Занятость как важнейший фактор сокращения бедности в Узбекистане

Мухаммедов М.М.1, Исхакова С.А.1
1 Самаркандский институт экономики и сервиса, Россия, Самарканд

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Мухаммедов М.М., Исхакова С.А. Занятость как важнейший фактор сокращения бедности в Узбекистане // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 6. – С. 951-965. – doi: 10.18334/et.10.6.118216.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991227

Аннотация:
В данной статье рассматривается взаимосвязь между обеспечением занятости и сокращением бедности в Узбекистане. Во введении подчеркивается важность сокращения масштабов бедности как основной цели и главного критерия эффективности социальной политики страны. В основной части статьи обосновываются возможности и перспективы повышения благосостояния широких слоев населения на основе достижения продуктивной занятости наемного персонала как важнейшее направление сокращения бедности в Новом Узбекистане. В заключение статьи авторами предложены рекомендации по совершенствованию социальной политики преодоления бедности в стране.

Ключевые слова: труд, занятость, полная занятость, продуктивная занятость, эффективная занятость, уровень жизни, бедность

JEL-классификация: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Повышение уровня жизни населения является основной целью социальной политики и главным критерием ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели.

Бедность затрагивает самые разные области общественной жизни, пагубно отражаясь как на развитии конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Она ведет к ухудшению качественных характеристик населения, росту социально - экономического и тендерного неравенства, является тормозом успешного общественного развития и может быть причиной социальных катаклизмов.

Усиление социальной защиты граждан и сокращение бедности определены приоритетными направлениями государственной политики Республики Узбекистан.

Одним из факторов сокращения бедности является повышение уровня занятости. В связи с этим изучение вопросов занятости как фактора сокращения бедности являются очень актуальным.

В данном исследовании можно выделить два относительно независимых крупных направления. С одной стороны, проблематика бедности, которая изучалась лишь зарубежными учеными и специалистами. Следует отметить, что категория "бедность" получила в Узбекистане официальное признание совсем недавно, когда страна вступила на путь радикальных экономических преобразований, в ряде исследовательских работах начались исследования бедности и факторов, ее определяющих. С другой стороны, это исследования в области занятости и рынка труда, касающиеся неравного доступа к продуктивной занятости, дискриминации на рынке труда и др. Вопросами развития занятости и ее видов занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. Среди российских ученых большое внимание этой проблеме уделяли М.И. Чернышева [17, с. 25–30], Л.Гончарова [7, с. 26–31], Дашкова [8, с. 83–88], Толстоброва Н.А., Климова Е.К., Осипова М.Ю. [16, с. 156–168], Леманова П.В. [13, с. 53–58]и др.

Особенности развития рынка труда и занятости в Республике Узбекистан представлены в работах следующих отечественных ученых: К.Х. Абдурахманова [3, с. 15-18], Ш.Д. Кудбиева [11, с. 3–8], Н.К. Зокировой, Г.К. Абдурахмановой [10, с. 24–28], М.М.Мухаммедова [14, с. 28–29]и др.

Несмотря на многочисленные публикации, посвященные проблемам рынка труда, отметим, что исследование феномена бедности в системе трудовых отношений во всей его сложности и многообразии до настоящего времени не проводилось. Поэтому объективно возникла необходимость взглянуть на проблему бедности через призму развития и функционирования рынка труда, т.е. в выявлении роли занятости в преодолении бедности. Отмеченное выше предопределило цель исследования – теоретико-методологическое исследование взаимосвязи между бедностью и занятостью в Узбекистане. В работе обоснованы новые решения актуальных проблем сокращения бедности в Узбекистане на основе повышения уровня занятости населения.

Для достижения поставленной цели нами был проведен глубокий теоретический и эмпирический анализ современных подходов к оценке процессов использования трудовых ресурсов и трудового потенциала страны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Занятость является важнейшим социально-экономическим показателем развития общества, характеризующим уровень и качество жизни населения. Занятость как социально-экономическая категория представляет совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. В экономическом отношении данная категория выражает меру включения трудоспособной части населения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личной потребности, а также интереса в оплачиваемой работе, получении дохода [6, c.12-15]. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Однако занятость не только экономическое явление. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что она зависит от демографических процессов, оказывает существенное влияние на уровень и качество жизни населения, выступает частью социальной политики. В связи с этим она имеет важное не только экономическое, но и социальное содержание. Поэтому занятость целесообразно рассматривать не просто как экономическую категорию, но и как важную социальную.

