Малое и среднее предпринимательство в продвижении инновационной продукции (на примере Сибирского Федерального округа)

Погребцова Е.А.

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Погребцова Е.А. Малое и среднее предпринимательство в продвижении инновационной продукции (на примере Сибирского Федерального округа) // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – Том 5. – № 2. – doi: 10.18334/evp.5.2.120791.



Введение

Сфера генерации и внедрения инноваций в малом бизнесе находится на крайне низком уровне, развивается медленно и несистематично. Несмотря на то, что данные предприятия имеют высокую значимость и оказывают значительное влияние на формирование эффективной национальной инновационной системы, их состояние и развитие не достигают требуемого уровня, чтобы обеспечить экономическую безопасность и соответствовать потребностям современного этапа развития страны [1].

Несмотря на множество факторов, ограничивающих внедрение инноваций на малых и средних предприятиях, их коммерциализация необходима. Она позволяет компаниям развиваться, адаптироваться к изменениям, проникать на новые рынки и достигать конкурентных преимуществ. В условиях растущих требований потребителей и усиливающейся конкуренции, малые и средние предприятия принуждены вносить изменения в различные сферы своей деятельности, включая совершенствование процессов управления инновациями [2].

Ограниченные финансовые возможности играют решающую роль в том, почему малые предприятия тратят недостаточно на инновационную деятельность [3]. Почти 70 % расходов на технологические инновации формируются за счет собственных средств предприятий. Кредиты и займы составляют лишь 14,4 % от общей суммы (при этом только 2,7 % из них получены по льготным условиям). Бюджетное финансирование составляет всего лишь 8,5 % [4].

Однако, для полного понимания развития инновационного бизнеса в нашей стране требуется проведение всестороннего анализа малых инновационных предприятий. Таким образом, целью исследования является выявление роли малого и среднего предпринимательства в продвижении инновационной продукции (на примере Сибирского федерального округа).

Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных преимуществ и недостатков в продвижении инновационной продукции малыми и средними предприятиями Сибирского федерального округа.

Согласно авторской гипотезе, незаменимая роль в популяризации передовых инновационных товаров принадлежит сектору малого и среднего бизнеса.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области оценки инновационной активности малых и средних предприятий. Многие ученые обращают внимание на данную проблематику: Бармута К. А. [2], Теребова С. В. [3], Равнянский А. К., Таланцев В. И. [5], Каледин С. М. [6], Балабаева Е. А. [7], Берестов В. В. [8], Раздобреева В. В. [9] и другие. Был использован комплекс научных подходов и методов, включающий системный и комплексный подходы, методы логического и сравнительного анализа, экспертные оценки.

Результаты исследования

Активная инновационная деятельность малых и средних предприятий является одной из ключевых особенностей цифрового перехода в России. Основой для реализации данной деятельности является «Стратегия развития информационного общества на период 2017-2030 годов». Введение санкций создало потребность в ускорении процесса импортозамещения, разработке отечественных инноваций и мобилизации экономики [10]. Согласно действующему законодательству Федеральному закону от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации», программы поддержки данного предпринимательства осуществляются на трех уровнях. Первый уровень - федеральные программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, которые определяют мероприятия по реализации государственной политики в области поддержки и развития предприятий. Эти программы также устанавливают приоритетные направления развития для отдельных категорий бизнеса. В рамках таких программ определены объемы финансирования и источники средств для реализации запланированных мероприятий. Второй уровень - региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Они ориентированы на решение актуальных задач регионального значения, комплексное развитие территории и стимулирование конкуренции на региональных рынках. Третий уровень - муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые разрабатываются и утверждаются актами органов местного самоуправления. Главная цель таких программ - поддержка бизнеса в отраслях [11]. Все эти уровни программ поддержки малого и среднего предпринимательства помогают создать благоприятные условия для развития бизнеса в России и способствуют повышению уровня конкурентоспособности на различных уровнях - от федерального до местного [5].

Предприятия малого и среднего инновационного предпринимательства имеют возможность создавать передовые технологии, которые могут стать основой стратегического развития даже для крупных компаний. В России развитие инновационного бизнеса является важным фактором обеспечения экономической безопасности страны [12].

Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности организации, который достигается благодаря внесению определенных нововведений. Она направлена на качественное развитие организации и может быть, как существенным, так и радикальным. Еще одна важная особенность инновационной цели – ее реализация происходит в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами. В отличие от традиционного интенсивного развития, которое обеспечивает постепенный рост и сохранение потенциала организации, инновационное развитие позволяет существенно повысить его уровень. Организация должна определить свои цели инноваций на разных уровнях и для различных функций (рис. 1)

Ц
е
л
и 

и
н
н
о
в
а
ц
и
й 
,согласованы с инновационной политикой и направлены на реализацию концепции развития организации,применимы для всех уровней и функций организации,измеримыми или подлежать верификации,подвергаться непрерывному контролю,понятными и передаваемыми,обновляться при необходимости

Составлено автором на основе источника 6; 13; 14

Рисунок 1 – Основные требования предъявляемые к инновационной цели

Из основных тенденций, способствующих росту экономики, является активное развитие малого и среднего предпринимательства и увеличение его роли в реальном секторе экономики в качестве основы для инновационного регионального развития. Малые бизнесы с инновационными идеями, объединяющиеся в кластеры в различных регионах, становятся центрами роста, так как они функционируют в условиях острой конкуренции со стороны крупных предприятий. Эти условия также предоставляют возможность систематического сравнения деятельности собственного предприятия с конкурентами на рынке [15].

Инновационная деятельность становится все более привлекательной для предприятий малого сектора не только в связи с возможностью занять первенство в сфере технологий или управления, но и потому, что она способна усилить конкурентоспособность на переполненном рынке фирм [7].

Как увеличивается размер компаний, так и уровень их инновационной активности возрастает пропорционально. По данным исследования, он составляет 2,1% для компаний с численностью персонала до 50 человек, 6,1% для компаний с численностью персонала от 50 до 99 человек, 69,5% для компаний с численностью персонала от 5000 до 9999 человек и 83,7% для компаний с численностью персонала от 10000 человек и более [16]. Наибольшую активность в инновационной деятельности проявляют малые предприятия Алтайского края (12,35 %); республики Хакасия (11,29 %) и Омской области (10,12 %). В Иркутской области всего 3,93 % и Кемеровской области – 3,57 % из всех малых предприятий (табл. 1), что ниже уровня Сибирского федерального округа.

Таблица 1 - Уровень инновационной активности малых предприятий в разрезе субъектов Сибирского федерального округа на начало 2022 года

Субъект
Удельный вес в общем числе обследованных малых предприятий %
Число предприятий, имевших затраты на инновации, единиц
осуществляющих инновационную деятельность
внедряющих технологические инновации
продукто-вые
процесс-ные
Республика Хакасия
11,29
10,71
-
7
Край:




- Алтайский
12,35
12,80
32
30
- Красноярский
7,58
7,93
23
11
Область:




- Иркутская
3,93
4,04
11
5
- Кемеровская - Кузбасс
3,57
3,51
8
3
- Новосибирская
8,49
8,71
55
17
- Омская
10,12
9,51
18
8
- Томская
9,25
9,59
12
10
Сибирский округ
8,06
8,20
159
91
Российская Федерация
6,89
7,10
1 180
746
Составлено автором на основе источника 17

Малые предприятия Алтайского края (12,8 %) и Республики Хакасия (20,71 %) масштабно внедряют технологические инновации. Продемонстрировали положительную динамику по внедрению технологический инноваций Томская область (9,59 %), Омская область (9,51 %), Новосибирская область (8,71 %) и Красноярский край (7,93 %). Пассивный вектор инновационного внедрения данных инноваций остается у Иркутской области (4,04 %) и Кемеровской области – Кузбасс (3,51 %), что обусловлено инвестиционным кризисом и неразвитостью инфраструктуры. Несмотря на воздействие ряда негативных факторов, таких как пандемия, санкционное воздействие и специальная военная операция, удельный вес инновационных товаров остается на относительно низком уровне.

Продуктовые процессы внедрялись в Новосибирской области на 55 малых предприятиях, в Алтайском крае (32) и в Красноярском крае (23). Это включает в себя значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, а также во встроенном программном обеспечении. Основная цель продуктовых процессов - создать продукты, которые будут отличаться удобством использования и другими функциональными характеристиками, что позволит удовлетворить потребности и ожидания потребителей. Меньше уделяют внимание данному направлению руководители малых предприятий Кемеровской области (8), Иркутской области (11) и Томской области (12).

Инновационные процессы в Сибирском федеральном округе, представляют собой сеть взаимосвязей различных компонентов рынка. В Алтайском крае 30 предприятия внедрили инновационные процессы, в Новосибирской области – 17 единиц, Томская область – 10 единиц. Они нацелены на совершенствование и повышение эффективности производственной и хозяйственной деятельности. Они концентрируются на формировании, внедрении и использовании процессных инноваций. Всего в Сибирском автономном округе было внедрено на 159 предприятиях продуктовых инноваций, 91 предприятиях процессных инноваций.

