Проектирование виртуальной академической мобильности высшего образования: специфика, риски и возможности развития
Гагарина И.Ю.1, Куликова О.М.1, Лисович И.И.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50356225
Аннотация:
В статье исследована специфика реализации программ академического обмена как условия развития конкурентного преимущества ВУЗов РФ. Для определения рисков внешней среды для (виртуальной) академической мобильности в условиях санкционной политики, цифровизации образования и экономики применен PEST-анализ. Анализ внутренней среды с точки зрения проблем реализации программ виртуальной академической мобильности основан на результатах целевого онлайн-анкетирования. Благодаря проведенному исследованию нормативно-правовой базы, внешних, внутренних факторов выработаны рекомендации по цифровизации учебного процесса, организационно-методического сопровождения программ (виртуальной)академической мобильности. Целью рекомендаций является повышение привлекательности российских региональных ВУЗов для (виртуального)академического обмена в рамках показателей эффективности и национальных проектов.
Статья посвящена решению проблемы проектирования программ виртуальной академической мобильности российского высшего образования в условиях текущих политических и экономических ограничений, социокультурного контекста и технологических возможностей. Материал, изложенный в статье, будет интересен руководителям российских ВУЗов и организациям-участникам программ сетевых и академического обмена.
Ключевые слова: виртуальная академическая мобильность, цифровизация высшего образования, управление высшим образованием, целевой онлайн-опрос
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, O31, O33
Введение
Актуальность работы обусловлена важностью виртуальной академической мобильности (ВАМ) для развития лидерства и конкурентного преимущества ВУЗа в рамках цифровой трансформации экономики [6]. ВАМ сегодня определяется рядом внешних, внутренних факторов и спецификой деятельности ВУЗа, связанной с цифровизацией и переформатированием академической среды, учебных, транзакционных, документационно-организационных процессов, фрагментацией и реструктурированием академической культуры и коммуникаций. Как мы показали в статье [9, с. 297], ВАМ – это научно-образовательная и проектная академическая мобильность (АМ), осуществляемая посредством виртуальной образовательной среды. Данный формат «предоставляет для обучающихся и преподавателей возможность временно перемещаться в виртуальном научно-образовательном пространстве из своей образовательной организации в другую для формирования компетенций, получения или передачи знаний, прохождения практики, обмена опытом, научно-исследовательской, проектной и т.п. работы». ВАМ обладает рядом специфических качеств [9, с. 292–295]. Рязанцев С.В. и др. [13] описывают региональные предпочтения международной АМ для ВО, а Календжян С.О., Гумилевская О.В. [11] – для программ DBA, доказывая, что российские обучающиеся выбирали университеты Европы и США; а РФ, преимущественно, – граждане стран СНГ и КНР. В этой связи можно рассматривать научно-образовательный потенциал России с точки зрения (В)АМ в рамках БРИКС [12] и ЕАЭС [7].Евлампиева Г. И. полагает, что АМ в виде сетевого взаимодействия кроме экономических преимуществ, связанных с доступом к ресурсам организации-партнера, улучшает «такие показатели эффективности, как «Академическая репутация» (80%), «Международная деятельность» (75%) и «Научная деятельность» (60%)» [10, с. 1141], важные для общественной аккредитации и рейтингования ВУЗов. Туменова С.А. доказывает, что организационные проблемы межрегионального сетевого виртуального взаимодействия можно решить, используя информационный механизм «способствующий принятию и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение согласованности, координации и регулирование деятельности участников…» [14, с. 829].Цель статьи – разработать рекомендации для развития (В)АМ. Научная новизна заключается в проведении PEST-анализа и массового онлайн-анкетирования для исследования специфики и рисков при реализации П(В)АМ в условиях текущих внешних и внутренних ограничений в РФ. Авторская гипотеза: специфика (В)АМ определяется нормативно-правой базой РФ, риски связаны с санкционными ограничениями и сопротивлением цифровизации образовательной среды, а для ее развития сегодня необходимо ориентироваться на программу стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» [4]. Для исследования внешних и внутренних факторов были использованы PEST-анализ и социологический метод анкетирования, соответственно. В условиях геополитической нестабильности, напряженности, неопределенности и конфликтов, когда установившиеся политические, культурные, экономические и логистические связи разрушаются, переформатируются и устанавливаются новые, PEST-анализ является важнейшим исследовательским инструментом для определения возможностей стратегического развития ВУЗа, в т.ч. ВАМ.
К внешним факторам, влияющим на ВАМ, можно отнести: текущую политическую и экономическую ситуацию и связанные с ней ограничения и возможности, обусловленные цифровизацией; мониторинг Минобрнауки РФ (МОН) эффективности ВУЗа и системы образования в целом; лицензионные и аккредитационные требования (государственной, общественной и международной аккредитации), которые предполагают развитие индивидуальной траектории обучения, цифровизацию образовательной экономики [2], научно-исследовательской, проектной и организационно-управленческой деятельности ВУЗа, наличие электронно-информационной образовательной среды, развитие цифровой культуры и вовлеченности в академическую корпоративную культуру обучающихся, (научно)педагогических работников ((Н)ПР), сотрудников деканатов.
