Формирование профессиональных компетенций при подготовке маркетологов: формы эффективного взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса
Рахова М.В.1
1 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773564
Аннотация:
В статье проведен анализ спроса и предложения на рынке труда в профобласти «Маркетинг, реклама, PR». Отмечено, что в течение 2022 года и в первом полугодии 2023 года уровень конкуренции соискателей на рабочие места в данной категории является крайне высоким, что обуславливает необходимость наличия профессиональных компетенций у кандидатов. В связи с этим рассмотрена роль высшего образования в подготовке квалифицированного специалиста маркетолога. Выявлено, что оно не является абсолютно необходимым условием работы маркетологом, но с точки зрения значительной части работодателей способствует выработке компетенций высокого уровня, востребованных для решения маркетинговых задач фирм. На основании проведенного автором опроса работодателей определены основные требования, предъявляемые к будущему специалисту маркетологу, основными из которых являются: владение базовыми знаниями в области маркетинга, знание и понимание основных бизнес-процессов предприятия, навыки проектной деятельности в продвижении товаров или услуг на рынок с учётом стратегии развития компании. Сформулированы основные подходы к формированию профессиональных компетенций маркетологов в вузе, посредством внедрения в их образовательный процесс практикоориентированных форм учебной деятельности: участие в конкурсах, акселерационных программах, научно-практических конференциях, стажировках, организация активных встреч и мастер-классов с представителями бизнес-сообщества. Определены условия конкурентоспособности выпускника маркетолога на рынке труда.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, подготовка маркетологов, занятость, рынок труда, практикоориентированные формы учебной деятельности
JEL-классификация: I23, I26, M31, J21, J24
Введение
Исследования HeadHunter показали, что в Российской Федерации доля вакансий маркетологов в 2021 году увеличилась более чем в два раза. На начало 2022 года на рынке труда насчитывалось свыше 50 тыс. активных предложений для маркетологов. Приведём наиболее востребованные у работодателей вакансии в профессиональной области маркетинга, рекламы и PR: около четверти составляют менеджеры по работе с клиентами; чуть меньше – 22 % – PR-специалисты; по 18% – интернет-маркетологи и менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры и др. Увеличился в 3,5 раза спрос на диджитал-маркетологов, SMM-менеджеров и медиабайеров [1]. Активный спрос на специалистов в области маркетинга в этот период был связан в первую очередь с прогрессирующим переходом деятельности ритейлеров в онлайн продажи. В связи с массовым уходом иностранных компаний с российского рынка к середине 2022 г. наблюдалось сокращение вакансий категории «Маркетинг, реклама, PR» почти на половину, при этом в 2023 году прирост составил 42%, а количество резюме сократилось на 7% [2]. Однако в целом с марта 2022 года уровень конкуренции соискателей на рабочие места в данной категории до мая 2023 года остаётся крайне высоким. Данная тенденция на рынке труда даёт возможность работодателям выбирать среди претендентов и повышать требования к компетенциям будущих сотрудников.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время необходима гибкая и адаптивная организация образовательного процесса подготовки специалистов в области маркетинга с целью своевременного формирования конкурентных профессиональных знаний и навыков. В современных условиях существует несколько вариантов получения профессии маркетолога: высшее образование, сертифицированные курсы переподготовки или повышения квалификации, самостоятельное изучение основ маркетинга посредством интернет-ресурсов, получение квалификации «в полях с нуля» от коллег или наставников.
В подобной ситуации вузы по срокам обучения и скорости изменения образовательной программы явно проигрывают краткосрочным курсам, так как высшее образование имеет продолжительность как минимум 4 года и требует соблюдения ФГОС в части наполнения программы. Никишкин В.В., Панасенко С.В., Твердохлебова М.Д. называют одной из важных «проблем маркетингового образования его недостаточную связь с реальными бизнес-процессами» [3, с. 43-46]. Необходимость поддержания актуальности и соответствия учебных программ по маркетингу бизнес-задачам эпохи цифровых технологий подтверждается и в работе Виктории Криттенден и Роберта Петерсона [4, c. 75-76]. Вариант сравнительного анализа образовательных программ для маркетологов в вузах и онлайн-университетах приведен в статье Шевченко Е.В. и Вершинина А.А. [5, с. 12-14]. В данном исследовании 2020 года отражено, что у большинства работодателей обязательным требованием является наличие высшего образования, наряду с этим описаны преимущества онлайн университетов особенно в рамках повышения квалификации, наиболее значимым из них является адаптивность программ обучения.
