Механизм развития сетевого взаимодействия российских организаций в области высшего образования

Евлампиева Г.И.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Евлампиева Г.И. Механизм развития сетевого взаимодействия российских организаций в области высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 811-826. – doi: 10.18334/epp.14.3.120626.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861817

Аннотация:
В статье представлен анализ влияния сетевого взаимодействия на показатели деятельности образовательных организаций в области высшего образования. На основе анализа научной литературы, данных международных и российских исследовательских центров и агентств, опроса экспертов выявлены показатели деятельности вуза, на которые может положительно повлиять его участие в сетевом взаимодействии. Описан механизм развития сетевого взаимодействия, включающий систему показателей, методику выбора формы сетевого взаимодействия и алгоритм оценки его результативности.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации высшего образования, показатели деятельности, формы сетевого взаимодействия, оценка результативности

JEL-классификация: I20, I21, I28



ВВЕДЕНИЕ

В связи с повсеместным распространением информационных технологий, процессами глобализации и регионализации, возросшими требованиями к специалистам с высшим образованием новые критерии оценивают качество и содержание высшего образования, управление образовательными организациями [13]. Несмотря на введенные антироссийские санкции и связанные с ними ограничения, продолжает развиваться образовательное, научное и профессиональное сотрудничество в высшем образовании. Вопрос сетевого взаимодействия организаций в области высшего образования актуален как в рамках национальной системы образования, так и на международном рынке [5]. Сетевое взаимодействие выходит далеко за рамки определенного в российских нормативных документах понятия сетевой формы реализации образовательных программ [1], охватывает новые сферы деятельности и направления сотрудничества. Образовательные организации успешно сотрудничают с научными центрами, корпоративными университетами, предпринимательскими структурами в рамках инновационных кластеров, консорциумов, региональных и отраслевых экосистем и других форм многостороннего сотрудничества [9]. Сетевое взаимодействие может благотворно влиять на конкурентоспособность организации при условии его результативности и эффективности [8].

Одной из ключевых проблем сетевого взаимодействия на сегодняшний день является ошибочное или недостаточно обоснованное целеполагание участников. Отсутствует методика оценки сетевого взаимодействия, которая позволила бы организациям выбирать партнеров, выявлять показатели деятельности, которые можно улучшить в результате участия в сетевом взаимодействии. В результате проведенного анализа научной литературы, отчетов образовательных организаций, материалов российских и международных рейтингов, проведенных автором опросов экспертов сформирован механизм развития сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования. Целью формирования механизма сетевого взаимодействия является содействие образовательным организациям высшего образования улучшить свои конкурентные преимущества за счет объединения ресурсов и компетенций через сотрудничество и взаимодействие.

Научная новизна статьи заключается в разработке и научном обосновании механизма сетевого взаимодействия организаций в области высшего образования в современных экономических и геополитических условиях.

Цели и формы сетевого взаимодействия

В сфере услуг, как и в других секторах экономики в последние десятилетия наблюдается тенденция к взаимодействию, сотрудничеству и даже коопетиции организаций [4]. В зависимости от степени интеграции участников, целей, уровня ответственности и самостоятельности различают разнообразные формы взаимодействия [6]. Сравнительный анализ форм взаимодействия по критериям, соответствующим целям образовательных организаций высшего образования показал, что наиболее подходящими формами являются стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, ассоциация и кластер. К формам построения сетевого взаимодействия можно отнести институциональную (когда партнеры организуют для управления своим взаимодействием отдельное юридическое лицо, заключают соглашение или договор о сетевом взаимодействии), организационную (т.е. управление через координационный совет или иные совместные органы) и экономическую (когда соглашение касается финансирования совместных проектов с использованием государственных средств, собственных средств и доходов от предпринимательской деятельности участников).

Для каждой из форм сетевого взаимодействия присущи определенные цели (табл. 1). Цели сетевого взаимодействия направлены на повышение качества образовательных услуг, развитие инновационного образования, расширение цифровых возможностей, получение доступа к недостающим ресурсам для разработки и продвижения научных достижений и, в целом, на системы высшего образования [2,3,10].

