Формирование конкурентоспособности системы высшего образования КНР: достижения, проблемы и перспективы
Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2,3, Ван Сяохуань4, Нюренбергер Л.Б.3
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Новосибирск
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
4 Шэньянский политехнический университет, Россия, Шэньян
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42843241
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Данное исследование посвящено анализу теоретико-методологических аспектов и механизмов, направленных на развитие научно-образовательного комплекса КНР и повышение его конкурентоспособности. Проанализирован стратегический и тактический инструментарий, позволяющий Правительству Китая осуществлять политику трансформации национальной научно-образовательной системы в крупнейший мировой центр технологического лидерства и академического превосходства.
Представлены результаты, достигнутые ведущими китайскими вузами в большой тройке мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Проведен сравнительный анализ конкурентных позиций флагманских высших учебных заведений Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject, позволяющий определить их место относительно мировых лидеров.
Рассмотрены достижения и глубинные проблемы современной китайской системы высшего образования, которые целесообразно всесторонне изучать и учитывать при разработке национальных стратегических планов и программ, направленных на достижение академического превосходства на глобальном рынке образования.
Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу исследователей: руководителям вузов, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем интересующимся вопросами развития научно-образовательных комплексов разных стран мира и глобальной конкурентоспособности университетов.
Ключевые слова: университеты, институциональные и предметные рейтинги, глобальная конкурентоспособность, бизнес-модель, научно-образовательный комплекс, устойчивое развитие компаний, инициативы академического превосходства
JEL-классификация: I23, I25, I26, N35
Источники:
2. Виноградов А.В., Салицкая Е.А., Салицкий А.И. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. – 2016. – № 2. – c. 152-160. – doi: 10.7868/S0869587316020158 .
3. Xue L. Universities in China’s national innovation system. Paper presented at the UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge, 27-30 November 2006
4. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. – 2013. – № 2(33). – c. 37-55.
5. Цзи Ц., Нехайчик О., Алексеев Ю. Научно-техническая и инновационная политика Китая // Наука и инновации. – 2016. – № 4(158). – c. 44-47.
6. Салицкий А., Салицкая Е. Наука и техника Китая на мировом рынке // Перспективы. Электронный журнал. – 2015. – № 1(1). – c. 66-78.
7. Завьялова Е., Алсуфьев А., Краковецкая И., Лицзюнь В., Ли Д. Развитие персонала в китайских инновационно-активных компаниях (PERSONNEL DEVELOPMENT IN CHINESE INNOVATION-ACTIVE COMPANIES) // Форсайт. – 2018. – № 3. – c. 43-52. – doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.43.52 .
8. Хуснетдинова Э.Н. Образование в Китае как рычаг развития экономики. / Статья в ежегодном сборнике статей преподавателей иностранных языков. - М.: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2019. – 87-98 c.
9. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23 .
10. Беляков Г.П., Беляков С.А., Шпак А.С. Опыт КНР по реформированию системы стратегического планирования и управления научно-техническим развитием // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1575-1586. – doi: 10.18334/eo.9.3.40857 .
11. Государственная поддержка высшего образования в Китае. Chenggong.moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chenggong.moscow/articles/31.
12. The Chinese Double First Class University Plan. Cwauthors.com. [Электронный ресурс]. URL: https://cwauthors.com/article/double-first-class-list.
13. Лю Няньцай, Чэн Ин, Лю Ли Различие между китайскими и мировыми ведущими вузами // China Higher Education Research. – 2002. – № 2. – c. 20.
14. Попов Л.В., Шао Х. Оценка вузов КНР в национальных и международных рейтингах // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – № 2. – c. 99-116.
15. Положихина М.А. Траектория успеха: развитие научно-образовательного комплекса Китая // Экономические и социальные проблемы России. – 2019. – № 2(40). – c. 76-99. – doi: 10.31249/espr/2019.02.04 .
16. Пацукевич О.А. В поисках университета мирового класса (из истории возникновения Шанхайского рейтинга) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017. – № 2. – c. 152-155.
17. Academic Ranking of World Universities. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghairanking.com.
18. Times Higher Education World University Ranking. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats.
19. QS World University Ranking. Topuniversities.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020.
20. Юферев С. Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности. Военное обозрение. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/35636-kitay-prevratilsya-v-mirovoy-lokomotiv-nauchnoy-deyatelnosti.html.
21. Нянь Цай Лю Международные студенты в китайских вузах: тенденции и возможные последствия // Международное высшее образование. – 2020. – № 100. – c. 34-36.
22. Альтбах Ф. Высшее образование в Китае: «стеклянный потолок» и «глиняные ноги» // Международное высшее образование. – 2016. – № 86. – c. 16-18.
23. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5–100–2020» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 2. – c. 69-86.
24. Назарова С.И. Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере Китайской народной республики) // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – № 12. – c. 357-352.
25. Голобоков А.С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – № 4(35). – c. 27-37.
26. Фиговский О.Л. Размышления о развитии науки в Китае. Relga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=5932&level1=main&level2=articles.
27. Гаизова А.И. и др. Высшее образование в Китае как объект сравнительных международных исследований. Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения. / Коллективная монография. - Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2017. – 148-157 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:48