Особенности дигитилизации экономического университета в рамках задач цифровой экономики
Гулина О.В.1
1 Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2022)
Цитировать:
Гулина О.В. Особенности дигитилизации экономического университета в рамках задач цифровой экономики // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 27-44. – doi: 10.18334/ce.16.1.114064.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092588
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются аспекты, требующие внимания при реализации процесса дигитализации высшего учебного заведения экономического профиля с учетом потребностей, определяемых тенденциями цифровой трансформации экономики. Обоснован подход к выбору трактовки понятия дигитализации вуза и выделены основные задачи этого процесса. Обозначены проблемные моменты дигитализации экономического вуза и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: дигитализация вуза, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке БРФФИ, грант Г20МС-020 от 4 мая 2020 г.
JEL-классификация: I23, I25, I26, O31, L86
Введение. Цифровая трансформация экономики и общества требует оперативного реагирования системы высшего экономического образования на изменяющиеся условия ведения хозяйственной деятельности и требования, предъявляемые к специалистам экономического профиля со стороны организаций – заказчиков кадров.
Для обеспечения потребностей национальной экономики и информационного общества в высококвалифицированных кадрах и обеспечения конкурентных преимуществ национального экономического образования в мировом образовательном пространстве учреждениям высшего экономического образования необходимо реализовывать процессы дигитализации, учитывая при этом, с одной стороны, уже имеющиеся наработки в области цифровых преобразований высших учебных заведений, а с другой – специфику деятельности экономических вузов, что приобретает особую значимость в условиях цифровой трансформации экономики и ее перспективных задач в соответствии с национальными потребностями и пока является малоизученным направлением.
В работе преследуется цель обозначить основные аспекты, на которые следует обратить внимание при реализации процессов дигитализации высших учебных заведений экономического профиля с учетом их специфики и актуальных задач Концепции национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года и Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, а также сформулировать обоснованные предложения по совершенствованию деятельности экономических вузов в соответствии с потребностями и реальными возможностями, которые могут быть приняты во внимание высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку специалистов экономического профиля, в том числе и для минимизации возможных негативных последствий дигитализации.
В настоящее время учреждения высшего образования стремительно наращивают темпы цифровизации образовательного процесса, который является важнейшим, но не единственным видом деятельности вуза. Применяются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для повышения качества организации образовательного процесса и его доступности в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, но этого недостаточно для обеспечения эффективной деятельности вуза в целом в условиях цифровой трансформации экономики и качественной подготовки специалистов экономического профиля для работы и ведения бизнеса в условиях цифровых преобразований информационного общества.
Существуют разные подходы к определению понятия «дигитализация» как элемента цифровых преобразований, которые в русскоязычных информационных источниках, как правило, апеллируют к понятию дигитализации как процессу оцифровывания разноформатного контента и последующей работы с ним посредством компьютерных информационных технологий. При этом, как верно замечено в [1] (Gribanov, 2019), понятие «оцифровка» соответствует англоязычному термину digitization и является более узким по сравнению с понятием «дигитализация», соответствующим англоязычному термину digitalization.
Процесс дигитализации в экономическом вузе в контексте задач цифровой экономики целесообразно рассматривать более широко, разделяя понятия «оцифровка» и собственно «дигитализация».
Оцифровка в буквальном смысле слова представляет собой процесс преобразования разных видов информации (числовой, звуковой, графической и др.) в цифровой формат, который повышает эффективность организации, обработки, в том числе с использованием инфраструктуры облачных технологий передачи и хранения данных, но при этом не изменяет смысл, заложенный в исходной информации [2].
Как справедливо замечено в [3], дигитализация с позиции экономики представляет собой трансформацию бизнес-процессов, при которой изменяются подходы к ведению бизнеса.
Так, всемирно известная исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий, Gartner определяет дигитализацию как «использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей для получения доходов и создания ценности», соотнося этот процесс с переходом к цифровому бизнесу [4], что особенно актуально для белорусских вузов экономического профиля на современном этапе развития экономики.
Международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, The Boston Consulting Group определяет дигитализацию как «использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы» [5].
Иными словами, оцифровка является необходимым условием дигитализации, но не ее полным воплощением.
Обоснованным видится подход, при котором дигитализация экономического вуза предусматривает трансформацию бизнес-процессов учреждения образования на основе цифровых технологий.
Система высшего экономического образования как важнейший институт развития новой экономики знаний, обеспечивающий подготовку компетентных специалистов экономического профиля в условиях цифровизации экономики, в соответствии с Концепцией развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [6], должна претерпевать адекватные изменения для реализации основных тенденций высшего экономического образования, обусловленных процессами глобализации и массовизации, и иметь своевременный отклик на требования национальных и мировых тенденций экономики. Для обеспечения общих тенденций высшего образования, таких как прагматизация, трансдисциплинарность, информатизация и индивидуализация, вузы экономического профиля должны учитывать изменения в технологических укладах, возрастание наукоемкости экономики, переход к Индустрии 4.0 и др., а также использовать возможности ИКТ для обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Вместе с тем повышение качества национального высшего экономического образования предусматривает не только соответствующие организационные и содержательные изменения образовательного процесса, но и модернизацию управления учреждением высшего образования на основе современных ИКТ и цифровых инструментов.
На данный момент времени в мировой практике не существует единой универсальной системы цифровизации экономических университетов, доказавшей свою эффективность [7] (Astrakhankina, Pustovaya, Glazunova, 2020), вследствие чего процессы цифровизации образования должны осуществляться в соответствии с дорожной картой, индивидуально разработанной для отдельно взятого вуза.
Одной из основных задач дигитализации процессов в системе высшего образования Республики Беларусь, в соответствии с [6], является цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному процессу. В ближайшей перспективе предусматривается повсеместное внедрение средств автоматизации управления образовательным процессом в учреждениях высшего образования.
В условиях конкурентной борьбы на рынке оказания образовательных услуг дигитализация должна, прежде всего, предоставлять аналитику (аналитические отчеты) по разным параметрам и срезам руководящему составу университета и его структурных подразделений, в том числе в режиме реального времени, для принятия своевременных управленческих решений, минимизации возможных рисков и повышения эффективности будущих проектов, позволяя в полной мере реализовать процессный подход в управлении вузом, который формирует предпосылки для обеспечения финансовой стабильности и повышения эффективности деятельности вуза в условиях цифровой трансформации общества в целом и экономики в частности, при которых происходит коммерциализация деятельности учреждений высшего образования. Последнее является актуальной задачей и одной из целей экспериментального проекта по совершенствованию деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0», в котором участвуют в том числе и вузы Республики Беларусь, осуществляющие подготовку будущих специалистов экономического профиля.
С другой стороны, дигитализация является неотъемлемой частью формирования цифровой образовательной среды вуза. Так, например, дигитализация учебного процесса в контексте взаимодействия преподавателя и студента позволяет индивидуализировать учебный процесс, поскольку преподавателю становится доступной отчетность о деятельности студента по состоянию на текущий момент времени (насколько студент справляется с учебным материалом, какие темы вызывают наибольшие затруднения, какова академическая активность студента и т.п.). Без применения ИКТ и реализации процессов дигитализации в условиях существующих норм учебной нагрузки на преподавателя сделать это не представляется возможным.
В работе [8] (Asadullin, Zamaletdinov, Samigullina, 2015) обозначены основные стратегические цели развития вуза с учетом специфики деятельности и представлена модель бизнес-процессов управления университетом, где отражены общие для всех вузов бизнес-процессы, подлежащие трансформации в процессе дигитализации (организация учебного процесса, административно-хозяйственная деятельность, научно-исследовательская деятельность и др.), а также вспомогательные процессы (к ним относятся финансовый учет, кадровая служба, системы контроля доступа и физической безопасности и т.д.). Таким образом, одной из основных задач дигитализации является внедрение соответствующих цифровых технологий для изменения упомянутых бизнес-процессов.
