Совершенствование государственной поддержки субъектов масложирового подкомплекса АПК Сибирского федерального округа

Чепелева К.В., Овсянко Л.А., Москаленко С.В.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Чепелева К.В., Овсянко Л.А., Москаленко С.В. Совершенствование государственной поддержки субъектов масложирового подкомплекса АПК Сибирского федерального округа // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.11.4.121769.



Введение.

В последние годы в России цены на зерновые находятся в состоянии стагнации, а на масличные культуры при относительно сопоставимой себестоимости производства - на уровне в среднем в два-три раза выше. В стране запланированы масштабные проекты по организации переработки масличных культур, что влечет за собой увеличение внутреннего спроса на масличное сырье и соответственно способствует росту их посевных площадей. Положительная динамика развития масложирового подкомплекса агропромышленного комплекса (АПК) в регионах страны наблюдается в результате государственной поддержки масличного производства в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» и соответствующих региональных проектов в субъектах РФ.

Активный спрос, изменения природно-климатических условий и развитие агротехнологий, а также более высокая экономическая эффективность масличного производства, по сравнению с зерновыми культурами, в том числе благодаря государственному финансированию стали стимулом для увеличения посевов масличных культур сельскохозяйственными товаропроизводителями в Сибирском федеральном округе (СФО). В этой связи, дальнейшее развитие масложирового подкомплекса АПК СФО в рамках экспортно-ориентированной модели требует учета национальных интересов и мер поддержки для организации эффективной хозяйственной и экспортной деятельности субъектами подкомплекса.

Цель исследования заключается в обосновании необходимости совершенствования мер государственной поддержки и определении их перспективных направлений для субъектов масложирового подкомплекса АПК СФО в условиях развития агроэкспорта и масложировой отрасли в стране.

Обозначенная цель определила решение следующих задач исследования:

1. Определена роль субъектов СФО в производстве масличных культур России.

2. Дана характеристика масложирового подкомплекса АПК СФО, определены его проблемы и перспективы в условиях развития агроэкспорта.

3. Проанализированы меры бюджетной поддержки субъектов масложирового подкомплекса АПК СФО и предложены пути их совершенствования.

В работе использованы данные Росстата, Министерства сельского хозяйства России, Министерств сельского хозяйства субъектов СФО, в т.ч. Красноярского края, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России.

Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, приемы графического представления информации.

Основная часть.

В России выращивают различные масличные культуры, которые являются основной производства разнообразной продукции. Среди них «традиционные»: семена подсолнечника, рапса, соевые бобы, а также «нишевые»: семена льна, рыжика, горчицы, сафлора, конопли и др. [1].

В 2022 году среди ведущих регионов РФ в производстве подсолнечника, в порядке их убывания в тыс. т: Саратовская (2217), Ростовская (1844), Оренбургская (1387) области, Краснодарский край (1303), Воронежская (1232), Волгоградская (1226), Самарская (1004) области, Алтайский край (899), Тамбовская (823) область и Ставропольский край (540). Т.е. один из регионов - это субъект СФО, Алтайский край [2].

В том же году в ТОП-10 регионов РФ по производству другой масличной культуры - рапса вошли в порядке их убывания следующие субъекты РФ, в тыс. т: Красноярский (428), Ставропольский (317), Алтайский (298) края, Кемеровская (291), Тульская (239) области, республика Татарстан (231), Новосибирская (215), Брянская (196), Орловская (192) области [2]. Т.е. в рейтинг включены четыре субъекта СФО - это Красноярский и Алтайский края, Кемеровская и Новосибирская области.

В 2022 году в ТОП-20 регионов РФ входили пять регионов СФО ‒ это Красноярский, Алтайский края, Кемеровская, Омская, Иркутская области, на которые приходилось треть от общего объема валовых сборов семян рапса в России (рисунок 1).

Рисунок 1 - Доля ТОП-20 регионов в общем объеме валовых сборов семян рапса в России в 2022 году, % [3]

В 2022 году ведущие регионы РФ по производству сои в порядке их убывания, в тыс. т: Амурская (1560), Курская (668), Белгородская (523) области, Приморский (523), Краснодарский (404) край, Воронежская (321), Тамбовская (295), Липецкая (261), Орловская (245), Алтайский край (191) [2]. Т.е. один из регионов - это субъект СФО, снова Алтайский край.