При этом разрекламированные краткосрочные курсы зачастую создают иллюзию возможности быстрого получения высокооплачиваемой профессии, которая не требует обширных знаний и специализированных навыков. Так, Симакина М.А. [6, с. 162-172], Татаринов К.А. [7, с. 258-260] отмечают, что существующая ситуация на образовательном рынке, с одной стороны, даёт будущим специалистам возможность выбора образовательной программы, платформы и организации, с другой стороны, способствует появлению недособросовестных исполнителей данных услуг. Тогда как преимущества программ высшего образования далеко не всегда очевидны тем, кто принимает решение о выборе формы обучения для входа в профессию маркетолога, рассматривая как альтернативы высшее образование или набор краткосрочных курсов.
Галеева Р.Б. также исследует проблемы обучения маркетологов и приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и предлагает модель профессиональной деятельности маркетолога [8, с. 1528-1537]. Отдельные аспекты практической подготовки специалистов в области маркетинга также являются весьма актуальными в исследованиях таких зарубежных авторов, как Тони Вудалл, Кристофер Пич, Гуджа Арманнсдоттир [9]. Гилмор А., МакОли A., Майлз M. П., Паттинсон Х. анализируют вопросы разработки и организации обучения предпринимательскому маркетингу в университетах [10, c. 189-197].
Цель исследования – определить основные аспекты подготовки специалистов в области маркетинга и оценить перспективы формирования профессиональных компетенций в процессе получения высшего образования посредством реализации различных форм взаимодействия вузов. Настоящее исследование позволяет закрыть ряд существующих пробелов в вопросе подготовки маркетологов, поскольку, с одной стороны, аргументирует состав наиболее значимых навыков и компетенций маркетолога, востребованных работодателями, а с другой стороны – показывает, за счет каких форматов работы эти компетенции могут быть сформированы в процессе освоения программ высшего образования.
Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью внесения корректировок и дополнений в образовательный процесс в вузах с учётом требований работодателей и быстроменяющихся условий рынка труда и внешней среды.
Высшее образование как один из важных критериев отбора на вакансии маркетологов: позиции работодателей и факторы, которые их обусловливают
В конце декабря 2022 года Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило перечень профессий, не требующих документов об образовании [11], в состав которого входят в основном рабочие профессии и некоторые специалисты по страхованию, кредитованию, аналитики рынка недвижимости и др. По данным обследования сервиса HeadHunter, проводимого летом 2020 года, лишь треть работодателей публикуют вакансию с обязательным наличием высшего образования, 61% – не требуют образования; 12% фирм необходимы сотрудники со средним специальным либо профессиональным образованием [12].
В свою очередь отметим, что в последнее время среди работодателей растёт спрос на специалистов в области маркетинга именно с дипломом о высшем образовании.
В первом полугодии 2023 года методом телефонного интервьюирования нами было проведено аналитическое экспресс-исследование мнения работодателей ЦФО, разместивших информацию о вакансиях маркетолога на сайте hh.ru. Объём выборки составил 12,9% от общего числа обозначенных вакансий в ЦФО (4,6% - по России). Центральный округ был выбран как имеющий наибольшую долю по количеству предложений (35,9%) среди остальных округов РФ [13]. Репрезентативность выборки определялась следующими критериями: соответствие структуре работодателей по регионам и отраслям, условие полной занятости, применение метода простого случайного бесповторного отбора. Основными вопросами являлись: отношение к наличию высшего образования у кандидатов; навыки отличающие специалистов с высшим образованием; обязательные и желаемые компетенции маркетолога; существующие и возможные варианты взаимодействия фирмы с вузом в вопросе подготовки кадров.
Результаты проведенного опроса показали, что предприниматели отмечают фундаментальность подхода вузов при подготовке по образовательным программам. Работодатели назвали следующие важные навыки, присущие работникам с высшим образованием: наличие системного мышления (70%), наличие базовых знаний классического маркетинга (65%), способность разрабатывать оперативные программы маркетинга (55%), умение реализовывать маркетинговый план с учётом существующей стратегии (45%), умение работать в команде (40%).
