Современные тенденции инвестиций в сельское хозяйство

Мустафаева Р.Р.1
1 Азербайджанский Государственный Аграрный Университет, Гянджа

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Мустафаева Р.Р. Современные тенденции инвестиций в сельское хозяйство // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 6. – С. 1457-1468. – doi: 10.18334/epp.11.6.112254.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46332121
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Учитывая меняющийся глобальный экономический контекст в статье рассматриваются последние тенденции в сфере инвестирования сельского хозяйства. Автор отмечает, что инвестиции в сельское хозяйство являются важнейшим инструментом повышения производительности сельского хозяйства, а также сокращения бедности и улучшения благосостояния бедных слоев населения. В статье раскрыты роль и значение частных, иностранных и государственных инвестиций, анализируются основные факторы привлекающие и сдерживающие рост инвестиции в сельское хозяйство. Подчеркивается, что масштабные инвестиции также могут иметь неблагоприятные социальные и экологические последствия. В итоге автор отмечает, что решающее значение в росте инвестиций в сельское хозяйство имеют человеческий капитал и динамичные системы сельскохозяйственных инноваций

Ключевые слова: инвестиции, сельское хозяйство, рост, производительность, инновации

JEL-классификация: Q10, Q50, Q14, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Сельское хозяйство страдало и продолжает страдать в результате долгосрочного недостатка инвестирования как на макро-, так и на микроуровне [1] (World Bank, 2007). Инвестиции в сельское хозяйство – важная и наиболее эффективная стратегия сокращения бедности в сельских районах, где проживает большая часть бедного населения мира [2] (World Bank, 2008). Инвестиции повышают продуктивность производства, увеличивают доступность продуктов питания на рынке и помогают сохранять цены на низком уровне, делая продовольствие более доступным для сельского и городского потребителя. Также инвестиции в сельское хозяйство уменьшают уязвимость продовольственных поставок от шоков, способствуя стабильности потребления.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности, что становится невозможным при низком уровне инвестиций в сельское хозяйство. Инвестиции в сельское хозяйство должны способствовать повышению устойчивости методов ведения сельского хозяйства, включая сохранение почвы и воды, улучшение системы орошения, повышение эффективности использования воды и сохранение биоразнообразия, а также способствовать генетическому улучшению в сельском хозяйстве.

Основной целью исследования является определение основных факторов, привлекающих и сдерживающих рост инвестиций в сельское хозяйство. Задачи исследования – сравнить уровень инвестирования в сельское хозяйство в развитых и развивающихся странах; определить факторы, привлекающие инвесторов; исследовать взаимосвязи между инвестициями в сельское хозяйство и производительностью; выявить неблагоприятные последствия иностранного инвестирования в сельское хозяйство.

Новизна исследования заключается в определении инвестиционной привлекательности сельского хозяйства для внутренних и внешних инвесторов и реализации мер по предотвращению негативных последствий крупномасштабного инвестирования в сельское хозяйство.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что инвестиционные процессы в сельском хозяйстве требуют их исследования.

При работе над статьей использованы теоретические методы исследования анализа и синтеза, индукции и дедукции и эмпирические методы сравнения и обобщения. Использованы материалы и отчеты международных сельскохозяйственных организаций, в частности Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО), Международного сельскохозяйственного фонда развития (IFAD), и исследования различных авторов в данной области.

Инвестиции в сельское хозяйство

Согласно оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), с учетом последних прогнозов Организации Объединенных Наций (ООН) для удовлетворения растущего спроса сельскому хозяйству к 2050 году необходимо будет производить почти на 50% больше продуктов питания, кормов и биотоплива, чем в 2012 году. Удовлетворение возросшего спроса не должно стать серьезной проблемой, если своевременно предпринять соответствующие меры. Самый высокий рост сельскохозяйственного производства был зарегистрирован с 1960 по 2015 год, за этот период мировое сельскохозяйственное производство увеличилось более чем в три раза [3] (FAO, 2017). Однако из-за ряда факторов, включая изменение климата, увеличение давления на природные ресурсы, недостаточных инвестиций в сельское хозяйство и пробелах в технологиях поддерживать темпы роста производства становится труднее, чем в прошлом. Только инновации и быстрое технологическое развитие открывают перспективу для удовлетворения потребности в продуктах питания на устойчивой основе. Однако этого можно добиться только с помощью эффективной государственной политики увеличения инвестиций и развития государственно-частного партнерства, которые используют возможности для поддержания текущего уровня производительности, устойчивого повышения доходности и сокращения бедности.