Основным центром производства семян льна масличного в России является Сибирский федеральный округ. В этой связи, в 2022 году ТОП-5 регионов РФ по производству льна вошли в порядке их убывания, в тыс. т: Алтайский край (271), Омская (179), Курганская (172), Ростовская (135), Новосибирская (115) области [2]. Т.е. три субъекта СФО из пяти по РФ - Алтайский край, Омская и Новосибирская области. В 2023 году на долю СФО приходилось 30,8% от общего объёма семян льна, или 355,3 тыс. т [4].

В результате, субъекты СФО играют ведущую роль в производстве масличных культур РФ. В округе доминирующими масличными культурами в их посевных площадях являются рапс яровой, подсолнечник, лен масличный (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура посевных площадей масличных культур в СФО, в 2022 г., % [5]

Наиболее диверсифицированной структурой посевных площадей масличных культур обладает Алтайский край, в котором осуществляется масличное производство практически всех возделываемых масличных культур в округе. Среди них в порядке их убывания − это подсолнечник, рапс яровой, лен масличный, соя, горчица, рыжик (рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура посевных площадей масличных культур в субъектах СФО в 2022 г., % [5]

В Красноярском крае, преобладающей масличной культурой является рапс яровой, как и в Иркутской, Кемеровской, Томской областях, республиках Тыва и Хакасия. В Новосибирской области, в основном возделывают рапс яровой, лен масличный, подсолнечник, сою, а в Омской области − это лен масличный, рапс яровой, подсолнечник.

В целом, посевная площадь масличных культур в хозяйствах всех категорий СФО в 2022 г. составила 2771 тыс. га, или 163% к 2018 году, их доля в общей посевной площади РФ − 14,3% [5]. При этом, доли посевных площадей масличных культур в субъектах СФО остаются незначительными (от 2 до 18%). В 2022 году объём производства масличных культур субъектами СФО составил 3,4 млн. т, или 168% к 2018 г. и обеспечил вклад в валовый сбор РФ – 11,5% [5].

Развитие переработки масличного сырья в регионах Сибири увеличивает производство масложировой продукции среднего технологического передела, в частности пищевых масел растительных нерафинированных. Так, в 2022 г. производство масел растительных и их фракций (нерафинированные) в СФО составило 476 тыс. тонн, или 187% к 2018 году, доля СФО в производстве РФ растет и в 2022 г. составила 6% [5]. Наибольший вклад в производство масел растительных и их фракций в СФО вносят Алтайский край, Омская и Иркутская области, что свидетельствует о наличии мощностей по переработке и развитии масложировой промышленности в регионах округа [6]. Совсем отсутствуют производства, а, следовательно, и переработка масличных культур в республиках округа ‒ Хакассия, Тыва, Алтай [6]. Наименьший вклад – это менее 5% в производство масел растительных и их фракций вносят такие субъекты СФО как Новосибирская и Кемеровская области, Красноярский край [6].

С 2019 г. по 2022 г. экспорт масложировой продукции СФО увеличился на 162% и в 2022 году составил 416,3 млн долл. США [7]. Регионами-лидерами СФО по объёму экспортной выручки от реализации масложировой продукции являются Алтайский край, Новосибирская и Омская области [6]. За анализируемый период с 2019 г. по 2022 г. товарная номенклатура экспортируемой масложировой продукции регионов СФО включала следующие масличные культуры и продукты их переработки [6].

В структуре экспортной выручки от масложировой продукции субъектов СФО от 63 до 72% ее общего объема приходилось на семена масличных культур, т.е. масличное сырье [6]. Сибирь обеспечивает 35% всего экспорта семян рапса из РФ и 31% масличного льна [5]. Это обусловлено, в том числе тем, что уровень переработки семян льна масличного в России ниже, чем семян подсолнечника и соевых бобов [4]. За 2018–2022 гг. потребление семян льна масличного в России выросло с 161,0 тыс. т до 322,7 тыс. т [4]. Оно было вызвано ростом спроса на масличный лен в обрабатывающей промышленности внутри страны [4]. Однако, российское производство семян льна масличного остается ориентированным, прежде всего, на экспорт сырья, а не на переработку с дальнейшей реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынках [4].

Данные Россельхознадзора подтверждают факт того, что работа действующих экспортеров масложирового подкомплекса АПК субъектов СФО организована исключительно на сырьевых рынках. Так, 2378 предприятий экспортировали масличное сырье в 2022 г. и всего 102, или 4,3% от общего их числа растительные масла.

