Цифровая трансформация образовательных организаций высшего образования: современное состояние, задачи, риски
Еленева Ю.Я.1, Можаровская А.А.1, Демушкин Д.И.1
1 Московский Государственный технологический Университет «СТАНКИН»
Скачать PDF | Загрузок: 47
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667599
Аннотация:
В данной статье рассмотрено состояние и ключевые направления цифровой трансформации, необходимые для достижения уровня цифровой зрелости образовательной организации высшего образования. В статье рассмотрены значимость, сущность и содержание процесса цифровой трансформации в условиях внедрения принципов проектного управления. Отдельное внимание уделено обзору особенностей, проблем и рисков, возникающих в ходе цифровой трансформации. В качестве одного из инструментов по снижению рисков рассматривается проектный подход
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая образовательная среда, образовательная организация высшего образования, корпоративная система управления проектами, программа «Приоритет-2030», федеральный проект «Передовые инженерные школы», стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, data driven management, цифровая зрелость
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена сложностью и многообразием задач, направленных на разработку методических подходов для оценки текущего состояния и прогнозирования уровня цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО). В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [21] ставится задача достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей, включая образование. Необходимо обеспечить увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
В этом контексте актуальность исследования также подтверждается необходимостью выполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 года №ДЧ-П10-1369, в котором отражена необходимость разработки стратегии ЦТ отрасли в целях достижения «цифровой зрелости», предусматривающей внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного интеллекта. В этом контексте требуется провести анализ существующих подходов и результатов реализации стратегии цифровой трансформации (далее - ЦТ) отрасли науки и высшего образования, которая осуществляется в условиях разнообразия научных и практических подходов к организации процесса цифровой трансформации, к управлению цифровыми данными, к интеграции современных решений и информационных технологий в ООВО.
Таким образом, исследование, результаты которого представлены в данной статье, направлено на анализ и сопоставление различных подходов к осуществлению ЦТ в системе высшего образования для достижения поставленных в стратегических документах государства целях, с учетом специфики и особенностей ООВО.
Анализ стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [27]:
На основе проведенного анализа стратегии ЦТ отрасли науки и высшего образования, разработанной Минобрнауки Росиии установлено, что в рамках реализации данной стратегии представлен целый ряд проектов («Датахаб», «Архитектура цифровой трансформации», «Цифровой университет», «Единая сервисная платформа науки», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Цифровое образование», «Сервис хаб»), направленных на ЦТ отрасли, внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений, модернизацию образовательных программ и др. Предполагается, что реализация указанных проектов позволит:
- объединить ключевые инициативы в сфере цифровизации и создать необходимые для реализации инициатив условий (развитие цифровых сервисов, модернизация инфраструктуры, управление кадровым потенциалом и данными);
- учесть передовые мировые тенденции, а также опыт ЦТ отрасли науки и высшего образования в России, основанный на использовании проектного подхода в управлении процессами цифровой трансформации.
- сформировать единую политику управления данными в сфере науки и высшего образования в соответствии с целевым видением, включая набор целевых архитектур (архитектура процессов, архитектура данных, системная архитектура, инфраструктура).
Анализ литературы в области цифровой трансформации:
Проведенный анализ литературы в области ЦТ и проектного управления показал, что наибольший вклад в развитие научной мысли внесли такие авторы как: Г. Головенчик [5], Л. Анохина [11], Е. Яковлева [2], И. Толочко [2], Е. Сысоева [7] и др. Авторы обращали внимание на разнообразные проблемы, такие как оптимизация бизнес-процессов (О. Мельников [8], Л. Мартынов [8], В. Акопов [8], В. Магазанник [8], Р. Дафт [23]), стратегическое управление (А. Тихонова [9], А. Мокроносов Г. [9], П. Друкер [22]), cтратегическое планирование (Д. Медведев [10]), управление изменениями (К. Мызрова [11], Т. Иванова [11], Я. Погребная [12], М. Мескон [24], М. Альберт [24], Ф. Хедоури [24]), конкурентоспособность (О. Мельников [13] , Н. Горелов [13], В. Синов [13] Ж. Ермакова [14], Ю. Никулина [14], Б. Мильнер [25], А. Пригожин [26]) и многое другое. Их труды стали основой для разработки эффективных стратегий и методов в области управления проектами и ЦТ бизнеса.
