Уровень жизни и проблема бедности: теоретическое обобщение зарубежного и российского опыта исследований
Корчак Е.А.1
1 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение Федерального исследовательского цента «Кольский научный центр Российской академии наук», Россия, Апатиты
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Цитировать:
Корчак Е.А. Уровень жизни и проблема бедности: теоретическое обобщение зарубежного и российского опыта исследований // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 11. – С. 4035-4056. – doi: 10.18334/ce.17.11.119508.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568092
Аннотация:
В представленной статье приведены результаты исследования, направленного на решение научно-практической проблемы поиска теоретических оснований управления социальным развитием регионов в условиях усиления современных глобальных вызовов. Актуальность поставленной проблемы определяется необходимостью достижения устойчивого развития регионов России и решения важных социальных задач, прежде всего, – сокращения бедности. В ходе исследования уточнены концепты уровня жизни и бедности населения. Результаты исследования ориентированы на их практическое использование в сфере исследований уровня жизни и проблемы бедности населения в региональном разрезе. Перспективность дальнейших исследований обусловлена необходимостью актуализации научно-практических рекомендаций по снижению бедности населения и повышению уровня жизни населения регионов России.
Ключевые слова: уровень жизни, бедность, доход, прожиточный минимум
Финансирование:
Публикация базируется на результатах НИОКТР «Научные основы управления социальным развитием регионов российской Арктики в условиях новых глобальных вызовов», № 123012500053-2.
JEL-классификация: I31, I32, I33
Введение
Актуализация глобальных противоречий между увеличивающимися потребностями общества и ограниченными возможностями биосферы привела к появлению в конце XX века концепции устойчивого развития, в соответствии с которой центральную роль в общественном развитии играет человек. Темпы и пропорции устойчивого развития зависят от качественных характеристик человеческого потенциала, условия формирования которых определяются уровнем жизни населения.
Исследование, результаты которого представлены в настоящей статье, направлено на поиск новых концептуальных подходов к управлению социальным развитием на региональном уровне. Актуальность проблемы определяется необходимостью устойчивого развития и решения важных социальных задач, прежде всего, сокращения бедности. Целью исследования стало теоретическое обобщение зарубежного и российского опыта исследований в сфере уровня жизни в рамках решения научно-практической проблемы поиска теоретических оснований управления социальным развитием регионов в условиях усиления глобальных вызовов.
Уровень жизни как социально-экономическая категория
Методологические основы изучения уровня жизни как социально-экономической категории были заложены А. Смитом, Д. Риккардо, К. Марксом с позиции трудовой теории стоимости. В основе научных воззрений А. Смита стояло поведение человека как основы всего общества; в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» автор, изучая стоимостной аспект проблемы формирования богатства, писал о том, что «человек богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить… При этом размер оплаты труда определяется, исходя из стоимости средств к существованию человека и его детей, а нижнюю границу оплаты труда составляет прожиточный минимум [3, с. 148-150]». В теории заработной платы Д. Риккардо в качестве основания уровня жизни рассматривал «естественную цену труда», дающую возможность человеку за счет трудового дохода содержать себя и свою семью, оплачивая потребительские расходы [6, с. 50]. Исследуя категорию стоимость рабочей силы, К. Маркс определил уровень жизни как стоимость необходимых средств жизнедеятельности человека, предполагающих удовлетворение физиологических и порожденных уровнем общественного развития потребностей [23, с. 10].
