Методические подходы к проведению цифровой трансформации и оценке ее эффективности в образовательных организациях высшего образования

Еленева Ю.Я.1, Можаровская А.А.1, Демушкин Д.И.1
1 Московский Государственный технологический Университет «СТАНКИН»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015164

Аннотация:
В данной статье рассматриваются теоретические основы выбора процессов для цифровой трансформации, направленной на оценку готовности и определения уровня цифровой зрелости, а также на оценку эффективности цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования. Авторами предложены три методических подхода, которые, примененные в логической последовательности, значительно увеличивают результативность проведения цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования. В число предложенных подходов входят: методический подход к выбору и приоритезации процессов для цифровой трансформации, методические подходы к оценке цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования и эффективности цифровой трансформации. Статья будет полезна руководителям и специалистам образовательных организаций высшего образования, а также исследователям, занимающимся цифровой трансформацией в сфере высшего образования.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образовательная организация высшего образования, стратегия цифровой трансформации, цифровая зрелость, цифровой университет, уровень зрелости, процессная модель

JEL-классификация: I23, I25, O31, O33



Введение

Система высшего образования в контексте стратегических целей развития Российской Федерации сталкивается с рядом сложных задач, требующих интеграции передовых информационных технологий и глубокого анализа текущей готовности образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО, университеты) цифровым изменениям и проведению эффективной цифровой трансформации (далее – ЦТ). Эти задачи акцентируют важность ЦТ как необходимого инструмента для повышения качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями современной цифровой экономики и условиями новой цифровой реальности.

Актуальность данной темы исследования определяется возможностью формулирования системных рекомендаций, направленных на улучшение и оптимизацию процессов ЦТ в ООВО.

Результаты исследования будут способствовать формированию политики управления, основанной на данных и модернизации политики в области ЦТ в ООВО, повышению качества и доступности образовательных услуг, что в итоге способно улучшить компетентность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда, повысить конкурентоспособность ООВО.

Несмотря на осознание значимости ЦТ на основе проведенного анализа нормативной правовой документации [1,5,6,7,8] и обзора литературы по теме исследования авторов Соколовой Ю. [10], Еленевой Ю.Я. [18], Можаровской А.А. [18], Демушкина Д.И. [18], Саввинова В. [19], Франтансова Д.Н. [20] было выявлено, что многие ООВО сталкиваются с недостаточно изученными аспектами этого процесса и отсутствием четкой научной основы для оценки их цифровой зрелости (далее - ЦЗ) и эффективности проводимых изменений. Такая ситуация делает остро необходимым разработку и применение комплексных методических подходов, которые позволят объективно оценить готовность ООВО к ЦТ и определить наиболее эффективные направления их развития.

Отсутствие четкой методологии оценки ЦЗ и эффективности проводимых изменений в ООВО создает препятствия на пути к полноценному осуществлению ЦТ, выявляя необходимость разработки и применения комплексных методических подходов.

Научная новизна исследования заключается в предложении трех методических подходов, применение которых в логической последовательности позволит значительно увеличить результативность проведения цифровой трансформации в ООВО.

Целью данного исследования является разработка методических подходов к выбору и приоритезации процессов для ЦТ, оценке ЦЗ и эффективности ЦТ в ООВО.

Авторская гипотеза заключается в том, что применение разработанных методических подходов позволит объективно оценить готовность ООВО к ЦТ и определить наиболее эффективные направления их развития и эффективность ЦТ, что в свою очередь повысит качество и доступность услуг пользователям ООВО.

Методология исследования включает анализ текущих процессов в ООВО, разработку критериев для выбора и приоритезации процессов для ЦТ, оценку уровня ЦЗ и эффективности ЦТ. Основные методы включают экспертное оценивание, использование методологии IDEF0 для анализа бизнес-процессов, показателей оценки процессов ЦТ, а также систематическое применение весовых коэффициентов для оценки значимости различных показателей, мониторинг и контроль достижения показателей.

Теоретические основы выбора процессов для ЦТ

Характерной чертой ЦТ являются глубокие изменения в управлении, корпоративной культуре и внешних коммуникациях. Проведенные исследования показали [4,11,13,17,18], что в ходе процесса ЦТ происходит резкое увеличение эффективности. В результате ключевые показатели ООВО существенно улучшаются, повышается эффективность каждого сотрудника, а удовлетворенность потребителей услуг в ООВО значительно растет. Организация, претерпевшая ЦТ, приобретает репутацию прогрессивной, успешной и конкурентоспособной на рынке. Для успешной реализации целей ЦТ в ООВО необходимо провести всестороннюю оценку различных аспектов процессов организации.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует выделить таких отечественных ученых как Балашову Е. С. [9], Ревкову E. [10], и Соколовой Ю. [10] и др., а также зарубежных ученых Томаса Саати [11], Генри Минцберг [12]и Сунила Чахала [13]:

Рассмотрим более подробно работу индийского автора Сунила Чахала [13] «Раскрытие образовательного превосходства: подход к ЦТ через оптимизацию бизнес-процессов и роль Agile управления проектами для преодоления барьеров успешной трансформации» с целью рассмотрения инструментов управления проектами необходимых для ускорения процессов ЦТ в ООВО.