Исследование, подготовленное Продовольственной сельскохозяйственной организацией (FАО) совместно с Международным сельскохозяйственным фондом развития (IFAD) и Мировой продовольственной программой (WFP), показало, что текущий уровень инвестиций и социальных расходов не приведет к росту доходов и улучшению доступа к продуктам питания, достаточным для искоренения голода к 2030 году. При обычном ведении дел масштабы голода снизятся, но более 650 миллионов человек, или 8% населения мира, будут по-прежнему недоедать в 2030 году [4] (FAO, IFAD&WFP 2015). В отчете подсчитано, что в глобальном масштабе для искоренения голода к 2030 году требуются дополнительные инвестиции в объеме 265 миллиардов долларов США в год. Эти инвестиции потребуются для программ социальной защиты (67 миллиардов долларов США), что улучшит доступ к продуктам питания для уязвимых групп населения, а также для инвестиций в производственную деятельность в интересах неимущих (198 млрд долларов США), которая обеспечивает малообеспеченных возможностями зарабатывать, сберегать, инвестировать и улучшить свои средства к существованию.

В настоящее время страны с низким и средним уровнем дохода инвестируют в сельское хозяйство почти столько же, сколько и страны с высоким уровнем дохода, – около 190 миллиардов долларов США в обеих группах стран. В период 1991–2014 гг. инвестиции в сельское хозяйство повысились во всех группах стран, хотя и разными темпами. В странах с высоким уровнем дохода инвестиции выросли примерно со 120 миллиардов до 190 миллиардов долларов США, среднегодовые темпы роста составили примерно 2%. В Китае инвестиции выросли с 10 миллиардов до 75 миллиардов долларов США, темп роста около 9%, в то время как инвестиции в сельское хозяйство в странах с низким и средним уровнем доходов выросли с 45 миллиардов долларов США до 115 миллиардов долларов США, рост составляет около 4% [3] (FAO, 2017).

Преобладание стран с низким и средним уровнем дохода в глобальных инвестициях в сельское хозяйство не подразумевает, что этот сектор рассматривается как более важный. Сравнение доли инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций и доли сельскохозяйственной добавленной стоимости в ВВП выявляет важные структурные различия между группами стран. Степень капиталоемкости в секторах сельского хозяйства также различается и показывает, что сельское хозяйство в странах с высоким уровнем доходов значительно более капиталоемкое, чем в странах с низким и средним уровнем доходов. Однако в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (включая Китай), Южной Азии, Европе и Центральной Азии капиталоемкость сельскохозяйственного производства постепенно увеличивается. Хотя это не может быть однозначно интерпретироваться как сигнал сближения с типом сельского хозяйства в странах с высоким уровнем дохода, это может указывать на то, что капитал постепенно увеличивается, заменяя другие ресурсы и факторы, особенно труд. Фактически доля занятости в сельском хозяйстве этих регионов сокращается. Напротив, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Африке к югу от Сахары и Латинской Америке и в странах Карибского бассейна капиталоемкость снизилась.

Индекс ориентированности на сельское хозяйство

Увеличение инвестиций в сельское хозяйство также имеет решающее значение для достижения второй цели в области устойчивого развития на период до 2030 года, мониторинг которой осуществляется с помощью Индекса ориентированности на сельское хозяйство (Agriculture Orientation Index – AOI).

Индекс ориентированности на сельское хозяйство (AOI) определяется как соотношение доли сельского хозяйства в государственных расходах на долю сельского хозяйства в ВВП [5]. Индекс выше 1 отражает более высокую ориентацию на сельскохозяйственный сектор, который получает высокую долю государственных расходов по сравнению с его вкладом в добавленную стоимость в экономике. Индекс менее 1 отражает более низкую ориентацию правительства, равный 1 – отражает нейтральность.

