Макроэкономические перспективы Узбекистана: потенциал и предпосылки их достижения
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Введение
В Стратегии «Узбекистан – 2030», принятой в сентябре 2023 г., была поставлена достаточно амбициозная цель довести к 2030 г. объем ВВП до 160 млрд. долл., а доход на душу населения – до 4 тыс. долл., тем самым поставлена задача войти в ряд стран с уровнем доходов выше среднего [1].
Для достижения этих высоких макроэкономических индикаторов был определен целевой ориентир темпов среднегодового прироста ВВП - 6−7%, при годовой инфляции не более 5−6%. При этом дефицит консолидированного бюджета в 2024 году намечено понизить до 3%, а в перспективе и до 2% ВВП. Для этого предусматривается повышение приходной части бюджета путем пересмотра и упорядочения предоставляемых льгот и субсидий, а также повышения уровня собираемости налогов. Кроме того, для удержания государственного долга в пределах 50% ВВП, с целью сокращения нагрузки на бюджет, намечено принять среднесрочную стратегию управления внешними заимствованиями. ВВП Узбекистана впервые в истории превысил 1192 триллиона сумов или 101 млрд долларов. Это на 125 триллиона сумов больше, чем годом ранее.
В Центральной Азии создана благоприятная политическая атмосфера, которая становится процветающим, стабильным и привлекательным для инвестиций и сотрудничества регионом. Общий товарооборот России со странами ЦА в 2023 г. превысил $30 млрд. Крепким фундаментом дружбы между народами ЦА служит их историческая, духовная и культурная близость, способствующая плодотворному развитию экономического сотрудничества активизации кооперационных связей на современном этапе.
Основанием для выдвижения столь высоких макроэкономических ориентиров, намеченных Стратегией «Узбекистан – 2030», послужила сформированная за последние годы современная институциональная архитектура реформирования и модернизации национальной экономики, позволившая обеспечить достижение позитивных макроэкономических показателей, а также улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в стране.
Во многом благодаря личным усилиям президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева удалось добиться существенных результатов в формировании новой стратегической концепции регионостроительства в ЦА и создании единого геоэкономического пространства региона, имеющего вполне конкретное политическое и социальное измерение. Впервые многократные, независимые от других государств, встречи руководителей стран ЦА стали серьезным стимулом для расширения сотрудничества. Ещё недавно сильно отдаленные друг от друга государства все больше идут на сближение и соглашения. И более закрытая Туркмения втягивается в центральноазиатское сотрудничество. Используя различные методы и модели, SWOT контент-анализ, многовариантные расчеты, обосновывая новые драйверы экономического роста в ближайшей и более отдаленной перспективе дана высокая оценка модернизационному скачку инновационно-прорывного сценария на базе реализации Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. и успешно осуществляемой Стратегии на 2022-2026 гг. В рейтинге Индекс экономической свободы, публикуемом центром "The Heritage Foundation" совместно с изданием Wall Street Journal, республика улучшила показатели на 20,2 балла, набрав 75,6 балла. Это позволило подняться с 163 на 67 место в рейтинге. Узбекистан занял первое место среди стран ЦА в рейтинге по контрольному показателю "свобода торговли".
Основная часть
За 2023 г. номинальный ВВП Узбекистана увеличился по сравнению с 2019 г. в 1,5 раза и достиг 90,9 млрд. долл. При этом значение индекса дефлятора за этот период сократилось на 5,6% и составило 112,2%. Это обусловлено снижением уровня инфляции до самого низкого показателя с 2016 г. – 8,8%.
Валовая добавленная стоимость, созданная всеми отраслями экономики, достигла 94,5% от общего объема ВВП (2019 г. – 91,5%), а чистые налоги на продукты – 5,5% (2019 г. – 8,5%), что свидетельствует о снижении налоговой нагрузки и сокращении ее в перспективе к 2026 г. до 25%. Наибольшие темпы роста валовой добавленной стоимости отмечаются в сфере услуг – 2,3 раза, торговле – 2,2 раза, промышленности и строительстве – в 2 раза, сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 1,9 раза.
В отраслевой структуре ВВП следует выделить следующие позитивные сдвиги. Так, удельный вес сферы услуг повысился с 39,6% до 43,4%, в то время как доля сельского, лесного и рыбного хозяйства понизилась с 26,6% до 24,3%. В 2023 году ВВП на душу населения в реальном выражении увеличился, по сравнению с 2019 г. на 13,2% и достиг 2495,6 долл. США.