В законе Республики Узбекистан «О занятости населения», занятость определяется как деятельность граждан, непротиворечащая законодательству, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход) [1, c.4.гл.I]. Однако следует отметить, что занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодом отпуска, переподготовкой, повышением квалификации и другими причинами. В связи с этим социально-экономическую категорию занятость населения целесообразно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы или доходного занятия.

Для того, чтобы разобраться в содержании этого понятия мы сопоставили определения показателей численности, занятых по методологии, МОТ и по закону Республики Узбекистан «О занятости населения». Сравнивая категории «занятые» в обоих источниках, мы пришли к выводу, что в целом они совпадают. Однако в методологии МОТ категория занятых трактуется шире, чем это определено в законе Республике Узбекистан «О занятости населения» и это отличие необходимо учитывать при анализе показателей занятости и в межстрановых сопоставлениях.

В рамках широкой трактовки категория «занятость» выражает социально-экономические от­ношения по поводу приложения труда работников в различных сферах общест­венного хозяйства.

Повышенный интерес к проблемам занятости объясняется тем, что как никогда ранее возрастает роль социальных факторов экономического роста. Отношения занятости у нас в республике отражают многие противоречия переходного периода, в которых пере­плетаются характерные черты занятости дореформенного периода и новые тен­денции, присущие рыночной экономике. Например, реализация закрепленных в законе «О занятости населения» рыночных принципов (полная, свободно избранная занятость) блокируется такими трудностями и унаследованным от прошлого принципом, как всеобщая и полная занятость («кто не работает – тот не ест»), обусловленный низкими показателями производительности труда, высоким удельным весом формально занятых в экономике низкооплачиваемых работников. Трудно преодолеваются устарев­шие отраслевая и профессиональная структуры занятости индустриального ти­па (тогда как развитые страны интенсивно переходят к постиндустриальным структурам). Далеко не полностью и не до конца эффективно используется огромный квалификационный и интеллектуальный потенциал молодых работников со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для развития общества. Иными словами, ситуация в сфере занятости в стране пока ещё остает­ся не адекватной требованиям современной рыночной экономики.

Тогда как реализация стратегических подходов к созданию социально-ориентированной рыночной экономики требует выявления и своевременного решения актуальных проблем занятости трудоспособной части населения, эффективного использования огромного трудового потенциала страны в целях обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Причин такого современного состояния занятости в Республике Узбекистан немало. В процессе исследования нам удалось выяснить следующие из них: структурные изменения в экономике, возросшие требования к качеству профессиональных знаний и формирование индустриально-инновационной экономики, сложившаяся в стране сложная демографическая ситуация и ресурсосберегающий механизм функционирования рыночной экономики, настоятельно требующий избавления от излишних, формально занятых работников и др. Все это, безусловно, оказывает негативное влияние на ситуацию на рынке труда: на уровень занятости и безработицы, на проблемы трудоустройства молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, лиц пенсионного возраста, инвалидов и других недостаточно конкурентоспособных на рынке труда групп населения и т.д.

Реформирование социально-трудовых отношений сложнее, чем общие макроэкономические условия развития. Так как для каждого человека реформы в сфере занятости сопряжены с не­обходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и пси­хологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие. Кроме этого, на начальном этапе реформирования все проблемы сводились к безработице (ее масштабам, фор­мам проявления, региональным особенностям). Главная же цель политики заня­тости сводилась к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового по­тенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспре­деление рабочей силы между отраслями и видами деятельности, повышение производительности труда персонала уделялось не­достаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности централь­ных экономических ведомств и правительства в целом.

Фактически до настоящего времени многие ученые исходят из того, что рынок труда постепенно отре­гулирует все проблемы занятости. Нам представляется, что это не совсем верный подход. Ибо аргументы в пользу такого подхода черпа­ются из опыта экономически развитых стран. При этом видимо следует учесть, что все развитые страны уже давно прошли через жесткое регулирование многих процессов занятости и, кроме того, ни одна страна не имеет опыта выхода из тоталитарной системы за­нятости.