На глобальном уровне наблюдается снижение индекса ориентированности на сельское хозяйство с 0,42 в 2001 году до 0,26 в 2017 году. За этот период в большинстве регионов индекс стабильно составлял менее 0,5, в частности, в странах Африки к югу от Сахары были зарегистрированы самые низкие значения, которые никогда не превышали 0,35. Регионы, получившие самые высокие оценки, – это Восточная и Юго-Восточная Азия, Северная Америка и Европа, а также Западная Азия и Северная Африка. Хотя в последние годы тенденции в этих регионах снизились, а их значения больше соответствуют другим регионам.

Затраты на сельскохозяйственную деятельность помогают повысить эффективность сектора, производительность и рост доходов за счет увеличения физического или человеческого капитала. Государственные расходы в сельском хозяйстве включают расходы на отраслевую политику и программы; улучшение почвы и борьбу с деградацией; ирригацию и мелиорацию; управление здоровьем животных, обучение животноводству и исследования в области животноводства; морские/пресноводные биологические исследования; облесение и другие лесохозяйственные проекты и т.п.

Данные показывают, что прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство очень малы по сравнению с внутренними инвестициями в сельское хозяйство. Кроме того, на сельскохозяйственный сектор по-прежнему приходится очень небольшой процент от общего притока прямых иностранных инвестиций в большинстве развивающихся стран [6].

В свою очередь, Всемирный банк признает, что крупномасштабные инвестиции в сельское хозяйство создают серьезные проблемы, которые можно успешно решить, только если все заинтересованные стороны будут эффективно сотрудничать. Также следует отметить, что увеличение иностранных инвестиций в сельскохозяйственный сектор рассматривается как угроза продовольственной безопасности [7] (Tsypin, Popov, Ovsyannikov 2016).

Ведущие сельскохозяйственные организации, такие как Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, и Конференция ООН по торговле и развитию разработали принципы инвестирования, которых должны придерживаться все участники, чтобы инвестиции не причиняли вреда, были устойчивыми и способствовали развитию, в частности: уважение прав на землю и ресурсы; обеспечение продовольственной безопасности; обеспечение прозрачности, эффективного управления и соответствующей благоприятной правовой и бизнес-среды; ответственное агроинвестирование, а также обеспечение социальной и экологической устойчивости.

Сельскохозяйственный сектор привлекает все большее внимание со стороны международных и частных инвесторов. Ключевым фактором является долгосрочная тенденция роста цен на продукты питания в течение последнего десятилетия, которая подогревает ожидания инвесторов более высокой доходностью. В целом общее несоответствие между предложением и спросом – в пользу инвестора. К факторам, способствующим увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию и открывающим широкие возможности для инвесторов, относятся:

– рост населения и увеличение продолжительности жизни, способствующие росту спроса на продовольственные товары. Население мира продолжает расти, хотя и более медленными темпами из-за снижения уровня рождаемости. Согласно прогнозам, население мира может вырасти примерно до 8,5 млрд в 2030 г. и 9,7 млрд в 2050 г. [8] (World Population Prospects, 2019);

– рост покупательной способности населения в некоторых развивающихся странах привел к дальнейшему увеличению спроса на продовольствие и изменениям в моделях потребления. Улучшение благосостояния и рост среднего класса также способствуют росту спроса на продовольственную продукцию;

– рост спроса на новые источники энергии, в частности на биотопливо. В этом отношении производители биотоплива и традиционных сельскохозяйственных продуктов будут конкурировать за пахотные земли, что также скажется на других секторах, таких как лесное хозяйство [9].

Государственные инвестиции играют существенную роль в создании необходимых условий и благоприятной среды, в которой фермеры могут процветать. Есть несколько причин, по которым государственные инвестиции необходимы. Во-первых, масштаб инвестиций, недоступный для частных инвесторов, во-вторых, тот факт, что прибыль материализуется в сроки, невыгодные частным инвесторам, отпугивают последних, и в-третьих, частные инвесторы не заинтересованы во вложениях в общественную инфраструктуру (сельские дороги, ирригационные системы и т.п.).