Автоматизированный анонимный онлайн-опрос методом неслучайной выборки был проведен в середине 2022 г. среди обучающихся подразделений РАНХиГС, ее 47-ти филиалов и ВУЗов-партнёров от Дальнего Востока до Калининграда.
Цель опроса – проектирование (В)АМ и архитектуры цифровой БД для ее документационного, учебно-методического и транзакционного сопровождения и обработки данных.
Анкетирование решает задачи:
- определение отношения участников образовательного процесса к (В)АМ;
- выявление предпочтения в использовании режимов работы в формате (В)АМ;
- поиск вариантов компенсации рисков (например, нежелание образовательных организаций и (Н)ПР участвовать в реализации (В)АМ) и т.д.;
- определить новые возможности для развития ВАМ;
- проектирование БД.
Анкетирование проведено путем направленного отбора: для 4-х групп респондентов, участвующих в реализации ОП, методом репрезентативной выборки: обучающихся, (Н)ПР, сотрудников деканатов; разработчиков ОП.
Для репрезентативной выборки квота каждой группы была определена в зависимости от их участия в образовательном процессе при реализации ОП, что можно представить в пропорции (не менее): 120 (3, 1) : 15 : 3 : 1, благодаря чему избраны оптимальные значения для управления учебным процессом и разработки ОП.
В опросе приняли участие 1856 респондентов при соблюдении заявленной квоты (что дает основание полагаться на репрезентативность выборки):
1. обучающийся – 71%.;
2. (Н)ПР– 20%;
3. сотрудник деканата – 4%.
4. разработчик ОП – 2%.
Анализ внешних факторов, влияющих на развитие ВАМ
Ряд федеральных нормативных актов, являющихся важнейшим регулирующим внешним фактором, предписывает наличие и замеряет количественные значения показателей, которые могут рассматриваться как стимул для развития программ (виртуальной) академической мобильности (П(В)АМ). Данные документы опираются на Федеральный закон "Об образовании …"(ФЗО) [1], где в ст. 15 регламентирована АМ в формате сетевой образовательной программы (СОП), которая предполагает заключение договора, наличие утвержденного организациями-партнёрами учебного плана СОП и других элементов ОП [3]. Федеральные нормативно-правовые акты не содержат подробных предписаний относительно ПАМ, реализуемых других формах (совместные, двух дипломов, сертификации, индивидуальной, стажировок, грантовых и стипендиальных программ обмена, ВАМ и т.п.). Развитие ВАМ возможно при соблюдении ст. 16 ФЗО, которая содержит определения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), требования к ЭИОС [1], которые также описаны в п. 4. ФГОС 3++. Приказ МОН от 01.07.2022 № 617 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования в установленной сфере ведения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации», в пп. 1.2.3. – 1.2.5. включает показатели удельного веса численности лиц по ОП ВО (%) с применением ЭО, ДОТ и СОП. Формат ВАМ также позволяет расширить международные связи и продвинуть региональное развитие РФ в рамках программы «Приоритет – 2030» [4], цифровизации образования, практикоориентированности обучения.
Для исследования рисков реализации П(В)АМ ниже приведен PEST-анализ внешних факторов, влияющих на академический обмен. Качественная оценка факторов осуществляется по 5-балльной шкале: 1 – влияние несущественное, 2 – слабое, 3 – существенное, 4 – значительное, 5 – сильное.
Анализ политических факторов. Российские ВУЗы принимают внешние вызовы, ключевыми из которых является политические: санкции, введенные Правительствами США, Британии и стран ЕС, влияют на все виды деятельности, функции и академическую культуру ВУЗов. В Таблице 1. приведен их анализ, направленность и возможные проявления действия.
Таблица 1.
Источник: составлена авторами
Политические факторы
Фактор влияния
|
Оценка влияния
(в баллах) Направленность влияния |
Возможные проявления действия фактора
для ВУЗов РФ
|
Действие санкций ЕС, Британии и США в
отношении РФ
|
5
Отрицательная. Положительная |
Ограничение: в научно-образовательной
коммуникации и деятельности с данными регионами;
доступа к зарубежному ПО, цифровым технологиям и сервисам; доступа к зарубежным ЭБС, периодическим изданиям, БД; недружественного влияния на образовательный контент. Остановка: совместных зарубежных научно-исследовательских программ и проектов; зарубежных ПАМ; оттока денежных средств из РФ заграницу. Прием обучающихся, которые покинули недружественные ВУЗы. Увольнение сотрудников с зарубежной аффилиацией и инагентов, прием на работу сотрудников, покинувших зарубежные ВУЗы. |
Развитие сотрудничества с ЕАЭС;
АТР в рамках ШОС и БРИКС |
4
Положительная |
Расширение научно-образовательной
коммуникации; совместных научных проектов, программ (В)АМ обучающихся и (Н)ПР.
