Роль парковых проектов в развитии субъектов Сибирского федерального округа

Москвина А.В.1, Лихачева Т.П.1, Багдасарян Л.А.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Москвина А.В., Лихачева Т.П., Багдасарян Л.А. Роль парковых проектов в развитии субъектов Сибирского федерального округа // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2417-2432. – doi: 10.18334/ce.18.9.121613.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы эффективности функционирования действующих парковых проектов в регионах Сибирского федерального округа, позволяющие оценить их вклад в развитие промышленности и экономики субъектов в целом. Актуальность исследования обусловлена отсутствием научно-обоснованного подхода и методических рекомендаций по оценке эффективности развития парковых проектов и их мониторингу. Это, в свою очередь, требует согласования соответствующих показателей как основы оценки эффективности. Авторами предлагается система показателей, основывающаяся на базовом перечне, определенном Ассоциацией индустриальных парков, с последующей оценкой доли их участия в показателях развития регионов. По результатам проведенной оценки и анализа сформированы выводы об эффективности развития парковых проектов в регионах СФО и необходимости принятия решений по обеспечению роста их эффективности

Ключевые слова: региональная экономика; парковые проекты; индустриальные (промышленные) парки; показатели/индикаторы эффективности развития

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках гранта № КФ-946 «Формирование производственной инфраструктуры региона для активизации процессов разработки конкурентоспособной промышленной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью для национальных рынков и рынков стран ЕАЭС» при поддержке Красноярского краевого фонда науки

JEL-классификация: О14, O25, L58



Введение

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена высокой динамикой промышленного производства, его научно-техническим прогрессом, нарастанием конкуренции и другими факторами, требующими ответных действий субъектов территорий и отраслей. Среди них запуск новых производств с использованием парковых проектов различных типов и видов.

Такая системная работа в регионах проводится в рамках федеральных и региональных программ, а ее результативность в обобщенном виде появляется в аналитических отчетах Ассоциации индустриальных парков [1]. Она основывается на базовых показателях парковых проектов, их динамичном и структурном представлении, может быть представлена в мониторингах и свидетельствовать об изменениях в их значениях – росте или снижении, но не определяет возможности достижения эффективности промышленной инфраструктуры и ее вкладе в социально-экономическую результативность развития. Эти обстоятельства обуславливают необходимость поиска инструментария оценки такой эффективности с выходом на показатели, которые определяют возможности для роста парковых проектов, обеспечения условий для создания рабочих мест с высокой производительностью труда, повышения их инвестиционной привлекательности.

Парковые проекты, действующие и создаваемые на территориях субъектов РФ, являются сегодня инструментом проведения эффективной инновационной и промышленной региональной политики [2; 10]. Они способствуют формированию условий для привлечения в экономику инвесторов и роста ее конкурентоспособности. Успешный опыт регионов России уже более десятка лет подтверждает заметную роль парковых проектов в обеспечении динамичного роста по отмеченным направлениям и их особое значение как организационно-экономической формы стратегического развития промышленности [1; 19].

Количество парковых проектов с 2013 года за 10 лет выросло в 4,7 раза, среднегодовой прирост составил 19%, а это 297 новых инфраструктурных площадок [22]. Количество рабочих мест увеличилось в 4 раза, а резидентов - показало 5-кратный рост. Число регионов, где созданы или создаются индустриальные парки, увеличилось с 33 в 2013 году до 73 (+40) регионов в 2022 году. Региональный охват растет в среднем на 9% в год.

Инвестиционные процессы в парковых проектах направлены на инвестиции в производство и инфраструктуру. Соотношение вложений между ними составляет 10:1 в пользу инвестиций резидентов. В структуре инвестиций лидирует фармацевтика, деревообработка, строительство, химическая отрасль и металлообработка. В целом она подвижна и зависит от наличия локального спроса на рынках и мер государственной поддержки.

Следует отметить активное распространение парковых проектов в глобальной экономике [4]. Наибольшее количество парковых проектов в виде промышленных парков действует в США и Китае (400), странах Европы (Германия - 200) и Азии (Вьетнам - 200) [15; 21].