Положительная динамика экспорта продукции масложирового подкомплекса АПК в регионах СФО наблюдается благодаря реализации региональных проектов «Экспорт продукции АПК» (далее региональный проект) и государственной поддержке масличного производства [6]. Анализируя мероприятия и финансовое обеспечение региональных проектов субъектов СФО, следует отметить, что в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Иркутской, Томской, Омской, Кемеровской областях, т.е. в семи из десяти регионов округа предусмотрены меры по предоставлению субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур, осуществляемые преимущественно за счет средств федерального бюджета (таблица 1).

Наибольший объём субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур в рамках региональных проектов за весь период их реализации имеют следующие субъекты округа в порядке их убывания: Алтайский край - 1070 805 тыс. руб., Иркутская область - 913 919 тыс. руб., Новосибирская область - 804 444 тыс. руб., Красноярский край - 528 924 тыс. руб. В республиках Тыва и Алтай не предусмотрено финансовое обеспечение реализации региональных проектов, в Хакасии все мероприятия запланированы из внебюджетных источников.

Мероприятия региональных проектов прежде всего ориентированы на достижение результатов, в частности физические и стоимостные показатели. Физический показатель заключается в приросте объема производства масличных культур (в тоннах) за счет государственной поддержки [8]. Стоимостной показатель определяет размер объема экспорта продукции АПК региона. Однако, учитывая тот факт, что переработка не во всех регионах СФО одинаково развита, особорую популярность обретают меры поддержки, направленные на возмещение части затрат организациям, осуществляющих выращивание масличных культур, а не их переработку [6].

Таблица 1 - Результаты и финансовое обеспечение реализации региональных проектов «Экспорт продукции АПК» в субъектах СФО, тыс. руб. (составлено авторами по данным порталов министерств сельского хозяйства субъектов СФО)




Наименование результата
Объем финансового обеспечения по годам

Всего:
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Красноярский край
1.
Прирост объема производства масличных культур

9493
148569
319377
51485

528924
2.
Компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции





7400


7400
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:

9493
148569
319377
58885

536324
Новосибирская область
1.
Прирост объема производства масличных культур

60741
120451
370047
253205

804444
2.
Обеспечена аккредитация и (или) расширена область аккредитации в национальной системе аккредитации ветеринарных лабораторий




42980

4167


47147
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:

60741
120451
413027
257372

851591
Алтайский край
1.
Обеспечено стимулирование ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции



1382




1382
2.
Субсидии на реализацию мероприятий в области государственной поддержки производства масличных культур


192703

303557

287728

286817


1070805
3.
Обеспечена аккредитация и (или) расширена область аккредитации в национальной системе аккредитации ветеринарных лабораторий




42980

62529


105509
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:

192703
304939
330708
349346

1177696
Иркутская область
1.
Предоставление субсидий на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения



48750




48750
2.
Государственная поддержка аккредитации ветеринарных лабораторий в национальной системе аккредитации




7565

846


8411
3.
Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на развитие пищевых и перерабатывающих производств и по кредитам на закупку сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья для последующей промышленной переработки и (или) промышленного производства продовольственных товаров


2305

2630

851

5000

14724

25510
4.
Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), предметом которых являются техника, грузовые и специализированные автомобили, технологическое оборудование для пищевых и перерабатывающих производств


5266

3608

18864

19068

10 000

46806
5.
Предоставление грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы пищевых и перерабатывающих производств

76506

39884

31641

29976

40 000

30000

208007
6.
Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением мероприятий по продвижению продовольственных товаров на российские и зарубежные рынки

3684

2800

923

942

5785

2972

17106
7.
Проведение демонстрационных мероприятий, формирование коллективных экспозиций компаний на российских и международных выставках

3000

2985

2438


3932

2700

15055
8.
Субсидии на реализацию мероприятий в области государственной поддержки производства масличных культур


29291

210146

155274

77 440

441768

913919
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:
83190
82531
300136
213473
152071
502164
1333564
Томская область
1.
Предоставление субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур





49764

49909

99673
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:




49764
49909
99673
Омская область
1.
Предоставление субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур


50000

67000

76700

91400


285100
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:

50000
67000
76700
91400

285100
Кемеровская область
1.
Предоставление субсидий на стимулирование увеличения производства масличных культур





18400


18400
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:




18400

18400
Хакасия
1.
Создание новой товарной массы продукции АПК, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий

627100

393300

412000

456600

475600

510800

2875400
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ:
627100
393300
412000
456600
475600
510800
2875400

В соответствии с распоряжением правительства РФ от 13 октября 2022 г. стимулирование увеличения возделывания масличных культур до 2024 г. продолжится в рамках реализации федерального проекта. Указанные обстоятельства позволяют судить о том, что экспорт масложировой продукции СФО в перспективе сохранит сырьевую ориентацию, где основными товарными позициями будут масличные семена [6]. Этому будут способствовать низкие темпы развития масложировой промышленности в отдельных регионах СФО, а также некоторые исключения, предусмотренные в документе о временном запрете на вывоз рапса из РФ [6]. В целом, обозначенные факторы и другие ограничения могут отразиться на результатах реализации региональных проектов в субъектах округа.