Посредством (В)АМ создание агентов пророссийского влияния. Использование зарубежного ПО, цифровых технологий и сервисов. Увеличение азиатского, восточного, латиноамериканского и азиатского влияния на научно-образовательный контент. |
Действие контрсанкций
РФ |
2
Положительная. Отрицательная |
Ориентация на:
научно-исследовательские программы и госзаказы, противодействующие эффектам
санкций;
использование отечественного/китайского ПО, цифровых технологий и сервисов; на собственные кадры. Развитие: научно-образовательной коммуникации и деятельности в рамках РФ; научно-исследовательских программ и проектов, направленных на противостояние санкциям; внутрироссийских ПАМ обучающихся и (Н)ПР. Наращивание собственного образовательного контента. |
Напряженность между США, ЕС и РФ, СВО
|
3
Отрицательная |
Новые санкционные меры ЕС,
правительств ЕС, Британии и США; новые ограничения для научной, проектной и
образовательной деятельности ВУЗов РФ.
Идеологическое противостояние, усиление влияния пропаганды. |
Итого: существенное
влияние политических факторов (3,5); положительная динамика преобладает над
отрицательной с точки зрения возможностей развития отечественного
научно-исследовательского потенциала и образовательного контента.
|
Политические ограничения привели к закрытию/приостановке международных научно-исследовательских и образовательных проектов, сужению международного коммуникативного академического пространства, ограничению доступа к использованию научно-образовательных ресурсов и ИТ-платформ и сервисов.
Академическая культура, стремительно виртуализировавшая в пандемию, продолжит развитие в сторону виртуализации под влиянием ограничений в коммуникациях, включая передвижение в другие регионы, в т.ч. и дружественные из-за удорожания логистики. Происходит переориентация на иные способы цифровой коммуникации, ПО и сервисов, развитие программ ВАМ, особенно с зарубежными партнерами.
Геополитическая поляризация мира позволяет развить конкурентное преимущество на международном рынке путем увеличения обучающихся, включая граждан РФ, за счет контингента (российского и дружественного РФ), который был ориентирован на западные ВУЗы. Это дает возможность ограничения «утечки мозгов» и компенсации потери иностранного контингента обучающихся и сотрудников, в том числе посредством (В)АМ, переориентации из США и ЕС на Россию описанной Рязанцевым и др. [13] входящей и исходящей АМ, в т.ч. и для практикоориентированных программ уровня DBA [11]. Если с 1990 г. большинство ВУЗов РФ ориентировались на европейский тип академической культуры и образовательную модель, то в ситуации предпочтения азиатских, латиноамериканских, африканских и др. партнеров произойдет взаимовлияние культур и научно-образовательных коммуникаций. В пользу этого свидетельствует текущая активизация, проявляющаяся в заключении соглашений о партнёрстве [7]. Также откроется окно возможностей, когда в условиях геополитической реинтеграции благодаря ВАМ можно сформировать агентов взаимного влияния; расширить научно-исследовательские и профессиональные связи на фоне остановки/разрыва связей с недружественными государствами. Западная университетская корпоративная культура перестает быть эталоном, а недружественное социокультурное и политическое влияние рассматривается как угроза национальной безопасности, академической культуре и научно-образовательному контенту.
Следовательно, конкурентное преимущество ВУЗов РФ заключается в их образовательном, проектном и научно-исследовательском потенциале, поэтому для обеспечения конкурентной устойчивости нужно сохранять доступ к необходимой информации, коммуникациям и технологиям, быть готовым к переходу от экстраординарной ситуации к условиям нормализации академической коммуникативной культуры.
Анализ экономических факторов. Экономические факторы, обусловлены вышеперечисленными политическими. Государства и международные организации напрямую вмешиваются в ситуацию на образовательном рынке и в научно-исследовательские проекты, препятствуют академической коммуникации, ограничивают доступ к научным информационным ресурсам, образовательному контенту, что делает конкурентную ситуацию непредсказуемой, тем не менее можно определить основные тенденции для ВУзов, что представлено в Таблице 2.
Таблица 2Источник: составлена авторами
Экономические факторы
Фактор влияния
|
Оценка влияния
(в баллах) Направленность влияния |
(Возможные) проявления действия
фактора для ВУЗов РФ
|
Сокращение реальных доходов
домохозяйств
|
3
Отрицательная Положительная |
Сокращение набора, в т.ч. на бюджетные
программы ВО, из-за конкуренции СПО, как более доступного.