Промышленные парки как центры притяжения инвестиций стали не только успешной бизнес-моделью для частного капитала, но и эффективным инструментом органов власти по развитию региональных экономик.

Опыт создания промышленных парков в разных странах мира показывает, что это максимально понятный, выгодный и потому востребованный продукт [7].

Однако в российских условиях присутствует неоднозначность оценок роли их влияния [3; 16]. В частности, указывается на проблематичность обеспечения условий для внедрения современных инновационных технологий, низкую бюджетную эффективность инвестиций, некомпетентность управляющих компаний и др.

Учитывая рассмотренную проблематику, цель исследования заключается в проведении анализа базовых показателей результативности деятельности парковых проектов Сибирского федерального округа с последующей оценкой их вклада в социально-экономическое развитие регионов. Предлагаемый подход, в отличии от существующих, основывается на сопоставлении показателей развития парков с показателями развития региона, рейтинговании территорий размещения в зависимости от оцениваемых параметров, что позволяет сделать вывод об эффективности парковой политики в субъектах СФО, способствует возможности выявления лучших практик управления и принятия соответствующих управленческих решений в направлении совершенствования деятельности парковых проектов, призванных стать драйверами промышленного и научно-технологического развития регионов. факторов.

Материалы и методы исследования

Исследование основывалось на использовании системного подхода, логических приемов и статистического анализа. Аспекты развития парковых проектов достаточно активно освещаются в научном сообществе [5; 8; 12]. Обращается внимание на роль промышленной инфраструктуры в развитии экономики территорий. Оснащенные коммуникациями, развитой информационной, производственно-технической и транспортной системами, парковые проекты являются трендами ближайшего десятилетия [20]. Ряд авторов отмечается необходимость анализа эффективности их развития, особенно в рамках конкретных территорий и как инструмента поддержки малого и среднего бизнеса в промышленном секторе экономики [9; 14]. Уделяется внимание характеристике результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности резидентов и самих парковых структур [13].

Так Миронов Д.С. делает акцент на оценке эффективности парковых проектов с использованием системы критериев (группа А, B, C, D), ориентированных на показатели отчетности резидентов [11]. Среди них показатели как факторы развития рентабельности, конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Автор видит перспективным переход и к другим показателям эффективности, ориентированным на рост доходов региональных бюджетов, переход на импортозамещение, снижение уровня безработицы, увеличение инвестиционного потенциала, но не определяет его возможности.

Рядом ученых [12; 17] сформирована комплексная система показателей эффективности парковых проектов, обеспечивающих количественную оценку совокупности «внутрипарковых», местных и региональных факторов с целью установления целевых ориентиров их развития. Она состоит из двух блоков, в первом отражаются показатели эффективности функционирования парковых проектов, во втором – потенциала территории их базирования.

В целом сравнительный анализ подходов к оценке эффективности парковых проектов показывает, что они в большей степени ориентированы на достижения резидентов и не устанавливают их взаимосвязи с показателями региона, что естественно требует их развития в этом направлении.

Целевая задача исследования заключается в оценке достижения социально-экономической эффективности от развития производственной инфраструктуры. Система показателей, определяющих эффективность развития парковых проектов, формирует их рейтинг и составляет основу соответствующей базы данных, находящейся в ведении и под контролем определенных специалистов. Они же дополняют ее критериями эффективности, основываясь на прогнозных документах, аналогичном опыте других субъектов, а также различных теоретических и методических подходах (теории регуляции, институциональной экономики, экономического анализа и др.), позволяющих обозначить возникающие в процессе взаимодействия уровни влияния. Предусматриваемая динамичность изменений выводит на необходимость организации процессов мониторинга получаемых результатов для своевременной корректировки целей развития парковых проектов в экономической системе регионов и путей их движения.

Оценка эффективности развития парковых проектов и их вклада в региональную экономику предлагается проводить в следующей последовательности:

Этап 1. Определение списка базовых показателей парковых проектов и формирование базы данных по субъектам в динамике 2018-2022 гг. и по видам.

Этап 2. Определение средних значений базовых показателей по парковым проектам субъектов и в динамике за 2018-2022 гг.

Этап 3. Сравнительная оценка базовых показателей парковых проектов и определение их рейтинга.