Актуальность обучения студентов по различным профилям со специализацией «Маркетинг» направления «Менеджмент» подтверждается данными статистики рынка труда: прирост вакансий в профобласти «Маркетинг, реклама, PR» в первой половине 2023 года составил более 50% по сравнению с предшествующим годом. Из представленных на сайте HeadHunter объявлений о вакансии лишь 25% содержали требование высшего образования [13]. Однако по итогам проведенного нами интервьюирования с целью уточнения условий вакансии 79% опрошенных работодателей отметили необходимость наличия высшего образования, из них 68% отдавали предпочтение экономическому или управленческому профилю.
Данная практика обуславливается тем, что подготовка студентов в вузе предполагает формирование компетенций выпускников на основе базовых знаний экономической, организационной и управленческой теории. Согласно ФГОС, основными общепрофессиональными компетенциями выпускников по направлению «Менеджмент» являются не только способность осуществлять сбор, обработку и анализ данных, но и разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом специфики деятельности компании; выявлять и оценивать новые рыночные возможности [14].
Требования к компетенциям маркетолога с позиций работодателей
Непосредственные контакты с предпринимателями в ходе нашего исследования выявили определенные требования к компетенциям, которыми должен обладать маркетолог.
Обобщенно специалист должен:
1. владеть теоретическими основами маркетинга;
2. знать и понимать основные бизнес-процессы предприятия;
3. знать, как правильно анализировать конкурентов;
4. проводить анализ продуктов-аналогов;
5. учитывать политическую и экономическую ситуацию при прогнозировании спроса на тот или иной товар или группу товаров;
6. формировать положительный имидж предприятия;
7. координировать и проводить рекламные кампании и презентации;
8. осуществлять прогревы аудитории, которые в последующем скажутся на результатах рекламной кампании;
9. уметь проводить опросы и работать с фокус-группами;
10. обладать стрессоустойчивостью и умением работать с крайними сроками.
Перечисленные знания и умения в достаточной мере формируются в ходе теоретического обучения и практических форматов работы. В рамках практических занятий, семинаров студенты участвуют в аналитической и проектной деятельности, учатся эффективно работать в командах. Отметим, что такие важные качества, как стрессоустойчивость и умение работать в сжатые сроки, у студентов эффективно формируются в период сдачи курсовых работ, зачётов и экзаменов.
Одна из главных компетенций, названная работодателями в ходе проведенного нами опроса, – умение готовить проекты продвижения по реализации товара или услуги с учётом стратегии развития компании и рынка. Для этого современному маркетологу необходимо:
- знать основы формирования воронки продаж; основы таргет-продвижения в социальных сетях; основы графического дизайна и копирайта;
- выявлять современные тенденции в мире рекламы и точно определять аудиторию, на которую рассчитана реклама;
- уметь просчитывать результат;
- иметь опыт в использовании инструментов цифрового маркетинга;
- быть компетентным в сфере оффлайн рекламы;
- понимать особенности коммуникации и продвижения с помощью социальных сетей и мессенджеров.
Формирование вышеперечисленных навыков осуществляется в большей степени на практических занятиях, в рамках производственной практики и стажировок.
Как показывает практический опыт, отсутствие у маркетолога глубоких знаний о своей фирме не обеспечит необходимых продаж. Если маркетолог не имеет полного представления о фирме, не учитывает специфику товара и его рынка, то эффективных продаж у компании не будет. При этом именно программа высшего образования даёт полноценный объём знаний с точки зрения специфики различных бизнес-процессов фирмы и возможность изучить экономику организации, планирование, финансовый анализ, бухгалтерский и управленческий учёт.
Практикоориентированные формы учебной деятельности студентов-маркетологов, нацеленные на выработку необходимых компетенций в ходе освоения программ высшего образования
На основе анализа учебно-методического опыта подготовки студентов маркетологов, нами выявлено, что, помимо обязательного в соответствии с ОПОП прохождения производственной практики на предприятии, важными составляющими, формирующими практические навыки, следует назвать участие в конкурсах, научно-практических конференциях, акселерационных программах и хоздоговорных НИР, написание выпускной квалификационной работы как стартап проекта, стажировки, активные встречи и мастер-классы с предпринимателями, smm-специалистами и другими представителями бизнес-сообщества. В настоящем разделе охарактеризуем возможности и особенности каждой из этих форм работы.