Следовательно, сегодня необходим новый подход к сложным проблемам занятости для определения целей и направлений ее регулирования.

Нам представляется, что позитивное влияние на решение острых проблем занятости и достижения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда окажет либерализация национальной экономики в процессе дальнейшего углубления экономических реформ. Объясняется это тем, что высвобождение хозяйствующих субъектов от излишней опеки государства на основе сокращения его экономической власти, дальнейшее расширение экономической свободы этих субъектов будет способствовать увеличению объемов их хозяйственной деятельности. Значит, будут создаваться новые рабочие места, появится возможность для трудоустройства многих безработных, постепенно сбалансируется соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, повысится её цена и уровень заработной платы до размеров, способных обеспечить трудовому народу достойный уровень жизни. Процесс модернизации национальной экономики в ходе углубления реформирования экономики и предпринимаемые правительством огромные усилия по ускоренному развитию предпринимательского сектора весьма сильное позитивное влияние окажет на развитие и расширение производства в сфере малого и частного бизнеса. Огромные возможности для ускоренного развития данного сектора создает выдвинутая Президентом Узбекистана Стратегия развития Нового Узбекистана «… создание условий для организации предпринимательской деятельности и формирования постоянных источников доходов населения, доведение доли частного сектора в валовом внутреннем продукте до 80 процентов, в экспорте - до 60 процентов» [2, с.138]. Постепенное снижение роли государства в регулировании экономики, преодоление излишних барьеров стимулирует дальнейшее развитие предпринимательской инициативы, создавая тем самым, благоприятные условия для занятости всех желающих трудиться и обеспечения качества жизни населения.

Поэтому в ходе реализации программы дальнейшего углубления экономических реформ и либерализации экономики целесообразно использовать более действенные экономические механизмы поддержки малого предпринимательства и частного бизнеса, проведения более активной инвестиционной политики в области ускорения развития этого сектора национальной экономики как основного генератора создания новых рабочих мест и обеспечения работой всех желающих трудиться. Уровень развития данного сектора является одним из важнейших параметров достижения высокого уровня жизни населения.

Решение актуальных проблем повышения уровня жизни населения на основе обеспечения его занятости и увеличения трудовых доходов неразрывно связано с достижением продуктивной занятости, способной обеспечить обществу необходимый социальный и экономический результат. Именно на обеспечение продуктивной занятости, с точки зрения достижения нового качества человеческого развития и высокого уровня жизни трудящихся, должен базироваться современный подход к оценке процессов использования трудовых ресурсов и трудового потенциала страны.

Международная организация труда (МОТ) достойный труд определяет, как возможность получить занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить адекватную профессиональным знаниям и продуктивную в условиях свободы, равенства, социальной защищенности и человеческого достоинства [11, c.V]. Исходя из этого приобретает особо важное значение обеспечение не просто занятости людей, а их продуктивной занятости в условиях человеческого достоинства, которая способна обеспечить необходимый уровень экономического благосостояния.

Понятие «продуктивная занятость» появилось под влиянием конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Впервые политика, направленная на создание продуктивной занятости, была оглашена на генеральной конференции МОТ еще в 1964 году и отражена в Конвенции 122 «О политике в области занятости» [14, c.1].

Продуктивную занятость можно рассматривать как занятость, обеспечивающую экономический рост и социальное развитие на основе эффективного использования рабочего времени. Исходя из этого определения, рыночная система хозяйствования создает по сравнению с плановой, лучшие условия для решения проблем обеспечения продуктивной занятости трудоспособного населения. Ибо рыночные отношения всегда нацелены на рациональное использование факторов производства с целью максимизации прибыли. Одной из важных и сложных сторон этой проблемы является определение путей наиболее эффективного использования ресурсов труда, т.е. определение оптимальной модели занятости, способной обеспечить устойчивый рост благосостояния людей.

