Материальное положение сельских семей в Сибири и его взаимосвязь с развитием территорий (на примере субъектов Сибирского федерального округа)
Селиванова О.В.1, Кобленков М.А., Башарина А.А.
1 «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Селиванова О.В., Кобленков М.А., Башарина А.А. Материальное положение сельских семей в Сибири и его взаимосвязь с развитием территорий (на примере субъектов Сибирского федерального округа) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 5273-5290. – doi: 10.18334/epp.14.9.121717.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162114
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы материальной обеспеченности сельских домохозяйств Сибири в контексте социально-экономического и демографического развития субъектов Сибирского федерального округа. На основе изучения международных и отечественных статистических данных выявлен глобальный характер распространения сельской бедности, уровень которой взаимосвязан с особенностями развития территорий. Целью исследования является изучение на основе экономического благосостояния сельского населения регионов Сибири в контексте развития территорий. В ходе выполнения работы были использованы методы структурного анализа, статистической обработки информации, сравнительный подход и т.д. На основе статистических данных Росстата были проанализированы основные показатели социально-экономического и демографического развития субъектов СФО, получены и систематизированы данные о численности и структуре малоимущего сельского населения регионов СФО, выявлены основные факторы и причины бедности сельских территорий Сибири, наиболее значимыми из которых является отсутствие оплачиваемой работы на селе или низкие доходы от занятости. Более низкий уровень доходов и недостаточно развитая социальная инфраструктура в сельских поселениях обуславливают миграцию трудоспособного населения в города, что оказывает негативный эффект на демографическую ситуацию в субъектах СФО. Ключевыми механизмами решения проблемы сельской бедности являются развитие социальной инфраструктуры, комплексная поддержка малых форм хозяйствования, развитие сельскохозяйственной кооперации
Ключевые слова: уровень жизни, бедность, доходы, оплата труда, безработица, сельские домохозяйства, семьи с детьми, малоимущие, профиль бедности, фермеры
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
В подавляющем большинстве стран мира, независимо от их институциональных, экономических, демографических и географических особенностей, предпринимаются усилия для повышения уровня жизни населения и сокращения масштабов бедности.
Бедность является серьезным препятствием на пути экономического роста. Люди, родившиеся и выросшие в бедности, не имеющие доступа к качественному образованию и здравоохранению, чаще всего не могут полноценно участвовать в экономической деятельности. Кроме того, бедность ведет к социальной нестабильности и конфликтам, что дополнительно замедляет экономический прогресс.
Проблема бедности населения имеет глобальный характер, при этом наиболее остро она проявляется на сельских территориях. По оценкам Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), в 2023 году более 783 миллиона человек в мире испытывали голод, при этом 33,3% взрослого крайне бедного населения проживало в сельской местности, тогда как в городах масштабы нищеты были существенно ниже [1].
На постсоветском пространстве бедность сельских территорий также проявляется более выраженно, чем в городах, что во многом обусловлено исторически сложившейся «ролью» сельских поселений как ресурсной базы для горских агломераций и сложившимся дисбалансом в уровне социально-экономического развития городских и сельских территорий, «перешедших по наследству» странам бывшего СССР. Однако, каждое из этих государств, в силу своих институциональных, экономических, демографических, географических особенностей, отличается разным уровнем сельской бедности. К примеру, в 2022 году в странах СНГ уровень сельской бедности варьировался от 32,6% в Кыргызстане до 6,3% в Республике Беларусь. При этом во всех государствах бывшего СССР уровень бедности в сельской местности существенно превышал уровень бедности в городах [2].
В России, начиная с 2015 года по настоящее время, наблюдается устойчивое сокращение показателей абсолютной бедности. Однако проблема сельской бедности в России не утратила своей актуальности и остроты, о чем свидетельствует преобладание сельского населения в структуре малоимущих с тенденцией к росту (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень бедности и структура малоимущего населения в 2013-2022 годах
Источник: Росстат [3]
Отечественные исследователи феномена бедности в России сходятся во мнении, что бедность и в городах, и сельской местности имеет общие базовые причины, связанные с несбалансированностью процессов распределения общественных благ [1-3]. Неравномерность социально-экономического развития территорий опосредованно «закрепляет» сложившиеся диспропорции в уровне жизни города и села, что сказывается на разных возможностях реализации человеческого потенциала [4]. В числе основных факторов, оказывающих прямое влияние на бедность домохозяйств, выделяются низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений, безработица и т.п.) [5,6]. Однако выявляются и специфические причины бедности, присущие, преимущественно, сельским территориям.