Дальнейшее развитие научных исследований уровня жизни было связано с экономической теорией общественного благосостояния, в рамках которой в научный оборот были введены такие категории, как качество жизни и благосостояние. Фактически сложились три основных подхода к изучению уровня жизни [27]. Первый подход исходит из полезности жизни или степени удовлетворенности человека своей жизнью (А. Пигу, «Экономическая теория благосостояния») – здесь речь идет о качестве жизни как комплексной характеристике экономических и социальных факторов и условий, определяющих положение человека в современном обществе. Второй подход исходит из концепта экономического обеспечения, измеряемого количеством и качеством товаров, которыми человек может свободно пользоваться (Дж. Дойч и Я. Зильбер, «Религия, уровень жизни и качество жизни») – в данном случае речь идет об уровне жизни как уровне материального благосостояния. Третий подход исходит из типа свободы как способности хорошо жить в определенной географической области (А. Сен, «Уровень жизни» [33]) – имеется в виду благосостояние, основанное на ощущении человеком удовлетворенностью жизнью и насыщении потребностей [26, с. 62].
В современной теории и практике широкое распространение получил второй подход к изучению уровня жизни в силу облегченного доступа к статистическим данным. Так, во Всеобщей декларации прав человека уровень жизни определяется как «уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [2]». В словаре политической экономии уровень жизни трактуется как совокупность условий жизнедеятельности населения, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим слоем. Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, социальные и производственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру внерабочего и свободного времени, размеры личной собственности, и характеризует экономическое положение населения. В узком смысле – это уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов [15, с. 400]».
Анализ различных подходов отечественных исследователей к изучению уровня жизни показывает, что его ключевым элементом являются потребности человека в благах и услугах (таблица 1).
Таблица 1. Концепт уровня жизни
Сущность социально-экономической категории уровень
жизни
|
Авторы
|
–
комплекс условий и характер функционирования человека в сфере потребления,
проявляющийся в масштабе развития потребностей человека и характере их
удовлетворения
|
Римашевская Н.М. [14, с. 9]
|
– степень реализованности жизненных интересов и
предпочтений, являющихся движущей силой хозяйственной деятельности
|
Можина
М.А. [22, с. 20]
|
– степень удовлетворения материальных и духовных
потребностей людей, достигаемая за счет создаваемых экономических и
материальных условий и возможностей, реализуемая через потребление и
определяемая соотношением уровня доходов и стоимости жизни
|
Жеребин
В.М., Романов А.Н. [5, с. 19]
|
–
сложная социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения
потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а
также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих
потребностей
|
Башкатова
Б.И. [18, с. 581]
|
–
уровень и структура потребления, условия труда, структура и степень
удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы
услуг, величина и структура внерабочего и свободного времени, уровень
экологической безопасности
|
Плотницкий
М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. [10, с.
415]
|
– уровень благосостояния населения,
потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих
меру удовлетворения разумных потребностей
|
Елисеева
И.И. [19, с. 279]
|
–
денежная оценка ресурсов, необходимых для обеспечения качества жизни
личности, социальных групп и общества в целом
|
Всероссийский
центр уровня жизни (Бобков В.В.) [1, с.
26]
|
–
комплексная социально-экономическая категория, отражающая уровень развития
физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и
условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей
|
Кайдалов
Е.П. [7, с. 10]
|
– комплексная социально-экономическая
категория, отражающая уровень материальной обеспеченности, структуру и
степень удовлетворения потребностей в товарах и услугах, а также условия для
их развития
|
ИСЭРТ
РАН (Шабунова А.А., Морев М.В., Россошанский А.И., Белехова Г.В.) [23, с. 15]
|
Таким образом, основу концепта уровня жизни составляют доходы и потребности населения. Для целей нашего исследования концепт уровня жизни мы будем интерпретировать как комплексную социально-экономическую категорию, отражающую уровень обеспечения товарами и услугами в позволяющем определенным образом варьировать их структурой объеме с целью оптимального удовлетворения человеческих потребностей.