Автор Сунила Чахала [13] акцентирует внимание на ключевых элементах успешной ЦТ в образовании и обсуждает, как оптимизация бизнес-процессов и Agile в управлении проектами могут поддержать ЦТ в образовании, приводя к повышению эффективности, сокращению затрат и повышению общего качества оказываемых услуг. Особое внимание в работе автора уделяется роли принятия решений в ООВО на основе данных и использованию цифровых платформ и инструментов для расширения доступа к онлайн образованию, а также снижения административной нагрузки на ППС.

На основе рассмотренной работы автора Сунила Чахала [13] становится ясно, что стратегическое планирование и подходы к управлению изменениями играют критическую роль в успехе процесса ЦТ.

В контексте ЦТ ООВО, стратегическое значение для проведения ЦТ приобретает разработка и реализация процессной модели деятельности ООВО. Данный подход необходим для глубокого понимания, анализа и оптимизации всех процессов в дальнейшем, происходящих в ООВО, что позволяет повысить общую эффективность и адаптивность ООВО к быстро меняющимся условиям цифровой среды при анализе уровня ЦЗ ООВО.

В рамках данного исследования в научной статье под цифровой зрелостью понимается степень интеграции цифровых технологий в структурные и функциональные компоненты образовательной организации, охватывающие управление, обучение и обслуживание пользователей ООВО. В этом контексте, метод иерархического анализа, разработанный Томасом Саати [11], применяется для систематической оценки и приоритезации ключевых процессов, влияющих на достижение целей ЦТ.

С целью углубленного анализа методологий управления процессами в ООВО рассмотрим работы Балашовой Е. и других авторов, предлагающих подходы к повышению эффективности и адаптации бизнес-процессов в условиях динамичной среды.

Изучение работы Балашовой Е. [9] на тему «Показатели оценки организационной эффективности бизнес-процессов» позволяет получить представление о методах и показателях, используемых для анализа и оценки эффективности бизнес-процессов в организациях. Автор рассматривает различные аспекты оценки бизнес-процессов, включая критерии эффективности, методы измерения и возможные подходы к улучшению процессов в рамках организационной структуры. Особое внимание уделяется важности комплексного подхода к оценке и необходимости применения современных инструментов аналитики для достижения оптимальных результатов в управлении бизнес-процессами.

В работе авторов Ревковой Е. [10] и Соколовой Ю. [10] «Адаптивное развитие высшего образования на основе проектно-ориентированного подхода» показаны результаты исследований в которых рассматриваются понятия высшего образования как открытой системы и характеризуется процесс адаптации этой системы. Авторы определяют адаптивное развитие высшего образования и его основные характеристики, анализируют системные принципы и выделяют принципы адаптивного развития организации. Предлагается гипотеза, что адаптация, основанная на принципах цикличности и переменчивости, позволяет рассматривать деятельность организации как совокупность проектов. Проектно-ориентированный подход представлен как методология управления, способствующая адаптивному развитию высших учебных заведений в соц экономической сфере.

Из теоретического обзора литературы следует, что глубокий анализ и понимание бизнес-процессов в ООВО критически важны для успешной ЦТ. На основе обзора работ российских и зарубежных авторов выявлена необходимость разработки методического подхода к выбору и приоритезации процессов, что обеспечит последующую оценку ЦЗ и эффективности ЦТ и позволит определить основные факторы, влияющие на успешную ЦТ.

Методический подход к выбору и приоритезации процессов для проведения ЦТ

В научной литературе [9,11,13,14,15,18] исследователями выделены ключевые параметры для оценки и классификации бизнес-процессов организаций, среди которых особое внимание уделяется следующим критериям: стратегическая значимость, влияние на пользователя услуг, операционная эффективность.

Для эффективной ЦТ в ООВО необходим тщательный отбор и анализ процессов, подлежащих трансформации.

Определение стратегической значимости процессов помогает ООВО сосредоточить усилия на наиболее важных аспектах их деятельности. Определение процессов по стратегической значимости включает в себя анализ влияния процессов на достижение стратегических целей ООВО, конкурентоспособность и устойчивое развитие ООВО. По мнению многих исследователей Абдикеева Н., Данько Т., Ильдеменова С., Киселева А. [15], Бурцева Д., Гаврилюка Е., Изотова А. [16] для определения стратегической значимости и важности бизнес-процессов существует классический подход, согласно которому первым шагом определения важности и значимости процессов является определение критических факторов успеха организации (далее – КФУ). Исследование, проведенное авторами Juliano Idogawa, Flávio Santino Bizarrias, Ricardo Câmara [17] подробно рассматривает критически важные факторы успеха для управления изменениями в контексте управления бизнес-процессами. Основной акцент делается на влиянии этих факторов на успешность управления изменениями в контексте управления бизнес-процессами. Исследование позволяет специалистам-практикам понять критические факторы, лежащие в основе управления изменениями, и предпринять необходимые действия для управления ими, признавая, что люди имеют разные подходы в отношении управления проектами.

