Предпосылки цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования

Защитина Е.К.1
1 Южный федеральный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Защитина Е.К. Предпосылки цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 6121-6136. – doi: 10.18334/epp.13.12.120191.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549288

Аннотация:
В данной статье были выявлены предпосылки цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования с позиции определения общих особенностей цифровизации и цифровой трансформации экономик ведущих стран мира. Исследования в данной сфере в настоящее время представляют достаточно большой интерес, так как, с одной стороны цифровизация в настоящее время затронула уже все сферы мировой экономики, а, с другой стороны, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума к 2025 году дополнительная ценность для мировой экономики от цифровой трансформации составит 100 трлн долл. США. На основании анализа рейтингов и индексов, оценивающих уровень развития цифровизации в стране (рейтинг цифровой конкурентоспособности, мировой индекс цифровой конкурентоспособности, индекс цифровой экономики и общества, индекс цифровой эволюции, индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group, индекс цифровизации бизнеса, индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы) были выявлены страны, которые показали наилучшие «успехи» в цифровой трансформации, среди которых: Дания, Ирландия, Китай, США, Сингапур, и рассмотрен их опыт. Также представлен опыт Российской Федерации по цифровой трансформации рынка высшего образования, и приведена группировка проектов и треков цифровой трансформации системы высшего образования. Еще одним направлением в ходе исследования стало сопоставление терминов «оцифровка», «цифровизация», «цифровая трансформация» применительно к мировому рынку услуг высшего образования и определение векторов цифровой трансформации, способствующих появлению новых образовательных продуктов, и рассмотрения цифровой трансформации с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования.

Ключевые слова: мировая экономика, цифровая трансформация, цифровая экономика, рынок услуг высшего образования

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта №МК-3407.2022.2 «Трансформация мирового рынка услуг высшего образования: возможности для глобальной и национальной экономики».

JEL-классификация: F01, F63, I25, I28

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В настоящее время вопросы цифровой трансформации активно обсуждаются применительно ко всем секторам экономики, особенно в связи с начавшейся эрой цифровой экономики, обусловленной развитием технологий и формированием конкурентных преимуществ инновационного развития экономических систем и социально-экономического роста за счет внедрения искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных технологий во все процессы мировой экономики. Несмотря на очевидную неизбежность и явные финансовые преимущества (так, например, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума к 2025 году дополнительная ценность для мировой экономики от цифровой трансформации составит 100 трлн долл. США), 87% от опрошенных руководителей компаний различных отраслей считают, что цифровизация разрушит их отрасли и только 50% из них уверены, что их компании готовы к этому и смогут получить только больше конкурентных преимуществ [1].

Целью данной статьи стало выявление предпосылок цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования с позиции определения общих особенностей цифровизации и цифровой трансформации экономик ведущих стран мира.

Авторская гипотеза базируется на том, что цифровая трансформация мирового рынка услуг высшего образования должна представлять собой не просто замену традиционного обучения и переход в онлайн-формат, а стратегию по использованию цифровых технологий и встраиванию их в модели традиционного обучения, что позволит не только принести дополнительные финансовые средства, но и создаст основу для формирования кадров, востребованных в новых реалиях цифровой экономики.

Для достижения поставленной цели и подтверждения авторской гипотезы были использованы методы анализа (в том числе ретроспективного), синтеза и графической интерпретации данных.

В ходе исследования были использованы различные источники информации:

- статистические и аналитические отчеты: World economic Forum, OECD Digital economy papers, World Competitiveness Ranking, Индикаторы цифровой экономики, The Digital Economy and Society Index (DESI), World Digital Competitiveness Ranking, BCG;

- нормативные акты: Указы Президента РФ, Распоряжения правительства РФ;

- исследования российских и зарубежных ученых, посвященные анализу цифровой трансформации и цифровой экономики (в том числе применительно к высшему образованию): Т. Гкримпизи, В. Перистерас и И. Магнисалис [18] (Gkrimpizi, 2023), Г.К. Нарбой, А.К. Фаридахон, Ш.С. Шахзод и А.П. Рано [19] (Narboy, 2021), Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневского и Л.М. Гохберг [4] (Indikatory, 2021), В.Д. Андреева и В.И Абрамова [1] (Andreev, 2022), М.В. Мельничук [6] (Mel'nichuk, 2019), П.В. Павлова и Е.К. Защитиной [8; 2] (Pavlov, 2020; Zashchitina, 2023), Н.Б. Усмановой [12] (Usmanova, 2021), И.А. Цверианашвили [13] (Cverianashvili, 2021);

- открытые данные в сети Интернет.