Уровень жизни характеризуется динамизмом и эластичностью запросов человека к потребительским благам и услугам, что требует обеспечения определенного уровня денежных доходов. Ключевой показатель, характеризующий изменения в объеме доходов населения, – реальные располагаемые денежные доходы, уровень которых зависит от соотношения темпов изменения номинальных доходов и потребительских цен по группам потребительских товаров и услуг. Основной источник денежных доходов – это заработная плата, оказывающая непосредственное влияние на общий объем денежных доходов и величину платежеспособного спроса, поскольку составляет основу личного дохода и является средством воспроизводства, и оптимизации уровня жизни. Нижней границей заработной платы выступает минимальный размер оплаты труда, определяемый с учетом потребностей работников и членов их семей, национального уровня заработной платы, стоимости жизни и с учетом таких экономических соображений, как требования экономического развития, уровень производительности и т.п.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [25] для оценки уровня жизни населения используется прожиточный минимум как минимальная сумма доходов, необходимая для обеспечения жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год – величины денежного дохода, относительно которой половина населения страны имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше. Соотношение величины прожиточного минимума и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения и величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается в размере 109%; величины прожиточного минимума пенсионера и величины прожиточного минимума на душу населения – 86%; величины прожиточного минимума для детей и величины прожиточного минимума на душу населения – 97%. В регионах величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается с учетом коэффициента региональной дифференциации, рассчитываемого как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины прожиточного минимума на душу населения в рассматриваемом регионе.
Другой инструмент, применяемый в исследованиях уровня жизни – фиксированный набор потребительских товаров и услуг – вспомогательный инструмент для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В состав такого набора входит 30 наименований продовольственных товаров и 12 наименований платных услуг населению, отобранных по критерию потребительских предпочтений основной части населения, проживающего в регионе, 42 – непродовольственных товаров, отобранных по критерию социальной значимости в потребительских расходах населения. При исчислении стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг используются средние потребительские цены на товары и тарифы на услуги как средневзвешенные величины из данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в регионах России [12].
В соответствии с методологическими положениями по статистике [12] в России индикаторы уровня жизни формируются на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, характеризующих объем, состав и направления использования и распределения денежных доходов населения. Такие данные отражают конечный результат государственной политики в сфере уровня жизни и включают следующие исходные показатели.
Располагаемый доход домашних хозяйств как доход, полученный домохозяйствами от производственной деятельности, от собственности и в результате перераспределительных операций (за исключением выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов).
Фактическое конечное потребление домохозяйств как расходы на покупку потребительских товаров и услуг, в т.ч. стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домохозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуральной форме.
Расходы на конечное потребление домохозяйств как расходы на приобретение потребительских товаров и услуг и потребление товаров и услуг в натуральной форме.
Денежные доходы населения, включающие оплату труда, социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности (% по вкладам, ценным бумагам, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности, страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.
Денежные расходы и сбережения населения – расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, покупка иностранной валюты, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Методика изучения уровня жизни включает агрегирование таких показателей по различным критериям в зависимости от целей исследования – анализа денежных доходов или анализа потребления. С учетом доступности официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики нами были определены показатели (таблица 2), агрегированные в индикаторы уровня жизни, характеризующие денежные доходы населения (соотношение денежных доходов с величиной прожиточного минимума и с величиной фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень финансового положения) и уровень и структуру потребления (распределение домохозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах).
Таблица 2. Показатели и индикаторы уровня жизни [12]
Денежные доходы
|
Потребление
|
Показатели
| |
Реальные денежные доходы населения
|
Структура
располагаемых ресурсов домохозяйств
|
Структура денежных доходов населения
| |
Реальная
начисленная заработная плата, руб.
| |
Реальный
размер назначенных пенсий, руб.
|
Структура
потребительских расходов домохозяйств
|
Медианный
среднедушевой денежный доход населения, руб.
| |
Медианная
заработная плата, руб.
|
Доля
расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домохозяйств
|
Структура
денежных доходов населения
| |
Величина
прожиточного минимума, руб.
| |
Величина
фиксированного набора потребительских товаров и услуг, руб.
