. «Симбирка» (Нидерланды); 20. «Провиант» (Нидерланды); 21. «Ярмарка» (Нидерланды); 22. «Тройка» (Нидерланды);23. «Семья» (Нидерланды); 24. «Экономная семья» (Нидерланды); 25. «Мир продуктов» (Нидерланды); 26. «А5» (Нидерланды); 27. «Spar» (Нидерланды); 28. «Универсам» (Нидерланды); 29. «Тамерлан» (Нидерланды); 30. «Покупочка» (Нидерланды). Такое положение дел не соответствует интересам российского государства, общества и рядового человека, переживающего этап смены представлений о ценностных ориентирах западного мира.


Источники:

1. Минервин И.Г. Ресурсная экономика в России и мире: дары природы и человеческий фактор // Россия и современный мир. – 2014. – № 3(84). – c. 6-28.
2. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
3. Тебекин А.В. Перспективы развития национальной экономики в рамках шестого технологического уклада с учетом ужесточения западных санкций // Журнал исследований по управлению. – 2022. – № 1. – c. 17-37.
4. Щепакин М.Б., Облогин М.В., Михайлова В.М. Факторная модель управления развитием рынка оптовой и розничной торговли в национальной экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 105-1122. – doi: 10.18334/epp.10.4.100650.
5. Новые санкции: какая доля внешней торговли России попала под ограничения. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/06/2022/6294c5da9a7947c9651b977e (дата обращения: 09.08.2022).
6. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Структурная модернизация как основа устойчивого развития промышленности региона. / Монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 270 c.
7. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Управление интегрированными коммуникациями. / Учебное пособие. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. – 234 c.
8. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
9. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 101-120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.
10. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112-120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
11. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G., Tolmacheva O.I., Bazhenov Y. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Business Building // International Journal of Supply Chain Management. – 2018. – № 5. – p. 865-876.
12. Нюренбергер Л.Б. Синергическое использование элементов системы маркетинговых коммуникаций // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 4(28). – c. 293-296.
13. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
14. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
15. Овсянников А.А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса // Народонаселение. – 2011. – № 2(52). – c. 012-031.
16. Башилова Е. Новая экономическая реальность: быть или не быть маркетингу. Forbes Экспертиза. [Электронный ресурс]. URL: https://blogs.forbes.ru/2022/04/29/novaja-jekonomicheskaja-realnost-byt-ili-ne-byt-marketingu (дата обращения: 13.08.2022).
17. Трысячный В.И., Зыза В.П., Ишханов А.В., Мишулин Г.М. и др. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / Монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 344 c.
18. Щепакин М.Б., Губин В.А. Разрешение противоречий – источник обеспечения устойчивого равновесия нестабильного предприятия в социально-экономической системе // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 353-372. – doi: 10.18334/eo.9.1.39922.
19. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ. Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70309010 (дата обращения: 10.08.2022).
20. Щепакин М.Б. Ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1651-1674. – doi: 10.18334/epp.11.7.112708.
21. Инновации в ритейле 2020: технологии времен пандемии. RETAIL.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/kak-prodavtsu-ischislyat-nds-pri-izmenenii-stoimosti-otgruzhennykh-tovarov-po-dogovoram-v-valyute-es (дата обращения: 17.08.2022).
22. Ильенкова К.М. Категорийный менеджмент и совместное управление товарной категорией в цепочке создания потребительской ценности? // Экономическая наука современной России. – 2022. – № 2(97). – c. 86-106. – doi: 10.33293/1609-1442-2022-2(97)-86-106.
23. Ilyenkova K.M. Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federation district) // R-Economy. – 2019. – № 1. – p. 38-48. – doi: 10.15826/recon.2019.5.1.005.
24. Ильенкова К.М. Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент // Экономическая наука современной России. – 2019. – № 4(87). – c. 136-152. – doi: 10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152.
25. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Маркетингово-ресурсный подход к антикризисному управлению априорно нестабильными социально-экономическими системами // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – c. 113-136. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-113-136.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:15:09