В результате исследования в рамках достижения цели и поставленных задач были получены элементы научной новизны: выделены основные страны-лидеры по цифровой трансформации и представлен их опыт; произведено сопоставление терминов «оцифровка», «цифровизация», «цифровая трансформация» и цифровая трансформация рассмотрена с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования.

Оценка уровня цифровизации в странах мира

Эксперты Всемирного банка отмечают, что в настоящее время уровень цифровизации в стране становится одним из фактором ее конкурентоспособности на мировой арене [22]. Так, например, в ежегодном отчете по мониторингу глобальных трендов, который был подготовлен под эгидой компании «Ростелеком» за 2022 год, Российская Федерация заняла 14 место по развитию цифровых технологий, а ТОП-5 стран возглавили Китай, США, Индия, Великобритания и Канада. Также было выявлено, что среди основных трендов 2022 года значительное место занимают цифровое образование, цифровая экономика, цифровое общество, цифровое правительство, цифровая трансформация и интернет вещей [7].

Уровень развития цифровизации в стране оценивается различными рейтингами и индексами, среди которых можно выделить следующие:

1) на глобальном уровне:

- рейтинг цифровой конкурентоспособности (IDM): позволяет проанализировать позиции стран мира исходя из уровня развития стран в трех основных направлениях: знания, технологии и готовность к будущим преобразованиям. В ТОП-10 по данному рейтингу в 2023 году вошли соответственно следующие страны: Дания, Ирландия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Китай, Гонконг, Швеция, США, ОАЭ. В свою очередь, в 2022 году страны в ТОП-10 распределились следующим образом: Дания, Швейцария, Сингапур, Швеция, Гонконг, Нидерланды, Китай, Финляндия, Норвегия, США [25];

- мировой индекс цифровой конкурентоспособности (WDCI): данный индекс по своей структуре очень похож на рейтинг цифровой конкурентоспособности, рассмотренный выше и основный его целью является оценка готовности стран к исследованию цифровых технологий и их последующему внедрению в экономике, в качестве ключевого фактора экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе. В 2023 году лидерами (ТОП-10) по данному индексу стали: США (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Нидерланды (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Сингапур (наилучшее значение – развитие технологий), Дания (наилучшее значение –готовность к будущим преобразованиям), Швейцария (наилучшее значение – уровень знаний), Республика Корея (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Швеция (наилучшее значение – уровень знаний), Финляндия (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Китай (наилучшее значение – развитие технологий), Гонконг (наилучшее значение – развитие технологий) [24];

- индекс цифровой экономики и общества (DESI): данный индекс характеризует уровень цифровой экономики стран Евросоюза и сопоставляет его другими ведущими мировыми экономиками, не входящими в состав Евросоюза. Среди основных индикаторов данного индекса можно выделить следующие: доступность связи и ее качество, распространенность цифровых навыков среди населения, использование населением сети Интернет (количество и качество совершаемых операций), цифровизация бизнеса и наличие каналов онлайн-торговли, цифровизация государственного сектора в стране. В ТОП-10 по данному рейтингу в 2022 году вошли соответственно следующие страны: Финляндия, Дания, Нидерланды, Швеция, Ирландия, Мальта, Испания, Люксембург, Эстония, Австрия, а средний уровень по ЕС составил 52%. В свою очередь, в 2019 году (до начала пандемии COVID-19) страны в ТОП-10 распределились следующим образом: Финляндия, Дания, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Мальта, Испания, Ирландия, Эстония, Литва, а средний уровень по ЕС составил 38%. В связи с этим следует отметить Ирландию и Австрию, сделавших за 3 года наиболее значительный рывок по цифровизации экономики и общества [21];