Результаты исследований показывают, что концентрация бедности в сельской местности обуславливается такими экономическими факторами, как отсутствие или недостаток инфраструктуры, проблемы с рынками сбыта сельхозпродукции [6], отсутствие возможности эффективной занятости и, как следствие, миграция трудоспособного населения из сел в городские агломерации [7], отсутствие общинности и крепких хозяйственников-фермеров на селе, как центральной единицы общины [8]. Существующее межрегиональное и внутрирегиональное неравенство приводит в некоторых регионах страны к четырехкратному разрыву между показателями уровня жизни в городах и в сельской местности и, соответственно, крайне дифференцированными показателями бедности в региональном разрезе [9].
В связи со значительной дифференциацией территорий России по демографическому, экономическому и социальному развитию все большее значение приобретает регионализация социальной политики в контексте преодоления сельской бедности. Это предполагает комплексный анализ масштабов и характеристик бедности на сельских территориях, выявление ее общих и специфических особенностей для разработки и имплементации наиболее оптимальных механизмов сокращения ее уровня. Несмотря на то, что изучению бедности и механизмов ее сокращения бедности посвящен ряд научных исследований и разработок [10-14], важность этих вопросов и их системное изучение на региональном уровне применительно к сельским территориям не теряют своей актуальности.
Методология исследования
Целью работы является анализ экономического благосостояния сельских семей в субъектах Сибирского федерального округа (СФО) в контексте территориального экономического и социального развития и выявление взаимосвязи основных показателей уровня жизни с масштабами бедности сельских территорий СФО.
Дизайн исследования базируется на методологических подходах отечественной статистики к определению показателей уровня жизни населения. В качестве источниковой базы использованы статистические данные по основным показателям уровня жизни (среднедушевые денежные доходы, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, уровень безработицы, уровень бедности и так далее), микроданные социологических наблюдений, проводимых Федеральной службой государственной статистики (Росстат), иные источники данных.
Одним из базовых инструментов, применяемых при построении стратегий по преодолению бедности, является профиль бедного населения, который позволяет определять масштабы бедности и анализировать основные характеристики низкодоходных групп населения.
Для аналитических целей данной работы с применением микроданных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН) Росстата за 2022 год были проанализированы сведения о численности сельского населения с душевыми денежными доходами ниже официально установленной в каждом из субъектов границы бедности, а также такие основные модальные характеристики таких домохозяйств, включая состав семей, отношение к занятости, по, возраст, образовательно-квалификационные характеристики главы домохозяйства и так далее.
Основные характеристики Сибирского Федерального округа
Сибирский Федеральный округ – один из крупнейших макрорегионов России (25,5% территории страны), где проживает 11,3% россиян. В состав округа входят три республики (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия), Алтайский край, Красноярский край, пять областей (Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область).
По данным за 2023 год, общая численность постоянного населения Сибирского федерального округа составляла 16,6 млн. человек. Самыми густонаселенными регионами округа являются Красноярский край и Новосибирская область (в 2023 г. - 2,8 млн. чел. и 2,7 млн. чел. соответственно), наименьшая численность постоянного населения регистрируется в пограничных республиках Тыва и Алтай (337,4 тыс. чел. и 210,7 тыс. чел соответственно).
Макрорегион характеризуется высоким уровнем урбанизации (на 01 января 2024 года – 75,1%), низкой плотностью населения (3,8 человек на 1 кв. метр, для сравнения – плотность населения самом густозаселенном Центральном Федеральном округе 62,03 чел./км²).
По итогам 2023 года наименьший удельный вес жителей сельских поселений в общей численности населения зарегистрирован в таких индустриально-развитых субъектах, как Кемеровская область-Кузбасс (13,5%), Новосибирская область (20,2%), Красноярский край (20,2%). Наибольшая доля жителей села зафиксирована в Республиках Алтай (69,4%), Тыва (44,2%), в Алтайском крае (41,5%).
Большой проблемой подавляющего большинства субъектов макрорегиона является сокращение рождаемости. Традиционно воспроизводство населения регионов Сибири обеспечивалось за счет сельской местности. Однако за последние годы произошло изменение параметров половозрастной структуры сибирского села (сокращение удельного веса женщин репродуктивного возраста, рост доли старших поколений), что привело к падению рождаемости в сельской местности и крайне негативно повлияло на демографическую ситуацию в целом.