На основе анализа ряда источников [9,10,14,15,16,17,18] предлагается выделить следующие процессы для оценки ЦЗ и эффективности ЦТ:

● стратегическое планирование,

● управление проектами,

● делопроизводство, юридическое и правовое сопровождение,

● планово-экономическое управление,

● управление персоналом,

● бухгалтерский учет и финансовый контроль,

● материально техническое обеспечение деятельности ООВО.

Оценка этих процессов, связанных с ЦТ, не только предоставляет информацию о текущем состоянии ООВО, но и служит основой для разработки стратегий повышения его ЦЗ. Рассмотрим контекстную диаграмму бизнес-процессов управления, вспомогательных бизнес-процессов ООВО, представленную на рисунке 1 и диаграмму декомпозиции бизнес-процессов управления, вспомогательных бизнес-процессов ООВО, представленную на рисунке 2.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процессов управления, вспомогательных бизнес-процессов ООВО

Составлено авторами

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции бизнес-процессов управления, вспомогательных бизнес-процессов в ООВО

Составлено авторами

Рассмотренные контекстные диаграммы и диаграммы декомпозиции бизнес-процессов ООВО демонстрируют структуру и взаимосвязи бизнес-процессов, персонала необходимого для управления бизнес-процессами, входами и выходами с каждого бизнес-процесса (результатов получаемых на выходе каждого бизнес-процесса) и основными документами организации на основании которых ведется деятельность ООВО. Для создания этих диаграмм была выбрана нотация IDEF0, которая позволяет детально изобразить и анализировать процессы в образовательных организациях.

Важно понимать, к каким бизнес-процессами относятся сотрудники ООВО, где необходима оптимизация, какие управленческие решения должны быть приняты и что для этого в дальнейшем требуется, именно для этого в дальнейшем важно разработать методический подход к выбору и приоритезации процессов для ЦТ.

Для наглядного представления методического подхода к выбору и приоритезации процессов для ЦТ в ООВО, предлагается использовать схему, представленную на рисунке 3, которая отражает шаги от анализа текущих процессов до определения приоритетных бизнес-процессов для ЦТ в ООВО.

Рисунок 3. Методический подход к выбору и приоритезации процессов для ЦТ в ООВО

Составлено авторами

Первым шагом в реализации методического подхода к выбору и приоритезации процессов для ЦТ является анализ текущих процессов. Он включает в себя идентификацию и оценку всех процессов, которые могут быть цифровизированы, автоматизированы или оптимизированы.

Для этого может потребоваться проведение аудита бизнес-процессов, использование методов и инструментов, методологий анализа бизнес-процессов, например, BPMN (Business Process Model and Notation) или с помощью методологии IDEF0.

Вторым шагом является определение критериев, которые будут использоваться для выбора процессов для ЦТ. Такие критерии могут включать в себя потенциал улучшения производительности, степень влияния на конечного потребителя, степень цифровизации текущих процессов и другие.

Появляется необходимость определения уровней критериев для выбора бизнес-процессов для проведения ЦТ в ООВО на основе потенциала улучшения производительности и степени влияния на конечного потребителя бизнес-процессов ООВО. Для систематизации оценки предлагается классификация уровней бизнес-процессов по уровням: низкому, среднему и высокому.

Далее необходимо провести экспертный опрос о степени влияния отобранных бизнес-процессов по потенциалу улучшения производительности и степени влияния на конечного потребителя. Бизнес-процессы, у которых потенциал улучшения производительности и степень влияния на конечного потребителя cтруктурированы на среднем и высоком уровнях, будут отобраны для третьего шага — приоритезации процессов, необходимых для достижения КФУ ООВО.

На четвертом шаге необходимо идентифицировать КФУ для ООВО. В качестве примеров могут выступать качество реализации образовательных программ, степень удовлетворенности студентов по оказываемым им услугам от ООВО, проведение научных исследований, степень удовлетворенности пользователями существующими бизнес-процессами ООВО АУП и ППС.

Для оценки вклада каждого бизнес-процесса в достижение КФУ необходимо разработать критерии значимости, которые будут классифицировать вклад каждого процесса по трем уровням:

уровень 1 – соответствует наименьшему вкладу в КФУ;

уровень 2 – соответствует среднему вкладу в КФУ;

уровень 3 – соответствует наивысшему вкладу в КФУ

Эксперты проводят оценку бизнес-процессов с использованием экспертного метода по разработанным критериям и анализируют результаты оценки, проведенной экспертами, с целью идентификации тех бизнес-процессов, которые вносят наибольший вклад в достижение КФУ и, следовательно, требуют приоритетного внимания и ресурсов для дальнейшей их цифровой оптимизации.