Этап 4. Оценка вклада парковых проектов в социально-экономическое развитие субъектов.

4.1. Определение перечня сопоставимых показателей

4.2. Подготовка базы данных показателей парковых проектов и показателей региональной статистической отчетности и их сопоставление

4.3. Определение доли вклада в его формирование. Подготовка экспертного заключения.

Результаты

В Сибирском Федеральном Округе по данным АИП в 2023 году действовало 17 парковых проектов (см.табл.1), из них приходится на Новосибирскую область – 30%, Красноярский край – 18%, Иркутскую, Кемеровскую и Томскую области – по 12%.

Таблица 1

Число действующих и создаваемых парковых проектов в субъектах СФО, 2023 г.

Название
Статус
Число
Республика Алтай
Действующий
1
Республика Тыва
Действующий
1
Республика Хакасия
Действующий
1
Красноярский край
Действующий
3
Создаваемый
2
Иркутская область
Действующий
2
Кемеровская область
Действующий
2
Создаваемый
1
Новосибирская область
Действующий
5
Создаваемый
3
Омская область
Создаваемый
2
Томская область
Действующий
2
Источник: [22]

Базовые показатели деятельности парковых проектов в СФО по видам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Базовые показатели развития парковых проектов в СФО в 2023 г.

Виды парковых проектов
Объем промышленной продукции, млн. руб.
Количество резидентов
Число работающих, чел.
Площадь территории, га
Налоговые и таможенные платежи, млн. руб.
Инвестиции в инфраструктуру, млн. руб.
Индустриальные парки
85064,43
112
11053
1464,23
8098,00
674,23
Технопарки
14959,57
259
4767
71,51
1309,55
351,91
Агропарки
126,9
15
109
296,01
8,51
48,00
В общем по СФО
100150,00
386
15929
1831,77
9417,07
1074,14
В среднем по СФО
3230,67
12
514
59,09
303,78
34,65
Источник: составлено авторами на основе [22]

Практически по всем показателям в СФО лидируют индустриальные парки, они занимают 80% площади, формируют 85% объема промышленной продукции, 69,4% числа работающих, концентрируют 62,8% инвестиций в развитие своей инфраструктуры и приносят 86,0% таможенных и налоговых платежей. Технопарки находятся на втором месте и отличаются от индустриальных парков только количеством резидентов, что вполне оправдано в связи с проводимой там широкой направленностью исследований – 67,1% против 29,1% у индустриальных парков.

Агропарки в СФО находятся в стадии развития и освоения инвестиций, о чем свидетельствует динамика роста базовых показателей в 2021-2023 гг. (см.табл.3).

Таблица 3

Темпы роста базовых показателей парковых проектов

в СФО 2021-2023 гг., %

Виды парковых проектов
Объем промышленной продукции
Количество резидентов
Число работающих
Площадь территории
Налоговые и таможенные платежи
Инвестиции в инфраструктуру
Индустриальные парки
180,4
8,4
97,4
130,6
177,6
95,2
Технопарки
98,5
99,6
102,3
112,4
101,8
411,6
Агропарки
22 раза
166,6
242,2
100,0
906,2
9,6
В среднем по СФО
160,7
24,0
99,3
123,7
161,1
83,1
Источник: составлено авторами

Наблюдается резкий рост объема промышленной продукции – в 22 раза, при росте количестве резидентов в 1,6 раза. В 2,4 раза выросло число работающих, в 9 раз - объем налоговых и таможенных платежей.

В отличие от агропарков более стабильная ситуация в индустриальных парках и технопарках. Они сохраняют количество резидентов и число работающих. Технопарки развиваются за счет вложений в инфраструктуру (прирост в 4 раза) и ожидают рост по остальным базовым показателям, находясь на уровне стабильно невысоких значений.

Обобщенная характеристика базовых показателей парковых проектов субъектов СФО вызывает необходимость их детализации. Информация по парковым проектам по всему спектру базовых показателей в динамике и по видам позволяет построить обобщенную таблицу их значений за 2022 год (см.табл.4) и определить соответствующие рейтинги (см.табл.5)

Таблица 4

Показатели развития парковых проектов в субъектах СФО, 2022 г.

