Prerequisites for digital transformation of the global market for higher education services

Zashchitina E.K.1
1 Южный федеральный университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549288

Abstract:
This article identified the prerequisites for the digital transformation of the global higher education services market from the perspective of determining the general features of digitalization and digital transformation of the economies of the leading countries of the world. Research in this area is currently of quite great interest, since, on the one hand, digitalization has now affected all spheres of the world economy, and, on the other hand, according to experts from the World Economic Forum, by 2025, digital transformation will add $100 trillion in value to the global economy. The author has conducted the analysis of the following rankings and indices assessing the level of digitalization development in the country: Digital Competitiveness Ranking, World Digital Competitiveness Index, Digital Economy and Society Index, Digital Evolution Index, Boston Consulting Group Economic Digitalization Index, Business Digitalization Index, and Digitalization Index of Economic and Social Spheres. AS a result, the author has identified countries that showed the best “success” in digital transformation, including: Denmark, Ireland, China, USA, and Singapore. The experience of these countries was reviewed. The experience of the Russian Federation in the digital transformation of the higher education market is also presented; and a grouping of projects and tracks for the digital transformation of the higher education system is given. Another direction of the study was the comparison of the concepts of "digitization", "digitalization", and "digital transformation" in relation to the global market of higher education services and the identification of vectors of digital transformation that contribute to the emergence of new educational products, and consideration of digital transformation from the perspective of creating global sustainability and development of the educational system. Acknowledgments: The study was financially supported by the Council for Grants of the President of the Russian Federation within the framework of the scientific project No. MK-3407.2022.2 “Transformation of the global market for higher education services: challenges and new opportunities for the global and national economy”.

Keywords: world economy, digital transformation, digital economy, higher education services market

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта №МК-3407.2022.2 «Трансформация мирового рынка услуг высшего образования: возможности для глобальной и национальной экономики».

JEL-classification: F01, F63, I25, I28



Введение

В настоящее время вопросы цифровой трансформации активно обсуждаются применительно ко всем секторам экономики, особенно в связи с начавшейся эрой цифровой экономики, обусловленной развитием технологий и формированием конкурентных преимуществ инновационного развития экономических систем и социально-экономического роста за счет внедрения искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных технологий во все процессы мировой экономики. Несмотря на очевидную неизбежность и явные финансовые преимущества (так, например, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума к 2025 году дополнительная ценность для мировой экономики от цифровой трансформации составит 100 трлн долл. США), 87% от опрошенных руководителей компаний различных отраслей считают, что цифровизация разрушит их отрасли и только 50% из них уверены, что их компании готовы к этому и смогут получить только больше конкурентных преимуществ [1].

Целью данной статьи стало выявление предпосылок цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования с позиции определения общих особенностей цифровизации и цифровой трансформации экономик ведущих стран мира.

Авторская гипотеза базируется на том, что цифровая трансформация мирового рынка услуг высшего образования должна представлять собой не просто замену традиционного обучения и переход в онлайн-формат, а стратегию по использованию цифровых технологий и встраиванию их в модели традиционного обучения, что позволит не только принести дополнительные финансовые средства, но и создаст основу для формирования кадров, востребованных в новых реалиях цифровой экономики.

Для достижения поставленной цели и подтверждения авторской гипотезы были использованы методы анализа (в том числе ретроспективного), синтеза и графической интерпретации данных.

В ходе исследования были использованы различные источники информации:

- статистические и аналитические отчеты: World economic Forum, OECD Digital economy papers, World Competitiveness Ranking, Индикаторы цифровой экономики, The Digital Economy and Society Index (DESI), World Digital Competitiveness Ranking, BCG;

- нормативные акты: Указы Президента РФ, Распоряжения правительства РФ;

- исследования российских и зарубежных ученых, посвященные анализу цифровой трансформации и цифровой экономики (в том числе применительно к высшему образованию): Т. Гкримпизи, В. Перистерас и И. Магнисалис [18] (Gkrimpizi, 2023), Г.К. Нарбой, А.К. Фаридахон, Ш.С. Шахзод и А.П. Рано [19] (Narboy, 2021), Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневского и Л.М. Гохберг [4] (Indikatory, 2021), В.Д. Андреева и В.И Абрамова [1] (Andreev, 2022), М.В. Мельничук [6] (Mel'nichuk, 2019), П.В. Павлова и Е.К. Защитиной [8; 2] (Pavlov, 2020; Zashchitina, 2023), Н.Б. Усмановой [12] (Usmanova, 2021), И.А. Цверианашвили [13] (Cverianashvili, 2021);

- открытые данные в сети Интернет.

