Анализ вовлеченности студентов и менторов в программы менторинга в условиях цифровой трансформации высшего образования

Гоман А.О.1, Изотова А.Г.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80402831

Аннотация:
В статье рассмотрен институт менторинга в контексте цифровой трансформации высшего образования. Проведен анализ вовлеченности студентов и менторов в менторские программы российских университетов на основе эмпирических данных, полученных в ходе анкетирования. Выявлены ключевые проблемы, ограничивающие эффективность менторинга, такие как отсутствие специализированных цифровых платформ, низкая информированность студентов и недостаточная мотивация менторов. Представлен перечень рекомендаций по развитию менторских программ, направленных на создание единого цифрового пространства, расширение информационной поддержки и разработку механизмов мотивации менторов.

Ключевые слова: менторинг, университет, цифровая трансформация высшего образования, развитие компетенций, цифровые технологии

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

Ускоренный рост новых информационных технологий в последние десятилетия стал отражением глобального тренда цифровой трансформации, приводящей к значительным переменам в мировой экономике [11]. Становление современного цифрового общества обусловило необходимость пересмотра подходов ко многим процессам, в том числе к предоставлению высшего образования. Университеты всегда играли ключевую роль в подготовке специалистов, способных успешно функционировать в условиях текущей экономики, однако с ускорением цифровой трансформации эта ответственность существенно возросла [12]. Сегодня на университетах лежит обязанность не просто обучать основам профессии, но и формировать у студентов «гибкие» навыки, способность к постоянному самообучению и адаптации к технологическим изменениям.

Важным шагом в развитии цифровых компетенций студентов и преподавателей в России стало внедрение национальных проектов, ориентированных на создание современной образовательной инфраструктуры. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на повышение доступности и улучшение качества образовательных услуг за счет активного использования цифровых технологий [9]. Программа «Приоритет 2030» сконцентрирована на поддержке университетов с целью укрепления их роли как ведущих центров научных исследований и инноваций в России [16]. Новый национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» дополняет стратегию по трансформации современного общества, сосредотачиваясь на подготовке специалистов, обладающих компетенциями в таких ключевых направлениях, как работа с большими данными, кибербезопасность, искусственный интеллект и блокчейн [8].

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» акцент сделан на необходимость цифровой трансформации образовательной системы, что предполагает внедрение современных методов обучения и сопровождения студентов [15]. «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» конкретизирует эти изменения, выделяя персонализированные образовательные траектории как один из ключевых инструментов повышения качества образования. Согласно данному документу, к 2024 году не менее 50% образовательных программ должны учитывать индивидуальные потребности студентов, а к 2030 году этот показатель должен достичь 100% [14].

Широкий спектр программ, ориентированных на поддержку молодых специалистов, хотя и способствует обеспечению высокого уровня образования, также вызывает информационную перегрузку, связанную с доступом к огромному объему данных. Студентам часто сложно самостоятельно выбирать приоритетные направления для изучения и анализа. Актуальным элементом поддержки академического и профессионального роста студентов в условиях инновационного развития становится процесс менторства [10], который приобретает стратегический характер в образовательных учреждениях. Современный тренд на персонализированное менторство, ориентированное на индивидуальные образовательные траектории [3], помогает студентам не только управлять информационными потоками, но и развивать навыки критического мышления, адаптации к быстро меняющимся условиям и интеграции междисциплинарных знаний.

С учетом тенденций к персонализации обучения и усиления роли индивидуальных образовательных траекторий, менторинг рассматривается как процессная инновация, способствующая повышению качества человеческого капитала. Оценка его влияния на образовательный процесс требует анализа уровня вовлеченности студентов и менторов, поскольку активное участие в менторских программах определяет их эффективность и потенциал к развитию. Настоящее исследование направлено на изучение института менторинга в высшем образовании на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов студентов и менторов. Выявленные закономерности позволят не только определить степень вовлеченности участников, но и предложить перечень рекомендаций по совершенствованию менторских программ для повышения их эффективности.

