Сельский рынок труда Новосибирской области: состояние и проблемы развития
Капелюк З.А.1, Васильева Т.О.1
1 Сибирский университет потребительской кооперации, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 5 (Май 2020)
Цитировать:
Капелюк З.А., Васильева Т.О. Сельский рынок труда Новосибирской области: состояние и проблемы развития // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 5. – С. 457-470. – doi: 10.18334/et.7.5.106677.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42994418
Цитирований: 9 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования динамики сельского рынка труда Новосибирской области за период реализации стратегических программ социально-экономического развития сельских территорий. Для анализа использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, базы предприятий и организаций Ruslana. Проанализировано соответствие индикаторов сельского рынка труда целевым значениям, определенным Стратегией устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года. В число основных проблем на рынке труда Новосибирской области, выявленных в результате анализа, входят снижение уровня занятости сельского населения, снижение численности рабочей силы сельских территорий, монопсонический характер рынка труда, низкая мобильность рабочей силы. Сделан вывод, что сельская безработица по своему типу является преимущественно структурной
Ключевые слова: Сельская местность, занятость, рынок труда, безработица
JEL-классификация: J20, J43, R58, L52, O21
Введение. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года, к важнейшим целям государственной политики относится повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения [1]. Состояние рынка труда сельской территории, ее кадровый потенциал, уровень занятости и безработицы во многом определяют уровень доходов сельского населения, его материальное благосостояние и оказывают влияние на ее экономическое развитие.
Проблемы сельского рынка труда как России в целом, так и отдельных ее территорий привлекают активное внимание отечественных ученых.
Изучению социально-экономического развития сельских территорий посвящены научные работы член-корреспондента РАН Л.В. Бондаренко. По ее мнению, ключевыми проблемами сельского рынка труда являются снижение численности сельского населения и наличие значительной безработицы [2] (Bondarenko, 2015). В статье С.Д. Капелюка и Ф.А. Шаклеина утверждается, что негативная динамика занятости усугубляется старением населения, миграционным оттоком и ускоренным сокращением численности специалистов и квалифицированных рабочих, производящих товарную продукцию [5] (Kapelyuk, Shaklein, 2019). Среди других проблем в области занятости в литературе отмечаются высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 30 лет, значительное отставание от города по уровню образования работников, значительные масштабы образовательно-профессионального несоответствия [7] (Lishchuk, 2020).
Такие авторы, как Э.И. Позубенкова, П.С. Позубенков, отмечают, что при анализе сельского рынка труда необходимо учитывать значительное число факторов, оказывающих на него воздействие. По их мнению, помимо демографической структуры и движения населения, экономической активности в число таких факторов входят динамика валового регионального продукта, отраслевая специфика региона, региональная инвестиционная политика, стадии делового цикла [8] (Pozubenkova, Pozubenkov, 2017). Указанные факторы имеют значительную региональную специфику, что обуславливает масштабную региональную дифференциацию сельского рынка труда.
В работах С.В. Бизина, Т.А. Смирновой изучается специфика региональных рынков труда [1, 9] (Bizin, 2018; Smirnova, 2019). Из их работ можно сделать вывод, что анализ сельского рынка труда отдельных регионов страны представляет особый интерес. Это связано с тем, что формирование рынка труда на селе в конкретном регионе часто оказывается под влиянием его географического положения, протяженности, развитости дорожно-транспортной инфраструктуры, отраслевой структуры региона. При этом не в полной мере изучены проблемы занятости на селе в регионах с высоким уровнем урбанизации.
Для решения проблем в области сельского рынка труда, уровня и качества жизни сельского населения требуется научно обоснованное стратегическое планирование социально-экономического развития сельских территорий. В этой связи с начала 2000-х годов активизировалась разработка стратегических планов и программ в данном направлении, приняты программные документы на национальном уровне. Важное значение для определения эффективности стратегического планирования развития сельских территорий имеет оценка степени достижения целевых индикаторов, отражающих ситуацию на рынке труда. При этом в силу значительной региональной специфики сельского рынка труда данный анализ целесообразно проводить на уровне отдельных регионов. Подобные исследования все еще редки, следует отметить статью Е.Ф. Злобина, Н.С. Студенниковой, М.Г. Полухиной, в которой проведен анализ достижения целевых ориентиров в регионах Центрального федерального округа, однако в их работе исследован только один индикатор – уровень занятости сельского населения [4] (Zlobin, Studennikova, Poluhina, 2017).