На последнем шаге методического подхода к выбору и приоритезации процессов для проведения ЦТ появилась необходимость в разработке уровней стратегической значимости бизнес-процессов ООВО для соотнесения отобранных бизнес-процессов, которые вносят вклад в КФУ, с уровнями бизнес-процессов по стратегической значимости.

Исследование показало целесообразность выделения следующих уровней стратегической значимости бизнес-процессов ООВО:

уровень 3 — обозначает наивысшую стратегическую значимость;

уровень 2 — среднюю стратегическую значимость;

уровень 1 — базовую стратегическую значимость

Использование подхода позволяет систематически оценить и приоритезировать бизнес-процессы ООВО для ЦТ, обеспечивая целенаправленное управление ресурсами и усилиями на пути к достижению стратегических целей организации. Соответственно, бизнес-процессы, являющиеся стратегически значимыми для ООВО, и будут являться теми процессами, которые требуют приоритетной цифровизации.

Методический подход к оценке цифровой зрелости ООВО

Обеспечение ЦЗ ООВО предполагает комплексный подход к оптимизации внутренних бизнес-процессов, что включает в себя создание необходимых для пользователей услуг и оптимизацию текущих бизнес - процессов, что является одним из ключевых аспектов в стратегии по ЦТ ООВО. Анализируя различные подходы к оценке ЦЗ, важно выделить, что они в большинстве своем сфокусированы на инфраструктурно-информационных условиях, оценке уровня цифровизации учебных курсов и уровне цифровых компетенций у участников образовательного процесса.

Однако, для достижения базового уровня ЦЗ ООВО, необходимо учитывать не только технологическую составляющую, но и стратегическую, которая включает в себя разработку и реализацию стратегии ЦТ, способствующей развитию социально-экономических эффектов. Это требует от ООВО не только внедрения новых технологий, но и переосмысления своих бизнес-процессов, культуры взаимодействия внутри организации и с внешним миром, а также подготовки кадров, способных работать в условиях цифровой экономики.

Ключевым моментом является переход от использования цифровых технологий как инструмента для автоматизации существующих процессов к их использованию как средства для радикального улучшения или полной трансформации этих процессов, что подразумевает внедрение новых моделей предоставления образовательных услуг, исследований и административной работы, что в свою очередь, способствует повышению качества образования, улучшению учебного опыта студентов и повышению эффективности работы ООВО в целом.

В этом контексте, обеспечение ЦЗ ООВО становится не только технологическим вызовом, но и стратегической задачей, требующей комплексного подхода и вовлеченности всех сторон образовательного процесса.

В связи с этим появляется необходимость разработки методического подхода к оценке ЦЗ ООВО, который учитывает как количественные, так и качественные аспекты ЦТ.

Целью оценки ЦЗ ООВО и стратегической значимости процессов в организации является определение текущего состояния ЦЗ ООВО, состояние цифровой инфраструктуры, компетенций и культуры, а также их влияния на достижение стратегических целей организации. Это позволяет выявить области для улучшения, а также определить приоритетные процессы для ЦТ.

Цифровая зрелость ООВО [1,18,19,20] отражает их адаптацию к требованиям цифровой экономики, включая интеграцию новых технологий в управленческие, образовательные и коммуникативные процессы.

Для успешной реализации целей ЦТ в ООВО необходимо провести в рамках предлагаемого в статье методического подхода к оценке ЦЗ ООВО всестороннюю оценку различных аспектов процессов организации.

В исследовании предлагается рассматривать пять ключевых блоков оценки уровня ЦЗ ООВО представленных на рисунке 4.

Рисунок 4. Оценка цифровой зрелости ООВО

Составлено авторами

Таким образом, первым этапом будет разработка диагностических анкет, в которых каждый блок, рассмотренный на схеме, будет направлен на детальную оценку конкретных аспектов ЦТ.

Предлагаемый методический подход включает в себя экспертные оценки, формируемые на основе анкетирования экспертов, которые проставляют баллы от 0 до 3, отражающие текущее состояние каждого из рассматриваемых блоков, а также количественные и качественные нормативные показатели по ключевым блокам помогающие оценить результативность бизнес-процессов на текущий момент и текущее уровень ЦЗ ООВО. Рассмотрим методику формирования показателей на рисунке 5.

Рисунок 5. Методика формирования показателей для оценки уровня цифровизации бизнес-процессов и эффективности ЦТ в ООВО

Составлено авторами

Значения показателей характеризуют определенный временной период (год). Ввиду специфики ООВО рекомендуемый показатель времени в расчетах указывать – 1 учебный год, но есть показатели, которые требуют более частой оценки для проведения мониторинга. Рассмотрим предполагаемое текущее состояние единичных показателей ООВО на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты расчета единичных показателей ООВО

Составлено авторами

После расчета единичных показателей, значение которых отображаются в процентах, перейдем к анализу текущего уровня показателей на рисунке выше.

При улучшении показателей повышается уровень эффективности в каждом блоке и в соответствии по всем блокам. Уровень цифровизации бизнес-процессов и ЦЗ ООВО в целом так же возрастает.