Отдельные авторы, такие как В. Саввинов [15], П. Иванов [15], В. Стрекаловский [15], посвятили свои труды методам и принципам оценки цифровой зрелости образовательных организаций. Авторы сфокусировались на проблемах оценки цифровой зрелости ООВО. В их работах рассматриваются методы и принципы оценки готовности ООВО к цифровым изменениям, включая аспекты цифровой инфраструктуры, образовательных программ, адаптации преподавателей к новым технологиям и уровень вовлеченности студентов в использование новых сервисов. Исследования авторов имеют важное значение для развития эффективных стратегий цифровизации в системе высшего образования.
Авторы Д. Франтасов [16], А. Балановская [16], О. Горбунова [16] рассматривают цифровую зрелость как основу стратегического развития и цифровой трансформации образовательных организаций. Авторы подчеркивают достижение цифровой зрелости как основы стратегического развития и трансформации ООВО. Их работы фокусируются на проблемах, связанных с разработкой и внедрением цифровых стратегий, обеспечением устойчивости к изменениям, повышением качества образовательного процесса с использованием современных технологий. Они ставили целью выявление ключевых аспектов, необходимых для успешной цифровой трансформации в образовательной сфере.
В работах О. Суйковой [17] рассматривается проектный офис как инструмент реализации проектно-ориентированного управления в профессиональной образовательной организации. Эти исследования важны для понимания эффективности проектного управления в контексте цифровой трансформации образовательных структур. Исследования автора фокусируются на проблемах, связанных с эффективностью внедрения проектного управления в сферу образования, включая вопросы организации процессов, управления ресурсами, адаптации к изменениям и повышения общей эффективности образовательных проектов в контексте цифровых технологий. Работы О. Суйковой [17] помогают лучше понять, каким образом создание проектного офиса может способствовать успешной интеграции проектного управления в образовательные сфере.
Как было сказано выше, несмотря на значимость работ указанных выше авторов, некоторые аспекты, касающиеся оценки цифровой зрелости ООВО в контексте цифровой трансформации, остались вне фокуса их внимания. В частности, не все авторы подробно рассмотрели методы и принципы оценки цифровой зрелости ООВО, а также стратегические аспекты внедрения цифровых технологий в образовательные структур с учетом задач от Минобрнауки России и рисков связанных с ними.
Задача настоящего исследования:
Задачей настоящего исследования является анализ и систематизация существующих знаний с целью разработки актуальных методических подходов к оценке цифровой зрелости ООВО c учетом особенностей и рисков связанных при проведении цифровой трансформации в ООВО. Основное внимание будет уделено дополнительным аспектам оценки цифровой трансформации, включая стратегические и методологические компоненты, а также рассмотрение проектного управления в качестве инструмента для эффективной реализации цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования.
Определение цифровой трансформации:
Рассмотрим более подробно сущность понятия «цифровая трансформация». По итогам анализа определений, встречающихся в научной и практической литературе, выделен основной аспект процесса цифровой трансформации, проанализированы основные направления её реализации, а также рассмотрены результаты и опыт полученный образовательной организацией высшего образования при реализации цифровой трансформации для перехода к data driven management (далее - DDM) с учетом вызовов и рисков с которыми столкнулись образовательные организации высшего образования. Под цифровой трансформацией предлагается понимать комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий. [1].
Ключевые направления цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования:
В рамках проведенного анализа цифровой трансформации в ООВО, были выявлены значимость ключевых направлений цифровой трансформации, представленных в таблице 1, и определяющих уровень цифровой зрелости университетов, а также стратегические цели, которые должны быть достигнуты для обеспечения требуемого уровня цифровой зрелости ООВО в соответствии со стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования.
Таблица 1 - Направления, определяющие уровень цифровой зрелости университетов и стратегические цели по достижению цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования
Составлено автором на основе анализа стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования
№
|
Направления ЦТ
|
Описание направлений ЦТ
|
Стратегические цели по достижению
цифровой зрелости ООВО
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Пользователи
и сервисы
|
Услуги,
охватывающие основные бизнес-процессы университетов, предоставляемые в
цифровом виде для сотрудников и обучающихся университетов
Информационные программы в образовании нацелены на стратегическое использование информационных технологий и всестороннюю информатизацию для повышения управленческой эффективности университетов и предоставления широкого спектра информационных услуг пользователям ООВО. |
Все
значимые услуги ООВО будут доступны в цифровом виде.