Цель исследования – проанализировать динамику сельского рынка труда Новосибирской области за период реализации стратегических программ в области устойчивого развития сельских территорий, определить степень достижения целевых индикаторов и выявить проблемы, препятствующие их достижению.
Для проведения исследования привлечены статистические показатели по рынку труда в Российской Федерации и Новосибирской области за 2014–2019 годы. В качестве информационной базы исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), материалы Федеральной службы по труду и занятости, материалы выборочного обследования рабочей силы Росстата, данные статистической базы Ruslana, нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Результаты исследования. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года принята распоряжением Правительства РФ в 2010 году. Для реализации основных направлений Концепции распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р была утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Одной из основных целей Стратегии является обеспечение занятости, рост уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов.
В Стратегии определены 18 целевых показателей устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. Целевыми показателями, характеризующими рынок труда, являются уровень занятости сельского населения, отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике.
В соответствии со Стратегией одним из главных целевых показателей принят уровень занятости сельского населения, который должен достигнуть по итогам реализации запланированных мероприятий 65,5%. В качестве базового показателя был принят уровень занятости сельского населения 2013 года, составляющий в среднем по России 60,2%.
Сопоставление фактических значений уровня занятости сельского населения с целевыми представлено в таблице 1. Следует отметить, что до 2016 года включительно Росстат публиковал уровень занятости в расчете на население в возрасте от 15 до 72 лет, а с 2017 года – от 15 лет и старше. Для сопоставимости данных мы используем оценки уровня занятости за 2017–2019 годы по старой методике (поскольку именно на ее основе определено значение целевого показателя в Стратегии).
Согласно данным, приведенным в таблице 1, в 2014 году фактический уровень занятости сельского населения в Новосибирской области был близок к целевому значению и составил 60,3%, тогда как в целом по Сибирскому федеральному округу данный показатель был ниже целевого значения на 3,4 п.п. В последующие годы наблюдается тенденция увеличения разрыва между фактическим и целевым уровнем занятости сельского населения как в целом по стране, так и в Сибирском федеральном округе и Новосибирской области.
Таблица 1
Сопоставление фактических значений уровня занятости
сельского населения с целевыми показателями Стратегии за 2014-2019 годы
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
| ||||||
фактическое
значение
|
целевое значение
|
фактическое
значение
|
целевое значение
|
фактическое
значение
|
целевое значение
|
фактическое
значение
|
целевое значение
|
фактическое
значение
|
целевое значение
|
фактическое
значение
|
целевое значение
| |
Российская
Федерация |
60,6
|
60,5
|
60,7
|
60,8
|
60,7
|
61,1
|
59,7
|
61,4
|
59,6
|
61,7
|
58,4
|
62,0
|
Сибирский федеральный округ
|
57,1
|
60,5
|
57,3
|
60,8
|
57,4
|
61,1
|
55,4
|
61,4
|
56,4
|
61,7
|
54,9
|
62,0
|
Новосибирская область
|
60,3
|
60,5
|
58,9
|
60,8
|
58,8
|
61,1
|
56,5
|
61,4
|
55,1
|
61,7
|
55,9
|
62,0
|
Наиболее существенное снижение фактического уровня занятости сельского населения произошло в 2017 году. В Новосибирской области фактический уровень занятости сельского населения был ниже целевого на 4,9 п.п. В последующие два года ситуация ухудшилась, что говорит о серьезных системных проблемах сельского рынка труда не только в Новосибирской области, но и в целом по стране.
Важной тенденцией является устойчивое сокращение численности работников в традиционной сфере занятости сельского населения – сельском хозяйстве. В Новосибирской области в течение анализируемого периода доля сельских жителей, занятых в данной отрасли, сократилась почти на 10 п.п. В то же время при уменьшении численности занятых в аграрном секторе происходит увеличение объема производства продукции в сельском хозяйстве. По данным Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, в 2018 году объем валовой продукции сельского хозяйства региона составил 77,7 млрд рублей, что на 1,1% выше показателя предшествующего года.
Рост объема продукции сельского хозяйства, сопровождаемый снижением численности занятого населения в аграрном секторе, позволяет сделать вывод, что в данном секторе экономики происходит переход на инновационные модели управления и организации производства, вызывающие ключевые трансформации сельского рынка труда, а высвобождение излишней рабочей силы является закономерным и прогрессивным процессом [6] (Krasilov, Vasilyeva, 2018).
