Разработка инновационной системы управления развитием предприятия сферы спортивных услуг с учетом особенностей цифровой экономики
Козиенко А.Т.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898275
Аннотация:
Конкуренция в фитнес-индустрии постоянно растет, появляется потребность в инновациях, которые смогут заинтересовать потребителей и расширить спектр предлагаемых услуг. На данный момент в сфере спортивных услуг разработано не так много действительно инновационных решений. В данной работе проведен анализ возможных инновационных решений по типу инноваций и выбраны решения, отражающие подходы шеринговой экономики и использования социальных взаимодействий.
Ключевые слова: спортивные услуги, шеринговая экономика, фитнес-клуб
JEL-классификация: L80, L83, M20
Введение
В последние годы фитнес-индустрия развивается стремительными темпами. Появилось множество фитнес-клубов, тренажерных залов, студий танцев, йоги и других студий групповых и индивидуальных занятий, а также появилось множество уличных площадок для занятия спортом. Спорт привлекает совершенно разную аудиторию, от детей до людей пенсионного возраста. Даже государство, в свою очередь, мотивирует людей вести здоровый образ жизни, ведь с 2022 года стало возможно получить налоговый вычет за занятия спортом. Так как фитнес-прогресс не стоит на месте, то конкуренция между фитнес-центрами постоянно растет. Каждый центр стремится придумать свое уникальное предложение, которое вызовет большой интерес у клиентов.
Из-за того, что конкуренция в фитнес-индустрии постоянно растет, появляется потребность создания инноваций в сфере спортивных услуг, которые смогут заинтересовать потребителей и принести дополнительный доход владельцам предприятий.
На данный момент в сфере спортивных услуг не так много инновационных решений, но тем не менее они уже существуют и прогресс не стоит на месте. Поэтому на данном этапе особенно нужны новые инновационные решения.
Основная часть
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом, являясь его результатом.
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н.Д. Кондратьева, И.Е. Варги, И. Шумпетера).
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога [1] (Abannikov, 2010).
1. По предмету и сфере приложения:
- продуктовые;
- процессные;
- маркетинговые;
- организационные.
Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок (новые продукты: устройство, материал, вещество, живые организмы). Для целей ведения статистического учета инноваций продуктовые инновации должны быть новыми для организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты организацией или другими организациями. Услуги также относятся к продуктовым инновациям. Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (технология, организация производства, доставки товаров и услуг). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи существующих в организации продуктов, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Для целей ведения статистического учета инноваций процессные инновации должны быть новыми для организации. Организация не обязательно должна первой внедрять эти процессные инновации. Не имеет также значения, разрабатывались ли процессные инновации в рассматриваемой организации или другой организацией. Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения формы, внешнего вида, вкуса, дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест или рабочего времени и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
2. По значимости:
- базовые (радикальные);
- улучшающие;
- псевдо-инновации;
Базовые (радикальные) инновации – это абсолютно новые продукты или технологические процессы, приводящие к возникновению новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (автомобиль, конвейер, телевидение, персональный компьютер, интернет). Улучшающие (инкрементные, модифицирующие) инновации представляют собой существенное улучшение базовых и относятся к отдельным элементам, изменяющим функции или характеристики существующего продукта или процесса. Псевдоинновации – это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (в цвете, декоре, форме), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства. К псевдоинновациям также относят расширение номенклатуры продукции за счет не выпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов. При использовании данной классификации затруднение вызывает определение степени новизны инновации. Пока не удается выделить общие признаки для любого новшества. Реально наличие и уровень новизны определяются экспертными методами и подтверждаются официальными сертификатами: патентами, лицензиями, свидетельствами и т.д.
3. По масштабу распространения:
- инновации, ставшие основой для новой отрасли;
- инновации, которые находят применение во всех сферах народного хозяйства.
Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Например, электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства, производство ЭВМ и компьютеризация экономики.
4. По причине возникновения:
- реактивные;
- стратегические.
Реактивные обеспечивают выживание фирмы и представляют собой реакцию на нововведения конкурентов. Стратегические – носят упреждающий характер и ориентированы на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
5. По области применения:
- технические;
- технологические;
- организационно-управленческие;
- информационные;
- социальные.
Технические инновации появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [2] (Mamatova, Mamatov, 2017).
1.2. Шеринговая экономика
Шеринговая экономика – это абсолютно новая модель потребления, основывающаяся на совместном использовании товаров и иных материальных благ.Экономика совместного потребления удобна тем, что люди получают выгоду от того, что совместно используют материальные блага, так как стоимость пользования выходит меньше, чем если бы они пользовались в одиночку. Компании, которые предоставляют блага к пользованию, в свою очередь, тоже получают выгоду, так как спрос на их услуги возрастает.