Еще одной мотивацией для инвесторов, особенно государственных, является тот факт, что рост глобального спроса на продовольствие и рост цен поставили под угрозу продовольственную безопасность. Эти факторы привлекли внимание богатых стран, зависящих от импорта продуктов питания. Так, страны Персидского залива, в которых имеется нехватка пахотных земель и воды, для обеспечения продовольственной безопасности своих стран в будущем начали инвестировать в сельское хозяйство за рубежом. Такая тенденция наблюдается в странах с растущим населением, таких как Китай и Индия, которые озабочены вопросами долгосрочной продовольственной безопасности.

Частные инвестиции необходимы, если сельское хозяйство будет выполнять свою жизненно важную функцию содействия экономическому развитию, сокращению бедности и обеспечения продовольственной безопасности. Следует также отметить тот факт, что частных инвесторов привлекает развитая сельская инфраструктура, включая ирригационную систему, системы транспортировки и хранения, а также надежный доступ к энергии и информационно-коммуникационные технологии. Политика привлечения инвестиций должна быть направлена ​​не только на увеличение частных инвестиций в сельское хозяйство, но также на обеспечение устойчивости и ответственности. Фермеры, особенно мелкие фермеры в развивающихся странах, часто основной источник частных инвестиций в сельское хозяйство. Исследования показывают, что фермеры являются крупнейшими инвесторами в сельском хозяйстве [10] (Lowder, Carisma, Skoet 2012). Внутрихозяйственные инвестиции – больше чем в два раза важнее, чем все другие источники инвестиции вместе взятые. Особое внимание необходимо уделять тому, чтобы мелкие фермеры могли инвестировать в свои хозяйства и получать выгоды от государственных и частных инвестиций.

Иностранные инвестиции могут предоставить ключевые ресурсы для сельского хозяйства, включая развитие необходимой инфраструктуры и расширение источников средств к существованию для местного населения. Если масштабное приобретение земли приводит к ее экспроприации или нерациональному использованию, то иностранные инвестиции в сельскохозяйственные земли могут быть политически неприемлемыми. Поэтому следует учитывать долгосрочные интересы инвесторов, правительств принимающих стран и местных жителей, чтобы гарантировать и согласовать интересы всех сторон. Обычно эти договоренности носят транснациональный характер.

Инвестиции как фактор повышения сельскохозяйственной производительности

Инвестиции являются важным фактором повышения производительности. Производительность – это основной фактор, определяющий доходы фермерских хозяйств, что способствует улучшению условий жизни населения и позволяет снизить нагрузку на ограниченные природные ресурсы. Рост производительности важен для долгосрочного повышения уровня жизни. Достижение повышения эффективности – как внутри секторов, так и внутри компаний – необходимо и является проблемой для всех стран, как развивающихся, так и развитых. Инвестиции в сельское хозяйство могут эффективно увеличить производительность сельскохозяйственного труда и земли. Учитывая ограниченные возможности для расширения площадей, рост сельского хозяйства будет в основном зависеть от роста производительности, поддерживаемого, в частности, частными инвестициями в физический, человеческий и интеллектуальный капитал.

Экономические исследования показывают, что исследование взаимосвязи между инвестициями в сельское хозяйство и производительностью требует обновления рабочего определения инвестиций и расширения его за пределы физического капитала. Исследователи обнаружили относительно слабую связь между физическим капиталом и ростом по сравнению с инвестициями в технологии и человеческий капитал. Тем не менее инвестиции в физический капитал могут быть предвестником, стимулирующим частные инвестиции, и дополнять государственные и частные инвестиции в человеческий капитал [11] (Zepeda).

Частные лица, особенно фермеры, безусловно, являются крупнейшим источником инвестиций в сельской местности. Однако, как отмечалось выше, инвестиции в общественные блага, такие как институциональное строительство, исследования, направленные на повышение производительности, сельский транспорт, здравоохранение, образование и социальная защита, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития, большей частью осуществляются государством.

Международные инвесторы способствуют накоплению сельскохозяйственного капитала в некоторых странах. Они могут создавать новые рабочие места и делиться опытом, финансовыми и маркетинговыми возможностями для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и производственно-сбытовых цепочек. Однако масштабные инвестиции также могут иметь неблагоприятные социальные и экологические последствия. Политика, законы и нормативно-правовые акты должны быть хорошо продуманными и эффективными, реализованы для обеспечения того, чтобы такие инвестиции приносили как экономические, так и социальные выгоды для принимающей страны, включая улучшение условий жизни и сокращение бедности, гарантируя при этом устойчивое использование природных ресурсов.