В результате исследования в рамках достижения цели и поставленных задач были получены элементы научной новизны: выделены основные страны-лидеры по цифровой трансформации и представлен их опыт; произведено сопоставление терминов «оцифровка», «цифровизация», «цифровая трансформация» и цифровая трансформация рассмотрена с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования.

Оценка уровня цифровизации в странах мира

Эксперты Всемирного банка отмечают, что в настоящее время уровень цифровизации в стране становится одним из фактором ее конкурентоспособности на мировой арене [22]. Так, например, в ежегодном отчете по мониторингу глобальных трендов, который был подготовлен под эгидой компании «Ростелеком» за 2022 год, Российская Федерация заняла 14 место по развитию цифровых технологий, а ТОП-5 стран возглавили Китай, США, Индия, Великобритания и Канада. Также было выявлено, что среди основных трендов 2022 года значительное место занимают цифровое образование, цифровая экономика, цифровое общество, цифровое правительство, цифровая трансформация и интернет вещей [7].

Уровень развития цифровизации в стране оценивается различными рейтингами и индексами, среди которых можно выделить следующие:

1) на глобальном уровне:

- рейтинг цифровой конкурентоспособности (IDM): позволяет проанализировать позиции стран мира исходя из уровня развития стран в трех основных направлениях: знания, технологии и готовность к будущим преобразованиям. В ТОП-10 по данному рейтингу в 2023 году вошли соответственно следующие страны: Дания, Ирландия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Китай, Гонконг, Швеция, США, ОАЭ. В свою очередь, в 2022 году страны в ТОП-10 распределились следующим образом: Дания, Швейцария, Сингапур, Швеция, Гонконг, Нидерланды, Китай, Финляндия, Норвегия, США [25];

- мировой индекс цифровой конкурентоспособности (WDCI): данный индекс по своей структуре очень похож на рейтинг цифровой конкурентоспособности, рассмотренный выше и основный его целью является оценка готовности стран к исследованию цифровых технологий и их последующему внедрению в экономике, в качестве ключевого фактора экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе. В 2023 году лидерами (ТОП-10) по данному индексу стали: США (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Нидерланды (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Сингапур (наилучшее значение – развитие технологий), Дания (наилучшее значение –готовность к будущим преобразованиям), Швейцария (наилучшее значение – уровень знаний), Республика Корея (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Швеция (наилучшее значение – уровень знаний), Финляндия (наилучшее значение – готовность к будущим преобразованиям), Китай (наилучшее значение – развитие технологий), Гонконг (наилучшее значение – развитие технологий) [24];

- индекс цифровой экономики и общества (DESI): данный индекс характеризует уровень цифровой экономики стран Евросоюза и сопоставляет его другими ведущими мировыми экономиками, не входящими в состав Евросоюза. Среди основных индикаторов данного индекса можно выделить следующие: доступность связи и ее качество, распространенность цифровых навыков среди населения, использование населением сети Интернет (количество и качество совершаемых операций), цифровизация бизнеса и наличие каналов онлайн-торговли, цифровизация государственного сектора в стране. В ТОП-10 по данному рейтингу в 2022 году вошли соответственно следующие страны: Финляндия, Дания, Нидерланды, Швеция, Ирландия, Мальта, Испания, Люксембург, Эстония, Австрия, а средний уровень по ЕС составил 52%. В свою очередь, в 2019 году (до начала пандемии COVID-19) страны в ТОП-10 распределились следующим образом: Финляндия, Дания, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Мальта, Испания, Ирландия, Эстония, Литва, а средний уровень по ЕС составил 38%. В связи с этим следует отметить Ирландию и Австрию, сделавших за 3 года наиболее значительный рывок по цифровизации экономики и общества [21];