Модель шеринговой экономики была предложена недавно, в 2010 году, экономистами Ботсманом и Роджерсом. Они высказали идею того, что шеринговая экономика создаст огромную конкуренцию уже существующему бизнесу. Конечно, раньше тоже существовала аренда жилья, автомобилей и прочего. Но процесс происходил намного сложнее. Людям необходимо было приезжать лично в агентства или встречаться напрямую с собственниками. Теперь же все сделки проходят намного проще, через интернет.
Данная модель потребления очень удобна тем людям, которым нужно пользоваться чем-либо не постоянно, а время от времени.
Шеринговая экономика применяется в различных областях.
Примеры:
- совместные поездки на такси, в которых людям предоставляется скидка на поездку, но тем не менее автопарк получит большую сумму за эту поездку, нежели если бы ехал один человек (Сервисы: «Яндекс Go», BlaBlaCar);
- каршеринг (краткосрочная аренда машин). В рамках программы каршеринга автомобилем пользуется множество человек. Это очень удобно для тех, кому поездки на машине требуются не часто, а несколько раз в месяц. Это освобождает от обслуживания своего автомобиля и уплаты налогов за него (сервисы: «Делимобиль», «Ситидрайв»);
- посуточная аренда жилья. Очень удобна для людей, которые любят путешествовать и которым удобнее остановиться в квартире или доме, где они могут выбрать нужные удобства, а не в отеле (сервисы: Airbnb).
1.3. Облачные хранилища и технологии распознавания лиц
Облачные вычисления – вычисления, основанные на масштабированных и виртуализованных ресурсах (данных и программах), которые доступны пользователям через Интернет и реализуются на базе мощных центров обработки данных (ЦОД, date centers). Облачные вычисления – это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных, при этом программное обеспечение и ИТ-инфраструктура поставляются как услуги через Интернет. Эта сеть услуг и есть облако (раньше это слово писали в кавычках, но теперь используют уже как термин, а не как метафору). Используя мобильный телефон или персональный компьютер, конечный пользователь получает доступ к облачным ресурсам там, где это необходимо. Cloud Computing дает возможность с любого терминала получать свой знакомый и «обжитой» интерфейс [3](Korolyova, 2012).Ключевые преимущества облачной модели таковы:
- ресурсы предоставляются по требованию и таким же образом освобождаются;
- плата начисляется за фактическое время использования ресурсов;
предоставление и освобождение ресурсов производится самим потребителем ресурсов через веб-портал, без всякой бумажной волокиты с договорами.
Помимо виртуальных машин, в облачных средах предоставляются различные сервисы, позволяющие строить различные архитектуры: сервисы виртуальных сетей, подсетей, балансировщики нагрузки, списки контроля доступа (Access Control Lists, ACL)), выделенные IP-адреса и др. Эти сервисы составляют основу инфраструктуры как сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS).
В настоящее время крупнейшими облачными провайдерами являются Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure, Google Cloud, IBM Bluemix, Oracle [4] (Senko, 2019).
Распознавание лиц – это автоматическая локализация человеческого лица на изображении или видео и при необходимости идентификация личности человека на основе имеющихся баз данных. Интерес к этим системам очень велик в связи с широким кругом задач, которые они решают.
Существует несколько подходов для создания алгоритма распознавания лиц.
Эмпирический подход использовался в самом начале развития компьютерного зрения. Он базируется на некоторых правилах, которые использует человек для детектирования лица. К примеру, лоб обычно ярче, чем центральная часть лица, которая, в свою очередь, однородна по яркости и цвету. Еще одним важным признаком является наличие частей лица на изображении – носа, рта, глаз. Для определения лиц производится значительное уменьшение участка изображения, где предполагается наличие лица, или строятся перпендикулярные гистограммы. Эти методы легко реализовать, но они практически непригодны при наличии большого количества посторонних объектов на фоне, нескольких лиц в кадре или при изменении ракурса.
Следующий подход использует инвариантные признаки, характерные для изображения лица. В его основе, как и в предыдущем методе, лежит эмпирика, то есть попытка системы «думать», как человек. Метод выявляет характерные части лица, его границу, изменение формы, контрастности и т.д., объединяет все эти признаки и верифицирует. Данный метод может использоваться даже при повороте головы, но при наличии других лиц или неоднородном фоне распознавание становится невозможным.
Следующий алгоритм – это детектирование лиц с помощью шаблонов, которые задает разработчик. Лицо представляется неким шаблоном или стандартом, и цель алгоритма – произвести проверку каждого сегмента на наличие этого шаблона, причем проверка может производиться для разных ракурсов и масштабов. Такая система требует множество трудоемких вычислений.
Все современные технологии распознавания лиц используют системы, обучающиеся с помощью тестовых изображений. Для обучения используются базы с изображениями, содержащими лица, и не содержащими лица. Каждый фрагмент исследуемого изображения характеризуется как вектор признаков, с помощью которого классификаторы (алгоритмы для определения объекта в кадре) определяют, является данная часть изображения лицом или нет [5].
