Формирование конкурентоспособности системы высшего образования КНР: достижения, проблемы и перспективы

Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2,3, Ван Сяохуань4, Нюренбергер Л.Б.3
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Новосибирск
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
4 Шэньянский политехнический университет, Россия, Шэньян

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42843241
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данное исследование посвящено анализу теоретико-методологических аспектов и механизмов, направленных на развитие научно-образовательного комплекса КНР и повышение его конкурентоспособности. Проанализирован стратегический и тактический инструментарий, позволяющий Правительству Китая осуществлять политику трансформации национальной научно-образовательной системы в крупнейший мировой центр технологического лидерства и академического превосходства. Представлены результаты, достигнутые ведущими китайскими вузами в большой тройке мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Проведен сравнительный анализ конкурентных позиций флагманских высших учебных заведений Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject, позволяющий определить их место относительно мировых лидеров. Рассмотрены достижения и глубинные проблемы современной китайской системы высшего образования, которые целесообразно всесторонне изучать и учитывать при разработке национальных стратегических планов и программ, направленных на достижение академического превосходства на глобальном рынке образования. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу исследователей: руководителям вузов, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем интересующимся вопросами развития научно-образовательных комплексов разных стран мира и глобальной конкурентоспособности университетов.

Ключевые слова: университеты, институциональные и предметные рейтинги, глобальная конкурентоспособность, бизнес-модель, научно-образовательный комплекс, устойчивое развитие компаний, инициативы академического превосходства

JEL-классификация: I23, I25, I26, N35

Источники:

1. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23 .
2. Виноградов А.В., Салицкая Е.А., Салицкий А.И. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. – 2016. – № 2. – c. 152-160. – doi: 10.7868/S0869587316020158 .
3. Xue L. Universities in China’s national innovation system. Paper presented at the UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge, 27-30 November 2006
4. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. – 2013. – № 2(33). – c. 37-55.
5. Цзи Ц., Нехайчик О., Алексеев Ю. Научно-техническая и инновационная политика Китая // Наука и инновации. – 2016. – № 4(158). – c. 44-47.
6. Салицкий А., Салицкая Е. Наука и техника Китая на мировом рынке // Перспективы. Электронный журнал. – 2015. – № 1(1). – c. 66-78.
7. Завьялова Е., Алсуфьев А., Краковецкая И., Лицзюнь В., Ли Д. Развитие персонала в китайских инновационно-активных компаниях (PERSONNEL DEVELOPMENT IN CHINESE INNOVATION-ACTIVE COMPANIES) // Форсайт. – 2018. – № 3. – c. 43-52. – doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.43.52 .
8. Хуснетдинова Э.Н. Образование в Китае как рычаг развития экономики. / Статья в ежегодном сборнике статей преподавателей иностранных языков. - М.: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2019. – 87-98 c.
9. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23 .
10. Беляков Г.П., Беляков С.А., Шпак А.С. Опыт КНР по реформированию системы стратегического планирования и управления научно-техническим развитием // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1575-1586. – doi: 10.18334/eo.9.3.40857 .
11. Государственная поддержка высшего образования в Китае. Chenggong.moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chenggong.moscow/articles/31.
12. The Chinese Double First Class University Plan. Cwauthors.com. [Электронный ресурс]. URL: https://cwauthors.com/article/double-first-class-list.
13. Лю Няньцай, Чэн Ин, Лю Ли Различие между китайскими и мировыми ведущими вузами // China Higher Education Research. – 2002. – № 2. – c. 20.
14. Попов Л.В., Шао Х. Оценка вузов КНР в национальных и международных рейтингах // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – № 2. – c. 99-116.
15. Положихина М.А. Траектория успеха: развитие научно-образовательного комплекса Китая // Экономические и социальные проблемы России. – 2019. – № 2(40). – c. 76-99. – doi: 10.31249/espr/2019.02.04 .
16. Пацукевич О.А. В поисках университета мирового класса (из истории возникновения Шанхайского рейтинга) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017. – № 2. – c. 152-155.
17. Academic Ranking of World Universities. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghairanking.com.
18. Times Higher Education World University Ranking. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats.
19. QS World University Ranking. Topuniversities.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020.
20. Юферев С. Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности. Военное обозрение. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/35636-kitay-prevratilsya-v-mirovoy-lokomotiv-nauchnoy-deyatelnosti.html.
21. Нянь Цай Лю Международные студенты в китайских вузах: тенденции и возможные последствия // Международное высшее образование. – 2020. – № 100. – c. 34-36.
22. Альтбах Ф. Высшее образование в Китае: «стеклянный потолок» и «глиняные ноги» // Международное высшее образование. – 2016. – № 86. – c. 16-18.
23. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5–100–2020» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 2. – c. 69-86.
24. Назарова С.И. Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере Китайской народной республики) // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – № 12. – c. 357-352.
25. Голобоков А.С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – № 4(35). – c. 27-37.
26. Фиговский О.Л. Размышления о развитии науки в Китае. Relga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=5932&level1=main&level2=articles.
27. Гаизова А.И. и др. Высшее образование в Китае как объект сравнительных международных исследований. Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения. / Коллективная монография. - Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2017. – 148-157 c.

Страница обновлена: 05.08.2025 в 00:01:13

 

 

The competitiveness of the higher education system of the People's Republic of China: achievements, problems and prospects

Vorobyeva E.S., Krakovetskaya I.V., Van Syaokhuan, Nyurenberger L.B.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 4 (April 2020)

Citation:

Abstract:
This research is devoted to the analysis of theoretical and methodological aspects and mechanisms aimed at the development of the academic organizations of the People's Republic of China and increasing its competitiveness. The article analyzes the strategic and tactical tools that allow the Chinese Government to implement a policy of transforming the national scientific and educational system into the world's largest center of technological leadership and academic excellence. The results achieved by leading Chinese universities in the big three world University competitiveness rankings are presented. A comparative analysis of the competitive positions of the flagship higher education institutions in China and Russia in the QS World University Ranking by Subject is conducted, which allows determining their place relative to the world leaders. The article considers the achievements and deep problems of the modern Chinese higher education system, which should be thoroughly studied and taken into account when developing national strategic plans and programs aimed at achieving academic excellence in the global education market. The results of the research can be of interest to a wide range of researchers such as university managers, researchers, teachers, postgraduates and students, as well as all those interested in the development of academic organizations in different countries and the global competitiveness of universities.

Keywords: universities, institutional and subject rankings, global competitiveness, business model, academic organizations, companies' sustainable development, initiatives of academic excellence

JEL-classification: I23, I25, I26, N35