- индекс цифровой эволюции (DEI): для подсчета данного индекса и оценки прогресса страны в развитии цифровой экономики и ее интеграции в мировую экономику используется 170 различных индикаторов, оценивающих уровень потребительского спроса на цифровые технологии, развитость институциональной среды применительно к цифровой экономике, состояние инновационного климата и инвестиционной составляющей и развитие Интернет-инфраструктуры [19] (Narboy, 2021);

- индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group (e-Intensity): оценивает влияние развития инфраструктуры, уровня онлайн-расходов и степень активности населения на общий уровень цифровизации страны. На основании проведенных исследований эксперты Boston Consulting Group определили, что цифровая экономика складывается из взаимодействия элементов базового уровня (самой цифровой экономики и участников, ее формирующих), более узкоспециального уровня (компаний, которые полагаются на использование цифровых технологий в своей деятельности, например, цифровых коммунальных услуг, цифрового правительства) и более глобального уровня (сектора цифровых технологий, представленного компаниями, ценность которых формируется за счет использования цифровых продуктов) [17].

2) на национальном уровне:

- индекс цифровизации бизнеса: рассматривает уровень развития бизнес-среды в стране исходя из его включенности в электронную торговлю, наличия цифровых возможностей в части распространения широкополосного интернета и информационных технологий (в том числе облачных сервисов, RFID-технологий и ERP-систем). Согласно этому индексу по последним представленным данным в Российской Федерации наиболее цифровизированными являются следующие отрасли: телекоммуникации (наилучший результат – Ирландия), оптовая и розничная торговля (наилучший результат – Дания), обрабатывающая промышленность (наилучший результат – Финляндия), отрасль информационных технологий (наилучший результат – Литва), транспортировка и хранение (наилучший результат - Нидерланды), строительство (наилучший результат – Бельгия). При этом эксперты Высшей школы отмечают, что строительство и транспортировка и хранение в целом демонстрируют наихудший результат по цифровизации [4] (Indikatory, 2021);

- индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы: разработан экспертами НИУ «Высшая школа экономики» с целью оценки цифровизации отдельных отраслей экономики Российской Федерации по пяти показателям, среди которых: затраты на внедрение и использование цифровых технологий, цифровые навыки персонала, использование цифровых технологий, кибербезопасность, цифровизация бизнес-процессов. Согласно проведенному анализу в настоящее время в Российской Федерации самыми «цифровыми» являются следующие сектора экономики: информационные технологии, информация и связь, высшее образование [3].

Опыт зарубежных по цифровой трансформации экономики

Представленный анализ различных индексов оценки степени цифровой трансформации стран мира позволил выявить ряд стран, которые являются безоговорочными лидерами цифровой трансформации, а именно: Дания, Ирландия, Китай, США, Сингапур. Рассмотрим опыт данных стран применительно к общей цифровой трансформации экономики.

1. Дания. Эта страна традиционно является лидером по охвату территории фиксированной широкополосной сетью и сетью Интернет, также с 2016 года в стране активно внедряются сервисы электронного правительства (Дания является первой в Европе страной по цифровизации правительства, только в 2022 году было выделено 100 млн долл. США на развитие цифровых сервисов в сфере разработки государственных и муниципальных цифровых услуг, внедрения стриминговых и цифровых платформ, построению цифровой инфраструктуры) и реализуется стратегия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса по включению цифровых технологий в существующие бизнес-модели за счет проведения мероприятий по подготовке бизнеса для цифровых преобразований, создания центра электронной коммерции (консультирование по цифровому дизайну, возможностям электронной торговли, в том числе экспорта), обучения навыкам бизнес-лидеров сотрудников компаний [17].