Таблица 1

Ключевые цели сетевого взаимодействия в разных формах

Форма сетевого взаимодействия
Ключевые цели
Стратегический альянс
- доступ к новым необходимым ресурсам, в т.ч. трудовым,
- обмен современными инновационными технологиями,
- разделение рисков,
- обмен знаниями и опытом,
- получение синергетического эффекта от совместной деятельности
Виртуальная организация
- расширение возможностей предоставления образовательных услуг за счет виртуального охвата всех участников
Консорциум
- осуществление конкретного проекта в научно-образовательной сфере
Ассоциация
укрепление единого гуманитарного и образовательного пространства и повышение конкурентоспособности и качества образовательных услуг, а именно:
-организация различных конференций и семинаров;
- разработка мероприятий, проектов, программ по повышению академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников, развитие образовательных и научных проектов
- повышение профессиональной квалификации преподавателей
- создание и реализация совместных образовательных программ
Кластер
- подготовка высококвалифицированных специалистов
- развитие инновационного образования
Источник: составлено автором.

Помимо общих целей сети каждый участник ставит собственные цели, которые рассчитывает достичь за счет взаимодействия с конкретными партнерами сети:

‒ увеличение охвата территории, откуда осуществляется приток абитуриентов;

‒ повышение кадрового потенциала научно-педагогического и административно-управленческого персонала;

‒ участие/улучшение позиций в национальных и международных рейтингах;

‒ улучшение имиджа и репутации;

‒ создание и внедрение научно-исследовательских разработок;

‒ расширение перечня и увеличение объема ресурсов.

В условиях антироссийских санкций трансформируются направления и формы взаимодействия российских образовательных организаций с международными партнерами, меняются партнеры научных разработок и исследований, программы академической мобильности студентов и преподавателей. Вектор международного сетевого взаимодействия переместился со стан Европы и США на страны Азии, Африки и Южной Америки.

Востребованность цифрового формата реализации образовательных программ как результат ограничений во время пандемии повлияла на содержание и виды сетевого взаимодействия [7]. Выросло качество виртуальных образовательных ресурсов. Изменилось отношение профессорско-преподавательского состава, произошел переход от оцифровки учебных материалов по дисциплине к разработке электронных курсов, которые включают в себя визуализацию материала, интерактивность подачи информации и виртуальную реальность. Ассоциации образовательных организаций проводят онлайн конференции, встречи, вебинары для обсуждения насущных вопросов.

Развитие консорциумов связано с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», одной из главных задач которой является расширение межинституционального сетевого взаимодействия [10,11].

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРЫЕ ВЛИЯЕТ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Обобщение и анализ показателей мониторинга вузов в России, методологических подходов национальных и международных рейтинговых агентств, весовых значений отдельных показателей рейтингов позволили выявить показатели деятельности организации, на которые сетевое взаимодействие может повлиять, и определить степень этого влияния на конкурентоспособность образовательной организации. Оценки проводились с использованием экспертных опросов менеджеров высшего и среднего звена, которые занимаются стратегическим развитием образовательных организаций, и компетентных в вопросах национальных и международных аккредитаций (табл.2). В таблице приведены показатели, используемые в различных рейтингах вузов и их доли в % в общей оценке позиции вуза: например, показатель академической репутации составляет 60% итоговой оценки в рейтинге QS, 30% в рейтинге Times Higher Education и 43% в рейтинге «Три миссии университета». Эти показатели затем были предложены экспертам, чтобы определить, какие из них могут быть достигнуты с помощью участия в сетевом взаимодействии.

Таблица 2

Степень влияния показателей деятельности организации на конкурентоспособность организаций в области высшего образования (в % от итогового значения)


Академическая репутация
Научная деятельность
Цитирование
Международная деятельность
Репутация среди работодателей
World University Rankings Quacquarelli Symonds (QS) (Великобритания);
60
-
20
10
10
World University Rankings Times Higher Education (THE) (Великобритания);
30
30
30
7,5
-
Academic Ranking of World Universities (ARWU) (Китай).
20
40
20
-
10
Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (Россия);
43
16
13
8
7
Национальный рейтинг университетов Интерфакс (Россия)
20
35
-
15
-
Рейтинг лучших вузов России РА «Эксперт» (Россия)
12,5
15,45
4,55
12,5
30
Среднеарифметическое значение
30,92
22,74
14,59
8,83
9,50
Источник: составлено автором.

Данные, полученные в результате опроса экспертов, подтверждают положительное влияние сетевого взаимодействия на конкурентоспособность образовательных организаций. Наибольшее количество показателей, на которые влияет участие организации в сетевом взаимодействии, входят в укрупненные группы показателей «Академическая репутация» и «Международная деятельность». Наименьшее влияние сетевое взаимодействие имеет на показатель «Репутация среди работодателей». Данные экспертных оценок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Степень влияния сетевого взаимодействия на показатели деятельности организации в области высшего образования, %.