Внедрена интегрированная информационная платформа для взаимодействия общественных, бизнес, научных и образовательных сфер |
2
|
Информационные
системы
|
Описание
существующих информационных систем в университетах и их возможностей для
взаимодействия с пользователями
|
Разработать
и внедрить BI-систему, позволяющую в режиме реального времени мониторить
процесс цифровой трансформации сферы науки и высшего образования
К 2030 году реализовать «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» |
3
|
Управление
данными
|
Переход
ООВО к DDM.
Формирование единой политики по управлению данными в сфере науки и высшего образования |
Будет
внедрена BL-cистема
для принятия решений основанных на данных.
Будут созданы базы данных ООВО. Реализован проекта Датахаб. |
4
|
Инфраструктура
|
Степень
развития инфраструктуры университетов, состояние мультимедийного, cерверного
и другого оборудования
|
К
2030 году - 100% замена морально устаревшего оборудования,
|
5
|
Кадры
|
Мероприятия
по развитию цифровых компетенций административно-управленческого персонала,
профессорско-преподавательского состава и студентов в университетах
ориентированы на учет мировых тенденций и опыта России в области цифровой
трансформации науки и высшего образования.
|
К
2030 году в 100% ООВО работают команды цифровой трансформации
100% ППС и АУП в ООВО обладают цифровыми компетенциями К 2030 году реализовано «Цифровое образование» |
Проекты цифровой трансформации:
В современном высшем образовании актуальной становится не только сама цифровая трансформация образовательных организаций высшего образования, но и систематическая оценка ее результатов. В представленных выше проектах, направленных на цифровую трансформацию, выделяются ключевые стратегические инициативы, ориентированные на совершенствование инфраструктуры, оптимизацию затрат и повышение качества образовательных услуг. Рассмотрим более подробно каждый проект, который необходимо реализовать к 2030 году.
Единая сервисная платформа науки - проект, направленный на создание и развитие единой экосистемы сервисов для проведения исследований и разработок, с целью повышения их качества и доступности, а также снижения затрат на постоянные и переменные издержки, путем создания единой биржи исследований и необходимой инфраструктуры.
«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» - проект, направленный на формирование единой информационной среды взаимодействия ООВО и поставщиков и вендоров оборудования и ПО, создать единые инструменты мониторинга уровня цифровизации ООВО, включающий в себя степень загруженности оборудования и его соответствия современным требованиям, с целью выравнивания технологического ландшафта и модернизации существующей инфраструктуры.
«Цифровое образование» - проект, направленный на повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирования компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией образовательной организации для создания и реализации стратегии развития с целью повышения качества образовательных услуг и модернизации инструментов образовательного процесса.
«Дата Хаб», система для управления данными в области науки и высшего образования.
Кроме того, предполагается разработка методики оценки зрелости существующей инфраструктуры. Методика позволит ООВО проанализировать все аспекты процедур и операций по управлению данными и провести оценку, выявить пробелы и определить приоритетные области для улучшения.
Процессы необходимые для доcтижения цифровой зрелости образовательным организациям высшего образования:
Для оценки результатов внедрения стратегии цифровой трансформации в области науки и высшего образования, утвержденной в 2023 году, выявления результатов и эффективности цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования в России, важно определить процессы, необходимые для достижения цифровой зрелости ООВО, к числу которых относятся: [3]
1. Автоматизация процессов: использование искусственного интеллекта, роботизированных систем и других технологий для автоматизации рутинных задач и оптимизации рабочих процессов.
2. Улучшение качества услуг: применение цифровых технологий позволяет повысить точность и скорость обработки запросов, а также улучшить качество предоставляемых услуг.
3. Повышение эффективности работы: цифровая трансформация помогает организациям более эффективно использовать ресурсы, снижать затраты и повышать производительность труда.
4. Гибкость и адаптивность: цифровые технологии позволяют организациям быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и новым требованиям клиентов.
5. Упрощение взаимодействия с пользователями: использование цифровых каналов коммуникации (например, мобильных приложений) упрощает процесс взаимодействия с пользователями и повышает уровень удовлетворенности от работы с организацией.
6. Создание новых возможностей для роста и развития: цифровая трансформация открывает новые возможности для развития организаций, такие как выход на новые рынки, создание новых продуктов и услуг, использование новых технологий.