Нивелировать негативные последствия сокращения занятости возможно за счет развития условий для самозанятости сельского населения и развития малых форм хозяйствования. К таким формам хозяйствования относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые в производстве продукции сельского хозяйства.
На территории Новосибирской области, согласно информации, представленной в базе данных предприятий и организаций Ruslana, осуществляют деятельность 3872 организации, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (по состоянию на 31 декабря 2019 года) [2].
Распределение указанных предприятий по организационно-правовой форме представлено в таблице 2.
Таблица 2
Структура предприятий аграрного сектора Новосибирской области
по организационно-правовой форме на 31 декабря 2019 года, %
Организационно-правовая
форма
|
Количество, ед.
|
Доля, %
|
Глава крестьянского/фермерского хозяйства (физическое лицо)
|
1211
|
31,3
|
Крестьянские/фермерские хозяйства (юридические лица)
|
1057
|
27,3
|
Индивидуальный предприниматель
|
639
|
16,5
|
Общество с ограниченной ответственностью
|
501
|
12,9
|
Садоводческое,
огородническое или дачное некоммерческое товарищество
|
145
|
3,7
|
Непубличное акционерное общество
|
131
|
3,4
|
Публичное акционерное общество
|
48
|
1,2
|
Сельскохозяйственный потребительский кооператив
|
38
|
1,0
|
Сельскохозяйственная артель (колхоз)
|
30
|
0,8
|
Государственные и муниципальные предприятия
|
16
|
0,4
|
Прочие
|
187
|
4,8
|
Всего
|
3872
|
100,0
|
Из таблицы 2 видно, что в Новосибирской области на конец 2019 года около 75% предприятий агропромышленного комплекса представлено в виде крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В то же время указанные организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций не могут обеспечить создание значительного количества рабочих мест, так как опираются на использование личного трудового вклада своих членов [6] (Krasilov, Vasilyeva, 2018).
Всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости на селе позволяют сгладить негативные тенденции снижения общего уровня занятости и получить дополнительный доход.
Определенным критерием привлекательности сельского рынка труда может служить размер заработной платы. В Стратегии целевым индикатором определено отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике. Достижение данного критерия по Новосибирской области представлено в таблице 3.
Таблица 3
Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему
значению по экономике Новосибирской области за 2013–2018 годы, %
Показатели
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников организаций, руб. |
|
|
|
|
|
|
в целом по экономике
|
25527,9
|
27213,5
|
28045,5
|
30150,6
|
32286,6
|
35686,2
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
|
12906,7
|
14556
|
15675,1
|
17011,3
|
19094,6
|
21345,2
|
строительство
|
21653,2
|
22995,0
|
22252,3
|
23789,5
|
25559,5
|
28209,2
|
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов
|
19921,9
|
20884,9
|
21238,1
|
23769,7
|
26382,5
|
28737,8
|
транспортировка и хранение
|
28955,0
|
30061,8
|
31925,6
|
33874,5
|
35915,9
|
37888,6
|
Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему
значению по экономике, %
|
|
|
|
|
|
|
целевое значение
|
50,8
|
51,4
|
52
|
52,5
|
53,1
|
53,7
|
фактическое значение
|
50,6
|
53,5
|
55,9
|
56,4
|
59,1
|
59,8
|
Согласно представленным данным, в 2013 году фактическое значение индикатора в регионе было близко к целевому значению. Начиная с 2014 года фактическое отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике региона превышает целевое значение, которое предусмотрено Стратегией.
По данным таблицы 3, в 2018 году среднемесячная заработная плата в Новосибирской области в организациях сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства по сравнению с 2017 годом увеличилась на 11,8% и составила 21345,2 рублей, или 59,8% от средней заработной платы по экономике области, что на 6,1 п.п. выше целевого показателя Стратегии на данный период.
Для сравнения: в таблице 3 приведены данные по средней заработной плате работников других отраслей, которые активно представлены в сельской местности. Следует отметить, что средняя заработная плата в сельскохозяйственных организациях является самой низкой и неконкурентоспособной по сравнению с оплатой труда в организациях других видов деятельности.
Несмотря на то, что целевые показатели по оплате труда в течение анализируемого периода в регионе достигнуты, они не смогли существенно повлиять на привлекательность сельского рынка труда и повышение уровня занятости населения сельских территорий.