Как показывает статистика, за последнее десятилетие села Сибири «потеряли» более чем 370 тыс. человек, перестав обеспечивать простое воспроизводство населения (рис.1). Наиболее высокими темпами сельское население «убывало» в Алтайском крае (в 2023 году сокращение численности сельского населения на 15,7% по сравнению с 2013 г.), в Кемеровской области (12,3%) и Омской области (13,1%). В этих же регионах зафиксировано самое значительное сокращение общей численности населения (Алтайский край -сокращение на 245,6 тыс. чел., Кемеровская область - 177,5 тыс. чел., Омская область - 142,3 тыс. чел.).
Рисунок 3. Демографические показатели Сибирского федерального округа в 2012-2023 г.г.
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [4]
Обладая огромными запасами природных ресурсов, округ занимает ведущие позиции по добыче полезных ископаемых, обладает развитой промышленностью, характеризующейся высокой долей наукоемких производств и высококвалифицированными кадрами.
Несмотря на суровые климатические условия, в Сибири производится десятая часть всей российской продукции агропромышленного комплекса (9,9% в 2023 году), который развивается на основе многоукладности с существенной долей участия крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) (в 2023 году каждый третий (35,6%) центнер зерна в округе был выращен в КФХ).
Имея общие сухопутные границы с такими странами, как Китайская Народная Республика, Казахстан, Монголия, а также обеспечивая устойчивые логистические поставки по Северному морскому пути, Сибирский Федеральный округ является одной из важнейших стратегических территорий страны, обеспечивающей позиции России на мировой арене.
В 2023 году, в условиях сильнейшего санкционного давления, экономика Сибири продемонстрировала рост, драйверами которого стали промышленное производство, обрабатывающая, пищевая промышленности, энергетика, фармацевтика, машиностроение. Завершено строительство крупных инфраструктурных проектов, в числе которых можно отметить Высокогорский мост через реку Енисей (Красноярский край), открытие нового терминала международного аэропорта Толмачево в Новосибирске, реконструкцию и строительство новых автомобильных дорог в Иркутской области и так далее.
Однако, несмотря на высокие позиции ряда субъектов СФО (Красноярский край, Новосибирская область, Иркутская область Омская область и др.) по показателям экономического развития, макрорегион находится на седьмом месте в рейтинге федеральных округов по уровню среднедушевых денежных доходов, значительно уступая по уровню благосостояния большинству федеральных округов России. Покупательная способность населения, несмотря на рост зарплат и денежных доходов в 2021-2023 годах, по-прежнему уступает среднероссийским значениям показателя (в 2023 году - 369,7) даже в самых благополучных субъектах СФО.
Рисунок 2. Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной регионального прожиточного минимума в регионах СФО, 2021-2023 г.г.
Источник: Росстат
Сравнительно невысокая материальная обеспеченность большинства населения округа находит отражение в показателях абсолютной бедности, которые, несмотря на очевидное снижение за период 2017-2023 г.г., остаются высокими по сравнению со среднероссийским уровнем (8,5% в 2023 году).
Рисунок 4. Уровень бедности в субъектах СФО в 2017-2023 годах
Источник: Росстат
Межрегиональные различия уровня жизни и их взаимосвязь с развитием территорий
В значительной степени повышенные и чрезвычайно дифференцированные в региональном разрезе показатели бедности в Сибири связаны с различиями в уровне жизни в городских и сельских поселениях. Рассмотрим это на примере Красноярского края и Республики Тыва.
Красноярский край входит в десятку регионов, формирующих половину ВВП страны (ВРП на душу населения в 2022 году – 1164,1 тыс. рублей). В этом же субъекте наблюдаются и самые высокие средние зарплаты в макрорегионе (в 2023 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, составила 80013,5 руб., по СФО – 64881,0 руб.). Высокий уровень оплаты труда в совокупности с низким уровнем безработицы (в 2023 году 2,0%), обуславливает самые «внушительные» среднедушевые денежные доходы населения в СФО (в 2023 году - 50368 рублей, в среднем по СФО – 42780 руб.), что, наряду с иными показателями уровня жизни (обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения и т.п.) «выводит» Красноярский край на лидерские позиции в рейтингах субъектов СФО. Однако уровень жизни в городских и сельских поселениях края имеет существенные различия, что оказывает непосредственное влияние на показатели бедности в регионе.