|
Состав
пищевых веществ в потребленных продуктах питания
|
Распределение
общего объема денежных доходов
|
Общая
площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя
|
Индикаторы
| |
Отношение
среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума, раз
|
Распределение
домохозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питания в
потребительских расходах
|
Отношение
назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, раз
| |
Соотношение
среднедушевых денежных доходов с величиной фиксированного набора
потребительских товаров и услуг, раз
| |
Распределение
домохозяйств по оценке своего финансового положения
|
Бедность населения: концептуальные подходы к исследованию
Центральное место в исследованиях уровня жизни населения занимает проблема бедности. В зарубежных и отечественных исследованиях сложилось несколько подходов к исследованию бедности (таблица 3): как материального понятия, как экономического состояния, как социально-экономического статуса, как отсутствия базовой безопасности, как социального исключения, как морального суждения.
Таблица 3. Концепт бедности [34, с. 31; 20, с. 24]
Концепт бедности
|
Авторы
|
Бедность
как материальное понятие
| |
– острая нехватка физического и психического благополучия, тесно
связанная с недостаточностью экономических ресурсов и потребления
|
Baratz M.S. and Grigsby W.G. «Thoughts on Poverty
and Its Elimination», 1971 [34]
|
– обстоятельства, в которых
люди не имеют достаточного дохода, богатства или ресурсов для приобретения
или потребления необходимых им вещей
|
Booth C. «Life and Labour of the People in London»,
first series «Poverty», 1902 [34]
|
– отсутствие денег, необходимых
для удовлетворения человеческих потребностей
|
Ashton P. «Poverty and Its Beholders», 1984 [34]
|
Бедность
как экономическое состояние
| |
– уровень потребления, ниже
того, что обычно считается достойным минимумом
|
Ringen S. «Direct and Indirect Measures of Poverty»,
1988 [34]
|
– нехватка минимальной
еженедельной суммы денег, необходимой для того, чтобы семья могла обеспечить
себя всем необходимым для здоровой жизни
|
Rowntree S. «Poverty: A Study of Town Life», 1902 [34]
|
Бедность как
социально-экономический статус
| |
– структурное исключение
граждан из всех видов социального участия; ситуация зависимости по отношению
к государству
|
Cantillon B., Marx I., and van den Bosch K. «Le défi
de la pauvreté et de l’exclusion sociale», 1998 [34]
|
– классовая вещь, тесно
связанная с общей ситуацией классового неравенства
|
Miliband R. «Politics and Poverty», 1974 [34]
|
– отсутствие ресурсов для получения тех видов питания, участия в тех
видах деятельности и обеспечения тех условий жизни и удобств, которые
являются обычными или широко одобряемыми в обществе, к которому они
принадлежат
|
Townsend P.
«Poverty in the
United Kingdom», 1979 [34]
|
Бедность как отсутствие базовой
безопасности
| |
– уязвимость к социальным
рискам
|
Duffy K. Social Exclusion and Human Dignity in
Europe, 1995 [34]
|
– отсутствие одного из
нескольких факторов, позволяющих человеку выполнять основные обязанности и
пользоваться фундаментальными правами
|
Wresinski Report of the Economic and Social Council
of France, 1987 [34]
|
Бедность
как социальное исключение
| |
– совокупность социальных
отношений, при которых человек исключен из участия в нормальной социальной
жизни
|
European
Community, 1985 [34]
|
– недостаточный ресурсный
потенциал домохозяйств
|
Токсанбаева
М.С. «Исследование бедности «методом лишений»: первый российский опыт», 1999 [20, с. 24]
|
Бедность как моральное суждение
| |
– морально неприемлемое
материальное положение
|
Piachaud D. «Peter Townsend and the Holy Grail»,
1981 [34]
|
Сегодня бедность воспринимается как общественная проблема и является одним из основных концептов современных концепций человеческого измерения. Так, в преломлении человеческого измерения проблема бедности в современной концепции качества жизни рассматривается в рамках повышения благосостояния посредством расширения человеческих возможностей в саморазвитии [4, с. 69-70]. В концепции общества риска бедность составляет фактор, ограничивающий возможности бедного населения в противостоянии социальным рискам, и представляющий «залог» низкого уровня информационной грамотности, а также отсутствия возможностей в доступе к качественным благам и услугам [21, с. 27]. В концепции информационного общества бедность выступает фактором цифрового разрыва – социального противоречия в доступе к цифровому миру, когда малоимущее население ограничено в доступе к новейшим знаниям и, соответственно, к возможностям трудоустройства [17, с. 66]. В институционализме бедность – это следствие изменения институциональных условий функционирования территориальных социально-экономических систем [9, с. 145]. В концепции устойчивого развития бедность составляет нехватку ресурсов для нормальной жизнедеятельности или отсутствие доступа к ресурсам у большинства населения Земли и рассматривается как глобальная проблема общественного развития [8, с. 48-50].