Наиболее важной характеристикой продуктивной занятости является заработная плата работника. По крупному счету и в соответствии с законами рыночного хозяйства, все люди, имеющие работу или ищущие ее, стремятся иметь более высокий уровень заработной платы с тем, чтобы обеспечить себе и членам семьи достойное существование и экономическое благосостояние.

Уровень оплаты труда можно измерять на основе сравнения заработной платы работника с прожиточным минимумом. Такое сравнение позволяет выявить работников, имеющих низкую, неадекватную заработную плату. С экономической точки зрения именно продуктивная занятость способна обеспечить работникам более высокий уровень заработной платы, которая обеспечивает достойный уровень жизни и возможность развития человеческого потенциала личности.

С этой точки зрения наибольший интерес для нас могут представлять все проблемы занятости в целом и продуктивной, в частности, решение которых обеспечивает, достижение конечной цели. Это – с одной стороны, динамичный и устойчивый экономический рост на основе повышения трудовой активности наемных работников и эффективного использования ресурсов труда, а с другой – достижение социального эффекта путем увеличения трудовых доходов населения и повышения его жизненного уровня.

В любом обществе существует объективная взаимосвязь и взаимозависимость между наличным трудовым населением и характером, степенью его участия в общественном производстве.

Достижение полной и эффективной занятости является одной из важных задач социальной политики и важной проблемой экономической науки.

Понятие «полная занятость» в разные периоды развития общества толковалось по-разному. Это толкование зависело от критерия, лежащего в основе характеристики этого понятия. В советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. План создания рабочих мест определяется на основе прогноза движения трудовых ресурсов. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость – это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы (так к началу 1990-х годов 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно полезной деятельностью) [16, с.54].

Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, т.к. наносит ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности – здоровью людей, семейному воспитанию детей, противоречит принципам предоставления права свободного выбора сферы приложения труда и средств для существования.

В западной мысли и практике полная занятость – это состояние экономики, при котором все желающие работать, при сложившемся уровне реальной заработной платы, имеют работу. Для характеристики такого состояния как тождественное часто используется понятие «оптимальная занятость».

Для характеристики полной занятости современные ученые предлагают принять за основу обеспечение соответствия рабочих мест потребностям в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворять потребности в нем. Об этом говорят наличие в экономике вакантных рабочих мест одновременно с наличием безработных.

Экономически целесообразное рабочее место – это продуктивное (общественно- полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и членов его семьи.

Если спрос на экономически целесообразные рабочие места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сбалансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих параметрам экономической целесообразности рабочих мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности, значит и повышения уровня и качества жизни, занятых в экономике людей.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, здравоохранение, образование, экологическая и национальная безопасность, функционирование естественных монополий.

Но занятость в обществе возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных по их профессионально квалификационному составу, образовательному уровню. В такой ситуации работники и государство несут определенные социально-экономические потери. Часть работников будут получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество – недополучать ресурсы в бюджет и социальные фонды. Поэтому возникает проблема эффективной занятости.

Эффективная занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. Высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает повышение производительности труда.

Не менее важный показатель занятости – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно-полезной деятельности.

Аналогично расчету коэффициента занятости населения профессиональным трудом можно определить коэффициент занятости учебой и другими видами общественно полезной деятельности.

На практике часто используют и такой показатель, как – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. От неудовлетворенного распределения рабочей силы между отраслями и секторами возникают потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получать положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает повышение эффективности занятости.

Применяется также показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, который позволяет выявить соответствие профессионально квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики.

Проблема обеспечения продуктивной занятости населения для Узбекистана с его избыточными трудовыми ресурсами и огромным трудовым потенциалом всегда носила острый социальный характер и поэтому имеет особую значимость. В республике в ближайшей перспективе на рынок труда будут оказывать влияние демографические тенденции, которые были характерны для республики в середине 80-х годов. Дело в том, что, в этот период в республике происходил высокий уровень прироста населения (3,3%) из-за высокой рождаемости. В настоящее время эта часть населения после окончания учебных заведений активно выходит на рынок труда и предъявляет, соответственно, спрос на рабочие места. Сегодня обострение проблем занятости и безработицы в Узбекистане происходит также из-за высвобождения излишних и формально занятых в экономике, особенно в сельском хозяйстве, работников и возвращения значительной части трудовых эмигрантов в связи с обостряющимся кризисом в России и в других странах СНГ.