Целью данного исследования является изучение вовлеченности студентов и менторов в менторские программы в университете, выявление факторов, влияющих на эффективность, и разработка перечня рекомендаций по их развитию.

Гипотеза исследования заключается в том, что в настоящее время реализация менторских программ, оказывающих положительное влияние на профессиональное развитие студентов в российских университетах, сталкивается с рядом проблем, включающих в себя низкую вовлеченность участников, недостаток цифровых инструментов для организации взаимодействия и отсутствие мотивационных стимулов для наставников, что снижает их эффективность в условиях цифровой трансформации высшего образования.

Важность института менторинга довольно давно привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. Вопрос о создании эффективных механизмов взаимодействия, направленных на повышение качества образования, актуален не только для образовательных организаций, но и для широкой академической и педагогической среды. В научной литературе менторинг рассматривается в контексте высшего образования с позиций его ролевых функций, структуры и влияния на образовательный процесс. Ключевые теоретические аспекты, методологические подходы и практики внедрения в университетскую среду отражены в работах исследователей Х. Тиноко-Хиральдо, Э. М. Торресилья Санчес, Ф. Х. Гарсиа-Пеньальво, Г. Наби, А. Уолмсли, И. Ахтар, Б.Е. Мошкович, А. И. Лыжина, Е. С. Васевой, Н. В. Бужинской, А. М. Гарифуллиной [2, 5, 6, 7, 17, 18]. Авторы подчеркивают важность института менторинга в формировании профессиональных навыков и личностного роста студентов. Институт менторинга рассматривается как важный инструмент, способствующий успешной адаптации к технологическим и социокультурным изменениям. Его роль в этом процессе освещена в работах: Л. С. Габдулгалимовой, Д. В. Троя, И. Р. Сташкевич, С. А. Афанасьевой. Авторы отмечают роль менторства не только «в качестве социального инструмента» [4], но и как многоаспектного механизма адаптации, социализации, самореализации, самоопределения, формирования метакомпетенций студентов [13].

Анализ отечественных подходов показывает, что развитие института менторинга в условиях цифровой трансформации высшего образования только начинает формироваться, что связано с относительно недавним включением этой практики в образовательные стратегии [3, 5]. На текущем этапе менторинг в российских университетах чаще всего реализуется в рамках локальных инициатив отдельных факультетов или образовательных программ. По мнению О.В. Афанасиади, деятельность наставников в среднем образовании регламентирована Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145, однако для вузов такой регламент отсутствует, что вынуждает их самостоятельно разрабатывать положения о наставничестве и внедрять проекты менторства с учетом собственных задач [1]. Несмотря на это, интерес к развитию менторинга растет, особенно в контексте профессиональной подготовки студентов и их адаптации к новым требованиям рынка труда.

Материалы и методы исследования

Основным методом сбора данных в исследовании стало анкетирование, проведенное в период с ноября 2024 года по январь 2025 года в онлайн-формате с помощью гугл-формы. В опросе приняли участие 48 студентов из Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Томского государственного университета (ТГУ), Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), а также 14 менторов из Университета ИТМО и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). Для обеспечения репрезентативности выборки учитывались различные направления подготовки и уровни обучения студентов (бакалавриат, магистратура), а среди менторов были как преподаватели, так и опытные студенты-наставники.

Опрос был направлен на выявление уровня их вовлеченности в менторские программы, оценку их эффективности и анализ факторов, влияющих на их участие. Анкета для студентов включала вопросы о степени их осведомленности о менторских программах в университетах, мотивации к участию и восприятии их значимости в образовательном процессе. Анкета для менторов была ориентирована на анализ их опыта, мотивации и основных трудностей в реализации менторства. Полученные данные позволили оценить текущее состояние менторских программ и выявить ключевые аспекты их функционирования. В исследовании использовались методы сравнения, систематизации, индукции и дедукции, что позволило выявить ключевые закономерности и тенденции развития менторских программ в университетской среде.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 48 студентов из университетов ИТМО, ДВФУ, ТГУ, СПбГЭТУ (ЛЭТИ), СПбГАСУ и 14 менторов из университетов ИТМО и НИЯУ МИФИ. Результаты опроса студентов показали, что только 29,2% опрошенных имеют опыт участия в менторинге, тогда как 20,8% планируют присоединиться в будущем, а 50% никогда не участвовали и не рассматривают такую возможность. Основной причиной низкого уровня вовлеченности является нехватка информации о существующих программах, на что указали 50% респондентов. Еще 23,5% студентов отметили отсутствие интереса, а столько же участников указали на нехватку времени как ключевой барьер. Эти данные подчеркивают и формируют картину, в которой ключевые причины низкого участия связаны с информационными, мотивационными и организационными факторами.