И если непосредственно учебный процесс не без помощи осложненной эпидемиологической обстановки уже более-менее поставлен на «электронные рельсы», то вопросы управления учебным процессом, научно-исследовательской, финансовой, административно-хозяйственной и другими традиционными для вуза видами деятельности на основе цифровых технологий по-прежнему остаются открытыми и требующими внимания.
В большинстве белорусских вузов достаточно хорошо автоматизированы библиотечные фонды, создаются новые электронные образовательные ресурсы, в условиях пандемии наблюдается существенный скачок в автоматизации дистанционного обучения и активное внедрение ИКТ, в частности для обеспечения дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса, однако пока этого недостаточно для создания информационно-образовательного пространства как интеллектуальной системы с обратной связью, интегрирующей образовательные ресурсы, технологии обучения, средства управления образовательным процессом вуза и др., обеспечивающей образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, учебно-методическую, организационную, управленческую и иные виды деятельности учреждения высшего экономического образования, а также осуществляющей информационную функцию для всех субъектов образовательного процесса [9] (Gulina, 2021).
Эффективное управление вузом как сложной организационной системой с необходимостью оперативного реагирования на возникающие изменения и ситуации на современном этапе развития высшего образования затруднительно без внедрения соответствующих средств автоматизации бизнес-процессов. С этой целью можно внедрять коммерческие решения, свободно распространяемое программное обеспечение или собственные разработки (в том числе разработки, выполненные по заказу конкретного учреждения образования).
Следует отметить, что в настоящее время есть вузы, в которых наблюдается «лоскутная» автоматизация деятельности посредством разного программного обеспечения, иногда морально устаревшего и не отвечающего требованиям современного учреждения образования. Так, например, автоматизирована финансовая деятельность вузов, но вместе с тем некоторые программные продукты, используемые, например, бухгалтерией и планово-экономическими отделами, требуют обновления (даже сегодня можно встретить активно эксплуатируемые разработки, которые были созданы еще для операционных систем, реализующих интерфейс командной строки). Сложности интеграции подобных разработок и систем, несовместимость уже используемого программного обеспечения в разных структурных подразделениях и на разных контурах управления не позволяют осуществить дигитализацию университета в полном объеме. При этом финансовые и временные затраты на попытки реализовать оцифровку данных и наладить процессное управление вузом на основе имеющегося в наличии программного обеспечения могут существенно превышать расходы на внедрение современной корпоративной информационной системы вуза с должным уровнем аналитики для принятия грамотных управленческих решений.
Дублирование работы, ручной перенос данных из одной системы в другую и иные сопутствующие «лоскутной» автоматизации деятельности вуза проблемы существенно снижают оперативность работы сотрудников, повышают процент ошибок и не позволяют руководителям структурных подразделений в должной мере осуществлять возложенные на них функции по контролю и управлению.
Кроме того, отсутствие единой информационной системы не позволяет сотрудникам отдельных структурных подразделений видеть глобальный результат своей работы, осознавать значимость выполняемых функций для достижения целей в области качества подготовки специалистов экономического профиля и стратегического развития университета.
В идеале дигитализация вуза должна охватывать все направления деятельности высшего учебного заведения, но при этом не стоит ожидать одномоментного перевода всех структурных подразделений на промышленную эксплуатацию внедряемой системы или цифровых инструментов для бизнес-процессов вуза. Во избежание простоев постепенный переход к использованию с параллельной кастомизацией системы позволит эволюционным путем перейти к ее повсеместной эксплуатации в границах учебного заведения и создаст предпосылки для реализации взаимодействия вуза с контрагентами посредством ИКТ и различных сервисов, выводя на новый уровень управление бизнес-процессами развития вуза.