В соответствии с методикой оценки ЦЗ ООВО, результаты обследования структурируются по следующим категориям на основе баллов, присвоенных экспертами:

● Низкий уровень (0-15 баллов);

● Начальный уровень (16-47 баллов);

● Базовый уровень (48-63 баллов);

● Высокий уровень (64+ баллов).

Данная система классификации оценки уровня ЦЗ бизнес-процессов позволяет ООВО оценить свой текущий уровень ЦЗ и выявить потребность в улучшениях или дополнительных исследованиях, по сформированным показателям по каждому блоку формируется аналитика, в рамках которой будет производиться контроль достижения уровня ЦЗ ООВО с помощью проектного метода в соответствии с дорожной картой и паспортом проекта «Цифровой университет».

Методический подход к оценке эффективности ЦТ

Переходя от методического подхода к оценке ЦЗ ООВО к реализации методического подхода по оценки эффективности ЦТ, открытым остается вопрос оценки эффективности бизнес - процессов выбранных для ЦТ в ООВО.

Оценка эффективности ЦТ ООВО — это процесс измерения и анализа результатов ЦТ, с целью определения эффективности и успешности данного процесса. Для оценки эффективности ЦТ ООВО необходима совокупность показателей, которые отражают параметры данного процесса и его количественные и качественные показатели.

Оценка одного показателя в изоляции от других параметров, концепций и моделей может привести к необъективным и методологически некорректным выводам.

На рисунке 7 представлен предлагаемый методический подход к оценке эффективности ЦТ.

Рисунок 7. Оценка эффективности ЦТ ООВО.

Составлено авторами

Разработка методического подхода для оценки эффективности ЦТ позволит не только оценить эффективность процесса ЦТ ООВО, но и создать систему мониторинга показателей по уровню зрелости кадров, набора необходимых компетенций, развития цифровой культуры, уровня состояния инфраструктуры ООВО, а также оптимизировать затраты и усилия на измерение неактуальных показателей.

Предполагается использовать множества единичных показателей, структурированных по ключевым блокам процессов рассмотренных ранее. Часть показателей носит абсолютный характер, поэтому для расчета интегрального показателя сведем их к относительным.

В исследовании предлагается проводить оценку следующим образом: эксперты оценивают каждый единичный показатель с помощью разработанной методики. Методика представляет простую систему оценки, где показатели, соответствующие плановым значениям в диапазоне от 1% до 10%, получают балл 0.1, указывая на требуемое существенное улучшение. Оценки между значениями (0, 0.1, 0.2, 0.3, 0.4, 0.5, 0.75, 0.9, 1) отражают промежуточные уровни достижения целей, позволяя выявить области, где требуются улучшения, а также те, где результаты уже являются приемлемыми. При этом каждому значению присваивается процент достижения единичного показателя эффективности и соответствующее описание:

● 0 (0%) - Показатель не достигнут.

● 1 (91%-100%) - Полное соответствие или превышение целевого уровня.

В данной научной статье оценены результаты по показателю «Доля компьютерного оборудования (не старше 5 лет)» в рамках восьми отобранных бизнес-процессов в блоке инфраструктура ООВО.

Эксперты проставили баллы и определили ранги значимости для каждого процесса, используя методику перевода абсолютного значения показателя в относительное. В результате, единичный показатель этого критерия составил 30% для всех рассматриваемых процессов. Балл, присвоенный экспертами каждому бизнес-процессу, равен 0.3, при этом ранг значимости варьируется от 1 до 3, в зависимости от стратегической важности процесса в контексте ЦТ ООВО.

Полученные результаты помогают оценить текущее состояние инфраструктурных ресурсов в организациях и выявить потенциальные направления для дальнейшей оптимизации и усовершенствования процессов в контексте улучшения качества и эффективности образовательных услуг. Увеличение этого показателя в процентах свидетельствует об эффективности проведенной ЦТ, в то время как его снижение указывает на необходимость корректировки работы над проектом или пересмотра методов реализации.

Такой подход обеспечивает комплексный анализ эффективности и выявление потенциальных направлений для оптимизации и усовершенствования деятельности.

Перейдем к расчету показателя эффективности ЦТ по основным бизнес-процессам ООВО по следующей формуле:

— это показатель эффективности для бизнес-процесса

Этот показатель рассчитывается на основе всех единичных показателей, относящихся к этому бизнес-процессу.

— единичный показатель, который относится к бизнес-процессу и блоку . Это конкретное значение, которое измеряет определённый аспект в рамках блока бизнес-процесса

— ранг значимости единичного показателя, который также относится к бизнес-процессу и блоку . Это весовой коэффициент, отражающий важность единичного показателя в контексте бизнес-процесса.

— количество единичных показателей в блоке, который относится к бизнес-процессу . Оно может быть разным для разных бизнес-процессов.