Поддержка ВУЗом своих сотрудников и их детей дисконтом на обучение/ПК. Развитие: цифровизации и автоматизации организационных процессов для сокращения (Н)ПР/технического/административного персонала; дисконтных предложений, ЭО и ДОТ, позволяющих сокращать издержки на реализацию ОП. Аутсорсинг научно-образовательных, проектных, экспертных и других услуг. |
Увеличение МОН количества бюджетных
мест на отдельные программы ВО
|
4
Положительная |
Увеличение набора на приоритетные
направления подготовки.
Компенсация рисков, связанных с уменьшением доходов домохозяйств. |
Программы государственного задания,
национальные проекты, грантовая поддержка.
Программа «Приоритет 2030» |
5
Положительная Нейтральная |
Увеличение финансирования
научно-исследовательских, экспертных и проектных подразделений ВУЗа.
Стабильно высокое финансирование заявленных ОП и научно-исследовательских проектов, целевое финансирование. Увеличение объема отчетности и затрат на сопровождение, увеличение расходов на персонал. Интеграция ИС ВУЗа с порталом «Госуслуги». |
Рост безработицы из-за ухода
зарубежных компаний с рынка РФ.
Отток рабочей силы в сопредельные государства |
3
Положительная |
Увеличение набора мер для компенсации
молодежной безработицы.
Реализация ВУЗами программ переподготовки/повышения квалификации кадров. Прием на работу в качестве сотрудников своих обучающихся. |
Итого: значительное
влияние экономических факторов (3,75); положительная динамика преобладает над
нейтральной.
|
Анализ состояния ведущих внешних источников финансирования ВУЗов РФ и макроэкономических факторов показывает, что их стабильное положение в меньшей мере зависит от колебаний рынка, но в большей – от состояния бюджета РФ, это опосредованно влияет на степень лояльности персонала, мотивированности (Н)ПР, экспертных и проектных коллективов.
Предметом основной конкуренции между ВУЗами является набор абитуриентов, особенно на одни и те же направления подготовки в регионе/городе, что вынуждает их делать ставку на уникальность. Это стимулирует создание многообразия профилей, брендирование ВУЗа, развитие комфортной научно-образовательной среды и академической культуры.
Концепция непрерывного образования позволяет получить дополнительные источники дохода, удерживать обучающихся в рамках вузовских программ на всех уровнях образования, включая постуниверситетское, и компенсировать разрыв между спросом и предложением на рынке труда. (В)АМ между ВУЗами также способна увеличить их конкурентное преимущество за счет доступа к ресурсам других организаций и возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Государственная и внутренняя система контроля качества также формирует конкурентную академическую среду, где важна корпоративная культура, развивающаяся под влиянием внешних социокультурных и технологических факторов.
Анализ социокультурный факторов. Социокультурные факторы, оказывающие влияние на развитие (В)АМ (Таблица 3), в текущий момент взаимосвязаны с вышепроанализированными политическими и экономическими, а также технологическими.
Таблица 3
Источник: составлена авторами
Социокультурные факторы
Фактор влияния
|
Оценка влияния
(в баллах)
|
Возможные проявления действия фактора
для производственной сферы
|
Запрос на развитие отечественной науки
|
5
Положительное |
Увеличение: объема фундаментальных,
междисциплинарных, прикладных исследований; грантового финансирования; набора
в аспирантуру и докторантуру.
Развитие: научных школ, запроса на технологизацию научных исследований. |
Запрос на развитие технических
направлений и ИТ-образования
|
5
Положительное |
Повышение набора на технические,
математические и ИТ-направления подготовки/программы ПК и ПП.
Развитие сотрудничества с отечественными ИТ-корпорациями. |
Запрос на государственную идеологию,
официальную культуру, пропаганду и ее продвижение.
|
5
Положительное Отрицательное |
Развитие гуманитарных исследований и
проектов, повышение набора на данные направления подготовки.
Запрос на направления подготовки в сфере гуманитарной, медиа, культуры и искусства. Появление диссидентов среди сотрудников и обучающихся. |
Развитие образовательных проектов в
эко-системах крупных производственных корпораций
|
5
Положительное Отрицательное |
Возможность сетевого участия в
образовательных проектах производственных корпораций для практической подготовки
обучающихся, научно-исследовательских и проектных программ; для теоретической
переподготовки сотрудников корпораций, что даст доступ к производственным и
кадровым ресурсам организаций-партнеров, увеличить качество практической
подготовки, сбалансирует стоимость образования и привлекательность ОП.
Увеличение: госфинансирования, кооперации ВУЗов и организаций реального сектора экономики; количества конкурентов в сфере образования, в частности, постуниверситетского, краткосрочных программ ДПО за счет ЦОП (цифровых образовательных платформ). |
Многократный разрыв в оплате труда и
реальных социокультурных ценностях между топ-менеджерами и наемным персоналом
|
3
Отрицательная Положительная |
Снижение лояльности и мотивированности
персонала, производительности труда, неэффективность коммуникаций на
горизонтальном и вертикальном уровнях управления, появление саботажа, текучки
кадров тактического и операционного уровней: (Н)ПР, сотрудников деканатов,
административных подразделений.