На решения инвесторов в первую очередь влияет качество проводимой инвестиционной политики. Прозрачность, согласованность политики и недискриминация могут повысить доверие инвесторов. Безопасный доступ к земле и воде и эффективные механизмы для обеспечения соблюдения контрактов и компенсации экспроприации также имеют решающее значение для привлечения будущих инвестиции в сельское хозяйство.

Качество инвестиционной политики страны напрямую влияет на решения инвесторов, будь то мелкие или крупные, отечественные или иностранные. Прозрачность, защита собственности и недискриминация – основные принципы инвестиционной политики, которые подкрепляют усилия по созданию качественной инвестиционной среды для всех. Благоприятный инвестиционный климат помогает мобилизовать капитал, навыки, технологии и промежуточные ресурсы, которые позволяют фирмам расширяться, что помогает направлять ресурсы на большее продуктивное использование. Что позволяет предприятиям продуктивно и выгодно инвестировать, но речь идет не только о снижении затрат на ведение бизнеса и повышение рентабельности, надо также убедиться, что инвестиции приносят максимально возможный экономический и социальный эффект.

Инвесторы в сельское хозяйство сталкиваются как с производственными, так и с ценовыми рисками. Неблагоприятные погода, вредители и болезни, а также неустойчивые цены негативно влияют на доходность и сказываются на уровне инвестиций. Правительства должны поддерживать разработку инструментов управления рисками, чтобы помочь инвесторам справляться с этими рисками, в том числе они могут минимизировать подверженность таким рискам.

Сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от климатических переменных, таких как осадки и температура. Следовательно, изменение климата представляет собой серьезную проблему – риск для сектора, влекущий за собой долгосрочные изменения количества осадков и температуры, увеличение частоты и серьезности экстремальных погодных явлений, таких как засухи, наводнения, циклоны или штормы. Кроме того, при повышенной температуре, связанной с изменениями режима выпадения осадков, увеличивают количество вредителей и болезни. Риски воздействия экстремальных погодных явлений могут быть снижены, в частности за счет принятия мер по смягчению последствий изменения климата.

В современных условиях развитие сельского хозяйства определяется уровнем внедрения инновационных технологий и эффективностью производства [12] (Zhadan 2019). Для улучшения качества урожая, снижения потерь и повышения эффективности необходимы инвестиции в инновации и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Мелкие фермеры в развивающихся странах часто ограничены в доступе к ресурсам, технологиям и рынкам. Чтобы гарантировать, что фермеры в полной мере используют возможности ИКТ, важно обеспечить доступ к цифровым технологиям, способствовать развитию технического потенциала и облегчить обмен опытом. Цифровые технологии открывают перспективу повышения эффективности общемировой продовольственной системы и становятся неотъемлемой частью комплексного ответа на вызовы, стоящие перед каждым ее элементом [13] (Osovin 2021). Следует отметить, также что существует широкая взаимосвязь между экспортным потенциалом и инновационной деятельностью, в странах с высокой инновационной активностью экспортные возможности расширяются [14] (Mustafayeva, Narimanov 2020).

Решающее значение в росте инвестиций в сельское хозяйство имеют человеческий капитал и динамичные системы сельскохозяйственных инноваций. Аграрная политика должна поддерживать высокое качество образования и эффективно функционирующие услуги по распространению знаний и консультирования для улучшения человеческого капитала. Они должны способствовать партнерству между национальными и международными исследованиями, лучше увязывать исследования со спросом и эффективно защищать права интеллектуальной собственности для построения эффективных инновационных систем.

Кроме того, необходимо наращивание человеческого потенциала с точки зрения совершенствования предпринимательских навыков. Расширить местную культуру ведения бизнеса и привить мелким фермерам коммерческое мышление, которое будет способствовать повышению эффективности производства.

Эффективные финансовые рынки могут направлять капитал на инновационные и высокоприбыльные инвестиционные проекты как крупных, так и мелких сельскохозяйственных инвесторов, что увеличивает доходы и генерирует экономическую деятельность.