Косвенно на сельский рынок труда оказывает влияние динамика численности рабочей силы (экономически активного населения) в возрасте 15 лет и старше. Согласно методологии Международной организации труда, в данную категорию входят граждане, которые в данный момент признаны занятыми или безработными. Положительная динамика данного показателя может свидетельствовать о привлекательности сельского рынка труда для населения. Динамика численности рабочей силы, проживающей на селе, в возрасте 15 лет и старше за 2014–2019 годы представлена в таблице 4.
Общая численность рабочей силы сельских территорий России в 2019 году составила 17228 тыс. человек. За анализируемый период наблюдалась устойчивая тенденция снижения данного показателя, в результате численность рабочей силы снизилась на 3,7%, или на 665 тыс. человек.
Еще более быстрыми темпами сокращается численность рабочей силы в Сибирском федеральном округе и Новосибирской области. В Сибирском федеральном округе численность рабочей силы сельских территорий с 2014 по 2019 год сократилась на 21%, а в Новосибирской области – на 10%. Следовательно, уменьшается число потенциальных работников, в том числе за счет миграционной убыли молодежи. На этом фоне стоит еще раз отметить, что уровень занятости на селе в Новосибирской области также снизился почти на 10%.
Таблица 4
Динамика численности рабочей силы сельских территорий
в возрасте 15 лет и старше за 2014–2019 годы
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
| |||||||
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
|
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
|
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
|
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
|
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
|
численность, тыс. чел.
|
доля в общей
численности рабочей силы, %
| |
Российская Федерация
|
17893
|
23,7
|
18133
|
23,7
|
18089
|
23,6
|
17834
|
23,4
|
17681
|
23,2
|
17228
|
22,8
|
Сибирский федеральный округ
|
2446
|
24,9
|
2433
|
24,8
|
2420
|
24,7
|
2337
|
24,2
|
2005
|
23,2
|
1940
|
22,8
|
Новосибирская область
|
285
|
19,9
|
276
|
19,1
|
280
|
19,3
|
264
|
18,4
|
260
|
18,2
|
258
|
18,0
|
Частично снижение численности рабочей силы сельских территорий можно объяснить процессами урбанизации, в особенности формированием Новосибирской агломерации, которые предполагают отток сельских жителей в городские поселения. На этом фоне активизировалась маятниковая миграция как в ядре агломерации, так и в ее секторах.
Безработица на селе выступает ключевым фактором при принятии решения человека о переезде в город. Российская статистика определения численности безработных основана на методологии Международной организации труда, согласно которой к безработным относят лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых к ней приступить.
По данным выборочного обследования рабочей силы Росстата, уровень безработицы среди сельского населения Новосибирской области в 2019 году составил 7,1%, что в 1,2 раза выше аналогичного показателя среди жителей города (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень безработицы сельского населения Новосибирской области в возрасте 15 лет и старше за 2014–2019 годы
Источник: составлено авторами на основе данных Министерства труда и социального развития Новосибирской области https://mtsr.nso.ru/page/6531
За анализируемый период уровень безработицы среди сельского населения Новосибирской области имел волнообразный характер и колебался в диапазоне 6–10%. Наибольшее значение уровня безработицы было зафиксировано в 2016 году – 10,2%.
Высокий уровень безработицы в сельской местности актуализирует необходимость определения ее типа. Безусловно, значительная часть безработицы носит сезонный характер, что обусловлено спецификой сельскохозяйственной деятельности. В то же время даже в периоды повышенного спроса уровень безработицы на селе остается высоким. На наш взгляд, сельская безработица является по большей своей части структурной. Структурная безработица возникает, когда люди не могут найти работу из-за того, что их навыки и умения не востребованы в текущей ситуации на рынке труда, либо у них нет необходимой квалификации. О структурном характере безработицы, в частности, свидетельствует то, что значительная доля сельских жителей с высшим или средним профессиональным образованием заняты на рабочих местах, не требующих данного уровня образования [3] (Varshavskaya, 2017). С другой стороны, многие сельские работники имеют недостаточный уровень образования и квалификации.
При наличии структурной безработицы на рынке труда создается дисбаланс, при котором одновременно наблюдается как большое количество незанятых вакансий, так и значительная численность структурных безработных, квалификация которых не соответствует требованиям вакансий. Еще одной причиной дисбаланса на сельском рынке труда выступает низкое качество рабочих мест в сельской местности, обусловленное низким уровнем оплаты труда, неудовлетворительными условиями труда, отсутствием возможности повышения квалификации и карьерного роста.