В мировой практике широкое распространение получили 3 концепции бедности.
В рамках концепции абсолютной бедности черту измерения бедности составляет уровень располагаемого дохода или потребления, ниже которого человек или домохозяйство относится к категории малоимущего (бедного). Так, Всемирный банк [32] для оценки уровня бедности использует медианное значение национальных границ бедности: $3,20 на чел. (в странах с низким уровнем дохода) и $5,50 на чел. (в странах с высоким уровнем дохода). Помимо этого, Всемирный банк использует многомерный показатель бедности, включающий показатели потребления или дохода, уровень образования, охват образованием, наличие питьевой воды, санитарии и электричества, сопоставляемые с тремя измерениями благосостояния – денежным уровнем жизни, образованием и базовыми потребительскими услуги. В США в качестве границы бедности используется минимальный денежный доход The Poverty Thresholds, необходимый для обеспечения домохозяйства продуктами питания, жильём и предметами первой необходимости, и дифференцируемый в зависимости от размера и возрастного состава домохозяйства, а также по территориальному признаку. В частности [36], в 2021 г. в федеральном реестре США для Аляски федеральный уровень бедности FPL составил $16090 для домохозяйства, состоящего из одного члена (в среднем по США – $12880), $33130 – для домохозяйства из 4 членов ($26500). В Канаде для измерения бедности используются предельные значения низкого дохода LICO до и после уплаты налогов в разбивке по размеру домохозяйств в зависимости от типа поселений (городское/сельское или по численности населения – население менее 30 тыс. чел., население 30-99,9 тыс. чел., население 100-499,9 тыс. чел., население более 500 тыс. чел.). Так, в 2021 г. размер LICO в сельской местности на домохозяйство из 4 членов составило $28200, поселения с численностью населения менее 30 тыс. чел. – $32275, поселения с численностью населения свыше 500 тыс. чел. – $43110 [29].
В рамках концепции относительной бедности черту бедности составляет медианный доход: в большинстве стран Западной Европы граница относительной бедности составляет 50% медианного дохода, в странах Скандинавии – 60%. В России границей относительной бедности является медианный среднедушевой доход за предыдущий год – величина денежного дохода, относительно которой половина населения страны имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше [25].
В концепции субъективной бедности для определения границы бедности используется мнение населения об уровне своего финансового положения. Так, в России ежегодно проводятся выборочные обследования бюджетов домохозяйств в целях оценки распределения населения по уровню материального благосостояния. В частности, в 2021 г. уровень субъективной бедности, согласно данным выборочных обследований домохозяйств Федеральной службы государственной статистики, составил 60,6%. Из числа всех домохозяйств 0,1% оценили свое финансовое положение как не хватает денег даже на еду, 12,1% – денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно, 48,4% – денег хватает на еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования, 37,2% – денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не могут позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи, 2,2% – средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным.