Субъект СФО
Площадь
Объем промышленного производства
Количество резидентов
Налоговые и таможенные платежи
Инвестиции в инфраструктуру
Инвестиции резидентов
га
млн. руб.
ед.
млн. руб.
млн. руб.
млн. руб.
Иркутская область
-
1025
2
176
8,5
8,5
Кемеровская область
18,85
1731
17
82
1,4
-
Красноярский край
16,3
10176
6
500
29,8
18,2
Новосибирская область
179,25
6782
4
940
34,8
660,6
Республика Хакасия
2,8
-
7
0,7
0,8
-
Источник: составлено авторами

Таблица 5

Рейтинги субъектов СФО по базовым показателям развития парковых проектов, 2022 г.

Субъекты
Площадь
Объем промышленного производства
Количество резидентов
Налоговые и таможенные платежи
Инвестиции в инфраструктуру
Инвестиции резидентов
Итого
Иркутская область
-
4
5
3
3
3
4
Кемеровская область
2
3
1
4
4
-
3
Красноярский край
3
1
3
2
2
2
2
Новосибирская область
1
2
4
1
1
1
1
Республика Хакасия
4
-
2
5
5
-
5
Источник: составлено авторами

Анализ базовых показателей развития парковых проектов в субъектах СФО позволяет определить в качестве лидера – Новосибирскую область. За ним следует Красноярский край и Кемеровская область.

Для оценки вклада парковых проектов в процессы социально-экономического развития субъектов выделим из списка базовых показателей такие, которые трансформируются в показатели региональной статистической отчетности:

- объем промышленного производства, млн. руб.;

- количество резидентов, ед.;

- численность работающих, чел.;

- объем инвестиций резидентов, млн. руб.

Они позволяют определить вклад парковых проектов в экономику регионов СФО посредством определения их доли в:

- объеме отгруженных товаров собственного производства;

- числе субъектов МСП, занятых в промышленности;

- численности занятых в экономике/ или в МСП;

- объеме инвестиций, в том числе МСП.

В таблице 6 представлены рассчитанные показатели и вклад парковых проектов в развитие экономики субъектов СФО.

Таблица 6

Показатели вклада парковых проектов субъектов СФО в социально-экономическое развитие и их рейтинги

Субъект
Участие парковых проектов в показателях развития субъекта по
объему промышленного производства
Рейтинг
числу субъектов МСП
Рейтинг
числу занятых в экономике
Рейтинг
объему инвестиций
Рейтинг
Совокупный рейтинг
Красноярский край
0,018
2
0,001
2
0,002
2
0,001
3
2
Иркутская область
0,003
4
0,0001
3
0,001
3
0,0001
4
4
Кемеровская область
0,002
5
0,001
2
0,001
3
0,0001
4
4
Новосибирская область
0,050
1
0,002
1
0,008
1
0,012
1
1
Томская область
0,004
3
0,001
2
0,001
4
0,008
2
3
Сибирский Федеральный округ
0,014

0,001

0,002

0,002


Источник: составлено авторами на основе [23]

По обобщенному рейтингу на первом месте Новосибирская область: по всем базовым показателям опережает другие субъекты СФО. На втором месте Красноярский край, значительно отличающийся по объему промышленного производства, числу занятых и инвестициям, на третьем месте – Томская область, обошедшая Красноярский край по объемам инвестиций. Иркутская и Кемеровская области примерно в одинаковом статусе.

Выводы

В целом вклад парковых проектов в 2023 году в развитие субъектов СФО был очень низким – от 0,2% в Кемеровской области до 5% в Новосибирской области. В Красноярском крае вклад парковых проектов в объемы промышленного производства в 2023 году составил 1,8%. Динамика показателя с 2018 года практически не меняется, что свидетельствует о низкой эффективности мероприятий по развитию парковой деятельности в регионе.

Вместе с тем, опыт субъектов ЦФО и УФО сигнализирует об успешном развитии парковых проектов и их значительном влиянии на эффективность развития экономических систем [6; 10; 18].

В связи с этим подтверждается актуальность задачи регламентации процесса оценки эффективности деятельности парковых проектов на показатели социально-экономического развития региона. Внедрение данного подхода в систему мониторинга парковой деятельности позволит принимать научно-обоснованные управленческие решения региональными органами власти в направлении совершенствования их деятельности и корректировке предоставляемых мер государственной поддержки, что будет способствовать росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности промышленности региона.