- индекс цифровой эволюции (DEI): для подсчета данного индекса и оценки прогресса страны в развитии цифровой экономики и ее интеграции в мировую экономику используется 170 различных индикаторов, оценивающих уровень потребительского спроса на цифровые технологии, развитость институциональной среды применительно к цифровой экономике, состояние инновационного климата и инвестиционной составляющей и развитие Интернет-инфраструктуры [19] (Narboy, 2021);

- индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group (e-Intensity): оценивает влияние развития инфраструктуры, уровня онлайн-расходов и степень активности населения на общий уровень цифровизации страны. На основании проведенных исследований эксперты Boston Consulting Group определили, что цифровая экономика складывается из взаимодействия элементов базового уровня (самой цифровой экономики и участников, ее формирующих), более узкоспециального уровня (компаний, которые полагаются на использование цифровых технологий в своей деятельности, например, цифровых коммунальных услуг, цифрового правительства) и более глобального уровня (сектора цифровых технологий, представленного компаниями, ценность которых формируется за счет использования цифровых продуктов) [17].

2) на национальном уровне:

- индекс цифровизации бизнеса: рассматривает уровень развития бизнес-среды в стране исходя из его включенности в электронную торговлю, наличия цифровых возможностей в части распространения широкополосного интернета и информационных технологий (в том числе облачных сервисов, RFID-технологий и ERP-систем). Согласно этому индексу по последним представленным данным в Российской Федерации наиболее цифровизированными являются следующие отрасли: телекоммуникации (наилучший результат – Ирландия), оптовая и розничная торговля (наилучший результат – Дания), обрабатывающая промышленность (наилучший результат – Финляндия), отрасль информационных технологий (наилучший результат – Литва), транспортировка и хранение (наилучший результат - Нидерланды), строительство (наилучший результат – Бельгия). При этом эксперты Высшей школы отмечают, что строительство и транспортировка и хранение в целом демонстрируют наихудший результат по цифровизации [4] (Indikatory, 2021);

- индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы: разработан экспертами НИУ «Высшая школа экономики» с целью оценки цифровизации отдельных отраслей экономики Российской Федерации по пяти показателям, среди которых: затраты на внедрение и использование цифровых технологий, цифровые навыки персонала, использование цифровых технологий, кибербезопасность, цифровизация бизнес-процессов. Согласно проведенному анализу в настоящее время в Российской Федерации самыми «цифровыми» являются следующие сектора экономики: информационные технологии, информация и связь, высшее образование [3].

Опыт зарубежных по цифровой трансформации экономики

Представленный анализ различных индексов оценки степени цифровой трансформации стран мира позволил выявить ряд стран, которые являются безоговорочными лидерами цифровой трансформации, а именно: Дания, Ирландия, Китай, США, Сингапур. Рассмотрим опыт данных стран применительно к общей цифровой трансформации экономики.

1. Дания. Эта страна традиционно является лидером по охвату территории фиксированной широкополосной сетью и сетью Интернет, также с 2016 года в стране активно внедряются сервисы электронного правительства (Дания является первой в Европе страной по цифровизации правительства, только в 2022 году было выделено 100 млн долл. США на развитие цифровых сервисов в сфере разработки государственных и муниципальных цифровых услуг, внедрения стриминговых и цифровых платформ, построению цифровой инфраструктуры) и реализуется стратегия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса по включению цифровых технологий в существующие бизнес-модели за счет проведения мероприятий по подготовке бизнеса для цифровых преобразований, создания центра электронной коммерции (консультирование по цифровому дизайну, возможностям электронной торговли, в том числе экспорта), обучения навыкам бизнес-лидеров сотрудников компаний [17].

2. Ирландия. В настоящее время в стране реализуется масштабная программа по преодолению цифрового разрыва, на которую выделено 1,8 млрд евро в том числе с целью повсеместного внедрения широкополосной связи. Также благодаря программе по привлечению прямых иностранных инвестиций (в том числе деятельность Технического центра Ирландии) в настоящий момент в Ирландии активно открываются представительства ведущих технологических компаний, которые способствуют развитию инноваций и появлению новых технических решений в сфере цифровой экономики (например, по защите персональных данных, противодействию киберпреступлениям, внедрению искусственного интеллекта, блокчейна, дополненной и виртуальной реальности и интернета вещей). Так же как и Дания Ирландия активно развивает технологии электронного правительства. В 2022 году на эти цели было выделено 93 млн долл. США для внедрения технологий цифровых фабрик, машинного обучения, высокопроизводительных вычислений, Интернета вещей, больший данных, киберфизических систем) [1] (Andreev, 2022).