В среднесрочном периоде, согласно оценкам международных финансовых институтов, Узбекистан останется одним из самых динамично развивающихся государств в регионе Европы и Центральной Азии. Так, в отчете Всемирного банка за январь эксперты ожидают рост экономики в 2024 -2025 гг. на 5,5% (для сравнения рост экономики Европы и Центральной Азии в целом в 2024 г. прогнозируется до 3,1%, а 2025 г. - до 3,7%.) [11].
По прогнозам Министерства экономики и финансов Узбекистана, в 2024 г. темпы роста экономики страны повысятся на 5,6-5,8%, вследствие ожидаемого увеличения производства в промышленности (6%), сфере услуг (6,1%) и сельском хозяйстве (4%) [10].
В качестве одного из важнейших факторов роста экономики в среднесрочной перспективе выступает увеличение валового накопления основного капитала предприятий. С 2019 по 2023 гг. объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,8 раза и составил 33% ВВП, против 23,9% в 2019 г. Произошли и качественные изменения его структуры. Так, удельный вес централизованных инвестиций сократился с 26,6% до 12,7%, а иностранные инвестиции и кредиты выросли с 31% до 53,3%, в том числе прямые иностранные инвестиции с 19,6% до 23,9% [8].
В технологической структуре на приобретение машин, оборудования и инвентаря было направлено 45,9% от общего объема инвестиций в основной капитал, проведение строительно-монтажных работ - 45,6%, прочие затраты –8,5%. Это позволит укрепить технологический суверенитет и обеспечить инновационную самодостаточность в системообразующих отраслях экономики и повысить их экспортный потенциал.
Переход на открытую модель экономики и развитие международных экономических отношений способствует росту внешнеторгового оборота страны за 2019-2023 гг. с 42,2 до 62,6 млрд. долл. [4]. В результате реализация мер по повышение экспортного потенциала страны, поддержку экспортеров со стороны государства и расширение номенклатуры экспортируемой продукции, количество экспортеров превысило 7 тыс. (2019 г. – менее 6 тыс.), а объем экспорта товаров и услуг достиг 24,4 млрд. долл. США и по сравнению с 2019 г. увеличился на 6,5 млрд. долл.
Этому способствовало присоединение Узбекистана к системе GSP+, что позволяет беспошлинно ввозить в Европу 6200 видов товаров. Для дальнейшего стимулирования экспорта продукции с добавленной стоимостью и диверсификации экспортных поставок в 2024 г. выделяется 800 млрд. сум, а также кредитов в сумме 200 млн. долл. США.
Одним из факторов ускорения реформ и обеспечения устойчивого роста в Узбекистане является привлечение частных инвестиций на основе государственно-частного партнёрства. Так, с момента создания Агентства по развитию государственно-частного партнёрства Узбекистан заключил сделки по ГЧП на 10 млрд долл., а до 2026 г. планирует увеличить их до 14 млрд. долл. Выдвинуты важные инициативы по дальнейшему развитию региональной торговли, транспортно-транзитного потенциала, промышленной кооперации, водно-энергетического нексуса, адаптации к изменению климата, а также укреплению безопасности, культурно-гуманитарного сотрудничества и другим направлениям.
Центральная Азия является одной из древнейших мировых цивилизаций. В средние века через ЦА проходили самые оживленные маршруты Великого Шёлкового пути – торговой магистрали, возникшей в III веке до н.э. и просуществовавшей до XVII в. «Развитие идет там, где проходят торговые пути», – говорили древние мудрецы. [6] И лишь на рубеже третьего тысячелетия с распадом СССР для мировых и региональных держав здесь открылись беспрецедентные возможности и шансы продвижения своих интересов.
Плодотворное взаимодействие осуществляется странами в рамках международных и региональных организаций - ООН, ШОС, СНГ, Организации экономического сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации тюркских государств, Большого Евразийского пространства, Международного фонда спасения Арала, других объединений и более чем 120 других международных и региональных союзов. Налажены тесные связи со всеми развитыми государствами, МФО и ВТО. Стратегическое значение ЦА резко возрастает. Вместе с тем ни одному из государств ЦА пока не удалось совершить качественный скачок в своем развитии и войти в число развитых стран мира. Центральноазиатская интеграция скорее имеет больше потенциала, чем реализованных возможностей стратегического роста. В настоящее время ведется активная работа по созданию единого туристического бренда и запуска туристических кластеров, что будет способствовать увеличению потока туристов в Центральную Азию и, как следствие, популяризации ее культуры.