Руководство организации обязано разрабатывать, внедрять и поддерживать инновационную концепцию, которая включает в себя подробное описание желаемого состояния, к которому организация должна стремиться в контексте инноваций, а также роль организации в будущем и планируемое влияние инноваций на ее деятельность. Значимость стратегического выбора и разработки инновационной стратегии, политики и целей подчеркивается руководящими принципами. Для повышения заинтересованности сотрудников в инновационной деятельности, им передаются соответствующие положения. А чтобы улучшить репутацию организации и привлечь заинтересованных сторон к сотрудничеству, эти положения также будут переданы сторонним организациям [6, 13].

Развитие инноваций играет ключевую роль в совершенствовании работы современных организаций. Инновации способствуют росту деловой активности и повышению конкурентоспособности предприятий на рынке. Процесс разработки инноваций является сложным и требует значительных усилий. В некоторых случаях достаточно улучшить некоторые потребительские характеристики товара, а в других случаях необходимо провести революционные изменения в составе продукта [18].

Инновационная продукция малых предприятий характеризуется высоким уровнем оригинальности. Большинство предприятий занимаются производством товаров и услуг, которые впервые внедрены или претерпели значительные технологические изменения (составляют 77,9 % от общего объема продукции). За рассматриваемый период в Новосибирской области 48 малых предприятий вновь внедрили или подвергли технологический процесс значительным изменениям (рис. 2).

предприятие

Составлено автором на основе источника 17

Рисунок 2 - Число малых предприятий, отгружавших инновационные товары, работы, услуги на начало 2022 года

При этом 26 малых предприятий поставляли инновационную продукцию на новые рынки сбыта, 1 предприятие реализовывало товар на мировом рынке. Это стало возможным благодаря созданной современной инвестиционной и инновационной инфраструктуре. Аналогичная ситуация в Красноярском крае (28 предприятий вновь внедрили инновационные разработки и 4 подвергли усовершенствованию), Алтайский край (26 и 11 предприятий соответственно), Омская область (21 и 5 предприятий), Томская область (8 и 9 предприятий). В Кемеровской области – Кузбасс всего 6 малых предприятий, внедривших технологические изменения в течение последних трех лет, и 4 усовершенствовавших технологии, в Иркутской области 7 и 3 предприятия соответственно, в Республике Хакасия – 4 предприятия. Хотя данные области уступают в инновационной активности ведущим регионам Сибирского федерального округа при правильной корректировке существующих мер поддержки у малого и среднего бизнеса есть возможности и ресурсы для развития и роста данного сектора. Таким образом, в течение последних нескольких десятилетий хозяйствующие субъекты освоили разнообразие технологические инновации, которые отличались не только по сфере применения, но и по способам внедрения и освоения, а также по отраслям, в которых они использовались, и источникам финансирования. Таким образом, технологические новшества являются фундаментом для инновационной активности компаний Сибирского федерального округа.

При разработке стратегии достижения инновационных целей организации необходимо учесть следующие аспекты:

- тщательно определить объем работ, требующихся для реализации потенциальных возможностей и конкретных видов инноваций, на которые следует сосредоточиться;

- сформировать команду, включающую сотрудников организации и заинтересованных сторон извне, для участия в планировании этой стратегии;

- определить потребности в организационных структурах, мерах поддержки, ресурсах и процессах;

- назначить ответственных лиц за планирование и реализацию стратегии;

- определить временной горизонт планирования и соответствующие этапы, на которых будет осуществляться контроль и оценка прогресса;

- разработать критерии, которые будут использоваться для оценки инновационных мероприятий;

- установить методы оценки результатов, включая использование ключевых показателей инновационной деятельности;

- проанализировать способы защиты и коммерциализации полученных результатов, если это необходимо;

- разработать методы информирования заинтересованных сторон о достигнутых результатах;

- определить состав документированной информации, которая должна быть сохранена и поддерживаться в рамках стратегии [6, 13].

Положительной тенденцией является рост инвестиций в инновации (табл. 2).