3. Китай. В 2023 году Китай пересмотрел свое отношение к развитию цифровой экономики, провозгласив ее главным приоритетом страны (на настоящее время доля цифровой экономики страны приближается к 50% в общем объеме ВВП) и направив большие силы на поддержку трансформации предприятий и развитие информационной инфраструктуры в стране. Среди основных технологических трендов Китая выделяются новые материалы, промышленный Интернет вещей, сети связи 5G, блокчейн, большие данные, телемедицина, облачные технологии, чат-боты и цифровая валюта. Также с 2022 года в стране началась программа по внедрению Национальной интегрированной системы больших данных в сферу государственного управления [5].

4. США. В отличие от Китая в 2020 году доля цифровой экономики в объеме ВВП США составляла чуть более 10%. Среди основных драйверов цифровой трансформации в США выделяются: развитие НИОКР, поддержание ведущих технологических транснациональных корпораций, развитие технологий 5G. Важной особенностью США является то, что их цифровая экономика обладает рядом новых и уникальных рынков и решений, наибольшее распространение получили наукоемкие услуги и логистика, а также именно в США наибольшее развитие получили технологии дистанционного обучения.

5. Сингапур. Доля цифровой экономики в ВВП Сингапура составляет 17% и наибольшее значение играет экспорт цифровых услуг, в том числе в сфере финансов, страхования, телекоммуникаций и информационно-коммуникационной отрасли, интеллектуальной собственности, а также развития культурных и рекреационных особенностей. Также в Сингапуре развивается цифровое правительство, которое по данным 2022 года занимает 12 место в мире [13] (Cverianashvili, 2021). С целью планомерного развития и цифровой трансформации всех отраслей в Сингапуре функционирует 23 дорожных карты для более чем 80 отраслей экономики, а также активно развивается система подготовки необходимых кадров.

Опыт Российской Федерации по цифровой трансформации рынка высшего образования

Как можно отметить образование и развитие человеческого капитала прямо и косвенно является составляющим звеном всех рассмотренных рейтингов, что заставляет страны уделять особое внимание цифровой трансформации в сфере высшего образования. Так, например, в Российской Федерации образование включено в региональные стратегии цифровой трансформации, разрабатываемые с 2021 по 2024 годы в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации [9]. Также цифровая трансформация входит в одну из пяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [11].

В рамках достижения данной цели на государственном уровне разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [10].

Так, выделенные проблемы цифровой трансформации системы высшего образования, среди которых: наличие цифрового неравенства и различного уровня цифровой зрелости у учреждений высшего образования; отсутствие единых платформенных решений (а тем более разработанных в России) и сложности с унификацией существующих разрозненных приложений для цифровизации учреждений высшего образования; не до конца проработанные вопросы нормативно-правового регулирования использования цифровых технологий при ведении образовательной деятельности; и дефицит кадров, владеющих новыми цифровыми компетенциями, – позволили на уровне Министерства науки и высшего образования сформулировать основные проекты стратегии цифровой трансформации, которые необходимо транслировать на всех участников сферы высшего образования, включая само министерство (рис. 3) [10].

При этом, еще одной особенностью цифровой трансформации рынка высшего образования является формирование и продвижение концепции рынка Эдунет (как одного из рынков Национальной технологической инициативы), концепция дорожной карты которого утверждена в конце 2020 года и направлена на развитие технологий и методологии, повышающих вовлеченность человека в процесс обучения и саморазвития; построение процессов на денных; и создание цифрового пространства для развития и реализации потенциала человека. [14]

Рисунок 3. – Проекты и треки цифровой трансформации системы высшего образования: опыт Российской Федерации

Источник: подготовлено авторами по материалам [2] (Zashchitina, 2023)

Цифровая трансформация мирового рынка услуг высшего образования

Цифровизация рынка услуг высшего образования в последнее время стала не просто вынужденной необходимостью, обусловленной принятием мер по противодействию распространения пандемии COVID-19, но и частью стратегии по цифровой трансформации экономики, которая стала происходить с началом четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0).