В мире обостряются геополитические и экономические проблемы, сокращаются инвестиционные потоки, усиливаются климатические бедствия, становится больше рисков и угроз на пути устойчивого развития, идет беспрецедентная борьба за иностранные инвестиции. Возникает акцент на ускорении интеграционных процессов в ЦА, усилении взаиморасчетов в национальных валютах и подключении к межгосударственной кооперации, формирования партнёрства с соседними евразийскими государствами, создание новых, дополнительных интеграционных возможностей, «сшивание» наиболее подготовленных стран в ЦА в СНГ.
2-3 мая 2024 г в Ташкенте стартовал III международный инвестиционный форум, на который приехали более 2,5 тысяч иностранных участников из 93 стран мира, тогда как в 2022 г на I форуме их было 1,5 тысяч участников из 56 стран. III форум освещался более чем в 110 иностранных изданиях, включая ведущие мировые медиа: “ CNN”, Euronews, London Post, Associated Press” и др. По итогам форума подписаны соглашения на 26,6 млрд долл., что в 2,3 раза больше, чем три года назад.
Основными георисками стабильности в ЦА являются проблемы использования водных ресурсов, деградация окружающей среды, неразвитая логистика, наркобизнес, международный терроризм и религиозный экстремизм, которые могут «вызревать» как в результате складывающейся ситуации внутри региона. Возможно проведение совместной конференции в формате «brainstorming», для осмысления предстоящих социально-экономических трансформаций, координации усилий по решению Аральской проблемы. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчёркивалась узбекская инициатива, направленная на улучшение экологической, социальной, экономической и демографической ситуации. Важно провести международную конференцию, посвященную формированию крупных водохозяйственных комплексов в акватории Аральского моря, организовать приемлемые гидрологические условия, основанные на использовании водных ресурсов России и возможности переброски их части (в пределах 6%) в страны ЦА. За счёт строительства дамбы и регулирующего сооружения удастся поддерживать в этом водоёме необходимые гидробиологические условия. Его реализация может принести практическую выгоду и России (в виде снижения негативных последствий изменения климата и водности рек Сибири), а также в обводнении ряда вододефицитных регионов по трассе переброски.
Системно-адаптивный подход к трансформации ЦА и как важнейшая часть эколого-экономического развития Аральского моря, над которым в 1965-1985 гг. работало более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 НИИ (в их числе 32 академических института), 30 союзных министерств и ряд крупных НИИ и вузов ЦА, актуален, прежде всего, тем, что связан не только с решением производственных задач, но и с улучшением среды обитания 70-80 млн жителей по трассе переброски. Позже популярная тогда идея интеграции ЦА не имела того политико-экономического значения, которая она приобрела с развалом СССР, перестройкой экономики и созданием новых независимых государств. Если бы проект был реализован не было бы тех российских катаклизмов с водными проблемами, которые произошли в марте-апреле 2024 г.
Обеспечения комплексного и сбалансированного социально-экономического развития областей, районов и городов, эффективного использования их потенциала является одним из приоритетов «Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы» [2]. В рамках этого направления реализуется пятилетние региональные программы, разработанные по 14 регионам в разрезе районов и городов. При этом особое внимание уделяется разработке и реализации отдельных программ развития депрессивных городов и районов по рейтингам социально-экономического развития. Были тщательно проанализированы резервы и возможности, имеющиеся в каждой сфере, отрасли и регионе для увеличения доходов государственного бюджета и роста ВВП.
Это позволило правительству Узбекистана предпринять комплекс адаптированных механизмов и методов государственного регулирования структурных преобразований, модернизации и диверсификации в целях сокращения диспропорций территориального развития.
Как результат, по уровню диспропорций территориального развития, Узбекистан в 2024 г. можно отнести к странам с относительно невысокой дифференциацией. Так, по данным аналитического доклада «Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения», уровень диспропорций ВРП на душу населения в США и странах ЕС составляет 3-5 раз, для сравнения в России он превышает 25- кратный показатель [12].
За годы реализации Стратегии действий было принято около двух тысяч законов, Указов и постановлений, направленных на поддержку развития предпринимательского сектора экономики. Особое внимание уделялось обеспечению правовой защиты, устранению многочисленных административных барьеров для бизнеса, ограничению вмешательства в предпринимательскую деятельность. Были отменены свыше 100 лицензий и разрешений, отменены лишние проверки, сняты ограничения, связанные с оборотом наличных денег, валюты и сырья. В результате этих мер в стране значительно улучшился бизнес-климат, что нашло отражение как в международных рейтингах, так и динамике прироста малых предприятий и микрофирм, которых за период 2018-2023 г.г. было вновь создано в количестве свыше 510 тыс. ед. [8]
Наибольшее количество новых субъектов малого предпринимательства было организовано в сферах торговли – 189,5 тыс. ед. (или 37,1 %), услуг – 123,4 тыс. ед. (или 24,2 %) и промышленности – 99,0 тыс. ед. (или 19,4 %).