Среди общего числа опрошенных продолжили опрос 14 студентов, принимающих/принимавших участие в программе менторинга ранее. Анализ опыта взаимодействия студентов с ментором показал, что основным источником информации о менторских программах является сам университет, распространяющий сведения через официальные ресурсы и преподавателей.

Частота взаимодействия студентов с ментором варьировалась: половина респондентов использовала менторинг по мере необходимости, 29% встречались со своим ментором раз в месяц, а 21% общались еженедельно. В процессе взаимодействия 78,6% студентов использовали цифровые инструменты, такие как Zoom, MS Teams и Telegram, однако отмечались ограничения, связанные с отсутствием специализированных платформ и недостаточной структурированностью общения.

Анализ эффективности программ менторинга показывает, что наиболее упоминаемыми навыками, полученным благодаря участию в менторинге являются профессиональные (50%) и коммуникативные навыки (50%), что выделяет значимость менторинга для профессионального становления менти. Эмоциональный интеллект был отмечен 28,6% респондентов, что говорит о важности менторинга для развития навыков саморегуляции и управления эмоциями. Навыки управления временем, наставничества, работы в команде и цифровой грамотности были развиты у 21,4% участников, что свидетельствует о разнообразии сфер, в которых менторинг может быть полезен. При этом навыки, связанные с общим развитием, нетворкингом и осознанием карьерных целей, отметили только 7,1% участников, что может говорить о недостаточном внимании к этим аспектам в рамках программ.

Ключевые аспекты, которые привлекают участников в программах менторинга, а также факторы, играющие значимую роль в их эффективности представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Обобщённая таблица распределения предпочтений респондентов в рамках программ менторинга

Категория
Привлекает в программе менторинга (чел.)
Играет важную роль в менторинге (чел.)
Поддержка и решение вопросов
14
10
Развитие профессиональных навыков
7
9
Расширение сети профессиональных контактов
6
-
Доступность и мотивация ментора
9
13
Качество коммуникации
-
9
Поддержка университета
-
1
Использование цифровых технологий
-
2
Источник: составлено авторами.

Респонденты отметили, что довольно редко сталкиваются или сталкивались с трудностями в установлении контакта с ментором. Наиболее распространённой трудностью является нехватка времени для встреч с ментором, непонимание или недостаток коммуникации и отсутствие чётких целей и планов действия во время программы менторинга.

Также респондентам было предложено оставить причины удовлетворенности или неудовлетворённости при использовании цифровых технологий в менторинге. Анализ ответов показал, что большинство участников отметили удобство и эффективность таких инструментов. Особо подчёркивалась возможность быстрого взаимодействия с ментором, что способствовало оперативному решению вопросов и разбору задач в режиме реального времени. Использование цифровых платформ упрощало организацию встреч, особенно в случаях, когда ментор находился в другом городе или стране. Кроме того, это позволяло участникам сохранять файлы в одном месте, обеспечивая упорядоченность данных, и использовать их для построения траекторий развития и контроля над их реализацией. Респонденты отметили, что такие инструменты помогли не только в структурировании взаимодействия, но и в достижении карьерных целей. Например, упоминалось, что менторы предоставляли обратную связь, которая помогала участникам определить дальнейшее направление профессионального развития и даже найти работу.

Результаты исследования среди студентов российских университетов демонстрируют, что ключевыми направлениями для улучшения являются усиление информационной поддержки, привлечение опытных специалистов в качестве наставников и разработка более гибких и доступных программ, которые учитывают потребности и возможности студентов.