2. Ирландия. В настоящее время в стране реализуется масштабная программа по преодолению цифрового разрыва, на которую выделено 1,8 млрд евро в том числе с целью повсеместного внедрения широкополосной связи. Также благодаря программе по привлечению прямых иностранных инвестиций (в том числе деятельность Технического центра Ирландии) в настоящий момент в Ирландии активно открываются представительства ведущих технологических компаний, которые способствуют развитию инноваций и появлению новых технических решений в сфере цифровой экономики (например, по защите персональных данных, противодействию киберпреступлениям, внедрению искусственного интеллекта, блокчейна, дополненной и виртуальной реальности и интернета вещей). Так же как и Дания Ирландия активно развивает технологии электронного правительства. В 2022 году на эти цели было выделено 93 млн долл. США для внедрения технологий цифровых фабрик, машинного обучения, высокопроизводительных вычислений, Интернета вещей, больший данных, киберфизических систем) [1] (Andreev, 2022).

3. Китай. В 2023 году Китай пересмотрел свое отношение к развитию цифровой экономики, провозгласив ее главным приоритетом страны (на настоящее время доля цифровой экономики страны приближается к 50% в общем объеме ВВП) и направив большие силы на поддержку трансформации предприятий и развитие информационной инфраструктуры в стране. Среди основных технологических трендов Китая выделяются новые материалы, промышленный Интернет вещей, сети связи 5G, блокчейн, большие данные, телемедицина, облачные технологии, чат-боты и цифровая валюта. Также с 2022 года в стране началась программа по внедрению Национальной интегрированной системы больших данных в сферу государственного управления [5].

4. США. В отличие от Китая в 2020 году доля цифровой экономики в объеме ВВП США составляла чуть более 10%. Среди основных драйверов цифровой трансформации в США выделяются: развитие НИОКР, поддержание ведущих технологических транснациональных корпораций, развитие технологий 5G. Важной особенностью США является то, что их цифровая экономика обладает рядом новых и уникальных рынков и решений, наибольшее распространение получили наукоемкие услуги и логистика, а также именно в США наибольшее развитие получили технологии дистанционного обучения.

5. Сингапур. Доля цифровой экономики в ВВП Сингапура составляет 17% и наибольшее значение играет экспорт цифровых услуг, в том числе в сфере финансов, страхования, телекоммуникаций и информационно-коммуникационной отрасли, интеллектуальной собственности, а также развития культурных и рекреационных особенностей. Также в Сингапуре развивается цифровое правительство, которое по данным 2022 года занимает 12 место в мире [13] (Cverianashvili, 2021). С целью планомерного развития и цифровой трансформации всех отраслей в Сингапуре функционирует 23 дорожных карты для более чем 80 отраслей экономики, а также активно развивается система подготовки необходимых кадров.

Опыт Российской Федерации по цифровой трансформации рынка высшего образования

Как можно отметить образование и развитие человеческого капитала прямо и косвенно является составляющим звеном всех рассмотренных рейтингов, что заставляет страны уделять особое внимание цифровой трансформации в сфере высшего образования. Так, например, в Российской Федерации образование включено в региональные стратегии цифровой трансформации, разрабатываемые с 2021 по 2024 годы в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации [9]. Также цифровая трансформация входит в одну из пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [11].

В рамках достижения данной цели на государственном уровне разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [10].

Так, выделенные проблемы цифровой трансформации системы высшего образования, среди которых: наличие цифрового неравенства и различного уровня цифровой зрелости у учреждений высшего образования; отсутствие единых платформенных решений (а тем более разработанных в России) и сложности с унификацией существующих разрозненных приложений для цифровизации учреждений высшего образования; не до конца проработанные вопросы нормативно-правового регулирования использования цифровых технологий при ведении образовательной деятельности; и дефицит кадров, владеющих новыми цифровыми компетенциями, – позволили на уровне Министерства науки и высшего образования сформулировать основные проекты стратегии цифровой трансформации, которые необходимо транслировать на всех участников сферы высшего образования, включая само министерство (рис. 3) [10].