Заключение. На основе проведенного в статье анализа можно сформулировать ряд проблем и особенностей сельского рынка труда Новосибирской области.
В качестве основной проблемы можно определить сложившуюся негативную тенденцию снижения уровня занятости сельского населения за последние 6 лет с 60,3% до 55,9%, а также снижения численности рабочей силы сельских территорий на 9%.
В сельской местности формирование спроса на рабочую силу в значительной степени зависит от состояния агропромышленного комплекса и развития сельскохозяйственных предприятий. Данная зависимость отражается на структуре занятости жителей села.
Переход предприятий агропромышленного комплекса на инновационный путь развития, создание сельскохозяйственных предприятий, где ручной труд заменяется автоматическими линиями, приводит к тому, что отпадает необходимость нанимать такое же количество персонала. В результате наблюдается снижение численности занятых в данном секторе экономики.
Сезонность сельскохозяйственного производства формирует еще одну особенность сельского рынка труда. Спрос на рабочую силу имеет волнообразный характер. Пиковые значения данного показателя наблюдаются в период посевной, сбора урожая, заготовки кормов.
Традиционно сложилось, что заработная плата работников, занятых в отрасли сельского хозяйства, является самой низкой и неконкурентоспособной среди отраслей экономики.
В условиях несовершенной конкуренции формирование цены рабочей силы на сельском рынке труда также имеет свою особенность. Часто в небольших поселениях можно наблюдать монопсонический рынок труда, на котором представлен один работодатель для всего предложения рабочей силы. В таких условиях работодатель-монопсонист устанавливает уровень заработной платы ниже, чем в условиях конкуренции. И чем выше будет предложение рабочей силы, тем ниже будет уровень заработной платы.
Новосибирская область имеет специфическую пространственную структуру, которая выражается в том, что основная часть ее экономического потенциала сосредоточена в Новосибирской городской агломерации. Отсутствие других крупных и средних городов на территории области делит ее на две части: сравнительно успешную городскую агломерацию и значительно менее развитые сельские территории.
В связи с этим в сельской местности плотность рабочих мест значительно меньше. В ряде населенных пунктов при наличии безработных вакантные рабочие места отсутствуют. Кроме того, в некоторых районах области из-за больших расстояний между населенными пунктами и отсутствия развитой транспортной инфраструктуры возникает проблема доступности рабочих мест.
Выявленные в исследовании проблемы и особенности сельского рынка труда Новосибирской области могут быть использованы федеральными и региональными властями при формировании новых и корректировке действующих целевых программ развития сельского рынка труда и содействия занятости сельского населения.
[1] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р.
[2] URL: https://ruslana.bvdep.com
Источники:
2. Бондаренко Л.В. Сельский рынок труда: состояние и тенденции // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2015. – №3 (7). – С. 2–10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-rynok-truda-sostoyanie-i-tendentsii
3. Варшавская Е.Я. Квалифицированные работники на сельском рынке труда: предложение и спрос // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2017. – № 3. – С. 25–42. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29456697
4. Злобин Е.Ф., Студенникова Н.С., Полухина М.Г. Сельский рынок труда Центральной России: состояние и проблемы // Вестник аграрной науки. – 2017. – № 6 (69). – С. 117–123. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32300490
5. Капелюк С.Д., Шаклеин Ф.А. Основные тенденции занятости населе-ния в сельской местности // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2019. – № 4 (30). – С. 45–54. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42594004
6. Красилов В.М., Васильева Т.О. Трудовой потенциал и формы занятости сельского населения Новосибирской области // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2018. – №2 (24). – С. 47–57. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35185456
7. Лищук Е.Н. Анализ востребованности квалифицированных специали-стов на сельском рынке труда в России // Трансформационные процессы в сфере права, региональной экономики и экономической политики: актуальные экономико-политические и правовые проблемы: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 134–139. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42741718
8. Позубенкова Э.И., Позубенков П.С. Сельский рынок труда: состояние и перспективы // Нива Поволжья. – 2017. – №2 (43). – С. 125–129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-rynok-truda-sostoyanie-i-perspektivy
9. Смирнова Т.А. Безработица в сельских поселениях России: состояние и возможности решения проблемы // Эпоха науки. – 2019. – №19. – С. 62–67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezrabotitsa-v-selskih-poseleniyah-rossii-sostoyanie-i-vozmozhnosti-resheniya-problemy
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:11:05