В этой связи, в рамках региональных проектов субъектов СФО наряду с субсидиями на поддержку выращивания масличных культур требуют реализации меры, способствующие развитию переработки масличных культур в готовую продукцию различного технологического передела. В стратегической перспективе необходимо учитывать тенденцию роста спроса на готовую масложировую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Также требуются дополнительные меры поддержки развития масложировой отрасли и субъектов масложирового подкомплекса АПК, а также усиление их финансового обеспечения, учитывая то, что наблюдается прямая зависимость эффективности возделывания масличных культур от бюджетных ассигнований подотрасли [6]. Существующие меры поддержки формируют сырьевой формат реализации экспортно-ориентированной модели экономического развития масложирового подкомплекса АПК и не стимулируют развитие масложировой промышленности в регионах СФО.

Опираясь на данные Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России на период до 2024 г. следует отметить следующее.

Во-первых, на территории страны запланированы 395 экспортно-ориентированных инвестиционных проектов, включая масложировую отрасль.

Во-вторых, в масложировой отрасли предусмотрена реализация 52-х проектов, структура которых в зависимости от конечной продукции включает преимущественно продукцию среднего технологического передела (растительные масла, жмыхи/шроты, лецитин и др.) - 48, или 92,3% и высокого - 4, или 7,7% соответственно.

При этом, перспективы развития в России имеет продукция масложирового подкомплекса АПК как среднего технологического предела, так и высокого. Так, растительное масло может быть использовано как в пищевой, так и в химической и текстильной промышленности. Отходы получаемые в результате производства растительных масел – жмых/шрот являются ценными высокобелковыми концентрированным кормом для сельскохозяйственных животных и входят в состав многих комбикормов [9]. Наряду с этим, учитывая, что жмыхи и шроты содержат много белка они широко используются при производстве белково-витаминных добавок. Производство широкого ассортимента продуктов переработки масличных культур и реализация концепции безотходного производства позволяют повысить рентабельность производства растительных масел по причине снижения себестоимости и производственных потерь, а также увеличения выхода продукции [9]. Безотходные технологии освоены в большинстве развитых стран: США, Японии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Германии и др. [9]. Огромный потенциал имеет растущий рынок биопродукции [9]. Из-за недостаточного развития данных технологий в России наблюдается низкий уровень потребления продукции на основе растительного сырья и стабильная структура питания населения, которая характеризуется не сбалансированным рационом по жирно-кислотному составу. Одной из тенденций мирового продовольственного рынка - это развитие глубокой переработки масличного сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью. Ключевыми сегментами рынка продуктов глубокой переработки масличных культур являются растительные белки, витамины, биотопливо и многое другое [10]. Существенные резервы наращивания доли продукции глубокой переработки масличных культур имеются и на внутреннем рынке страны.

В-третьих, география реализации инвестиционных проектов характеризуется относительно высоким уровнем территориальной диверсификации. Так, в тройку лидеров по количеству проектов входят: Центральный (99 ед.), Приволжский (81 ед.) и Сибирский (50 ед.) округа, по объему инвестиций: Центральный (398 млрд руб.), Приволжский (295 млрд руб.) и Дальневосточный (179 млрд руб.) [11].

В-четвертых, Сибирский федеральный округ занимает шестое место с суммой инвестиций 72 млрд руб. На территории округа запланированы и реализуются более «дешевые» проекты, которые связаны с модернизацией предприятий АПК [4, 11]. «Дорогие» проекты характерны для Дальневосточного федерального округа, где запланированы высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, направленные на глубокую переработку, в том числе масличных культур [4].

Анализируя структуру инвестиций экспортно-ориентированных проектов, запланированных и уже реализуемых в СФО следует отметить, что преимущественно это проекты по глубокой переработке зерна - 40%, пищевая промышленность - 30%, мясная промышленность - 12%, масложировая промышленность - 10% [11]. Пять экспортно-ориентированных проектов по развитию масложировой отрасли планируются в СФО и пока ни одного проекта по глубокой переработке масличных культур [4, 11]. Основная часть проектов по развитию масложировой отрасли планируется к реализации в Приволжском, Центральном и Северо-Западном округах, по глубокой переработке масличных культур в Дальневосточном федеральном округе [11].