Источник: составлено автором.

Таким образом, участие в сетевом взаимодействии может оказать положительное влияние на показатели деятельности образовательных организаций: «Академическая репутация» (80%), «Международная деятельность» (75%) и «Научная деятельность» (60%). Следовательно, грамотно выбранное и правильно организованное сетевое взаимодействие образовательной организации может существенно улучшить эти ключевые показатели ее деятельности.

Каждая форма сетевого взаимодействия имеет свои специфические характеристики (табл. 3), которые необходимо учесть при выборе формы сетевого взаимодействия, основываясь на стратегических и приоритетных направлениях развития организации.

Таблица 3

Отличительные черты форм сетевого взаимодействия

Форма
сетевого взаимодействия
Особенности
Стратегический
альянс
доступ к недостающим ресурсам
долгосрочное взаимодействие
сближение корпоративных культур
усиление научной-исследовательской работы
Виртуальная организация
разработка и использование онлайн-курсов
доступ к цифровым ресурсам ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (видеоуроки, интерактивные учебные материалы, онлайн лекции)
Консорциум
создание сети под конкретный, часто масштабный (глобальный), проект, определенный временной период, усиление научной-исследовательской работы
Ассоциация
поддержание имиджа
обмен опытом
«мягкий» рекомендательный характер взаимодействия
Кластер
внедрение и распространение инновационных технологий в среду высшего образования
подготовка высококвалифицированных специалистов для определенной области
развитие инновационного образования
усиление научной-исследовательской деятельности
Источник: составлено автором по результатам экспертного опроса.

Сопоставление показателей деятельности образовательных организаций и особенностей каждой формы сетевого взаимодействия показало, что участие в кластере поможет улучшить все показатели равномерно, а показатели «Академическая репутация» и «Репутация среди работодателей» можно достигнуть/улучшить более результативно, чем при других формах сетевого взаимодействия. Для укрепления показателей «Научная деятельность» и «Цитирование» участие в консорциуме является наиболее действенным. Стратегический альянс будет результативным для показателя «Цитирование». Участие в виртуальной организации может иметь максимальный эффект для показателя «Международная деятельность».

Положительное влияние участия в консорциуме связана с целями и отличительными характеристиками данной формы сетевого взаимодействия: создание сети под конкретный, часто масштабный (глобальный), проект с определенным временным периодом, усиление научной-исследовательской работы, что в результате имеет высокую степень влияния на показатели деятельности «Научная деятельность» и «Цитирование».

Под результативностью сетевого взаимодействия понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов:

(1)

где – фактическое значение комплексного показателя результативности сетевого взаимодействия;

– плановое значение комплексного показателя результативности сетевого взаимодействия.

Шкала результативности сетевого взаимодействия приведена в таблице 4.

Таблица 4

Шкала результативности сетевого взаимодействия организаций в области высшего образования

Значение показателя результативности
Оценка результативности сетевого взаимодействия
0 < R < 0,3
Сетевое взаимодействие не результативно. Цели и задачи не были достигнуты. Требуется полное переосмысление причин несоответствий и проведение корректирующих действий для продолжения сетевого взаимодействия.
0,3 R 0,65
Низкий уровень результативности сетевого взаимодействия. Требуется глубокий анализ. Необходимо принятие срочных корректирующих действий для выявления и устранения причин несоответствий.
0,65 R 0,75
Средний уровень результативности. Цели и задачи были частично достигнуты. Необходимы незначительные корректирующие действия для выявления и устранения причин несоответствий.
0,75 R 0,9
Сетевое взаимодействие результативно. Необходимо проведение мероприятий для предупреждения появления несоответствий.
0,9 R 1
Высокий уровень результативности. Поставленные цели и задачи практически достигнуты либо выполнены в полной мере.
Источник: составлено автором.

Для оценки результативности сетевого взаимодействия разработан алгоритм участия образовательной организации в сетевом взаимодействии на примере достижения цели улучшения показателя международной деятельности путем сетевого взаимодействия (рис. 2).

Рисунок 2. Алгоритм оценки участия организации в области высшего образования в сетевом взаимодействии

Источник: составлено автором.