Неотъемлемой частью жизни жителей деревень и поселков Сибири является сельское хозяйство, поэтому ситуация с занятостью и уровнем оплаты труда занятых в этой сфере, в значительной степени определяет уровень жизни сельского населения края.
В 2023 году в сфере сельского хозяйства трудилось более 85 тысяч человек или 6,1% работающего населения Красноярского края [5]. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве превышал значение аналогичного показателя в целом по региону (49932,1 рублей, по СФО: 49 643,9 руб.), но значительно (в 1,6 раз) уступал среднему уровню оплаты труда по полному кругу организаций. При общем сокращении уровня безработицы в субъекте до рекордного в 2023 году уровня, безработица в сельской местности превысила значение показателя в городах в 1,7 раза (3,1% и 1,8% соответственно).
Наши расчеты, произведенные с применением микроданных ВНДН-2023, показали, что в 2022 году среднедушевые денежные доходы граждан, проживавших в сельской местности Красноярского края, уступали значению денежных доходов жителей городов приблизительно в 1,6 раза (26891 руб. и 43033 руб. соответственно).
Уровень располагаемых ресурсов жителей сельской местности за тот же период был несколько выше (преимущественно, за счет личного подсобного хозяйства), но также значительно (в 1,4 раза) уступал значению этого показателя в городах (33915,8 руб. и 38915,2 руб. соответственно).
Как следствие низких доходов от занятости и высокого по сравнению с городскими поселениями уровня безработицы удельный вес малоимущих в общей численности сельского населения Красноярского края в 3,8 раз превосходил показатели бедности в городах (34,1% и 8,8% соответственно [6]) и в целом по региону.
Столь существенный разрыв между доходами и показателями абсолютной бедности городского и сельского населения влияет на общий уровень бедности в Красноярском крае, который, несмотря на относительно высокий уровень жизни в городских агломерациях, превышает среднероссийское значение показателя (в 2023 году 12,7% и 8,5% соответственно), а невысокие темпы сокращения уровня бедности свидетельствуют о наличии хронических и плохо решаемых проблем в сельской местности.
Наименее существенный вклад в экономику СФО вносит Республика Тыва (ВРП на душу населения в 2022 году – 320,0 тыс. рублей). Особенностью субъекта является высокая доля сельского населения (в 2023 году - 44,2%), соответственно, уровень доходов сельского населения оказывает определяющее влияние на основные показатели уровня жизни в республике.
Этот приграничный регион, обладая уникальным географическим положением, крупными запасами водных, минеральных и иных природных ресурсов, специализируется на добыче полезных ископаемых, производстве продукции сельского хозяйства. В структуре экономики региона традиционно высока доля бюджетного сектора.
В силу удаленности от основных финансовых, промышленных центров, слабой транспортной доступности Республика Тыва длительное время относилась к группе регионов с самыми невысокими показателями экономического роста и уровня жизни. Ситуация в республике начала меняться к лучшему с поступлением в 2020-2023 г.г. значительных федеральных бюджетных инвестиций в добывающие отрасли, строительство, развитие транспортной инфраструктуры, что не замедлило сказаться на росте основных экономических показателей субъекта. Однако, несмотря на опережающие темпы роста ВРП (по прогнозам Минэкономразвития Республики Тыва, в 2023 году ожидается двухкратное превышение ВПР Тывы (101,6 млрд. рублей) по сравнению с данными за 2014 год [7]), средняя заработная плата работников, занятых в экономике субъекта, по-прежнему существенно уступает значениям аналогичных показателей регионов-лидеров СФО (в 2023 году - 57228 рублей, что в 1,4 раза ниже среднего уровня оплаты труда в Красноярском крае и в 1,3 раза ниже, чем в Иркутской области) (таблица 1).
В 2023 году в сфере сельского хозяйства региона трудилось 7,4% занятых в экономике республики. При этом средняя зарплата в сельском хозяйстве Тывы (в 2023 г. – 16317,5 руб.) в 3,0 раза уступала средней зарплате работников сельского хозяйства в СФО. Несмотря на значительное (за период 2017-2023 г.г. – в 2,7 раз) сокращение безработицы, ее уровень остается одним из самых высоких в СФО (в 2023 году – 6,6%), при этом уровень сельской безработицы практически в два раза превысил значение показателя в городах Тывы (9,3% и 4,9% соответственно).
