Системы высшего образования в условиях формирования информационной экономики

Савзиханова С.Э., Косинова В.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (60), Декабрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289436
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Материал посвящен проблеме модернизации экономических отношений в системе высшего образования на этапе формирования информационного общества.

Ключевые слова: инновации, информационная экономика, образование, информация, Болонский процесс, модернизация, интеллектуальный фактор



Образование является одним из ключевыхресурсов, обеспечивающих экономический рост и процветание стран, при этом его значение непрерывно возрастает. Следовательно, проблемам функционирования и развития национальных систем высшего образования необходимо уделить особое внимание.

В едином пространстве постигается гармония

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между экономическими отношениями в системе образования и сложившимися требованиями информационного общества; между целостностью экономической системы и отраслевым принципом представления знаний через множество предметных областей в образовании.

Роль знаний в современной экономике, где инновации занимают доминирующее положение, достаточно наглядно продемонстрировали американские ученые, подсчитавшие, что 51% ВВП США создает группа, проучившаяся в общей сложности не менее 14,5 лет. Остальные 49% ВВП приходятся на тех, у кого за спиной 10,5 и 12,5 лет суммарного общего и профессионального образования [1].

Европейские страны поставили перед собой достаточно амбициозную стратегическую цель: превращение ЕС в единый конкурентоспособный центр силы, экономически и политически сопоставимый по мощи с США. В связи с этим перед европейской системой высшего образования встала актуальная проблема создания общего европейского пространства высшего образования (ЕПВО), обеспечивающего подготовку кадров для национальной и европейской экономики, конкурентоспособных на национальных, европейском и мировом рынках труда. Объединение произошло в рамках так называемого Болонского процесса – европейские страны, подписавшие Болонскую декларацию, согласились с выработкой единых подходов и требований к гармонизации, развитию и функционированию национальных образовательных систем.

В целом проблема повышения эффективности функционирования и развития национальных образовательных систем, конкурентоспособных на мировом рынке, важна не только для стран, входящих в ЕС. Именно поэтому под Болонской декларацией помимо членов Евросоюза подписались и другие государства.

Присоединение России в 2004 г. к Болонской конвенции стало началом процессов модернизации, которые повлекли изменения в политике и законодательстве, дали импульс актуальной модификации механизмов функционирования высшего профессионального образования (ВПО), поставив новые ориентиры эффективности для данной сферы.

Время требует перемен

При вступлении России в Болонский процесс вопрос о соответствии структуры экономических отношений системы образования современным условиям хозяйствования становится весьма актуальным, а соответствующая модернизация системы образования, обеспечивающая переход к информационному типу общества, приобретает общегосударственное значение. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан и безопасности страны» [5]. Условием интеграции вуза в мировое образовательное пространство является соответствие его показателей международным требованиям.

Говорить о том, что российская система образования идет по пути стагнации, позволяют данные о производстве мировой университетской продукции (табл. 1).

Таблица

Рейтинг стран по продуктивностиуниверситетского сектора исследований

На фоне происходящих изменений как внешней среды, так и самих образовательных услуг вузы должны видоизменяться, перестраивая свои экономические подходы, совершенствуя и заменяя устаревшие организационные структуры, реформируя и трансформируя процессы и коммуникации.

Только проактивное поведение вуза на рынке, превращение изменений из необходимости в стимул развития является условием его эффективного и успешного существования.

Современные тенденции развития экономики и прежде всего процессы глобализации требуют решения сложных задач, таких как повышение профессионально-образовательного потенциала населения конкретной страны, позволяющего ей конкурировать на мировых рынках товаров и услуг, и обеспечение доступа всех граждан к достойному труду и достойных условий жизни. Развитие системы образования должно ориентироваться на долгосрочные перспективы рынка труда и коррелироваться с его среднесрочными тенденциями.

Поэтому вполне обоснованным становится вопрос о приемлемости для общества образования, опережающего потребности массового производства.

Все вышеуказанные обстоятельства и вызывают необходимость модернизации экономических отношений системы образования, в том числе:

• следует изменить традиционное отношение к знаниям;

• необходимо развивать в вузах инновационные парки (технопарки), бизнес-инкубаторы, где обучаемые имели бы возможность на практике постигать основы современного предпринимательства;

• должны получить активное развитие современные подходы к образованию (е-learning должна быть нормой, а индивидуальное образование следует понимать как стандарт функционирования современных учреждений). Инновационность вузов необходимо оценивать и по внедрению в учебный процесс передовых информационных технологий, корпоративных информационных систем.

Современное учебное заведение должно быть кластером постиндустриальной экономики – только при этом сохраняется активная обратная связь и происходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.

Непрерывное образование, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение должны внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям относительно новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий.

Преодоление дисбаланса и существующих проблем в системе ВПО, возможность отвечать на внутренние и внешние вызовы осуществимы при реализации комплексной стратегии модернизации, сформированной в соответствии со строгими принципами и реализуемой на разных уровнях с учетом дифференцированных задач и при использовании соответствующего экономического и неэкономического инструментария.

Опережающая подготовка

Должна получить активное развитие опережающая подготовка специалистов в России на основе системного подхода, которая необходима для преодоления противоречий между быстрым развитием научно-технического прогресса и новых технологий и инертностью, присущей существующей системе образования, между необходимостью использования при подготовке специалистов соответствующих инновационных, информационных, телекоммуникационных и иных технологий и недостаточно высоким уровнем их научно-методического обеспечения на различных этапах профессиональной переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрешение указанных и иных противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки организационно-педагогической системы эффективного использования инновационных (в том числе информационных и телекоммуникационных) технологий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.

Инновационная образовательная стратегия вуза должна представлять собой комплекс системных действий на основе всестороннего комплементарного изучения всех закономерностей устойчивого развития современного общества, внешних и внутренних обстоятельств, сформулированных образовательных целей и задач, которые могут обеспечить эффективное и качественное высшее образование.

Новая парадигма качества опережающего образования в первую очередь предполагает замену традиционных методов и средств ведения учебного процесса на электронные мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы, интеграцию образовательных, социальных и научно-производственных форм деятельности субъектов учебного процесса в условиях веб-сферных информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. При этом весьма актуальным становится формирование инфраструктуры вузовской инновационной системы, когда ее элементы выступают как сетевые виртуальные организации.

Вывод

Таким образом, применение информационных технологий в образовании позволяет решить как глобальную задачу изменения образовательной парадигмы и создания системы открытого образования, так и локальные задачи повышения качества образовательного процесса на всех этапах его подготовки и реализации. В современных условиях эффективная модернизация образовательной системы возможна только на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий во всех видах деятельности, включая образовательную, управленческую, научную, инновационную и т.п.


Источники:

1. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты [Текст] // Высшее образование в России, 2005, №11.
2. Пуденко Т.И. Интеграционные ресурсы развития образования в России [Текст] // Вестник экономической интеграции, 2010, №5.
3. Халин В.Г. Исследовательские университеты в России: проблемы становления и развития [Текст] // Инновации. 2006. № 5.
4. http://dic.edu.ru/information/russian_federation [Электронный ресурс]
5. http://www.garant.ru [Электронный ресурс]

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:16:00