При этом повсеместное внедрение технологий не стало неожиданностью. Это был долгий процесс, начавшийся еще в 1960-х года с прообраза цифровой трансформации – оцифровки (способствовала автоматизации отдельных частей производственных процессов, которая не приводила к значительным изменениям внутри организации), переросшей к 1990-х годам в цифровизацию (основана на реинжиниринге бизнес-процессов), а затем и в цифровую трансформацию (основана на полной трансформации бизнес-процессов, приводящей к полному переосмыслению деятельности организации). Более подробно разница между оцифровкой, цифровизацией и цифровой трансформацией представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Сопоставление терминов «оцифровка», «цифровизация», «цифровая трансформация»


Оцифровка
Цифровизация
Цифровая трансформация
Появление в мире
1960 – 1970 годы
1980 – 1990 годы
2011 – 2019 годы
Определение
Представляет собой технический процесс, основанный на переходе от аналоговых к цифровым инструментам производства, и как следствие преобразованию аналоговых данных в цифровую (машиночитаемый формат)
Представляет собой социотехнический процесс за счет использования и интеграции цифровых технологий, данных и взаимосвязей, способствующих кардинальному изменению имеющихся видов деятельности и повышению операционной эффективности деятельности компании и отраслей в целом, а также росту конкурентных преимуществ в социальной и экономической сфере.
Представляет собой социокультурный процесс, направленный на культурные, организационные и оперативные изменения как отдельных компаний, так и отраслей в целом за счет использования инновационных технологий и цифровых решений, что приводит к глубокой трансформации, революционным и ценностным сдвигам, а также оказывает значительное влияние на общество
Пример
Переход от бумажных (физических) форматов хранения данных к цифровым
Происходит автоматизация и оптимизация процессов, приводящая к появлению инновационных способов производства товаров и услуг
Происходят горизонтальные организационные изменения одновременно с полным переосмыслением организации и отрасли
Источник: подготовлено автором по материалам [18] (Gkrimpizi, 2023)

В 2019 году под эгидой Всемирного экономического форума был подготовлен аналитический отчет «Наше общее цифровое будущее. Ответственная цифровая трансформация», в котором были рассмотрены основные технические составляющие цифровой трансформации: кибербезопасность, методы поддержания конфиденциальности данных, интернет вещей, блокчейн и искусственный интеллект [20].

В свою очередь, экспертами Организации экономического сотрудничества и развития в отчете «Вектора цифровой трансформации» выделяется семь векторов, на которых основывается цифровизация и последующая цифровая трансформация, которые условно можно сгруппировать по трем тематическим блокам:

- увеличение скорости и масштабов развития компаний и новых технологий: наращивание объема без привлечения большого количества ресурсов; панорамный охват; использование новых возможностей, изменение модели потребления;

- рост стоимости нематериальных активов в компаниях: превалирование нематериальных активов; трансформация пространства;

- формирование новых цепочек поставки, бизнес-моделей и экосистем: постоянно возрастающая скорость ведения бизнеса как динамика времени; тренд на расширение экосистем и создание отдельных платформ.

Более подробно данные векторы и появляющиеся под их влиянием новые образовательные продукты описаны на рис. 2.

Цифровая трансформация с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования представлена на рис.3

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, документ

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. – Векторы цифровой трансформации, способствующие появлению новых образовательных продуктов

Источник: подготовлено автором по материалам [23, 8] (Pavlov, 2020)

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, документ, Шрифт

Автоматически созданное описание

Рисунок 3. – Цифровая трансформация с позиции создания глобальной устойчивости и развития системы образования

Источник: подготовлено автором по материалам [12, 15] (Usmanova, 2021)

Таким образом существующие цифровые направления развития экономики в совокупности с технологиями цифровизации образования и уделением внимания достижению целей устойчивого развития экономики приводят к появлению не только новых образовательных услуг, а также смене бизнес-моделей функционирования учреждений высшего образования, что способствует не только появлению новых конкурентных преимуществ и расширению доли на мировом рынке услуг высшего образования, но и позволяет получать экономический эффект, в части снижения части затрат и увеличения объемов поступающего финансирования.