Широкое распространение в последнее десятилетие получил немонетарный подход к исследованию многомерной бедности, который в отличие от монетарного подхода, основывающегося на денежных доходах в измерении бедности, включает комплекс критериев, не поддающихся стоимостной оценке. В 1985 г. британскими учеными Маком Дж. и Лэнсли С. [30] была разработана бристольская методология измерения уровня бедности, специфика которой заключалась в выборе измерений и индикаторов на основе мнения населения об их значимости (определении населением собственных жизненных потребностей). На основе мнений экспертов и фокус-групп учеными был составлен первоначальный перечень товаров, услуг и видов деятельности, который был включен в анкету опроса для оценки мнения населения о том, является ли каждое из этих наименований необходимым. В этой методике также учитывался доход, в результате население разделялось на четыре группы: бедные (не могут позволить себе 2 предмета первой необходимости и имеют низкий доход), уязвимые к бедности (не имеют 2 предметов первой необходимости, но имеют относительно низкий доход), вышедшие из бедности (не имеют 2 предметов первой необходимости, но имеют относительно высокий доход), не бедные (не имеют 2 предметов первой необходимости и имеют относительно высокий доход).
Значительный вклад в развитие концептуальных подходов к исследованию бедности внесли британские ученые Алкире С. и Фостер Дж. Метод Алкире-Фостера позволяет определить, по каким параметрам население относится к бедным и агрегировать эту информацию для отражения бедности в обществе (по индикаторам, регионам, этническому и другим признакам) [28]. По уровню многомерной бедности домохозяйства, в зависимости от количества деприваций, классифицировались на 4 категории: домохозяйства, находящиеся в тяжёлой многомерной бедности (в которых показатель деприваций составлял 50%), домохозяйства, находящиеся в многомерной бедности (33,3%), домохозяйства, находящиеся в условиях, близких к многомерной бедности (20%-33,3%), не находящиеся в многомерной бедности домохозяйства (показатель депривации – менее 20%) [13, с. 237].
На основе метода Алкире-Фостера в 2010 г. инициатива OPHI (Инициатива Оксфордского университета по проблемам нищеты и развития человеческого потенциала) и отдел ПРООН по подготовке докладов о человеческом развитии разработали индекс крайней многомерной бедности ИМБ в развивающихся странах, отражающий лишения в аспектах здоровья, образования и уровня жизни. Так, в национальный ИМБ Колумбии были включены 5 доменов и 15 индикаторов с учетом уровня социально-экономического развития страны (таблица 4).
Таблица 4. Национальный индекс многомерной бедности Колумбии [16]
Домен
|
Индикаторы
|
Образование
|
Образовательные
достижения
|
Грамотность
| |
Условия
для детей и молодежи
|
Обучение
в школе
|
Отсутствие
отставания в школе
| |
Доступ
к услугам ухода за детьми
| |
Отсутствие
использования детского труда
| |
Занятость
|
Отсутствие
длительной безработицы
|
Официальная
занятость
| |
Здоровье
|
Страхование
здоровья
|
Доступ
к услугам здравоохранения по мере необходимости
| |
Коммунальные
услуги и жилищные условия
|
Доступ
к более качественному водоснабжению питьевой водой
|
Надлежащее
качество водоотведения
| |
Отвечающее
требованиям состояние пола жилищ
| |
Отвечающее
требованиям состояние ограждающих конструкций жилищ
| |
Отсутствие
избыточной уплотненности жилищ
|
Информационная панель такого индекса включает основополагающие статистические данные: масштаб бедности (% населения, затронутого многомерной бедностью), глубина бедности (средняя доля деприваций, с которыми бедные сталкиваются одновременно), состав бедности (% населения, относящегося к категории бедного, и испытывающего депривации по каждому из показателей).
Социологами Высшей школы экономики с помощью такого подхода на основе официальных данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2017 г., проводимого Росстатом, были определены депривации и рассчитан ИМБ [24]. Наиболее распространенными депривациями оказались невозможность заменить старую или ветхую мебель (64%), отсутствие возможности приобрести по две пары подходящей сезонной обуви на каждого члена семьи (43%), отсутствие возможности провести 1 неделю в отпуске в году вне дома (40%) [31]. В результате расчетов было определено, что доля бедных по критериям ИМБ в России составил 24,8% при официальном уровне бедности в 13%. Несомненно, депривационный подход в исследованиях бедности имеет преимущества перед другими в силу широких возможностей анализа всей специфики жизненных реалий населения, тем не менее, в наше стране такой подход ограничен узостью и доступностью официальных статистических данных Росстата и не подходит для изучения бедности на региональном и местном уровнях.