В связи с вышеизложенным при создании единой автоматизированной информационной системы вуза, способной поддерживать обозначенные выше задачи в рамках процессного управления вузом, предпочтительнее внедрять программное обеспечение с модульной архитектурой. Это также позволит избежать переплаты за неиспользуемый в конкретном вузе (или на конкретном этапе цифрового развития учреждения высшего образования) функционал системы.
Уровень дигитализации отдельно взятого вуза во многом обусловлен численностью студентов, долей иностранных учащихся в общем контингенте студентов и, собственно, бюджетом вуза, вследствие чего в некоторых случаях целесообразно внедрение комплексной информационной системы, которая хоть и уступает в плане автоматизации деятельности учреждения образования уровню корпоративных информационных систем и информационных систем управления знаниями, но при этом позволяет реализовать первоначальные этапы дигитализации и создает предпосылки для построения единой автоматизированной информационной системы вуза как базиса для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности.
Следует принять во внимание тот факт, что на современном этапе развития информационного общества и формирования глобального образовательного пространства, а также в условиях цифровой трансформации экономики вузам не стоит внедрять частные решения по автоматизации деятельности отдельных структурных подразделений, таких, например, которые автоматизируют только деканаты или диспетчерскую службу и не являются при этом отдельными модулями единой информационной системы.
Рынок программного обеспечения, реализующий автоматизацию деятельности учреждений высшего образования, удовлетворяющий упомянутым выше требованиям, достаточно разнообразен и имеет широкий охват соответствующих бизнес-процессов [10].
Так, например, решение «Галактика Управление вузом» представляет собой набор взаимосвязанных модулей (компонент), позволяющих для отдельно взятого вуза подобрать индивидуальную конфигурацию в зависимости от потребностей, обеспечивая при этом комплексную поддержку учебного процесса [11]. Данное решение способствует не только реализации процессного управления вузом на всех уровнях, но и созданию единого информационно-образовательного пространства благодаря широким возможностям интеграции с уже используемыми в вузе системами.
Программный продукт для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего образования «1С: Университет ПРОФ» представляет собой комплексное решение для автоматизации основных направлений деятельности вуза. Отличительной особенностью этого решения является существенное расширение возможностей продукта благодаря совместимости с другим программным обеспечением «1С», а также внушительная серия конфигураций, разработанных специально для высших учебных заведений и позволяющих осуществлять поэтапную автоматизацию рабочих мест вуза [12].
Построенное по модульному принципу комплексное решение для автоматизации основных бизнес-процессов учреждения образования «ТАНДЕМ. Университет» также позволяет создать в вузе электронную информационно-образовательную среду, основными пользователями которой выступают руководство вуза, профессорско-преподавательский состав, структурные подразделения и иные субъекты образовательного процесса. Особенность данного решения заключается в том, что «ТАНДЕМ. Университет» – открытая система, что дает возможность учреждениям образования самостоятельного расширять функционал [13].
Для выбора оптимального решения для конкретного учреждения высшего образования с учетом экономического профиля подготовки будущих специалистов рекомендательно предварительно оценить зрелость процессного управления в вузе, следуя, например, [14] (Dolganova, Mirzoyan, 2019).
Важным этапом дигитализации является целеполагание. Если нет системы взаимодействия между структурными подразделениями, не налажены бизнес-процессы вуза и нет потенциального желания их перестраивать, то внедрение соответствующих программных решений будет экономически нецелесообразным. Вместе с тем, если сотрудники вуза будут готовы к реализации своих повседневных обязанностей в условиях цифровой среды и будут готовы к изменению бизнес-процессов, то внедрение программного обеспечения как соответствующего инструмента для достижения поставленных целей может в этом помочь.
Как показывает опыт внедрения информационных систем в организациях и на предприятиях, экономическая эффективность внедрения во многом зависит от готовности сотрудников полноценно использовать предлагаемый новым продуктом функционал.