При этом, еще одной особенностью цифровой трансформации рынка высшего образования является формирование и продвижение концепции рынка Эдунет (как одного из рынков Национальной технологической инициативы), концепция дорожной карты которого утверждена в конце 2020 года и направлена на развитие технологий и методологии, повышающих вовлеченность человека в процесс обучения и саморазвития; построение процессов на денных; и создание цифрового пространства для развития и реализации потенциала человека. [14]

Рисунок 3. – Проекты и треки цифровой трансформации системы высшего образования: опыт Российской Федерации

Источник: подготовлено авторами по материалам [2] (Zashchitina, 2023)

Цифровая трансформация мирового рынка услуг высшего образования

Цифровизация рынка услуг высшего образования в последнее время стала не просто вынужденной необходимостью, обусловленной принятием мер по противодействию распространения пандемии COVID-19, но и частью стратегии по цифровой трансформации экономики, которая стала происходить с началом четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0).

При этом повсеместное внедрение технологий не стало неожиданностью. Это был долгий процесс, начавшийся еще в 1960-х года с прообраза цифровой трансформации – оцифровки (способствовала автоматизации отдельных частей производственных процессов, которая не приводила к значительным изменениям внутри организации), переросшей к 1990-х годам в цифровизацию (основана на реинжиниринге бизнес-процессов), а затем и в цифровую трансформацию (основана на полной трансформации бизнес-процессов, приводящей к полному переосмыслению деятельности организации). Более подробно разница между оцифровкой, цифровизацией и цифровой трансформацией представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Сопоставление терминов «оцифровка», «цифровизация», «цифровая трансформация»


Оцифровка
Цифровизация
Цифровая трансформация
Появление в мире
1960 – 1970 годы
1980 – 1990 годы
2011 – 2019 годы
Определение
Представляет собой технический процесс, основанный на переходе от аналоговых к цифровым инструментам производства, и как следствие преобразованию аналоговых данных в цифровую (машиночитаемый формат)
Представляет собой социотехнический процесс за счет использования и интеграции цифровых технологий, данных и взаимосвязей, способствующих кардинальному изменению имеющихся видов деятельности и повышению операционной эффективности деятельности компании и отраслей в целом, а также росту конкурентных преимуществ в социальной и экономической сфере.
Представляет собой социокультурный процесс, направленный на культурные, организационные и оперативные изменения как отдельных компаний, так и отраслей в целом за счет использования инновационных технологий и цифровых решений, что приводит к глубокой трансформации, революционным и ценностным сдвигам, а также оказывает значительное влияние на общество
Пример
Переход от бумажных (физических) форматов хранения данных к цифровым
Происходит автоматизация и оптимизация процессов, приводящая к появлению инновационных способов производства товаров и услуг
Происходят горизонтальные организационные изменения одновременно с полным переосмыслением организации и отрасли
Источник: подготовлено автором по материалам [18] (Gkrimpizi, 2023)

В 2019 году под эгидой Всемирного экономического форума был подготовлен аналитический отчет «Наше общее цифровое будущее. Ответственная цифровая трансформация», в котором были рассмотрены основные технические составляющие цифровой трансформации: кибербезопасность, методы поддержания конфиденциальности данных, интернет вещей, блокчейн и искусственный интеллект [20].

В свою очередь, экспертами Организации экономического сотрудничества и развития в отчете «Вектора цифровой трансформации» выделяется семь векторов, на которых основывается цифровизация и последующая цифровая трансформация, которые условно можно сгруппировать по трем тематическим блокам:

- увеличение скорости и масштабов развития компаний и новых технологий: наращивание объема без привлечения большого количества ресурсов; панорамный охват; использование новых возможностей, изменение модели потребления;

- рост стоимости нематериальных активов в компаниях: превалирование нематериальных активов; трансформация пространства;

- формирование новых цепочек поставки, бизнес-моделей и экосистем: постоянно возрастающая скорость ведения бизнеса как динамика времени; тренд на расширение экосистем и создание отдельных платформ.

Более подробно данные векторы и появляющиеся под их влиянием новые образовательные продукты описаны на рис. 2.