В частности, для реализации обозначенных проектов в одном из регионов СФО – в Красноярском крае с 2024 года предусмотрена государственная поддержка предприятий, реализующих инвестиционные проекты по переработке масличных культур, включающая федеральные и региональные меры.

Так, федеральные меры предусматривают возмещение части затрат при создании объектов по переработке масличных культур (объем переработки свыше 100 000 т в год) - 25 % фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости объекта. Региональные меры предполагают возмещение части затрат при создании объектов по переработке масличных культур (объем переработки до 100 000 т в год) - 25% фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости объекта, 30% на приобретение техники и оборудования. Предоставление гранта в форме субсидии на реализацию инвестиционных программ с общим объемом инвестиций до 150,0 млн рублей – 50 % от суммы инвестиционной программы на строительство и (или) реализацию объектов по переработке масличных культур и приобретение оборудования.

Однако, важно отметить, что экспортно-ориентированные инвестиционные проекты по развитию масложировой отрасли по целевой направленности, как правило, нацелены на расширение производственных мощностей и их модернизацию и реконструкцию и имеют средние стоимость - 3,6 млрд руб. и срок реализации - 3,2 года [4]. В свою очередь, рост средней стоимости проектов по сравнению с 2022 г. наблюдался у проектов по глубокой переработке масличных культур – 9,6 млрд рублей (+41%), что обусловлено увеличением объемов инвестиций в ходе реализации заявленных проектов, а также запуском новых проектов в отрасли [4]. Кроме того, все проекты по глубокой переработке масличных культур предполагают новое строительство, что также оказывает влияние на увеличение инвестиционных затрат [4]. Указанные факты, включая предусмотренные меры государственной поддержки в рамках регионального проекта в рассматриваемом субъекте округа указывают на отсутствие доступного и достаточного финансирования для реализации проектов по переработке масличного сырья.

Смягчению негативного эффекта такого барьера, как высокая средняя стоимость экспортного проекта в текущих экономических условиях способствует усиление государственной поддержки отрасли в субъектах СФО [12-16]. Эффективные меры бюджетной поддержки позволят субъектам масложирового подкомплекса АПК СФО успешно осуществить планы по реализации инвестиционных проектов и способствовать раскрытию их экспортного потенциала.

Заключение.

В результате исследования решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

Субъекты СФО вносят существенный вклад в выращивание масличных культур в России и формирование сырьевой базы масложирового подкомплекса АПК страны. Стимулирует развитие масличного производства в субъектах СФО государственная поддержка в виде субсидий на увеличение производства масличных культур в рамках реализуемых региональных проектов «Экспорт продукции АПК». Субъекты СФО обеспечивают больше трети всего экспорта семян рапса и льна масличного из РФ. Однако до 2024 г. на территории округа не запланированы экспортно-ориентированные проекты по глубокой переработке масличных культур.

Неразвитость переработки масличных культур в регионах СФО и государственная поддержка, направленная на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат организациям, осуществляющим производство масличных культур, формируют сырьевую экспортно-ориентированную модель экономического развития масложирового подкомплекса АПК, которая характеризуется низкой добавленной стоимостью масложировой продукции и зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Неиспользование технологий безотходного производства при переработке масличных культур субъектами масложирового подкомплекса АПК СФО не дает возможности достигать высокой экономической эффективности. Отсутствие доступного и достаточного финансирования инвестиционных проектов по развитию масложировой промышленности, в том числе с учетом их удорожания в новых экономических реалиях ограничивает реализацию производственного потенциала субъектов масложирового подкомплекса АПК СФО.

Развитие и усиление государственной поддержки субъектов масложирового подкомплекса АПК на всех этапах: производство, переработка, реализация, включая внедрение безотходных технологий в масложировой промышленности, а также реализация «дорогих» экспортно-ориентированных проектов по переработке масличного сырья в субъектах СФО позволит округу раскрыть экспортный потенциал и обеспечить устойчивое присутствие на мировом рынке продовольствия в условиях развития агроэкспорта страны. Важнейшим приоритетом является также наращивание доли продукции глубокой переработки масличных культур на внутреннем рынке страны и формирование культуры потребления продуктов со сбалансированным жировым составом.


Страница обновлена: 24.09.2024 в 15:37:15