С учетом предыдущего этапа авторского исследования поставленной проблемы, в рамках которого было определено, что феномен бедности возникает как реакция территориальной социально-экономической системы на несовершенство институциональных условий ее функционирования [9, с. 142, 145] и на основе проведенного анализа концептуальных подходов к исследованию бедности в своих дальненйших исследованиях мы будем исходить из того факта, что бедность – это многомерное явление, определяемое депривациями в жизнедеятельности населения и негативно характеризующее его социально-экономическое положение. На данном этапе на основе данных Росстата с учетом сопоставимости на региональном уровне нами сформирован перечень показателей измерения бедности населения на региональном уровне [12]:
– по доходам: среднедушевые денежные доходы в малоимущих домохозяйствах, дефицит денежных доходов в малоимущих домохозяйствах, распределение малоимущих домашних хозяйств по основным социально-демографическим категориям, распределение малоимущего населения по месту проживания, возрасту, отношению к экономической активности, доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже медианного среднедушевого дохода;
– по потреблению: потребление основных продуктов питания в малоимущих домашних хозяйствах, стоимость питания по основным группам пищевых продуктов в малоимущих домашних хозяйствах, структура стоимости питания по основным группам пищевых продуктов в малоимущих домашних хозяйствах, состав пищевых веществ в потребленных продуктах питания в малоимущих домашних хозяйствах;
– по оценке деприваций: распределение малоимущих домашних хозяйств по видам занимаемого жилья, число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, меры социальной поддержки малоимущим семьям с детьми.
Заключение
В результате теоретического обобщения зарубежного и российского опыта исследований уровня жизни и проблемы бедности нами уточнены концепты уровня жизни и бедности. Уровень жизни – один из трех доменов благосостояния, включающего помимо уровня жизни, условия и качество жизни населения. Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, отражающая уровень обеспечения потребительскими товарами и услугами в объеме, позволяющем варьировать их структурой с целью оптимального удовлетворения потребностей человека или домохозяйства. Особое место в исследованиях уровня жизни населения занимает проблема бедности – многомерного явления, определяемого депривациями в жизнедеятельности человека, и негативно характеризующее его социально-экономическое положение.
Источники:
2. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/universal-declaration-of-human-rights (дата обращения: 24.09.2023).
3. Гловели Г.Д. История экономических учений. - М.: Юрайт, 2013. – 777 c.
4. Губарев Р.В., Дзюба Е.И., Куликова О.М., Файзуллин Ф.С. Управление качеством жизни населения в регионах России // Журнал институциональных исследований. – 2019. – № 11 (2). – c. 146-170. – doi: 10.17835/ 2076-6297.2019.11.2.146-17010.
5. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 c.
6. Иброхимзода И.Р., Саидов Р.Н. Теоретические аспекты повышения уровня жизни населения // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2020. – № 3. – c. 47-58.
7. Кайдалов Е.П. Уровень жизни: проблемы и решения в России и в развитых странах. - М.: Лаборатория Книги, 2012. – 175 c.
8. Корчак Е.А. Бедность населения как угроза устойчивому развитию российской Арктики // Арктика и Север. – 2020. – № 40. – c. 47-65. – doi: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.47.
9. Корчак Е.А. Институциональная среда бедности населения северного региона России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. – 2007. – № 1. – c. 142-148.
10. Курс экономической теории. / Под ред. М.И. Плотницкого. - Минск: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 c.
11. Методологические положения по статистике. Выпуск первый 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b99_10/Main.htm (дата обращения: 14.08.2023).
12. Методологические рекомендации по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d040/6-1-3.htm (дата обращения: 17.05.2023).