Следует учитывать, что в вузе работают сотрудники разного возраста, с разными цифровыми компетенциями, разным уровнем компьютерной грамотности. Этот разрыв особенно заметен в условиях цифровой трансформации, когда трудности адаптации к цифровым технологиям не позволяют в полной мере использовать их функционал, а также препятствуют полноценной реализации профессиональной деятельности опытных сотрудников.
При реализации процесса дигитализации вуза необходимо:
- осуществлять формирование целей внедрения в непосредственном взаимодействии руководителей вуза и представителей структурных подразделений, которые будут использовать информацию из потенциально внедряемых систем и реализовывать в них соответствующие бизнес-процессы;
- сотрудники должны понимать реальные цели дигитализации. Не просто потому, что так надо и так распорядилось руководство (хотя и это имеет место быть), а понимать конкретные выгоды для них при осуществлении профессиональной деятельности. Таким образом, будет реализован принцип коллективного внедрения, а четкое представление о целях внедрения позволит, с другой стороны, выработать требования к внедряемой системе, которые необходимы отдельно взятому университету;
- одним из ключевых факторов эффективной дигитализации вуза является обучение сотрудников, которое не должно быть формальным, для галочки. Опыт дигитализации реального сектора экономики показывает, что имеет смысл создание экспертной группы на уровне университета или контуров управления, которая, овладев навыками работы в новых условиях, будет оказывать помощь в адаптации другим участникам процесса;
- как правило, на ИТ-отдел как структурное подразделение вуза возлагается ряд задач по дигитализации, но внедрение того или иного программного обеспечения не должно быть прерогативой ИТ-отдела. Технократия в данном случае недопустима, поскольку сотрудник ИТ-отдела – это технический специалист, который априори не может предусмотреть всех требований к системе и особенностей ее функционирования в условиях изменения бизнес-процессов вуза (эти бизнес-процессы знают сотрудники структурных подразделений, непосредственно их осуществляющие, а также руководители вуза разных уровней), но при этом ИТ-специалисты смогут максимально полноценно настроить систему под нужды пользователей и оказать содействие при ее эксплуатации;
- в процессе дигитализации необходимо учитывать и техническое оснащение вуза, и скорость работы интернета, особенно в случае внедрения столь популярных сегодня облачных решений, адекватную оценку которых, как и оценку состояния материально-технической базы для реализации дигитализации, также может дать ИТ-отдел соответствующего учреждения образования;
- процессу дигитализации вуза должно предшествовать так называемое предпроектное обследование, которое и позволит реально оценить потребности вуза в цифровых технологиях и выбрать наиболее приемлемые и экономически целесообразные программные решения в соответствии с логикой работы учреждения высшего образования.
Таким образом, дигитализация учреждения высшего образования экономического профиля как неотъемлемая часть цифровой трансформации общества является необходимым условием качественной подготовки кадров для цифровой экономики, формирования профессиональных компетенций и развития научно-исследовательского потенциала обучающихся в современном экономическом вузе.
Дигитализация вуза предоставляет новые возможности не только с точки зрения реализации процессного управления, но и оказывает непосредственное влияние на качество подготовки специалистов экономического профиля. Так, например, дигитализация позволяет студенту адаптироваться и погрузиться в цифровую среду еще во время обучения в вузе, что естественным образом способствует его профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. Цифровая трансформация уже привела к изменению бизнес-процессов в организациях и на предприятиях различных отраслей экономики, и этот процесс продолжается в настоящее время. Продуктивное применение приобретенных в вузе компетенций будет более вероятным в том случае, когда и бизнес-процессы учреждения образования, занимающегося подготовкой кадров для цифровой экономики, будут реализовываться в соответствии с принципом «как надо».