В опросе менторов приняли участие 14 респондентов, среди которых 85,7% отметили, что главным мотиватором участия в программе менторинга является желание поделиться знаниями, 50% указали на возможность расширения профессиональных контактов и развития гибких навыков, а еще 50% выразили личный интерес к данной деятельности. При этом большинство участников подчеркнули значимость оказания реальной пользы своим подопечным, однако выявленная неуверенность половины респондентов в том, что менторинг способствует их собственному профессиональному развитию и карьерным целям, доказывает необходимость совершенствования программ, направленных не только на поддержку студентов, но и на создание возможностей для роста и самореализации менторов. Это также связано с выраженной неудовлетворённостью текущей системой мотивации менторов, оценка которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Оценка удовлетворенности менторов текущей системой мотивации для менторов в университете

Источник: составлено авторами.

Причинами неудовлетворенности текущей системы мотивации в университете, по мнению респондентов, является отсутствие системной мотивации и формализованной поддержки со стороны университета. Деятельность чаще осуществляется на добровольной основе, что снижает вовлечённость. Также отмечены высокая организационная нагрузка и неопределённость юридического статуса менторов, что вызывает сомнения в формальных обязательствах и правах участников. Ниже представлена таблица 2, отражающая результаты опроса опыта в роли ментора в университете, представленные данные указаны в количестве человек, что позволяет выявить основные тенденции в восприятии менторской деятельности.

Таблица 2 – Оценка восприятия опыта менторинга менторов по ключевым аспектам

Утверждение
Согласен (чел.)
Затрудняюсь ответить (чел.)
Не согласен (чел.)
Я удовлетворён своим опытом менторства
8
3
3
Я чувствую, что оказываю помощь студентам
10
2
2
Я получаю профессиональные выгоды от менторинга
6
3
5
Менторинг способствует моему развитию
7
2
5
Цифровые инструменты эффективны для менторинга
7
3
4
Источник: составлено авторами.

Результаты опроса опыта использования цифровых технологий показывают, что 42,9% респондентов считают предоставляемые университетами цифровые инструменты для менторинга достаточными, однако 35,7% отмечают их нехватку. Среди используемых инструментов наиболее популярны мессенджеры (85,7%) и видеоконференции (78,6%), тогда как специализированные платформы и образовательные ресурсы используются значительно реже. Это определяет потребность в расширении доступных цифровых решений для повышения удобства и эффективности менторских программ. Общий опыт от использования цифровых технологий оценивается как нейтральный.

Причинами неудовлетворённости при использовании цифровых технологий менторы отмечают отсутствие специализированных платформ, которые могли бы облегчить организацию взаимодействия и обеспечить систематизацию итогов встреч и обмен обратной связью. Также несколько респондентов указали, что не знают о существующих инструментах или не уверены в их функциональности. Некоторые менторы выразили предпочтение личным встречам, подчёркивая, что формат «тет-а-тет» более эффективен для построения доверительных отношений и глубокого взаимодействия.

Таким образом, у менторов наблюдается скептицизм в отношении применения цифровых технологий в менторинге, что обусловлено отсутствием удобных и специализированных инструментов, ограниченным представлением о функциональных возможностях существующих решений и убеждённостью в том, что личное взаимодействие остаётся более эффективным для установления доверительных отношений. Это обосновывает необходимость как технологического совершенствования, так и усиления информационной поддержки менторов.

Анализ блока эффективности в процессе менторинга выявил, что основными навыками, которые развивают участники программ, являются коммуникативные навыки и навыки наставничества. Результаты анализа ключевых навыков в процессе участия в менторинге представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Анализ ключевых навыков в процессе участия в менторинге

Источник: составлено авторами.