Обеспечение эффективности цифровой трансформации:
Для обеспечения эффективности цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно осуществлять стратегические действия. Эффективность в контексте цифровой трансформации связана с успешным использованием цифровых технологий для улучшения работы и образовательного процесса в образовательной организации высшего образования. С точки зрения авторов Толочко И.А., Яковлева Е.А перспективами цифровой трансформации в образовательной организации высшего образования являются: [2]
– Развитие технологий: с каждым годом появляются все новые и новые цифровые технологии, которые могут быть использованы для улучшения работы и образовательного процесса. Например, технологии блокчейна, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, квантовых вычислений и т.д.
– Глобализация: цифровая трансформация позволяет выходить на новые рынки и работать с клиентами по всему миру.
– Ускорение инноваций: цифровая трансформация стимулирует инновации, так как она позволяет быстро тестировать и внедрять новые идеи и технологии.
– Изменение бизнес-моделей: цифровая трансформация может привести к изменению существующих бизнес-моделей и созданию новых. Например, появление “платформенной экономики”, где компании зарабатывают не на продаже товаров или услуг, а на предоставлении платформы для взаимодействия между производителями и потребителями.
Анализ основных проблем цифровой трансформации:
Анализ основных проблем цифровой трансформации, выделенных в работе автора Зубрицкой И.А. [4], имеет чрезвычайно важное значение, поскольку эти проблемы не только могут оказать значительное воздействие на процесс цифровой трансформации, но и представляют собой потенциальные риски для успешной реализации цифровой трансформации. Рассмотрим связь анализа проблем с рисками: [4]
– Недостаток квалифицированных специалистов: цифровая трансформация требует наличия специалистов с навыками работы с новыми технологиями, которых может не хватать на рынке труда.
– Сопротивление изменениям: многие сотрудники и руководители организаций могут сопротивляться изменениям, связанным с цифровой трансформацией, из-за страха потери работы или снижения уровня контроля над процессами.
– Высокие затраты на внедрение технологий: цифровая трансформация может потребовать значительных инвестиций в оборудование, программное обеспечение и обучение персонала, что может быть неприемлемым для некоторых организаций.
– Безопасность данных: обеспечение безопасности и защиты персональных данных при использовании цифровых технологий может стать серьезной проблемой для организаций.
– Правовые и регуляторные вопросы: законодательство и регуляторы могут не успевать за быстро развивающимися технологиями, создавая правовые и регуляторные барьеры для цифровой трансформации.
Анализ результатов образовательных организаций высшего образования при проведении цифровой трансформации:
В рамках реализации программ развития университетов в 2023 году основным приоритетом для проведения цифровой трансформации стало установление высокоуровневых принципов управления данными и перехода к управлению основанным на данных. Это направление было определено как ключевая задача для успешной реализации цифровой трансформации в университетах.
На основе данных Института статистических исследований и экономики исследований можно определить особенности, сопровождающие осуществление цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования [19]:
1) повышенный спрос на цифровые технологии;
2) проявление как положительных эффектов, так и отрицательных, несущих технологические, экономические и организационные риски;
3) высокий темп развития новых технологий необходимых для цифровой трансформации;
4) появление необходимости перестройки бизнес-процессов образовательных организаций высшего образования для проведения цифровой трансформации и перехода управлению основанным на данных;
5) важность формирования информационной культуры в образовательных организациях высшего образования, повышения цифровых компетенций у сотрудников и обучающихся.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ процессов цифровой трансформации в ряде образовательных организаций высшего образования, позволивший выявить особенности цифровой трансформации, учитывающие специфику деятельности образовательных организаций высшего образования. Рассмотрим более подробно процессы цифровой трансформации ряда ведущих университетов России.
Целью ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» к 2025 году является формирование пула от 500 партнеров, обеспечивающих возможность студентам не менее 80% образовательных направлений участвовать в практико-ориентированном обучении, на реальных проектах, поддержанных ресурсами от партнеров, а так же обеспечение повышения качества образования за счёт увеличения доли практико-ориентированного обучения студентов и привлечения человеческих и материальных ресурсов партнёров в образовательный процесс, сдерживая затраты ресурсов университета при росте контингента.
ФГАОУ ВО «МФТИ» (НИУ)» в январе 2023 года в целях аналитического и организационного сопровождения реализации проектов цифровой трансформации в образовательной организации высшего образования создал проектный офис по реализации цифровой трансформации высшего образования. Было утверждено положение о проектном офисе по реализации цифровой трансформации высшего образования. Помимо этого, Институтом цифрового развития науки и образования ФГАОУ ВО «МФТИ» (НИУ)» была разработана собственная методика по оценке уровня цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования.