Заключение

Последние десятилетия интерес к сельскому хозяйству растет, что связано со множеством факторов. Рост населения и необходимость удовлетворения его потребностей в продовольствии, высокие и нестабильные цены на продукты питания, изменение климата побудили общественность к осознанию важности сельского хозяйства и к действиям по усилению поддержки этого сектора. Согласно международным отчетам, сельскохозяйственный сектор привлекает все большее внимание инвесторов. Ключевым фактором является долгосрочная тенденция роста цен на продукты питания в течение последнего десятилетия, которая подогревает ожидания инвесторов более высокой доходностью. Инвестиции в сельское хозяйство – важная и наиболее эффективная стратегия сокращения бедности в сельских районах путем создания значительного количества рабочих мест в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных отраслях, развития сельской инфраструктуры.

Таким образом, инвестиции в сельское хозяйство имеют решающее значение для расширения сельскохозяйственного производства в условиях уменьшения площади земель и нехватки воды. Они также способствуют увеличению доходов и потребления в сельской местности, тем самым повышая глобальную продовольственную безопасность.

Инвестиционные стимулы и меры поощрения инвестиций могут быть эффективными инструментами для увеличения инвестиций в сельское хозяйство. Следует, подчеркивая выгодные инвестиционные возможности, использовать сравнительные преимущества страны и сельскохозяйственный потенциал. Для этого требуется наличие благоприятного инвестиционного климата и наличие эффективной системы управления рисками.

Принимая во внимание ограниченные возможности для расширения площадей, рост сельского хозяйства будет в основном зависеть от роста производительности, поддерживаемого инвестициями в физический, человеческий и интеллектуальный капитал. Хотя ввиду экономического кризиса и замедления роста в связи с пандемией как в развитых, так и странах с развивающейся экономикой вряд ли удастся удовлетворить инвестиционные потребности в краткосрочной и среднесрочной перспективе.


Источники:

1. World Bank. 2007. Agriculture for development. World Development Report 2008. Washington, DC
2. World Bank. 2008. World Development Report 2008. Washington, D.C., United States
3. FAO, 2017. The future of food and agriculture – Trends and challenges. Rome. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/3/a-i6583e.pdf 25.03.2021.
4. FAO, IFAD & WFP. 2015. Achieving Zero Hunger. The critical role of investment in social protection and agriculture. Rome, FAO
5. Agriculture Orientation Index for Government Expenditures. [Электронный ресурс]. URL: https://sdg.tracking-progress.org/indicator/2-a-1-agriculture-orientation-index-for-government-expenditures-2/ 09.03.2021.
6. Trends and impacts of foreign investment in developing country agriculture Evidence from case studies. Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2013
7. Цыпин А.П., Попов В.В., Овсянников В.А. Рост иностранного капитала в сельском хозяйстве России как угроза продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – № 3. – c. 197-202. – doi: 10.18334/ppib.3.3.36495.
8. World Population Prospects, 2019. Department of Economic and Social Affairs Population Division. United Nations New York, 2019
9. Agricultural Investment Funds for Developing Countries. Calvin Miller Sylvia Richter, Patrick McNellis, Nomathemba Mhlanga. Food and Agriculture Organization of the United Nations Rome, 2010
10. Lowder, S., Carisma, B. & Skoet, J. 2012. Who invests in agriculture and how much? An empirical review of the relative size of various investments in agriculture in low- and middle-income countries. Agricultural Development Economics Division, Working Paper No. 12-XX, Rome, FAO
11. Lydia Zepeda Agricultural Investment, Production Capacity and Productivity. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/3/X9447E/x9447e03.htm#d (дата обращения: 09.06.2021).
12. Жадан М.В. Инновационное развитие сельского хозяйства: вызовы и перспективы // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1085-1098. – doi: 10.18334/eo.9.2.40592.
13. Осовин М.Н. Обоснование приоритетных направлений межрегионального сотрудничества в сфере цифровизации сельского хозяйства // Продовольственная политика и безопасность. – 2012. – № 2. – doi: 10.18334/ppib.8.2.112065.
14. Мустафаева Р.Р., Нариманов Н.А. Роль инноваций в стимулировании экспортоориентированного производства // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 111-122. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100015.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 20:39:18