Заключение

В заключении можно отметить, что происходящие в настоящее время процессы цифровизации (цифровой трансформации) высшего образования носят не только вынужденный характер, но и являются частью продуманных стратегий по наращиванию конкурентных преимуществ как страны, в целом, так и образовательной системы, в частности, а также одним из механизмов привлечения дополнительного финансирования и снижения затрат учреждений высшего образования. Следует отметить, что с каждым годом растет экономическая эффективность как в целом от всех отраслей цифровой экономики, так и от высшего образования (здесь важно отметить, что цифровая трансформация высшего образования не является аналогом дистанционного онлайн-обучения). И важной особенностью цифровой трансформации образования является не переход на сугубо онлайн формат и не замена традиционного обучения, а формирование удобных инструментов, которые могут помочь сделать традиционное образование более конкурентоспособном и современным с позиции трансформирующихся бизнес-моделей и повышающимися запросов обучающихся, а также готовым формировать новые кадры, необходимые для развития цифровой экономики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Андреев В.Д., Абрамов В.И. Тенденции цифровой трансформации государственного управления в европейских странах. Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С.26 – 34.

2. Защитина Е.К. Особенности цифровой трансформации высшего образования / Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования [Электронный ресурс]: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции / научн. ред. С.П. Кирильчук; редкол.: Г.А. Штофер, Н.А. Логунова. – Электрон. дан. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2023. – Электрон. версия. 654 с. С.171-175.

3. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы // Цифровая экономика НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://ipquorum.ru/upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

4. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник 2021 / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/484533334.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

5. Китай: Топ-15 технологических трендов цифровой трансформации / Официальный портал Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/860964524.html (дата обращения: 15.11.2023).

6. Мельничук М.В. Международный опыт развития цифровой экономики в странах Европейского союза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». – 2019. - №6. – С.97 – 103.

7. Мониторинг глобальных трендов цифровизации 2022 / Отчет «Ростелеком». [Электронный ресурс]. URL: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/109/ rostelekom_monitoring_2022.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

8. Павлов П.В., Защитина Е.К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2020. – Т.28. – №4. – С. 681 – 699.

9. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту (утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2242) / Официальный портал http://www.kremlin.ru (дата обращения: 15.11.2023).

10. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, № 1 (часть IV), ст. 26.

11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / «Собрание законодательства РФ», 27.07.2020, № 30, ст. 4884.

12. Усманова Н.Б. Цифровая трансформация высшего образования: тенденции и особенности реализации для стран с развивающейся экономикой // Перспективы развития высшего образования. – 2021. – №10. – С. 6 – 19.

13. Цверианашвили И.А. Особенности развития цифровой экономики Сингапура // Вестник Коми Республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. – 2021. - №2(32). – С. 57 – 61.

14. Эдунет / Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/markets/edunet (дата обращения: 15.11.2023).

15. 5 ways digitalization can help build global resilience in 2023 / Davos Agenda World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/ (дата обращения: 01.11.2023).

16. Accelerating Digital Transformation for Long Term Growth / World economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home (дата обращения: 01.11.2023).

17. Charting Economic Opportunities in the New Digital Paradigm / BCG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2022/charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth (дата обращения: 10.11.2023).

18. Gkrimpizi, T.; Peristeras, V.; Magnisalis, I. Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review // Educ. Sci. – 2023. – №13 (746). https://doi.org/10.3390/educsci13070746

19. Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security // In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021), December 15-16, 2021, Dubai, United Arab Emirates. ACM, New York, NY, USA, p.11. https://doi.org/10.1145/3508072.3508129.

20. Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board Briefing / World economic forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

21. The Digital Economy and Society Index (DESI) / European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi (дата обращения: 10.11.2023).

22. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 01.11.2023).

23. Vectors of digital transformation / OECD Digital economy papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8 (дата обращения: 01.11.2023).