Ранги значимости будут соответствовать оценкам экспертов, приведенных ранее при разработке методического подхода к выбору процессов и приоритезации для проведения ЦТ, что позволяет создать более детализированную систему оценки и использовать данные оценки при выборе рангов значимости единичного показателя.

В такой системе оценка каждого показателя не только отражает его соответствие целевым параметрам (выраженное в диапазоне от 1 до 3), но и учитывает его важность или вклад в общую эффективность реализации стратегии ООВО.

Для определения уровня эффективности каждого бизнес-процесса в рамках блоков инфраструктура, кадры, информационные системы, управление, основанное на данных, пользователи и сервисы, предлагается использовать следующую шкалу оценки:

● Высокий уровень эффективности при значении от 16 до 20 баллов.

● Уровень выше среднего при значении от 11 до 15 баллов.

● Средний уровень эффективности при значении от 6 до 10 баллов.

● Низкий уровень эффективности при значении от 0 до 5 баллов.

Методика определения уровней эффективности бизнес-процессов позволяет систематически оценить каждый бизнес-процесс и определить, какие бизнес-процессы требуют дополнительных усилий для повышения их эффективности в контексте ЦТ.

Рассмотрим рисунок 8 - результаты определения уровня эффективности каждого бизнес-процесса в каждом блоке.

Рисунок 8. Результаты определения уровня эффективности каждого бизнес-процесса в каждом блоке.

Составлено авторами

Результаты оценки уровня эффективности бизнес-процесса «Стратегическое планирование» в различных блоках выявили значительные различия в его реализации. Эффективность бизнес-процесса «Стратегическое планирование» различается от низкой в таких критических областях как управление кадрами и управление на основе данных, до высокой в блоке пользователи и сервисы. Это подчеркивает, что хотя в некоторых аспектах бизнес-процесс успешно адаптирован и оптимизирован, в других требуется значительная доработка и улучшение. Такой анализ указывает на возможные направления для сфокусированной оптимизации и повышения общей эффективности процесса в организации.

Для расчета общего уровня эффективности каждого бизнес-процесса, учитывая все блоки, используется следующая методика оценки:

Высокий уровень эффективности достигается, если суммарное значение оценок по всем блокам составляет от 81 до 100 баллов.

Уровень выше среднего соответствует сумме от 51 до 80 баллов. Средний уровень определяется диапазоном от 21 до 50 баллов.

Низкий уровень устанавливается, если общий балл по всем блокам находится в пределах от 0 до 20.

Методика позволяет оценить общую эффективность бизнес-процессов в организации, интегрируя результаты из различных аспектов их выполнения и обеспечивая комплексное представление о потенциале улучшения и развития каждого процесса в контексте ЦТ.

Рассмотрим общий уровень эффективности каждого бизнес-процесса в соответствии по всем блокам (рисунок 9).

Рисунок 9. Общий уровень эффективности каждого бизнес-процесса в соответствии по всем блокам.

Cоставлено авторами.

Бизнес – процесс «Стратегическое планирование» был оценен по всем блокам. Результат составил 40,8 балла.

В соответствии с оценкой по шкале для определения общего уровня эффективности каждого бизнес-процесса по всем блокам был рассчитан средний уровень эффективности для данного бизнес-процесса.

Перейдем к заключительному этапу, рассмотрению методики расчета интегрального показателя эффективности ЦТ в ООВО, где:

— интегральный показатель эффективности ЦТ в ООВО.

— показатель эффективности i-го бизнес-процесса, связанного с ЦТ.

— количество выбранных основных бизнес-процессов в ООВО.

Определив интегральный показатель эффективности ЦТ в ООВО перейдем к классификации общего уровня эффективности ЦТ в соответствии со следующей шкалой:

Высокий уровень эффективности ЦТ присваивается при значении от 81 до 100 баллов.

Уровень эффективности выше среднего - при значении от 51 до 80 баллов.

Средний уровень эффективности - при значении от 21 до 50 баллов.

Низкий уровень эффективности - при значении от 0 до 20 баллов.

На основе данной методики, если значение интегрального показателя попадает в диапазон от 21 до 50, это указывает на средний общий уровень эффективности ЦТ в ООВО.

Это означает, что хотя были достигнуты определенные успехи в процессе ЦТ, остается значительный потенциал для дальнейших улучшений и интенсификации усилий по оптимизации ключевых процессов и информационных технологий в ООВО.

Предложенный метод расчета интегрального показателя эффективности ЦТ имеет ряд преимуществ:

• осуществляется многокритериальный анализ показателей, имеющих различную размерность;

• определяется обобщенный показатель по группам показателей.

Если показатель принимает значение в диапазоне от 81 до 100 – уровень эффективности ЦТ в ООВО - высокий. Бизнес - процессы контролируемы.

Если показатель принимает значение в диапазоне от 21 до 50, то уровень будет средним и т.д. в соответствии с разработанной шкалой выше.