[1] Издания АИП России. Индустриальные парки и ОЭЗ России. URL: https://indparks.ru/materials/edition/ (дата обращения: 15.06.2024)


Источники:

1. Адамайтис С.А. Роль индустриальных парков и технопарков в социально-экономическом развитии российских регионов // Региональные исследования. – 2021. – № 2(72). – c. 86-96.
2. Атаева А.Г., Атаев Д.М. Методологический подход к формированию промышленной политики региона // Ars Administrandi. – 2023. – № 1. – c. 153-173.
3. Бабиков А.В. Тенденции развития сектора индустриальных парков в России // Экономика и управление в машиностроении. – 2023. – № 4. – c. 13-18.
4. Васильев А.В. Экономические, экологические и другие преимущества создания и функционирования индустриальных парков // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 5. – c. 28-32.
5. Васильева З.А., Москвина А.В., Михайлова С.В., Филимоненко И.В. Оценка потенциала развития парковых проектов на территории региона // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 3591-3612.
6. Васильева Ю.С. Анализ инновационной инфраструктуры регионов Центрального федерального округа России // Инновации. – 2021. – № 2(268). – c. 83-92.
7. Войтюк В.Н. Инновационные подходы в развитии промышленных парков зарубежных стран // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 641-652.
8. Глоба С.Б., Лихачева Т.П., Михайлова С.В. Оценка потенциала и выбор участков для развития парковых проектов в регионе // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 3(75).
9. Кожевникова М.К., Маврина И.Н., Кожевников К.И. Индустриальные парки как форма государственной поддержки среднего предпринимательства // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 6. – c. 269-286.
10. Кошкин А.П., Любкина О.Р. Реиндустриализация и новая индустриализация в промышленной политике субъектов РФ: фактор индустриальных парков в ЦФО // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – № 3. – c. 44-52.
11. Миронов Д.С. Методология оценки эффективности функционирования промышленного парка // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 9(64). – c. 90-97.
12. Муковнина Е.Ю. Проблематика оценки эффективности функционирования государственных индустриальных парков // Оригинальные исследования. – 2023. – № 4. – c. 312-318.
13. Пелевин О.В. Оценка влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2020. – № 3(63). – c. 12.
14. Радыгина С.В. Индустриальные (промышленные) парки в качестве инструмента поддержки малого и среднего бизнеса в промышленности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2019. – № 2. – c. 161-167.
15. Радыгина С.В., Семенова И.А. Международный и отечественный опыт создания индустриальных (промышленных) парков для развития малого и среднего бизнеса // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2020. – № 1. – c. 58-66.
16. Симченко О.Л. Мониторинг проектов индустриальных парков как индикатор оценки эффективности и конкурентоспособности промышленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2017. – № 4. – c. 55-62.
17. Тиханов Е.А., Криворотов В.В., Чепур П.В. Формирование системы показателей функционирования индустриального парка, отражающих воздействие факторов конкурентоспособности предприятий-резидентов площадки // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-2. – c. 432-436.
18. Ткачева Т.Ю. Формирование экономического суверенитета Российской Федерации: региональный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 6. – c. 54-64.
19. Тополева Т.Н. Локализация производства: международный опыт и императивы России в условиях санкционного режима // Управленческие науки. – 2022. – № 2. – c. 6-20.
20. Шайгарданова Р.А., Галиуллина Г.Ф., Идиатуллина Л.В., Гриб В.Н. Развитие индустриальных парков в республике Татарстан // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-2. – c. 293-301.
21. Щетинина Т.С., Кузнецов А.Н. Международный опыт развития индустриальных парков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – № 5(68). – c. 3.
22. Индустриальные парки России – 2023. Выпуск 10. АИП России. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/upload/iblock/1b4/7aczah5vmf4126drswus8qi24h2l3bn2 (дата обращения: 20.06.2024).
23. Фсгс. Регионы России. Социально-экономические показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf (дата обращения: 15.06.2024).

Страница обновлена: 25.09.2024 в 19:48:24