Возрастание лояльности, мотивации, активности стратегического звена управления |
Развитие волонтерского движения
|
3
Положительная |
Востребованность волонтерских проектов
и ДПО, дисциплин, связанных с волонтерством, государственной политикой.
Повышение социальной ответственности, мотивированности и активности среди обучающихся; приобретение ими практического опыта. Создание положительного имиджа ВУза и его привлекательности для абитуриентов, персонала и на рынке труда. |
Итого: значительное
влияние социокультурных факторов (4,3); положительная динамика преобладает
над отрицательной.
|
Основные социокультурные факторы обусловлены государством и его интересами в сфере науки и образования, что отвечает традициям российской академической культуры с момента основания университетов в России, но также создает ряд ограничений идеологического и культурно-исторического порядка.
Тренды, связанные с социальной дифференциацией между стратегическим, тактическим и операциональным уровнями управления могут стать причинами напряженности и дезинтеграционных процессов в корпоративной культуре ВУЗа, но они могут быть сняты посредством:
ü развития отечественной науки,
ü активного участия в грантовых, национальных проектах, в реализации государственных заданий при взаимодействии между подразделениями ВУЗа;
ü интеграции российского и зарубежного научно-образовательного пространства в формате (В)АМ;
ü соблюдения критериев эффективности ВУЗов РФ, среди которых является требование к средней зарплате (Н)ПР в размере 200% относительно региона.
В совокупности эти факторы усиливают конкурентные преимущества ВУЗов при условии развития научно-исследовательского и кадрового потенциала, отзывчивости к политическим и социокультурным изменениям.
Анализ технологических факторов. Развитие цифровых технологий является одним из базовых факторов успеха и конкурентного преимущества научно-образовательной организации. Цифровизация, несмотря на ригидность образовательной системы, благодаря пандемии стремительно трансформировала корпоративную культуру ВУЗов и перестроила коммуникативные процессы, которые являются основой управленческой, административной, научной, проектной и образовательной деятельности.
В Таблице 4 приведен анализ влияния технологических факторов на ВУЗы РФ.
Таблица 4
Источник: составлена авторами
Технологические факторы
Фактор влияния
|
Оценка влияния
(в баллах) Направленность влияния
|
Возможные проявления действия фактора
для производственной сферы
|
Цифровизация и автоматизация
операционной деятельности организационных, учебно-методических процессов и
транзакций (электронный документооборот и т.д.)
|
5
Положительные Отрицательные |
Сокращение: времени на:
администрирование, составление отчетности, анализ учебных процессов, транзакции;
на оптимизацию, согласование, утверждение и публикацию документов, связанных с реализацией ОП, научно-исследовательских и др. проектов; операционно-административного персонала. Уменьшение влияния человеческого фактора на рутинные процессы, что дает сокращение количества ошибок на всех уровнях коммуникации и обеспечения учебно-методических процессов. Повышение качества коммуникации внутри организации. Увеличение персонала, связанного с обеспечением работы КАС, LMS и т.д.. Возможность дистанционного управления бизнес-процессами и перевод части административного персонала на удаленную работу, снижение переменных затрат, возможная дефрагментация связей. Зависимость коммуникаций от ПО, средств связи и стабильности их работы. |
Развитие цифровых образовательных
платформ и сервисов
|
3
Положительная Отрицательная |
Открытие возможностей для создания
цифрового образовательного контента, сетевых и т.п. ОП, расширения ЦА.
Повышение конкуренции в области ЭО и ДОТ. Возможность автоматизации/аутсорсинга рутинных образовательных процессов и переориентация (Н)ПР на научно-исследовательскую работу. Кадровый голод в высококвалифицированных педагогических работниках для разработки новых ОП или ее элементов при замещении (Н)ПР ЭОР/аутсорсингом дисциплин, несоответствие аккредитационным показателям. |
Ограниченность использования ПО
|
4
Отрицательная Положительная |
Активизация разработок собственного ПО
и обслуживающего сервиса; необходимость обучения персонала; медленное
овладение ИТ-компетенциями, сопротивление ИТ-технологиям.
|
Внедрение систем управления нового
поколения – «умные системы»
|
3
Положительная |
Сокращение длительности согласования
документов, совместной работы над проектами сервисного цикла.