Республика Тыва является лидером по производству зерна силами крестьянских (фермерских) хозяйств (в 2023 г. - 85,1% от всего объема зерна, произведенного в крестьянских (фермерских) хозяйствах округа). Эти хозяйства обеспечивают не только высокий уровень потребления собственных семей, но и обеспечивают рабочие места для односельчан, способствуя «оживлению» сел и деревень. КФХ способствуют сохранению сельского уклада жизни и развитию агротуризма, что привлекает жителей ближайших городов и, в целом, способствует развитию сельских территорий. Вместе с тем экономические риски фермерских хозяйств, безусловно, в значительной степени превышают риски крупных агропромышленных предприятий, что, как отмечают исследователи [15,16], приводит к последовательному сокращению численности малых форм хозяйствования, не выдерживающих конкуренции с более крупными агропредприятиями.
Как показывают данные статистики, несмотря на ежегодный рост среднедушевых денежных доходов тувинцев, их уровень в 2023 году (28920 руб.) в 1,7 раз уступал уровню денежных доходов в Красноярском крае и был в 1,4 раз ниже среднего значения по СФО. Покупательная способность денежных средств граждан республики по-прежнему остается самой низкой в регионе (в 2023 г. отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму составляло 199,2, в Красноярском крае – 315,7).
Согласно расчетам, произведенным нами по данным ВНДН-2023, среднедушевые денежные доходы сельского населения Республики Тыва в 2022 году, составляли 16435,1 руб., что было ниже уровня денежных доходов горожан (27885,5 руб.) приблизительно в 1,7 раза [8].
Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития субъектов Сибирского Федерального округа в 2023 году
|
Среднедушевые денежные
доходы, руб.
|
Отношение среднедушевых
денежных доходов к прожиточному минимуму
|
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, руб.
|
Среднемесячная заработная
плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого
предпринимательства), руб.
|
Удельный вес занятых в
сельском хозяйстве, % от среднегодовой численности занятых в экономике
|
Уровень безработицы в
сельской местности, 15 лет и старше, %,
|
Уровень бедности, %
| |
Город
|
Село
| |||||||
Российская Федерация
|
53 139,0
|
369,7
|
73596
|
54 634,60
|
6,00%
|
2,7
|
4,7
|
8,5
|
Сибирский федеральный
округ
|
42 780,0
|
|
64881
|
49
643,90
|
6,50%
|
2,9
|
5
|
|
Республика Алтай
|
34 244,0
|
253,4
|
50996
|
27 037,70
|
13,80%
|
5,5
|
10,7
|
16,5
|
Республика Тыва
|
28 920,0
|
199,2
|
57228
|
16 317,50
|
7,40%
|
4,9
|
9,3
|
23,5
|
Республика Хакасия
|
34 979,0
|
238,6
|
61250
|
43 216,40
|
5,60%
|
1,5
|
3,7
|
15,8
|
Алтайский край
|
36 315,0
|
283,8
|
45282
|
47 137,10
|
10,70%
|
2,5
|
5
|
13,3
|
Красноярский край
|
50 368,0
|
315,7
|
80013
|
49 932,10
|
6,10%
|
1,8
|
3,1
|
12,7
|
Иркутская область
|
42 268,0
|
277,4
|
72897
|
62 919,30
|
5,70%
|
3,2
|
5,4
|
13,2
|
Кемеровская область
|
39 400,0
|
301,2
|
65299
|
54 769,20
|
3,00%
|
3,3
|
4,1
|
9,8
|
Новосибирская область
|
49 347,0
|
335,1
|
61919
|
49 852,90
|
4,70%
|
2,9
|
5,6
|
9,6
|
Омская область
|
40 521,0
|
307,1
|
54527
|
43 931,60
|
10,90%
|
3,2
|
4,8
|
10,6
|
Томская область
|
41 213,0
|
284,9
|
64636
|
53 878,90
|
4,60%
|
3,7
|
4,9
|
11,3
|
За счет продукции личных подсобных хозяйств располагаемые ресурсы, которыми обладали сельские домохозяйства региона (в 2022 году - 20671,5 руб.), не столь существенно (приблизительно в 1,1 раз), как в Красноярском крае, отличались от располагаемых ресурсов горожан, но оставались при этом самыми низкими в сравнении с остальными субъектами округа.