Участие в конкурсах способствует проявлению творческих способностей, позволяет становиться более открытым для новых идей, развивает гибкость мышления. В настоящее время проводится значительное количество и региональных, и всероссийских конкурсов и олимпиад, в которых студенты могут проявить свои таланты, умения и знания. Например, Всероссийский студенческий конкурс «Твой Ход», Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия», Всероссийская научная олимпиада по маркетингу в Оренбургском государственном университете, конкурс «Маркетинг в координатах цифровой экономики» Хабаровского государственного университета и др. Основным преимуществом участия в подобных конкурсах является возможность работы в команде, получение нового опыта и знаний, повышение мотивации к развитию. Необходимость маркетингового сопровождения в студенческой проектной деятельности обоснована в работах А. А. Максаева, И. А. Шумаковой, Д. А. Шевченко [15, с. 3-7].
Опыт участия студентов в акселерационных программах также показывает положительные результаты в виде возможности совместного участия над проектами студентов из различных отраслей, с разным уровнем подготовки и мышления. В период проведения акселераторов студенты обучаются навыкам взаимодействия, командного и стратегического мышления в процессе непосредственной работы над проектами, получают консультации от специалистов-практиков и наставничество профессионалов широких сфер деятельности. Важным аспектом обратной связи в процессе реализации подобных программ становится формирование умения слушать и воспринимать критику, а также умения замечать, признавать и исправлять допущенные ошибки.
Участие в научно-практических конференциях является одним из доступных и наименее трудозатратных для студентов способов получения и обмена знаниями и опытом в области маркетинга. Эффективным способом проведения научно-практических конференций является приглашение действующих маркетологов и предпринимателей провести мастер-классы или принять участие в дискуссионных площадках. Реальные профессионалы-практики, глубоко погруженные в своё дело, с энтузиазмом готовы делиться опытом, рассказывать о компании и в то же время находить для себя перспективные молодые кадры, которые могут стать кадровым резервом для организации.
Согласно п. 4.4.4 ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки «Менеджмент», доля работников практиков в образовательном процессе должна составлять не менее 5% от общего числа ставок [14]. Зачастую преподаватели, привлеченные из бизнес-среды, приводят примеры и дают задания из практики, но ограничены своей дисциплиной и встречаются с обучающимися в основном на старших курсах. В свою очередь, встречи и выполнение заданий в рамках мастер-классов позволяют лучше познакомиться с профессией студентам всех курсов.
Отметим, что повышению компетентности именно в области digital-маркетинга способствует проектная деятельность, прикладные практические задания, полученные от преподавателей-практиков или приглашенных предпринимателей.
Определенно следует указать, что комплексный подход с сочетании вышеперечисленных форм взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса позволит повысить эффективность и качество подготовки специалистов маркетологов, что также подтверждается в работе Рукселя Де Вийера и Александры Клаудии Хесс [16, с. 140-156].
Активное стимулирование студентов к участию в указанных мероприятиях помогает активизировать и наполнить образовательную программу, открывает возможности к развитию. При этом для использования потенциала перечисленных форматов образовательной работы важную роль играет собственный интерес и мотивация студентов, чему также необходимо уделять большое внимание в ходе обучения, но данный вопрос выходит за рамки настоящей статьи.
Заключение
Проведенный анализ данных о вакансиях сервера HeadHunter и опрос предпринимателей показали, что, с одной стороны, высшее образование не является обязательным условием для работы маркетологом. Современные способы получения знаний в области маркетинга в виде краткосрочных курсов в некоторой степени являются серьёзными конкурентами для вузовских программ бакалавриата. С другой стороны, наличие знаний, которыми будущие специалисты овладевают в процессе получения высшего образования в области маркетинга и смежных сферах, зачастую становится преимуществом для кандидатов на должность маркетолога и повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Высшее образование позволяет получить глубокое понимание маркетинговых стратегий, анализа данных, управления проектами и других особенностей работы, развивает системное аналитическое мышление. При формировании и развитии отдела маркетинга средние и крупные компании чаще заинтересованы именно в выпускниках вузов нежели в специалистах, освоивших только отдельные краткосрочные курсы.