Увеличение эффективности, возможность планирования и контроля удаленной работы персонала. Развитие корпоративной культуры за счет формирования единой информационной, обучающей, координирующей, ценностной среды. |
Итого: существенное
влияние политических факторов (3,37); положительная динамика преобладает над
отрицательной.
|
Важной частью цифровизации образования является открытость ВУЗа, что отражается на сайте образовательной организации, но он преимущественно выполняет репрезентативные функции. Контент и архитектура сайта в большей степени диктуется внешними факторами, в частности, жесткими предписаниями МОН и Рособрнадзора, согласно Приказу [5] которого устанавливаются обязательные сведения, публикуемые организацией в открытом доступе для мониторинга (включая автоматизированный) ее эффективности и соответствия аккредитационным показателям. Важным адресатом данной информации также являются абитуриенты/потребители образовательных услуг/участники академического обмена. Для них в сайты встраиваются социальные опции, например, обратной связи, соцопросов, продвижения через социальные сети и т.п. При этом научно-исследовательские процессы и проекты практически не публикуются, не оцифровываются, не организовываются и не контролируются, отданы на откуп самим участникам научно-исследовательских групп/проектов, здесь успех проекта зависит от самоорганизации и документационных требований/наличия КАС грантодателя/донора.
Публикация требуемой информации в Интернете создает дополнительную нагрузку на персонал и увеличивает объем работы, связанной с документационным сопровождением учебно-методической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности ВУЗа, бюрократизация которой вызывает напряженность между администрацией и (Н)ПР, поскольку в системе ценностей последних она воспринимается как фактор бессмысленный, а то и мешающий основной деятельности, что возможно решить при помощи цифровизации и автоматизации документооборота, но для ввода в ИС данных также нужны ресурсы.
Тем не менее, благодаря развитию виртуальной академической коммуникации, синхронному и асинхронному взаимодействию между участниками научно-исследовательской, образовательной и проектной деятельности образование становится доступным из любой точки мира, где есть стабильный доступ к сети Интернет, что дает возможности ВУЗам привлечь больше обучающихся и расширить рынок рабочей силы.
Анализ внутренних факторов, влияющих на развитие ВАМ
Используя результаты научных исследований, проведенных в 2021 гг., опубликованные в виде РИД [8] и научной статьи [9], где представлены принципы разработки П(В)АМ. Целевой опрос в форме массового онлайн-анкетирования «(Виртуальная)академическая мобильность: к проектированию банка данных – 2022» был проведен 20.06. – 10.07. 2022 для разработки архитектуры цифровой базы данных (БД) и реализации П(В)АМ с учетом рисков и возможностей развития П(В)АМ.Ряд вопросов был обращен ко всем группам образовательного процесса, что позволило выявить возможные конфликты интересов при проектировании, организации и реализации ОП (В)АМ. Приведем наиболее значимые результаты опроса для развития (В)АМ. На вопросы о степени удовлетворенности участия в программах АМ и ВАМ (%):
- большинство всех 3-х групп респондентов, удовлетворено/скорее удовлетворено имеющимся опытом АМ (33/35/14/30) [1] и ВАМ (38/33/16/30);
- меньшинство было неудовлетворено опытом АМ (2/1/0/7) и ВАМ (3/2/1/7), среди них большее количество неудовлетворенных – разработчики ОП;
- не имеющие опыта хорошо относятся к подобной возможности АМ (23/17/29/13) и ВАМ (19/15/29/13).
При анализе данных результатов нужно учесть, что среди этой группы ответов был выделен вариант «не имею опыта», который выбрали примерно 50% респондентов.
Для выявления ИТ-рисков при реализации П(В)АМ была разработана группа взаимосвязанных вопросов о:
- предпочтениях формата АМ (виртуальной/традиционной аудиторной),
- предпочитаемом формате обучения, в целом (ЭО, ДОТ, традиционный аудиторный, смешанный);
- сложностях при освоении ПВАМ, связанными с разными форматами.
Традиционный аудиторный формат обучения при в (В)АМ наиболее комфортен (%) для сотрудников деканата и (Н)ПР, наименее – для обучающихся (12/43/57/24) и пользуется доверием благодаря качеству обучения, хотя его слабыми местами оказываются временны́е и финансовые затраты на логистику (40/30/15/41), невозможность совмещать учебу и работу (для обучающихся – 24), а так же желание учиться/преподавать/работать из другого региона (11/15/17/23), что свидетельствует о востребованности ВАМ с этих позиций. В большей степени не испытывают проблем обучающиеся и сотрудники деканата при ЭО (28/20/28/8) и ДОТ (27/25/32/12).
Испытывают (%) проблемы при обучении/сопровождении ПВАМ с(о):
ü техподдержкой при ЭО (12/13/27/33), ДОТ (12/13/24/24);
ü обратной связью с деканатом при ЭО (11/2/-/2), ДОТ (10/3/-/2);
ü обратной связью с (Н)ПР при ЭО (18/-/6/11), ДОТ (18/-/7/10);
ü обратной связью с обучающимися при ЭО (-/24/9/-), ДОТ (-/28/13/-);
ü использованием интерфейса программного обеспечения при ЭО (10/4/5/17), ДОТ (10/5/9/26);
ü здоровьем (усталость глаз, спины и т.п.) при ЭО (19/21/13/17), ДОТ (20/23/14/22).