В 2021 году ФГАОУ ВО «ЮФУ» первым среди российских университетов провел самообследование по методике, разработанной Институтом цифрового развития науки и образования ФГАОУ ВО «МФТИ» (НИУ)» , по результатам которого продемонстрировал высокий уровень цифровой зрелости.
В 2022 году в ФГАОУ ВО «ЮФУ» была расширена доступность услуг университета в электронном виде в рамках развития цифровой экосистемы. Обеспечен доступ к широкой линейке продуктов ЮФУ для различных категорий и уровней пользователей с элементами индивидуализации. Апробирован во время приемной кампании 2022 года интеллектуальный помощник абитуриента, создана цифровая платформа ФГАОУ ВО «ЮФУ» и выполнено ее развертывание на базе сервисов, необходимых для зачисления на программы бакалавриата и специалитета в установленном порядке.
Кроме того, в ФГАОУ ВО «ЮФУ» уже реализован проект по созданию ситуационного центра показательной программы развития, в результате которого повысилась доступность и качество данных, необходимых для принятия управленческих решений, а также обеспечена доступность и визуализация на интерактивных дашбордах данных по контингенту обучающихся, сотрудникам, публикациям.
В ФГАОУ ВО «СПбПУ» политика цифровой трансформации сосредоточена на развитии передовых цифровых и производственных технологий, цифрового инжиниринга, а также участия в формировании федеральной повестки по многим актуальным направлениям, что является неотъемлемой характеристикой модели «Университет 4.0».
В рамках цифровой трансформации ФГАОУ ВО «СПбПУ используются подходы «RUN–CHANGE–DISRUPT»: «RUN» направлен в оптимизацию ежедневных операционных процессов, «CHANGE»-«DISRUPT» - в стратегическое изменение и инновации для укрепления позиций и лидерства университета в выбранных областях.
В 2021 год во многих университетах (в качестве примера рассмотрим ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», ФГАОУ ВО «РУТ МИИТ», ФГБОУ ВО «МАИ») были сделаны существенные шаги в области технологического и информационного оснащения, замены устаревших компьютеров, обновление программного обеспечения. Обеспечено подключение к защищенной сети передачи данных VIPNet, что позволило реализовать бесшовное соединение с «Суперсервис» «Поступление в вуз онлайн» и выгрузки данных в ФИС «ФРДО» и ФИС «ГИА» во время проведения приемной кампании, удалось облегчить взаимодействие в области передачи данных между сервисами «1С:Университет ПРОФ», «1С:Библиотека», «1С:Документооборот» [18].
В частности, в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» было выполнено формирование задела для автоматизации деятельности университета благодаря изучению обучающимися бизнес-процессов с учетом функциональных возможностей подсистем программы «1С: Университет ПРОФ» [18].
Риски в процессе цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования:
Проведенные исследования позволили установить, что в процессе цифровой трансформации ООВО сталкиваются с рядом рисков таких как: [4]
– Технологические риски: связанные с возможностью сбоев в работе цифровых систем, ошибками в программном обеспечении, уязвимостями в безопасности данных.
– Организационные риски: обусловленные сложностями адаптации сотрудников к новым условиям работы, сопротивлением изменениям, недостатком квалифицированных кадров.
– Экономические риски: вызванные неопределенностью рыночной ситуации, изменениями в законодательстве, колебаниями курсов валют.
Метод по снижению рисков при проведении цифровой трансформации:
Одним из инструментов по снижению указанных выше рисков можно рассмотреть проектный подход. Именно поэтому управление проектами может считаться одним из ключевых условий успешного осуществления цифровой трансформации. Данный процесс способствует развитию цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования, помогает организациям эффективно планировать, контролировать и оценивать проекты по внедрению новых технологий и изменению бизнес-процессов.