Предложенный методический подход к оценке эффективности ЦТ в ООВО имеет ряд значительных преимуществ, которые обеспечивают его ценность и практическую применимость:

Методика позволяет провести комплексный анализ всех ключевых аспектов деятельности ООВО. Путем интеграции множества единичных показателей, структурированных по ключевым блокам, подход дает полное представление об эффективности каждого элемента ЦТ.

Система оценки гибка и может быть адаптирована под специфику и нужды любой ООВО. Это позволяет учитывать уникальные характеристики каждой ООВО, что делает оценку максимально объективной.

Благодаря применению весовых коэффициентов (рангов значимости) для разных показателей, методика позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах ЦТ, учитывая их влияние на общую стратегию развития организации.

Предложенная методика минимизирует субъективизм в оценке, поскольку каждый показатель оценивается по четко заданной шкале с фиксированными интервалами, что обеспечивает прозрачность и повторяемость результатов. Методический подход позволяет не только определить общий уровень достигнутых результатов, но и точно выявить те области, где необходимы дополнительные усилия или существенная корректировка подходов.

Систематизированная информация о состоянии различных аспектов ЦТ предоставляет руководству ООВО надежную основу для принятия обоснованных управленческих решений по дальнейшему развитию и улучшению процессов.

Регулярное применение оценки эффективности способствует культуре непрерывного улучшения и инноваций в ООВО, что крайне важно в условиях быстро меняющегося образовательного и технологического ландшафта.

Таким образом, методика оценки эффективности ЦТ, основанная на многокритериальном анализе и включающая в себя дифференцированный подход к оценке каждого показателя, предоставляет образовательным организациям мощный инструмент для оценки и планирования своих цифровых трансформаций.

В рамках исследования была произведена апробация проекта по ЦТ и рассмотрена теоретическая модель внедрения интегрированной платформы для хранения и анализа данных в ООВО, предполагая, что её реализация может значительно улучшить аналитические возможности и поддержку принятия решений на основе данных.

Предполагается, что такая платформа обеспечит более эффективное принятий решений на основе данных за счет автоматизации сбора и анализа информации, а также увеличит долю данных, доступных для анализа. Это, в свою очередь, должно способствовать переходу к управлению, основанному на данных (DDM).

Внедрение системы электронного документооборота с поддержкой ЭЦП для обработки внутренних документов обеспечивает ускорение процесса обработки документов, снижение вероятности ошибок, повышение эффективности процессов, что значительно повлияет на показатель «Эффективности обработки документов»

Рассмотрим уровни эффективности бизнес-процессов по всем блокам до улучшения показателей и после на рисунке 10.

Рисунок 10. Уровни эффективности бизнес-процессов по всем блокам до улучшения показателей и после.

Составлено авторами

Необходимость в ускорении процессов ЦТ в ООВО была определена в ходе анализа текущих процессов ООВО и выявления ключевых областей для улучшения.

Для ускорения процессов ЦТ необходимо сфокусироваться на следующих шагах:

• Углубленный анализ единичных показателей в каждом блоке для определения конкретных областей улучшения.

• Разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности в блоках с низкими показателями.

• Периодический мониторинг и пересмотр рангов значимости для адаптации к меняющимся стратегическим целям организации.

Для каждой ООВО необходим сбалансированный проект по ЦТ, учитывающий как общую эффективность бизнес-процессов, так и их стратегическую значимость, потенциал улучшения производительности и степень влияния на конечного потребителя. Приоритезация ресурсов и внимание к ключевым процессам, особенно тем, которые имеют высокий потенциал улучшения и важны для конечных пользователей, позволит ООВО достичь значительного прогресса в ЦТ и укрепить свою конкурентоспособность.

Основываясь на представленной методике оценки эффективности ЦТ, важно сформулировать следующие рекомендации для других ООВО, планирующих оценку готовности к эффективной ЦТ:

Перед началом внедрения IT-технологий важно разработать четкий и структурированный план оценки, который учитывает все ключевые бизнес-процессы и соответствующие им показатели. Это позволит систематически измерять прогресс и влияние ЦТ на деятельность учреждения.

Разделение процессов на блоки (инфраструктура, кадры, информационные системы и т.д.) и применение к ним специфических критериев оценки помогает более детально анализировать эффективность и выявлять аспекты, требующие дополнительного внимания.

Абсолютные показатели следует преобразовывать в относительные для более точной оценки и сравнения эффективности процессов в разное время и в разных условиях.

Присвоение рангов значимости различным аспектам бизнес-процессов позволяет определить, на какие области следует сосредоточить усилия и ресурсы для достижения наибольшего эффекта от ЦТ.

Регулярное обновление и анализ данных по каждому из показателей необходимы для оперативной адаптации стратегии внедрения и корректировки целей в соответствии с текущей ситуацией и полученными результатами.

ЦТ ООВО должна быть направлена не только на технологическое обновление, но и на улучшение качества образовательных услуг, повышение уровня удовлетворенности студентов и сотрудников, а также на повышение общей операционной эффективности организации.

