Мировые лидеры внешней торговли на рынке услуг высшего образования: текущее состояние и перспективы

Иноземцева Е.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900950

Аннотация:
Рассмотрено текущее состояние внешней торговли на рынке услуг высшего образования. В первой пятерке стран-экспортеров образования США, Франция, Великобритания, Германия и Австралия. За ними следуют новые лидеры экспорта – Новая Зеландия, Япония, Китай, ЮАР, стремительно наращивающие свои позиции. Россия является «новым старым игроком», демонстрируя в последние годы рост по количеству привлеченных иностранных студентов, однако для развития образования в экспортном направлении потребуются согласованные государственные инциативы. Автор выдвигает гипотезы об изменениях в расстановке сил на мировом рынке образовательных услуг к 2025 году и прогнозирует перспективы ключевых игроков рынка в соответствии с проведенным анализом.

Ключевые слова: высшее образование, человеческий капитал, образование, кадровый потенциал, экономика знаний, мировой рынок образовательных услуг, интернационализация, экспорт образования, лидеры экспорта образования, образовательный маркетинг



Окончание. Начало в «кэ» № 1/2013 г.

По версии TheEconomist, самым благоприятным климатом для обучения иностранных студентов обладают (в порядке убывания): Германия, Австралия, Великобритания, Китай и Малайзия. Соответственно США заняли лишь 6 позицию, Россия оказалась на 8 месте, Франция вообще выбыла из первой десятки. Эта аналитика в сочетании с наблюдаемыми тенденциями активного развития экспорта Китаем и другими новичками первой двадцатки позволяет прогнозировать изменение лидерства в области экспорта в ближайшие 5–10 лет.

Кто-то удержится, кто-то сойдет

Мы предполагаем, что к 2025 году именно наиболее благоприятные условия для обучения и общая открытость экономики для иностранных студентов станет основным фактором, влияющим на принятие абитуриентами решений, и, соответственно, определяющим направление миграционных потоков. В предыдущие десятилетия определяющими факторами были, как правило, стоимость обучения, наличие стипендий, а также «проторенность маршрута». К этому времени объем студенческого контингента, выезжающего с целью получения высшего образования за рубеж, превысит 7 млн чел. (прогноз института IDP). При этом позиции мировых лидеров могут сильно измениться.

Анализ тенденций на мировом рынке образования позволяет нам предположить, что США не смогут прочно удерживать лидерство до 2025 года, в первую очередь, в связи с возрастающим интересом со стороны абитуриентов к странам с развивающейся экономикой, а также со связанными с этим возможностями для профессионального развития. Кроме того, США с каждым годом теряют незначительный процент иностранных студентов в сравнении с предыдущими периодами. И этот тренд будет только расти, если правительство уже сейчас не предпримет активных действий по изменению ситуации.

Несмотря на рецессию, США продолжали инвестировать в развитие отрасли вплоть до предыдущего года (21 млрд долларов в 2010 г). В связи с изменением экономического фона и грядущими изменениями в политической жизни США вопрос о стратегии развития отрасли образования на текущий момент остается открытым. Вряд ли в ближайшее время американское правительство сможет осуществлять столь масштабные инвестиции, как и прежде, в том числе в стипендиальные программы, которые всегда привлекали большое число желающих получить образование в развитой стране.

Внешнеторговая деятельность США может измениться в сторону увеличения эмиграции американских абитуриентов в развивающиеся страны для обучения и последующего проживания. В ситуации неблагоприятных экономических реалий студенты могут рассматривать образование как ключевой инструмент смены страны проживания и реализации карьерных устремлений на быстроразвивающемся рынке.

Франция, по всей видимости, удержится в первой пятерке лидеров в ближайшие 5–10 лет, однако ныне система высшего образования Франции претерпевает самые серьезные за последние 50 лет реформы. Бывший президент Франции Н. Саркози объявил стратегической задачей переориентацию системы высшего образования на подготовку действительно качественных кадров для экономики страны. «Мы не можем больше оплачивать получение у нас диплома не самым перспективным иностранным студентам и будем менять либеральную прежде визовую политику в их отношении», – отметил министр образования Франции Л. Вокье [1]. По нашему мнению, в настоящее время во Франции стратегия развития экспорта образования ориентируется на выполнение конкретных экономических потребностей общества, пусть даже в ущерб интересам геополитики. Потребуется как минимум пять лет, чтобы оценить последствия этих изменений.

По нашим оценкам, в ближайшие 10 лет Германия не только прочно удержится в пятерке лидеров экспорта, но и сохранит позиции в первой пятерке ведущих поставщиков студенческого контингента на внешние рынки (пусть и с большим отрывом от азиатских лидеров). Исторически страна очень успешно развивала экспорт высшего образования на мировом рынке при помощи последовательной государственной поддержки, нацеленной на привлечение наиболее талантливых студентов и докторантов из других стран, а также удерживая лучшие кадры после обучения в стране, и это прописано в соответствующих документах и протоколах правительства.