13. Митюгина М.М., Кравченко Т.В., Чайников В.Н. Оценка показателей многомерной бедности как критерий оценки качества жизни населения региона // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 38. – c. 235-245. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-6-235-245.
14. Народное благосостояние: Методология и методика исследования. - М.: Наука, 1988. – 304 c.
15. Политическая экономия: Словарь. / Под ред. М.И. Волкова и др. - М.: Политиздат, 1979. – 463 c.
16. Расчет показателя многомерной бедности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ophi.org.uk/wp-content/uploads/AFM_russian_2-pager_WEB.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
17. Скибицкий М.М. Информационная эпоха и новая экономика в трудах Мануэля Кастельса // Мир новой экономики. – 2015. – № 4. – c. 62-68.
18. Социально-экономическая статистика. / Под ред. проф. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 703 c.
19. Статистика. / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Высшее образование, 2009. – 566 c.
20. Токсанбаева М.С. Исследование бедности «методом лишений»: первый российский опыт // Экономическая наука современной России. – 1999. – № 1. – c. 22-28.
21. Томских М.С. Качество жизни в концепции «общества риска» У. Бека // Гуманитарный вектор. – 2016. – № 2. – c. 23-29. – doi: 10.21209/2307-1826-2016-11-2-23-2912.
22. Уровень жизни городского населения России и социальные проблемы реформ. / Под ред. М.А. Можиной. - М.: ИСЭПН РАН. Междисциплинарный академический центр социальных наук, 1995. – 256 c.
23. Шабунова А.А., Морев М.В., Россошанский А.И., Белехова Г.В. Уровень жизни и социальная реальность: мониторинг перемен. / монография. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. – 122 c.
24. Ученые из ВШЭ предложили оценивать бедность с точки зрения возможностей. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.hse.ru/post/846 (дата обращения: 27.05.2023).
25. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) О прожиточном минимуме в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (дата обращения: 17.06.2023).
26. Шкиренко Г.А. Благосостояние индивидуальное и общественное – современные тенденции // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – c. 102-107.
27. Barreiro-Gen M. Discussing Approaches to Standard of Living. / In: Leal Filho, W., Azul, A., Brandli, L., Özuyar, P., Wall, T. (eds) Decent Work and Economic Growth. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. - Springer, Cham, 2019.
28. Beccaria L., Fernandez A. Midiendo la pobreza multidimensional usando encuestas de hogares. Problemas Del Desarrollo // Revista Latinoamericana De Economía. – 2021. – № 51 (200). – doi: 10.22201/iiec.20078951e.2020.200.68201.
29. Low income cut-offs (LICOs) before and after tax by community size and family size, in current dollars. [Электронный ресурс]. URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1110024101 (дата обращения: 02.09.2023).
30. Mack J., Lansley S. Poor Britain. - London: George Allen & Unwin, 1985.
31. Nazarbaeva E.A., Pishnyak A.I., Khalina N.V. Multidimensional poverty: Methodology and calculations on Russian data // Russian Journal of Economics. – 2020. – № 8 (4). – p. 352-380. – doi: 10.32609/j.ruje.8.81710.
32. Poverty and Shared Prosperity 2020: Reversals of Fortune. [Электронный ресурс]. URL: https://public.flourish.studio/visualisation/4517134/ (дата обращения: 05.09.2023).
33. Sen A. The Standard of Living. The Tanner lectures on Human Values Delivered at Clare Hall. - Cambridge University, 1985.
34. Spicker P. Definitions of poverty: twelve clusters of meaning. [Электронный ресурс]. URL: http://rszarf.ips.uw.edu.pl/welfare-state/spicker.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
35. Townsend P. Poverty in the United Kingdom. , 1979. – 261 p.
36. 2021 Poverty Guidelines. [Электронный ресурс]. URL: https://aspe.hhs.gov/2021-poverty-guidelines#threshholds (дата обращения: 17.06.2023).
Страница обновлена: 17.07.2024 в 16:49:29