Как известно, управление проектами включает в себя следующие этапы:
– определение целей и задач проекта;
– разработка плана проекта, определение сроков, ресурсов и бюджета;
– реализация проекта, выполнение запланированных работ;
– мониторинг и контроль хода выполнения проекта;
– оценка результатов проекта и его влияние на деятельность организации. [3]
Использование методов управления проектами позволяет организациям более эффективно управлять рисками, контролировать затраты и достигать поставленных целей в рамках цифровой трансформации для перехода к современной модели «Цифрового университета». [1]
Модели цифровой зрелости:
Говоря о цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования и для оценки процессов, составляющих её, нельзя не упомянуть о моделях цифровой зрелости вуза. Среди них выделяются следующие [20]:
- Модель Бигичевича Редела и коллег подчеркивает три ключевых измерения в оценке цифровой зрелости вуза: готовность к преобразованиям, сами преобразования и результаты этих преобразований. Основной акцент делается на подготовке и внутренней готовности к изменениям перед реальным внедрением цифровых технологий. Эта модель подчеркивает важность осознанного и системного подхода к цифровой трансформации.
- Модель Ифенталера и др., которая включает пять уровней зрелости: начальный, повторяющийся, управляемый, измеряемый и оптимизируемый. Она фокусируется на различных уровнях зрелости и предоставляет университетам возможность оценить свой прогресс на пути к цифровой зрелости. В отличие от первой модели, эта структурирована с учетом постепенного развития, что помогает учреждениям выявлять свои слабые и сильные стороны на различных этапах.
- Модель Ифенталера и Эглоффштейна основана на пяти ключевых областях трансформации: люди, процессы, технологии, данные и инфраструктура. Эта модель уделяет внимание различным аспектам изменений, включая человеческий фактор, процессы, технологии и инфраструктуру. Подход, ориентированный на ключевые области, делает эту модель комплексной и универсальной в контексте цифровой трансформации вузов.
Таким образом установлено, что каждая из моделей обладает своими особенностями. Модель Бигичевича Редела акцентирует подготовку и готовность к изменениям, модель Ифенталера и др. фокусируется на уровнях зрелости, а модель Ифенталера и Эглоффштейна охватывает разнообразные области трансформации в контексте цифровой зрелости.
Проект цифровой трансформации образовательной организации высшего образования на примере проекта «Цифровой университет», реализуемого в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»:
Рассмотрим процессы цифровой трансформации образовательной организации высшего образования на примере проекта «Цифровой университет», реализуемого в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», который стремится к реализации цифровой трансформации, предполагая использование информационных систем управления университетом.
С целью реализации проекта «Цифрового университета» в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» была выявлена необходимость проанализировать информационные системы управления университетом, которые включают в себя создание единой базы данных для управления учебным процессом, ресурсами и коммуникацией между студентами, преподавателями и административным персоналом для проведения цифровой трансформации в образовательной организации высшего образования и разработки Паспорта цифровой зрелости образовательной организации высшего образования - документа, содержащего информацию о показателях цифровой зрелости образовательной организации высшего образования. Качество паспорта цифрового университета будет напрямую отражать качество реализации проекта «Цифровой университет».
Одной из информационных систем управления университетом в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» стала цифровая среда на базе «1C Битрикс», используемая, в том числе, и для сопровождения проектной деятельности. Планируется масштабирование данной системы, увеличение аналитических интерфейсов и обучение руководителей и исполнителей проектов.
В связи с необходимостью обеспечения технологического суверенитета страны и значительного наращивания технологического и производственного потенциала станкоинструментальной отрасли в ноябре 2022 года на базе Координационного центра правительства Российской Федерации начата работа по актуализации действующей редакции паспорта федерального проекта «Развитие производства средств производства». Цифровая трансформация ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» направлена на интеграцию в систему выработки стратегических решений, в том числе через участие Федеральном проекте. Разработана концепция информационной модели данных, обеспечивающая управление реализацией Федерального проекта. Реализация проекта предполагает создание системы единого входа (SSO), облегчающей доступ внутренних и внешних пользователей к различным информационным системам управления данными.
Эффективное управление ИТ-подразделением и технической поддержкой, анализ событий при эксплуатации оборудования, настройка «матрицы ролей» исполнителей, - все это станет результатом внедрения проекта. Гибкость настроек «матрицы ролей» позволит сократить временные и трудовые издержки на работу структурных подразделений. «Матрица ролей» определяет, кто отвечает за конкретные задачи и функции внутри команды, обеспечивая четкость и эффективность внутреннего взаимодействия.
Важным компонентом реализации Цифрового университета также становится внедрение корпоративных систем управления проектами (далее - КСУП). Эти системы направлены на обоснованное распределение ресурсов, выполнение проектов в срок и в рамках бюджета, а также обеспечение видимости ключевых результатов проектов для руководства. Перед КСУП стоит задача обоснованного распределения ресурсов в соответствии с целями программами развития университетов, обеспечения выполнения проектов в срок и в рамках бюджета, окупаемости вложений, видимость для руководства ключевых результатов проектов без погружения в детали, а также доступ ко всем данным по ходу реализации проектов в режиме онлайн.