При этом следует учесть, что маркетинг – это быстроменяющаяся сфера деятельности, и получение высшего образования не гарантирует стопроцентное трудоустройство. Во-первых, сама образовательная программа вуза должна обладать определенной гибкостью, формироваться не только с учётом требований ФГОС, но и совершенствоваться с учётом интересов работодателей [17, с. 2439-2456; 18, с. 74-96]. Во-вторых, только мотивация к постоянному развитию и повышению квалификации на курсах, посредством программ дополнительного образования, онлайн-платформах [19, с. 57-65] позволит специалисту оставаться конкурентоспособным на рынке труда и профессионалом в своём деле.
Источники:
2. Количество вакансий для маркетологов в России выросло на 52% за последний год. Sostav.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/marketologi-ne-khotyat-rabotat-v-molodykh-kollektivakh-52770.html (дата обращения: 25.06.2023).
3. Никишкин В.В., Панасенко С.В., Твердохлебова М.Д. Особенности подготовки маркетологов в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Практический маркетинг. – 2015. – № 1(215). – c. 43-46.
4. Crittenden V.L., Peterson R.A. Keeping the Marketing Curriculum Current in an Era of Digital Disruption // Journal of Marketing Education. – 2019. – № 2. – p. 75-76. – doi: 10.1177/0273475319849652.
5. Шевченко Е.В., Вершинин А.А. Роль владения инструментами анализа и программирования в деятельности маркетолога // Globus: Экономика и юриспруденция. – 2020. – № 4(40). – c. 12-14.
6. Симакина М.А. Профессиональные компетенции интернет-маркетолога: источники формирования и определения // Знание. Понимание. Умение. – 2020. – № 1. – c. 162-172. – doi: 10.17805/zpu.2020.1.14.
7. Татаринов К.А. Требования к компетенциям и особенности обучения маркетологов в российском вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 1(26). – c. 258-260. – doi: 10.26140/anip-2019-0801-0064.
8. Galeeva R.B. Marketing Specialists’ Professional Activities Model as a Foundation For Training Content Design // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – p. 1528-1537. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.708.
9. Woodall T., Pich C., Armannsdottir G., Allison S., Howarth R., Poorrezaei M. To be a marketer or to do what marketers do? Using a mixed methods approach to explore the aspiring marketer mind-set // Journal of Vocational Behavior. – 2022. – p. 103716. – doi: 10.1016/j.jvb.2022.103716.
10. Gilmore A., McAuley A., Miles M.P., Pattinson H. Four questions of entrepreneurial marketing education: Perspectives of university educators // Journal of Business Research. – 2020. – p. 189-197. – doi: 10.1016/j.jbusres.2018.12.016.
11. Приказ Минтруда России от 21.12.2022 N 804н «Об утверждении перечня профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, возможно заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации с последующим подтверждением квалификации в соответствии с правилами, установленными работодателем с учетом мнения представительного органа работников». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438674/ 2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 25.06.2023).
12. Эксперты считают, что наличие профильного образования часто не влияет на уровень зарплаты. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/9436031 (дата обращения: 27.06.2023).
13. Статистические данные сервиса HeadHunter. Stats.hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/?hhIndexProf Area=marketing&vacanciesProfArea=marketing&vacanciesForDisabilitiesProfArea=marketing&resumesProfArea=marketing (дата обращения: 20.05.2023).
14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 N970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент» (с изменениями и дополнениями)
15. Максаев А.А., Шумакова И.А., Шевченко Д.А. Маркетинговое сопровождение проектной деятельности в высшем учебном заведении // Практический маркетинг. – 2020. – № 3(277). – c. 3-7. – doi: 10.24411/2071-3762-2020-10012.
16. De Villiers Rouxelle, Hess Alexandra Claudia Melding traditional and progressive andragogy in marketing education, using the hermeneutic competency development strategy // Australasian Marketing Journal. – 2018. – № 2. – p. 140-156. – doi: 10.1016/j.ausmj.2018.05.004.
17. Панасюк Е.А., Глухова Е.А. Система образования России в контексте современной экономической ситуации // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2439-2456. – doi: 10.18334/ce.17.7.118361.
18. Терников А.А., Бляхер М.Л. Спрос на знания, умения и навыки в вакансиях: кого готовит университет? // Мир России. Социология. Этнология. – 2023. – № 2. – c. 74-96. – doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-74-96.
19. Бобкова Е.Ю., Григорьянц И.А., Кривцов А.И. Проблемы и перспективы повышения квалификации и профессиональной переподготовки бухгалтеров и маркетологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта // Профессиональная ориентация. – 2019. – № 1. – c. 57-65.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:01:25