Цифровая трансформация с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования представлена на рис.3

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, документ

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. – Векторы цифровой трансформации, способствующие появлению новых образовательных продуктов

Источник: подготовлено автором по материалам [23, 8] (Pavlov, 2020)

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, документ, Шрифт

Автоматически созданное описание

Рисунок 3. – Цифровая трансформация с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования

Источник: подготовлено автором по материалам [12, 15] (Usmanova, 2021)

Таким образом существующие цифровые направления развития экономики в совокупности с технологиями цифровизации образования и уделением внимания достижению целей устойчивого развития экономики приводят к появлению не только новых образовательных услуг, а также смене бизнес-моделей функционирования учреждений высшего образования, что способствует не только появлению новых конкурентных преимуществ и расширению доли на мировом рынке услуг высшего образования, но и позволяет получать экономический эффект, в части снижения части затрат и увеличения объемов поступающего финансирования.

Заключение

В заключении можно отметить, что происходящие в настоящее время процессы цифровизации (цифровой трансформации) высшего образования носят не только вынужденный характер, но и являются частью продуманных стратегий по наращиванию конкурентных преимуществ как страны, в целом, так и образовательной системы, в частности, а также одним из механизмов привлечения дополнительного финансирования и снижения затрат учреждений высшего образования. Следует отметить, что с каждым годом растет экономическая эффективность как в целом от всех отраслей цифровой экономики, так и от высшего образования (здесь важно отметить, что цифровая трансформация высшего образования не является аналогом дистанционного онлайн-обучения). И важной особенностью цифровой трансформации образования является не переход на сугубо онлайн формат и не замена традиционного обучения, а формирование удобных инструментов, которые могут помочь сделать традиционное образование более конкурентоспособном и современным с позиции трансформирующихся бизнес-моделей и повышающимися запросов обучающихся, а также готовым формировать новые кадры, необходимые для развития цифровой экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Андреев В.Д., Абрамов В.И. Тенденции цифровой трансформации государственного управления в европейских странах. Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С.26 – 34.

2. Защитина Е.К. Особенности цифровой трансформации высшего образования / Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования [Электронный ресурс]: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции / научн. ред. С.П. Кирильчук; редкол.: Г.А. Штофер, Н.А. Логунова. – Электрон. дан. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2023. – Электрон. версия. 654 с. С.171-175.

3. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы // Цифровая экономика НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://ipquorum.ru/upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

4. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник 2021 / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/484533334.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

5. Китай: Топ-15 технологических трендов цифровой трансформации / Официальный портал Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/860964524.html (дата обращения: 15.11.2023).

6. Мельничук М.В. Международный опыт развития цифровой экономики в странах Европейского союза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». – 2019. - №6. – С.97 – 103.

7. Мониторинг глобальных трендов цифровизации 2022 / Отчет «Ростелеком». [Электронный ресурс]. URL: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/109/ rostelekom_monitoring_2022.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

8. Павлов П.В., Защитина Е.К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2020. – Т.28. – №4. – С. 681 – 699.

9. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту (утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2242) / Официальный портал http://www.kremlin.ru (дата обращения: 15.11.2023).

10. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, № 1 (часть IV), ст. 26.

11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / «Собрание законодательства РФ», 27.07.2020, № 30, ст. 4884.

12. Усманова Н.Б. Цифровая трансформация высшего образования: тенденции и особенности реализации для стран с развивающейся экономикой // Перспективы развития высшего образования. – 2021. – №10. – С. 6 – 19.

13. Цверианашвили И.А. Особенности развития цифровой экономики Сингапура // Вестник Коми Республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. – 2021. - №2(32). – С. 57 – 61.

14. Эдунет / Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/edunet (дата обращения: 15.11.2023).

15. 5 ways digitalization can help build global resilience in 2023 / Davos Agenda World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/ (дата обращения: 01.11.2023).

16. Accelerating Digital Transformation for Long Term Growth / World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home (дата обращения: 01.11.2023).

17. Charting Economic Opportunities in the New Digital Paradigm / BCG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2022/charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth (дата обращения: 10.11.2023).

18. Gkrimpizi, T.; Peristeras, V.; Magnisalis, I. Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review // Educ. Sci. – 2023. – №13 (746). https://doi.org/10.3390/educsci13070746

19. Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security // In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021), December 15-16, 2021, Dubai, United Arab Emirates. ACM, New York, NY, USA, p.11. https://doi.org/10.1145/3508072.3508129.

20. Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board Briefing / World economic forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

21. The Digital Economy and Society Index (DESI) / European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi (дата обращения: 10.11.2023).

22. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 01.11.2023).

23. Vectors of digital transformation / OECD Digital economy papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8 (дата обращения: 01.11.2023).

24. World Competitiveness Ranking / IMD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).

25. World Digital Competitiveness Ranking / IMD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).

REFERENCES:

Andreev V.D., Abramov V.I. (2022) Tendencii cifrovoj transformacii gosudarstvennogo upravleniya v evropejskih stranah [Trends in digital transformation of public administration in European countries]. Strukturnye preobrazovaniya ekonomiki territorij: v poiske social'nogo i ekonomicheskogo ravnovesiya. Sbornik nauchnyh statej 5-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Structural transformations of the territorial economy: in search of social and economic balance. Collection of scientific articles of the 5th All-Russian Scientific and Practical Conference]. 26 – 34 (in Russian).

Zashchitina E.K. (2023) Osobennosti cifrovoj transformacii vysshego obrazovaniya [Features of the digital transformation of higher education]. Innovacionnaya paradigma ekonomicheskih mekhanizmov hozyajstvovaniya: sbornik nauchnyh trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative paradigm of economic economic mechanisms: collection of scientific papers of the VIII International Scientific and Practical Conference]. 171-175 (in Russian).

Indeks cifrovizacii otraslej ekonomiki i social'noj sfery [Index of digitalization of economic and social sectors]. Retrieved November, 10, 2023, from: https://ipquorum.ru/upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (in Russian).

Indikatory cifrovoj ekonomiki: statisticheskij sbornik 2021 [Indicators of the digital economy: statistical collection 2021]. Retrieved November, 10, 2023, from: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/484533334.pdf (in Russian).

Kitaj: Top-15 tekhnologicheskih trendov cifrovoj transformacii [China: Top 15 technological trends of digital transformation]. Retrieved November, 15, 2023, from: https://issek.hse.ru/news/860964524.html (in Russian).

Melnichuk M.V. (2019) Mezhdunarodnyj opyt razvitiya cifrovoj ekonomiki v stranah Evropejskogo soyuza [International experience in the development of the digital economy in the countries of the European Union]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Ekonomika i pravo» [Modern science: current problems of theory and practice. Series "Economics and Law"]. 6, 97 – 103 (in Russian).

Monitoring global'nyh trendov cifrovizacii 2022 [Monitoring global digitalization trends 2022]. Retrieved November, 01, 2023, from: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/109/rostelekom_monitoring_2022.pdf (in Russian).

Pavlov P.V., Zashchitina E.K. (2020) Universitet mirovogo urovnya v epohu cifrovizacii [World-class university in the era of digitalization]. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika [Bulletin of RUDN University. Series: Economics]. 28(4), 681 – 699 (in Russian).

Perechen' poruchenij po itogam konferencii po iskusstvennomu intellektu (utv. Prezidentom RF 31.12.2020 N Pr-2242) [List of instructions based on the results of the conference on artificial intelligence (approved by the President of the Russian Federation on December 31, 2020 N Pr-2242)] (in Russian).

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2021 № 3759-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vysshego obrazovaniya» [Order of the Government of the Russian Federation dated December 21, 2021 No. 3759-r “On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education”] (in Russian).

Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030”] (in Russian).

Usmanova N.B. (2021) Cifrovaya transformaciya vysshego obrazovaniya: tendencii i osobennosti realizacii dlya stran s razvivayushchejsya ekonomikoj [Digital transformation of higher education: trends and implementation features for countries with developing economies]. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya [Prospects for the development of higher education]. 10, 6 – 19 (in Russian).

Tsverianashvili I.A. (2021) Osobennosti razvitiya cifrovoj ekonomiki Singapura [Features of the development of the digital economy of Singapore]. Vestnik Komi Respublikanskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya [Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. Theory and practice of management]. 2(32), 57 – 61 (in Russian).