Таблица 2 – Число малых предприятий, по источникам финансирования затрат на инновационную деятельность на начало 2022 года

Субъект
Собственные средства предприятия
Бюджет
Средства фонда поддержки
Кредиты и займы
Федераль-ный
Субъект Российской Федерации и местные
Республика Хакасия
6
-
-
-
1
Алтайский край
50
-
2
3
12
Красноярский край
31
3
-
-
1
Иркутская область
12
-
-
-
1
Кемеровская область - Кузбасс
9
-
2
1
2
Новосибирская область
65
-
3
-
7
Омская область
24
-
2
1
4
Томская область
16
5
-
4
3
Составлено автором на основе источника 17

Главным источником формирования затрат на инновации служат собственные средства предприятий (65 предприятий Новосибирской области, 50 предприятий Алтайского края, 31 предприятие Красноярского края). В Алтайском крае 12 малых предприятий брали кредиты и займы на внедрение инновационных технологий, в Новосибирской области – 7 предприятий, в Омской области – 4 предприятия. Только трем предприятиям в Красноярском крае и пяти предприятиям в Томской области было выделено денежных средств из федерального бюджета. Государственная поддержка инноваций растет из бюджетов субъектов и местных бюджетов Алтайского края, Кемеровской области – Кузбасс, Новосибирской области и Омской области. При этом основными получателями являются малый и средний бизнес, который реализует проекты, направленные на ускорение импортозамещения и цифровую трансформацию экономики. В Томской области 4 предприятия и в Алтайском крае 3 предприятия получили средства фонда поддержки малого предпринимательства.

Инновационное предпринимательство имеет свои преимущества и недостатки. В первую очередь, углубление специализации при проведении научных разработок позволяет малым предприятиям конкурировать с крупными организациями в узкоспециализированных направлениях, несмотря на ограниченный объем финансовых средств. Также, малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые для крупных предприятий либо неперспективны, либо высокорисковы. Более того, малое предпринимательство имеет большую охоту к разработке оригинальных нововведений.

В то время как на больших предприятиях разработкой, внедрением, производством и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, на малых предприятиях все эти этапы объединяются под руководством одного лица, что способствует более быстрому получению конечного результата в области инноваций. Кроме того, изобретательским группам малых предприятий часто приходится работать в областях, которыми исследователи не являются профессионалами, что способствует возникновению новых оригинальных идей и подходов к решению проблем.

Однако малые предприятия постоянно соперничают с крупным бизнесом, что вынуждает их сокращать издержки и разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и управленческие решения с помощью инноваций. Недостатками инновационного предпринимательства являются высокий риск потери вложенного капитала, плохое выполнение функций, не связанных с профессиональной деятельностью разработчиков инноваций, и необходимость менять курс развития при появлении аналогов на рынке. Таким образом, малое инновационное предпринимательство имеет свои преимущества в виде углубления специализации, освоения новых областей и разработки оригинальных идей, но также сопряжено с рисками потери капитала и необходимостью приспосабливаться к меняющимся условиям рынка [8, 9, 19, 20, 21].

Следовательно, необходимо расширить стимулирование и поддержку деятельности малых инновационных предприятий. При этом требуются новые механизмы стимулирования создания и поддержки таких предприятий с учетом существующих проблем, препятствующих их развитию. В этом контексте, особое внимание следует уделить вопросам, связанным не только с созданием новых предприятий, но и с активизацией инновационной деятельности уже существующих организаций. Одно из таких направлений может быть помощь в решении управленческих проблем малых инновационных предприятий, внедрение проектного управления с использованием ресурсов организаций инновационной инфраструктуры на предприятиях [3, 22, 23, 24]. Организация может эффективно разработать и реализовать стратегию внедрения инноваций, учитывая все необходимые факторы и обеспечивая уникальное реализованное решение для достижения своих целей.

Выводы

Руководство организации должно разработать, внедрить и придерживаться политики, направленной на стимулирование инноваций внутри организации. Главные цели данной политики включают проявление заинтересованности организации в инновационных решениях, соответствие основным целям и контексту организации, а также поддержку стратегических направлений в области инноваций. Она также создает основу для определения инновационной стратегии и целей организации, удовлетворяет основным принципам инновационного менеджмента, включает обязательства организации в отношении выполнения соответствующих требований и учета этических и социально-экологических аспектов, а также обязательства организации в отношении непрерывного совершенствования системы.

Внедрение и применение новых методов в инновационных проектах малых предприятий открывает новые возможности для оснащения этих предприятий передовыми технологиями, которые нереально достичь самостоятельно. Деятельность малых предприятий играет важную роль в укреплении экономики, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами, оптимизирует использование доступных ресурсов, расширяет потребительский рынок и создает новые рабочие места.


Страница обновлена: 21.03.2024 в 11:39:46