Анализ инноваций
Рассмотрим, какие инновации по предмету и сфере приложения можно применить для фитнес клуба. Данную классификацию инноваций рассматриваем, потому что она наиболее применима к фитнес-индустрии.1. Продуктовые.
Пример: пищевые продукты с новыми функциональными характеристиками (маргарин, снижающий уровень холестерина в крови; йогурты, производимые с использованием новых типов бактериальных культур; и т.п.); товары со значительно сниженным энергопотреблением (энергосберегающие холодильники и т. п.); новые формы гарантий, например, продление гарантийных сроков на новые или уже используемые товары или объединение предоставления гарантий с другими услугами.
Продуктовые инновации мы можем использовать касаемо и продукта и услуг. Мы можем внедрить какой-то новый продукт, который понравится клиентам, но, скорее всего, больший успех принесет внедрение новой услуги.
2. Процессные.
Пример: новое оборудование, необходимое для производства новой или улучшенной продукции; внедрение автоматической системы, реагирующей на голосовые команды.
Мы можем внедрить новое оборудование, которого еще нет у конкурентов, и это привлечет новых клиентов или внедрить изменения в какой-либо из процессов в клубе, которые принесут прибыль. Процессные инновации – подходят.
3. Маркетинговые.
Пример: внедрение нового метода, позволяющего клиентам выбирать продукт по желаемым характеристикам на интернет-сайте предприятия, а затем узнавать цену выбранного продукта; первое использование метода подстройки цены товара или услуги в соответствии со спросом на них.
Маркетинговые инновации мы можем внедрить. Особе внимание стоит обратить на вирусную рекламу.
Вирусная реклама – это вид распространения рекламы, характеризующийся прогрессирующей передачей рекламного материала от пользователя к пользователю по инициативе самих пользователей. Основная суть: пользователи передают рекламное сообщение добровольно за счет того, что информация, содержащаяся в нем, им интересна [12] (Chekhovskaya, Ivanova, 2015).
4. Организационные.
Пример: организация новой базы данных, содержащей сведения о лучших способах действий, учебный материал и другие знания, и делающей все это более доступным.
Организационные инновации мы также можем внедрить. Мы можем создать новые обучающие программы, по которым будет работать персонал.
Для определения инноваций, которые будут рассматриваться для применения, был проведен опрос среди сотрудников.
Результаты опроса: 12% – за продуктовые инновации, 18% – за процессные; 24% – за маркетинговые; 46% – за организационные.
Таблица 1
Возможность применения инноваций
Название инновации
|
Возможность применения
|
Продуктовые
|
нет
|
Процессные
|
нет
|
Маркетинговые
|
да
|
Организационные
|
да
|
Обзор инноваций в фитнес-индустрии
1. VR для велотренажеров и бокса. Российская компания Deus создала программу тренировок для велотренажеров с помощью шлема виртуальной реальности. Для нее можно использовать очки виртуальной реальности HTC Vive и Oculus Rift.Для бокса в виртуальной реальности подходят очки HTC Vive, тренировка под присмотром тренера стоит 1000 руб. Личный кабинет позволяет настроить вес и выбрать любимые перчатки. В планах – заменить VR-боксера аватаром титулованного российского боксера [13].
2. Индивидуальный фитнес на умных тренажерах. Фитнес-клубы немецкой компании Milon сканируют всех членов клуба и записывают данные на персональную карту. Речь идет о росте, сгибах рук и ног, силовом тесте, тесте на гибкость. После этого для каждого члена клуба делается персональная программа. Человек подходит к тренажеру с картой, а тренажер сам за 5 секунд подстраивается под него: под размер тела, вес, амплитуду – все согласно программе тренировок. Нагрузка меняется в зависимости от показаний датчиков в режиме реального времени. Тренировки занимают 35 минут, что экономит время, но при этом тренируются все крупные группы мышц. Работа на тренажерах происходит синхронно всеми участниками круга по общему таймеру, не нужно никого ждать. Все данные о тренировках хранятся в облаке; также они доступны члену клуба и его тренеру в мобильном приложении. Клуб работает в Сколково и на Цветном бульваре [13].
3. Фитнес-коробочка от FUNS-C. На фитнес-выставке FIBO была представлена еще одна новинка, на этот раз от компании FunsFitness, которая представила свою фитнес-коробочку. Универсальная коробка для тренировок FUNS-C идеально подойдет для любителей силовых тренировок. Что же это такое? Компания FunsFitness в тесном тандеме с департаментом спортивной медицины разработала чудо-коробку, которая представляет из себя целую передвижную студию для функциональной тренировки. Студия – это не просто тренажеры, а целая спорт-система с подвесными элементами, канатами, стойками для силового снаряжения и так далее. Коробка выполнена из нержавеющей стали, так что покупатель такой находки смело может использовать ее не только дома, но и на улице [13].