В связи с этим, важной задачей сегодняшнего дня является глубокий теоретический и эмпирический анализ проблем занятости населения республики Узбекистан. Главной целью подобного анализа выступает выявление основных факторов и предпосылок, повлиявших на уровень и динамику занятости, и разработка на этой основе возможных путей повышения её уровня как важнейшего условия сокращения численности малообеспеченных и улучшения условий жизни широких слоев населения.

В Узбекистане относительно низок удельный вес, занятых в экономике – 39,2% (2021г.) [9, с.45] от общей численности постоянно проживающего здесь населения. Тогда как этот показатель в России достигает – 48,6% [17, с.50], в Казахстане – 44,0 %, в Германии – 43,4 %, в Великобритании – 48,0 %, в США – 49,8 % [17, с.65]. Следовательно, в Узбекистане на одного работающего приходится большее число иждивенцев, что не может не отразиться на уровне жизни населения. По официальным статистическим данным уровень безработицы в республике в 2021 году составил 9,6%, она стала серьезной проблемой для 1438,1 тыс. [9, с.54] экономически активного населения. Они не могут найти полезного применения в сфере труда и трудоустроиться из-за отсутствия подходящей работы, являются, в большинстве случаев, потенциальными бедными. При этом следует учесть тот факт, что есть безработные, не учтенные официальной статистикой. С их учетом уровень фактической безработицы в стране может оказаться гораздо выше по сравнению с официально объявленным органами статистики уровнем. В результате всего этого ощущается явная нехватка рабочих мест, а создание множества новых и обеспечение на этой основе безработных подходящей работой приобретает чрезвычайно важное значение. Дальнейший рост уровня занятости может сыграть важную роль в решении этой, весьма важной на данном этапе развития, проблемы, т.е. проблемы сокращения низкодоходных малообеспеченных семей. Так как между уровнем занятости населения и уровнем доходов существует прямая зависимость: по мере роста уровня занятости уровень доходов повышается. По данным выборочного обследования домашных хозяйств уровень бедности в Узбекистане в 2021 году составил 17,0%, который снизился на 10,5 пунктов по сравнению с 2000 годом (2000г.-27,5%) [9,с.48]. В ходе видеоселекторного совещания 27 февраля 2020 г. Президент Узбекистана отметил, что 12-15 процентов, или 4-5 миллионов населения нашей страны, находится в состоянии бедности. Это означает, что их ежедневный доход не превышает 10-13 тысяч сум. Допустим, если размер заработной платы работника составляет 300 долларов в месяц, то для семьи, которая состоит из 5 человек, даже если только один из членов семьи работающий, то такая семья уже может считаться относительно благополучной, живущей выше черты бедности. Ибо среднедневной доход на 1 члена семьи уже составит 2 доллара. Здесь следует учесть, что в Узбекистане подавляющая часть (более 80%) семей имеют и другие источники доходов (доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от мелкого бизнеса, доходы от вторичной занятости и др.). Более того, цены на коммунальные услуги и значительную часть товаров народного потребления намного ниже мировых цен. Если учесть всё это, то в Узбекистане среднедневной доход в размере 2-х долларов создаёт не очень плохие условия для жизнедеятельности человека. Тем более, за период с 2010 по 2021 год среднемесячная номинальная заработная плата работников увеличилась в семь раз и составила в 2021 году 3540,5 тысяч сумов [9, с.58]. Отметим, что средний размер семьи в Узбекистане состоит из 5,1 человек. По статистическим данным на одну семью в среднем приходиться 2,1 работающих.

Если в Узбекистане уровень занятых вывести на среднемировой уровень, то это будет означать, что уровень занятости в республике повыситься на 4-5%. Расчёты показали, что каждый процент роста уровня занятости может вывести из трудного экономического положения, примерно 550,0 тысяч человек. Следовательно, на основе достижения среднемирового уровня занятости в стране число бедных можно было бы уменьшить на 2,2-2,8 млн. чел. (В Узбекистане численность занятого населения в 2021г. составило 13538,9 тысяч человек, а количество семей - 5308,2 тысяч) [9, с.46].