Отсутствие или потеря работы в Тыве приводит за черту бедности 71,9% взрослого трудоспособного населения, менее всего малоимущих среди безработных было зарегистрировано в Красноярском крае (32,8%).
С учетом сложившейся в субъекте невысокой оплаты труда как по полному кругу организаций, так и в сельском хозяйстве, существующего разрыва в возможностях трудоустройства и эффективной занятости в городах и сельской местности каждый четвертый сельский житель региона (40,5% в 2022 г.) находился за чертой бедности (в городах удельный вес малоимущих составлял 14,0%), «оставляя» Тыву на последнем месте в рейтинге регионов СФО по показателю уровня бедности (23,3% в 2023 году).
Сельская бедность в субъектах СФО: масштабы и основные характеристики
Ситуация с бедностью в регионах СФО, несмотря на существенное (на 25,5% за период 2013-2023 г.г.) сокращение численности малоимущих, остается сложной. По последним актуальным данным Росстата, в 2023 году около 2 миллионов граждан СФО имело душевые денежные доходы ниже установленной границы бедности. При этом численность малоимущих граждан в составе населения варьировалась от 9,6% в Новосибирской области до 23,5% в Республике Тыва, что значительно превосходит среднероссийский уровень (8,5%) [9].
Анализ структуры малоимущего населения субъектов СФО показывает, что бедность в Сибири имеет как общие для всей страны, так и специфические региональные характеристики.
Согласно актуальным статистическим данным, в 2022 году большинство (54,6%) малоимущего населения СФО проживало в сельских населенных пунктах. Наименьшая доля сельских жителей в составе малоимущего населения была зарегистрирована в индустриально развитой Кемеровской области (29,1%), наибольшая - в Республике Алтай, где в сельской местности было сосредоточено 95,6% бедного населения.
В составе малоимущего населения всех субъектов СФО преобладали лица трудоспособного возраста, варьируясь от 49,6% в Республике Тыва до 60,8% в Хакасии, что характерно и для России в целом (53,9% по РФ).
Самые высокие показатели детской бедности были зарегистрированы в Республике Тыва, где 48,1% малоимущих были детьми в возрасте до 16 лет, самые низкие – в Республике Хакасия (33,9%) (по РФ – 39,5%).
Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе малоимущего населения варьировалась от 1,7% в Омской области до 7,0% в Томской области (по РФ – 6,6%).
Рисунок 5. Структура малоимущего населения субъектов СФО в 2022 году
Источник: Росстат
Расчеты по данным ВНДН-2022 показали, что наибольшую долю малоимущих сельских домохозяйств составляют семьи с детьми (70,6%). В большинстве (70,3%) таких домохозяйств родители или иные взрослые, несущие ответственность за благосостояние каждого члена семьи, были заняты в экономике.
Среди малоимущих работающих домохозяйств с детьми, проживающих в сельской местности, наибольший удельный вес приходится на семьи с двумя детьми (44,7%). Каждая третья такая семья (29,0%) была многодетной, В 26,3% наименее обеспеченных сельских семей СФО воспитывался один ребенок.
Чаще всего сельские семьи с одним ребенком проживают в Республике Алтай и в Алтайском Крае. В Алтайском крае главами таких семей, как правило, являются мужчины со средним профессиональным образованием, занятые в формальном секторе, чаще всего, в качестве операторов производственных установок и машин, сборщиков, водителей. В Республике Алтай, напротив, ответственность за доходы таких семей чаще несут женщины, занятые по найму в формальном секторе в качестве неквалифицированных работников.
В малоимущих сельских семьях с двумя детьми Алтайского края, Томской области, Республики Алтай доходы обеспечивают также, преимущественно, работающие отцы, занятые по найму на предприятиях и в организациях формального сектора в качестве операторов производственных установок и машин, сборщиков, водителей, работников сферы обслуживания и торговли. В Республике Тыва заботы о детях лежат, в основном, на плечах работающих женщин с высшим уровнем образования, занятых в формальном секторе, нередко в качестве специалистов высшего уровня квалификации.