Только за 2023 г. этим сектором экономики было освоено инвестиций в основной капитал на сумму 181,1 трлн. сум, или 51,4 % от их общего объема, произведено промышленной продукции – 176,5 трлн. сум (26,9%), оказано услуг – 224,4 трлн. сум (47,7%), экспортировано продукции (работ услуг) - 7,1 млрд долл. США (29,0%).
Одним из инструментов обеспечения устойчивого экономического роста и сокращения диспропорций регионального развития выступают территории с особым экономико-правовым режимом, позволяющие использовать передовой зарубежный опыт и инвестиции на территории страны. На 1 января 2024 года в стране действуют 21 специальная экономическая зона (СЭЗ), 328 малых промышленных зон (МПЗ), 23 технопарка и 437 кластера, в которых функционируют: СЭЗ - 768 предприятий, МПЗ - 2494, технопарки - 1694 и кластеры - 440 предприятий. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в них превысил 11 трлн. сум, в том числе: в СЭЗ – 6,3 трлн. сум, МПЗ – 1, 04 трлн. сум, технопарках – 0,68 трлн. сум и кластерах – 3,6 трлн. сум. Это позволило обеспечить производство промышленной продукции в них порядка 80 трлн. сум, в том числе: в СЭЗ – 37,8 трлн. сум, МПЗ – 9,5 трлн. сум, технопарках – 0,9 трлн. сум и кластерах – 31,8 трлн. сум [5].
Предложенная лидером Узбекистана новая площадка - Консультативные встречи глав государств Центральной Азии буквально за несколько лет, полностью изменила политическую архитектуру взаимоотношений между государствами Центральной Азии и открыло новый этап углубление многопланового партнёрства, основным драйвером которого выступает торгово-экономическое сотрудничество. Страны региона прилагают все необходимые усилия для развития практического взаимодействия в данной сфере. В результате ЦА становится одним из важных центров экономического роста и инвестиционной активности. Крупные региональные проекты приносят не только ощутимую взаимную пользу, но и меняют всю конфигурацию экономики государств Центральной Азии. Это позволило за последние пять лет увеличить внутрирегиональный товарооборот на более чем 80% до 11 млрд. долл., а в ближайшую перспективу его планируется довести до 15 млрд. долл.
Стратегия «Узбекистан-2030» фокусируется на создании в стране современной системы, соответствующей мировым стандартам и способствующей развитию критического мышления, творческого подхода и профессионализма. В целях обучения молодёжи современным знаниям и навыкам, а также создания условий для их комфортной работы в высокодоходных сферах на платформе uzbekcoders.uz компанией «Coursera» (США) организованы курсы, на которых прошли обучение 215 тысяч человек. Все это открыло большие возможности для ее интеграции в глобальные цепочки добавленной стоимости, превращения в важное звено межрегиональной взаимосвязанности, что в свою создает для каждой из стран, в том числе и Узбекистана, предпосылки обеспечить достижение намеченных целей, какими бы амбициозными они не были.
Выводы
Диагностика макроэкономических факторов позволила выявить предпосылки достижения основных макроэкономических индикаторов, обозначенных в Стратегии «Узбекистан - 2030» по обеспечению устойчивого экономического роста и повышения доходов населения. Среди них следует выделить следующее:
- рост ВВП Узбекистана сопровождается сокращением уровня инфляции и качественным изменением его структуры, а именно увеличением валовой добавленной стоимостью, создаваемой всеми отраслями экономики и снижением налоговой нагрузки;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал происходит на основе качественных сдвигов – уменьшением удельного веса централизованных инвестиций и повышением иностранных, в том числе прямых инвестиций, причем основной объем привлеченных средств расходуется на приобретение машин и оборудования для вновь организуемых и модернизируемых производств, которые в перспективе обеспечат устойчивый экономический рост на основе выпуска конкурентной продукции с добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынке, а также рост экспортного потенциала страны;
- реализация пятилетних региональных программ будет способствовать снижению диспропорций территориального развития, устойчивому развитию областей на основе эффективного использования имеющегося местного потенциала, особенно в сфере среднего и малого предпринимательства, что в конечном счете позволит обеспечить рост занятости и доходов населения;
. развитие многопланового сотрудничества со всеми странами Центральной Азии в интересах повышения общего благосостояния и прогресса.
Страница обновлена: 05.09.2024 в 09:40:37