Первым этапом для образовательной организации является выбор показателей результативности международной деятельности, которые могут быть достигнуты и улучшены посредством сетевого взаимодействия с другими организациями в области высшего образования. Показатели результативности укрупненной группы «Международная деятельность» включают:

‒ оценку представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов;

‒ долю студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными университетами, ведущим к получению двух дипломов, %;

‒ долю студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения, %;

‒ научно-исследовательское сотрудничество университета с зарубежными университетами и исследовательскими организациями;

‒ число зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (долговременная составляющая);

‒ число международных конференций, долю участников этих конференций от общей численности;

‒ долю иностранных граждан в контингенте обучающихся в образовательной организации.

Вторым этапом для образовательная организация является выбор формы сетевого взаимодействия, которая для образовательной организации окажется наиболее результативной. С целью повышения показателей укрупненной группы «Международная деятельность» наиболее подходящей формой сетевого взаимодействия является виртуальная организация. На данном этапе организации необходимо точно определиться с целями сетевого взаимодействия. Если вуз преследует цели по улучшению и других показателей деятельности, то, возможно, стоит рассмотреть другие формы сетевого взаимодействия.

На третьем этапе образовательная организация определяет степень результативности участия в сетевом взаимодействии. Предположим, что образовательная организация ставит перед собой следующие количественные показатели, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Показатели результативности сетевого взаимодействия образовательная организация

Показатели результативности (ПР)
Расшифровка
Количественные показатели
ПР 1. Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов
Количество полученных положительных отзывов от образовательная организация в СМИ
10 отзывов
ПР 2. Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными университетами, ведущим к получению двух дипломов
Количество студентов-очников по программе двойного диплома, увеличенное за счет сети
10 студентов-очников
ПР 3. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения
Количество студентов-очников по программе обмена, увеличенное за счет сети
40 студентов
ПР 4. Научно-исследовательское сотрудничество университета с зарубежными университетами и исследовательскими организациями
Установление научного сотрудничества с зарубежными университетами
2 университета
ПР 5. Число зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (долговременная составляющая)
Заключение соглашений с зарубежными университетами
2 соглашения
ПР 6. Число международных конференций, доля участников этих конференций от общей численности
Количество международных конференций, увеличенное за счет сети
4 конференции с участием
ПР 7. Доля иностранных граждан в контингенте обучающихся в образовательная организация
Количество иностранных граждан, на которое должен увеличиться контингент иностранных студентов
20 иностранных граждан
Источник: составлено автором.

Опираясь на значение результативности показателей, можно вычислить количественные показатели результативности поставленных целей (табл.6).

Таблица 6

Количественные показатели результативности целей образовательной организации


Цель
Значение результативности
Количественный показатель результативности
ПЭ 1
10 отзывов
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
0-2
3-6
7
8
9-10
ПЭ 2
10 студентов-очников
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
до -2
3-6
7
8
9-10
ПЭ 3
40 студентов
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
0-11
12-25
26-29
30-35
36-40
ПЭ 4
2 университета
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
0
1
1
1
2
ПЭ 5
2 соглашения
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
0
1
1
1
2
ПЭ 6
4 конференции с участием
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
1
2
2
3
4
ПЭ 7
20 иностранных граждан
0 < R < 0,3
0,3 R 0,65
0,65 R 0,75
0,75 R 0,9
0,9 R 1
0-5
6-12
13-14
15-17
18-20
Источник: составлено автором.

Заключительным четвертым этапом алгоритма оценки участия организации в сетевом взаимодействии является анализ и подведение итогов для дальнейшего результативного взаимодействия.

Таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что для образовательной организации сетевое взаимодействие окажется результативным (R≥0,75) по каждому показателю (ПР 1-7) при условии, если будут достигнуты следующие значения:

8-10 положительных отзывов по ПР 1 «Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов»;

8-10 студентов-очников по ПР 2 «Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, %»;

30-40 студентов по ПР 3 «Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения, %»;

1-2 университета по ПР 4 «Научно-исследовательское сотрудничество университета с зарубежными университетами и исследовательскими организациями»;

1-2 соглашения по ПР 5 «Число зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (долговременная составляющая)»;

3-4 конференции по ПР 6 «Число международных конференций, доля участников этих конференций от общей численности»;

15-20 иностранных граждан по ПР 7 «Доля иностранных граждан в контингенте обучающихся в вузе».

В случае, если результаты сетевого взаимодействия окажутся ниже данных значений, организации стоит провести анализ несоответствий и принять корректирующие меры для достижения поставленных целей.

Таким образом, методика выбора формы сетевого взаимодействия, система показателей сетевого взаимодействия, алгоритм оценки результативности сетевого взаимодействия складываются в механизм формирования и развития сетевого взаимодействия (рис. 3). Правильная постановка целей и выбор показателей, которые организация намеревается достичь путем участия в сетевом взаимодействии, определяет выбор конкретной формы сетевого взаимодействия.