Многодетные малоимущие семьи округа чаще всего живут в городах. Высокая концентрация сельских бедных семей была зарегистрирована только в Красноярском крае и в Томской области. При этом если в Красноярском крае наиболее очевидной причиной «перехода» за черту бедности является незанятость одного или обоих родителей или работа одного из них в частном секторе без оформления трудового договора, то в Томской области основными причинами бедности семьи являются низкий уровень образования и низкооплачиваемая работа (чаще всего – неквалифицированные рабочие) работающих отцов.
Таким образом, специфика сельской бедности в регионах Сибири во многом соответствует сложившимся общероссийским трендам. Бедность в Сибири, как и в большинстве регионов страны, имеет «сельское лицо». В сельских домохозяйствах с детьми в возрасте до 18 лет наличие работы, в основном, в формальном секторе экономики не обеспечивает минимальные потребности каждого члена семьи. Нередко заботы о детях в малоимущих домохозяйствах лежат на плечах женщин. Сокращению сельской бедности препятствует несоблюдение трудовых прав работающих родителей в случае их неофициального трудоустройства. Третий важнейший фактор бедности – отсутствие оплачиваемой работы в сельской местности, что, наряду со пространственными факторами (удаленность от городских агломераций, разветвленность транспортной инфраструктуры и т.п.) усугубляет положение таких семей.
Заключение
Как показал наш анализ на примере регионов СФО, сельская бедность распространена повсеместно, но ее уровень неоднороден и обуславливается, прежде всего, пространственным неравенством, которое в данном контексте относится к неравномерному распределению ресурсов и доходов между городскими и сельскими территориями.
За чертой бедности в сельских поселениях СФО, как правило, оказываются семьи с детьми, что характерно для большинства регионов страны. Главными причинами бедности таких домохозяйств являются отсутствие оплачиваемой работы или низкая зарплата работающих родителей, не обеспечивающая минимальные потребности каждого члена семьи. Сокращению сельской бедности препятствует неформальная занятость, при которой не всегда обеспечивается соблюдение трудовых прав работников. Нередко причинами попадания за черту бедности становятся потеря кормильца или развод, при котором, как правило, заботы о детях «ложатся на плечи» женщин.
Невысокие темпы развития сельских территорий не только «консервируют» показатели бедности в субъектах, но и влияют на сокращение рождаемости в сельской местности, которая перестала обеспечивать воспроизводство населения Сибири. Дифференциация уровня жизни между городом и селом приводит к внутренней трудовой миграции и «запустению» сельских территорий.
Причины «перетекания» сельского населения в города имеют, преимущественно, экономический характер. Большие города с лучшими условиями проживания, более развитой социальной инфраструктурой, большим спектром возможностей для трудоустройства и получения высоких зарплат привлекают молодёжь. Вместе с тем более стесненные условия жизни в крупных городских агломерациях препятствуют многодетности, что приводит к устойчивому сокращению рождаемости даже в самых благополучных с точки зрения уровня благосостояния городах Сибири.
Ключевыми механизмами решения проблемы сельской бедности могут стать: ориентация государственной политики на создание условий для роста трудовых доходов граждан, живущих в сельской местности путем поддержки не только крупных агропромышленных предприятий на сельских территориях, но и крестьянских фермерских хозяйств, развития сельской кооперации.
Помощь фермерству как фундаментальной основы развития сельских территорий должна включать в себя меры, направленные на повышение технико-технологической и кадровой обеспеченности КФХ, повышение доступности малых форм хозяйствования к рынкам сбыта. Важно стремиться к тому, чтобы фермерским хозяйствам была доступна современная высокопроизводительная сельскохозяйственная техника, семена и удобрения для земледелия, роботизированные комплексы для животноводческих ферм и др. Лучшие практики применения фермерами высоких технологий и получаемых результатов следует распространять как на региональном, так и на межрегиональном уровнях.
Важнейшим элементом развития сельских территорий должно быть решение вопросов, связанных с жилищной, транспортной обеспеченностью сельских территорий, возможностью получения качественных образовательных, медицинских, иных социальных услуг.
В настоящее время меры по развитию сельских территорий осуществляются в рамках ряда федеральных программ, наиболее значимой из которых является государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий", которая выполняется в каждом субъекте РФ под эгидой Минсельхоза России. Помимо этой программы в каждом из субъектов реализуются собственные программы, направленные на сокращение уровня бедности. Полагаем, что преодоление бедности сельских территорий требует синхронизации усилий всех государственных структур на всех уровнях управления, что предполагает более тесное межведомственное взаимодействие, выработку и принятие согласованных решений, направленных не только на сокращение абсолютной бедности путем социальной поддержки малоимущих, но и на повышение уровня жизни сельского населения в целом.