4. Игра на барабанах – Bassenji Workout. Bassenji Workout – это функциональная тренировка, которая имеет определенное сходство с аэробикой. Главное отличие заключается в том, что некоторые элементы программы участники в буквальном смысле выстукивают барабанными палочками. Длительность такой тренировки в среднем приблизительно 40–50 минут. Во время занятий расход калорий такой же, как при полноценной функциональной тренировке [14].
Разработка инновационной идеи для улучшения экономических показателей фитнес-клуба
Основная идея инновационного проекта, в рамках шеринговой экономики, объединить людей в пары, чтобы люди могли совместно пользоваться услугами клуба. Благодаря этому люди получают выгоду, так как они получают дополнительную скидку на услуги, используя их совместно. Фитнес-центр, в свою очередь, получит дополнительную прибыль, так как спрос на услуги увеличится.Исходя из того, что основной доход в фитнес-индустрии получают благодаря продаже абонементов и персональных занятий, то акцент разработки инновационной идеи направлен на привлечение клиентов и увеличении спроса на индивидуальные занятия.
Основное решение – создание социальной сети, которая будет проводить анализ и собирать статистики по посещению клуба. Исходя из статистики, мы сможем выявить, в какое время ходят те или иные клиенты, какие занятия/тренажеры предпочитают и сможем предложить им помощь в нахождении клиента с похожими интересами и временем посещения, с которым в дальнейшем они смогут заниматься вместе. Благодаря такому знакомству у членов клуба появится мотивация чаще посещать занятия и в дальнейшем продлевать свой абонемент, тем самым мы получим постоянных клиентов.
Образовавшейся паре мы предлагаем скидку на тренировку с персональным инструктором, услуги солярия и бар. Размер скидки будет выявлен благодаря А/Б тестированию. Данная акция увеличит спрос на персональные тренировки, тем самым принося дополнительную прибыль.
Для создания социальной сети нам необходимо: камеры, подключенные к каждому тренажеру, работающие тогда, когда занимаются на тренажере; облачное хранилище с функцией распознавания лиц, услуги системного разработчика, который разработает программу, способную анализировать время посещения и программу тренировок каждого члена клуба и подбирать человека с похожими критериями.
Заключение
По итогам проведенной работы было разработано инновационное решение, а именно социальная сеть, благодаря которой в рамках экономики совместного использования люди будут объединены в парах, в которых будут посещать фитнес-клуб, ходить на персональные тренировки, пользоваться услугами солярия и бара.
Методом факторного анализа был выявлен размер скидки, предложенной посетителям. Скидка, которая предложена паре, увеличит спрос на продление абонементов, тренировки с индивидуальным тренером и услуги солярия и бара.
После положительной оценки со стороны посетителей фитнес-клуба могут быть выбраны инструменты, с помощью которых можно создать социальную сеть, а именно: облачное хранилище данных и камеры видеонаблюдения.
Источники:
2. Маматова Н.А., Маматов А.В. Теории инноваций. / Учебное пособие. - Белгород: Издательство «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 100 c.
3. Королёва В.А. Инновационные технологии современного офиса (Облачные вычисления). / Учебное пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2012. – 88 c.
4. Сенько А. Работа с BigData в облаках. Обработка и хранение данных с примерами из Microsoft Azure. / Пособие для специалистов. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 c.
5. Портал выбора технологий и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/.
6. Каташинских В.С. Методы сбора социальной информации. / Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 124 c.
7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. / Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». - Стерлитамак: СГПИ, 2002. – 135 c.
8. Голопузов Е.Н., Шадринцев А.И. Факторный анализ и математическое обоснование в его реализации // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 16(73). – c. 19-28.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Учебник, - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2004. – 423 c.
10. Вершин О. A/B-тестирование – что это такое и как проводить эксперимент. Neiros.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neiros.ru/blog/marketing/ab-testirovanie-chto-eto-takoe-i-kak-provodit-eksperiment/?ysclid=ld8x88eeyk247630886.
11. Рогуленко Т.М., Исагов И.С. Сущность и экономическое содержание понятия «финансовые результаты», особенности их формирования в отечественной и зарубежной практике // Интернаука. – 2017. – № 2-2(6). – c. 45-47.
12. Чеховская С.А., Иванова В.М. Вирусный маркетинг // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – № 2. – c. 16-19.
13. Какие инновации пришли в индустрию фитнеса. If24.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/innovatsii-v-industriyu-fitnesa/?ysclid=lb80qkipma434668397.
14. Новые веяния в фитнес-индустрии. Dzen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/media/goprosport/novye-veianiia-v-fitnesindustrii-5bc0b7c03d6fca00abb0a54c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:46:21