В период реформ в республике доля оплаты труда в общем денежном доходе населения увеличилась с 25,0% в 2010 году до 27,6% в 2021 году. За этот период более высокими темпами увеличились доходы от предпринимательской деятельности и от собственности. В результате этого удельный вес доходов по этим источникам увеличился от 35,3% в 1995году (первые годы рыночных преобразований) до 59,4% в 2021 году [9, с.56]. В то же самое время относительно низкая доля заработной платы в общей сумме денежных доходов населения в какой-то мере обусловлена невысоким уровнем занятости и относительно невысокими размерами заработной платы работников, в частности работников бюджетной сферы и сельского хозяйства, в которых задействовано более половины трудовых ресурсов. Полагаем, что вышеобозначенная тенденция не является положительной. По нашему мнению, трудовые доходы в виде заработной платы являются основным фактором преодоления малообеспеченности и поэтому имеют чрезвычайно большое значение для сокращения её размеров. Не каждый человек может активно и успешно заниматься предпринимательской деятельностью, превратив её в надежный и значимый источник дохода семейного бюджета, так как для этого необходимо иметь кроме определенных внешних благоприятных условий, материальных и финансовых ресурсов ещё желание и предпринимательские способности. Увы талантом предпринимательского искусства наделен далеко не каждый член общества. Следовательно, для разумного решения актуальных проблем сокращения бедности, прежде всего, необходимо увеличить долю трудовых доходов населения (через повышение уровня занятости и дальнейшего роста среднего размера заработной платы).

ВЫВОДЫ

Таким образом, занятость является важнейшим условием преодоления бедности и повышения уровня жизни населения страны с избыточными трудовыми ресурсами. В связи с этим необходимо разработать эффективный механизм обеспечения занятости населения и регулирования рынка труда, который позволил бы максимально сочетать рыночные отношения в сфере труда и высокую социальную защищенность людей от безработицы.

Важную роль в решении актуальных проблем занятости и сокращения бедности в республике сыграла последовательно проводимая социальная политика правительства. В республике проводится целенаправленная политика по систематическому повышению заработной платы, повышению уровня занятости, принимаются меры по повышению заработной платы, созданию новых рабочих мест, стимулированию малого и частного бизнеса, как основного фактора создания новых рабочих мест. В республике приоритетное значение придается широкому развитию различных форм надомного труда, включая его кооперацию с крупными промышленными предприятиями. Начало развитию надомного труда было поставлено Указом Президента Республики Узбекистан “О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда”. Укрепление кооперационных связей крупных промышленных предприятий с надомниками решает важную проблему увеличения доходов семейных бюджетов, позволяет резко сократить численность незанятого населения и привлечь в производственную деятельность его активную часть. При этом обеспечивается учет трудового стажа, что дает право на назначение им пенсий и пособий по социальному страхованию. Хотя используемая в настоящее время система стимулирования и развития надомного труда не лишена и отдельных недостатков, но все же данная форма привлечения людей к общественно полезному труду за короткий промежуток времени удостоилась занять важное место в решении проблем занятости.

Как известно, закономерным результатом рыночного развития является усиление дифференциации размеров доходов населения, расслоение общества на богатых и бедных. На наш взгляд, для снижения уровня дифференциации доходов населения необходимо совершенствовать систему регулирования потребления богатых посредством различных налогов. Снижению дифференциации доходов могут способствовать также мероприятия по снижению размеров теневой экономики.

В решении проблем занятости и сокращения бедности в республике большую роль должно сыграть развитие сферы услуг и наукоемкого высокотехнологичного производства. Развитие сферы услуг способствует созданию новых рабочих мест. «Развитие сферы услуг и сервиса в регионах с увеличением в последующие 5 лет объемов услуг в три раза и созданием 3,5 млн новых рабочих мест в данной сфере» [2, с.140].