[1] IFAD Annual report-2023. – URL: https://www.ifad.org/documents/38714170/48731571/AR2023_web_e_FS.pdf/ecf6fe5b-6d24-4854-5670-20cce4f76cb6?t=1718195622344 (Дата обращения: 15.08.2024)
[2] Статистический сборник «Мониторинг показателей Целей устойчивого развития (ЦУР) в регионе СНГ 2018-2022». – URL: https://new.cisstat.org/documents/20143/870165/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%A6%D0%A3%D0%A02018-2022+%D1%81+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B9.pdf/8720e27b-4779-ccea-cd7c-a1707097ed50?t=1710412551886 (Дата обращения 03.07.2024)
[3] Здесь и далее: Росстат. Неравенство и бедность. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения 06.07.2024)
[4] Здесь и далее: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). – URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 12.07.2024)
[5] Росстат. Итоги выборочного наблюдения рабочей силы. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 10.08.2024)
[6] Расчеты авторов по данным ВНДН-2023
[7]ВРП Тувы увеличился в 2,2 раза за 10 лет. – URL: https://rtyva.ru/press_center/news/economy/56409/ (дата обращения 10.08.2024)
[8] Расчеты авторов по данным ВНДН-2023
[9] Росстат. Неравенство и бедность. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения 10.08.2024)
Источники:
2. Римашевская Н.М., Мигранова Л.А. Социально-экономическое неравенство в России // Народонаселение. – 2016. – № 3 (73). – c. 17-33.
3. Роик В. Д. Экономика развития: неравенство, бедность и развитие. / Учебное пособие. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательство ЮРАЙТ, 2020. – 474 c.
4. Бобков В. Н., Долгушкин Н.К., Одинцова Е.В. Неравенство человеческого потенциала и условий его реализации в городе и на селе: риски и возможности // Вестник Российской академии наук. – 2023. – № 6. – c. 556-565. – doi: 10.31857/S086958732306004X.
5. Разумов А. А., Селиванова О. В. Бедность в России: региональные особенности и перспективные инструменты снижения ее уровня // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4(45). – c. 75-88. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88.
6. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Незанятость родителей: одна из причин бедности в семьях с детьми // Народонаселение. – 2023. – № 2. – c. 40-51. – doi: 10.19181/population.2023.26.2.4.
7. Сальников С. Г. Истинные масштабы сельской бедности в России // Никоновские чтения. – 2020. – № 25. – c. 16-20.
8. Каменская Е. В. Бедность сельского населения — глобальная проблема сельских территорий России // Молодой ученый. – 2016. – № 9(113). – c. 997-999.
9. Пациорковский В.В. Причины бедности в сельских сообществах // Никоновские чтения. – 2020. – № 25. – c. 16-20. – doi: JGZBUY.
10. Бондаренко Л.В. Социально-экономические различия между городом и деревней: научные воззрения и отечественная практика // Вестник Российской академии наук. – 2018. – № 10. – c. 868-877.
11. Минаков А. В., Эриашвили Н. Д. Оценка уровня бедности в России и дополнительные меры по ее снижению в регионах // Вестник Московского университета МВД России. – 2024. – № 1. – c. 204-211. – doi: 10.24412/2073-0454-2024-1-204-211.
12. Туровский Р. Ф., Сухова М. С. Вызовы региональной социально-экономической поляризации в России: успешна ли государственная политика? // Политическая наука. – 2024. – № 1. – c. 14-50. – doi: 10.31249/poln/2024.01.01.
13. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Специфика бедности в Дальневосточном федеральном округе // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 485-502. – doi: 10.18334/et.9.2.114148.
14. Разумов А. А., Селиванова О. В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 1(50). – c. 83-93. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93.
15. Шевчук И. А., Котелевская Ю. В. Обзор состояния бедности в Севастополе: особенности регионального управления // Финансовый менеджмент. – 2023. – № 5-2. – c. 130-138. – doi: 10.25806/fm5-22023130-138.
16. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в российском АПК // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 2. – c. 153-162. – doi: 10.18334/ppib.9.2.114669.
Страница обновлена: 24.10.2024 в 10:08:33