Рисунок 3. Механизм сетевого взаимодействия организаций в области высшего образования.

Источник: составлено автором.

Механизм сетевого взаимодействия организаций в области высшего образования включает субъектно-объектную сторону (образовательные, научные и предпринимательские организации); цели, формы взаимодействия, показатели результативности сетевого взаимодействия, последовательность участия, участников и стейкхолдеров взаимодействия. Объектами сетевого взаимодействия могут выступать образовательные программы, научные исследования и инновационные проекты, методическое обеспечение учебного процесса, организация различных видов образовательной деятельности и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье сетевое взаимодействие образовательных организаций рассматривается шире, чем просто сетевая форма реализации образовательных программ. Оно включает сотрудничество в области создания и реализации образовательных программ, проведения научных исследований и научно-технических разработок, реализации консалтинговых и инновационных проектов, организации учебных практик и научных стажировок, открытия программ дополнительного профессионального образования и другие виды работ, соответствующие целям развития образовательных организаций.

В результате проведенного анализа научной литературы, данных международных и российских исследовательских центров и агентств определены проблемы, с которыми сталкиваются организации в ходе реализации сетевого взаимодействия. Для решения этих проблем и повышения результативности и эффективности сетевого взаимодействия проведен анализ влияния сетевого взаимодействия на показатели деятельности организаций и выявлены показатели деятельности, на которые может положительно повлиять участие организации в сетевом взаимодействии.

В статье представлен механизм формирования и развития сетевого взаимодействия, включающий методику выбора формы сетевого взаимодействия, систему показателей сетевого взаимодействия и алгоритм оценки его результативности. Разработанный механизм наглядно представляет заинтересованные стороны взаимодействия, помогает поставить его цели и оценить достигнутые результаты, что может быть полезно при планировании участия вуза в сетевом взаимодействии с другими образовательными, научными организациями и предприятиями реального сектора экономики.


Источники:

1. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391
2. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Сетевой подход к проектированию корпоративной образовательной среды современной организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1271-1286. – doi: 10.18334/epp.12.4.114214.
3. Гагарина И.Ю., Куликова О.М., Лисович И.И. Проектирование виртуальной академической мобильности высшего образования: специфика, риски и возможности развития // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 241-260. – doi: 10.18334/lim.10.1.117106.
4. Доронина А.В. Теоретические основы коопетиции: стратегический альянс, консорциум, патентный пул // Nauka.me. – 2019. – № 1. – c. 9.
5. Евлампиева Г.И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1131-1144. – doi: 10.18334/epp.12.3.114320.
6. Евлампиева Г.И. Методика выбора оптимальной формы сетевого взаимодействия вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 1221-1234. – doi: 10.18334/epp.13.4.117489.
7. Абрамова М.О., Баранников К.А., Груздев И.А., Жихарев Д.А., Лешуков О.В., Отт М.А., Рогозин Д.М., Сандлер Д.Г., Суханова Е.А., Терентьев Е.А., Фрумин И.Д. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию. / Аналитический доклад. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – 46 c.
8. Клочко М.В. Сетевой подход как инструмент повышения экономической эффективности и конкурентоспособности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6289-6304. – doi: 10.18334/epp.13.12.120197.
9. Краснова Г.А., Тесленко В.А. Сетевое взаимодействие вузов в мире и России: создание и развитие стратегических партнерств // Государственная служба. – 2017. – № 4(108). – c. 59-65. – doi: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-59-65.
10. Лесин С.М., Махотин Д.А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач // Интерактивное образование. – 2020. – № 5-6. – c. 31-34.
11. Сандлер Д.Г., Островкин Д.Л., Мельник Д.А. Масштаб вузов как фактор достижения целей в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Экономика образования. – 2023. – № 5(138). – c. 13-28.
12. Тихонова А.Д. Взаимодействие со стейкхолдерами как фактор повышения эффективности деятельности вузов // Креативная экономика. – 2017. – № 12. – c. 1315-1328. – doi: 10.18334/ce.11.12.38680.
13. Тихонова О.Ю., Царегородцева С.Р., Котова Т.В. Современные тенденции качества и доступности высшего образования как элемента экономической безопасности России // Креативная экономика. – 2023. – № 10. – c. 3849-3862. – doi: 10.18334/ce.17.10.119261.

Страница обновлена: 06.04.2024 в 16:45:27