Дигитализация вуза снижает влияние человеческого фактора и повышает эффективность деятельности руководителей и сотрудников вуза, например, при организации работы приемной комиссии, планировании учебного процесса, управлении контингентом студентов и профессорско-преподавательским составом, осуществлении мониторинга учебного процесса и анализа его результатов, реализации документооборота, организации научно-исследовательской деятельности, управлении финансовой и административно-хозяйственной деятельностью вуза и др., позволяя грамотно трансформировать бизнес-процессы и открывать новые перспективные возможности как для учреждения образования, так и для контингента обучающихся.
На сегодняшний день использование цифровых технологий, информационных систем и программного обеспечения разного уровня и назначения во многом определяет конкурентоспособность компании на рынке. Чтобы будущие специалисты экономического профиля были готовы к реализации своих профессиональных компетенций на практике, необходимо уже сейчас создать в экономическом вузе условия, позволяющие студентам, с одной стороны, приобретать фундаментальное экономическое образование, а с другой – адаптироваться к особенностям функционирования цифровой экономики и ее неизбежной научно-технологической трансформации.
Таким образом, дигитализация экономического университета позволит сформировать необходимый кадровый потенциал для экономики знаний и развития инновационного предпринимательства, обладающий ключевыми компетенциями в области высокотехнологичных отраслей экономики и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, в том числе для продвижения наукоемкой продукции белорусского производства на мировые рынки.
Минимизация влияния человеческого фактора в процессе реализации различных видов деятельности и принятия решений позволит с большей уверенностью достигать предсказуемых положительных результатов. Изобретения колеса в случае реализации традиционных бизнес-процессов классического университета при внедрении адекватных цифровых технологий не потребуется. Напротив, фундаментальное переосмысление и изменение бизнес-процессов управления деятельностью вуза в соответствии с общепринятыми организационно-распорядительными и нормативно-правовыми документами на основе внедрения цифровых технологий будет способствовать максимально эффективной деятельности вуза.
Иными словами, дигитализация способствует унификации традиционных бизнес-процессов вуза, не лишая при этом отдельно взятое учреждение образования уникальности в подходах подготовки специалистов. При этом благодаря процессному управлению с применением ИКТ появляются новые возможности интеграции и взаимодействия территориально распределенных структурных подразделений вуза и даже различных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля.
Таким образом, дигитализация экономических вузов как предпосылка к системной интеграции позволит синхронизировать их развитие как компонентов национальной инновационной системы.
С учетом требований цифровой экономики особого внимания заслуживает развитие научно-исследовательского потенциала студентов с последующей коммерциализацией результатов деятельности. При этом научно-исследовательская деятельность экономического вуза в условиях цифровизации экономики не может полноценно осуществляться без дигитализации соответствующего направления деятельности в самом вузе.
Так, например, дигитализация экономического вуза является необходимым условием реализации модели «Университет 3.0» в цифровую эпоху, поскольку интенсификация научных исследований в сфере экономики и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности невозможны без создания особой инновационной инфраструктуры, основанной на использовании современных цифровых технологий, обеспечивающей необходимые условия для кооперации студентов и представителей бизнес-среды и, как следствие, увеличение объема научных исследований и практических разработок с долевым софинансированием государством и бизнес-сообществом. При этом также открывается перспектива реализации вузом одной из ключевых задач цифровой экономики, заключающейся в передаче субъектам частного бизнеса результатов научной деятельности, созданных за счет бюджетных средств, чnо предусмотрено Концепцией национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [15].
Заключение. Совершенствование содержания образования и системы поддержки, направленных на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для развития и ведения инновационной и предпринимательской деятельности, обеспечения инновационного развития традиционных отраслей экономики Республики Беларусь в условиях повышениях наукоемкости производств, поддержка реализации процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в экономическом университете в эпоху цифровой трансформации экономики могут быть реализованы только с помощью дигитализации в обозначенном выше смысле, позволяющей усовершенствовать в том числе процессы управления научно-инновационной сферой.