24. World Competitiveness Ranking / IMD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).

25. World Digital Competitiveness Ranking / IMD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 10.11.2023).

REFERENCES:

Andreev V.D., Abramov V.I. (2022) Tendencii cifrovoj transformacii gosudarstvennogo upravleniya v evropejskih stranah [Trends in digital transformation of public administration in European countries]. Strukturnye preobrazovaniya ekonomiki territorij: v poiske social'nogo i ekonomicheskogo ravnovesiya. Sbornik nauchnyh statej 5-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Structural transformations of the territorial economy: in search of social and economic balance. Collection of scientific articles of the 5th All-Russian Scientific and Practical Conference]. 26 – 34 (in Russian).

Zashchitina E.K. (2023) Osobennosti cifrovoj transformacii vysshego obrazovaniya [Features of the digital transformation of higher education]. Innovacionnaya paradigma ekonomicheskih mekhanizmov hozyajstvovaniya: sbornik nauchnyh trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative paradigm of economic economic mechanisms: collection of scientific papers of the VIII International Scientific and Practical Conference]. 171-175 (in Russian).

Indeks cifrovizacii otraslej ekonomiki i social'noj sfery [Index of digitalization of economic and social sectors]. Retrieved November, 10, 2023, from: https://ipquorum.ru/upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (in Russian).

Indikatory cifrovoj ekonomiki: statisticheskij sbornik 2021 [Indicators of the digital economy: statistical collection 2021]. Retrieved November, 10, 2023, from: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/484533334.pdf (in Russian).

Kitaj: Top-15 tekhnologicheskih trendov cifrovoj transformacii [China: Top 15 technological trends of digital transformation]. Retrieved November, 15, 2023, from: https://issek.hse.ru/news/860964524.html (in Russian).

Melnichuk M.V. (2019) Mezhdunarodnyj opyt razvitiya cifrovoj ekonomiki v stranah Evropejskogo soyuza [International experience in the development of the digital economy in the countries of the European Union]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Ekonomika i pravo» [Modern science: current problems of theory and practice. Series "Economics and Law"]. 6, 97 – 103 (in Russian).

Monitoring global'nyh trendov cifrovizacii 2022 [Monitoring global digitalization trends 2022]. Retrieved November, 01, 2023, from: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/109/rostelekom_monitoring_2022.pdf (in Russian).

Pavlov P.V., Zashchitina E.K. (2020) Universitet mirovogo urovnya v epohu cifrovizacii [World-class university in the era of digitalization]. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika [Bulletin of RUDN University. Series: Economics]. 28(4), 681 – 699 (in Russian).

Perechen' poruchenij po itogam konferencii po iskusstvennomu intellektu (utv. Prezidentom RF 31.12.2020 N Pr-2242) [List of instructions based on the results of the conference on artificial intelligence (approved by the President of the Russian Federation on December 31, 2020 N Pr-2242)] (in Russian).

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2021 № 3759-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vysshego obrazovaniya» [Order of the Government of the Russian Federation dated December 21, 2021 No. 3759-r “On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education”] (in Russian).

Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030”] (in Russian).

Usmanova N.B. (2021) Cifrovaya transformaciya vysshego obrazovaniya: tendencii i osobennosti realizacii dlya stran s razvivayushchejsya ekonomikoj [Digital transformation of higher education: trends and implementation features for countries with developing economies]. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya [Prospects for the development of higher education]. 10, 6 – 19 (in Russian).

Tsverianashvili I.A. (2021) Osobennosti razvitiya cifrovoj ekonomiki Singapura [Features of the development of the digital economy of Singapore]. Vestnik Komi Respublikanskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya [Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. Theory and practice of management]. 2(32), 57 – 61 (in Russian).

Edunet. Retrieved November, 10, 2023, from: https://nti2035.ru/markets/edunet (in Russian).

5 ways digitalization can help build global resilience in 2023. Retrieved November, 10, 2023, from: https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/.

Accelerating Digital Transformation for Long Term Growth. Retrieved November, 10, 2023, from: https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home.

Charting Economic Opportunities in the New Digital Paradigm. Retrieved November, 10, 2023, from: https://www.bcg.com/publications/2022/ charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth.

Gkrimpizi, T.; Peristeras, V.; Magnisalis, I. (2023) Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review. Educ. Sci. 13 (746), https://doi.org/10.3390/educsci13070746.

Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. (2021) Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security. In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021), 11, https://doi.org/10.1145/3508072.3508129.

Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board Briefing. Retrieved November, 01, 2023, from https://www3.weforum.org/docs/ WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf.

The Digital Economy and Society Index (DESI). Retrieved November, 10, 2023, from: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi.

The World Bank. Retrieved November, 01, 2023, from: https://www.worldbank.org/en/home.

Vectors of digital transformation. Retrieved November, 01, 2023, from https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8.

World Competitiveness Ranking. Retrieved November, 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/.

World Digital Competitiveness Ranking. Retrieved November, 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/.

Положение об ответственности автора

- Автор гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.

- Автор гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.

- Автор осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных), могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.


References:

5 ways digitalization can help build global resilience in 2023Davos Agenda World economic Forum. Retrieved November 01, 2023, from https://www.weforum.org/agenda/2023/01/5-ways-digitalization-can-help-build-global-resilience-davos2023/

Abdrakhmanova G.I., Vishnevskiy K.O., Volkova G.L., Gokhberg L.M. i dr. (2021). Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2021 [Indicators of the digital economy: 2021] M.: NIU VShE. (in Russian).

Accelerating Digital Transformation for Long Term GrowthWorld economic Forum. Retrieved November 01, 2023, from https://initiatives.weforum.org/digital-transformation/home

Andreev V.D., Abramov V.I. (2022). Tendentsii tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo upravleniya v evropeyskikh stranakh [Trends in the digital transformation of public administration in european countries] Structural transformations of the territorial economy: in search of social and economic balance. 26-34. (in Russian).

Charting Economic Opportunities in the New Digital ParadigmBcg. Retrieved November 10, 2023, from https://www.bcg.com/publications/2022/charting-opportunities-in-the-digital-economy-growth

Gkrimpizi T., Peristeras V., Magnisalis I. (2023). Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review Education Sciences. 13 (7). 746. doi: 10.3390/educsci13070746.

Melnichuk M.V. (2019). Mezhdunarodnyy opyt razvitiya tsifrovoy ekonomiki v stranakh Evropeyskogo soyuza [International experience in a digital economy development in the European Union countries]. Sovremennaya nauka. (6). 97-103. (in Russian).

Narboy G.K., Faridakhon A.K., Shakhzod Sh. S., Rano A.P. (2021). Digital transformation of the economy as a new challenge to economic security In The 5th International Conference on Future Networks amp Distributed Systems (ICFNDS 2021). 348-355. doi: 10.1145/3508072.3508129.

Our Shared Digital Future. Responsible Digital Transformation – Board BriefingWorld economic forum. Retrieved November 01, 2023, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Responsible_Digital_Transformation.pdf

Pavlov P.V., Zaschitina E.K. (2020). Universitet mirovogo urovnya v epokhu tsifrovizatsii [World-class university in the era of digitalization]. Bulletin of the Russian University of Peoples\' Friendship. series: economics. 28 (4). 681-699. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-681-699.

The Digital Economy and Society Index (DESI)European Commission. Retrieved November 10, 2023, from https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi

The World Bank. Retrieved November 01, 2023, from https://www.worldbank.org/en/home

Tsverianashvili I.A. (2021). Osobennosti razvitiya tsifrovoy ekonomiki Singapura [Features of development of Singapore\'s digital economy]. Vestnik Komi Respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya. (2(32)). 57-61. (in Russian).

Usmanova N.B. (2021). Tsifrovaya transformatsiya vysshego obrazovaniya: tendentsii i osobennosti realizatsii dlya stran s razvivayushcheysya ekonomikoy [Digital transformation of higher education: trends and implementation features for emerging economies]. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya. (10). 6-19. (in Russian).

Vectors of digital transformationOECD Digital economy papers. Retrieved November 01, 2023, from https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1702571827&id=id&accname=guest&checksum=649F085BABBAB2DAABFA84C93FFF10B8

World Competitiveness RankingImd. Retrieved November 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/

World Digital Competitiveness RankingImd. Retrieved November 10, 2023, from https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness-ranking/

Zaschitina E.K. (2023). Osobennosti tsifrovoy transformatsii vysshego obrazovaniya [Features of the digital transformation of higher education] The innovative paradigm of economic management mechanisms. 171-175. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 11:16:31