Помимо сравнительно невысокой стоимости обучения, огромное количество стипендий и грантов на обучение предлагается государственной структурой German Academic Exchange Service (DAAD), в том числе на послевузовское обучение или стажировки в немецких компаниях после завершения обучения в вузе, что открывает дополнительные возможности для трудоустройства.

Высокие шансы на укрепление позиций в первой десятке экспортеров у ЮАР и Новой Зеландии благодаря слаженной стратегии интернационализации образования и грамотной политике в области развития экспорта при условии бюджетной поддержки правительства. По всей видимости, эти страны вряд ли смогут выйти в первую пятерку экспортеров по показателям доходов, в том числе из-за сравнительно небольшого количества принимающих университетов, однако имеют шансы на существенный скачок в объемах привлеченного студенческого контингента, в том числе способами трансграничной поставки и коммерческого присутствия.

На рынке без перемен не бывает

Не оставляет сомнений стремительный рост миграции студенческого контингента из стран Юго-Западной Азии и Северной Африки, обусловленный, в первую очередь, сформировавшимся интересом к экономикам развивающихся стран и желанием продолжать профессиональное развитие там же после окончания обучения.

Лидером импорта в ближайшие 5–10 лет, по всей видимости, будет оставаться Китай с большим отрывом от следующих за ним Индии, Южной Кореи и Германии, хотя темпы развития китайского импорта в последние годы замедлились, что отмечают аналитики и международные отчеты. В настоящее время Китай продолжает инвестировать в подготовку отечественных студентов, стажеров и аспирантов за рубежом свыше 1 млрд долларов ежегодно. Вряд ли в ближайшие годы какая-либо страна сможет превысить этот показатель.

Мировая аналитика ежегодно подтверждает рост студенческого контингента и расширение международной торговли образовательными услугами. По прогнозам OECDReport, к 2025 году 7,5 млн человек будут получать высшее образование за границей, при этом в перспективе десяти лет, согласно нашим выводам, в мировой внешней торговле образовательными услугами могут произойти следующие изменения:

- активное развитие новых направлений по сравнению с предыдущими декадами: серьезно возрастает поток студентов из стран Азии и Северной Африки, и именно на эти направления должны быть нацелены маркетинговые усилия вузов;

- в ближайшие 10 лет в первой пятерке стран-экспортеров сохранят свое устойчивое положение Германия и Великобритания, а также Австралия, у которой, по оценкам MelissaBanks, к 2020 г спрос превысит предложение; Франция и США могут переместиться на нижние позиции и даже уступить свое место новым агрессивным конкурентам из Азии;

- стремительный рост объемов экспорта в таких странах, как Новая Зеландия, ЮАР, Южная Корея обусловлен сочетанной государственной политикой в области стратегического развития экспортноориентированной отрасли образования, а также улучшением экономической конъюнктуры и инфраструктуры, которые становятся важнейшими факторами выбора у абитуриентов; в перспективе до 2025 г. эти направления будут активно развивать экспорт образования;

- вузы-экспортеры применяют стратегию следования за спросом и начинают развивать ориентированные на потребителя услуги: коммерческое присутствие за рубежом, филиалы за рубежом, предлагают новые методы дистанционного обучения и удобные инструменты онлайн-образования и т.д.

Особое место в международной торговле образовательными услугами сохранится за Китаем: лидерство КНР как поставщика студенческого контингента и успешность стратегии наращивания внутреннего научно-интеллектуального потенциала. По всей видимости, Китай продолжит аккумулировать лучшие научно-исследовательские ресурсы внутри страны, создавая благоприятные условия для обучения своих студентов в кампусах ведущих университетов мира, а также повышая конкурентоспособность национальных вузов за счет перенимания лучшего иностранного опыта.

Россия, очевидно, будет удерживаться в первой десятке в перспективе пяти лет за счет устойчивой исторической студенческой миграции из стран СНГ, в частности Белоруссии и Казахстана, а также Китая. Однако принятая правительством Концепция экспорта образовательных услуг может не решить поставленных задач по активному наращиванию объемов экспорта – требуется выверенная государственная стратегия по формированию благоприятной экономической конъюнктуры и среды для обучения иностранцев за счет ее реальных качественных изменений.


Источники:

1. Николя Саркози покончил с привилегированным образованием». Мартьянова Т. // Ведомости, 29.02.2012 [Электронный ресурс] // http://www.vedomosti.ru/career/news/1518136/universitetskaya_revolyuciya#ixzz1nxHnEtJp.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:02