В большей степени разработчики ОП испытывают проблемы с техподдержкой, что можно объяснить работой с большим количеством документов и цифровых сервисов, включая КАС и ГИС, и данный фактор может быть дополнительным аргументом в пользу разработки автоматизированной БД для (В)АМ, позволяющей осуществлять эффективный документооборот, в т.ч. с использованием шаблонов, интеграцией цифровых сервисов и платформ и бесшовным переходом между ними.
В наибольшей степени ЭО и ДОТ вызывает неудовлетворенность из-за проблем со здоровьем, вызванным взаимодействием с компьютером, что необходимо учитывать, а также в связи с проблемами с обратной связью с (Н)ПР (18%) и обучающимися (24%), причем между данными группами респондентов эта неудовлетворенность взаимна (но у (Н)ПР – выше на 6%). Среди недостатков онлайн-курса в формате ЭО респонденты в форме свободного ответа указывают низкую мотивацию обучающихся, отсутствие живой коммуникации, низкое качество обучения, трудоемкость в создании онлайн-курсов. Эти же проблемы находились на 1-х местах в опросе 2021 г.
Тем не менее формат ЭО, с точки зрения обучающихся, позволяет выстраивать индивидуальную траекторию и график обучения вне зависимости от географической локализации, что дает возможность для развития ВАМ. (Н)ПР готовы лояльно относится к данному формату, если он: сочетается с другими, для обучения по программам ДПО и заочной формы, при наличии оперативной обратной связи с техподдержкой и обучающимися, при защите авторских прав/оплате разработки такого курса/выплате роялти, своевременной актуализации контента и профессиональном подходе к разработке онлайн-курса.
Были проанализированы наиболее востребованные регионы для академического обмена в рамках РФ с учетом показателей эффективности программы «Приоритет-2030» [4], которая призвана в т.ч. развивать региональный научно-образовательный потенциал страны. С этой точки зрения формат (В)АМ дает возможность привлекать научно-образовательные, научно-исследовательские и материальные ресурсы, опыт и возможности ВУЗов и организаций других регионов.
Выявлены предпочтения в выборе места обучения/преподавания/администрирования с учетом того, что ¼ опрошенных приходится на Москву. Москва лидирует как предпочтительное место как для находящихся в Москве, так и в регионах (43/40/40/48%), при этом на 2-м месте оказывается позиция «Жить в РФ, обучаться за рубежом» (18/11/11/12%), на 3-м – обучение на ЦОП (25/25/24/12%). Это открывает возможности для развития ВАМ, при этом на ЦОП можно увеличить объем программ региональных ВУЗов, поскольку заинтересованность в таком формате обучения/преподавания/работе с обучающимися в равной степени присуща всем группам респондентов. Исключением являются сотрудники-разработчики ОП, для которых на 1 месте при реализации (В)АМ указан смешанный формат обучения (46%), на 2-м – ДОТ (30%) и в равных позициях – ЭО и традиционное обучение (по 12%).
Вариант «жить в Москве или за рубежом и обучать(ся) в регионе», не вызывает высокого интереса, особенно среди обучающихся (7/15/13/18%), следовательно, это требует дополнительной стимуляции и продвижения для развития (В)АМ в регионы. Тем не менее, запрос на региональное развитие можно реализовать при помощи П(В)АМ благодаря научно-академической репутации ВУЗа и привлекательности культуры региона. В связи с этим в анкете были сформулированы вопросы, позволяющие выявить региональные предпочтения.
Как показывают результаты анкетирования (%), после С-Петербурга и Казани (31/-/11/2) наиболее интересными являются ВУЗы Южного (12/-/9/9), Центрального (8/-/15/12) и Приволжского (7/-/8/12) федеральных округов, что можно объяснить привлекательностью регионов с точки зрения культурно-туристического развития и/или климата, логистической близости для основной массы населения. Следующую позицию занимают университеты Сибирского федерального округа (5/-/9/9), возможно, несмотря на климатические условия и культурно-туристическую среду, респондентов привлекает их академическая репутация и традиции, а также современная научно-образовательная активность. Дальневосточный округ оказался наименее привлекательным (3/-/8/5), возможно, в первую, очередь из-за сложной логистики, которая увеличивает временные и финансовые затраты, но их частично можно компенсировать ВАМ.
Можно привлечь партнеров и обучающихся в наименее востребованные для (В)АМ регионы, если (%):
· дать возможность освоить дисциплины профессионального блока (28/39/27/26), уникальные/интересные (27/13/25/22), пройти практическую подготовку/проектирование (20/9/17/12), разработать научно-исследовательские проекты (11/11/16/19);
· разработать уникальную программу (В)АМ (24/25/12/7);
· предоставить возможность познакомиться/сотрудничать с другим регионом/университетом/организацией (18/27/13/10) и академической культурой (15/15/-/-);
· предоставить сильный состав (Н)ПР (14/15/16/17);
· уделить основное внимание П(В)АМ для бакалавриата/специалитета (22/25/19/16), магистратуры (23/20/26/25) и ДПО (20/17/27/25), как наиболее продуктивным для П(В)АМ;
· дать возможность расширить профессиональные связи (20/38/16/18);
· отвечая о преимуществах ВАМ, на 1 место поставили возможность привлечения большего числа обучающихся: сотрудники деканата (22) и разработчики ОП (20), последние также заинтересованы в повышении рейтинга ВУЗа при помощи ВАМ (12).