В качестве примера рассмотрим более подробно задачи КСУП ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», среди которых:
– Развитие системы мониторинга и анализа с целью эффективного управления университетами, и получения точной информации о происходящих в университетах процессах. Это позволяет своевременно выявлять проблемы и принимать меры по их устранению, а также делать правильные решения в условиях неопределенности. Для этого необходимо создать и развивать соответствующие системы анализа и мониторинга.
– Оптимизация управленческих процессов. Если управленческие процессы ручные и неформализованные, то это приводит к недостаточной эффективности и неэффективному использованию ресурсов. Для повышения эффективности управления необходимо формализовать и оптимизировать процессы, а также обучить сотрудников управления правильным методам и техникам управления.
– Развитие организационной культуры. Эффективное управление невозможно без высокой организационной культуры, которая включает в себя прозрачность, ответственность, коммуникацию и уважение к работе и коллегам. Для развития организационной культуры университету необходимо проводить тренинги и обучения для сотрудников управления, а также создавать удобные условия для общения и совместной работы.
– Внедрение новых технологий. Современные информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность управления. Необходимо внедрять новые системы автоматизации управления, электронные системы документооборота, проектные и управленческие информационные системы.
Рассмотрим КСУП разработанную в ФГБОУ ВО МГТУ CТАНКИН, в которой выделяются следующие элементы (рис.1):
Рисунок 1. Элементы КСУП
Создано авторами в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
Разберем более подробно элементы КСУП, представленные на рисунке 1:
1. Элемент «Участники проектной деятельности» включает в себя все заинтересованные стороны, участвующие в проектной деятельности ООВО. Сюда могут входить студенты, профессорско – преподавательский состав, административно – управленческий персонал, научные сотрудники, заказчики проектов и другие ключевые участники.
2. «Модель проектной деятельности» - эта часть описывает структуру и процессы, используемые в рамках проектной деятельности ООВО и включает в себя этапы, роли и взаимодействие между участниками.
3. «Информационные системы управления проектами» (далее - ИСУП) представляет собой технологическую составляющую, включающую в себя программные средства и инструменты для эффективного управления проектами. Эти системы могут включать в себя средства планирования, отслеживания, аналитики и коммуникации.
Начиная с 2021 года, университеты сталкиваются с необходимостью создания подсистем КСУП, предназначенных для информационного обслуживания и выполнения функций по формированию, хранению, передаче и обработке аналитической информации о закупочных процедурах и результатах проведения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд образовательной организации высшего образования в рамках реализации проектов, что также является процессом по управлению данными.
В соответствии со стратегией ЦТ отрасли науки и высшего образования утвержденной Минобрнауки России к 2030 году ООВО должны достичь полной систематизации и обеспечить 100 % целостность данных во всех внутренних информационных системах университетов, разработать и внедрить BI - системы, которые позволят в реальном времени отслеживать ход ЦТ области науки и высшего образования, а также обеспечить работу системы поддержки управленческих решений.
Для реализации данной задачи в данный момент в ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» центром управления проектами была разработана визуализация данных из собственной базы данных с помощью BI-системы Яндекс Datalens, представленная на рис. 2. Данная визуализация позволяет большему числу сотрудников образовательной организации высшего образования наблюдать за результатами закупок в рамках программы «Приоритет-2030», что существенно сократило время проведения совещаний и повысило скорость и качество принимаемых управленческих решений.
Рисунок 2. Визуализация данных с помощью BI-системы Яндекс Datalens
Составлено автором на основе анализа из собственной базы данных
На представленной на рис.2 представлена визуализации данных с помощью BI-системы Яндекс Datalens, на горизонтальной оси отображается наименование предметов планируемых закупок, а на вертикальной оси представлен планируемый бюджет закупок в рублях. Данная визуализация обеспечивает наглядный анализ и понимание данных о планируемых закупках в рамках программы «Приоритет-2030».