В исследовании выявлены ключевые трудности, с которыми сталкиваются менторы в процессе взаимодействия со студентами. Основные проблемы включают недостаток обратной связи (42,9 %), сложности с согласованием времени встреч и отсутствие четких планов у студентов (по 42,9 %), сложности в согласовании удобного графика встреч (28,6 %). Меньшая часть респондентов отметила слабую академическою подготовку менти (14,3%), низкую мотивацию студентов технические проблемы при онлайн-взаимодействии (по 7,1 %). Полученные результаты демонстрируют необходимость более четкой структуры взаимодействия, повышения уровня подготовки студентов и внедрения технических решений для оптимизации процесса менторинга.

Респонденты отметили необходимость унификации процесса взаимодействия, внедрения цифровых инструментов для обратной связи, таких как LinkedIn, а также усиления мотивационной составляющей, включающей бонусы за участие в программе. Особое внимание уделено важности информирования студентов о возможностях менторинга и формированию запросов на первых установочных встречах.

Таким образом, опрос менторов выявил потребность в совершенствовании программ менторинга, включая усиление мотивационной поддержки, улучшение цифровых инструментов и унификацию процессов взаимодействия. Недостаточная системная организация и ограниченные возможности профессионального роста менторов снижают их вовлеченность, что подчеркивает необходимость разработки более структурированных и стимулирующих механизмов менторинга в университетской среде.

Выводы и рекомендации

Результаты исследования подтверждают значимость менторинга как инструмента адаптации студентов к образовательному процессу и их профессионального развития в условиях цифровой трансформации высшего образования. Однако полученные результаты демонстрируют, что потенциал менторинга реализуется не в полной мере, что связано с рядом структурных и организационных проблем. Одним из ключевых барьеров является низкая информированность студентов о менторских программах в университетах. Многие студенты либо не знают о таких инициативах, либо не понимают их потенциальных преимуществ, что ограничивает возможности менторинга как инструмента сопровождения образовательного и профессионального становления. В ходе опросов был выявлен недостаток единой цифровой платформы для координации взаимодействия между студентами и менторами. Взаимодействие в большинстве случаев осуществляется через сторонние мессенджеры, видеоконференции и электронную почту, однако такие инструменты не обеспечивают удобной системы для фиксации прогресса, планирования встреч и систематизированного обмена обратной связью. Отсутствие специализированного пространства усложняет организацию менторских программ, создавая дополнительные трудности как для студентов, так и для менторов. Дополнительно отмечен недостаток мотивации у менторов, связанный с отсутствием системы стимулирования и официального признания их вклада. Высокая организационная нагрузка, неопределенность формальных обязательств и отсутствие механизмов поддержки снижают заинтересованность в участии в менторских инициативах.

Для повышения эффективности менторских программ в условиях цифровой трансформации высшего образования требуется комплексный подход, направленный на устранение выявленных проблем. На основе анализа результатов исследования и предложений респондентов сформирован перечень рекомендаций, включающий ключевые направления совершенствования менторинга.

Важной задачей является создание специализированной цифровой платформы, которая обеспечит удобное и структурированное взаимодействие между студентами и менторами. В настоящее время менторские программы преимущественно используют мессенджеры и видеоконференции, что не позволяет систематизировать процесс, фиксировать прогресс, планировать встречи и получать регулярную обратную связь. Создание единого цифрового пространства для менторинга позволит улучшить координацию, повысить вовлеченность участников и упростить организационные процессы.

Дополнительное внимание следует уделить информационному сопровождению менторских программ. Недостаточная осведомленность студентов о возможностях участия в программах университета остается одной из ключевых проблем, влияющих на вовлеченность. Расширение информирования через официальные сайты, социальные сети, электронные рассылки и ознакомительные мероприятия позволит повысить узнаваемость менторинга и стимулировать интерес студентов. Респонденты также выразили заинтересованность в проведении информационных сессий и консультаций на первых курсах о возможностях участия в менторских программах, разъяснения их целей и преимуществ, а также формирования понимания структуры взаимодействия с ментором.