Можно выделить общие позиции в ответах респондентов всех категорий относительно П(В)АМ: - П(В)АМ востребованы у участников образовательного процесса;
- наиболее интересными регионами кроме Москвы называют Санкт-Петербург и Казань, наименее – Дальний Восток;
- привлекательными для (В)АМ являются профессиональные/уникальные дисциплины, практическая подготовка;
- оптимальный уровень (по убыванию) – магистратура, бакалавриат, ДПО;
- преимуществом П(В)АМ является расширение: контингента абитуриентов, профессиональных связей, ресурсов за счет организации-партнера;
- для ВАМ с ЭО и ДОТ оптимальна заочная форма обучения;
- главные недостатки ПВАМ с ЭО/ДОТ (по убыванию) – проблемы со здоровьем, техподдержкой, обратной связью и качеством обучения;
- наиболее приемлемым форматом обучения является смешанный.
ЭО и ДОТ может стимулировать интерес к ВАМ среди обучающихся, но создать сопротивление со стороны сотрудников деканата и (Н)ПР. В связи с вышеизложенными факторами все группы респондентов предпочитают смешанный формат обучения для П(В)АМ (38/51/44/46%), который также позволяет избегать/компенсировать недостатки различных форматов обучения и использовать их преимущества.
Риски П(В)АМ различных форматов обучения можно смягчить/компенсировать/избежать при помощи:
ü оперативной техподдержки;
ü устойчивой связи между участниками образовательных отношений,
ü автоматизированных форм контроля за активностями,
ü сбалансированным сочетанием форматов обучения,
ü здоровьесберегающих и комфортных условий работы/учебы,
ü адекватной платы за обучение/оплаты труда,
ü продвижении П(В)АМ среди участников образовательного процесса.
Заключение
Полученные результаты исследования демонстрируют, что одинаково востребовано развитие академического обмена в виртуальном и традиционном аудиторном формате при корректной работе с рисками, мотивацией, затратами на логистику, проживание и оплату обучения, а при ВАМ для всех участников образовательных отношений – с угрозами здоровью. При проектировании БД для (В)АМ необходимо ориентироваться на многоформатное обучение. Для (В)АМ важны цифровые инструменты академической коммуникации, которые должны связывать (Н)ПР, обучающихся, сотрудников деканатов.
Таким образом, благодаря анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на ВУЗы, можно сделать вывод, что посредством развития П(В)АМ могут решаться ряд задач конкурентного развития ВУЗа от преодоления региональной и национальной замкнутости; реализации образовательных, научно-исследовательских и проектных программ в рамках сотрудничества; до решения проблем кадрового, материально-технического обеспечения научных, проектных, образовательных программ и развития культуры академического обмена.
[1] Здесь и далее порядок значений приведен в соответствии с порядком групп респондентов: обучающийся / (Н)ПР / сотрудник деканата / разработчик ОП.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1836 "О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
3. Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
4. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 N 432 «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», и методик их расчета»
5. Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
7. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 декабря 2022 г. N 44 “О развитии дистанционного обучения при реализации профессиональных образовательных программ в государствах – членах Евразийского экономического союза”
8. Академическая мобильность в высшем образовании: опыт, возможности и проблемы в реализации – 2021 Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Академическая мобильность в высшем образовании: опыт, возможности и проблемы в реализации – 2021 // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Государственная регистрация базы данных, охраняемой авторскими правами. Патентное ведомство. Россия. Свидетельство о регистрации базы данных 2021621576, 21.07.2021. Заявка № 2021621466 от 14.07.2021
9. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Виртуальная академическая мобильность в высшем образовании // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2021. – № 9-2. – c. 290-306. – doi: 10.28995/2686-7249-2021-9-290-306.
10. Евлампиева Г.И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1131-1144. – doi: 10.18334/epp.12.3.114320.
11. Календжян С.О., Гумилевская О.В. Международный опыт развития программ DBA и возможности его адаптации в российском бизнес-образовании // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 11. – c. 39-63. – doi: 10.24412/2072-8042-2022-11-39-63.
12. Молчанов И.Н. Образование и наука: тенденции развития кадрового потенциала // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 691-708. – doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
13. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 420-435. – doi: 10.17059/2019-2-9.
14. Туменова С.А. Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 823-834. – doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
Страница обновлена: 17.11.2024 в 20:05:32