Переход к рыночной системе хозяйствования означает интенсивное использование всех факторов производства, в том числе и трудовых ресурсов. По мере развития рыночных отношений и перехода экономики на интенсивный путь расширенного воспроизводства, а также развития научно-технического прогресса, численность занятых в сфере материального производства будет постоянно сокращаться. Высвобождаемые из сферы материального производства работники могут найти реальное применение и трудиться в сфере услуг. В странах Запада, с высоким уровнем благосостояния населения и с развитой инфраструктурой рынка, средний показатель занятости рабочей силы в сфере услуг достигает до 70-75%. В настоящее время этот показатель в нашей республике – 36,5% [9, с.45]. Сложная демографическая ситуация, обусловленная высокими темпами естественного прироста населения, требует эффективного использования сферы услуг в качестве основного социального амортизатора, призванного оказывать смягчающее воздействие на разбалансированность рынка труда.

Другой не менее важной сферой приложения труда и источником доходов населения является малый бизнес и частное предпринимательство. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Именно возможность поддержания занятости за счет развития экономической самодеятельности людей и мобилизации их предпринимательского потенциала делает малое предпринимательство одним из инструментов регулирования рынка труда, который позволяет решать острые проблемы занятости без значительных инвестиций со стороны государства. В настоящее время 76% занятых приходится на долю малого и частного бизнеса [9, с.44].

В современных условиях в решении острых проблем занятости, доходов и уровня жизни населения республики особое место принадлежит трудовой миграции, которая несёт в себе как положительные, так и отрицательные социальные последствия. Формируя и воплощая в практику государственную политику, следует знать и учитывать все позитивные и негативные последствия этого феномена, получившего всплеск в Узбекистане в эпоху перехода к рыночным отношениям.


Источники:

1. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» №ЗРУ-642 от 20.10.2020
2. Мирзиёев Ш.М. Стратегия Развития Нового Узбекистана. - Т.: «Узбекистан», 2021. – 464 c.
3. Абдурахманов К.Х. Экономика труда: Теория и практика. / Учебник. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. – 664 c.
4. Абдурахманов К.Х., Зокирова Н.К., Абдурахманова Г.К. Инновационные рабочие места как эффективная и достойная форма занятости в современных условиях. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/org/ (дата обращения: 24.05.2023).
5. Бедность в Узбекистане. [Электронный ресурс]. URL: https://review.uz/post/bednost-v-uzbekistane (дата обращения: 10.09.2022).
6. Буланов В. С., Волгин Н.А. Рынок труда. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2003.
7. Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения. / Учебное пособие. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2005.
8. Гончарова Л.И. Современная государственная политика Российской Федерации в сфере самозанятости населения // Модернизация государственного и муниципального управления: концепции, технологии, практики: Сборник научных трудов. Саратов, 2019. – c. 26-31.
9. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/labor-market (дата обращения: 10.09.2022).
10. Дашкова Е.С., Звягинцева В.Е. Дистанционная занятость: оценка и направления регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 1. – c. 83-88. – doi: 10.17308/econ.2020.1/2758.
11. Достойный труд: доклад Генерального директора МОТ на международной конференции труда (87-я сессия 1999г.). Женева: МОТ, 1999
12. Зокирова Н.К., Абдурахманова Г., Сагидуллин Ф.Р. Трансформация форм занятости в инновационном развитии // International Scientific Review. – 2020. – c. 24- 28.
13. Кудбиев Ш. Д. Оценка развития рынка труда и занятости населения. [Электронный ресурс]. URL: iqtisodiyot.tsue.uz (дата обращения: 24.05.2023).
14. Конвенция 122 МОТ «О политике в области занятости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c122_ru.htm (дата обращения: 23.05.2023).
15. Леманова П.В. Социальная политика в управлении человеческого капитала. / Учебное пособие. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – 228 c.
16. Мухаммедов М.М., Исхакова С.А. и др. Занятость, доходы и уровень жизни. / Монография. - Т.: Иқтисодиёт, 2016. – 255 c.
17. Рабочая сила, занятость и безработица в России. 2022. Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2022. – 151 c.
18. Толстоброва Н.А., Климова Е.К., Осипова М.Ю. Проблемы адаптивности российского рынка труда к инновационной экономике // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2021. – № 1. – c. 156-168.
19. Чернышева М.И. Занятость как важнейший элемент рынка труда. неформальная занятость: проблемный аспект // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2016. – № 4(20). – c. 25-30.

Страница обновлена: 16.07.2024 в 23:38:36