Также необходимо усовершенствовать систему мотивации менторов путем внедрения стимулирующих механизмов и признания их вклада в образовательный процесс. Результаты опросов показали, что отсутствие мотивационных стимулов снижает заинтересованность в участии. Для повышения мотивации необходимо внедрение карьерных бонусов, сертификатов, официального признания вклада в образовательный процесс, а также дополнительных академических и профессиональных возможностей для менторов. Кроме того, следует пересмотреть организационную нагрузку, предоставляя менторам методическую поддержку и эффективные инструменты управления взаимодействием со студентами.

Таким образом, предложенный перечень рекомендаций позволит устранить существующие барьеры и создать более эффективную модель менторинга, обеспечивающую поддержку студентов на всех этапах их профессионального развития. Развитие цифровой инфраструктуры, усиление информационного сопровождения и совершенствование механизмов мотивации станут ключевыми направлениями в повышении результативности менторских программ в высшем образовании.

В дальнейшем исследовании планируется провести оценку рисков, возникающих при реализации менторских программ, с целью выявления потенциальных препятствий и их влияния на эффективность взаимодействия между студентами и менторами. На основе полученных данных будет составлена матрица оценки рисков, которая позволит структурировать возможные проблемы, определить их вероятность и влияние и предложить меры по их минимизации для совершенствования системы менторинга в университетах.


Источники:

1. Афанасиади О.В. Подготовка к реализации проекта менторского сопровождения в вузе с целью выявления и развития талантливой молодежи // Проблемы современной науки и образования. – 2022. – № 6(175). – c. 63-71.
2. Васева Е.С., Бужинская Н.В. Менторинг в системе подготовки будущего специалиста IT-сферы // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 3(39). – c. 127-131.
3. Волкова Л.М., Алехина А.В., Устинова О.Н., Ганин Д.Г., Плотникова С.С., Митенкова Л.В. Профессиональное образование в университетах через индивидуальные образовательные траектории // Ученые записки. – 2022. – № 3(205). – c. 41-45. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p41-45.
4. Габдулгалимова Л.С., Троя Д.В. Наставничество на первом курсе обучения: обзор и сравнение практик России и США // Наука и школа. – 2021. – № 3. – c. 101-108. – doi: 10.31862/1819-463X-2021-3-101-108.
5. Гарифуллина А.М. Менторинг-инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – c. 100-103.
6. Лыжин А.И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2020. – № 1(1). – c. 15-24.
7. Мошкович Б.Е. Наставничество в инновационной системе модернизации экономики: теория и практика // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2021. – № 2. – c. 126-139. – doi: 10.52210/2224669X_2021_2_126.
8. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Национальные проекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/ekonomika-dannykh/ (дата обращения: 08.02.2024).
9. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 08.02.2024).
10. Попова А.В. Менторинг как форма преподавательской деятельности в новой цифровой образовательной среде // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2021. – № 3(102). – c. 199-210. – doi: 10.23859/1994-0637-2021-3-102-16.
11. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 c.
12. Романишина Т.С., Коновалова Е.Е. Диалектика подготовки кадров в высшем образовании на современном этапе развития экономики. Методический аспект // Сервис plus. – 2022. – № 4. – c. 60-69. – doi: 10.5281/zenodo.7716012.
13. Сташкевич И.Р., Афанасьева С.А. Современные формы наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 1(29). – c. 147-171.
14. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 14 июля 2021 г.). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-otrasli-nauki-i-vysshego-obrazovanija-utv/ (дата обращения: 08.02.2024).
15. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-21072020-n-474-o-natsionalnykh/#100012 (дата обращения: 08.02.2024).
16. Федеральная целевая программа «Приоритет-2030» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 730). Priority2030.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru/documents/ (дата обращения: 08.02.2024).
17. Nabi G., Walmsley A., Akhtar I. Mentoring functions and entrepreneur development in the early years of university // Studies in Higher Education. – 2019. – № 6. – p. 1159-1174. – doi: 10.1080/03075079.2019.1665009.
18. Tinoco-Giraldo H., Torrecilla Sánchez E.M., García-Peñalvo F.J. E-mentoring in higher education: A structured literature review and implications for future research // Sustainability. – 2020. – № 11. – p. 4344. – doi: 10.3390/su12114344.

Страница обновлена: 06.03.2025 в 17:47:19