Важно обеспечить вовлечение и поддержку всех заинтересованных сторон в процессе ЦТ и провести соответствующее обучение персонала для работы с новыми системами и технологиями. Применение этих рекомендаций поможет другим ООВО эффективно осуществлять цифровую трансформацию, минимизируя риски и максимизируя возможные выгоды от внедрения современных технологий.

Заключение

Повышение эффективности ЦТ и достижение требуемого уровня ЦЗ ООВО являются критически важными для улучшения бизнес-процессов в университете.

Выбор бизнес-процессов для их последующей цифровизации, основанный на потенциале улучшения производительности и степени влияния на конечных потребителей, обеспечит концентрацию усилий на приоритетных направлениях развития ООВО, что позволит оптимально использовать ресурсы, с учетом критических факторов успеха, требуемых для идентификации стратегически значимых бизнес-процессов, наиболее приоритетных для ЦТ в ООВО.

Методический подход к оценке ЦЗ ООВО, основанный на экспертных опросах, расчете эффективности каждого бизнес-процесса ЦТ и общего уровня эффективности ЦТ ООВО, а также дальнейшей структуризации по итоговым баллам для оценки эффективности ЦТ в ООВО, представляет собой комплексный инструментарий для анализа текущего состояния и определения направлений для дальнейшего развития ООВО. Данный подход позволяет ООВО комплексно подходить к процессу ЦТ, выявляя ключевые бизнес-процессы, требующие улучшения, и определяя приоритеты в внедрении цифровых технологий. Разработка детального плана действий на основе оцененного уровня ЦЗ ООВО, анализа единичных показателей эффективности бизнес-процессов и общей эффективности ЦТ позволит ООВО конкретизировать задачи по ЦТ, определить приоритетные направления для улучшения и развития, а также обеспечит координацию усилий на всех уровнях управления ООВО.


Источники:

1. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (ред. от 2021 г.). Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf / (дата обращения: 01.06.2023).
2. Герасимова Т. А., Москвитина Н. В. Содержание понятий «цифровая экономика» и «цифровизация в сфере государственного управления». / Социальная реальность виртуального пространства: материалы I Междунар. науч.практ. конф. Иркутск, 20–23 сент. 2019 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. – 310–315 c.
3. Бийчук А.Н. ЦТ бизнеса в современной экономике // Экономическая среда. – 2017. – № 2. – c. 14-16.
4. Жанасов Т. Б. Пути развития экономики Российской Федерации в условиях цифровизации. / Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега Сайнс, 2017. – 79-81 c.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Администрации Президента. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.06.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Администрация Президента. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 01.06.2024).
7. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 29.12.2023) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (дата обращения: 01.06.2024 г.).
8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 01.06.2024).
9. Балашова Е. С. Показатели оценки организационной эффективности бизнес-процессов // Научно-техн. вед. СанктПетербург. гос. политехн. ун-та. Сер.: Экономические науки. – 2014. – № 2 (192). – c. 185–190.
10. Revkova E., Sokolova Y. Adaptive development of higher education based on the project-oriented approach // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – № 4 S1. – p. 230-237. – doi: 10.5901/mjss.2015.v6n4s1p230.
11. Саати Томас Л. Принятие решений : Метод анализа иерархий. / Т. Саати; Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. - Москва : Радио и связь, 1993. – 314 c.
12. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. / Пер. с англ. под редакцией Ю.Н. Каптуревского. - СПБ: Питер, 2002. – 512 c.
13. Sunil Chahal Unlocking Educational Excellence: A Digital Transformation Approach through Business Process Optimization and the Role of Agile Project Management to Overcome Barriers to Successful Transformation // Journal of Economics & Management Research. – 2023. – № 4(5). – p. 1-5. – doi: 10.47363/JESMR/2023(4)193.
14. Попова О.В. Проектирование бизнес-процессов в машиностроении. / учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО МГТУ «Станкин», 2011. – 158 c.
15. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. / учебное пособие ; под ред. Н. М. Абдикеева, Т. П. Данько. - Москва : Эксмо, 2005. – 591 c.
16. Бурцев Д.С., Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г., Литвинова Н.А. Реинжиниринг производственных процессов. / учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2021. – 50 c.
17. Juliano Idogawa, Flávio Santino Bizarrias, Ricardo Câmara Critical success factors for change management in business process management // Business Process Management Journal. – 2023. – № 29(8). – doi: 10.1108/BPMJ-11-2022-0625.
18. Еленева Ю.Я., Можаровская А.А., Демушкин Д.И. Цифровая трансфорамация образовательных организаций высшего образования: современное состояние, задачи, риски // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1149-1170. – doi: 10.18334/epp.14.4.120670.
19. Саввинов В., Иванов П., Стрекаловский В. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – № 2 (22). – c. 28-40.
20. Франтансов Д.Н., Балановская А.В. Цифровая зрелость как основа стратегического развития и цифровой трансформации образовательных организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 2 (208). – c. 57–64. – doi: 10.46554/1993-0453-2022-2-208-57-64.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:05:23