Edunet. Retrieved November, 10, 2023, from: https://nti2035.ru/markets/edunet (in Russian).

5 ways digitalization can help build global resilience in 2023. Retrieved November, 10, 2023, from: https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/.

Accelerating Digital Transformation for Long Term Growth. Retrieved November, 10, 2023, from: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home.

Charting Economic Opportunities in the New Digital Paradigm. Retrieved November, 10, 2023, from: https://www.bcg.com/publications/2022/ charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth.

Gkrimpizi, T.; Peristeras, V.; Magnisalis, I. (2023) Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review. Educ. Sci. 13 (746), https://doi.org/10.3390/educsci13070746.

Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. (2021) Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security. In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021), 11, https://doi.org/10.1145/3508072.3508129.

Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board Briefing. Retrieved November, 01, 2023, from https://www3.weforum.org/docs/ WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf.

The Digital Economy and Society Index (DESI). Retrieved November, 10, 2023, from: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi.

The World Bank. Retrieved November, 01, 2023, from: https://www.worldbank.org/en/home.

Vectors of digital transformation. Retrieved November, 01, 2023, from https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8.

World Competitiveness Ranking. Retrieved November, 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/.

World Digital Competitiveness Ranking. Retrieved November, 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/.

Положение об ответственности автора

- Автор гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.

- Автор гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.

- Автор осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных), могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.


Источники:

1. Андреев В.Д., Абрамов В.И. Тенденции цифровой трансформации государственного управления в европейских странах // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. – c. 26-34.
2. Защитина Е.К. Особенности цифровой трансформации высшего образования // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования: Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023. – c. 171-175.
3. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. Цифровая экономика НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://ipquorum.ru/upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
4. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Волкова Г.Л., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.
5. Китай: Топ-15 технологических трендов цифровой трансформации. Официальный портал Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/860964524.html (дата обращения: 15.11.2023).
6. Мельничук М.В. Международный опыт развития цифровой экономики в странах Европейского союза // Современная наука. – 2019. – № 6. – c. 97-103.
7. Мониторинг глобальных трендов цифровизации 2022. Отчет «Ростелеком». [Электронный ресурс]. URL: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/109/rostelekom_monitoring_2022.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
8. Павлов П.В., Защитина Е.К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 681-699. – doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-681-699.
9. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту (утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2242). Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 15.11.2023).
10. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, № 1 (часть IV), ст. 26
11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / «Собрание законодательства РФ», 27.07.2020, № 30, ст. 4884
12. Усманова Н.Б. Цифровая трансформация высшего образования: тенденции и особенности реализации для стран с развивающейся экономикой // Перспективы развития высшего образования. – 2021. – № 10. – c. 6-19.
13. Цверианашвили И.А. Особенности развития цифровой экономики Сингапура // Вестник Коми Республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. – 2021. – № 2(32). – c. 57-61.
14. Эдунет. Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/edunet (дата обращения: 15.11.2023).
15. 5 ways digitalization can help build global resilience in 2023. Davos Agenda World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/ (дата обращения: 01.11.2023).
16. Accelerating Digital Transformation for Long Term Growth. World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home (дата обращения: 01.11.2023).
17. Charting Economic Opportunities in the New Digital Paradigm. Bcg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2022/charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth (дата обращения: 10.11.2023).
18. Gkrimpizi T., Peristeras V., Magnisalis I. Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review // Education Sciences. – 2023. – № 7. – p. 746. – doi: 10.3390/educsci13070746.
19. Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security // In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021). 2021. – p. 348-355.– doi: 10.1145/3508072.3508129.
20. Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board Briefing. World economic forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
21. The Digital Economy and Society Index (DESI). European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi (дата обращения: 10.11.2023).
22. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 01.11.2023).
23. Vectors of digital transformation. OECD Digital economy papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8 (дата обращения: 01.11.2023).
24. World Competitiveness Ranking. Imd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).
25. World Digital Competitiveness Ranking. Imd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).

Страница обновлена: 11.04.2024 в 13:26:03