Заключение
В заключение исследования важно отметить, что его актуальность обусловлена стремлением России к цифровой трансформации ключевых отраслей, включая высшее образование. Сложность задач, стоящих перед образовательными организациями высшего образования, требует разработки методических подходов для оценки уровня цифровой зрелости. Исследование предоставляет анализ различных подходов к цифровой трансформации в системе высшего образования, учитывающий многообразие задач и специфику образовательных организаций высшего образования. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегии цифровой трансформации образовательной организации высшего образования, включая внедрение конкурентоспособных технологий и российского программного обеспечения.
Анализ основных проблем, выявленных в ходе цифровой трансформации, подчеркивает необходимость учета рисков. В ходе исследования выявлены риски, с которыми сталкиваются образовательные организации высшего образования в процессе цифровой трансформации и достижения базового уровня цифровой зрелости: технологические риски, организационные трудности и экономическая неопределенность представляют собой значительные вызовы при внедрении цифровых изменений. Установлено, что для снижения данных рисков в контексте цифровой трансформации необходимо использовании проектного подхода. Совместное применение проектного подхода и моделей оценки цифровой зрелости представляется неотъемлемой частью успешной цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, способствуя их адаптации к современному образовательному ландшафту и эффективному использованию цифровых технологий.
Полученные в рамках исследования результаты станут основой для дальнейших исследований и разработки научного и методического обеспечения процессов цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования.
Источники:
2. Толочко И.А., Яковлева Е.А. Проблемы и перспективы Цифровой трансформации российского образования // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 4-7. – c. 15 – 85.
3. Боровиков А.И. Влияние технологий на цифровую трансформацию образования в России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 7. – c. 1-15.
4. Зубрицкая И.А. ЦТ: анализ состояния, показателей, критериев, процессов и систем // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 11. – c. 415 – 431.
5. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. – 2019. – № 1. – c. 54–59.
6. Анохина Л.В. Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 2. – c. 5-7.
7. Сысоева Е.А. Цифровая трансформация социальнойс феры в России // Инновационное развитие экономики. Будущее России: материалы доклады VI Всероссийской (национальной) научно- практической конференции. 2019. – c. 108-111.
8. Мельников О.Н., Мартынов Л.М., Акопов В.С., Магазанник В.Д. Субъективное оценивание и управление бизнес-процессами // Экономические отношения. – 2011. – № 1. – c. 23-30.
9. Тихонова А.Д., Мокроносов А.Г. Конкордоспособность в стратегическом управлении организацией // Креативная экономика. – 2018. – № 9. – c. 1273-1290. – doi: 10.18334/ce.12.9.39387.
10. Медведев Д.Л. Стратегическое планирование в управленческой деятельности У.С. Черчилля // Российское предпринимательство. – 2012. – № 20. – c. 42-46.
11. Мызрова К.А., Иванова Т.Ю. Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций - современный инструмент реформирования образования // Креативная экономика. – 2012. – № 11. – c. 48-52.
12. Погребная Я.А. Рецензия на монографию Сулейманова Д.Н. «Организация образовательной деятельности университета» // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 1. – c. 79-80. – doi: 10.18334/epp.9.1.40741.
13. Мельников О.Н., Горелов Н.А., Синов В.В. Образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения – условие становления наукоемкой экономики // Креативная экономика. – 2011. – № 3. – c. 102-111.
14. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. – 2017. – № 7. – c. 725-734. – doi: 10.18334/ce.11.7.38162.
15. Саввинов В., Иванов П., Стрекаловский В. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций // Серия «ВЕСТНИКА СВФУ». – 2021. – № 2 (22).
16. Франтансов Д.Н., Балановская А.В., Горбунова О. Цифровая зрелость как основа стратегического развития и цифровой трансформации образовательных организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 2 (208). – c. 57–64.
17. Суйкова О. Проектный офис как инструмент реализации проектно-ориентированного управления в профессиональной образователтной организации // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 4 (32). – c. 77-84.
18. Cайт ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН». [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.stankin.ru/dokumenty (дата обращения: 10.01.2024).
19. Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» // Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г
20. Грамбовская Л.В., Караказьян С.А. Цифровая трансформация университета с точки зрения приоритетных направлений развития // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 5(119). – c. 59-64.
21. Cайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/128943 (дата обращения: 10.01.2024).
22. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
23. Дафт Р.Л. Менеджмент. / 8-е изд.: пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб: Питер, 2009.
24. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / 3-е изд. Пер. с англ. - М.: Дело, 2005.
25. Мильнер Б.З. Теория организации. / 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
26. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.
27. Cайт Министерства науки и высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6u (дата обращения: 10.01.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:06:29