Кроме того, в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [15] планируется формирование инновационно-промышленных кластеров и технологических платформ с участием учреждений образования и реального сектора экономики, создание на базе вузов экономического профиля спин-офф компаний и платформы для конвергенции различных секторов экономики в рамках цифровизации страны, а также развитие ряда других перспективных для «ИТ-страны» направлений деятельности, к которым экономические вузы должны быть готовы.
Предполагается, что дигитализация экономического университета обеспечит:
- преимущественное использование электронных документов и оптимизацию электронного документооборота, а впоследствии и оптимизацию архивного хранения информации, на основе анализа которой можно будет совершенствовать процессы планирования, прогнозирования и формирования стратегических целей развития вуза;
- управление потоком документов;
- оперативное формирование отчетов для вышестоящих инстанций;
- доступность технологий облачных вычислений для обработки и хранения больших объемов информации, что, в свою очередь, позволит вузам существенно экономить на аппаратном оснащении;
- расширение спектра оказания электронных услуг субъектам образовательного процесса;
- интеграцию вуза в национальную информационно-коммуникационную инфраструктуру с перспективой интеграции в мировое образовательное пространство и повышения своих позиций в различных рейтингах вузов;
- повышение качества образовательных услуг, в том числе благодаря объективному анализу результатов деятельности вуза на основе количественных показателей, до уровня мировых стандартов;
- качественную организацию образовательного процесса на основе интернет-технологий;
- возможность предоставления доступных образовательных услуг в области экономики для людей любого возраста из разных стран мира, следуя набирающему популярность тренду «Life Long Learning» (обучения через всю жизнь);
- ряд других перспективных возможностей, необходимых современному учреждению высшего экономического образования в условиях цифровизации экономики.
Источники:
2. Коптелов А. Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.executive.ru/management/itforbusiness/1985479-gotov-li-vash-biznes-k-tsifrovoi-transformatsii (дата обращения: 15.11.2021).
3. Digitization vs. digitalization: Differences, definitions and examples. TruQC. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.truqcapp.com/digitization-vs-digitalization-differences-definitions-and-examples (дата обращения: 10.11.2021).
4. Gartner Glossary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/digitalization (дата обращения: 10.11.2021).
5. The Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам», Inc. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Russia-Skills_Outline_v1.8_preview_tcm27-177753.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
6. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (постановление № 683 Совета министров Республики Беларусь от 30.11.2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1 (дата обращения: 05.01.2022).
7. Астраханкина Е.Н., Пустовая В.Д., Глазунова Е.З. Цифровизация в высшем образовании // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 1. – c. 50–55.
8. Асадуллин И., Замалетдинов Р., Самигуллина Н. Оптимизация управления высшим учебным заведением на основе процессного подхода // Журнал «Ректор ВУЗа». – 2015. – № 8. – c. 62-67.
9. Гулина О.В. Информационно-образовательное пространство экономического вуза в условиях цифровизации // Цифровая трансформация. – 2021. – № 2 (15). – c. 5–12.
10. Образование и наука / Tadviser: Образование и наука. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 20.11.2021).
11. Образование. Официальный сайт корпорация Галактика. [Электронный ресурс]. URL: https://galaktika.ru (дата обращения: 15.11.2021).
12. Решения для отрасли: ВУЗы. Официальный сайт 1C: Отраслевые и специализированные решения. [Электронный ресурс]. URL: https://solutions.1c.ru/universities (дата обращения: 15.11.2021).
13. ТАНДЕМ. Университет – единая информационная система управления учебным процессом. [Электронный ресурс]. URL: https://tandemservice.ru/products/tandem-university (дата обращения: 10.11.2021).
14. Долганова О.И., Мирзоян М.В. Многокритериальная оценка готовности вуза к цифровой трансформации // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 811–826.
15. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. Официальный сайт Министерсва экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf (дата обращения: 18.11.2020).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 19:31:56